Цитаты К. Гельвеция. Клод гельвеций — афоризмы, цитаты, высказывания Клод адриан гельвеций цитаты

Клод Адриан Гельвеций

Клод Адриа́н Гельве́ций (фр. Claude Adrien Helvétius; 31 января 1715, Париж, Франция — 26 декабря 1771, Париж, Франция) — французский литератор и философ-материалист утилитарного направления.

Чтобы любить людей — надо мало от них ожидать.

Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои мысли, чем их иметь

Желание есть движущая сила души; душа, лишенная желаний, застаивается. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.

Лишь в восторгах любви ощущают счастье существования и, прижимая губы к губам, обмениваются душами.

Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других.

Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви.

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.

Заблуждения порой таковы, что их построение требует больше соображения и ума, чем открытие истины.

Полное невежество приводит к полному тупоумию.

Когда нет других аргументов — приводят цитату.

Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был.

Отождествлять Бога и нравственность — значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей

Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

Кого наказывают в лице еретика или безбожника? Того, кто достаточно мужествен, чтобы мыслить самостоятельно, кто больше доверяет своему разуму, чем разуму попов, и считает, что правом мыслить в равной мере обладают все.

Сколько добродетелей являются лишь
добродетелями театра и для того,
чтобы поддержать себя,
нуждаются в посторонних глазах
и общественном восхищении

Счастье людей заключается в том, что бы любить делать то, что они должны делать.

Чему учит нас история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.

Если хочешь быть богатым — не помышляй увеличить своё имущество,
а только уменьшай жадность.

Только рука друга может вырвать шипы из сердца

Глубокие идеи похожи на чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.

Цитаты К. Гельвеция. Клод гельвеций — афоризмы, цитаты, высказывания Клод адриан гельвеций цитаты

Сила духа увеличивается лишь путем отказа от вещей.

Совет который нам дают становится снова годным, когда мы его выполняем.

Сочинения созданы лишь для умных людей, способных извлекать из них пользу. Глупцы читают без пользы книги, в которых заключен глубочайший смысл.

Достойно осуждения не невежество, а дерзость.

Люди недалёкие называют людей большого ума безумными.

Как счастливы были бы мы, говорит большинство людей, если бы наши желания выполнялись немедленно после возникновения их! О безумцы, неужели вы никогда не поймете, что часть вашего счастья заключается именно в желании.

Великие мира сего существуют прежде всего для нации, а уж потом для короля, и все люди доверяют им свои интересы.

Чтобы любить людей, надо от них мало ожидать.

Сущность любви заключается в том чтобы никогда не быть счастливым. Ревность, тревога, потеря имущества; много сказано о хорошей и плохой стороне этой страсти. Чтобы быть счастливым, нужно знать любовь не страстную, а сладострастную.

За человека большого ума слывет тот, кто был бы лишь глупцом, если бы он не был министром.

К истине движутся лишь когда безмолвствуют чувства.

Если правительство запрещает мыслить, я предаюсь лени. Когда я отвыкаю размышлять, то прилежание делается для меня трудным и внимание — утомительным. Какую прелесть будет иметь для меня тогда учение? Так как я стал равнодушным ко всякого рода знаниям, то ни одно из них меня не интересует настолько, чтобы заняться им, и я могу искать счастья лишь в приятных ощущениях. Тот, кто не мыслит, ищет ощущений, и притом приятных. Проявляется даже желание, если можно так сказать, увеличивать богатство ощущений по мере измельчания в умственном отношении. Но можно ли каждую минуту испытывать приятные ощущения? Нет, их испытывают лишь время от времени.
Промежутки, отделяющие такие ощущения друг от друга, заполнены у невежды и бездельника скукой. Чтобы сократить продолжительность её, он всячески ищет удовольствий, изнуряет себя и пресыщается. какие народы больше всего обычно предаются разврату? Порабощенные и суеверные.
Тот, кто не решается думать, делает по крайней мере иметь ощущения и должен скуки ради предаваться изнеженности.

Читать еще:  Способы увеличения груди после кормления ребенка. Возможно ли вернуть бюсту упругость и как увеличить грудь после родов? Выбор нижнего белья

Религия, проявляющая нетерпимость, религия, требующая огромных расходов для своего культа, есть, бесспорно, вредная религия. С течением времени её нетерпимость должна повлечь за собой обезлюдение государства, а её слишком дорогой культ — разорить его.

Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие — побуждение, заставляющее сделать его. Человек, лишенный желаний, — если бы такой человек мог существовать — не сравнивал бы предметов между собой и не высказывал бы никаких суждений.

Человек не имеющий желаний и потребностей, лишен также понимания и разума. Ничто не побуждает его комбинировать и сравнивать свои идеи. Чем ближе человек к подобному состоянию апатии, тем он невежественнее.

Написанное совсем не стареет, если в нем искрится истина.

Чтобы мысли были прекрасны, они не должны быть растворены в большом количестве слов.

За неимением довода приводят цитату.

Заблуждение стремится к темноте слов.

Живут лишь в то время, когда любят.

Когда ум рассматривает предмет лишь в общих чертах, то в них видно только смещение непостижимых затруднений и неясностей. Но это лишь порождаемые ленью призраки, населяющие этот мрак. Внесите туда лучи размышления, и все, что было неясным, станет ясным.

Умы. Тех, кто хочет знать и слушать все различные мнения, гораздо больше способны к познанию истины.

Когда глупец занимает должность, с ним обращаются как с гением.

Лень — источник заблуждения.

Мудрец более тверд и счастлив в беде, чем великие мира сего в роскоши и довольстве.

Подходящее слово подчеркивает мысли, как тени подчеркивают яркость картин, а без подходящего слова мысли всегда темны, как картина, краски которой стерлись.

Государствам можно так же льстить, как и государям, и они никогда не смогут исправить свои плохие конституции, если не будет обеспечена свобода обсуждения их недостатков.

Если ум обременен грузом ученоо невежества, то он уже не воспаряет к истине.

Великий бог — это бог наслаждений.

Слепые желают, чтобы ослепление было всеобщим. Мошенники желают, чтобы глупость получила распространение и число обманутых дураков увеличилось.

В школе классы полны милых детей, но свет полон глупых людей.

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Я доказал, что всякий хвалитель невежества, по меньшей мере не сознавая этого, является врагом общественного блага.

Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.

Мудрец до самой могилы заставляет себя быть подвижным.

Чтобы вбить в его голову некоторое количество истин, из неё приходится часто выбить такое же количество заблуждений. Но удаление их требует времени, и когда оно, наконец, осуществляется, то уже слишком поздно стать зрелым человеком.

Мы сильно наслаждаемся, лишь предвкушая.

Я продолжаю учиться, мое воспитание ещё не закончено, но когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему — после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно продолжительное воспитание.

В произведениях духа, ум решает смело, а глупость — колеблясь.

Нет такого заблуждения, которое не было бы религией в каких-нибудь странах.
. все религии можно рассматривать как политические учреждения.

Упрямство отличается от стойкости. Упрямец упорно защищает ложь, а стойкий человек — истину.

Счастлив, кто держит в своих руках изнемогающую Венеру.

Науки — в загоне; невежество в почете; всякий здравомыслящий человек объявляется врагом государства. Кто из граждан был бы самым ненавистным в стране слепых? Зрячий. Если бы слепые поймали его, они растерзали бы его в клочья. Такая же участь ждет просвещенного гражданина в царстве невежества.

Чем люди невежественнее, тем меньше они замечают связь между национальным и личным благом.

Мы выступаем против неба, давшего нам желания, которые мы не удовлетворяем.

Умеренная мудрость не ходит ни в лохмотьях, ни в золотых нарядах.

Воспитание, будучи всегда полезным, делают нас тем, чем мы являемся. Ученые — это наши воспитатели, поэтому наше презрение к книгам всегда неискренне. Без книг мы оставались бы дикарями.

Скука — это наказание, фасад которого покрыт драгоценными камнями.

Если бы каждое наше желание исполнялось, то душа томилась бы в бездействии, и погибла бы о скуки. Человеку необходимы желания; для его счастья необходимо, чтобы за исполненным желанием всегда следовало новое и легко осуществимое желание. Немногие люди сознают в себе эту потребность, однако своим счастьем они обязаны смене своих желаний.

Скупец живет бедным, чтобы умереть богатым.

Мудрец всегда спокоен. Его никогда не волнуют приливы и отливы страстей.

Знания людей вообще вседа соразмерны их желанию учиться.

Глупец может уважать лишь человека несколько менее глупого, чем он. Он не увидит умного человека, это для него все равно, что масса, размер которой его глаз не может охватить.

