Специфика современной семьи. Исследование влияния состава семьи на личность ребенка

Исследование влияния состава семьи на личность ребенка

№ИспытуемыйВозрастХар-ка семьи испыт.Хар-ка испыт.1Аня Ю.7 летПолная семья, брат и сестра. Родители хорошо зарабатывают, много времени уделяют воспитанию детей.Общительная, миролюбивая, активная,

Исследование влияния состава семьи на личность ребенка

Другие дипломы по предмету

Становление личности – сложный и многоплановый процесс. Широко известное словосочетание «личностью не рождаются, личностью становятся» отражает необходимость приложения определенных усилий для формирования всех разносторонних качеств человека, которые в совокупности и представляют собой личность.

Формирование личности в процессе социализации, воспитания и обучения требует осмысленного отношения со стороны самого человека, его окружения; создания специальных институтов.

Семья является естественным институтом формирования личности. В семье происходит освоение первичных социальных правил и норма, становление системы ценностных установок. От родителей ребенок перенимает манеры поведения, в том числе полоролевого, научается жить в окружающем его мире, строить общение, взаимодействовать с другими людьми.

Исследованием влияния семьи на формирование личности в разное время занимались Т.В. Андреева, В.Н. Дружинин, В.Н. Дементьева, О.А. Карабанова, Е.Г. Силяева, С.Л. Сячина, Э.Г. Эйдемиллер, В. Сатир и др. Данные авторы выделяют базовые характеристики семейных отношений, подчеркивают значимость семьи в процессах социализации и воспитания, указывают на используемые семьями инструменты формирования личности. Во многих публикациях данных авторов задаются вопросы: «А существует ли единая универсальная стратегия формирования личности в условиях семьи? Возможно ли качественно заменить выполняемые семьей воспитательные функции, передать их другим институтам?». Подробных исследований, отвечающих на поставленные вопросы, в настоящее время практически не существует.

Цель работы: исследование особенностей влияния семьи на процесс формирования личности ребенка.

Гипотеза исследования: воспитание ребенка в условиях полной благополучной семьи способствует формированию адекватной самооценки, правильной половой идентификации, правильной ориентации в окружающем мире.

§рассмотреть психологические особенности семьи;

§проанализировать особенности формирования личности ребенка;

§выявить психологические факторы влияния семьи на личность ребенка;

§провести эмпирическое исследование влияния семьи на формирование личности ребенка;

§разработка методических рекомендаций по эффективному развитию личности в условиях семьи.

Объект исследования: две группы испытуемых 7-8 лет, воспитываемых в семье и специализированном закрытом образовательном учреждении.

Предмет исследования: особенности освоения правил и норм семейной жизни детей 7-8 лет, воспитываемых в семьи и школе-интернате.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Глава 1. Теоретическое обоснование влияния семьи на формирование личности ребенка

1.1 Психологические особенности семьи

Семья – основообразующий элемент человеческого сообщества. Сама форма семейной жизни естественна: так живет большинство животных видов на Земле. Что же собой представляет семья, в чем особенности этого понятия, каковы функции семьи в социуме?

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер семейно-брачных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В своих проектах «Идеального государства» для достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей, имущества. Эта идея не была новой. Ещё древнегреческий историк Геродот в знаменитой «Истории» отмечал, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, развивая идеи Платона о семье как исходной и основной ячейке общества, полагал, что семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство. Подобная точка зрения на семью господствовала длительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья… Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель – это подобие отца, народ – детей…».

Существует большое количество определений понятия «семья». Проанализируем несколько из них.

Семьей в социологии называют «социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [11, C. 24].

По мнению Т.В. Андреевой семья представляет собой «систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию» [2, C. 74].

Согласно В.Н. Дружинину семья – это «основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [11, C. 27].

В основе семьи лежат брачные отношения. Брак Э.Г. Эйдемиллер определяет как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» [34, C.90].

На основании данных определений можно выделить следующие основные признаки семьи:

брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами;

общий семейный бюджет [34, C. 91].

Говоря о семье, упоминают и другие признаки – не всегда четкие, уловимые и постоянные, такие как юридическое оформление отношений, временная длительность совместного проживания, духовная близость членов семьи и т.д. «… именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно… составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья», – считает В. Сатир [27, C. 44].

Принято выделять несколько видов семей:

. По семейному стажу супругов:

семья, ждущая ребенка;

семья среднего супружеского возраста;

семья старшего супружеского возраста.

. По количеству детей:

. По составу семьи:

нуклеарная (родители и дети, от них зависящие);

Влияние состава семьи на развитие личности ребенка

По мнению Т.В.Андреевой, главным фактором состава семьи, влияющим на развитие ребенка, является число взрослых членов семьи, воспитывающих ребенка, точнее, соотношение числа взрослых и количества детей в семье, определяющее, какой уровень внимания взрослых достается каждому ребенку [2]. Чем больше взрослых людей занимаются с ребенком, тем больший опыт приобретает ребенок, и тем, как правило, интенсивнее осуществляется его развитие.

Кроме того, «в исследованиях, проведен­ных под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в боль­шей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к лю­дям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами» [4, с.242]. Таким образом, количество взрослых людей в семье ребенка определяет развитие его коммуникативных и нравственных качеств.

В современных семьях наиболее распространена однодетность [2]. Единственному ребенку в семье достается, как правило, больше внимания, чем каждому из двоих или более детей в семьях с несколькими детьми, поэтому, с одной стороны, единственный ребенок оказывается в условиях, более благоприятных для развития. Результаты исследований подтверждают, что единственные дети в семье обычно хорошо учатся в школе, обладают более высокоразвитым интеллектом и стремлением к самосовершенствованию, непринужденно чувствуют себя наедине с собой и имеют высокий уровень самооценки [там же].

Читать еще:  Как сшить пупса из капроновых носков. Куклы из колготок своими руками пошаговая инструкция для начинающих. Пупсов много не бывает

С другой стороны, единственный ребенок «долго нахо­дится под контролем матери и ожидает такой же заботы и защиты от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависи­мость и эгоцентризм. Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием семьи. … потом единственный ребенок как бы пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братом или сестрой. В результате … у него бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками» [2, с.275-276]. При этом неблагоприятные последствия для ребенка порождает не столько однодетность семьи как таковая, сколько характерный для таких семей тип воспитания («кумир семьи») [8].

Дети из многодетных семей характеризуются, как правило, более низкой самооценкой, чаще болеют, испытывают материальные и жилищные затруднения, более подвержены влиянию асоциальных факторов и т.п. [2], что случается значительно реже с единственными детьми в семье. Однако социализация детей из многодетных семей имеет и положительные стороны, такие как [2]:

  • Раннее приобщение подростков из многодетных семей к труду в связи с их включением в работу по дому;
  • Привязанность между братьями и сестрами;
  • Обогащение жизненного опыта ребенка благодаря примеру стар­ших братьев (сестер) и заботе о младших и опыту повседневного общения на равных с братьями и сестрами;
  • Воспитание в семейном коллективе в условиях, более близких, чем суще­ствование единственного ребенка в семье, к дальнейшей взрос­лой жизни с ее необходимостью учитывать интересы других людей, взаимодействовать на равных, заботиться о слабых и т.п.

Различия личностных особенностей детей из многодетных и малодетных семей подробно описаны Н.В.Плисенко: «В малодетных семьях дети более уверены в себе, тогда как в многодетных дети более заботливы, лучше воспитаны и более ответственны, менее зависимы и менее властны. Маленькие семьи создают худшие условия для воспитания у детей независимости и способности к оказанию помощи. Развитие в многодетных семьях более гармонично, потому что родители меньше вмешиваются во взаимоотношение детей. … По мнению Кошоновой М.Р., у дошкольников из многодетных семей формируется более точная, полная и разностороннее представление о себе, чем у их ровесников из малодетных семей. … Дошкольники из многодетных семей имеют возможность видеть свое «отражение» сразу нескольких различных «зеркалах». Они корректируют представление о своих возможностях путем учета оценок партнеров разных возрастов, сопоставления своих успехов с успехами детей разных возрастов. Дошкольники из многодетных семей могут рассказать о себе в 1,5-2 раза больше, чем дошкольники из однодетных семей. Расширение контактов с другими детьми усиливает критичность в отношении к себе уже с пятилетнего возраста» [8, с.53]. Таким образом, в малодетных семьях и в семьях с одним ребенком предоставляются лучшие условия для интеллектуального развития, а в многодетных семьях – для развития положительных личностных качеств детей.

Наличие сиблингов (братьев и сестер) в семье способствует развитию у детей коммуникативных навыков, поскольку дети проводят намного больше времени, взаимодей­ствуя со своими братьями и сестрами, чем с родителями [2; 6]. Сиблинги «предоставляют детям такой контекст для общения, который не может быть достигнут с родителями, – … взаи­моотношения на равных» [2, с.265]. Кроме того, «предельная откровенность между сиблингами позволяет … испытать взлеты и падения человеческих отношений на базальном уровне. Сиблинги могут быть беззаветно преданы друг другу, а могут презирать друг друга и/или развивать отношения любви-ненависти, которые иногда сохраняются на протяжении всей жизни. Хотя родители дошкольников часто жалуются на соперничество своих де­тей, которое приводит к ссорам и дракам, сиблингов обычно связывают сильная привязанность и дружба … для них не проходит бесследно жизнь бок о бок с равными себе по положению (дети одной семьи) и в то же время не равными по ряду других качеств: возрасту, росту, полу, знаниям, уму, внешней привлека­тельности и т.д. – людьми. Действительно, очень важно то, что братья и сестры помогают друг другу усваивать социальные понятия и роли, то подбивая друг друга на какие-то действия, то от чего-то удерживая» [5, с.441-442].

На развитие ребенка оказывает влияние и то, является ли его семья полной или неполной. Неполной называется семья, в которой отсутствует один из родителей (в большинстве случаев отец). В неполных семьях снижается соотношение количество взрослых и детей, оказывающее значимое воздействие на развитие ребенка, т.е. у ребенка ограничивается опыт близких взаимоотношений, и все эмоциональные привязанности ребенка концентрируются на матери. В результате у ребенка возникает зависимость от матери и сложности в процессе адаптации к обществу [8].

Поскольку в неполных семьях матери в одиночку осуществляют не только воспитательные, но и экономические функции, такие семьи чаще испытывают экономические трудности. Но экономические проблемы неполных семей оказывают влияние на развитие ребенка не столько как таковые, сколько в связи с тем, что «женщины, возглавляющие такие семьи, нередко отличаются психической неурав­новешенностью вследствие постоянного напряжения в непрекращающейся борьбе за выживание. Многие из них страдают депрессией и невротической тревогой, что мешает им стать внимательными и заботливыми матерями» [5, с.516]. Повышенная занятость матерей-одиночек приводит к тому, что они меньше уделяют времени своим детям [8]. В неполных семьях возникает и опасность «однобокости» в воспитании и в формировании половой идентичности ребенка, особенно если одинокий родитель воспитывает ребенка противоположного пола [там же].

По составу семьи делят так же на нуклеарные и расширенные. Нуклеарными называются семьи, в состав которых включены только родители и дети, а в состав расширенных семей входят так же и другие члены, обычно дедушки и бабушки. Присутствие прародителей в семье оказывает, как правило, положительное воздействие на развитие личности ребенка: «Чем сложней семья и сложнее в ней ролевая структура, тем богаче социокультурный опыт, который приобретает ребенок в семье. Такая семья представляет собой общество и культуру в миниатюре … Прародители дают ребенку совершенно особый эмоциональный опыт взаимоотношений с людьми (терпимость и всепрощение), с одной стороны, с другой – они дополняют роли отца и матери. … Несомненным достоинством трехпоколенной семьи является то, что ребенок распределяет свои эмоциональные привязанности среди всех членов семьи, что способствует формировании независимости и самостоятельности» [8, с.22].

Читать еще:  Муж ушел из семьи. Советы психолога, как пережить, если муж ушел из семьи к другой

Однако в зависимости от индивидуальных особенностей родителей, прародителей и их взаимоотношений между собой расширенная структура семьи может накладывать и негативный отпечаток на психическое развитие ребенка: «Потенциальные и реальные, скрытые и открытые конфликты, прежде всего, между представителями разных поколений … психологически не совместимы его эмоциональные привязанности к различным членам семьи. Ребенок часто сталкивается с несовместимыми требованиями, исходящими от разных взрослых. Ребенка это травмирует, однако, тем не менее, когда он вырастает и поступает в школу, его уже не шокируют различные, часто не совместимые ожидания по отношению к нему, идущие от товарищей, учителей и родителей. Он легко лавирует между теми, другими и третьими» [там же, с.23].

Таким образом, состав семьи (а именно соотношение количества взрослых членов семьи и детей, наличие или отсутствие сиблингов и прародителей, присутствие в семье обоих родителей или только одного из них) оказывает существенное влияние на психическое развитие ребенка. Однако состав семьи воздействует на формирование личности ребенка не прямо, а опосредованно, через те взаимоотношения, которые складываются между ребенком и другими членами семьи и определяют его позицию и роли в семье.

Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи

ирина щеглова
Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи

Понятие, типы, функции семьи

Семья – уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Семья – это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечны ценности добра, красоты, разумности и любви.

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно или же, наоборот, – базовое недоверия, которое служит основной для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, – той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучшие других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я»

В процессе близких отношений с матерью, отцом, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Семья формирует ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:

• отношение к себе;

• стиль отношений с другими людьми;

• представления о себе как о мужчине или женщине;

• нравственные ценности, ощущение о том,»что такое хорошо и что такое плохо»;

• чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

Таким образом, семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, вступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку – та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.

Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, здоровый или больной, добрый или очень покладистый или колючий и дерзкий там он свой.

Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.

Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.

Семья – это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия объединить удовлетворение различных потребностей:

• Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.

• Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.

• Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.

Читать еще:  Ребенок не идет на контакт что делать. неконтактный" ребенок"

• Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.

• Периодизации развития семьи может определять по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.

• На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.

Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:

«нормальная – аномальная семья»;

«идеальная – реальная семья»;

Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие,«идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается как принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной, Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами.

Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Типы семей:

Семья и брак – культурно- исторические явления, претерпевшие значительное изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

Представления типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей,

• Принадлежность супругов к определенной социальной общности:

• Количество брачных партнеров:

• Юридическое оформление брачных отношений;

1. Официально зарегистрированный брак;

2. Фактический («гражданский») брак.

• Структура власти в семье:

1. Традиционная патриархальная;

2. Традиционная матриархальная;

• Количество поколений в семье:

3. Многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

2. Неполная (материнская и отцовская);

3. Функционально неполная(«квазинеполная»);

4. Особая (сложноорганизованная, смешанна, в том числе бинуклеарная.

• Количество детей в семье:

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

• Качество выполнения семейных функций:

1. Нормально функционирующая;

2. Дисфункциональная.

• Состояние психологического комфорта:

• Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:

• Удовлетворенность супругов своим браком:

1. Оба удовлетворены браком;

2. Один из супругов удовлетворен браком, другой нет;

3. Оба не удовлетворены браком.

Представления о структуре семьи лежат в основе большинства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобразие брачно-семейных отношений [20; 233].

Функции семьи:

Психологи чаще всего приписывают семьи следующие функцию

• Порождение и воспитание детей.

• Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально – воспитательного потенциала.

• Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви

• Создание условий для развития личности всех членов семьи.

• Удовлетворение сексуально – эротических потребностей.

• Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

• Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

• Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.

• Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

• Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

• Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организациях отдых, снятие с людей стрессовых ситуаций.

Интегрированное влияние социальных факторов на формирование личности ребенка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Исследование личностных особенностей родителей и воспитанников, влияние семьи на развитие ребенка Анкета для родителей № 1 Фамилия, имя, отчество___ Определите, что является наиболее важным.

Педагогическая гостиная «Влияние народного фольклора на развития личности ребенка. Его роль в домашнем воспитании» Консультация для родителей «Влияние народного фольклора на развития личности ребенка. Его роль в домашнем воспитании». На протяжении многих.

Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи» по теме «Формирование личности ребенка в условиях сотрудничества ДОУ и семьи» МБДОУ «Детский сад № 112» г. Чебоксары Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи» Тема: Особенности формирования личности ребенка.

Родительское собрание для родителей средних групп «Влияние ДОУ и семьи на речевое развитие ребенка дошкольного возраста» ЦЕЛЬ: укрепление связи семьи и ДОУ в целях обеспечения единства воздействия на развитие речевой сферы дошкольников. ПЛАН : 1. Знакомство.

Опыт работы «Роль семьи в воспитании личности ребёнка» Роль семьи в воспитании личности ребёнка В современном мире интерактивности стало все сложнее родителям заниматься воспитанием детей. Это,.

Сценарий родительского собрания «Влияние семьи на развитие личности ребенка» с презентацией Организационный момент – столы стоят в разных местах групповой, заготовки закрыты газетами. Родители встречаются с детьми в физкультурном.

Семинар-практикум для родителей «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка» Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Ход семинара: 1. Введение.

Влияние простудных заболеваний на развитие голосовой функции ребенка Осень, зима и весна – эти времена года по праву называют сезоны простуд. В этот временной период, когда на улице холодно, мало солнца, а.

Влияние сказки на становление личности ребенка Сказка – самое древнее и действенное средство воспитания и развития ребенка. Так как в силу возраста он еще не способен воспринимать нравоучения,.

Источники:

http://www.studsell.com/view/55383/
http://psy-diplom.ru/teoreticheskie-kursovye/semeynoe-vospitanie/vliyanie-sostava-semi-na-razvitie-rebyonka/
http://www.maam.ru/detskijsad/vlijanie-semi-na-razvitie-lichnosti-rebenka-ponjatie-tipy-funkci-semi.html

Ссылка на основную публикацию