Важные проблемы для подростка в современном мире. На что обратить внимание, воспитывая подростка. Подросток связался с «плохой компанией»

Подросток нашего времени

В последнее время, наблюдая за событиями в жизни подростка, можно отметить, что их поведение изменилось – повысился уровень агрессивного поведения, участились случаи суицида, происходит деформация ценностных ориентаций. Подросток десять лет назад и сейчас – это два разных человека. Но, на мой взгляд, интереснее узнать “кто такой подросток” у самих подростков.

Поскольку, я работаю с подростками на протяжении семи лет, то замечаю как они меняются. Эти изменения носят разносторонний характер. С одной стороны, ребята становятся более креативными, творческими, их мышление становится гибким, можно предположить, что на это, в том числе и повлиял приход современных гаджетов. С другой стороны, необходимо отметить влияние интернета (социальные сети, открытый доступ к любой информации) – есть различные сайты, сообщества, группы в соц.сетях, содержащие негативную информацию, которая неадекватно сказывается на молодежи.

Меня, в свою очередь, интересовал вопрос: Кто такой подросток в нынешнее время? На одном из групповых занятий с подростками, мы раскрывали тему “Подросток глазами подростка”. Активно обсуждали молодежь в современном обществе, какие условия и факторы оказывают влияние на развитие подрастающего поколения, и выполняли упражнения. На занятии присутствовало 28 учащихся общеобразовательных школ г. Челябинска, которые обучаются в 9-11 классах, из них 19 девушек и 9 юношей, в возрасте 15-17 лет.

Одно из упражнений, которое я предлагала – это упражнение “Портрет подростка”. Участникам предлагалось индивидуально нарисовать портрет современного подростка и наделить его качествами.

Качества, которые участники присвоили современному подростку условно поделили на три блока. К первому блоку относятся эмоционально – волевые качества, которые включают в себя, чувства, переживания, эмоции подростка. Второй блок содержит мотивационно – целевые качества – это наличие/отсутствие стремлений, направленности, ориентаций на что – либо. И коммуникативные качества, которые способствуют выстраивать взаимоотношения с окружающими.

Ребята наделяют современного подростка, следующими качествами (см. таблицу)

Эмоционально – волевые качества подростка

Интернет зависимый/ зависит от гаджетов/ проживает свою жизнь в интернете

Депресивный/ ранимый/ эмоциональный/ замкнутый/ скрытый/ чувствительный

Мотивационно – целевые качества подростка

Коммуникативные качества подростка

Активный/ веселый/ радостный/ свободный/ счастливый

Разносторонний/ креативный/ талантливый

Общительный/ дружелюбный/ доверчивый

Чтобы закрепить понимание о том, кто такой подросток, ребята выполнили следующее упражнение. За основу взяли слово ПОДРОСТОК и на каждую букву прописали качества, которыми обладает подросток.

П – позитивный / пессимистичный

Д – дружелюбный / драмматичный

Р – рискованный / радостный / разный

С – сентиментальный / скрытный

Т – творческий / тревожный

К – крутой / креативный / коммуникабельный

Также в процессе занятия, нами обсуждалась такая тема, как факторы влияющие на отклоняющееся (асоциальное/деструктивное) поведение у подрастающего поколения. По мнению ребят, на такое поведение оказывают влияние следующие факторы:

На сегодняшний день нужную и ненужную информацию легко найти при помощи интернета. Сейчас “модно” выкладывать свою жизнь в интернет. И чтобы получить наибольшее количество просмотров, нужно выложить “что-то цепляющее”. Как правило видеозаписи и фото получают больше просмотров, если в них присутствует агрессия, насилие, вандализм. Особенно значительную роль в формировании деструктивных действий играют модели поведения авторитетных фигур. Исследователями доказано, что с появлением СМИ и интернета, у подрастающего поколения произошла смена авторитетных фигур. Если 20-30 лет назад для подростка авторитетом выступал кто-то из членов семьи, родственников, знакомых, то сейчас как правило это компьютерные персонажи, актёры, и прочие знаменитости.

2. Взаимоотношения с родителями

На сегодня проблема занятости родителей приобретает угрожающий характер. Родители большую часть времени проводят на работе, многие продолжают работать дома, при этом размываются границы между “работа” и “дом”. Ребята в процессе беседы отмечали, что часто родители дома говорят “Я сейчас работаю, не мешай!”, “Посмотри телек, поиграй в компьютер или почитай – мне нужно поработать!”. Как правило такие фразы они слышат именно в тот момент, когда родитель нужен здесь и сейчас. В следствии таких отказов, дети становятся предоставленными сами себе, все меньше обращаются к родителям, все меньше им рассказывают о том, что у них происходит. Далее начинаются легкие притирания, ссоры, конфликты. Ребёнок не находит принятия в своей семье, ему не оказывают необходимое внимание, его часто не слышат. При этом агрессивность, враждебность, злость внутри него и он находит выход этим эмоциям – порча имущества, нанесение вреда себе и окружающим.

3. Школьная среда

Поскольку около 5-7 часов ребенок проводит в школе (уроки, дополнительные занятия), то атмосфера школы тоже наносит отпечаток на поведение подростка. Отечественные ученые, исследуя поведение подростков в школе пришли к выводу, что если ребенок вовлечен в школьные дела (участвует в мероприятиях), проявляет активность в общении с учителями и сверстниками, принят в классе, то уровень его деструктивного поведения низкий. Задача школы, а именно педагогического состава состоит в необходимости вовлечения детей в жизнь школы.

Я наблюдала в школе ситуацию, как учитель вывел класс на улицу и сказал ребятам: “Час играем на улице!”. Дети были немного в ступоре: они какое-то время просто ходили, потом разбились по два-три человека. Кто-то “ушёл” в телефон, единицы просто бегали (играли в “догонялки”). Влияние дворовых, коллективных игр тоже уже доказано – подобные игры снижают уровень деструктивных действий. Играя, ребенок социализируется, находит выход своим эмоциям. При этом важна роль педагога в этой игре, чтобы в ситуациях конфликта и недопонимания, разрешать ссоры.

4. Взаимоотношения со сверстниками

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является межличностное общение со сверстниками. Как правило, подростки выбирают себе в друзья тех, с кем схожи интересы, ценности, взгляды. Бывают ситуации, когда подросток бросается на различные поступки, чтобы сохранить / заполучить свой авторитет.Особенно это касается когда подросток начинает дружить с “плохой” компанией.

В заключении хотелось бы добавить, что многие родители на сегодняшний день озадачены поведением своего ребёнка. Поведение может вызывать тревогу, страх, непонимание. Но как понять, что что-то не так с подростком? Вариантов, когда ребёнок “просит” о помощи достаточно много:

  • он может прямым текстом говорить, что ему не хочется жить;
  • не хочет делится с окружающими, что происходит с ним;
  • ничего про себя, свои переживания не рассказывает;
  • систематично использует алкоголь, психотропные вещества.
Читать еще:  Супружеские конфликты, их причины и профилактика. Воздействие семейной групповой логопсихотерапии на проблему нарушения семейной коммуникации

И часто при таком поведении, родителю трудно услышать/увидеть своего ребёнка, понять какая потребность стоит за его таким поведением. Если родителям трудно с ребёнком найти контакт, они не могут “выпросить” хоть какую-то информацию про него, то очень часто эту информацию можно найти на странице подростка в социальных сетях. Стоит обратить внимание какую музыку любит слушать ребёнок, какие слова в песне используются, на какие группы подписан, какие картинки/фотки размещает, или что лайкает. При этом важно действительно прочувствовать состояние подростка, обсудить с ним то, что ему нравится, проявить интерес. Ведь главная потребность подростка, да и вообще ребёнка любого возраста – это потребность ощущать себя нужным, любимым, важным. Ребёнку важно, что его принимают таким какой он есть, не пытаются его переделать и подстроить под кого-то или что-то, его принимают в любом случае.

Проблемы воспитания подростков
статья ( класс) по теме

Статья для родителей

Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания подростков волнуют родителей и преподавателей, которые часто не могут не только найти взаимопонимание с подрастающим поколением, но не могут понять стремления молодежи живущей в социальных сетях, повсеместно использующей незнакомые термины и не признающей былых ценностей. Постараемся всесторонне рассмотреть проблему и осветить причины сложного поведения современных юношей и девушек, а также природу конфликтов и трудностей воспитательного процесса.

Проблемы воспитания подростков – источники конфликтов с взрослыми. Резкое изменение поведения еще вчерашнего «золотого» ребенка обусловлено в первую очередь резкоизменяющимся гормональным фоном организма. В организме активизируются работа половых желез, начинает функционировать репродуктивная система, начинается активный рост. Подросток начинает чувствовать резкие изменения в теле, появляется некая неуклюжесть, связанная со сложностями адаптации к уже почти взрослому телу, настроение может стать нестабильным. Возможно проявления разного рода комплексов по поводу своей внешности, своих возможностей и жизненного опыта. Появляется желание как можно быстрее достичь взрослости и попробовать все «прелести жизни». Всё это происходит на фоне общения в среде подростков, где существуют совершенно свои ценности, свои идеалы, приоритеты и иерархия. Обычно даже среди вполне благополучных ребят модным становиться курить, начинать употреблять алкоголь и пытаться начать сексуальную жизнь. Причем всё это, проходя через призму еще незрелого мировосприятия, приобретает искаженные черты, когда неподчинение взрослым, своенравие, агрессивность, алкоголь, никотин, наркотики и ранние половые связи являют всего лишь методом почувствовать себя как можно быстрее взрослым, реализовать свою независимость, доказать родителям, что они жизнь не понимают и давно устарели.

Психологически сложности в подростковый период также в итоге выливаются в проблемы с воспитанием. В психиатрии, популярно разделение характеров подростков на 11 вариантов. Астено-невротический тип, гипертимный тип, истероидный тип, конформный тип, лабильный тип, неустойчивый тип, психастенический тип, сенситивный тип, шизоидный тип, циклоидный тип, эпилептоидный тип. Эту модель предложил советский психиатр Андрей Личко, чтобы ознакомиться с ними, выберите в конце статьи все статьи на тему «характер подростка». Вкратце можно сказать, что каждый подросток имеет свою модель поведения, характеризующуюся особенностями психики, и из этого проистекают основные мотивы его поступков, как соответствующие общепризнанным нормам в обществе, так и идущие в разрез с ними.

Причины проблем воспитания подростков можно разделить таким образом:

Конфликт поколений, когда старшее поколение теряет авторитет в глазах подростка, поскольку он не разделяет их ценности и стремления и не находит со взрослыми общий язык. А тем, в свою очередь, кажутся дикими увлечения молодежи, их жизненные ориентиры и манеры. Причем эта проблема переходит из поколения в поколение, только меняются её атрибуты. Если в середине XX века недостойным мог считаться обычный маникюр, то современные родители могут сталкивать с различными молодежными субкультурами, когда подростки делают пирсинг языка, губ или носа, окрашивают волосы в малиновый цвет или красят губы черной помадой. Но как бы дико это не выглядело с точки зрения зрелых людей суть этого явления одна – самоидентификация и способ самовыражения подрастающего поколения.

Системное непонимание детей и родителей, которое имело место еще в более раннем возрасте, но в то время ребенок еще не имел возможности проявить свой протест. И вот почувствовав зарождающееся созревание, подросток начинает конфликтовать, в том числе и отыгрываясь за прошлые невысказанные обиды. Поэтому родителям может казаться, что подросток идет на конфликт по поводу и без повода, а на самом деле они сами на протяжении многих лет строили между собой и ребенком баррикаду и теперь он мечет с другой стороны в них пушечные ядра.

Проблемы быстрого роста и изменений в организме. Из-за резкого превращения вчерашнего ребенка в уже почти взрослого человека подросток может стать в зависимости от типа характера агрессивным и непримиримым либо ранимым и плаксивым, может иметь резкие смены настроения и легко поддаваться чужому пагубному влиянию. В это время подростки находятся в группе риска, они могут за компанию начать употреблять наркотики, алкоголь, никотин, участвовать в криминальных деяниях и иметь беспорядочные сексуальные связи. Причем не столь важно насколько благополучная и обеспеченная его семья намного важнее, кто находится в окружении несовершеннолетнего человека, кому он доверяет и кого считает своим кумиром. Ведь родители в пубертатный период часто отступают на второй план, а следовать ребенок хочет каким-то своим идеалам.

Стремление выйти из-под контроля взрослых. Некоторые подростки очень спешат стать самостоятельными и ради этого готовы не подчиняться взрослым, убегать из дома, прогуливать уроки и так далее. Даже достаточно благополучные и рассудительные дети в этом возрасте могут себе позволять некие неадекватные поступки.

Нездоровые увлечения и зависимости. Ложная система ценностей. Подросток может выстроить себе свое понимание жизни, увлечься какими-то своими интересами и полностью уйти в них, причем в ущерб учебе, спортивным секциям, уборке в квартире и т.д. Например, в последнее время такими увлечениями стали социальные сети и онлайн игры, в которых участвуют огромное количество людей и которые способны серьезно затянуть в свой виртуальный мир.

Читать еще:  Статус посвященный любимой девушке. Статусы для любимой девушки

Сексуальная активность. Всё нарастающая концентрация половых гормонов начинает будоражит молодой организм требующий разрядки. Современная молодежь очень лояльно относится к ранним половым связям, что всесторонне подогревается и поддерживается интернет-сообществом, где девственность уже возводится в ранг чего-то неполноценного. Неудивительно, что подростки стремятся как можно скорее расстаться с невинностью. По статистике международной исследовательской компании HBSC на территории постсоветских государств порядка 19-25% юношей в возрасте 15 лет уже имели сексуальные контакты, среди девушек их количество немного меньше, от 9% до 24% в зависимости от страны. Это в большинстве случаев не устраивает их родителей, пытающихся взять ситуацию под контроль (особенно в случае с девушками-подростками), и, конечно же, конфликты на этом фоне почти неминуемы.

Кроме того на частоту и характер конфликтов в семьях могут влиять дополнительные факторы:

Успеваемость в учебе и степень участия в домашнем хозяйстве. Последний фактор особенно актуален для девушек, на которых традиционно взваливается часть домашней работы. Чем хуже учится подросток и чем меньше он участвует в домашних делах, тем больше конфликтов возникает с ним.

Социально экономический статус семьи. Конфликты наиболее часто происходят в семьях с низким достатком, в которых родители требуют от детей максимального послушания, боясь, что те свяжутся с плохой компанией и, что будут проблемы в школе. Семьи со средним достатком статистически больше уделяют вниманию развитию подростка, его посещению различных спортивных секций, музыкальной школы и т.д. И, соответственно, переживания и конфликты смещаются в сторону успехов и личных достижений.

Численность членов семье. В многодетных семьях уровень конфликтов выше, чем в семьях с одним двумя детьми.

Социальная среда проживания. Проживание в криминогенных районах влияет на сложность воспитания и уровень конфликтов.

Взаимоотношения между родителями. Если родители конфликтуют между собой, то это влияет на степень конфликтов и с детьми.

Стиль управления в семье. В семьях с более свободным стилем воспитания конфликтов меньше, чем в семьях с авторитарным воспитанием. Также на уровень воспитания влияет степень участия взрослых в делах подростков. Те родители, которые более равнодушны к делам детей, вызывают меньше сопротивления последних.

Каким должно быть правильное воспитание подростка

Воспитание подростка отличается от детей раннего возраста. Ведь, по сути, это уже сформированные личности, которые с каждым днем взрослеют, развиваются. Об этом свидетельствуют не только изменения в их внешности, фигуре, но и в поведении.

Большинство детей в возрасте 14 лет становятся неуправляемыми, упрямыми, замыкаются в себе. И это упущение родителей, которые пропустили момент, когда их ребенок повзрослел. Чтобы избежать проблем с подростком, следует знать, каких ошибок не стоит допускать в воспитании дочери, сына, и какие советы психолога следует взять на заметку.

Из этой статьи вы узнаете

Что за возраст

Подростковый возраст – это самый сложный период в жизни детей и их родителей. В этом возрасте ребенок переживает первые эмоции, влюбляется, проявляет себя как личность. Не всегда эти попытки удачны. Поэтому, несмотря на то, что дети хотят казаться самостоятельными, независимыми, они по-прежнему нуждаются в родительской поддержке, понимании и любви.

Этот сложный период длится не один год. Поэтому уместно разграничить его на три этапа и подробней рассмотреть каждый из них:

  • 11–14 лет – ранний период. Его можно назвать переходным, ведь именно в этом возрасте внутри ребенка борется два начала – детское и взрослое. Сын или дочь уже вроде как взрослые люди, но в их поведении проскакивают и детские черты.

В этот период дети особенно чувствительно воспринимают критику со стороны, очень зависимы от мнения окружающих. Больше времени проводят в кругу друзей, с которыми имеют общие интересы. Что касается успеваемости в школе, то она может снижаться по причине торможения процессов, отвечающих за память и внимание.

  • 14–16 лет – средний период. Для подростка 15 лет характерна чрезмерная эмоциональность, желание быть важным и значимым. В этом возрасте часто совершаются необдуманные поступки, ребенок может оказаться под влиянием социума. Поэтому такие изменения в его поведении, как отстраненность, замкнутость не должны остаться без внимания родителей.
  • 16–17 лет – поздний период. Ребенок становится взрослым человеком и об этом свидетельствуют его поступки. Ведь все меньше совершается необдуманных шагов, присутствует осознание и ответственность. Именно в 16–17 лет большинство подростков оканчивают школу и стоят перед сложным выбором, от которого зависит их судьба. В этот момент родители должны быть поддержкой и опорой.

Особенности воспитания мальчиков

14-летний ребенок требует к себе внимания, ищет в лице мамы или папы поддержку. Но не все родители это понимают. По их мнению, для того чтобы вырастить настоящего мужчину, нужно сделать его сильным, независимым, умеющим справляться со своими проблемами в одиночку.

Результат такой позиции, как правило, плачевный. Ведь ребенок оказывается без поддержки и ищет ее где угодно, только не дома. Чревато это связью с плохими компаниями, аморальным поведением и это еще не самое худшее из всего, что с ним может произойти.

Для того чтобы из мальчика получился мужчина необходимо обратить внимание на то, каким является воспитание подростков, типичные ошибки родителей, которые могут искалечить психику. Только исключив их, можно вырастить мальчика счастливым, заботливым, понимающим и мужественным. Поэтому родителям не следует:

  • Брать за основу воспитания метод кнута. Ничего хорошего из этого не выйдет. Запрещая ребенку все, к чему имеют доступ его сверстники, можно породить в нем озлобленность на весь мир. Кроме уважения, которое родители хотят в нем воспитать, они получат ненависть и страх. Освободившись от такой опеки, мальчик может броситься во все тяжкие, чтобы наверстать упущенное. Положительных воспоминаний о юности, о которой можно было бы вспомнить в старости, не будет.
  • Проявлять чрезмерную заботу, опекать и защищать мальчика от всего и всех. Эту ошибку допускаю мамы детей, у которых неполные семьи. Таким способом они пытаются додать ту любовь, которую ребенок не получил от отца. Если вовремя не остановиться, а сделать это нужно до исполнения мальчику 14 лет, то вместо того чтобы вырастить мужчину, удастся сделать ребенка зависимым от мамы, которая решает все его проблемы, разбирается с обидчиками, решает судьбу.
  • Прибегать к сравнению. В подростковом возрасте все дети разные. Кто-то замыкается в себе, а кто-то становится открытым всему новому. Ошибкой родителей является постоянное сравнение своего чада со сверстниками. Такие нападки способны пошатнуть уверенность в себе, ребенок начнет подражать эталону, и потеряет себя. Ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка, наоборот, ему нужно вселить веру в то, что все у него получится, он преодолеет трудности, получит прекрасное образование и станет успешным человеком.
  • Противоречить себе. Если отец учит сына защищать девочек, уступать им, а сам обижает, избивает на его же глазах мать, то подросток в будущем перенесет эту модель поведения в свою семью. То же самое касается учения нравственности, разговоров о том, что воровать плохо, в то время, как, например, с работы приносится что-либо незаконно.
Читать еще:  Ребенок бесконечно болеет что делать. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями: что делать

Чтобы вырастить из сына мужчину, нужно показать ему на примере папы, каким он должен быть. Все остальные доводы будут напрасными. Ведь они не соответствуют примеру, который ежедневно наблюдает подросток.

Особенности воспитания девочки

Воспитание девочки подростка имеет некоторые отличия от мальчишеского. Но по-прежнему в четырнадцать лет девочка нуждается в любви и понимании со стороны родителей, а особенно мамы. В этом вопросе учесть следует советы родителям относительно того, каких ошибок допускать не стоит:

  • Воспитывать в строгости. Родители, боясь, что дочь свяжется с плохой компанией, рано начнет половую жизнь, которая может привести к ранней беременности, пытаются оградить свое чадо от всего этого. Поэтому загружают ее всевозможными домашними делами, учебой и прочим. Модель поведения в таком случае больше напоминает не семью, а начальника и подчиненного. Девочка не ощущает себя защищенной, любимой и начинает искать поддержку в чужих людях.
  • Разрешать все, баловать и потакать капризам. Если родители воспитывают дочь именно так, то они должны быть готовы к тому, что вскоре ее запросы возрастут, а любой отказ будет восприниматься как предательство. Из такой девочки вырастет женщина, которая не проявляет уважения к людям, заботится только о собственном благе. И в первую очередь пострадают от такого воспитания сами родители.
  • Критиковать ребенка. Нет ничего хуже заниженной самооценки, которая может искалечить всю жизнь. Особенно остро воспринимается отцовская критика, которая в будущем может вылиться ненавистью ко всему мужскому полу. А вот похвала за достижения, ласка и забота помогут вырастить из маленькой девочки уверенную в себе женщину.
  • Излишне откровенничать. Несмотря на то, что многие психологи советуют родителям подружиться с дочками в подростковом возрасте, эта идея успешна лишь наполовину. Если ребенок делится переживаниями, ищет совета у родителей – это одно, а когда мама переступает все границы дозволенного и начинает слишком откровенные интимные разговоры – это может травмировать детскую психику.

Последствия проявятся вскоре, в виде замкнутости дочери, желании избежать общения с мамой, а вопросы на интересующие ответы она вынуждена будет искать самостоятельно.

Успешная и счастливая женщина – это заслуга родителей, которые в свое время знали, как воспитывать девочку подростка, сохранили теплые и нежные чувства. А ведь это многого стоит.

Что советуют психологи

Сложный период в жизни подростка родители должны разделить вместе с ним. Но это не должна быть настойчивость, строгий контроль, самопроизвольное вмешательство в его дела. Любой родитель, у которого есть связь с ребенком, почувствует его состояние, и безмолвную просьбу о помощи. Начиная с 11–14 лет, родители должны:

  • Как можно больше времени уделять ребенку. Несмотря на то, что круг его друзей с каждым годом становится шире, общение с родителями необходимо ему. Они должны знать как можно больше о жизни ребенка, как и он об их.

Поэтому не стоит избегать заданных вопросов, ведь если они последовали, то имеют значение для собеседника. С помощью диалога можно узнать о жизни ребенка очень много: кто его друзья, какие у него увлечения, проблемы, радости.

  • Кроме общения с ребенком нужно проводить время. Совместные вылазки на стадион, в лес, кафе должны приносить удовольствие обеим сторонам.
  • Родители должны разделять интересы ребенка (в мерах разумного). Не стоит высказывать свое мнение, отличающееся от детского, по поводу его стиля, предпочтений, музыки. Сын (дочь) в возрасте 14 лет – это взрослый человек, который имеет собственные вкусы и убеждения. И все это ему будет приятно разделить с самыми близкими людьми.
  • С ребенком нужно общаться как со взрослым человеком. Он должен иметь свои обязанности по дому, помогать родителям. А они в свою очередь должны стать примером идеальной семьи, в которую ребенок всегда будет хотеть возвращаться. Ведь что может быть лучше, чем дом, в котором тепло и уютно, где родители любят друг друга, уважают, и в любой ситуации поддержат ребенка, не оставят наедине со своими проблемами.

Дети в любом возрасте нуждаются в понимании, а подростки больше всего. Ведь в этот период в них самих происходит масса изменений, с которыми они не всегда могут справиться самостоятельно. И их отдаление от родителей вовсе не говорит о том, что они больше не нуждаются в их поддержке и помощи.

Возможно, им как никогда нужен совет, крепкие объятия, но они просто не знают, как это продемонстрировать. Поэтому внимание со стороны родителей должно быть как никогда предельным. Важно показать подростку, что он любим, дорог своей семье, возможно, эти элементарные вещи помогут легче пережить этот период, не наделать глупостей, о которых придется жалеть.

Источники:

http://www.b17.ru/article/39774/
http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2016/03/17/problemy-vospitaniya-podrostkov-0
http://razvitie-vospitanie.ru/otveti/vospitanie_podrostka.html

Ссылка на основную публикацию