Стоит ли ругать ребенка за плохие оценки. Истерики из-за оценок: что делать родителям

Опять двойка! Ругать ли ребенка за плохие оценки?

Доброго дня, уважаемые родители! Признайтесь, у кого из вас в школьные годы не было в дневнике плохих отметок? Даже если кто-то и заядлый отличник, наверняка двойки были у каждого.

А теперь вспомните, какова была реакция ваших родителей? Скорее всего, Вы наталкивались на суровый взгляд отца или повышенный голос матери, готовых в сию же минуту отправить Вас мести метлой дворы или тряпкой намывать подъезды. Ведь именно такую перспективу даже сегодня многие родители прочат своим «преуспевающим» в учёбе детям.

А как на самом деле правильно: ругать ли ребёнка за плохие оценки, хвалить ли за то, что он ещё хоть как-то умудряется «переваливаться» из класса в класс либо успокаивать получившего «неуд» отличника, что «у всех бывает»?

Как оно часто бывает

Устоявшаяся статистика: узнав о полученной ребёнком двойке, мы невольно «включаем» негативную реакцию. Правда? Конечно! Мы начинаем злиться, пробуем прочитать нотацию, что нужно вовремя всё учить, сопровождаем это повышенной интонацией и на невербальном языке пальцев рук недовольно возмущаемся.

Что мы имеем взамен? Столкнувшись пару раз с такой агрессивной реакцией, когда отчитывают, даже не вникнув, а почему «опять двойка», школьник уходит в себя, замыкается и попросту не доводит до сведения итоги своей «успеваемости», отодвигая порицательную процедуру как можно дальше, пока «тайное не станет явным».

Пронесло раз-два-три, и не говорить, что что-то не получается, входит в устоявшуюся привычку, сопровождаемую ложью и утаиванием истинного положения вещей. И мы начинаем возмущаться уже по другому поводу: «Да он (она) ещё и врёт!» Хотя, по мнению психологов, такое враньё — это не что иное, как простая попытка ребёнка защититься от родительских агрессивных нападок.

Чем это заканчивается? Как правило, классикой жанра – к подростковому возрасту ребёнка мы с ним не можем говорить на одном языке. Наши дети, как мы начинаем говорить, «становятся неуправляемыми»: родителей не слышат, претензии игнорируют. И что интересно, мы ведь не роемся в глубине памяти и не ищем причины такого поведения, а продолжаем читать нотации с уверенностью, что наконец-то всё изменится. Увы, уже не изменится.

И вот ведь парадокс: казалось бы, обычная двойка, с кем не бывает, а сколько последствий! Приведу мнение психологов, которое даст однозначный ответ на наш вопрос: ругать школьника 7-12 лет за плохую отметку в школе просто не имеет смысла. В этом возрасте дети не способны ещё мудро оценивать ситуацию и сделать правильные выводы из Вашей критики. Вывод будет лишь один: «Я плохой!» Так нужно ли?

Важность отметок

В наших школах от системы оценок освобождены только лишь первоклашки, которым в тетрадях в первый год учёбы педагоги рисуют улыбки и хмурые личики. Для всех остальных – это мерило, когда к ребёнку липнет ярлык «двоечник» и «отличник».

При этом классическая российская школа привыкла навязывать стереотип всеобщего оценивания и раздавать штампы публично: спросите, как учится тот или иной ребёнок, и большая часть учеников, не говоря об учителях, расскажет Вам в красках о его успеваемости. И это становится либо комплексом либо возносит на пьедестал, приучая к зависимости от оценки окружающих на всю последующую жизнь.

Да, для нас, родителей, школьные оценки зачастую тоже имеют немаловажное значение. Мы считаем, что это показатель будущего успеха ребёнка, «зелёный свет» для поступления в лучшие ВУЗы страны и стремительно летящая вверх карьера. Но вынуждена вас огорчить: это не 100%-ный счастливый билетик, открывающий все двери. Нет! Это лишь половина будущего успеха.

Но без оценок никак. Именно поэтому нужно объяснять, для чего есть в школе «пять», а для чего ставят «два», и почему нелишним станет хорошо учиться, но при этом плохие отметки – не всегда показатель незнания, а повод подтянуться.

И что это вовсе не потому, чтобы сказать отличной оценкой, что «ты сегодня хороший», а «двойкой» показать, что «ты плохой». Это в первую очередь, оценка трудов и повод поработать над пробелами. Вообще психологи советуют не заострять внимание на полученных «2» и «3», когда это мелькает лишь изредка. Но при регулярном появлении «красных лебедей» стоит поискать причины.

  • Это может быть слишком сложная школьная программа, которая не по силам ребёнка без учёта его природной склонности к тем или иным наукам.
  • Причиной неуспеваемости нередко становится потеря мотивации к учёбе либо задержавшаяся депрессия, когда становится просто неинтересно учиться хорошо.
  • «Двойки» ученик нередко получает по вине учителя, например, из-за предвзятого отношения к нему педагога либо по причине низкой квалификации учителя, неполноценно объясняющего детям учебный материал.
Читать еще:  Что значит наколка корона на руке. Значение татуировки корона

А как должно бы быть?

Итак, теперь для нас очевидно, можно ли отчитывать своего школьника за плохие оценки. Нет, не можно! Родительская ругань – не помощник в учёбе, а лишь повод поселиться неуверенности и вызвать отвращение ко всему учебному процессу в принципе.

Так что же нам, возмущённым родителям делать? Вед тут «палка о двух концах». Если не обращать внимание совсем, так можно и запустить всю учёбу, поднять которую на должный уровень будет ой как сложно.

  • В первую очередь, «считать до десяти», то есть, не рубить с плеча сразу, а успокоиться. Мир на двойке не рушится. И от Вашего спокойствия зависит конструктивность разговора. Главный вопрос: почему так произошло, и что не хватило, чтобы справиться успешно?
  • Во-вторых, если причины «не стоят выеденного яйца» (например, чуток знаний не хватило, немного не справился с волнением) и не носят регулярный характер, стоит обсудить, как выровнять ситуацию и помочь исправить плохую отметку. И не отказывайте в помощи, отдав это на откуп самому ученику, особенно в начальных классах, когда не все дети справляются с трудными задачами самостоятельно.
  • Когда плохая отметка стала следствием банальной лени, на что пусть ребёнок и имеет малюсенькое право, придётся взять процесс подготовки к урокам под свой жёсткий родительский контроль и в первое время, может, даже и учиться вместе. Почему бы и нет?! Реагировать нужно не на плохую оценку, а на расхлябанность, которая к ней привела. И с этим застойным состоянием придётся бороться только вместе.
  • Если желание получать хорошие оценки пропало, так как «никому это не нужно», поищите мотивацию. Позитивную и правильную. Это вовсе не значит, что нужно сразу ограничить время на прогулки и общение с друзьями. Выход и не в блокировке компьютера и планшета и прятании пульта управления от телевизора. В первую очередь заведите за правило интересоваться учёбой, да и вообще жизнью ребёнка, не только, когда засветятся в дневнике «2» да «3» и Вас попросят срочно подойти в школу. Дайте понять, что детская учёба важна ему первоначально, но и Вам тоже. Ну и поощряйте Вашего ребёнка за успехи словами и делами.
  • Когда школьнику ну никак не даётся какой-то предмет, придётся подумать о дополнительных занятиях. Это раньше учителя разжёвывали всем всё и закладывали чуть ли не в рот каждому, потому двоечником можно было быть только из-за собственной лени. Теперь же ситуация крайне изменилась, причём не в нашу с вами сторону. Педагогам с такой школьной нагрузкой не то что разжевать, успеть бы основу донести. А дальше – сами. Так что если на «сами» нет ни времени, ни знаний, попробуйте обратиться к репетиторам, чтобы подтянуть упавший до плохого уровня предмет.

Можно ли хвалить за пятёрки? Тоже риторический вопрос, ведь главное – не переусердствовать, а то «зазнается» и перестанет учиться. Однако можно и нужно! Но хвалить не за полученные отметки, а за знания, которыми ребёнок готов с Вами поделиться после школьного дня. Хвалить не за «5» по контрольной, а за то, как он с трудными заданиями справился, и что ему в этом помогло. Чувствуете разницу?

Ну как, убедила вас в том, что в вопросе с оценками работает метод пряника без кнута? А вы как боретесь с плохой успеваемостью? Рассказывайте в комментариях) Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить ничего важного и интересного!

Плохие оценки: нужно ли ругать ребенка?

Очень часто родители выбирают путь – не ругать за плохую оценку. Это ведь так в русле современных взглядов на воспитание. Не травмировать выговором, погладить по головке невезучего ученика, пожалеть.

Однако со временем мамы начинают замечать, что ребенок вовсе не рад такой «доброте» взрослых. Он не испытывает благодарности за нее. И как будто что-то его гнетет… Может, ему было бы легче получить выговор?

Детям не хочется, чтобы их ругали, кричали на них, повышали голос или как-то наказывали за оценки. Но равнодушие еще хуже. У ребенка появляется ощущение, что для взрослых он пустое место. А крик, пусть даже злой и обидный — это все-таки реакция, это подтверждение того, что ребенка видят и замечают. И порой замалчивание родителями того факта, что ребенок получил двойку, может быть воспринято им как отсутствие интереса к его жизни, учебе и ему самому. Поэтому реагировать на плохие оценки надо — адекватно ситуации. Можно просто уточнить, за что именно получена такая оценка, по какой теме, можно ли исправить. Это нормальная реакция.

Читать еще:  Признаки сотрясения мозга у малыша до года. Признаки сотрясения мозга у ребенка и лечение

Но чаще всего родители реагируют на плохие оценки слишком бурно. И это не менее плохо, чем слишком спокойное восприятие. Ведь зачастую в таком скандале заинтересованы обе стороны.

Иногда через наказания и негативные высказывания в свой адрес ребенок удовлетворяет потребность в любви и внимании родителей. Это так называемая вторичная выгода. А бывает, что плохая учеба школьника является вторичной выгодой не только для него, но и для всей семьи в целом.

Вот несколько примеров вторичной выгоды в данном случае:

  1. Меня видят и замечают, я интересен и значим. Если ребенок чувствует безразличие к себе, то двойка из школы – это порой единственная возможность убедиться в том, что папа с мамой про него вообще помнят.
  2. Я самый главный в семье. Ребенок настолько привык получать внимание через плохие оценки, что начинает этим пользоваться и злоупотреблять. И вот уже он знает, когда и в какой момент «нечаянно» провалить контрольную, чтобы внимание семьи было ему обеспечено.
  3. Объединение семьи. Обычная картина – папа сидит за компьютером, мама в своем телефоне. И пусть даже они и не проводят время в соцсетях, а работают, но каждый член семьи занят исключительно собой. А тут ребенок с очередной двойкой! Все дела забрасываются ради очередного вечера воспитательной беседы.
  4. Средство «совместного досуга» семьи. В какой-то мере плохая учеба может «развлекать» домашних. Нужно же позвонить учителю, разобраться, в чем там дело и чем на этот раз на уроке был занят ребенок. Порой к семейному совету подключаются и бабушка с дедушкой. И вот уже вся семья пьет на кухне чай с печеньем и думает, что же делать дальше…
  • Выход эмоций, разрядка. В семьях, в которых не принято выражать негативные чувства и ругаться, плохие оценки могут служить местом безопасной разрядки. Вроде как покричали, выпустили пар, но никто ни с кем не поругался.
  • Переключение внимания с чего-то более «серьезного». Семья как бы прячется в плохих оценках ребенка. Вместо того чтобы решать, разводиться или нет, менять работу или оставаться на старой, взрослые тратят время на то, чтобы разобраться с очередной двойкой нерадивого чада.

Если вы смогли осознать вторичную выгоду – это половина дела. Теперь нужно подумать, как получать то, что вы получали с помощью плохих оценок ребенка, другим, более безопасным для него, способом.

В любом случае действовать нужно в двух направлениях.

1. Объяснить, обсудить, сделать вывод, чтобы ребенок понял, откуда берется плохая оценка, и выработать план действий.

Важно общаться в формате диалога, а не монолога. Вместо «ты все выходные провел в планшете, поэтому и не успел подготовиться к контрольной» лучше задавать вопросы – «как думаешь, что помешало тебе подготовиться к занятиям?»

Самим родителям тоже полезно узнать о причине неуспеваемости школьника и предложить свою посильную помощь. Если сложности с учителем – помочь установить контакт, если непонятен сам предмет – имеет смысл дополнительно позаниматься.

Дайте почувствовать, что ребенок не остался один на один с непонятным для него предметом, что вы вместе с ним и действуете исходя из его интересов.

2. Привести в действие штрафные санкции.

Если вы определились с планом действий, расписали буквально по шагам, как именно ребенок собирается исправлять оценку – обязательно обсудите и то, что будет, если обещания будут нарушены. И реализуйте эти слова на практике.

Конечно, они не должны унижать ребенка и лишать его чего-то действительно важного. Не ставьте на кон то, что ему действительно дорого. Например, за плохую оценку не пойти в кино, а остаться дома повторять материал – это одно. А вот лишиться празднования дня рождения в батутном центре – совсем другое.

За плохими оценками чаще всего стоить не просто лень ребенка и желание сделать назло родителям. Скорее это крик помощи, и важно, чтобы его услышали.

Почему нельзя ругать ребенка за плохие оценки

Ребенок, снова притащивший «пару» в дневнике, у многих родителей не вызывает ничего, кроме недовольства и ругани: большинство надеется, что страх заставит ребенка учиться лучше. Это не так: узнайте, почему нельзя ругать ребенка за плохие оценки.

Сталкиваясь с тем, что любимое чадо начинает исправно таскать «двойки» и «тройки», мало кто из взрослых по-настоящему задумывается, как можно исправить ситуацию. Единственно верное решение, как считает большинство родителей, лежит на поверхности: отругать, да и все тут! Глядишь, в другой раз будет старательнее. К сожалению, такой подход зачастую приводит к прямо противоположному результату: ребенок, которого обругали на чем свет стоит за случайную «двойку», не начинает учиться лучше, а напротив, окончательно запускает учебу, а порой может даже стать агрессивным. Родители, искренне недоумевая, часто начинают еще сильнее давить на отпрыска — стоит ли говорить, что это лишь усугубляет ситуацию?

Читать еще:  Мнение мужчин что такое любовь. Любовь зла? Мнение мужчин! То есть влечение – это чисто физическое

С другой стороны, совсем не обращать внимания на плохие оценки ребенка тоже нельзя — расслабившееся чадо в мгновение ока смекнет, что родители дали слабину. Впоследствии «переучить» такого ребенка очень сложно: если вы несколько лет не обращали внимания на дневник вашего школьника, но через какое-то время начали требовать с него хороших отметок, заставить учиться привыкшего «забивать» на учебу ребенка не получится. Мы провели небольшое исследование и выяснили, почему ругать ребенка за плохие оценки нельзя ни в коем случае. Узнать о причинах вы можете, прочитав нашу статью.

Причина первая: оценки не характеризуют человека

Оценки, которые получает ваш ребенок, могут рассказать о многом, но только не о том, каким человеком он на самом деле является. Характеризовать человека, обращая внимание лишь на его оценки, очень глупо, но, к сожалению, именно этим «страдает» большинство родителей: в попытках вразумить собственное чадо они начинают сравнивать его успехи с достижениями какого-нибудь отличника. Такое сравнение заставляет ребенка почувствовать себя плохим (раз у него не получается достичь того же, чего добился гипотетический Вася Иванов), обесценивает его собственные успехи. Ругать своего ребенка только потому, что он получил неподобающую, на ваш взгляд, оценку, ни в коем случае нельзя еще и по той причине, что оценка может не отражать реальных знаний: нередки случаи, к примеру, когда учитель намеренно занижает оценки ребят, чьи родители не вовремя сдали (или не сдали вовсе, хоть это и не обязательно) деньги для классных нужд. К сожалению, до объективного оценивания способностей каждого ребенка большинству школ еще очень и очень далеко, и потому на оценках зацикливаться не стоит: в большинстве случаев они все равно не отражают действительности.

Причина вторая: ребенок может подумать, что вас интересуют только оценки

Если вы ругаете ребенка за то, что он принес не очень хорошую оценку, или же, наоборот, хвалите свое чадо за высокий результат, отмеченный в дневнике, есть риск, что ребенок подумает, будто вас интересуют только школьные успехи. Любому ребенку хочется быть любимым вне зависимости от того, какие успехи он делает в школе. Ругая собственное чадо за плохие оценки, вы, конечно, можете добиться того, что он станет лучше учиться. Тем не менее, вы рискуете спровоцировать у ребенка развитие так называемого детского перфекционизма, или же синдрома отличника: избавиться от него впоследствии будет достаточно сложно.

Причина третья: ругая ребенка за плохие оценки, вы убиваете мотивацию учиться лучше

Почему-то многие родители думают, что страх, который испытывает ребенок, боясь получить плохую оценку, является отличной мотивацией, которая заставляет учиться лучше. Может быть, в некоторых случаях такая «мотивация» и сработает, и вы какое-то время даже сможете наблюдать череду пятерок и четверок в дневнике своего школьника. К счастью или к сожалению, в большинстве случаев угрозы родителей ни к чему хорошему не приводят: заставить ребенка лучше учиться, лишь ругая его за плохие отметки, не получится. Увы, вероятнее всего, вам придется наблюдать исход, совершенно отличный от того, что вы ожидали: ребенок попросту растеряет остатки мотивации, которая могла бы сподвигнуть его учиться лучше. Наказание в этом случае становится бессмысленным, бесполезным и даже вредным: вы не только не добились того, чего хотели, но еще и ухудшили и без того плачевную ситуацию.

Несмотря на то, что полностью игнорировать плохие оценки нельзя ни в коем случае, ругать за них ребенка тоже не стоит: ваши действия могут привести совсем не к тому, чего вы ожидали. Ваша ругань может негативно воздействовать на неокрепшую психику ребенка: ранее мы уже рассказывали о том, почему на детей никогда нельзя кричать. Советы из нашей статьи, которую вы можете прочитать, перейдя по ссылке, обязательно помогут вам переосмыслить свое отношение к малышу и сделать правильный выбор. Расскажите, как думаете вы: стоит ли «муштровать» ребенка, заставляя его учиться лучше ради его же будущего, или же нет? Своим мнением делитесь в форме комментариев на нашем сайте, а также не забывайте нажимать на кнопки: нашей публикацией вы можете поделиться в социальных сетях, и тогда ваши друзья тоже увидят ее и

На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!

Источники:

http://shkolala.ru/uchat-v-shkole/obshhie-voprosyi/rugat-li-rebenka-za-plohie-otsenki/
http://www.parents.ru/article/ploxie-oczenki-nuzhno-li-rugat-rebenka/
http://gurutest.ru/publication/pochemu-nelzya-rugat-rebenka-za-plohie-otsenki/

Ссылка на основную публикацию