Тренинг для подростков: Семейные ценности. Петриченко Э.С. Ценностные ориентации подростков как показатель социальной адаптации или дезадаптации

Ценностные ориентации подростков, лишенных родительского попечения, как предиктор риска социальной дезадаптации Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Руженков В. А., Гомеляк Ю. Н.

Клиническим и эмпирическим методами обследовано 40 подростков , лишенных родительского попечения . В результате исследования выявлена низкая степень иерархизации системы ценностей, высокая эгоистическая направленность и противоречивое сочетание выраженного стремления к усилению черт дружелюбия у себя и партнера по общению, с такими личностными особенностями, как эгоистичность, враждебность, подчиняе-мость, зависимость, обидчивость, злопамятность. Выявленные особенности ценностных ориентаций будут препятствовать эффективному общению со сверстниками и способствовать социальной дезадаптации . Обсуждаются вопросы возможности психологической коррекции.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Руженков В.А., Гомеляк Ю.Н.,

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации подростков, лишенных родительского попечения, как предиктор риска социальной дезадаптации»

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ЛИШЕННЫХ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ, КАК ПРЕДИКТОР РИСКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Клиническим и эмпирическим методами обследовано 40 подростков, лишенных родительского попечения. В результате исследования выявлена низкая степень иерархизации системы ценностей, высокая эгоистическая направленность и противоречивое сочетание выраженного стремления к усилению черт дружелюбия у себя и партнера по общению, с такими личностными особенностями, как эгоистичность, враждебность, подчиняе-мость, зависимость, обидчивость, злопамятность. Выявленные особенности ценностных ориентаций будут препятствовать эффективному общению со сверстниками и способствовать социальной дезадаптации. Обсуждаются вопросы возможности психологической коррекции.

Ключевые слова: подростки, лишенные родительского попечения, ценностные ориентации, межличностные отношения, социальная дезадаптация.

Ценности – это материальные или идеальные предметы, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. Производные же от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры [4]. Основной функцией ценностей и ценностных ориентаций является регулятивная, а именно: регулирование поведения личности в определенных социальных условиях. Личность, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и свое поведение с позиций соответствия их требованиям культуры. Соответствие жизни и деятельности личности принятым в обществе нормам и правилам создает у нее ощущение собственной социальной полноценности, которая является условием нормального социального самочувствия, и, напротив, ощущение несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний личности. Таким образом, человек нуждается в постоянном контроле за степенью своей социальной полноценности. Внешний контроль за степенью социальной полноценности осуществляется благодаря институту общественного мнения, правовым органам и т.д. Внутренний контроль осуществляется самим индивидом с позиций норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализации и выступает как самоконтроль. Самоконтроль является действенным механизмом развития личности, так как предполагает последующую корректировку поведения ее в соответствии с указанными нормами [7].

Ценностные ориентации – одно из основных психологических образований внутренней структуры зрелой личности, характеризующие содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате усвоения ценностных значений в процессе социализации фиксируется существенное, наиболее важное для человека [1, 6, 9]. Под ценностями понимают те установки, которые определяют личностную структуру, причем установки особого рода — те которые воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком. При этом «выбор» рассматривается как ядро личностной организации. В рамках социальной психологии ценности связаны с установками, с одной стороны и с нормами — с другой [ю]. Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций и особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности» [5].

Механизм становления личностных ценностей связан с интериоризацией личностью социальных ценностей. Осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность – регулятор индивидуального поведения. Усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп [6]. Чем чаще и чем заметнее человек при повторных ситуациях меняет свое поведение, тем в большей степени оно детерминировано личностными факторами (при условии, что на ситуацию не влияют дополнительные внешние обстоятельства) [и]. Г. Оллпорт [8], полагая, что источником большинства ценностей личности является мораль общества, выделяет также ряд ценностных ориентаций, не продиктованных моральными нормами, например, любознательность, эрудиция, общение и т.д. Моральные нормы и ценно-

Читать еще:  Как помочь парню забыть измену? Советы психолога: как пережить измену мужа и успокоиться

В.А. РУЖЕНКОВ Ю.Н. ГОМЕЛЯК

Белгородский государственный национальный

исследовательский университет e-mail: ruzhenkov@bsu.edu.ru

сти формируются и поддерживаются посредством внешнего подкрепления. Они выступают скорее в качестве средств, условий достижения внутренних ценностей, являющихся целями личности.

Общеметодологической основой анализа ценностных ориентаций является понимание сущности личности как совокупности общественных отношений и ее психики как отражения окружающей действительности. Отсюда вытекает принцип социальной детерминации ценностных ориентаций. Являясь первичными, «базальными» свойствами личности, ценностные ориентации, во многом, определяют мотивы поведения, формируют склонности и характер личности [2, з].

Подростковый возраст – один из наиболее сложных и ответственных периодов формирования личности. Основными новообразованиями этого периода являются самооценка, формирование понятийного мышления, интересов к собственному внутреннему миру, самосознания. Они служат необходимыми предпосылками для формирования ценностных ориентаций. В этот период влияние семьи, как наиболее важного и определяющего развитие личности (и ценностных ориентаций) социума, сменяется на более широкий круг, состоящий из референтной группы (или нескольких) сверстников. При этом остается открытым вопрос о возможных искажениях в развитии ценностных ориентаций в тех случаях, когда влияние семьи недостаточно или отсутствует по внешним причинам. Следуя логике развития ценностных ориентаций очевидно, что так или иначе они будут сформированы в условиях депривационного воспитания, однако вопросы о том, как и какие компоненты системы ценностных ориентаций будут искажены в этом случае и как они будут соотноситься с мотивационно-потребностной сферой личности остаются открытыми. Поэтому, целью настоящего исследования была верификация ценностных ориентаций и связанных с ними мотивационно-потребностных установок у подростков, лишенных родительского попечения (ПЛРП) для разработки рекомендаций по психологической коррекции.

Материал и методы исследования. Для реализации поставленной цели на базе детских домов и школ-интернатов Белгородской области нами было обследовано 40 ПЛРП в возрасте 13-16 лет (21 девочка и 19 мальчиков) – основная группа и 40 подростков из полных семей аналогичного пола и возраста – контрольная группа. Из исследования исключались подростки с задержкой психического развития, интеллектуальным недоразвитием и резидуальноорганическим поражением ЦНС.

Основными методами исследования были клинический (интервью, наблюдение, изучение медицинской документации) и эмпирической (тест «Ценностные ориентации» М. Рокича, цветовой тест отношений М.А. Эткинда, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (адаптация Л.Н. Собчик), методика диагностики социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потёмкиной) и статистический (критерий Стьюдента 1:, критерий 72).

Результаты исследования и обсуждение. Тест Рокича выявил статистически достоверные различия (р 4,2 р 5,1 р 2,2 р з,4 р 4,7 р з,4 р

Тренинг для подростков: Семейные ценности. Петриченко Э.С. Ценностные ориентации подростков как показатель социальной адаптации или дезадаптации

По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИЛИ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Статья посвящена проблеме выявления отличий системы ценностных ориентаций дезадаптиованных подростков от системы ценностных ориентаций социально адаптированных подростков. Описан ход и проанализированы результаты эмпирического исследования. Исследование показало, что социально адаптированные подростки наиболее ориентированы на такие ценности, как «здоровье», «счастье в семье», «любовь», «дружба», «образование». Для дезадаптированных подростков приоритетными ценностями выступают «материальная обеспеченность», «развлечения», «отдых», «власть», «карьера».

‘> Входит в РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 1

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по журналу:

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:

‘> Норм. цитируемость по направлению:

‘> Дециль в рейтинге по направлению:

‘> Тематическое направление: Educational sciences

Тренинг для подростков: Семейные ценности. Петриченко Э.С. Ценностные ориентации подростков как показатель социальной адаптации или дезадаптации

Ценностные ориентации как фактор социальной адаптации подростков

Одной из характерных особенностей современного этапа развития педагогической науки является устойчивый интерес ученых к изучению проблемы социального воспитания молодежи, под которым мы понимаем процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, системы ценностных ориентаций, необходимых ему для успешной социальной адаптации в тех условиях и микросредах, в которых протекает его жизнедеятельность.

