Свадебные платья в русском стиле – союз традиции и красоты. Русский народный женский свадебный костюм

Великолепные свадебные платья в русском стиле

День бракосочетания – важный в жизни любой невесты. К нему девушка начинает готовиться задолго, стараясь сделать все идеальным. Будущая супруга подбирает зал, декор, одежду, макияж и прическу. Несмотря на кажущуюся простоту, выбор одежды достаточно сложен. Ведь всего лишь в одном платье хочется выразить свой внутренний мир. А сделать это не так то и легко.

Немного истории русского свадебного платья

Свадебные платья невесты начали надевать ещё со времен Древней Руси. Как правило, на мероприятии девушка могла сменить несколько образов. Один был исключительно для венчания в церкви, другой – для веселья и торжества, третий – для сватовства.

Что характерно, градации одежды не было. Что дочь обычного крестьянина, что купца носили один и тот же фасон. Единственное отличие состояло лишь в используемой ткани. Естественно, семьи побогаче позволяли себе качественный материал.

Необходимо было сшить наряд себе самой. Это относилось как бедным, так и к богатым семьям. Умение себе одеть говорило о многом. Чем красивее было платье, тем больше хвалили невесту-рукодельницу.

Когда пришел к власти Петр I, он стал диктовать новую моду, европейскую. Именно в это время все девушки переоделись в белую подвенечную одежду, хотели они того или нет.

В настоящее время активно используются детали и тенденции русского классического костюма в одежде невесты. Это красная вышивка и яркий орнамент.

Кому подходит народное русское платье

Особенно красиво, одежда в русском стиле будет смотреться на:

  1. Пышнотелых красавицах – раньше женщина в теле считалась самой красивой, женственной и привлекательной.
  2. Девушка славянской внешности – светлые глаза и волосы отличали славянскую барышню. Не случайно во всем мире признаны русские девушки являются одними из самых красивых.

Современные платья для невест

Модные дизайнеры все чаще и чаще прибегают к народной тематике. Они своим клиентам предлагают широкое разнообразие: это и совсем яркие, необычные и оригинальные образы, и в тоже время скромные стилизованные наряды.

Кутюрье предлагают ручную работу, вышитую белыми нитями, жемчугом и стразами. Во времена Древней Руси обязательным было использование красного цвета, сейчас от этого предлагают уйти и сделать неброскую, но дорогую вышивку на белой ткани серебряными или белыми нитями.

Как правило, современное платье в русском стиле – это умелое и гармоничное сочетание белого, красного и синего цвета. Стилисты советуют выбирать стильные и модные фасоны.

Это самый традиционный русский наряд. Белая рубашка с рукавами-воланами и красный сарафан – вот какой образ рисует нам русская невеста. В случае торжества в холодное время года, можно дополнить образ меховой накидкой.

Сарафан может быть выполнен в разных моделях:

  • длинный;
  • короткий;
  • приталенный;
  • с завышенной талией;
  • расклешенный.

Кроме того, поражает воображение и цветовая палитра. Стилисты советуют не выбирать слепо красный цвет, возможно, отойти от него в сторону оттенков. Например, коралловый или розовый. Таким образом, вы подберете вариант под индивидуальный цветотип.

Не смотря на простой крой, сарафан для праздника всегда украшают жемчугом, вышивкой, сложной драпировкой. Вся эта красота добавит женственности и торжественности образу невесты.

Стилизованный белый наряд

Более скромный и современный вариант. За основу берется классическое белое платье, на которое наносится стилистическое оформление. Это вышивка, орнамент, жемчуг, бисер.

Стилизация традиционной одежды настолько утонченная и стильная, что ни одна невеста не сможет пройти мимо такого наряда.

Модельеры добавляют к образу кокошники, ушитые натуральными камнями и меховые накидки.

Как правило, стилизацию делают на основе нарядов А-силуэта. Тем самым, одежда подойдет под каждую фигуру. Приталенный лиф и расклешенная пышная юбка сделают фигуру более стройной и подтянутой.

На мировых подиумах представлены варианты как более закрытые, так и открытые. Выбирать следует исходя из общего представления торжества. Для церкви нужен закрытый вариант, а для гуляния подойдет и менее скромный формат.

