Ценность семьи в чем заключается. Формирование семейных ценностей

Роль семьи в формировании и сохранении культурных ценностей

Наше общество в настоящее время переполнено асоциальными явлениями, порожденными неблагополучным состоянием института семьи: социальное сиротство, алкоголизм, девиантное поведение, подростковые суициды, детская проституция, наркомания, преступность – неполный перечень того, что можно устранить, возродив полноценную семью. Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, ибо здоровье подрастающего поколения – это здоровье нации. Именно в семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации. Все самое первое и важное происходит с человеком в семье: рождение, первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье. Для каждого человека семья – это необходимость, с помощью которой он реализует не только биологические потребности, а в первую очередь духовные потребности, потребности в любви, заботе и признании. Семья является единственным «воспроизводителем» высших ценностей: любви, веры, способности жертвоприношения (В.В.Розанов).

Особенностью семьи как формы социальной организации являются особые духовные отношения, свойственные только для приватной жизни семьи. Семья представляет собой «частный микромир» личности, характеризующийся интимностью чувств и эмоций. Духовность обеспечивает целостность и полноту семейных отношений. Именно в семье конечной целью всех процессов является воспитание личности, обретение индивидуального нравственного стержня, морально-этическое становление индивида. Семья формирует духовную сферу человека, развивает его добродетели, приобщает к миру культуры.

Опираясь на взгляды русских философов начала XX в. (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков и др.), можно говорить о семье как о неотъемлемой части культуры. Семья рассматривалась как основной институт духовного воспитания индивида, как институт трансляции культурных и нравственных ценностей, как «домашняя школа» формирования и развития личности.

В истории ценности семьи остаются неповторимыми и уникальными, незаменимыми никакими другими ценностями. Культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений. Социологи констатируют, что в современном мире, и в частности в России — налицо кризис ценностей, а отсюда появляется зависимость человека от капризов экономики. Выгода становится основным двигателем всего общества. Растущее число людей всеми возможными способами старается заполнить существующий вакуум, подавить в себе ощущение бессмысленности собственной жизни, которая возникает, в частности, и из-за размывания семейных ценностей. Один из таких способов — стремление, во что бы то ни стало, повысить свой социальный статус и уровень материального благосостояния. Перед человеком встала проблема соотнесения путей личностной самореализации с семейным бытием. Сегодня важно понимание того, что в жизни можно и нужно ориентироваться на духовность, нравственность и любовь. Эти ориентиры представляют ценность и в свою очередь воспитываются в семье и закрепляются в обществе, если нет, тогда можно предрекать духовную деградацию. Человечество живо только благодаря семейному кругу, центру всех человеческих отношений. С разрушением семьи наступает разрушение личности, а далее и государства. От того, сохранит ли наш народ семейные ценности и семью как ценность зависит, сохранит ли себя Россия как страна. И очень хочется, надеется, что именно так и будет. Ведь именно семья создаёт человеческие судьбы, характеры, а в эпохи «экономцентризма» и сексуальной революции она должна помочь сохранить в человеке всё самое лучшее.

Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи. В семейной психологии выделяются следующие основные ценности семьи: ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения; ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве; ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании; ценности, удовлетворяющие физиологические потребности (сексуально — интимные отношения супругов); ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность; ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности.

Проведя анализ ценностей, необходимо подчеркнуть их гуманистическую сущность. Именно гуманистический идеал – человек как высшая ценность – определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т. д.). В семье и браке ориентация на человека как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми.

