Сочинение на тему Образ Алены Дмитриевны в поэме М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого ку. Образ христианской семьи в творчестве М.Ю. Лермонтова

Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится. И поведал Кирибеевич, что страдает, оттого, что полюбил и рассказывает, какая она красавица, с длинными русыми косами, походкой, как у лебедушки, взглядом, как у голубушки, только лицо свое прячет, прикрывая фатой. Но скрыл от царя, что она повенчана с другим по христианскому закону.

Алена Дмитриевна замужем за богатым купцом Калашниковым. Выросла тоже в купеческой семье, батюшка и матушка умерли, старший брат пропал на чужбине без вести, остался младший брат – дитя малое. Она верная жена, мужа почитает как кормильца и заступника; любящая мать, у нее маленькие дети. В ее семье все подчинено патриархальным устоям. Хозяйством ей помогает заниматься старая работница Еремеевна. Алена Дмитриевна очень набожна, ходит молиться в храм. Вот однажды покараулил ее Кирибеевич, когда она возвращалась с вечерней службы, и непристойно хватая за руки и целуя, стал предлагать ей богатство и жизнь такую, что все завидовать станут. Да еще похвастался, что он из знатного рода Скуратовых. Услышав это, у нее от страха ноги подкосились, ведь семья эта славилась своей лютостью. А из-за калиток подглядывали соседушки, зло перешептываясь. Не ведал и не понимал опричник, что творил, на какой позор и бесчестие обрекал ту, которую полюбил. Удалось ей вырваться, убежать домой, оставив платок и фату в руках злодея.

Степан Парамонович, вернувшись вечером домой из лавки, увидел странное, непривычное: не выходит навстречу молодая жена, стол не накрыт к ужину белой скатертью, свечка перед иконами почти догорела. Еремеевна рассказала, что хозяюшка из церкви не вернулась, а дети плачут, не спят без матери. Почувствовал неладное Калашников. Вбежавшая Алена Дмитриевна поразила его: в разорванной одежде, простоволосая, бледная, взгляд безумный. Разгневался, а она в ноги к нему бросившись, все, что случилось, плача рассказала. И не боится она ни молвы, ни смерти, а лишь одного – лишиться его милости, потому что ее, сироту, защитить от поругания некому. Не задумываясь, Калашников решил наказать обидчика, защитить честь семьи. Убив Кирибеевича в кулачном бою, сам принимает мучительную смерть на плахе.

Алена Дмитриевна осталась вдовой, дети осиротели. Кирибеевич разрушил то, что было ее радостью и смыслом жизни. Эту долю она приняла так же достойно, как и ее муж свою казнь, ведь их дети не должны вырасти в обесчещенной семье.

Сочинение про Алёны Дмитриевну

В поэме «Песня про Ивана Васильевича», впервые образ Алены Дмитриевны появился на пиру у царя Ивина Грозного, когда опричник Кирибеевич, начал рассказ своей истории о влюбленности к этой женщине. Он описал ее как красивую русскую женщину, достойного воспитания при этом забыл упомянуть о том, что Алена была помолвлена, по всем христианским традициям с другим мужчиной. Кирибеевич очень сильно страдал от своей безответной любви, и готов был пойти на любые поступки чтобы исправить положение.

Алена Дмитриевна была женой богатого купца Калашникова. Росла в хорошей купеческой семье, из родных остался только младший брат. Она была любящей матерью своим детям и достойно воспитывала их согласно устоям семьи. Ведет хозяйство вместе со своей помощницей по дому Еремеевной. С достоинством хранила верность своему мужу. Однажды по возврату из церкви, она попадает в цепкие руки Кирибеевича, который насильно пытался овладеть ею. При этом хвастаясь своими богатствами и знатным семейным родом Скуратовых. Семья, которая славилась своим жестоким поведением. Несмотря на все уговоры, ей удалось вырваться, она бежала прочь от этого позора, которые наблюдали со стороны соседушки.

Когда вернулся домой ее муж, Степан Парамонович Калашников, он обнаружил, что жены дома не было. Это было очень странно для него, ведь она всегда встречала его с порога, всегда был накрыт стол к его приходу. Да еще и Еремеевна добавила, что дети, мол, плачут без матери, а хозяюшка все еще не вернулась с церкви. Это очень сильно обеспокоило его, дурные мысли стали посещать его голову. Неожиданно вбежавшая в дом Алена Дмитриевна, ошеломила его своим видом. Она стояла вся в разорванной одежде, побледневшая от страха. В слезах рассказывая мужу о произошедшим, она молила его о помощи. Она не повелась на золотые горы обещанные ей Кирибеевичем, сохранив тем самым верность своему мужу. Калашников не долго думая вступился за честь семьи, убив Кирибеевича. После сам погибает от мучительно смерти. Алена Дмитриевна осталась вдовой, несмотря ни на что она оставалась сильной женщиной.

В этой поэме Михаил Юрьевич Лермонтов в образе Алены Дмитриевны, хотел показать образ простой русской красавицы, которая достойна вела себя. Не придавая честь своего мужа, и семьи, она не смотрела ни на кого кроме своего суженного. Вела правильный образ жизни, ходила в церковь, была хорошей матерью и верной супругой.

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про царя Ивана Васильевича

Несколько интересных сочинений

Осенняя пора самая прекрасная. Осень – это и теплые деньки, и дождь и первые заморозки. Осень – это опавшие листья, которые постоянно говорят нам о приближении холодов.

Куприн умел создавать великолепные рассказы. В коротких, но пронизывающих произведениях он умел достичь максимальной содержательности и смысла. Таким могут похвастаться не все писатели мира.

Былина «Садко» создана русским народом. Передавалась от старших к младшим. Былинный гусляр Садко был героем новгородских былин. По мотивам этого произведения композитор Римский-Корсаков написал оперу,

Нет в мире более загадочного и прекрасного чувства, чем любовь. Она воспета в бесчисленных произведениях русской и зарубежной литературы. Именно она даёт человеку возможность жить и преодолевать любые преграды

Анатоль Курагин является второстепенным героем произведения, представляющим контрастный и противопоставляющий образ главным персонажам романа.

Исследовательская работа по литературе “Образ христианской семьи в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” М.Ю.Лермонтова

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

МБОУ СОШ №1 г. Чаплыгина в с.Ломовое

«Образ христианской семьи в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова»

Выполнили учащиеся 9 класса

Руководитель: Каразаева О.Н.

Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней.

(Домострой, Глава 23).

Нет уз крепче этих .

Человек всегда находит самые разные “оправдания” своим поступкам, самую точную аргументацию выбора единственно верного пути. Случай часто руководит нашими помыслами , но есть сейчас и прежде были вечные критерии, которые до поры – до времени мы не имеем духовных сил и житейской мудрости признать правильным и справедливым оправданием нашей жизни.

Что это за основания? Почему они вечны и безупречны? Почему надо признать, что, пренебрегая ими, мы, может быть, лишаем себя чего-то очень важного.

Взявшись искать “идеальное”, обратимся к истокам русской литературы. Жизненная мудрость открывается героям народных сказок после суровых испытаний, чтобы создать семью , поставить дом и положить начало роду или продолжить род. Именно Семья, Дом, Любовь, приобретают символический смысл в литературе. Можно сказать, что уклад русской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою очередь русская культура всегда была хранительницей традиций русской семьи.

Читать еще:  Семья и брак тема егэ. Семья и брак

Славянская семья с незапамятных времен строилась на установившихся веками традициях. Главным в семье считался мужчина, кормилец, защитник, учитель, готовивший себе смену, растивший достойных продолжателей рода. Женщина -хранительница домашнего очага, продолжательница рода, , учила домашнему хозяйству дочерей, готовила их выполнять предстоящую обязанность жены и матери.

Несоблюдение этих традиций в обществе и в семье, как правило, к добру не приводило.

Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Она раскрывает и взаимоотношения поколений, и отношения в семье.

Сам подход к этой вечной теме у писателей разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Отражение темы семьи мы находим на страницах поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Чем руководствовался поэт при изображении семейных отношений?