С чем сочетать

Русский народный образ как никакой другой требует дополнительной атрибутики. Если вы решились выбрать народное платье, то обязательно следует учесть аксессуары и обувь, дабы весь образ смотрелся гармонично.

Головные уборы

Всем известно, что традиционным головным убором русской красавицы является кокошник. Уместным будет его использовать в сочетании с народным сарафаном. Он делается под цвет самого платья, удачно с ним сочетаясь.

Самым популярным видом украшения на голову является венок. Его используют даже в европейских свадебных обрядах. Основная характеристика цветочного венка – яркость, сочность красок и цветов. Пастельные оттенки и нежные цвета не будут смотреться уместно с народной одеждой.

Народный платок – аксессуар для свадеб в холодное время года. Зима или осень заставляют невест одеться потеплее. Платок с насыщенными оттенками и красными цветами – вот что может использовать современная невеста для придания гармонии своему образу.

Возможны несколько вариантов обуви. В случае создания более скромного образа, допустимо использовать современные балетки или туфли-лодочки телесных и белых цветов.

Если же барышня хочет выглядеть максимально ярко и оригинально, тогда в этом ей помогут укороченные красные сапожки, стилизованные под старину.

Как правило, русская невеста использовала аксессуары в минимальных количествах. Это было связано с их отсутствием и яркостью наряда. Современная действительность также предлагает отказаться от чрезмерных украшений для того, чтобы сконцентрировать взгляд непосредственно на самом платье и невесте.

Будет хорошо, если девушке удастся найти яркие красные серьги в форме цветов и ожерелье к ним. В ином случае допустимо использовать неброские сережки и цепочку с крестиком, которую в то время носили абсолютно все барышни.

Полезное видео

Показ русских национальных костюмов.

Свадьба в русском стиле.

Русский стиль в одежде.

Заключение

Перед тем, как определяться с нарядом и покупать его, хорошо продумайте свой образ. Лучше всего посоветоваться с друзьями и близкими. Пусть и они помогут вам в создании красивого наряда. Не перебарщивайте в деталях. Акцент, как правило, делается на нескольких вещах.

Соответственно, при выборе яркого платья и оригинальной прически, нет нужды добавлять неординарные аксессуары. День свадьбы – событие для жениха и невесты, так пусть они и составят свой гармоничный образ, который в последствии останется в их памяти на всю жизнь.

Русский народный свадебный костюм

Торжественный и долгожданный день бракосочетания всегда должен проходить в том стиле, который выбирают молодожены. Тематик для проведения свадьбы очень много, но особое внимание заслуживает народный стиль. Праздник будет сочетать не только специфическую одежду, но и традиции предков. Русский народный свадебный костюм должен быть на особом счету, и его выбирать придется со всей тщательностью, желательно даже вспомнить исторические факты. А бабушки да дедушки могут подсказать такие традиции, которые давно уже всеми забыты.

Читать еще:  Масленица: традиции, приметы, обычаи и обряды праздника. Вот как о блинах народ говаривал. Заговор от зависти

Из чего состоял свадебный костюм невесты на Руси

Наибольшее количество памяток культуры о свадебных мероприятиях существует со времен Киевской Руси. Когда было принято христианство, влюбленные стали открыто праздновать создание новой семьи, этому дню отводилось особое значение. Так, в это время стали развиваться народные костюмы, которые выполняли роль свадебного платья невесты и наряда жениха. Они сочетали всегда самые богатые ткани, узоры, народную символику.

Во всех свадебных народных костюмах на Руси по обычаю встречалась рубаха. Она могла быть длинной или короткой, как современная мужская сорочка. Из сарафана выглядывали только определенные части данного элемента одежды, поэтому называли иногда такую рубаху «рукава». Вот эти части были вышиты самыми красивыми узорами. На плечах таких свадебных народных рубах были специальные вставки, которые украшались отдельно. Принципиальное отличие обычного ежедневного наряда от свадебного – богатство обработки второго. Никаких белых платьев тогда даже придумать не могли.

Рубаха одевалась под свадебный сарафан и была неотъемлемой частью народного наряда. Ее сшивали из 4-х кусков натуральной льняной ткани (изредка из 2-х) и вышивали шелковыми нитками. Часто использовались разнонаправленные стежки, которые создают эффект «живого» орнамента. Сам узор мог иметь геометрический формат (острые углы, бесконечные линии или полоски) или природный (цветы, завитки, листики). Это выбирала сама невеста, как и выполняла всю работу.

Сейчас же русский народный костюм для свадьбы тоже обязательно должен иметь вышитую рубаху, но она уже имеет видоизмененный вид – выбираются любые цвета, возможна машинная работа, а не ручная. Невесте не нужно сидеть ночами над пяльцами, чтобы быть красивой на свадьбе – стоит пройтись по большим магазинам, найти подходящий вариант свадебной рубахи.

Платье для свадьбы было без рукавов, на узких или широких лямках. В начале развития торжественных церемоний сарафан был клинообразным – состоял из нескольких частей, расширенных к низу. А позже он стал перевоплощаться в прямой вариант кроя. Но в обоих случаях талия не подчеркивалась, сарафан был свободным и скрывал все параметры женского тела. Тем более, что материал был настолько плотным, что даже формы женщины тяжело было углядеть.

Другое дело сейчас – на свадебное торжество можете одевать самые прилегающие наряды, которые стройнят и открывают любые части тела. Если же вы выбираете народный стиль, то формат сарафана нужно сохранить, да одеть так, как это было принято нашими бабушками. Позаботьтесь о том, чтобы орнаменты на таком свадебном наряде соответствовали вашим предпочтениям – каждый узор в народе что-то обозначает и очень важно, чтобы эти утверждения сочетались с вашим мировоззрением.

Эта часть крестьянского убранства имела место быть и в свадебном наряде. Передник по своей форме немного похож на современный фартук и предназначение у него было таким же. Этот элемент одежды тоже вышивался, но не столь густо, как рубаха или сарафан. Его разрешено было делать коротким с завязками за спиной или длинным – через шею. Разные варианты передников позволяли каждой новобрачной выделиться, быть особенной. Девушки показывали свою хозяйственность в умении делать свадебный наряд.

Для современной свадебной церемонии можете заготовить передник, но на всем мероприятии в нем быть не рекомендуется. Причина этому одна – такой фартук может закрывать красоту самого сарафана, поскольку надевается поверх него. Лучше передник использовать для определенной части фотосессии, но не в момент венчания или торжества. Обратите внимание, что многие губернии вообще не имели традиций носить передники с сарафанами – вот почему он является не обязательным на свадьбе.

Один или несколько поясов

Ремень всегда использовался для подчеркивания талии, красивых женских форм. Он является еще и функциональным приспособлением – удерживает одежду на фигуре. На свадебных церемониях невесты иногда использовали такие пояса. Они были вышитыми, очень плотными и могли по-разному завязываться, поскольку длина у каждого была разной. Некоторые новобрачные надевали сразу несколько поясов для того, чтобы выделится да видоизменить свадебный наряд.

Способов подвязывания существует несколько – с узлом или без него, с бантом или с «закрученными концами». Невеста может одевать пояс в разных местах: под грудью, на поясе. Все это зависит от того, какие элементы женского тела необходимо подчеркнуть, а какие – скрыть. Для тонких станов с широкими бедрами пояс лучше завязывать на талии, а если хочется визуально увеличить грудь, то ремень стоит закрепить под ней.

Нижние юбки

Этот элемент свадебной одежды выполняет не такую уж большую задачу, но в древние века он очень часто использовался. В нижней юбке невеста могла ложится спать в первую брачную ночь. Техника ее выполнения была такой, как для части сарафана: клинообразно или прямого кроя. Внизу такой элемент одежды вышивался шелковыми нитями, а верхняя часть шилась на резинке без застежек.

Для современной невесты также стоит выбирать нижнюю юбку – ведь она будет выглядывать из низа сарафана на 10-15 см. Выбор ее должен базироваться на цветовых предпочтениях, орнаменте. Если сам сарафан будет вышит гладью, а низ юбки крестиком, ничего страшного, это даже более эффектно будет смотреться, но только при сочетаемости узоров, цветовых гамм.