Читать еще:  Идеи костюмов на хэллоуин или лучшие костюмы на хэллоуин. Что одеть на Хэллоуин

Каждый миг наслаждения — это дар богов.

Что значит судить? Это значит говорить то, что я ощущаю. Выносить суждение — значит ощущать.

АФОРИЗМЫ ПО АВТОРАМ

Гельвеций Клод Адриан

1715-1771 г. Французский философ.

Богатство — раб мудреца и властелин глупца.

Во всех областях недостаточное вознаграждение порождает недостаток талантов.

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.

Все ограниченные люди стремятся постоянно опозорить людей основательного и широкого ума.

Всякий интерес сводится в нас к поискам удовольствия.

Всякий считает себя умственно выше других, и глупцы в этом отношении не уступают другим людям.

Глубокие идеи похожи на чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.

Гордость иногда заслуживает порицания, но она есть зародыш многих добродетелей и талантов.

Добродетели покидают те места, откуда изгнана истина.

Дойдя до совершенства в искусстве, люди, в погоне за новыми и, следовательно, более яркими впечатлениями, предпочитают красивому оригинальное. Вот причина упадка вкуса у цивилизованных народов.

Если кто-нибудь ищет общества образованных людей, если он живет постоянно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от этого просвещеннее.

Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить своё имущество, а только умерь свою жадность.

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Желание естественно умирает, когда оно не питается надеждой.

Желание есть движущая сила души. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.

Желания — это цветы любви, а наслаждения — ее плоды.

Заблуждение всегда противоречит себе, истина — никогда.

Задача искусства — волновать сердца.

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.

Истина и добродетель связаны так же тесно, как предрассудки и пороки.

Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.

Лишь в восторгах любви ощущают счастье существования и, прижимая губы к губам, обмениваются душами.

Любовные наслаждения — почти единственная пружина культурных обществ.

Любовь к другим людям всегда является в человеке результатом его любви к самому себе.

Любовь к истине — это наиболее благоприятное условие для нахождения её.

Любовь у человека — мощный источник деятельности.

Люди всегда против разума, когда разум против них.

Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.

Мы замечаем в вещах чаще всего то, что желаем в них найти.

Во всех областях недостаточное вознаграждение порождает недостаток талантов.

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками.

В рассказе о каком-либо героическом поступке читатель верит только тому, на что он сам способен, остальное отбрасывается как выдумка.

Все ограниченные люди стремятся постоянно опозорить людей основательного и широкого ума.

В странах, где замалчивают свои мысли, думают мало.

Всякий интерес сводится в нас к поискам удовольствия.

Всякий считает себя умственно выше других, и глупцы в этом отношении не уступают другим людям.

Глубокие идеи похожи на чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.

Гордость иногда заслуживает порицания, но она есть зародыш многих добродетелей и талантов.

Добродетели покидают те места, откуда изгнана истина.

Дойдя до совершенства в искусстве, люди, в погоне за новыми и, следовательно, более яркими впечатлениями, предпочитают красивому оригинальное. Вот причина упадка вкуса у цивилизованных народов.

Единственный способ создать добродетельных граждан — это связать частные интересы с общими.

Если кто-нибудь ищет общества образованных людей, если он живет постоянно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от этого просвещеннее.

Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.

Есть много проповедников добродетели, но мало мучеников её.

Желание естественно умирает, когда оно не питается надеждой.

Желание есть движущая сила души. Нужно желать, чтобы действовать, и действовать, чтобы быть счастливым.

Желание знать — одна из причин заблуждений.

Желания — это цветы любви, а наслаждения — ее плоды.

Заблуждение всегда противоречит себе, истина — никогда.

Задача искусства — волновать сердца.

Знание людей и недоверие к ним неотделимы.

Искусство политики — это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.

Истина и добродетель связаны так же тесно, как предрассудки и пороки.

История — это роман событий, роман — это история чувств.

Читать еще:  Как отличить настоящую норку от искусственной. Как отличить настоящую норку от подделки, хороший мех от плохого: инструкция, советы, рекомендации, видео. Разница между норкой и сурком

Каждый человек называет честностью в другом человеке лишь привычку к полезным для него поступкам.

Каждый человек имеет самое высокое мнение о себе, и поэтому в других мы уважаем только наш образ и сходство с нами.

Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным.