Читать еще:  Как понять что ты влюбилась? Что такое любовь

Существуют различные подходы к изучению проблем молодежи, в том числе учащейся молодежи школьного возраста. Во-первых, это стратификационный подход (молодежь рассматривается как общность, определенная социально-демографическая возрастная группа), во-вторых, институционально-функциональный (анализирует молодежь как социальный институт, молодежное движение), в-третьих, ресурсный (молодежь – это потенциал социального развития), в-четвертых, тезаурусный (изучение социальных реальностей молодежи на уровне повседневности) и, в-пятых, аксиологический или ценностный (изучение образа жизни, системы ценностей, установок, норм поведения, стилей жизни и мировоззрения молодежи).

Аксиологический подход является методологическим для нашего исследования. Применяя его, мы обращаемся к категории «несовершеннолетняя молодежь». Несмотря на большой диапазон возрастных границ данной категории, мы для решения задач нашего исследования определили конкретные возрастные группы учащейся молодежи школьного возраста, а именно: подростки и молодые люди, находящиеся на юношеском этапе возрастного развития [13, c. 12].

Выбор детей подросткового возраста обусловлен тем, что именно в подростковом возрасте вследствие открытия собственного «Я», формирования рефлексивной позиции, осознания собственной индивидуальности начинает складываться собственная система ценностных ориентаций. Выбор молодежи, находящийся на этапе юношеского развития обусловлен тем, что именно в данном возрасте осуществляется переход от конвенционной (ориентированной на внешние нормы) морали к морали автономной (ориентированной на внутреннюю, автономную систему принципов).

Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы в ходе нашего исследования позволил прийти к следующему пониманию ценностных ориентации школьников: это усвоенные и принятые ими ценности и нормы той социальной среды, в которой протекает жизнедеятельность человека, ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и являющиеся основными регуляторами поведения данной личности в условиях среды.

На формирование ценностных ориентаций школьников влияют две группы факторов: эндогенные (действие данных факторов обусловлено внутренними причинами: пол, возраст, наследственность, болезни и травмы), экзогенные (действие данной группы факторов определяется внешними причинами, к которым относится влияние на человека макро-, микро- и мезосреды). Методологическим обоснованием выделения макро-, мезо- и микросред жизнедеятельности школьников является концепция социализации человека А.В. Мудрика, в которой в качестве основных факторов социализации он выделяет макро-, мезо- и микрофакторы. Макросреда – это экономика, общественные институты, общественное сознание и культура. Мезосреда – это тип поселения и этнокультурные условия. Микросреда включает непосредственное окружение человека. И, прежде всего это люди, объединенные в разные группы, с которыми каждый человек находится в специфических общественных отношениях в сложно организованной и разнообразной системе общения и взаимодействия. Как мезосреда, так и микросреда оказывают свое специфическое влияние на личность человека, но важнейшей для него все-таки остается микросреда. Именно в микросреде человек формируется и именно здесь он реализует себя как личность.

Под влиянием макросреды формируются базовые ценности школьников. Микросреда влияет на формирование индивидуальной системы ценностных ориентаций молодых людей [15, c. 22].

Наиболее близкими и определяющими процесс формирования индивидуальной системы ценностей являются такие микросреды, как семейная, образовательная, общение со сверстниками в группе. Приоритетное влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка оказывают его семья, стиль и характер семейных взаимоотношений и отношений к самому ребенку.

В психолого-педагогической литературе все семьи условно делят на благополучные и неблагополучные, несмотря на то, что данный критерий является весьма условным.

Благополучная семья, по мнению профессора Н.В. Вострокнутова, – здоровая семья, характеризующаяся сильной родительской позицией с четкими семейными правилами, гибкими, открытыми взаимоотношениями между младшими и взрослыми членами семьи с определенными моделями отношений и поведения, эмоционально теплыми связями между поколениями. Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности у детей. Для неблагополучных семей мы предлагаем следующую классификацию:

– псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания;

– проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;

аморальная семья, имеющая алкогольную, аморально-сексуальную тенденцию в жизнедеятельности;

Согласно статистическим данным, число неблагополучных семей составляет в Беларуси большую долю, по сравнению с благополучными. Эти семьи являются факторами риска формирования у детей негативных ценностных ориентаций с приоритетом жестокости, насилия, агрессии, равнодушия во взаимоотношениях с окружающими, употребления различных психоактивных веществ, в том числе наркотического характера, которые проявляются в делинквентном и преступном поведении [5, c. 28].

Читать еще:  Как забыть женатого любовника — советы психолога. Как забыть женатого мужчину

Усиливают негативный характер формирующихся в такой среде ценностных ориентаций взаимодействие таких факторов, как психологические особенности родителей (опекунов), динамика семейных отношений, характер семейного климата, жестокое обращение с ребенком.

Образовательное учреждение – это следующая микросреда, в которую включен ребенок. В зависимости от того, как сложатся отношения ребенка со взрослыми, со сверстниками в учебном процессе, образовательная среда будет выполнять либо нейтрализующую функцию, способствующую формированию адекватной оценки в процессе усвоения (интериоризации), идентификации и интернализации тех или иных ценностей, в случае если ребенок воспитывается в условиях неблагоприятной семейной среды, либо будет способствовать усилению негативного влияния семейной среды на формирующуюся систему его ценностных ориентаций [17, c. 26].

В случае, когда ребенок воспитывается в условиях благоприятной и оказывающей на него положительное влияние семейной среды, образовательная среда либо будет способствовать усилению позитива, либо служить препятствием его формированию.

Группа сверстников – это еще одна микросреда, под влиянием которой происходит формирование индивидуальной системы ценностных ориентаций. Группы сверстников – это та среда, ценности которой либо принимаются и разделяются ребенком и являются основой формирования его индивидуальной системы ценностных ориентаций, либо отвергаются, в данном случае ребенок не будет связывать свою жизнедеятельность с этой группой.

В зависимости от сложившихся у ребенка базовых ценностей и сформировавшейся системы индивидуальных ценностных ориентаций будет проходить процесс адаптации молодого человека к тем условиям, в которых протекает его жизнедеятельность.

Адаптация наступает при достижении оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптация – неспособность оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.

Если не устанавливается оптимального взаимоотношения личности и среды, то имеет место дезадаптация данной личности в условиях среды, в первую очередь в условиях тех микросред, в которых протекает ее жизнедеятельность, а именно – семейной, школьной, группы сверстников.

Можно наблюдать дезадаптацию ребенка в одной или нескольких микросредах, а можно наблюдать процесс дезадаптации ребенка к жизнедеятельности в обществе в целом. В этом случае говорят об общей социальной дезадаптации.

Адаптация человека всегда происходит в конкретных ситуациях, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное влияние и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно назвать факторами, влияющими на адаптацию человека. Фактор – это одно из необходимых условий того или иного процесса. В качестве одного из необходимых условий адаптации школьников к социальной среде выступает сформированная у молодых людей система индивидуальных ценностных ориентаций.

Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптации конкретного человека будет определяться тем, насколько молодой человек или девушка принимает базовые ценности данной среды и насколько они соотносятся с системой их базовых ценностей, с одной стороны, и, с другой стороны, насколько сложившаяся у них система индивидуальных ценностных ориентаций принимается средой, теми людьми, которые включены в процесс взаимодействия в условиях данной среды [18, c. 342].

Сформированные ценностные ориентации школьников определяют стержень их личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. Они выступают в качестве связующего звена между объективной социальной средой и индивидуальным сознанием человека, с одной стороны, а с другой – между его сознанием, деятельностью и поведением.

Итак, мы рассмотрели различные подходы, изучающие проблемы школьников подросткового возраста, а именно: концепция социализации, стратификационный и аксиологический подходы. Большое значение, по-нашему мнению, имеет средовой подход в воспитании личности, предполагающий микро-, мезо- и макросреды. Знание этих подходов позволяет учитывать условия и факторы наиболее благоприятствующие развитию личности подростка.

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-podrostkov-lishennyh-roditelskogo-popecheniya-kak-prediktor-riska-sotsialnoy-dezadaptatsii
http://elibrary.ru/item.asp?id=21974936
http://studbooks.net/1652377/psihologiya/tsennostnye_orientatsii_faktor_sotsialnoy_adaptatsii_podrostkov

Ссылка на основную публикацию