Нас этот вопрос заинтересовал, и мы попытались найти ответ на него.

Цель нашей работы – проследить нравственные основы христианской семьи, изображённые в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, выявить в «Песне..» элементы предписаний «Домостроя».

Для реализации целей были поставлены следующие задачи :

Перечитать поэму М.Ю. Лермонтова «Песня..»

Изучить историю царствования Ивана Грозного.

Выделить строки, раскрывающие семейный уклад купеческой семьи.

Познакомиться с памятником древнерусской литературы – «Домостроем»

Обозначить нравственные основы христианской семьи XVI века

Мы выбрали тему семейных отношений , потому что нам кажется эта тема актуальной, многоаспектной и увлекательной.

Тема исследования «Образ христианской семьи в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

В основе сюжета поэмы лежит событие, вероятное в 16 веке. Какие-то факты, возможно, взяты из «Истории Государства российского» Н.М.Карамзина , например, упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, обесчещенной опричниками царя. Историки литературы также указывают на фольклорные памятники, которые внимательно изучил М.Ю.Лермонтов, прежде всего – песню о Мастрюке Темрюковиче из книги Кирши Данилова .

В 1835-1836 годах поэт вновь побывал в Тарханах и еще раз соприкоснулся с миром давно уже ему знакомой народной поэзии, со старыми тарханскими песнями.

Обращение к фольклорным источникам, к историческим, разбойничьим и лирическим народным песням позволило Лермонтову в своей поэме воссоздать характер эпохи, её быт и нравы.

Историческая справка: Иван Грозный о бъявил наиболее важную центральную часть страны опричниной — собственной землей царя. Опричные земли царь раздал не знатным, но преданным ему служилым людям. Это и были «опричники» — личная гвардия царя Ивана. Опричники носили у седла метлу и собачью голову в знак того, что они призваны искоренять измену, вынюхивая, подобно собакам, царских недругов и выметая их, как помелом, с земли русской. Ради царя он не должен был знаться ни с «земским» отцом, ни с матерью.

По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением.

Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы.

Обратившись в поэме к эпохе царствования Иоанна Грозного, автор внимательно всматривается в глубину веков и отмечает исконно присущее русскому человеку правдолюбие и стремление «постоять за Правду до последнева».

Нас заинтересовало: на каких основах формировалась православная семья этого периода времени? Какое место в ней занимали жена и муж?

Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.

Сам Степан Парамонович, « молодой купец», «статный молодец» не только исправно ведет своё дело, у него и в доме образцовый порядок : каждый вечер его встречает «молода жена» и «накрыт дубовый стол белой скатертью».

Характерные детали и бытовые подробности «Песни» свидетельствуют о традиционном православном укладе жизни этой семьи, в которой сохраняются благочестивые обычаи предков, царит своеобразная культура древнерусского домостроительства, атмосфера священного домашнего очага. А горящая «свеча перед образом» символизирует христианское мироустроение семьи как малой церкви.

Историческая справка: Домострой» – свод нравственных норм и правил поведения, которым должен следовать добропорядочный христианин. Составлен в середине 16 века. Его авторство связывается с именем Сельвестра. «Домострой» содержит наставления в вере, рекомендации для семейной и бытовой жизни русских людей.

Велика в семье роль жены, хозяйки дома. Своим благоразумием, распорядительностью по хозяйству, попечением о детях, заботой о муже она делает свой дом источником добра, мира, счастья, успокоения, восстановления сил. Сюда, в свой «высокий дом» за Москву-реку устремляется каждый вечер Степан Парамонович после дневных забот и переживаний.

Образ Алены Дмитриевны восходит к библейскому идеалу добродетельной жены, жены-помощницы для мужа своего.

Положение жены назначено ей самим Богом. «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви,- пишет святой апостол Павел в послании к Ефесянам.

Но чтобы осознать и исполнять своё назначение, жена должна вместить в своё сердце Христа Спасителя и его святые заповеди, украсить свою душу нетленными добродетелями, служить «славою, венцом мужа своего» ( Притч. 12,4 ). Именно такой образ русской женщины удалось создать Лермонтову в своей поэме.

Что главное в Алёне Дмитриевне, жене Степана Парамоновича: красота внешняя или внутренняя?

Уникальность образа Алены Дмитриевны – в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы .

Красивая, молодая женщина привлекла внимание царского опричника.

Физически крепкий, «удалой боец», «буйный молодец», Кирибеевич лишен внутренней силы, способной победить зарождающийся в душе грех. Он избалован царской милостью.Как разбойник, преследует поздним вечером возвращающуюся из церкви Алену Дмитриевну с целью похитить то, что ему не принадлежит и принадлежать не может. Уповающий в своей жизни на власть, положение, богатство, он не жалеет при встрече с «красной красавицей» ни слов любезных, ни обещаний щедрых:

Хочешь золота или жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать .

Предлагая своей возлюбленной «сокровища земные», Кирибеевич не ведает, что в сердце её сокрыты другие богатства, иные ценности: любовь к Богу и ближнему своему, верность святым обетам, в Венчании данным.

Алена Дмитриевна хранит в своем сердце заповедь о верности семейному союзу и хранении святыни брака.

«Вступившие в супружество должны друг друга любовь и верность хранить до конца жития. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучно пребывать до кончины»

Лермонтов в своей поэме следует святоотеческой традиции, отразившей библейские наставления жене-христианке: «Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы» ( Притч.30, 30 -31).

Интересно, что в древнерусской литературе почти не уделялось никакого внимания внешности человека, речь всегда шла о сокровенных, внутренних достоинствах. Так в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая – Еразма не упоминается о красоте простой девушки. Постоянно говорится о её мудрости. Видимо, в Древней Руси её ценили намного выше красоты телесной.

Читать еще:  Как связать платье кукле снегурочке крючком. Снегурочка крючком: мастер-класс со схемами и описанием

Какими же были отношения жены и мужа в православной семье?

В древних рукописях находим: «. Муж есть глава жены, как и Христос глава церкви. ».

Униженная и оскорбленная на виду у «злых соседушек», Алена Дмитриевна была подвергнута гневному обличению супруга и глубоко страдала от его недоверия и подозрений, от «речей» его, «будто острый нож». Для неё весь страх состоял в «немилости» мужа. Искренность Алены Дмитриевны свидетельствует, что между ней и супругом нет и не может быть никакой тайны, потому что муж и жена – одно целое, «одна плоть».

Обидчик, опозоривший жену, оскорбил и мужа, дерзнул покуситься на установленный Богом порядок.

Выслушав свою «верную жену», просящую о защите и помощи, и полностью ей доверяя, Калашников осознает, что в дом пришла «лиха беда»:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич!

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому .

Испытание, выпавшее на долю Калашниковых, обнаружило не только добродетели жены, но и открыло способности мужа быть защитником жены.

Степан Парамонович быстро принимает решение:

Буду насмерть биться, до последних сил,

За Святую правду – матушку .

Калашников следует национальным святоотеческим традициям, основанным на евангельских истинах: «Господь предал Себя за Церковь, следовательно, и « мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самою жизнию».

Ощущение силы для битвы с сильным мира сего, решимость «постоять за правду до последнева» рождаются у Калашникова из осознания своей правоты перед Богом и народом христианским.

Историческая справка: В древней Руси кулачный бой был любимым развлечением. Это было своеобразное состязание в силе, ловкости, богатырской удали.

Дрались обычно «стенка на стенку». Полгорода становилось одной «стенкой», а другая половина города – второй.

Был еще другой вид единоборства – бой «сам на сам», или «поле». Бой «сам на сам» — судебный поединок. Дрались обычно обидчик и обиженный. Тот, кто оказывался победителем, признавался правым, а побеждённый — виноватым. В бое «стенка на стенку» существовали свои правила: лежачего не бить, по виску и под вздох не ударять. При поединке «сам на сам» дрались без правил.

Калашников рассматривал бой с опричником на Москве-реке как судебный поединок.

В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.

В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.

Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги. А формирует эти силы семья, крепкая своими русскими православными традициями.

Времена меняются, но семья для человека всегда остается университетом его души. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

На изучение творчества М.Ю.Лермонтова по программе В.Я.Коровиной отводится 3 часа: из них 2 часа на изучение “Песни про царя:” и 1 час на изучение лирики.

Знакомству с творчеством поэта предшествовало изучение произведений А.С.Пушкина как на историческую тему, так и на нравственную, поэтому настрой к изучению произведения Лермонтова уже задан.

1. Прежде, чем приступить к изучению “Песни:”, проведём литературоведческий анализ произведения и определим концепцию произведения.

К изображению русского Средневековья Лермонтов обращался и раньше. В этой эпохе восхищали его героические события, возвышенные образы, самобытный характер. Действительно, в то время поэт предпочитал прошлое настоящему, поэтизировал его.

“Песня..” была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе. Это героическая гуслярная застольная песня, описывающая страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного. Но в поэме автор не отразил те ужасные факты (казни людей, насильное пострижение в монахи, страшные пытки и издевательства, похищения красивых жён знатных людей). 16 век в изображении Лермонтова – высокое героическое прошлое: в поэме нет ни одного ярко выраженного отрицательного персонажа, ужасы опричнины остаются вне поля зрения поэта.

“Песня :” была написана в один год со “Смертью поэта” (1837г.), этим стихотворением поэт откликнулся на гибель Пушкина, пожертвовавшего жизнью ради чести своей семьи. В “Песне:” и событиях 1837 года сходная тема – гибель бесстрашного человека за вечные ценности, за неприкосновенность священных понятий: дом, семья, родной очаг. В центре произведения – вопрос о чести и бесчестии, ключевой вопрос как пушкинских, так и лермонтовских произведений.

Лермонтов изобразил Русь 16 века, время бояр, купцов, опричников. Существует этот мир по страшным законам, которые установил во всём государстве царь Иван Грозный и его люди. И вседозволенность Кирибеевича, и страх перед общественной молвой Алёны Дмитревны, и нарушение царём клятвы помиловать победителя – всё это признаки “лютого времени”. Царь судит героя по своему, личному, закону, церковь – по закону Божьему, люди – по-своему. И герой-то оказывается похороненным на перепутье трёх дорог. У каждого своя правда. (Чем не актуально на сегодняшний день?) Но ценится в итоге вечное: честь, достоинство, долг, братство, любовь. (“И каждому правдою и честию воздайте! :И всему народу христианскому слава!”) И хранит человечество в памяти добрые дела, а в осуждение – злые.

Носитель чести в поэме – московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:

А родился я от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного:

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов отстаивать свою правду. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, народу, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Да и на смерть лютую он отправляется, передав через братьев поклон жене, детям, родителям, товарищам.

Выйдя на поединок, Калашников выполнил просьбу жены о заступничестве, ведь он, создав семью, встал на её защиту. В этом поединке проявляется и месть за поругание жены, и чувство собственного достоинства (заранее готов к расплате – собственной смерти).

Но ещё один поступок совершает Калашников – не выдаёт причины убийства Кирибеевича, сохраняя тем самым право на сохранение тайны. А это выглядит неподчинением самой главной власти – власти царя. Даже в эпоху бесчестья и террора человек способен отстаивать своё честное имя и неприкосновенность семьи. И за это неподчинение царь всё-таки предал его позорной казни и погребению не по христианскому обряду – промеж трёх дорог. Но снова суд царский разошёлся с судом народным. Калашников оставил о себе добрую память и стал народным героем. А Лермонтов величает своего героя по имени-отчеству.

Читать еще:  Что делать, если ребёнок часто болеет. Почему ребенок часто болеет простудными заболеваниями

Если изначально Калашников выбрал в жизни путь чести и ответственности за семью, то выбор Кирибеевича эгоистичен (“лукавый раб”). Он, слуга царя, воплощает собственные мечты и желания вопреки всем моральным нормам. А причину такой жизненной позиции прояснил нам автор:

А из роду ты ведь из Скуратовых
И семьёю ты вскормлен Малютиной.

Сам царь напоминает Кирибеевичу, кем он вскормлен, кому должен быть обязан. Опричники отрекались от своей родни, требовалось от них не знать ни отца, ни матери, знать единственного государя. За это наделял их царь властью, жаловал им собственность сосланных дворян. Не мог обладать Кирибеевич теми качествами, которые передаются в семье, не испытал настоящей любви и привязанности. Поэтому и обвинять только его в бесчестии, низости, распутстве сложно. И даже страшно представить, что и не нужен он никому, не любит его никто по-настоящему, а после смерти и на могилу никто не придёт. Даже Лермонтов не наделил героя именем и предал этот образ забвению сразу после его гибели. Лишь успел пожалеть: “повалился, будто сосенка”.

Кирибеевич – верный опричник, “лукавый раб”. Рабство героя – в его безусловном подчинении царскому закону, над которым нет ни совести, ни чести. Ему не совестно перед всеми на царском пиру признаться в своих чувствах. Выходя на бой, он кланяется только царю, не поминая ни Бога, ни народа. Для него бой – потеха в царскую угоду (собачьи головы на копьях и собачья преданность царю – всё символично). Но даже перед царём он находит в себе смелость лукавить (скрыл замужество Алёны Дмитревны и заручился поддержкой царя).

Отличительная черта Кирибеевича – желание покрасоваться. А рабская натура, угодничество Кирибеевича породили в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитревну он выбирает только потому, что не смотрит она в его сторону. Его уязвляет её независимость, безразличие к нему, царскому опричнику.

Итак, автор ставит своих героев перед выбором – честь или бесчестие, память или забвение, слава или позор. Выбор героями сделан. Калашниковым руководит любовь к жене, детям, семье, чувство долга и ответственности. Кирибеевичем – желание быть первым, лучшим, желание властвовать. Но народ не обманешь: и старый, и молодой, и гусляры, и девица помнят о его славном поступке и благородной душе. Голос самого автора перемежается с голосом гусляров. Нетрудно угадать настрой автора и его отношение к своим героям, потому что волнует его проблема чести и достоинства человека. Мы понимаем, что даже обычный человек нравственно может быть выше самого царя и жить надо по законам чести и добра. Честь превыше всего. Лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием.

2. Исходя из особенностей произведения (его историзм, глубокая нравственная проблематика, неординарность героев, жанр, язык), мы наметим общие цели.

1. Раскрыть глубокий нравственный смысл “Песни:”.

2. Дать представление об эпохе Ивана Грозного, опричниках.

3. Формировать умение анализировать и интерпретировать текст поэмы, выделять композиционные части, характеризовать поступки героев, выразительно читать поэму, строить собственные суждения.

На этих уроках мы должны достигнуть следующих диагностических целей.

В ходе уроков ученики

Узнают о трудном жизненном и творческом пути Лермонтова,

Узнают об эпохе Ивана Грозного и истории написания поэмы,

Будут осваивать понятия о поэме, композиции поэмы, о портретной и речевой характеристике персонажа как способах создания его образа, о роли пейзажа, об авторском отношении и способах его выражения в тексте, о средствах художественной выразительности и их роли в поэме;

После анализа текста

  • Смогут выделить композиционные части поэмы, найти портрет и описание героев,
  • Дадут оценку поступкам героев, особенностям их речи и речи гусляров,
  • Ответят на вопросы: “Как автор создаёт образ Руси 16 века?”, “Кого из героев можно назвать центральным?”, ” Кто является в поэме “настоящим” героем и почему?”, “Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?”, “Почему поэму Лермонтов назвал песней?”
  • Выразительно прочитают отрывок из “Песни:”
  • Напишут сочинение-рассуждение на тему: “Почему описание могилы Калашникова завершает поэму?”; “Герой, который мне интересен” или “Какую память о себе оставляют герои?”

3. Считаю целесообразным пообразный и проблемные пути изучения поэмы, т.к. объём произведения небольшой и представляет собой поэтический текст.

За неделю даётся задание прочитать “Песню..”, вступительную статью о жизни поэта и подумать над вопросами анкеты (выявление первого впечатления) . В кабинете необходимо на протяжении этой недели организовать выставку картин И.Е. Репина “Иван Грозный и сын его Иван”, В. Васнецова “Иван Грозный”, репродукции старой Москвы, чтобы создать определённый настрой на восприятие поэмы.

Тема урока: Герои поэмы М.Ю.Лермонтова. Основной конфликт

На этом уроке анализируем историческую атмосферу произведения, образную систему поэмы, выявляем основной конфликт, идею произведения и выделяем позицию автора.

Диагностические цели:

  • Узнают о трудном жизненном и творческом пути Лермонтова,
  • Узнают об эпохе Ивана Грозного и истории написания поэмы,
  • Будут осваивать понятия о портретной и речевой характеристике персонажа как способе создания его образа, об авторском отношении и способах его выражения в тексте, о средствах художественной выразительности и их роли в поэме;

Научатся

  • характеризовать персонажей и сравнивать их, в выразительном чтении передавать чувства персонажей и их отношение к событиям,
  • определять роль языковых средств,
  • определять отношение автора к персонажам,

После анализа текста

  • Смогут объяснить значение терминов и устаревших слов,
  • Смогут подобрать примеры, иллюстрирующие историческую обстановку в поэме – государственную и бытовую жизнь народа,
  • Смогут выделить в тексте портретные зарисовки и определить их роль в раскрытии образа,
  • Дадут оценку поступкам героев, особенностям их речи,
  • Ответят на вопросы: “Как автор создаёт образ Руси 16 века?”, “Кого из героев можно назвать центральным?”, ” Кто является в поэме “настоящим” героем и почему?”
  • Выразительно прочитают отрывок из “Песни:”
  • Напишут сочинение-рассуждение “Какую роль играет образ гусляров в “Песне..”?”

Путь изучения – пообразный, т.к. на этом уроке нам важно определить принципы расстановки персонажей и выяснить значимость главного героя в образной системе поэмы.

Ход урока

1. Изучение биографии Лермонтова (10 минут)

Просмотр видеофильма о поэте. Обсуждаем статью учебника о Лермонтове, отмечая особые моменты в жизни, повлиявшие на формирование характера поэта. Такое представление биографии поэта отвечает принципу наглядности, доступности и целесообразности, а также работа с использованием ИКТ разнообразит виды деятельности на уроке, настроит на изучение творчества Лермонтова.

2. Словарная работа (5 минут) Подготавливает к восприятию произведения на историческую тему, расширяет словарный запас ученика и кругозор.

опричнина, гой еси, мёд пенный, стольник, Малюта Скуратов, аргамак, отороченный, фата, яхонтовый, сваха, гостиный двор,приходская церковь, простоволосая, чай, охульник, охотницкий, панихида, бесталанный,

не кори, не обвиняй, не упрекай, раб, недостойный, запотчевать, прогневал, прикажи казнить, тяготит, лиха беда, опозорил, не стерпеть, не вынести, насмерть биться, не сробейте.

3. Выявление восприятия (5 минут)

На первом уроке необходимо выявить первое впечатление от прочитанного, чтобы поставить учебную задачу, поэтому проводим беседу – обмен мнениями, впечатлениями по заранее подготовленной анкете. Ученик делает сообщение об Иване Грозном и его эпохе (5 – 7 минут)

4. Постановка УЗ (учебной задачи)

№ 1. “Как автор создаёт образ Руси 16 века?”

Класс разбиваем на 2 группы (5 -7 минут)

  1. 1 группа рассказывает о государственной, общественной жизни Руси, подтверждая примерами из текста.
  2. 2 группа рассказывает о повседневной жизни Руси.

Источники:

http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/lermontov/obraz-i-harakteristika-aleny-dmitrievny-v-poehme-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha
http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-literature-obraz-hristianskoy-semi-v-pesne-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-1481080.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618764/

Ссылка на основную публикацию