Лишь немногие в мыслях возвышаются над обыденным, но ещё меньше таких, которые осмеливаются поступать так, как думают.

Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Она расслабляет тогда ум и заставляет деградировать душу.

Ложные принципы морали опасны лишь тогда, когда они становятся законом.

Люди всегда против разума, когда разум против них.

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.

Любовные наслаждения — почти единственная пружина культурных обществ.

Люди более сходны между собой, чем это думают. Они различаются лишь оттенками своих ощущений.

Любовь к другим людям всегда является в человеке результатом его любви к самому себе.

Любовь — это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и самое прекрасное воображение. Пылкие наслаждения усыпляются браком, дар небес утрачивается под влиянием грубого и безвкусного разврата, а выгода превращает этот дар в товар.

Любовь у человека — мощный источник деятельности.

Люди обычно считают, что лучше заблуждаться в толпе, чем в одиночку следовать за истиной.

Люди рассудительные почти всегда считают людей гениальных сумасшедшими, пока они не достигнут успеха, ибо они не могут даже подозревать существование средств, которыми пользуются великие люди для совершения великих дел.

Мало людей, которые в своих мыслях возвышаются над обыденными мыслями; ещё меньше людей, которые смеют делать и сказать то, что они думают.

Мы замечаем в вещах чаще всего то, что желаем в них найти.

На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум.

Надежда на удовольствие есть уже начало удовольствия.

Наши желания — это наши двигатели, и сила наших желаний определяет силу наших пороков и наших добродетелей.

Наука о человеке — это наука мудрецов.

Наш ум интересуется не потребностью, а средствами её удовлетворения.

Недостаток ума не следует объяснять недостатком памяти.

Несчастные люди прирождённые враги счастливого человека и ставят ему его счастье в преступление.

Никакой долг не уплачивается так аккуратно, как презрение.

Неравенство умов — результат разницы в воспитании.

Насилие создаёт лицемеров и лишь убеждение — христиан.

Общество признает и уважает только те достоинства, которые доказаны на деле.

Обширность ума измеряется числом идей и сочетаний их.

Покровители невежества суть самые ожесточенные враги человечества.

Полное невежество приводит к полному тупоумию.

При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.

Под знаменем зависти шествуют ненависть, клевета, предательство и интриги.

Прошлое — это ключ к будущему.

Различие между умом и здравым смыслом заключается в различии причин, их порождающих. Первый является следствием сильных страстей, второй — следствием отсутствия их.

Скажи мне, с кем ты близок, и я скажу, кто ты.

Следует свой ум углублять, а не расширять, и, подобно фокусу зажигательного стекла, собрать всё тепло и все лучи своего ума в одной точке.

Справедливость наших суждений и наших поступков — не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным.

Самолюбие может быть пороком или добродетелью в зависимости от вкусов или страстей человека.

Способность к размышлению достигается лишь привычкой и утрачивается, как скоро эта привычка исчезает.

Соревнование производит гениев, а желание прославиться порождает таланты.

Степень уважения к автору зависит от степени сходства его идей с идеями читателя.

Страсти являются творческим семенем ума.

Страх наказания глушит пороки, но не родит добродетель.

Сильного ненавидят, но его не презирают.

Случайность — это совокупность следствий, причин которых мы не усматриваем.

Тонкость так же необходима уму, как изящество телу.

Трудно заметить преступление там, где видна польза.

Ты хочешь нравиться людям? Цени их ум.

Упрямец упорно защищает ложь, а стойкий человек — истину.

Улетая, любовь уносит свои клятвы.

Ум подобен здоровью: тот, кто им обладает, его не замечает.

Человек, влюблённый в славу, не способен быть мелким преступником.

Человек, делающий других счастливыми, не может сам быть несчастным.

Человек, не имеющий желаний и потребностей, лишён также понимания и разума. Ничто не побуждает его комбинировать и сравнивать свои идеи между собой.

Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний.

Чтобы понимать, надо думать, а чтобы думать, надо быть свободным.

Чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны долгие годы.

Храбрость является всегда результатом страстей.

Чтобы вбить в голову некоторое количество истин, из неё приходится часто выбивать такое же количество заблуждений.

Источники:

http://www.inpearls.ru/author/claude+adrien+helvetius
http://greatwords.org/authors/971/
http://aphoristic-world.ru/aphoristic-world/authors/1456-gelvetsij-klod-adrian.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector