Воспитание ребенка в младшем школьном возрасте. Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста. Если ребенок спорит

Роль семьи в воспитании школьников младших классов (стр. 1 из 5)

Актуальность. На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.

Младший школьный возраст – это тот период, когда активное принятие участия семьи в воспитании оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Сюда следует отнести последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. И что бы ни говорило общество, по-прежнему роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка, а именно есть только самая универсальная – самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, – это творение человека.

Данной проблематикой занимались такие учёные, как Я.А.Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин и др.

Целью нашего исследования является анализ роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Для реализации поставленной перед нами цели, в ходе выполнения курсовой работы решались следующие задачи:

1) изучение научной литературы;

2) теоретическое представление и осмысление проблематики роли семьи в воспитании ребенка младшего школьного возраста;

3) применение методики, направленной на диагностику и построение общей картины воспитания младшего школьника в семье.

Объект нашего исследования включает в себя семью.

Предмет: рассмотрение роли семьи и выполнения ею функций в воспитании детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье.

Нами были использованы следующие методы исследования: анализ, обобщение, систематизация.

Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли семьи в воспитании младшего школьника.

Практическая значимость: на основе обработки и интерпретации выявленных результатов установить связь между существующей теорией и обновляющейся практикой.

Глава I . Теоретическое обоснование роли семьи в воспитании младших школьников.

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

1.1. Краткая характеристика понятий «роль», «семья», «воспитание», «семейное воспитание».

Для того чтобы понять, что представляет собой роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, мы должны обратиться за тем, что обозначает каждое из этих категориальных понятий. Исходя из этого, мы имеем право на то, чтобы узнать, что всё-таки они значат. Одно из первых понятий, которое мы удостоились раскрыть, была «роль».

Роль – способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. По сути дела, роль, будучи социальной функцией личности, является динамическим аспектом статуса. Понятие “роль” в 1936 году введены и описаны американским психологом Р. Линтоном. [1]

Роль (в социальной психологии) – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид. [2]

Переходя к следующему понятию, мы обязаны глубоко проникнуть в сущность данной категории.

Семья – малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Применяя понятие семьи к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. [3]

Семья – сложная многофункциональная система. Функция семьи – это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.

Семью можно назвать колыбелью духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности.

Ученые Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин определяют семью как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка.

Говоря о воспитании, существует множество определений относительно этого понятия. Мы решили раскрыть и воспользоваться только некоторыми из них.

Воспитание – единый целостный процесс и человек по частям не воспитывается. Содержанием воспитания является формирование социально-ценностных отношений к себе, людям, миру.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

Понятие “воспитание” в узком значении тождественно понятию “воспитательная работа”, в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…». [6.]

По определению ЭСБЭ (в редакции 1892 года) воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той дали самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле». [15]

Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности».

Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». [8]

В современной педагогике под воспитанием понимается «целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека». [9]

Воспитание — главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воз­действия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. [10]

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации. Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. [13]

В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». [5]

Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне, каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам.

Таким образом, мы ознакомились с краткой характеристикой вышеперечисленных понятий, которые дали нам общее представление о себе. Определений достаточно много, если взять, к примеру, категорию «воспитание», скорее это нужно для того, чтобы мы ощутили внутреннее содержание каждого понятия, следовательно, есть другая сторона – наличие множества точек зрения на то, что из себя представляет данное понятие, какую окраску несёт оно в себе.

1.2. Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Начнём с того, какую роль в истории занимала семья в воспитании ребёнка, как к этому относились взгляды учёных на данную проблематику.

Читать еще:  Подготовка к костюмированному мероприятию: костюм Карлсона

Еще в древней Греции Платон вслед за Сократом, утверждал: “Все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условиях воспитания детей в семьях.

Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит корыстолюбие и прочие свойства, разоблачающие людей, порождающие между ними вражду.

Предтечи научного коммунизма, особенно ценимые Марксом и Энгельсом, французские просветители считали, что семья должна быть освобождена от тяжелого домашнего хозяйства и соответственно от владения движимой и недвижимой собственностью, которые порождают и нездоровые инстинкты, требуют усиленной конкретной борьбы, разрушающей непосредственность и бескорыстие человеческих чувств и отношений. В распоряжении семьи, по их представлению, нужно оставить предметы личного пользования: белье, одежду, самую необходимую утварь. Все остальное должно принадлежать обществу.

Роль семьи в воспитании младшего школьника
статья на тему

Статья поможет родителям выстроить взаимоотношения со своим ребенком в семье. Быть к своему ребенку болле внимательным.

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании младшего школьника

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». В.А. Сухомлинский.

Взаимодействие семьи и школы – проблема, которая уже не одно столетие тревожит родителей, педагогов и психологов. Единство школьного и семейного воспитания рассматривается ведущими педагогами, как процесс совершенствования духовности человека.

Сегодня остро стоит вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей младшего школьного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. И что бы ни говорило общество, по-прежнему семья является важным институтом воспитания ребёнка. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. Семья-это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Особая роль семьи в воспитании–устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, формировании отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания-это любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Родительская любовь является источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. В.А.Сухомлинский говорил, что ребенок должен быть уверен, что его, кто – то очень, очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. Ребёнок активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Настоящая родительская любовь учит ребёнка культуре, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат. Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Авторитет родителей основывается на уважении и любви детей к родителям, доверии

к их жизненному опыту, словам и поступкам. Родительский авторитет может

разрушить ведение родителями двойной морали: одной — для окружающих, другой – для семейной жизни. Ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей в повседневной жизни и замечает, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других. К разрушению авторитета ведёт

уверенность родителей, что дети не имеют права критиковать их поступки, их указания нельзя обсуждать, а только надо беспрекословно выполнять, что детей они наказывают всегда справедливо. Авторитет отца и матери повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке. Признание ошибки со стороны взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми

являются основой родительского авторитета.

Немаловажную роль в воспитании младшего школьника играют взаимоотношения школа — семья — ребенок. Младший школьный возраст – это тот период, когда семья активно участвует в воспитании ребёнка, закладывает фундамент для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания. Часто родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Родители должны понять, что влияние семьи не снижается, а наоборот возрастает.

С приходом детей в школу особого внимания со стороны семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки. Неуверенность, переживания могут стать причиной негативного отношения ребёнка к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно рассказать учителю об индивидуальных особенностях ребенка, помочь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Родители вместе с ребёнком правильно оценят как собственные поступки, так и критические замечания,

сделанные ребенку: «Получается, что учитель прав. », «Дети не захотели с тобой играть, потому что. », «А тебе такое отношение понравится?» и т.п.

Постепенно у младшего школьника с формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Родители должны быть справедливыми и доброжелательными. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у родителей рассказы детей, надо сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разбираться в ситуации. Если родители начнут упрекать и обвинять ребенка, то впредь они могут не рассчитывать на его откровенность. В тоже время нельзя постоянно

сосредотачивать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, чрезмерно опекать ребенка, решать за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

У родителей, которые привыкли добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.

Случается, что при выборе методов поощрения и наказания родители не учитывают характер ребенка, не вникают в причины совершения поступка. Нередко они наказывают детей в пылу раздражения, необъективно, без учета тех обстоятельств, в которых был совершен проступок, а это приводит к ухудшению взаимоотношений между родителями и детьми.

Можно выделить три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей.

Изменился темп жизни, изменились условия быта. Это повлияло на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми, но и между родными внутри семьи. Потребность во внутрисемейном общении у детей не уменьшается. Содержательное и достаточно продолжительное общение с детьми — необходимое условие их воспитания в любом возрасте.

В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Представление о себе, уважение или неуважение себя, то есть самооценка, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают их положительно или отрицательно. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении. Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его

деятельности, нередко допускают крайности — злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Постоянно сравнивая неудачи ребенка с успехами других детей, можно вызвать реакцию, обратную желаемой. Вместо того, чтобы побудить к достижению таких же успехов, в ребёнке поселится неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Если же злоупотреблять

положительной оценкой, можно сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков.

Читать еще:  Как научиться целоваться с мужчиной. «Целуй меня по-французски». Французский или любовный поцелуй взасос

Нельзя забывать, что младший школьник еще во многом живет эмоциями.

Именно эмоциональная среда в этом возрасте оказывает влияние на его духовный мир. Семья, в которой преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужна ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Если что-то не нравится в ребенке, надо помнить: ребенок в какой-то степени является зеркальным отражением окружающих его людей.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на ребенке, свое плохое настроение, даже если есть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители, но это не значит, что свои взрослые проблемы надо перекладывать на плечи ребенка, создавать напряжённость в доме.

Взрослые по отношению к младшему школьнику могут выражаться в

пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках,

эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будет зреть отторжение от семьи.

Родители стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Однако многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей. Общение со сверстниками, улица могут оказывать отрицательное влияние: ребёнок усваивает язык улицы, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья ведёт борьбу с улицей. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица.

Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые возникают

при взаимном уважении, умении взрослых понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир. Лучший путь — постараться встать на мест

о ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать о многообразии функций семьи, которые она выполняет, воспитывая своего ребёнка. Семья является главной опорой для своего собственного ребёнка, она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую и эмоционально-волевую.

Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего

школьника, спутник жизни ребёнка. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать условия, в которых находится их малыш, какие эмоции и переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что радует, чем он живёт.

Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Светлана Евсюткина
Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Евсюткина Светлана Викторовна

Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

«Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого

они есть». Патрик О Рурк.

Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

«Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья -колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. Условия правильного семейного воспитания -рационально организованный быт, режим жизни в семье!

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания

становится в наше время культ вещей, приобретательство, внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.

который есть. Именно поэтому они неэффективны для нормального, гармоничного воспитания хорошего человека, достойной личности.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей.

Так же, важным условием воспитания детей в семье, является авторитет родителей. Влияние отца и матери на детей,основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания детей в семье. Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

Воспитание-диалог становится одним из важнейших условий воспитания ребёнка в семье. У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.

Педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений.

Социальные потребности ребёнка.

Потребность в общении — общение взрослых и детей всегда происходит на эмоциональной основе, для него характерно сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более чутким к переживаниям других людей, более восприимчивым к влиянию взрослых. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность.

К сожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи.

Младший школьник не только стремится удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе.

Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности — злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Сравнение неудач ребенка с успехами других детей может вызвать реакцию, обратную желаемой: вместо того чтобы побудить к достижению таких же успехов, поселит в нем неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность.

Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка.

Читать еще:  С какой верхней одеждой носить платье. Длина максимум: варианты образов с длинными платьями. Как носят длинные платья «на выход»

Главными условиями в воспитании ребёнка являются: эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

Большую роль в воспитании играет дружба родителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. Лучший путь — постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.

Трудности воспитания детей обусловлены тем, что многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей, даже если они стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Общение со сверстниками, улица могут оказывать на него отрицательное влияние: он усваивает язык улицы — сленг, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья как бы вступает в спор с улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица.

Таким образом, подводя итоги, мы можем смело говорить о многообразии функций семьи, также здесь стоит заметить присутствие не одного, а широкого спектра ролей, которые выполняет семья в воспитании своего ребёнка. Семья является главной опорой для своего собственного «малыша», она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую, эмоционально-волевую и т. д. Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка, выстраивающая линию воспитания в соответствии со своими желаниями и интересами. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать особенности их протекания, условия, в которых находится их малыш, какие эмоции, переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что затрагивает, чем он живёт.

Семья формирует, воспитывает и развивает те качества и особенности личности в соответствии своим нуждам и потребностям. Ещё раз повторяясь, родители по воли своей определяют вектор воспитания и развития ребёнка. Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по – человечески. Таким образом, семья – это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.

Десять заповедей родительства

• Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

• Не вымещай на ребенке свои обиды; что посеешь, то и взойдет.

• Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь – как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.

• Не думай, что ребенок твой – он Божий.

• Не относись к его проблемам свысока.

• Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.

• Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

• Умей любить чужого ребенка. Не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

• Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА.

• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

• Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.

• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я не люблю вас». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.

• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете все спокойно с глазу на глаз.

• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.

• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, поняв, насколько великолепно знаю я, «что такое хорошо и что такое плохо».

• Не заставляйте чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

• Не подвергайте мою честность слишком большому воспитанию. Став запуганным, я превращусь в лжеца.

• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир. Пожалуйста, смиритесь с этим.

• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на своем опыте.

• Не зацикливайтесь на моих хворях. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если при этом получаю столь много внимания.

• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, то вы увидите, что я вообще перестану задавать их и стану искать информацию на стороне.

• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения. Относитесь ко мне так же, как относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

Анкета по правовому воспитанию детей Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт.

Презентация на тему «Республика Бурятия» Целью данной презентации является эмоциональное восприятие родного края. Республики Бурятия Основной проблемой для создания данной презентации.

Источники:

http://mirznanii.com/a/175750/rol-semi-v-vospitanii-shkolnikov-mladshikh-klassov
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/06/13/rol-semi-v-vospitanii-mladshego-shkolnika
http://www.maam.ru/detskijsad/rol-semi-v-vospitani-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию