Сообщение о национальном костюме. Фальшивые рукава и вышивка золотом. Русский национальный костюм

Значение вышивки в элементах русского народного костюма

Каждого человека всю жизнь окружает мир вещей и предметов, которые пришли к нам из глубины веков. Я думаю, что этот мир стоит знать и понимать. Ведь это история наших предков, нашей Родины.

Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прапрабабушка? Как выглядели будничные и праздничные костюмы, как и зачем украшали их?

Взгляни на эти костюмы, их дивное многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненным закатом и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье? Какие образы мы можем увидеть в вышивке русского народного костюма?

Чтобы разгадать эту тайну, я выбрала тему работы: «Значение вышивки в русском народном костюме».

Вышивка – это искусство шитья декоративными стежками по материалу.

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к ХI – ХIIвв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались в ХIY ХYIIвв. Вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую, из шелка и бархата, одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями вышивали праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, свадебные полотенца, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С ХYIIIв. Оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек- крестьянок. Девочки 7-9-летнего возраста начинали готовить себе приданное и к 15-16 годам должны были иметь праздничную и будничную одежду, расшитые скатерти и полотенца.

Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее, и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными чертами, их образами.

Следовательно, чтобы определить характерные черты вышивки нужно изучить условные знаки и символы в древних образах.

2. Древние образы в народном искусстве

Сказочная птица, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Еще далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь: огонь, солнце изображалось крестом или кругом с крестом. Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означало «дерево жизни». Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома Женская фигура с поднятыми вверх или отпущенными руками символизировала образ матери – земли, связанный с почитанием земли и влаги. Деревья с раскидистыми ветвями обозначали плодородие земли. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» – солнце, приносили счастье и веселье, благополучие

Со временем отдельные фигуры видоизменились, усложнились, сочетались с другими формами, создавая узоры – рисунки. Так возникли орнаменты.

3. Мотивы орнамента в вышивке

Орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или целых их групп. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму, но также орнамент служил оберегом и имел магическую силу.

По своим мотивам орнамент может быть: геометрический, состоящий из различных геометрических элементов; меандоровый – в виде беспрерывных ломанных линий; растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веточек; животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых; птичий, составлен из стилизованных фигур птиц; человекообразный, с изображением человеческих фигур и полуфигур .

Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая и сохраняя самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, местным особенностям, эстетическим вкусам, понятием о красоте.

Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и рядов, расположенных по вертикали, горизонтали и диагонали.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

• ленточным – в виде прямой или криволинейной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его;

• сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;

• центрическим, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник, расположенный в центре украшаемого изделия.

Рассматривая иллюстрации, из этого следует сделать вывод, что все виды орнамента вышивки применялись мастерицами в элементах русского народного костюма.

4. Элементы русского народного костюма

4. 1. Значение вышивки на рубахе

Основой женского народного костюма была рубаха. Ее шили из тонкого серебристо-белого домотканого льняного полотна или конопляного полотна.

Языковеды пишут, что ее название происходит от корня «руб» – «кусок, отрез, обрывок ткани»- и родственно слово «рубить», имевшему когда-то еще и значение «резать». Рубаха в основном была длинной, до ступней с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом по горловине. По горловине, разрезу, низу рукавов ее украшали вышивкой. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья, достигавшие в ширине 30 см, располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое орнаментальное решение.

Читать еще:  О том, как меняется жизнь с появлением ребенка. Следует знать как меняется жизнь семьи после рождения ребенка

Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшали ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи. Она надевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно скажется на ее потомстве. Прикасаясь к земле и травам, украшенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.

Ворот у рубахи был особенно «магически важной» деталью одежды, ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности тому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой

Рукава рубахи с белой вышивкой связывались в народных представлениях со святым, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет в вышивке олицетворял, женское начало. Эта рубаха входила в девичий наряд . Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются, как земля, получившая энергию солнца и способна дать жизнь всему живому .

4. 2. Значение вышивки на переднике

Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.

Передник иногда был сплошь украшен узорными полосами и нес символику, связанную с землей (ромбы, волнистые линии – знаки воды, образы матери – земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает «жизнь») женщины, вынашивающей дитя .

4. 3. Значение вышивки на паневе

На юге России вместо сарафана носили паневу, домотканую юбку из шерсти. Паневу украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины: самые нарядные носили, конечно, незамужние девушки и молодицы. Белая с белой же вышивкой панева считалась верным признаком «горемычного», траурного наряда .

Паневу украшали клетчатой вышивкой. Известно, что в России, еще в начале ХХ века по клеткам крестьянской паневы можно было угадать губернию, уезд и даже деревню, откуда приехала женщина.

Так, на севере рязанской губернии черные или темно-синие паневы с клетками из белых и цветных нитей. На границе Тульской и Рязанской губернии фон паневы был красным с пропущенными по нему черными и белыми нитями. Археологические находки подтвердили, что эта традиция тянется в глубины веков к древним славянам.

Таким образом, мы проследили взаимосвязь вышивки в русском народном костюме с символами и значениями, переходящими в орнамент вышивки, который несет большое магической значение.

В ходе исследовательской работы, изучив и проанализировав литературу, опираясь на иллюстрации, схемы, используя методы сравнения, синтеза, мне удалось установить связь между символами, знаками и орнаментами. Выявить характерные особенности вышивки, ее значение и место в элементах костюма.

Из этого следует, что вышивка являлась не только украшением, но имела оберегающий и магический смысл.

Эта тема мне дала возможность увидеть и понять образный язык вышивки, открыть для себя прекрасный мир искусства, который живет рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.

Вышивка в русском- народном и современном костюме

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

16 предметов ОРГВЗНОС 25 Р.

Выбранный для просмотра документ Вышивка в русско – народном и современном костюме.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока Вышивка в русском – народном и современном костюме 5 класс Авдеевой Ольги Анатольевны учителя технологии МБОУ «Гимназии №41» г. Кемерово

План урока Беседа о вышивке как виде народного творчества. Историческое значение элементов орнамента. Особенности выполнения простейших швов русской вышивки. Формы и мотивы вышивок в русском – народном и современном костюме. Актуальность вышивки в современной одежде.

Цели: Ознакомить учащихся со старинной русской вышивкой как виде народного творчества. Отработать навыки и умения выполнения простейших швов русской вышивки. Познакомить учащихся с формами и мотивами в двух аспектах: историческом – народном и современном – художественном костюме. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность. Формировать уважение и любовь к национальному искусству.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Разновидности шва «полу крест»: а — чешуйка; б — клетка; в — шашечки; г — кустики; д — птичка

Список литературы. 1. Буфеева И. Ю. «Традиции народного костюма и современная мода», Москва, 2. Горина Г. С. «Народные традиции в моделировании одежды», Москва, 3. Калашникова Н. М., Плужникова Г. А. «Одежда народов СССР»,Москва, 1990г. 4. Калмыкова Л. «Народная одежда», Тверь, 1995г 5. Кирсанова Р. М. «Костюм в русской художественной культуре», Москва, 1995г. 6. Маслова Г. С. «Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и образах XIX-XХ веков», Москва, 1984г. 7. Мерцалова М. Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 8. Пармон Ф. М. «Композиция костюма», Москва, 1997г. 9. Пармон Ф. М. «Русский народный костюм, как художественно-конструктивный источник творчества», Москва, 1994г. 10. Стриженова Т. «Из истории советского костюма», Москва, 1972г. http://anthropology.ru/ Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/traditsii-russkoi-narodnoi-vyshivki-v-sovremennykh-khudozhestvennykh-promyslakh#ixzz2xeVGax9k

Выбранный для просмотра документ Текстовое сопровождение к презентации..docx

Текстовое сопровождение к презентации

«Вышивка в русском – народном и современном костюме», для учащихся 5 классов.

МБОУ «Гимназии №41»

Народный костюм – это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Читать еще:  Противоположностью понятия патриархальная семья. Патриархальная семья в современном православии

Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.

В русском народном костюме с особой силой проявилась “любовь славянских народов к композиционным рядам, ярко выраженным в ткачестве, вышивке, несущим долевой масштаб”‘.

Русский костюм чрезвычайно многообразен. Это и понятно. Множество этнических групп отличались друг от друга не только говором, способом строить и украшать свои жилища, обычаями, обрядами, песнями, но и одеждой. Более того, свои отличия в одежде имели жители не только каждой губернии, уезда, волости или села, но и каждой деревеньки. Поэтому говорить о русском костюме “вообще” просто невозможно.

Одна из наиболее характерных черт русской народной одежды – многослойность, которая придавала женской фигуре скульптурную монументальность. Одежда как бы лепилась из нескольких простых объемов, и каждый ее вид частично закрывался другой, выделяясь разномасштабными орнаментами, из-под широких рукавов шушпана (нагрудника), заканчивающихся узорной тканой каймой с крупным узором, виднелись рукава с более мелким рисунком, затем передник с фризовым узором, а из-под передника и шушпана – рубаха с богато орнаментированным нижним краем и все вместе эти отдельные части составляли единый гармоничный ансамбль. Пластика объемов еще больше подчеркивается фактурой и цветом материала – отбеленного холста и домотканого сукна.

Наряду с ткачеством большую роль в украшении одежды и всех тканых домашних вещей (полотенец, занавесок, белья и пр.) играла вышивка. К старинным приемам русской вышивки относятся: счетная гладь, набор (имитация ткачества), цветная перевить (перевивание сетки цветными нитями, двусторонний крест, белая строчка по “выдернутой” сетке, тамбурная вышивка цветными нитями и др.).

К началу XX в. во все уголки России проникла городская черно-красная вышивка крестом по канве.

В отделке крестьянской праздничной одежды получили развитие техника и орнаментальные мотивы древнерусской золотой вышивки, первоначально украшавшей предметы культового и великосветского обихода.

Разнообразие орнаментики народной одежды достигалось использованием разно масштабности мотивов, их простой и сложной повторностью, техникой швов, варьированием цветов и т. д. Орнамент при этом выполнял ряд художественных конструктивных функций: соединение разных материалов, цветов, конструирование формы и определение ее тяжести, разбивка плоскостей.

Золотошвейки пользовались пряденными или волоченными нитями, битью – тонкой узкой полосой металла, канителью – скрученной спиралью тонкой проволочкой, плетенными шнурами. Металлическая нить накладывалась на ткань и в разнообразных комбинациях-ритмах прикреплялась мелкими стежками шелковой или льняной нитью. Растительные, зооморфные и другие узоры воплощались с помощью большого количества разнообразных швов – прикрепов: “клопчик”, “денежка”, “ягодка простая”, “ягодка с черенком”, “перышки”, “рядки” и др. Известно, что золотошвейками Торжка применялось более сотни различных швов. Золотом шили по бархату, шелку, кисее, коже, дополняя шитье жемчугом, блестками, бисером, гранеными стеклышками в металлических гнездах и проч.

Вышивка в украшении народной одежды играла не меньшую роль, чем узорное ткачество, причем в старину вышивали по счету нитей ткани, без всякого предварительного рисунка. Один из наиболее древних приемов русской народной вышивки — двусторонний шов («роспись»), рисующий орнамент небольшими линейными стежками. Древнее название этого приема вышивки — «по росписи».

К старинным вышивкам относится и шов «набор», получаемый протягиванием цветной нити от одного конца узора до другого, согласно рисунку. Игла в руках вышивальщицы уподобляется тут челноку ткачихи, выбирающей узор на стане при помощи дощечек-брал ниц.

Узоры выполнялись также крестом односторонним или более старинным — двухсторонним и рядом других верхов швов, то есть швов по целой ткани.

Существует несколько разновидностей вышивки крестом. К ним относятся: полу крест, или роспись, крест прямой и косой, удлиненный и расширенный, одинарный (из двух перекрещивающихся стежков), двойной (болгарский) и трех стежковый.

Полу крест, или роспись, — двусторонний шов, состоящий из тонких линий, образуемых равномерными прямыми (горизонтальными и вертикальными) и косыми (диагональными) стежками. Выполняется в два приема. Сначала слева направо шьют ряд прокладочных стежков, обозначающих контур узора и мелкие детали на внешней и внутренней стороне контура. Один стежок ложится с лица, другой с изнанки. После того как ряд пройден до конца, рабочей ниткой в обратном направлении (справа налево) заполняют промежутки между стежками и вышивают детали узора, расположенные внутри контура (рис. 23). Пунктир на рисунках показывает направление хода стежка с изнанки..

Слайд 10
Крест косой односторонний выполняется двумя перекрещивающимися стежками. Вышивается в горизонтальном, вертикальном и диагональном направлениях в два приема в старинных народных вышивках (рис. 31,а — в) ив один прием в современных (рис. 32).

Слайд 11 – 12
Как видим, мотивов в вышивке немного. Но древние орнаменты и мотивы вышивки со временем постоянно разрабатывались и приобретали декоративный, поэтико-сказочный смысл.

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки – это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Читать еще:  Как помириться с девушкой которую бросил. Что делать, если поссорился с девушкой

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Так же фольклорные коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и колорит русской одежды.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства.

Судьбы вышивального искусства, как и других художественных промыслов, определяются двумя основными факторами, воздействующими в противоположных направлениях. Первый фактор – полная замена ручного труда промышленным производством, второй фактор – повышение национального самосознания, требующего выражения этнической специфики в визуальной форме.

В настоящее время место вышивки как домашнего занятия женщины безмерно сократилось, значительно уменьшилось изготовление ручной вышивки в традиционных центрах вышивального промысла. Вместе с тем, в современной вышивке сохраняются народные художественные традиции. Это связано как с наличием образно – сюжетного строя, так и с несколько изменившейся техникой ручной вышивки. Если место традиционной вышивки в современном быту чрезвычайно сократилось, то роль ее как одной из форм этнического сознания не изменилась.

Вышивка как часть народного искусства будет существовать прежде всего как необходимость в самом творчестве, как потребность в художественной деятельности, как проявление живой народной фантазии и наследуемой традиции.

В связи с тяготением современного русского населения к корням своего народного искусства роль традиционной вышивки, как одной из частей сокровищницы этнической культуры, будет возрастать.

Русский народный костюм

Русский народный костюм. Одежда, в которой отразились обычаи русского народа, его история и деятельность. Комплекты вещей для будних дней, работы и праздничных выходов. Костюмы, за облачение в которые при въезде в Петербург времен Петра I Алексеевича взималась пошлина.

Русский народный костюм со времени своего появления пережил многое, неизменным во все времена оставалось одно правило – многослойность наряда. Это требование предъявлялось и к женским, и к мужским вещам. Чем зажиточнее был русский человек, тем в большее число слоев одежды он облачался. Праздничное одеяние богатой женщины могло состоять из двадцати вещей, для повседневного комплекта хватало и семи элементов.

Мужской русский народный костюм

Традиционный мужской костюм для летней поры состоял из нескольких вещей. Основа его – рубаха, чаще всего без ворота. Богатые мужики и бояре носили ее строго под низ всего наряда, для бедных крестьян она была верхней и, по сути, единственной одеждой.

Рубаха с воротом и вырезом в области груди называлась косоворотка, она украшалась вышивкой или ткаными рисунками. Традиционные цвета косоворотки – белый, синий и красный. В отличие от нижней рубахи, косоворотка в онучи и порты не заправлялась, ее нужно было подпоясывать.

Поверх рубах крестьяне надевали зипуны с вышивкой и без отложного ворота, а боярам было положено дополнять комплекты кафтанами. Зипуны у них играли роль современной жилетки.

Основные детали русского народного костюма добр молодцев:

  • Мужской головной убор русского народного костюма
  • Русская народная мужская рубаха
  • Штаны русского народного костюма
  • Русские народные мужские сапоги

Женский русский народный костюм

Основой женского народного костюма также являлась рубаха. Этот элемент одеяния шился из льняного и хлопчатобумажного сукна. Для рубах богатых использовался натуральный шелк. Все рубахи были традиционных белых и красных цветов, их украшали вышивки. Часто орнамент был плотным, а расцветка и мотивы отличались в зависимости от региона. Представители центральных и северных губерний щедро украшали свои рубахи золотой вышивкой, для губерний юга был характерен орнамент красного цвета. В Воронежской губернии рубахи вышивали черными нитями.

Поверх рубах женщины надевали свободный сарафан. Он также мог быть украшен вышивкой. Для пошива повседневных сарафанов и платья крестьян использовалось грубое сукно или ситец. Праздничные и богатые варианты сарафанов отшивались из парчи и шелка.

Замужние женины и девушки, которые были готовы к посватанию, могли носить поневу. Это вышитое полотно с завязками, которое отдаленно напоминает современную юбку с запахом. Сарафаны и понева дополнялись передниками.

Основные детали русского народного костюма красен девиц:

  • Женский головной убор русского народного костюма
  • Русский народный платок
  • Русская народная женская рубаха
  • Русский народный сарафан
  • Русская народные женские сапожки

Зимний русский народный костюм

Зимой поверх многослойных нарядов положено было надевать теплую, верхнюю одежду. Бедные слои населения носили шубы из овчины и заячьих шкурок. Бояре могли позволить себе изделия из соболя и куницы. Шубы – это длинная и тяжелая одежда, рукава которой были разрезаны до локтя. Носилось изделие мехом вовнутрь, снаружи его закрывало грубое сукно или богатая парча, что зависело от доходов владельца вещи.

Еще мужчины носили зимой кожухи. Это верхняя одежда, которая шилась из телячьих или овечьих шкур. Длина их могла быть короткой, примерно до середины бедра, либо в пол. Для женщин шились короткие душегреи. Дополняли они их меховыми шапками, поверх которых повязывали платки.

Основные детали русской народной зимней одежды :

  • Русская народная шапка-ушанка
  • Русский шерстяной платок
  • Русская народная шуба (шубейка)
  • Валенки русские народные

На историю русского народного костюма оказывала влияние большая территория страны и разница в обычаях, быте и погодных условиях, а также запреты последнего царя Петра I Алексеевича на ношение народного костюма отдельными слоями населения или гостями Петербурга. И все же общие черты у костюма имеются: это многослойность, вышивка, длина костюмов и материалы, из которых они сшивались.

Источники:

http://www.hintfox.com/article/znachenie-vishivki-v-elementah-rysskogo-narodnogo-kostjuma.html
http://infourok.ru/material.html?mid=55043
http://schci.ru/kostyum.html

Ссылка на основную публикацию