В современной российской социологии семьи выделяются две основные исследовательские парадигмы. Первая, «прогрессистская» парадигма, представителями которой являются Вишневский А.Г., Голод С.И., Мацковский М.С. и др., рассматривает современные процессы в семье как позитивные, ведущие к увеличению многообразия семейных форм. Все негативные явления, связанные с невыполнением семьей ее функций, они относят к незавершенности процесса перехода от старой к новым семейным формам. Вторая, «кризисная» парадигма, представителями которой являются Антонов А.И., Борисов В.А. и другие, объясняют кризис семьи и невыполнение ею своих функций кризисом семейных ценностей и общим ценностным кризисом в современном обществе: семейные ценности, в частности — ценность многодетной семьи и стабильного брака, заменяются на ценности, связанные с личными (индивидуальными) устремлениями людей, что приводит к дисбалансу в обществе между потребностью общества в воспроизводстве и социализации новых поколений и тем, как семья выполняет репродуктивную и социализационную функции. Семья, ведь с одной стороны, является производной от состояния общества, а с другой – выступает как движущая сила его развития.

Таким образом, семейные ценности – это положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами супружества – родительства – родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями. Исходя из определения, социологи выделяют три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди всего многообразия ценностей супружества можно выделить такие основные ценности, как ценность брака, ценность равноправия супругов/ценность доминирования одного из них, ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей, включающая в себя ценность многодетности или малодетности, а также ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства можно отнести ценность наличия родственников (например, братьев и сестер), ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи.

Отношения супругов, детей и родителей в течение последних десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобретала эмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений. Это значительно осложняло семейную жизнь, так как резко повышало уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов.

Основной задачей государственной семейной политики является формирование поколения, ответственного за свое здоровье и обладающего навыками социально и экономически ответственного поведения, сохраняющего семейные ценности, национальные традиции, историю и культуру своей Родины. Одной из острейших проблем страны на сегодня является физическое и духовное здоровье детей и молодежи.

Действительно, особое значение семейный вопрос имеет для молодежи. Сегодня удлиняется период подопечности, сужается возможность самостоятельных действий и оценок, ориентиры молодежи — престижно-потребительские, мы наблюдаем информационное загрязнение «среды», малую информированность в школьные годы, отсутствие программы по основам семейной жизни. Очень важно уберечь молодых людей от досадных ошибок, в том числе, трагически непоправимых, оказать помощь в принятии верного ответственного решения, не навязывая свои мысли и советы. От того, как человек в молодости решит проблему брака и семьи, во многом зависят его жизненный путь, душевное и духовное состояние и развитие. Ведь семья – естественная школа любви, школа творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. В семье воспитывает сама атмосфера искренности, правды, труда, дисциплины, свободы творчества и любви ко всему духовному, т.е. тех ценностей, которые должны передаваться из поколения в поколение. Нам необходимо воспитание в любви и с любовью, только тогда не будет неблагополучных семей, порождающих в свою очередь череду несчастливых и неблагополучных людей. Знания, которые приобретают молодые люди в ходе взаимоотношений друг с другом, не ведут автоматически к мудрости и нравственности, для этого необходимы жизненный опыт, размышления и время. Чтобы воспитать в себе Родителя, необходимо формировать в себе личность, обладать высоким духовно-нравственным потенциалом, потребностью духовного саморазвития, чтобы в свою очередь передать свою любовь ребёнку. Поэтому, хочется подчеркнуть, важность таких ценностей, как любовь, целомудрие, верность. Эти ценности нужно в первую очередь донести до сознания подростков, молодежи, чтобы они поняли: человек не может жить по закону инстинкта. Сегодня все силы нужно обратить на то, чтобы сохранять семью, а молодежь учить тому, что такое семья.

Читать еще:  Какую шапку носить под красную куртку. Юбка в цветок плюс красная байкерская куртка. С чем носить серую и зеленую кожаную куртку

Результаты многолетних социологических исследований социальных ориентации молодежи показывают, что радикальные изменения социально-экономических условий и социокультурных ориентиров, происходящие в последнее время в нашей стране, вносят определенные изменения как в структуру ценностных ориентации молодежи, так и в содержание брачно-семейных установок. Так, в структуре ценностных ориентации молодежи на протяжении многих лет доминирующее место занимали ценности психологического характера: общение, любовь, семья. Результаты исследований последнего десятилетия показывают, что ценности экономического характера, ориентации на высокие жизненные стандарты и индивидуальное благополучие начинают занимать приоритетное место в структуре ценностных ориентации, постепенно вытесняя ценности психологического порядка, которые пока сохраняют свою значимость для 83% респондентов в качестве основной ценности и мечты о «настоящей любви».

Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. Задача подготовки юношей и девушек к семейным отношениям – помочь им осознать эти ценности, сформировать личностную мотивацию семейного поведения.

Важно пропагандировать ценности брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т.д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи — значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

Таким образом, для дальнейшего развития современной семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия необходимо систематически и целенаправленно педагогически воздействовать на ценностное содержание представления о семье у старших учащихся, у студентов среднего и высшего образования и тем самым формировать общую готовность к качественной, здоровой семейной жизни.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные изменения в жизненном укладе современной семьи произошли в 20 веке?

2. В чём заключаются отличия Нуклеарной семьи от Традиционной?

3. Какие выделяют группы семейных ценностей?

Влияние культуры на формирование семейных ценностей

Мы живем в пространстве культуры, которая объемлет нашу жизнь во всех её проявлениях. Но жизнь сама по себе не есть феномен культуры — она представляет собой явление многомерного мира за пределами культурного пространства. Жизнь — биологический процесс и становится человеческой жизнью, лишь когда облекается в культурные формы.

Культура становится главной понятийной оппозицией в природе, и тем самым в сфере познания особенностей человеческого бытия открывается возможность изучения семьи, семейных ценностей, имеющих свою историю, детерминируемую не столько закономерностями абстрактно понимаемого общечеловеческого развития, сколько конкретными формами организации и ретрансляции культурной жизни различных народов, выработавших весьма разнообразные формы семейной жизни.

Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет её социализированные способы. Каждая личность живет и действует, выстраивая всю свою жизнь по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками. Программы такого рода можно назвать сценариями, которые развертываются в определенном социокультурном контексте и являются планом действий личности.

Культурные сценарии задаются социальными условиями и имеющимися в данной культуре знаниями, ценностями и идеалами, нормами и правилами поведения. Культура, семья — явления синхронные и исторические. Человек проявляет свои ценности, идеалы через культуру, к которой принадлежит, а культура делает его человеком разумным. Однако представления людей о жизни, о том, как они хотели бы её прожить, формируются, начиная с раннего детства, под влиянием окружающей социальной среды, заданной культурой. Сильнейшее влияние на формирование культуры детей оказывают родители. Первоначально путь формирования семейных ценностей начинается в семье.

Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Семья выступает универсальной формой зарождения и организации собственно культурной жизни.

В семье выстраиваются функции и структуры взаимодействия индивидов, предполагающие структурно-ролевые, нормативные, организационные и культурные элементы, формируются основные семейные ценности.

Семейные ценности – это выработанный, открыто одобряемый и культивируемый семейным осознанием идеал, в котором содержатся абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах жизнедеятельности. Это прежде всего установки супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи, которые входят в психологическую структуру личности каждого члена семьи в виде важного источника мотивации его поведения.

Формирование семейных ценностей зависит от современных концепций культуры. Где большую роль приобретают интерпретации, сближающие её по смыслу с языковыми, информационными, семиотическими, символическими системами жизнедеятельности человека и общества. Где главным является человеческая способность к деятельности, основанной на сознании, мышлении и коммуникации посредством наделения разнообразных вовлечений в деятельно-практический процесс.

Чтобы запустить исторический генезис нынешней семьи, культуре требовалось проделать весьма долгий путь к устойчивому моногамному браку как социально признанной ценности во взаимодействии полов, выращенной в условиях культуры родовой жизни и затем перевернувшей её некогда традиционные устои. С одной стороны, к культурно историческому и социальному материалу предшествующих эпох, а с другой — к культурам.

От культуры, к которой принадлежит семья и в соответствии с которой формируются семейные ценности, зависит в конечном счете модель семьи, характерные признаки её жизненного цикла, специфика семейных конфликтов, социализация новых поколений. Культура оказывает огромное влияние на формирование семейных ценностей, на которых строится все взаимоотношение в семье. Рассмотрим, как это происходит.

Первоначальной ценностью для формирования новой семьи, основанной на любви и уважении, защищенной от стереотипов обезличивания и отчуждения, характерной для массового общества и массовой культуры, выступает возможность для свободного выбора супружества. Несомненно, супружеский союз подразумевает наличие интимных взаимоотношений.

Интимность взаимоотношений, трактуемая не в вульгарном смысле сексуальности, а как культурное, — ценное экзистенциальное качество, выражаемое в исключительной доверительности, искренности и взаимопонимании. Интимность — как бы глубоко внутренний культурный результат удачности внешнего поведенческого слоя — культурно-ценностной адаптации супругов между собой и с детьми. Если культура не формирует ценность семейной интимности, то увеличивается степень драматизма в случае крушения этой ценности. Основой семейных драм являются пьянство, жилищная неустроенность, анахронизм в распределении домашних обязанностей, в отношениях между супругами, т.е. соответствующие деформации в сфере культуры семейной жизни.

Культура оформляет и нормирует физиологию любовных отношений, точно как и других физиологических потребностей людей. Что же касается духовно-психологического содержания любви, то оно полностью формируется в ходе культурно-исторического развития общества.

Любовь — общечеловеческая ценность — выступает продуктом культуры, и соединения её чувственной и духовной, телесной и душевной составляющих очень трудно добиться вне свободы, автономии индивида, как, впрочем, и безусловно культурные ценности индивидуализации не гарантируют автоматического попадания в царство любви.

Культура во все века оказывала свое влияние на формирование интимно-сексуальных ценностей. В первобытном обществе существовали половые табу как первые нормы индивидуальной любви, формы человеческих отношений. Христианство провозглашало духовную любовь божественным даром, основой и сущностью взаимоотношений между Богом и человеком, между людьми и народами. С конца ХХ века «проблема пола» стала очень модной. З.Фрейд выдвинул идею, что вся человеческая культура возникает как результат сублимации либидо, т.е. переноса сексуальной энергии в сферу творческой деятельности. Стремление освободить любовь от культурных ограничений проявилось в «сексуальной революции» ХХ века и требовало «раскрепощения секса», поиска новых форм семьи. Однако, хотя нормы гендерного поведения заметно изменились, половая мораль стала более либеральной, внебрачные связи — более распространенными, вопросы секса более открытыми, идеал любви к «голому сексу» не привел.

Конечно, одной из главнейших ценностей у всех народов — являются дети. Семья является первичным лоном человеческой культуры. Задача семьи вырастить и воспитать детей, чтобы те смогли принять активное участие в общественных событиях и отношениях, усвоить уровень духовной и материальной культуры, к которой они принадлежат. Через определенные ритуалы, обряды, традиции, обычаи, нормы поведения в семье, искусство, знания, умения, новые способы работы — одним словом, через принятую модель семейных отношений и взаимодействий, родители передают ребенку свою любовь, жизненный опыт, развивают его физически и эмоционально. Однако начиная с 60-х годов появляется такое понятие как «культ» ребенка в семье, ведущий к трансформации культурно-ценностных ориентаций моногамной семьи. Эта эпоха породила представление о приоритете ценности личных достижений, в социокультурном плане. С этого времени проецировалось социокультурное и идеологически всеобщее ожидание лучшей жизни — если не для себя, то хотя бы «для будущих поколений». Такая детерминированная социокультурными условиями установка на концентрацию усилий по воспитанию детей привела к сокращению количества детей в семье, к доминированию однодетности. Но главное — дети, получившие избыток родительской «щедрости», «нежности», стали приобретать вместе с предыдущим избытком эгоистические и иждивенческие установки. Они стали носителями соответствующей семейно-бытовой культуры, которая множит конфликты в собственных семьях.

Читать еще:  Муж все время на меня кричит. Муж постоянно кричит по любому поводу

Культура также оказывает особое влияние на формирование эстетического воспитания членов семьи как основы развития чувства прекрасного, проявляющегося во всех сферах жизни: в отношении к людям, быту, природе, искусству. Каждая культура имеет свои утверждения эстетических ценностей в сфере семейно-брачных отношений, в воспитании уважения к женщине, отношении к младшему или старшему поколению, отношениях между родителями и детьми: общности духовных интересов, совместных занятий спортом, коллективном чтении, посещении театров, обмене мыслями, переживаниями, впечатлениями. Процессу социализации личности способствует интенсивная общительность, коммуникабельность подрастающего поколения в условиях семьи. Психологические отношения в семье в известной мере обусловливаются национальными особенностями родителей, а также обычаями, традициями, спецификой культуры.

Чтобы в семье были здоровые отношения между её членами, необходима культура общения. Которая, прежде всего, основана на уважении к окружающим, доброжелательности, вежливости, терпимости, тактичности. Где отсутствует предвзятость, недопустимость навязывания своего мнения, взглядов, вкусов. В культуре общения есть два аспекта: внешний (ритуальный, «этикетный»); внутренний (социально-психологический), сложившийся исторически и ставший общепринятым в современном обществе. Культура общения требует от человека согласованности двух культур. И когда «внутренняя культура» не находит выражения во «внешней культуре», человек совершает поступки, ставящие его в неловкое положение, и заставляет общество считать его «невоспитанным». Как правило, это бывает с людьми, выросшими в одной культурной среде и попавшими в иную.

Хозяйственно-экономические отношения составляют материальную базу семьи. Важнейшим слагаемым семейного счастья, является труд — как достояние культуры. В результате культурно-исторического развития, особенно в середине ХХ века, начала происходить трансформация института семьи, менялись хозяйственно-бытовые ценности. Женская половина населения начала активно принимать участие в общественной жизни, приобрела экономическую независимой от мужчины. У женщины появилось право на личностную самореализацию, — своего рода культурная защита, прежде всего, от супружества, от неизбежной семейно рутины, детей, от излишка опеки и подавления самостоятельности. Тем самым, в семейных отношениях появился принцип автономии, который внес изменения в культуру семейных ценностей в широком социокультурном контексте: в общекультурном плане менялись ценностные приоритеты, возвышалась ценность человеческой жизни, происходило движение от публичности к приватности, самореализация личности приобрела целевой характер. В результате социокультурных сдвигов, экономической и гражданской эмансипации женщин тенденции, сопровождающие индивидуализацию мужчин, распространились на женщин, что, несомненно, ведет к деградации традиционной культуры семейной жизни.

Всякий труд требует обучения и является ценностью, на которую культура оказывает сильное влияние, усложняя и совершенствуя в ходе культурного развития. Ранее, на первых стадиях образования человечества, процесс обучения (т.е. передача знаний и умений) происходил стихийно, путем вовлечения подрастающего поколения в трудовую деятельность взрослых, сейчас это происходит организованно и целенаправленно. Передача знаний подрастающему поколению происходит при помощи специальных дидактических приемов и методов обучения. На это требуются огромные экономические затраты, сложная система образования, современный преподаватель должен обладать специальными знаниями, умением, методикой организации процесса обучения. В настоящее время учитель должен уметь возбудить активность обучаемого, влить его в процесс обучения и заинтересовать материалом, который хочет ему передать. Но самое главное при этом — учитель должен быть яркой, талантливой личностью, должен уметь распознать в каждом ребенке индивида и организовать работу с ним в зависимости от его личностных, возрастных и умственных особенностей, придавая ему энергию и настойчивость в жизненных поисках, делать их духовно богаче и целеустремленнее.

Организация свободного времени, досуга, является одной из важных семейных ценностей семьи, показателем ее духовности, культуры. Активный досуг – необходимое условие развития культуры. Для того чтобы она развивалась, у людей должно быть свободное время от труда и силы для активного использования. Во все времена культура оказывала огромное влияние на формирование досуга. В первобытных племенах первые люди освобождались частично или полностью от физического труда и становились вождями, шаманами, жрецами. Благодаря культуре появились люди, ставшие хранителями архаической культуры, блюстителями ее традиций. С переходом к классовому обществу расслоение людей на бедных и богатых привело к тому, что верхушка состоятельных людей получила возможность иметь много свободного времени. Благодаря этому богатые слои населения стали на досуге заниматься искусством, философией, наукой. Они тратили свои деньги на оплату творческого труда, делали заказы архитекторам, художникам, музыкантам, покупали продукты их творчества. Это позволило создавать не только материальные блага, но и духовные, превратив творчество людей в источник средств существования. В семейной жизни обычно используются разные сценарии досуга, зависящие от различных обстоятельств, социальных условий (материальных, духовных, нравственных). В пределах этих возможностей каждая семья сама решает вопрос о том, как проводить досуг и какой способ отдыха семье подходит больше.

Таким образом, можно заключить, что влияние культуры на формирование основных семейных ценностей, является специфическим способом организации и развития жизни, выражающимся в материальных и духовных продуктах деятельности человека, в системе социальных норм, в совокупности отношений людей между собой к природе, и к самим себе. Культура полностью воплощает историю народа, и тем больше влияет на него, тем больше она воздействует на сознания и чувства людей.

Что такое семейные ценности

Если спросить любого прохожего на улице, что входит в это понятие, наверняка каждый ответит – любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей. Всё это являются фундаментом, на котором строится ячейка общества, залогом ее прочности и долговечности.

В этой статье мы расскажем о том, какие бывают семейные ценности, каких видов и классификаций, что к ним относится, как их воспитать, какое значение они несут и как их сохранить, приведем исчерпывающие примеры и поделимся некоторыми советами.

Понятие и определение семейных ценностей: что это такое

Можно открыть Википедию и прочитать длинное, написанное умными словами определение. Но мы пойдем по более простому пути и попробуем объяснить все своими словами.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Классификация и виды понятия семейных ценностей

Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

Традиционные ценности: что к ним относится

  • Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели – это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
  • Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.
  • Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
  • Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.
Читать еще:  Как сделать объемный конус из бумаги. Как сделать конус из бумаги своими руками пошаговая инструкция

Ценности современной ячейки общества

В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

  • Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
  • Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
  • Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

Виды семейных ценностей: что они значат для каждого

Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

Главная семейная ценность – это любовь. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

Это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

Взаимопонимание

Важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

Оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

Какие бывают семейные ценности и как их воспитать: несколько полезных примеров

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.
  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.
  • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.

В детских садах проводятся:

  • Общие субботы – для родителей и детей готовятся познавательные квесты на разные тематики. Дети делятся на команды, ходят по станциям и выполняют задания вместе с мамами и папами.
  • Совместный досуг – ребята готовят небольшую концертную программу, разыгрывают спектакли, приглашают родителей принять участие в соревнованиях.

В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

Значение семейных ценностей

Они формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.

Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения

90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.

Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото.

Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.

Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться. Помочь в этом нелегком, но таком увлекательном деле предлагает «Российским Дом Родословия».

В чем уникальность нашей методики?

  • Мы разработали подробную семейную книгу-инструкцию. Составление генеалогического древа стало доступным даже для простого человека, никак не связанного с наукой, нужно только следовать рекомендациям.
  • Мы помогаем нашим клиентам понять, какие бывают архивы, как получить туда доступ, как работать с документами, каким образом писать туда письма.
  • Мы ведем бесплатное консультационное сопровождение наших клиентов – помогаем им в самостоятельном оформлении своей родословной.

Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

Источники:

http://studopedia.ru/19_193485_rol-semi-v-formirovanii-i-sohranenii-kulturnih-tsennostey.html
http://www.b17.ru/article/52781/
http://xn—-dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/chto-takoe-semejnye-cennosti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector