Воспитание детей без наказаний. Позитивная атмосфера и личный пример. Как привить ребёнку любовь к учёбе

Без единого крика: психологические приемы, как привить ребенку любовь к учебе

Нередко родители ежедневно вступают в борьбу со своими детьми, потому что они не хотят учиться – сборы в школу являются стрессом, а выполнение домашних заданий – мучением. Никогда не повышайте голос в этом случае, скорее всего, вы сами виноваты в сложившейся ситуации. Надо попробовать найти утерянный контакт и помочь школьнику начать учиться. О том, как не допустить этого и остаться друзьями со своими детьми, и пойдет речь в этой статье.

Как привить интерес к учебе?

Детей невозможно обучать, если у них нет желания к познанию нового. Интерес, как правило, вызывают эмоции, которые обязательно должны быть положительными и базироваться на удовольствии, энтузиазме и радости. При этом в школе и дома дети обязаны слышать положительные отзывы о своем труде. Каждый ребенок мечтает о доверительных и теплых отношениях в кругу близких. В некоторых семьях он слышит только ругань, а порой и терпит рукоприкладство от папы с мамой.

Он перестает обращаться лишний раз за помощью, чтобы не быть наказанным, за несделанное задание. А через некоторое время привыкает к ору и перестает обращать на него внимание. При этом крик унижает детей, да и домочадцы чувствуют себя не лучшим образом, а проблема остается нерешенной. Вместо этого есть простые методы, которым вы можете следовать, чтобы помочь своим детям.

Создайте учебную зону

Очень важно, чтобы ученик в доме имел определенное место, где он будет выполнять домашние задания. Кроме этого, необходимо определить и время, когда он садится за уроки. На рабочем месте должно быть все необходимое, что потребуется для выполнения заданий.

Сократите отвлекающие факторы – работающий телевизор, громкую музыку. Не забывайте периодически интересоваться, справляется ли он. Не сидите около него рядом, но при необходимости окажите помощь. Не забывайте похвалить школьника, если он что-то выполнил хорошо.

Познакомьтесь с учителями

Посещайте иногда школу и уважительно относитесь к учителям. Старайтесь бывать на родительских собраниях и принимать участие в делах класса и школы. Следите за развитием ученика, чтобы быть в курсе, чего он достиг и что ему предстоит преодолеть.

Не забывайте обращать внимание и на поведение. При возникновении проблем с успеваемостью по какому-либо предмету, поговорите с учителем, который подскажет, как ее подтянуть. Искренне радуйтесь любому успеху школьника вместе с ним.

Помните, что награды работают лучше угроз

Дети дают себе оценку, как их оценивают родные люди и окружающие. Старайтесь всегда замечать то, в чем появились хотя бы незначительные успехи у вашего сына или дочери.

И больше поощряйте их за это. Когда дети слишком беспокоятся о наказаниях, они больше волнуются о том, как их избежать, а не о том, как правильно выполнить работу.

Позволяйте школьнику учиться, как ему удобно

Мозг каждого человека устроен по-разному. Некоторые дети лучше воспринимают материал, когда видят предметы наглядно, кто-то сосредотачивается только за столом в полной тишине или под приятную музыку.

Одни предпочитают работать в одиночку, а другие не могут обойтись без репетитора. Важно попробовать все модели, чтобы выяснить, какая из них лучше подходит для вашего школьника. Позвольте ему чувствовать себя свободно во время учебы.

Развивайте полезные навыки

Обращайте внимание на то, чтобы ученик умел хорошо считать, быстро читать и находить необходимую информацию в любых источниках. Все это очень важно для процесса обучения.

Знания приобретаются не только при чтении учебников и выполнении домашних заданий. Очень важно, чтобы у него оставалось свободное время на увлечения и хобби, а также на восстановление сил и занятий спортом.

Чаще разговаривайте со своим школьником

Старайтесь ежедневно беседовать с ребенком, даже если вы очень устали на работе. Поинтересуйтесь, что он узнал нового в школе, что ему особенно понравилось и запомнилось, а что оказалось неинтересным. Не спрашивайте ежедневно о полученных оценках. Если по некоторым предметам он отстает, не старайтесь обращать внимание только на них, отметьте его знания по другим дисциплинах, где он преуспевает. Пусть он почувствует, что вы всегда ему готовы помочь с любыми школьными проблемами.

Помните, что дети рождаются для того, чтобы учиться. И чтобы они не потеряли этот интерес, полюбите учиться сами. Запомните, что крики и рукоприкладство неизменно причиняют боль обеим сторонам, а проблема остается нерешенной.

Воспитание детей без наказаний. Позитивная атмосфера и личный пример. Как привить ребёнку любовь к учёбе

Пример. Мама одела на прогулку дочку в яркое, красивое платье, а ей захотелось поиграть в песочнице. Мама запрещает – ведь платье испачкается. Но одежда для дочки не важна, ей важен песок. Девочке все равно в чем гулять, главное — веселиться. Вывод: мама превратила прогулку в пытку для обоих. А в итоге дочка будет наказана за то, что ей скучно и хочется играть.

Что же такое наказание?

Это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если карапуз ударит соседа по песочнице, то его за это погладят по головке.

Читать еще:  Что делать чтоб родить без разрывов. О чем не следует забывать будущей мамочке? Чтобы не порваться в родах, можно делать массаж промежности

Основные принципы воспитания детей без наказаний

  • Терпение. Родители, отважившиеся на воспитание без наказаний, выбирают сложный и тенистый путь. На нем будет немало проблем, но при соблюдении всех условий они вырастят счастливого и самодостаточного человека.
  • Детей надо любить не за то, что они нам дают (чувство уверенности, полноценности и гордости), а любить просто так. Конечно, проще наказать, чем разбираться в причинах плохого поведения. Но в этом проявляется эгоизм родителей. Они делают легче для себя, ущемляя своего ребенка – маленькую личность.
  • Принимать своего ребенка таким, какой он есть , со всеми проблемами, неприятностями и капризами. Он должен чувствовать, что его любят и ценят.
  • Нужно уделять своему чаду достаточное количество внимания . Ведь именно его дефицит вызывает непослушание.
  • Признавать личность ребенка. С самых малых лет, когда карапуз еще не умеет говорить, он уже выбирает себе одежду, игрушку. У него есть свои чувства и страдания. Нельзя ими пренебрегать. Ведь это губит индивидуальность.
  • Воспитание личным примером. Если запрещаете ребенку врать — не врите и не приукрашивайте сами. Соблюдайте правила всей семьей. Врожденный инстинкт ребенка подражать взрослым действует на подсознательном уровне. Попробуйте, и вы поймете, что это так.
  • Чем больше давления, тем больше сопротивление. Если постоянно пилить — убери игрушки, сделай то, сделай это, не бери, не ломай, не трогай, то можно создать такую напряженную атмосферу, что ребенку захочется из нее сбежать. Что он и будет пытаться делать в капризах, протестах и истериках.
  • Наказания подтверждают, что на каждую силу найдется еще большая сила. Малыш вырастет и ваш силовой и финансовый авторитет пропадет. Тогда придет понимание, что наказание – это ошибка воспитания, но будет уже поздно.
  • Последовательность — помощник в соблюдении правил . Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.
  • Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.
  • Родитель должен постоянно развиваться, учиться , чтобы взрослеющий малыш не поставил его в тупик сложными вопросами.
  • Не вестись на провокацию — истерики, упреки, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

Известно, что дети, которые растут без наказаний, менее агрессивны. Ведь грубость — это месть за боль. Наказания порождают горькую обиду, которая глушит все, включая здравый смысл.

То есть, этот негатив ребенку некуда деть, а он жжет изнутри. Поэтому дети часто срываются на младших братьях, сестрах и домашних животных.

Что необходимо знать родителям о воспитании детей без наказания — как научиться этому искусству?

  • Упрямство и капризы – способ самовыражения ребенка , когда ему не хватает свободы. Часто они возникают в кризисные периоды жизни — кризис 3 лет, переходный период. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.
  • Допускать естественные последствия – истинные наказания.
  • Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!
  • Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению , а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.
  • А как же быть с маленькими детьми? Они не понимают неправильности своих действий, и объяснить им это практически невозможно. Тогда нужно просто физически удалить малыша из опасной обстановки исо здать для него безопасную среду. Если лезет к дворовой собаке, то надо унести кроху в другой двор и отвлечь игрушкой.
  • Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.
  • Не накладывать запреты на необходимые действия. Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.
Читать еще:  Читать книгу “Приключения Незнайки и его друзей”. Литературная семейная игра «Незнайка и его друзья

Воспитание без наказаний не приводит к эгоизму. Ведь эгоисты — это недолюбленные дети, которые во взрослом состоянии пытаются наверстать упущенное.

Воспитание без наказаний — большая и тяжелая работа. Главным образом, это работа над собой – ведь, что бы мы ни делали, дети все равно будут похожими на нас.

А как Вы относитесь к наказанию детей? Возможно ли воспитание без наказания? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Учителя и воспитатели в один голос говорят о том, что с современными детьми работать стало невероятно сложно. Предпринимаются меры на государственном уровне, разрабатываются новые образовательные стандарты, изобретаются методики раннего развития… Но все, кто хотя бы раз побывал в школе, детском саду или даже на обычной детской площадке, в один голос твердят: «Что же происходит с нынешними детьми? Ведь мы такими не были. »

А иногда достаточно просто выглянуть в окно, чтобы увидеть предоставленных самих себе детишек, с упоением ломающих скамейку, преследующих беззащитного щенка, покуривающих (и где они только достают сигареты?!) лет в восемь-девять.

Становится страшно за будущее нашего и без того не вполне здорового общества.

«В такой стране живем», – пожимает плечами молодая мама, одной рукой качая коляску, другой выбрасывая на газон дымящийся окурок. И с этим подчас соглашаешься, забывая, что общество состоит из нас самих, и дети растут не только в этой стране, но и в своей собственной семье.

И из семьи они выносят гораздо больше, чем подчас кажется самим родителям.

Нисколько не умаляя влияния социального окружения, попробуем разобраться в нюансах семейного воспитания и понять, чему учатся дети в своем собственном доме.

Читайте далее: Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Кому подражают дети?

Воспитание детей: с самого начала

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Кроха с первых дней чутко воспринимает эмоциональную обстановку в семье и буквально впитывает как губка нормы взаимодействия между людьми. Пока он не может по-настоящему разделить происходящее на «плохое» и «хорошее» – эти тонкости ему потом объяснят родители.

Таким образом, не встречая практически никаких барьеров и накладываясь на генетически заданные особенности темперамента, окружающая психологическая среда определяет основные характеристики личности маленького человека.

Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особое внимание первому году жизни ребенка.

Самое главное в младенчестве – отношения мамы и малыша: ребенок ни в коем случае не должен чувствовать себя незащищенным или отвергнутым, мама для него не просто самое близкое существо, а своеобразное продолжение самого себя.

Очень многие психологические травмы, с которыми взрослые обращаются к психотерапевтам, были нанесены в самом раннем возрасте и связаны именно с эмоциональным отвержением.

Однако, помимо этого важнейшего взаимодействия с мамой, ребенок видит, как родители общаются друг с другом, какие гости приходят в их дом, какая обстановка в целом. Спокойная, доброжелательная атмосфера в доме благоприятно скажется на развитии малыша.

Бурные затяжные посиделки с друзьями, даже самые веселые, могут вызвать дискомфорт у чуткой крохи. Ссоры, скандалы и скрытые конфликты не останутся незамеченными. «Он еще ничего не понимает» – это заблуждение, давным-давно опровергнутое учеными!

Когда подрастет, ребенок покажет неожиданными капризами, неврозами и неадекватным поведением, насколько хорошо он усвоил происходящее вокруг, когда был в «неосознанном» возрасте.

В то же время, если в самом раннем возрасте ребенок впитал нормы доброго, чуткого взаимодействия, если родители сумели создать в доме атмосферу любви и безопасности – эти усилия ни в коем случае не пропадут даром и окажут незаменимую помощь на всех этапах развития и взросления маленького человека.

Причины и следствия детского подражания

Воспитание детей: буду как папа!

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Нельзя забывать, что первейший и основной механизм получения и закрепления жизненного опыта ребенка – подражание. Это уже давно заметили и описали известные педагоги и психологи, от классиков-бихевиористов начала ХХ века до современных мэтров психологии (например, Р.С. Немова).

Читать еще:  Стихи о любви к девушке. Скачать бесплатно любовные смс. Самые любовные смс

Что примечательно, авторы самых разных, нередко противоречащих друг другу педагогических концепций – таких, как свободное развитие Монтессори, духовно-творческое развитие Р. Штайнера и, к примеру, коллективно-трудовое воспитание Макаренко, – одинаково отводили механизму подражания очень важное место в становлении человеческой личности.

Итак, самые первые уроки жизни своим малышам дают их собственные родители.

Как только ребенок начал воспринимать себя как отдельного маленького человека, у которого формируются собственные желания, уже есть привычки и усвоены первые нормы, он оглядывается вокруг в поиске подходящего объекта для подражания.

Пока весь его мир – это родители и другие родственники, живущие «на его территории». Подражать им малыш будет ситуативно, всем понемножку, но наиболее значимый «объект», скорее всего, будет преобладать.

Конечно, этот механизм остается с человеком не только в раннем детстве – и в садике, и в школе непременно найдутся люди, у которых ваш ребенок будет перенимать некоторые схемы поведения и мышления.

Меняться будет направленность процесса подражания – в раннем детстве ребенок усваивает сами формы и схемы поведения, не вникая в содержание; но с возрастом мы начинаем перенимать у значимых окружающих людей смыслы, мотивы действий и поступков.

И тот, самый первый образец для подражания, которым стали мама или папа, навсегда останется ключевым, решающим в жизни ребенка.

Сразу стоит отметить, что воспринятое изначально, как естественное, с возрастом действительно может подвергнуться переоценке.

Взрослея, человек будет осознавать, что неадекватное или асоциальное поведение его родителей (ссоры, алкоголизм, неуважение друг к другу и окружающим, хамство, насилие) неправильно, – ведь в итоге ребенок усваивает не только нормы нравственности своей семьи, но и общекультурные коды.

Но очень велика вероятность, что усвоенная на подсознательном уровне модель, если и не будет воспроизводиться напрямую, продолжит неуловимо управлять поведением уже взрослого человека, обрекая его на постоянную борьбу с собой и сдерживание нездоровых поведенческих реакций.

Механизм подражания с возрастом усложняется – и если в раннем детстве я просто «хочу быть как папа», без каких-либо объяснений, то в старшем дошкольном возрасте эта аксиома уже начинает требовать объяснения «потому что».

В школе механизм подражания усложнится противоречивым процессом социальной адаптации, так как будет хотеться одновременно «быть как все» и найти в себе что-то особенное, чем-то выделяться, при этом, не конфликтуя с референтной (то есть значимой, важной для ребенка) социальной группой.

Можно сказать, что постепенно в человеке вырабатываются критерии выбора объектов для подражания («почему именно ему?», «какие именно черты я хотел бы видеть в себе из тех, которые сделали его успешным?», и так далее).

И именно в младшем дошкольном возрасте мы в силах повлиять на еще не окрепшую систему этих самых внутренних критериев. Педагоги в этом отношении рекомендуют не лениться, ключевые воспитательные моменты выделять, подчеркивать, делать их яркими и однозначно понятными для ребенка.

Чему яйца учат курицу?

Воспитание детей: механизм подражания

Воспитание детей: дурной пример заразителен?

Грамотные родители успешно используют механизм подражания в игровых, «постановочных» ситуациях, в которых можно незаметно для малыша научить его здоровым схемам разрешения трудностей, выработать нужные качества.

Здесь же идут в ход и сказочные сюжеты «Жил-был мальчик, похожий на тебя» по методике Маниченко, и просмотр мультфильмов, в которых главные герои поступают «правильно» и «неправильно», с последующим обсуждением (обязательно нужно после просмотра обсудить, понял ли ребенок мотивы героев, усвоил ли урок, скорректировать малыша по ситуации).

Также энергичным родителям приходит на помощь театрализация. Например, прививая ребенку любовь к «домашним делам», мы превращаем каждое действие в маленький ритуал – то есть, в четкую, яркую и запоминающуюся последовательность действий.

Если готовим воскресный семейный обед вместе, обязательно стоит доверить малышу копирование маминых действий в миниатюре: например, подготовить маленькую цветную мисочку, где он будет месить настоящее тесто для фирменного маминого пирога, или посадить рядом, чтобы вместе заворачивать в блины аппетитную начинку… вариантов масса.

Кстати, уборку после приготовления тоже стоит включить в эту полезную игру! Так процесс усвоения необходимых навыков будет проходить в интересной игровой форме.

Главное – показать ребенку простые, доступные для подражания действия, подкрепить их яркими постоянными атрибутами и инструментами, которыми будет пользоваться сам малыш, и, конечно, запастись терпением: далеко не все будет получаться сразу и легко!

Источники:

http://fb.ru/post/parenting/2019/9/22/141305
http://www.colady.ru/8-osnovnyx-principov-vospitaniya-detej-bez-nakazanij-kak-vospityvat-ne-nakazyvaya-rebenka.html
http://www.passion.ru/mama/obuchenie-i-razvitie-detey/vospitanie-detey-durnoy-primer-zarazitelen-16269.htm

Ссылка на основную публикацию