Женский свадебный головной убор

Национальный русский свадебный наряд без кокошника невозможен. Этот головной убор присутствовал у каждой невесты, поскольку непокрытая голова считалась бесчестным поступком. Опростоволосится женщина могла только перед собственным мужем после долгих лет жизни, а для других членов семьи и знакомых об этом не могло быть речи. Платок был ежедневным элементом для носки, не праздничным.

Современная невеста, выбирая торжество в русском народном стиле, должна приобрести для себя красивый кокошник. Это высокая полу-шапка с открытым затылком, украшенная разными камнями, бусинами, золотом, вышивкой. Кокошник может надеваться на специальную тонкую шапочку, которая скрывает волосы и защищает голову. Выбирая такой вариант для головы, о фате и о прическе тоже стоит задуматься, поскольку длинные волосы очень хорошо видно из-под кокошника. А длинный свадебный аксессуар может стать нежным дополнением к свадебному образу.

Если девичий кокошник для русской свадьбы надевать не хочется – стоит выбрать ему достойную замену. Венок из цветов – полевых или тепличных – будет к месту в соединении с народным убором и лентами. Поскольку женский сарафан и кокошник часто выполняются в красных тонах, то и другие аксессуары могут выполняться в таком же формате. Главное в образе – правильно соединить народные элементы и современные. Нелепо будет выглядеть народный костюм с ярким колье, лучше выбрать не очень вызывающие аксессуары.

Значение и символика узоров на древнерусских костюмах

Свадебный наряд невесты и жениха народного стиля обязательно вышивался различными рельефами, могло задействоваться и вязание для этого. И у каждого такого узора было свое назначение. В зависимости от того, что изображалось на свадебном костюме, могла изменяться супружеская жизнь. Поэтому в древней Руси выбирались самые добрые, вещие, правильные знаки. Вот некоторые популярные трактовки символов:

Читать еще:  Статусы о внуках и детях. хорошие цитаты и высказывания о внуках

Звезда или Крест Сварога обозначает сворачивание и открытие Вселенной. Это благодать от Бога, которая должна проноситься сквозь всю жизнь.
Белобог – этот символ приносил удачу, свет в семью. Такая народная вышивка на свадебном наряде означает, что повседневная жизнь будет в радости и счастье.
Богодар – обозначает, что все небесные Боги будут благосклонны к семье. А к Высшим Силам каждый сможет обращаться с любыми просьбами и молитвами.
Волот размещался на свадебном наряде жениха и означал силу, мощь человека. Чтобы муж был главой семьи, мать вышивала такие символы на рубахе.
Дерево жизни. Само название говорит, что такой символ обозначает начало нового витка. В современном мире его вышивают тем новобрачным, которые стают под венец не в первый раз.
Духовная сила – вышивается и у женщин, и у мужчин. Символ будет означать общую мощь семьи и ее устойчивость к внешним изменениям.

Обувь и украшения невесты

Для ног на Руси использовались разные виды обуви. В летнее время часто брались сандалии. Но в лютые холода использовались обязательно народные валенки из шерсти. Этот истинно русский вид обуви обязательно шел в приданое каждой девушке. И сейчас к валенкам россияне питают особую страсть. Поэтому, если вы выбрали русский стиль свадьбы, да еще и зимой – такая обувь будет идеальным дополнением к образу. В противном случае, могут подойти любые красивые туфли, которые схожи по цветовой гамме с нарядом.

Что же касается остальных украшений – то их должно быть минимальное количество. Формат русского народного свадебного костюма уже очень сильно разукрашен и не требует дополнительного лоска. Очень легко в этом случае переборщить: яркие бусы, колье, браслеты и кольца больше подходят к классическому современному свадебному платью, но не к народному стилю. Пусть расшитые рукава так и останутся тем единственным моментом, который привлекает больше всего внимания.

Мужской свадебный наряд

Мужчина на собственной свадьбе был менее ярким, нежели супруга. Костюм для жениха включал брюки и рубашку с длинным рукавом. Второй элемент мог шиться аж до пояса. А все это связывалось широким и длинным поясом. Эта деталь вышивалась такими же нитками и узорами, как женский свадебный наряд. Рукава и горловина сорочки тоже были в орнаментах, символичных узорах, это обозначало богатство будущей молодой семьи.

В нынешнее время при выборе народного стиля свадьбы в качестве брюк разрешено выбрать классические черные варианты, а вот с верхом нужно потрудиться. Поскольку рубашка является основным красочным элементом, то ее нужно выполнить в стиле наряда невесты. Стоит повторить цветовую гамму, тип выполнения узоров и вышивки. Для основы можно использовать красный цвет – как самый популярный на Руси.

Фото русских народных свадебных костюмов

При выборе стиля для собственного свадебного торжества, нужно просмотреть множество уже реализованных идей (на разных фото, видео). Будьте особо внимательны при соединении образов жениха и невесты, особенно если была выбрана народная тематика. Приводим подборку лучших народных свадебных костюмов в русском стиле, которые могут послужить основой для будущего свадебного наряда.

Глава 6. Русские народные свадебные костюмы

Глава 6. Русские народные свадебные костюмы

Русский народный костюм жениха

В целом, свадебный костюм жениха почти не отличался от праздничного костюма женатого мужчины.

Шапка – интересный атрибут костюма жениха.

Раньше, выходя на улицу, головной убор обязательно надевали и женщины, и мужчины. Но в отличие от женщин, которые не имели права снимать головной убор даже дома (кроме своей комнаты), представителям сильного пола полагалось обнажать голову в любом помещении, и если какой-то мужчина этого не делал – считалось оскорблением дома. Однако жених вопреки этому правилу почти всю свадьбу носил шапку даже в помещении (за исключением венчания в церкви, да и то, во Владимирской губ. женихи венчались в шапках). Во многих регионах на застольях выводного и приводного стола жених сидел в головном уборе, и только после начала основного пира с него снимали шапку.

Кроме того, вопреки повседневному этикету, ни перед кем жених не снимал шапки и никому не кланялся, за редкими исключениями. В Домострое подчёркивается, что если жениху всё-таки нужно поклониться, он должен изловчиться сделать это, не уронив шапку с головы.

Обычно жених в любую погоду носил нагольную шапку (сшитую из шкуры кожей наружу). Либо шапку с меховой оторочкой, реже простую круглую шапку. А вот так хорошо знакомые всем картузы (головные уборы типа кепи с цветком), в которые так любили наряжаться колхозники из советских фильмов – это лишь дань моде тех времён.

В некоторых губерниях важной частью костюма жениха был красный плат (большой платок). Обычно его складывали по диагонали, накидывали на плечи, закрепляли булавкой (напоминает плащ).

Ко дню свадьбы жених получал в подарок от невесты детали костюма, которые она сама недавно сшила для него: рубаху и порты.

Рубахи в русской культуре можно разделить на два основных типа: с прямым либо косым разрезом на вырезе (косоворотки). Самым архаичным является туникообразный прямой покрой, ровный вырез горловины с разрезом посередине. При этом рубаха шьётся из трёх кусков ткани шириной около 40 см каждый – именно такую максимальную ширину выдавали древние ткацкие станки. У готового изделия получаются два вертикальных шва спереди и сзади, что делает мужчину статным и зрительно придаёт рост.

Белая ткань рубахи с обильной красной вышивкой, красная рубашка с вышивкой – это распространённые праздничные одеяния.

Под праздничную рубаху могли надевать нижнюю (нательную).

Порты делались не столь ярких расцветок, обычно они не орнаментировались.

Обязательным атрибутом костюма и оберегом был пояс, кожаный либо тканый широкий (кушак), который закреплялся поверх рубахи.

Знатные люди поверх рубахи надевали и верхнюю одежду (шуба, свита и др.).

Русский народный наряд невесты

Как мы говорили, на русской народной свадьбе женщина имела два наряда – девичий и женский. Последний мало чем отличался от праздничного наряда, а первый во многих случаях был похож на обычный девичий наряд, но не по цветовому решению, а по форме предметов.

Русский женский праздничный наряд – многослойная одежда, могла состоять из следующих частей.

Нижняя рубаха (рубаха, сорочица). Сложенный пополам кусок ткани с отверстием для головы и широкими вшитыми рукавами – это простейший, базовый вариант. В этнографических коллекциях встречаются и более утончённые изделия со вставками, вытачками по фигуре и т. д. Часто рукава были очень длинными («долгорукавка»), до пола (важный атрибут обрядовой одежды). Ворот – гладкий с пуговицей или собранный на шнурке (это удобно, когда женщина станет кормящей матерью). По подолу, воротнику, рукавам рубашку украшали обережной вышивкой, значение которой огромно, ведь эта часть наряда была ближе всего к телу, а значит, защищала и душу новобрачной.

Читать еще:  Аутизм помощь родителям. Пример из жизни. Что можно посоветовать родителям и близким детей, страдающих аутизмом

Вторая рубаха (необязательный атрибут). Некоторые женщины в дополнение к нижней одевали ещё одну рубаху из более дорогой ткани. Рукава любой верхней рубахи делали примерно на 20 см длиннее руки, чтобы потом присборить и зафиксировать обручьями (браслетами), либо (позднее явление) делали манжет с пуговицей.

Понёва либо сарафан – что надеть на свадьбу, зависело от местных традиций.

Сарафан в русских источниках впервые упоминается в XIV веке – тогда он был и женской, и мужской одеждой. До XVII века его носили с рукавами. Позже зачастую верх делался на бретелях, но иногда и просто как безрукавка.

Понёва – архаичная, старославянская деталь одежды. Она состоит из трёх тёплых полотнищ, прикреплённых к шнурку-гашнику. В отличие от повседневной, праздничная понёва часто украшалась орнаментом.

В тех регионах, где сарафаны не носили, до замужества женщины одевались в подпоясанные рубахи с передниками, после замужества к этому набору добавлялась понёва.

Передник (занавеска) – напоминает фартук. Его часто вышивали теми символами, что были приняты в данной местности.

Пояс – важный элемент костюма и оберег. Женщины носили неширокие тканые пояса.

Для невесты предусматривались вышеперечисленные предметы одежды в двух комплектах. За исключением сорочки, которая должна быть единственной; носить её невеста должна во время всей свадьбы, да ещё и потом на всех праздниках.

Первый комплект – для «печальной» части свадьбы. Цвета – белый или чёрный, допустимы небольшие вкрапления других цветов. Другой – для весёлой части свадьбы. Он ярких цветов (красный, жёлтый), бытовали варианты с набивными рисунками.

Головной убор.

Для девушек: головной убор с открытой маковкой (венец, повязка). Один из видов венца, коруна, наверное, самый эффектный девичий головной убор, она напоминает корону, но некоторые модели похожи на кокошник. К убору полагался плат (покрывало, дымка, фата) – аналог современной фаты.

Для жён: закрытый головной убор (кичка, сорока, кокошник). Кичка была древним и повсеместно распространённым на Руси головным убором. Её подвид – сорока (характерная для центральных областей России). Кокошник намного моложе кички, зато за четыре века своего существования он пережил бурный расцвет.

Ювелирные украшения: серьги, бусы, браслеты, подвески на пояс.

«Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем». Г. С. Седов. Фрагмент. Здесь мы видим девичьи головные уборы. Они представляют один из типов венцов – «коруны».

Образ русской невесты дополняла причёска:

до свадьбы – коса;

в первую половину свадьбы – распущенные волосы, укрытые под фатой-покрывалом;

после повивания – две косы, завитые в пучки, спрятанные под закрытым головным убором.

Подробнее поговорим о женских головных уборах. Изначально кокошником назывались только головные уборы с «дном», в которое замужние дамы прятали свои косы. Те, что мы видим на рисунках предыдущей страницы, в старину назывались не кокошники, а венцы. Известно два основных вида венца: первый имел в своей основе обруч, проходивший от лба до темечка, а второй был похож на нимб, окружающий лицо. Если у венца были «терема», т. е. возвышения, лучи, зубчики, то его называли «коруна».

По словам Р. М. Кирсановой, с течением времени кокошником также стали называть и венцы, если у них был высокий гребень38. Точно также поступают и современные люди: если видят головной убор в форме полукруга на голове, сразу говорят, что это кокошник.

В начале XX века кокошник пережил яркую вспышку славы. Его стали носить даже заграницей – это были светские леди, которые прониклись стилем «а-ля рюс» благодаря волне русской иммиграции. Историк моды А. Васильев пишет, что кокошник в 20—30-е XX в. был в арсенале модниц всего мира, в том числе, им дополняли свадебный костюм (см. фото Пегги Фиш, стр. 235). Эта вспышка славы кокошника, наверное, была последней, потому что вскоре он, как и другие сложные старорусские уборы, перестали надевать даже по праздникам в деревнях.

Магические символы

Какими символами было принято украшать костюмы?

Ощущение себя подобным миру позволяло древнему человеку быть в гармонии. Помогал наряд, в котором головной убор символизировал верхний мир (небо), средний (воздушное пространство между землёй и небом), подол – землю. Опасный нижний мир (подземный) в костюме не показывали, т. к. живой человек ему не принадлежал.

Символика верхнего мира хорошо видна в женских головных уборах. На них можно увидеть солярные знаки (схематичное изображение солнца).

К головным уборам нередко крепили височные подвески («рясны»). А также изящные сеточки, сплетённые из ниток с бисером или жемчугом (поднизь, обнизь, ряска). И то, и другое – символы дождя.

Некоторые формы кокошников и венцов напоминают солнечный ореол вокруг женского лица.

Венок из живых или искусственных цветов – один из вариантов русского свадебного убора. В некоторых песнях поётся, что венок светится, и становится понятно, что этот убор в форме круга считали символом солнца.

Отдельно стоит сказать о «рогатых» головных уборах. Их происхождение уходит корнями в древность, знакомы они всем восточным славянам. Первое упоминание о кичке датируется ещё 1328 г. Кичка бывает двурогая, а кокошник – однорогим, реже двурогим (либо безрогим разной формы). Рогатые головные уборы носили только замужние женщины – старожилы говорили, что это изображение рогов коровы – символа богатства. Однако, согласно воззрениям выдающегося учёного А. Н. Афанасьева, корова является вторичной ассоциацией, в то время как символика Месяца является первичной: «Луна названа коровою под влиянием старинного уподобления серпа молодого месяца золотым рогам. Рога месяца влекли за собою мысль о рогатом животном». Если кичку считать символом месяца рогами вверх, то кокошник в форме полумесяца изображает его рогами вниз.

Рогатая кичка из костюма Рязанской обл. 1900-е гг.

Кроме того, к верху костюма относятся плечевые вышивки, в которых часто изображали звёзды (иногда они принимали форму цветков). А также коловраты (свастики) – это один из способов изобразить солнце или огонь.

На костюмах вышивали коньков, деревья – благоприятные символы.

Подол рубах украшали символами плодородия. Например, ромбами – это схематичное изображение поля.

В середине наряда располагался пояс – оберег, на котором могли изобразить самый важный для хозяина одежды символ. Если ткань верхнего предмета одежды была очень дорогой, стремились предохранить её от истирания, и пояс надевали под неё.

Что интересно, все эти правила неизменно верны для женской одежды. Однако мужской наряд часто был «перевёртышем» по сравнению с женским: наверху костюма (у горловины, на плечах) изображали символы земли, а верхний мир оказывался внизу. Так было не всегда. Возможно, это показывало противоположную природу мужчины и женщины.

В XIX–XX вв. в некоторых районах появляется новое поверье: якобы свадебный наряд лучше шить из однотонных тканей без рисунков и вышивки, чтобы жизнь была «ровной», обручальные кольца тоже выбирали гладкие. Новое суеверие на какое-то время даже потеснило традицию, и дошло до того, что в моду вошли свадебные платья не только без рисунков, но ещё и неярких, спокойных цветов, чтобы супружество было «спокойным».

Источники:

http://marry.guru/nevestam/naryad/v-russkom-stile
http://svadbavo.ru/journal/podgotovka-k-svadbe/svadba-v-stile/russkiy_kostum/
http://document.wikireading.ru/34207

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector