Теории и модели воспитания. Сущностные характеристики традиционных моделей воспитания

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект, для того чтобы привить ему качества, соответствующие воспитательным целям и задачам.

В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности систем воспитания, выделяются его различные модели. Философское осмысление воспитания раскрывает то общее, что характерно для практики воспитания разных стран, народов, цивилизаций и эпох.

1. Идеалистическая модель воспитания восходит к Платону. Его последователи рассматривали воспитание как создание для воспитуемых такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи достигли бы расцвета, что и должно было предопределить становление полноценной личности.

Современные последователи этой модели утверждают, что в основе воспитания должен лежать высокий интеллектуально-содержательный уровень взаимодействия воспитателя с воспитанником, который в результате этого взаимодействия овладевает достижениями человеческой культуры. Считается, что главное в воспитании – это самореализация личности воспитуемого, а мастерство воспитателя заключается в раскрытии глубинного потенциала души воспитуемого.

2. Реалистическая модель исходит из положений о необходимости передачи воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, а истин и ценностей культуры – через разделение целостной реальности на предметное отображение с учетом возрастных возможностей учеников.

3. Материалистическая модель стремится максимально учитывать объективные обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс. Вместе с тем ею принижается роль знаний о самом человеке в ходе его воспитания, не признается его право на иррациональность в отдельных поступках и жизнедеятельности в целом.

4. Прагматическая модель в процессе воспитания воспитатель должен приучить воспитанника не к пассивному приспособлению к реальным условиям, а к активному поиску путей улучшения своего благополучия, вплоть до преобразования действительности в желаемом для себя направлении.

5. Антропоцентристкая модель опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся одновременно с обновляющимся в процессе его активной деятельности окружающим миром. Процесс воспитания, согласно данной модели, не может быть ограничен нормами или ориентирован на идеал и, следовательно, не может иметь завершения. Процесс воспитания должен строиться так, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии человеческой сущности.

6. Социетарная модель ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для той или иной группы людей, что предполагает соответствующий подбор содержания и средств воспитания в малых социальных группах (семья, референтная группа, школьный коллектив) и больших (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ.

7. Гуманистическая модель стремится учитывать личностные и индивидуальные особенности воспитанника. Педагог должен принять воспитанника таким, каков он есть, помочь ему осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост).

8. Модель свободного воспитания направлена на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является формирование личности, ценящей свободу и вместе с тем несущей ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей.

9. Технократическая модель основана на положении, согласно которому процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, технологично организованным, а значит – воспроизводимым и приводящим к проектируемым результатам.

Общая характеристика моделей образования.В рамках образовательных парадигм возникают различные модели образования. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют четыре основных модели образования: традиционная, рационалистическая, гуманистическая (феноменологическая), неинституциональная. Дадим общую характеристику этим моделям.

Читать еще:  Молитва чтобы папа вернулся в семью. Как вернуть отца ребенка в семью

1. Традиционная модель образования – это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого и настоящего. Обучающийся рассматривается как объект, которому нужно передать систему обобщенных знаний, умений и навыков.

2. Рационалистическая модель образования во главу ставит не содержание образования, а эффективные способы усвоения обучающимися знаний. Эта модель отводит обучающимся сравнительно пассивную роль. Они, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертуар», необходимый для адекватного жизнеустройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества. В рационалистической модели нет места таким явлениям, как творчество, самостоятельность, ответственность, индивидуальность.

3. Гуманистическая (феноменологическая) модель образования в центр образовательного процесса ставит личность обучающегося и его развитие как субъекта жизнедеятельности. Она ориентирована на развитие внутреннего мира обучающегося, на межличностное общение, диалог, на психолого-педагогическую поддержку в личностном росте.

Эта модель предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уважительное отношение к их интересам и потребностям.

4. Неинституциональная модель образования ориентированная на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных институтов. Это образование на «природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Internet, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.

Типы, виды и модели воспитания

Воспитание как педагогическое явление определяется как целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности. Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике типов, видов и моделей воспитания.

Типы воспитания связывают с историческими условиями развития цивилизации.

Первый тип воспитания основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи.

Второй тип воспитания возник в результате общественного разделения труда, появления имущественного и социального неравенства, повлекших за собой дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп.

Этот тип воспитания представлен в мировой культуре восточным и западным воспитанием. Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы личности, ее самостоятельности, независимости мышления. Западный тип воспитания отличается ценностно-рациональным характером обучения и образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.

Вид воспитания отражает содержание воспитательной деятельности. Можно выделить несколько групп видов воспитания.

Одна из групп – это виды воспитания, объединенные в соответствии с направлениями, по которым передается опыт поколений: физическое, эстетическое, умственное, трудовое, нравственное, гражданское воспитание и др.

Можно выделить группу видов воспитания, объединенных по институциональному признаку: дошкольное, школьное, семейное, конфессиональное и др.

Рассмотрение стилей общения позволяет выделить такие виды воспитания, как авторитарное, демократическое, либеральное, попустительское.

В основе формирования модели воспитания лежит та или иная философская концепция. Так появились идеалистическая, социетарная, прагматистская, технократическая, гуманистическая и другие модели воспитания.

Идеалистическая модель предполагает воспитание как создание
такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи способствовали бы развитию полноценной личности (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Г. Пестапоцци).

Прагматистская модель воспитания направлена на обучение решению реальных проблем и достижению успеха в жизни. Модель рассматривает передачу только полезных, практико-ориентированных знаний. Большое внимание уделяется саморазвитию личности (М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи).

Социетарная модель воспитания основана на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными (коммунистическая, религиозная, националистическая модели).

Читать еще:  Тетрациклиновая мазь для тату. Особенности ухода за татуировкой и выбора одежды. Видео как ухаживать за татуировкой после нанесения

Гуманистическая модель воспитания организуется на базе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, какой он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, А. Маслоу).

Технократическая модель воспитания основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата, прежде всего в поведении. Воспитание понимается как формирование поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений (Б. Скиннер).

Выбор модели воспитания составляет основу реализации воспитания как педагогического явления.

4.2. Цели и задачи воспитания в современных
социально-экономических условиях

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном или духовном образовании, но и там оно обусловлено социальным заказом.

Общемировые тенденции и установки оказывают в настоящее
время большое влияние на определение государством социального заказа в области воспитания и образования. Так, все страны, которые подписались под Международной декларацией прав ребенка (20 ноября 1959 г.) и под Конвенцией ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях, задачах воспитания и образования. Согласно принципу 10 Международной декларации прав ребенка, он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В связи с этим приоритетами современного воспитания во всем цивилизованном мире считаются:

· мир (воспитание в духе разоружения и миролюбия);

· человек (воспитание в духе уважения нрав человека, гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия);

· сотрудничество (воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем);

· природа (экологическое воспитание в глобальных масштабах
на основе понимания того, что Земля – общий дом человечества).

Сегодня необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей. От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, необходим переход к такому пониманию воспитания, в основе которого лежало бы развитие человека. Главной целью воспитания становится полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности, ее гармоничное развитие.

Типы, виды и модели воспитания

Воспитание как педагогическое явление определяется как целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности. Разработка понятия воспитания привела к выделению и характеристике типов, видов и моделей воспитания.

Типы воспитания связывают с историческими условиями развития цивилизации.

Первый тип воспитания основан на естественном разделении труда и соответствует социокультурной сущности первобытной эпохи.

Второй тип воспитания возник в результате общественного разделения труда, появления имущественного и социального неравенства, повлекших за собой дифференциацию целей воспитания и способов их реализации у разных социальных групп.

Этот тип воспитания представлен в мировой культуре восточным и западным воспитанием. Восточному типу воспитания свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов, ограничение индивидуальной свободы личности, ее самостоятельности, независимости мышления. Западный тип воспитания отличается ценностно-рациональным характером обучения и образования, ориентируется на развитие у личности воли и разума, утверждение в человеке индивидуального и творческого начал.

Вид воспитания отражает содержание воспитательной деятельности. Можно выделить несколько групп видов воспитания.

Читать еще:  Служебный роман на работе: правила поведения и советы психолога. Любовь на работе. Коллега признался в любви - что делать? Мы уже столько лет вместе…

Одна из групп – это виды воспитания, объединенные в соответствии с направлениями, по которым передается опыт поколений: физическое, эстетическое, умственное, трудовое, нравственное, гражданское воспитание и др.

Можно выделить группу видов воспитания, объединенных по институциональному признаку: дошкольное, школьное, семейное, конфессиональное и др.

Рассмотрение стилей общения позволяет выделить такие виды воспитания, как авторитарное, демократическое, либеральное, попустительское.

В основе формирования модели воспитания лежит та или иная философская концепция. Так появились идеалистическая, социетарная, прагматистская, технократическая, гуманистическая и другие модели воспитания.

Идеалистическая модель предполагает воспитание как создание
такой среды, благодаря которой заложенные в душе вечные и неизменные идеи способствовали бы развитию полноценной личности (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Г. Пестапоцци).

Прагматистская модель воспитания направлена на обучение решению реальных проблем и достижению успеха в жизни. Модель рассматривает передачу только полезных, практико-ориентированных знаний. Большое внимание уделяется саморазвитию личности (М. Монтень, Г. Спенсер, Дж. Дьюи).

Социетарная модель воспитания основана на определенной системе ценностей, присущей данной социальной группе или обществу. Все иные ценности признаются ложными (коммунистическая, религиозная, националистическая модели).

Гуманистическая модель воспитания организуется на базе взаимодействия, учета личностных и индивидуальных особенностей воспитанника, принятия его таким, какой он есть, создания атмосферы доверия, поддержки и защиты (Э. Фромм, А. Маслоу).

Технократическая модель воспитания основана на жестком управлении и контроле за воспитанником, технологичной организации воспитательного процесса, его воспроизводимости и получении желаемого результата, прежде всего в поведении. Воспитание понимается как формирование поведения воспитуемого с помощью разработанной системы подкреплений (Б. Скиннер).

Выбор модели воспитания составляет основу реализации воспитания как педагогического явления.

4.2. Цели и задачи воспитания в современных
социально-экономических условиях

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном или духовном образовании, но и там оно обусловлено социальным заказом.

Общемировые тенденции и установки оказывают в настоящее
время большое влияние на определение государством социального заказа в области воспитания и образования. Так, все страны, которые подписались под Международной декларацией прав ребенка (20 ноября 1959 г.) и под Конвенцией ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях, задачах воспитания и образования. Согласно принципу 10 Международной декларации прав ребенка, он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В связи с этим приоритетами современного воспитания во всем цивилизованном мире считаются:

· мир (воспитание в духе разоружения и миролюбия);

· человек (воспитание в духе уважения нрав человека, гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия);

· сотрудничество (воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем);

· природа (экологическое воспитание в глобальных масштабах
на основе понимания того, что Земля – общий дом человечества).

Сегодня необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей. От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, необходим переход к такому пониманию воспитания, в основе которого лежало бы развитие человека. Главной целью воспитания становится полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности, ее гармоничное развитие.

Источники:

http://studopedia.ru/14_55557_osnovnie-modeli-vospitaniya-i-obrazovaniya-cheloveka.html
http://megaobuchalka.ru/8/20633.html
http://megaobuchalka.ru/8/20633.html

Ссылка на основную публикацию