Вымышленный друг у ребенка 4 года. У ребенка невидимый друг – что делать. Рассказы детей о воображаемых друзьях

Воображаемые друзья наших детей

Карлсон. Об этом сказочном герое слышали все. Но не всем известно, что это за синдром назван в его честь. Синдром Карлсона – это выдумывание детьми воображаемых друзей. У вашего ребенка появился друг. Только вот незадача – никто, кроме самого малыша, его не видит. Дети — удивительны, они обладают прекрасной, неограниченной фантазией. Они могут построить сверхсовременный корабль из стульев и одеял, у них возникает интересный мир в большой картонной коробке, они умеют играть на метле-гитаре, и скакать на лошади из той же метлы… Перечислить все достижения детских выдумок просто нереально. Ребенок с бурной фантазией никогда не будет скучать, и не даст скучать своим родителям.

Когда же появляются воображаемые друзья? Такое явление считается абсолютно нормальным для детей в возрасте 3-5 лет. Их фантазия начинает бурно развиваться. Ребенок уже прошел кризис 3-х лет, он отделяет себя от мамы, чувствует свою самостоятельность, свои желания и потребности. Но не может еще в полной мере их озвучить, сформулировать.

Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка – это «две большие разницы». Невидимый приятель говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.
Невидимый друг – не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Зачем нужны воображаемые друзья? В чем польза воображаемого друга? Именно наблюдая за поведением ребенка, который, так сказать, завел себе такого товарища, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

  • В семье присутствует гиперопека и давление. Например, малыш подавляет своих фантомных друзей, все им запрещает, командует, то вполне возможно и с ним так же обходятся в семье. Родители могут таким образом посмотреть на себя со стороны. Может гиперопека выражаться и по-другому. Ребенок убегает от своей жизни в мир воображаемых героев. Только там он может вести себя так, как захочет: бегать, есть ложками варенье, долго играть на улице и т. д.
  • Подобное поведение демонстрируют и дети, которые страдают от чувства вины. В своем мире фантазий они либо наказывают героев, либо спасают их от возможного наказания. Родителям стоит узнать, из-за чего малыш чувствует себя виноватым.
  • Возникают воображаемые друзья и у тех детей, которым явно не хватает новых впечатлений. А вот в мире фантазий можно переживать кучу новых интересных приключений. Выход из этой ситуации – развлечение детей. Ходите в зоопарк, на качели, в детский театр, не забывайте рассказывать сказки. Если в жизни ребенка будет масса новых впечатлений, ему наверняка некогда будет играть с воображаемыми друзьями.
  • Не хватает общения. Родители заняты либо младшим ребенком, либо работой и взрослыми заботами. Возможно, ребенок просто трудно контактирует со сверстниками. В этом случае нужно как можно больше общаться с ребенком. Ведь, как не крути, он все-таки важнее других проблем. Современные психологические исследования показали: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность появления такого товарища.
  • Существует еще такое понятие как «вытеснение». Проще говоря, ребенок играет со своим придуманным другом, проигрывая при этом тайные желания. Если ребенок хочет, чтобы выдуманное существо защитило его, значит, он нуждается в защите. Если он в своих фантазиях еще и наказывает кого-то, то появляется проблема, и возможно придется обратиться к психологу. Если же кроха просто играет с придуманным песиком, то может быть ему и вправду нужно купить щенка.

    Читать еще:  Как правильно красить ресницы тушью: этапы нанесения и рекомендации. Как правильно красить ресницы тушью: полезные советы

    Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение – это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия. В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона». Однако важно провести границу между фантазией и реальностью – отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей.

    Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие паттерны, или закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью – чтобы развлекать и веселить его.

    Воображаемые друзья исчезают сами собой к 7-9 годам. Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу.

    Воображаемые друзья детей − как реагировать родителям на такое поведение малыша?

    Дети — удивительны, они обладают прекрасной, неограниченной фантазией. Они могут построить сверхсовременный корабль из стульев и одеял, у них возникает интересный мир в большой картонной коробке, они умеют играть на метле-гитаре, и скакать на лошади из той же метлы… Перечислить все достижения детских выдумок просто нереально.

    Ребенок с бурной фантазией никогда не будет скучать, и не даст скучать своим родителям. И даже, если вокруг нет ни одного подходящего предмета для очередной выдумки, малыш вполне легко может придумать себе невидимого друга и собеседника.

    Как же родителям реагировать на наличие придуманных друзей у ребенка, что делать если возникают воображаемые друзья детей?

    Как реагировать на детские выдумки?

    Все зависит от степени выдумки, ее характера и возраста ребенка. Часто, призрачные собеседники и друзья появляются от скуки одиночества, недостатка внимания и понимания. Воображаемые персонажи, среди друзей и знакомых ваших детей могут появится вполне внезапно и так же внезапно исчезнуть. Дружба и общение с ними может длится несколько лет — для детей возрастом от 3 до 8 лет — это нормальное явление.

    Стоит отметить, что вымышленны друзья появляются едва ли не у каждого ребенка, у большей половины малышей — это точно.

    Взрослым, столкнувшимся с придуманными подобными выдумками детей, ни в коем случае нельзя запрещать такое воображаемое общение. Результат запретов один: малыш перестанет вам доверять, будет шептаться с призраком в укромном местечке — так, что бы вы не увидели. Лучше попытайтесь подружится с вымыслом вашего чада: узнайте где и как он живет, чем занимается и интересуется, о чем мечтает. Так вы сможете узнать о переживаниях, интересах и фантазиях собственного ребенка больше.

    Почему возникают вымышленные друзья?

    Заглянув в глубь детского мира и в корень проблемы, ученные-психологи восстановили, что, чаще всего вымышленные друзья появляются в семьях где:

    • есть один-единственный ребенок: то-есть, единственному ребенку хочется иметь близкого друга, которым мог бы стать брат или сестра;
    • разница в возрасте между детьми в семье очень большая: если между братом и сестрой в семье разница около 10 лет — то им тяжело найти общий язык и понимание;
    • недавно, в семье появился еще один малыш: наличие еще одного «центра-вселенной» у родителей, ребенок достаточно сильно переживает. Не забывайте общаться и уделять внимание старшим детям.

    Если ребенок несколько раз за день вспоминает своего придуманного друга, говорит с ним или о нем — в этом нет ничего страшного. Тревожится стоит тогда, когда малыш просто неразлучен с плодом своей фантазии и очень угнетен, когда его друг уходит или они ссорятся.

    Читать еще:  Что делать, если родители против парня – становимся мудрее и ищем компромиссы. Что делать, если родители против парня

    Стоит обратить внимание на характер общения малыша и его друга.

    Например: Малыш может дружить с интересным персонажем мультфильма или сказки, или обычным ребенком, который появляется и уходит тогда, когда удобно выдумщику, с этим другом он играет, разговаривает, мечтает… Такой друг появляется скорее всего от наличия прекрасной фантазии и, вполне возможно, от недостатка общения с ровесниками и родителями, или просто от «детской рутины» — дом — детсад — прогулка — дом. В таком случае развлеките своего малыша, съездите в зоопарк, на качели, в цирк и т. п.

    В общем, если общение вашего ребенка с придуманным другом похоже на вполне нормальные дружеские отношения, не стоит слишком тревожится.

    Бывают случаи, когда характер общения малыша с призраком напоминает характер взаимоотношений между членами семьи или отношениями ребенка и взрослых. В таком случае следует приглядеться и прислушаться к монологам выдумщика, возможно вы увидите со стороны какую либо проблему, которая волнует и не дает покоя вашему чаду. Если самостоятельно разобраться в детских фантазиях вы не можете, но чувствуете, что в играх вашего малыша есть скрытый подтекст — обратитесь к психологу.

    Если ваш дошкольник все время в своих монологах наказывает кого-то или ссорится, он скорее всего копирует отношение взрослых к самому-себе. В таких случаях ребенок выступает в роли умудренного и требовательного взрослого человека, а выдуманный друг выполняет роль самого малыша. Таким образом ребенок наверняка снимает стресс и переживание, возможно пытается понять ситуацию.

    Друг — безупречный защитник и исполнитель всех желаний появляется у детей, которым не совсем комфортно в их реальном мирке. С такими друзьями они часто наказывают своих обидчиков и отправляются в удивительные страны, с этими друзьями у детей прекрасные отношения. Вам стоит хорошенько задуматься если у вашего ребенка появился такой друг.Фантастический добрый друг может появиться у тех детей, которым родители не предоставляют свободы действий и выбора, слишком опекают.

    Друг «Супер-мен», сказочна фея, маг или фантастическое существо — с которым малыш говорит на сокровенные темы и весело проводит время, возникает у самых смелых фантазеров.

    Вымышленные животные

    Если в вашем доме появился призрачный щенок или котенок — то стоит заменить его настоящим. Наверняка, ваш малыш уже долго мечтает о четырех-лапом друге.

    В вымышленных друзьях есть и своя польза: таким образом дети улучшают свои навыки общения с ровесниками и взрослыми, учатся решать собственные проблемы.

    Наличие придуманного друга говорит о том, что ваш ребенок обладает прекрасной фантазией — творческая личность. К тому же, ему всегда есть кому доверить свои самые сокровенные секреты и мысли.

    Воображаемые друзья у ребенка: стоит ли беспокоиться родителям?

    Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

    Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

    Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

    Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

    Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

    Воображаемые друзья: кто они?

    Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

    Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

    Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

    Читать еще:  Что такое любовь: кратко и ясно своими словами о самом главном

    Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

    Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

    Причины появления воображаемых друзей

    Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

    1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
    2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
    3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
    4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
    5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

    Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

    Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

    Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам взаимодействоват ь с воображаемым другом малыша.

    1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
    2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
    3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
    4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
    5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
    6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

    Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

    Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

    Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

    Источники:

    http://www.b17.ru/article/imaginary_friends/
    http://onethree.ru/vospitanie/voobrazhaemye-druzya-u-detej
    http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/voobrazhaemye-druzya-u-rebenka

  • Ссылка на основную публикацию