Выше закона может быть только любовь, выше права – лишь милость, и выше справедливости – лишь прощение

Выше закона может быть только любовь, выше права – лишь милость, и выше справедливости – лишь прощение

Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение!

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова называют апостолом любви за его любовь к Господу и любовь к людям. Жизнью своей он исполнил заповеди данные Христом: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем разумением твоим. И возлюби ближнего твоего, как самого себя». В этих двух заповедях весь закон и пророки, Ветхий и Новый Заветы, наше настоящее и будущее.

Любовь называют царицей добродетелей. Без неё не могут существовать все другие добродетели. Без любви они просто становятся пороками, страстями.

Вера без любви превращается в фанатизм, в обрядоверие, когда суббота заслоняет человека. Надежда без любви – отчаяние, печаль и уныние. Ум без любви – хитрость, а с любовью – это мудрость. Сердце без любви – камень или глыба льда.

Наш покойный Святейший Патриарх Алексий II сказал замечательные слова, просто потрясающие по своей силе: «Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение!»

Любовь выше закона, выше правды и выше справедливости, ибо в основании милости и прощения лежит любовь, на ней и ей эти добродетели держатся. Поэтому справедливость без любви превращается в жестокость, милость в осуждение, а смирение без любви – лицемерие.

Вот что говорит прп. Иустин Попович о любви. ( Преподобный Иустин (Попович).ПУТЬ БОГОПОЗНАНИЯ. Гносеология святого Исаака Сирина.)

“Из молитвы рождается любовь”, как из веры рождается молитва. Добродетели единосущны между собой, поэтому и рождаются одна от другой. Л юбовь к Богу является признаком, что новая реальность, в которую человека вводят вера и молитва, намного лучше реальности предшествующей. Любовь к Богу и людям – результат молитвы и веры. Собственно, истинное человеколюбие невозможно без веры и молитвы.

В подвиге веры человек меняет мир: из ограниченного входит в безграничный, где жизнь не по закону чувственности, а по закону молитвы и любви. Святой Исаак особенно выделяет свое полученное благодатно-подвижническим опытом убеждение, что любовь Божия приходит от молитвы. “Любовь – плод молитвы” . Любовь может быть вымолена у Бога, но никак не может быть обретена без молитвенного подвига. Насколько человек верой и молитвой обретает познание Бога, настолько “любовь – дитя познания” .

Через веру человек отрекается от закона эгоизма, отрекается от огреховленной души своей; любя душу, он ненавидит грех в душе; молитвой он старается закон атеизма заменить законом теизма, страсти заменить добродетелями, жизнь по человеку заменить жизнью по Богу, и таким образом исцелить и оздоровить душу от грехов. Потому святой Исаак учит: “Любовь Божья заключается в самоотречении души”.

Нечистота и недуг души – это неестественные дополнения души; они не являются составляющими ее сущности, “поскольку чистота и здоровье – царство души”. Душа, недугующая от страстей, является самой подходящей почвой для взращивания ненависти, а “любовь можно обрести лишь тогда, когда душа исцелится”.

Любовь от Бога, “так как Бог есть любовь” (1Ин.4:8); “кто обретет любовь, облечется ею у Бога”. Бог не имеет границ, поэтому любовь безгранична и не знает меры. Кто любит через Бога и в Боге, одинаково любит всех без различия, и о таком человеке святой Исаак говорит, что он достиг совершенства. В качестве примера совершенной любви святой Исаак приводит желание святого Агафона: “Хотел бы найти прокаженного и взять тело его, и отдать ему свое”.

В царстве любви исчезают антиномичные противоположности разума; подвижник любви предощущает райскую гармонию в себе и в мире Божьем вокруг себя, так как подвигом веры он вышел из своего эгоистического, соллипсистского ада и вошел в рай божественных ценностей и совершенства. Святой Исаак говорит: “Рай – это любовь Божия, в которой есть наслаждение всеми блаженствами”. Не иметь любви Божией – это ад, “страдавшие в аду становятся страдающими от бича любви”. Когда кто-то обретает совершенную любовь Божию, он обретает совершенство. Поэтому святой Исаак советует: “Надо прежде обрести любовь, которая является первичным созерцанием Святой Троицы”.

Читать еще:  Можно ли рисовать вензеля гель лаком. Какие видео-уроки помогут обучиться технике рисования вензелей. Пошаговая техника выполнения

Освобождаясь от страстей, человек постепенно освобождается от самолюбивого, эгоистического гоминизма и гуманизма, самолюбивой, эгоистической человеческости и человечности, выходит из сферы убийственного антропоцентризма и входит в сферу Троического Божества, где в душу человека нисходит великий, божественный мир, где противоположности и противоречия из категории времени и пространства перестают быть смертоносными и где ощущается победа над грехом и смертью.

Как измерить любовь?
Любовь измеряется жертвой.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Иоан. 15:13)

Выше Закона может быть только Любовь, выше Права – лишь Милость и выше Справедливости – Прощенье.
Жене можно простить и не забыть, сестре – забыть, но не простить, а матери – простить и забыть.
Простить прощай, но урок помни.
Лучше на гривне полушку простить, чем полушку добывая, человека упустить, а с ним вместе и гривну.
Уметь прощать и быть снисходительным – дело нелёгкое, но необходимое хотя бы для собственного здоровья.
Без взаимного прощения не может быть мира.
Смеяться – значит прощать.
Пустыня не прощает ошибок.
Всех, прощаясь, прости.
Женские слабости должны прощаться, мужчине – нет.
Главное не прощать себе свои ошибки.
Господь прощал, – прости и ты.
Чтобы искренне простить человека, надо научиться его понимать.
Всепрощение – это усталость.
Подлецы никогда не прощают тех, кому они сделали подлость.
Любить, значит – прощать.
Политика – штука тонкая, промахов не прощает.
Люди могут всё простить, только не красоту.
Чтобы сохранить семью, надо научиться прощать.
Только сильные умеют прощать.
История не прощает тем, кто упускает инициативу.
Понять – значит простить.
Надо так прощать, чтоб никогда об этом не вспоминать.
Если б друг другу обиды не прощали, давно бы люди озверели.
Надо знать, что прощать.
И надо бы простить, да на душе камнем лежит.
Пойдёшь просить прощения, так выслушаешь нравоучения.
Простить-то его прости, но в дом больше не води.
Простишь – себе душу освободишь.
И рад бы простить, да долг не велит.
Простить не может только слабый.
Что за знание у мудреца, если он не прощает незнающему. (Казахская п,)

«Прощай…»
Прощаю, чтоб не вышло боком.
Сосуд добра до дна не исчерпать.
Я чувствую себя последним богом,
Единственным умеющим прощать.
Б. Окуджава «Прощание с осенью»

«Кому мало прощается, тот мало любит» (Евангелие от Луки)

«Два раза человек бывает счастлив: когда ему прощают и когда он прощает».
Флобер

…Тогда приступил к Иисусу Пётр и спросил: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? До семи раз?» Христос ответил Петру: «Я не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз», т.е. множество раз. Иисус Христос не определил числа, сколько раз мы должны прощать ближнему, но показал, что это есть непрерывная и всегдашняя наша обязанность. Иначе если не будем прощать другим, в чём-либо согрешившим против нас, то и мы сами не получим прощения от Бога.
«Жизнь Спасителя Мира»

П Р О С Т И
Прости! Не помни день паденья,
Тоски, унынья, униженья, озлобленья, –
Не помни бурь, не помни слёз,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, –
Благослови и не забудь!
Н.А. Некрасов

…Настоящее величие души проявляется в том, что тебе уже не нужно прощать, потому что означает в какой-то степени считать себя выше других, унижать тех, кого прощаешь.
Пауло Коэльо

Это и вправду очень трудно. Но выбора нет: если не простишь – будешь постоянно о том думать, какое страдание он тебе причинил, и эта боль не пройдёт никогда.

– Энергия ненависти неплодотворна. Энергия прощения, выраженного через любовь, способна преобразить твою жизнь.
– Знаешь, ты напоминаешь мне сейчас какого-то тибетского мудреца, чьи рассуждения очень хороши в теории, но неприменимы на практике.
Пауло Коэльо «Заир»

Люди труднее всего прощают нам то плохое, что они о нас сказали.
Андре Моруа

Ошибки других нужно прощать, а собственные прощать нельзя. Собственные лишения можно стерпеть, но вид чужих лишений нестерпим.
Хун Цзычэн

Читать еще:  Муж домашний тиран советы психолога. Муж тиран и манипулятор: как противостоять агрессии в семье. Муж-тиран, муж-деспот. Кто же это

– … Ах, как я желал бы забыть лицо умершего Иуды!
Он задрожал и в волнении зашагал по комнате.
– Это было лицо, достойное воспоминания, – сказал Мельхиор задумчиво, – окружённое таинственной тенью деревьев, оно казалось бледным предостережением для всего мира.
Всё-таки, несмотря на выражения окоченелого ужаса, в нём отражалось угрезение совести и раскаяния, а на искреннее раскаяние у Бога лишь один ответ: милость и прощение.
– Думаешь ли ты, действительно, что его грех будет прощён? – воскликнул Варавва стремительно.
– Только не миром, который его и натолкнул на это деяние, – ответил Мельхиор с горечью, – мир, который преследует людей и доводит их до отчаяния, не высказывает им впоследствии никакой жалости. Но любовь Божия не колеблется, и даже дрожащая душа Иуды может найти прибежище в этой любви.
«Варавва» Перевод графини Е.Ф. Кропоткиной

ПРОСТИ, РОДИНА!
(Отрывок)
Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в жестоком бою.

Кто посмеет сказать, что я тебя предал?
Кто хоть в чём-нибудь бросит упрёк?
Волхов – свидетель: я не струсил,
Пылинку жизни моей не берёг…
Мусса Джалиль

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья, –
Не помни бурь, не помни слёз,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, –
Благослови и не забудь!
Н.А. Некрасов «Прости»

Витя лежал ещё в больнице, когда приехала Ирина с детьми, и это как-то помогло ему прийти в себя. Он, конечно, раньше выписался из больницы, говорит, устал, дома доделает три оставшихся укола, и поедем в деревню. И уехали. Солнышко греет, внучата на глазах, массаж утром и вечером делаю сама, травы завариваю: попьёт, поплюётся и через полмесяца, может даже пораньше стал выходить в огород. То сорняк выдернет – а Ирина в огороде, за Полей присматривает, ему варит, постирушки делает и всё прислушивается, чего папа то рассказывает, то о чем-то только вспоминает.
Тут Ирина забегает в избу – я печатала – вся в слезах и в окно мне незаметно на отца показывает. А тот уж несколько дней кряду выйдет, сядет, цветок сорвёт травку ли и глядит, глядит на Енисей, на леса… И Ирина тут услышала, как он протяжно вздохнул и сказал: «А я ведь уж прощался с вами, думал – всё… А вот одыбываюсь».
Мария Астафьева-Корякина «Знаки жизни»

И вспоминается не раз.
Не потому ли, что гордыня
Мне на колени пасть не даст.
И где Мадонна в век мотора?
К кому лечу? Зачем лечу?
И мне б кричать: «Прости, Мадонна!»
А я молчу…
В. Захарова «Случай на выставке»

Доченька! Доченька! – потряс за плечо совсем ослабевшую девушку Сергей Митрофанович. – Пойди, милая, пойди, попрощайся ладом. А то потом жалеть будешь, проревёшь дорогие-то минутки.
Славин благодарно глянул на Сергея Митрофановича и, как больную, повёл девушку из вагона.
«Во все времена повторяется одно и то же, одно и то же, – подпершись руками, горестно думал Сергей Митрофанович. – Разлуки да слёзы, разлуки да слёзы… Цветущие свои годы в казарму…»
В. П. Астафьев «Ясным ли днём»

Погоди! Для чего торопиться?
Ведь и так жизнь несётся стрелой.
Погоди! Мы успеем проститься,
Как лучами восток загорится, –
Но дождёмся ль мы ночи такой?
Н.П. Греков 1850-е годы.

А потом рыкнул на Аввакума воевода, да сбил с ног, да ударил по щеке, да чеканом по спине, да велел семьдесят два удара по спине кнутом. За что? А так: намёк был из Москвы. Вроде бы и не было приказа, а только намёк был: мучить. Мучь, а вдруг околеет. Плачут солдатики. Клянут в душе воеводу, а всё равно глядят, как лупят невинного человека.
– Бьёшь-то за что? Ведаешь хоть сам? – спрашивает протопоп.
– Ах ты еретичья душа! – грохочет Пашков. – А ну по бокам его, сукиного сына. Да по рёбрам, да под дых, душа из него вон!
Упал замертво Аввакум. Жена в обмороке, дети плачут. Казаки ропщут, а Пашков командует:
– Заковать еретика! Бросить на дощаник!
Лежит на дощанике без сознания Аввакум. Дождь льёт, снег падает на голое тело. «Господи, за что же ты меня так наказываешь? – шепчет Аввакум. – Я же за бедных вдов заступился». Так и приехали в Братский острог. Вытерпел муки. Бросили в острог мученика. Что собачка в соломке лежит Аввакум. Не кормят и не поят его. Мыши, вши и блохи на той соломе стаями. Страшнее холода и голода эта гадость. А Пашков хохочет:
– Скажи: «Прости меня!» – в избу тёплую и чистую переведу.
Молчит протопоп, лучше смерть, чем прощения просить.
Ю. Азаров «Печора»

Читать еще:  Ребенок отказывается от смеси. Что делать, если ребенок не ест смесь

…В предсмертных мученьях трепещут тела,
Вдруг грохот, и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня, –
Настала минута прощанья.

Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали мы ещё с вами вчера,
Что нынче умрём под волнами!

Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят вовек
Геройскую гибель «Варяга».
Е.М. Студенская Памяти «Варяга» Апрель 1904 г.

«ВЫШЕ ЗАКОНА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ, ВЫШЕ ПРАВА – ЛИШЬ МИЛОСТЬ, ВЫШЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ – ЛИШЬ ПРОЩЕНИЕ»

Фото из семейного архива Святейшего Патриарха Алексия II. Источник

ПРОТ. ВЛАДИМИР ВИГИЛЯНСКИЙ

4 декабря 2016 года

Прошло 8 лет. 5 декабря – день кончины Патриарха Алексия.

Несколько раз говорил и писал о Патриархе. И старался рассказать о нем то, о чем никто не говорил.

…Первое, что я отметил еще когда только познакомился со Святейшим Патриархом, после первых двух-трех слов — в облике Святейшего Патриарха была инаковость. Это был другой человек, даже в ряду единомышленников, сомолитвенников, людей своего поколения. Я все время пытался понять, почему и что в нем другое, и какова природа этой инаковости. И теперь я это могу сформулировать так.

Он был уникальным для своего поколения — потому что он воспитывался вне России, вне контекста советской жизни. Он родился и рос в эмиграции, в окружении буржуазной Эстонии и русских эмигрантов и принадлежал к очень известной дворянской семье, которая служила царю и Отечеству на протяжении многих поколений. Эта семья была другой, иной, не советской, и он, ее потомок, был дворянином не по происхождению даже, а по своей внутренней сути, ментальности. И это не выветрилось у него за следующие шестьдесят лет пребывания на территории Советского Союза.

Второе. Черта, связанная тоже с его биографией и тоже довольно важная для его облика и его понимания жизни — он был монархистом и из семьи монархистов. Он не выпячивал это никогда и никогда не говорил о том, что он монархист, но это проявлялось во многих его высказываниях и в его поведении.

Кроме того, он был внуком расстрелянного белогвардейца. Его анкетные данные, на которые так обращали внимание советские отделы кадров, были из ряда вон выходящие.

И, самое главное — в юности, он сделал свой выбор в экстремальных обстоятельствах. В 46-м году он уехал из Эстонии, покинул семью своих родителей для того, чтобы вступить на путь священства и поступить в Ленинградскую духовную семинарию. Сейчас это кажется совершенно обыденным, но в условиях 46-го года это — выбор. Если проследить 25-летнюю историю Советского государства, это был выбор страдальческой жизни и мученического венца.

…Его происхождение, его предки, его биография — все это, конечно, наложило некий отпечаток на этого человека, который стал мостиком между дореволюционной Россией и нашим временем… Святейший Алексий был человеком, ставшим выражением русского мира в том святом понимании, которое мы храним и которое мы не знаем — мы только слышим отголоски, видим тусклые отблески в разных явлениях современной жизни. А он этот мир нес, он был мостом между «тем» и «этим» и явил собою образ этого русского мира. Собственно, по нему мы могли судить о том, что мы потеряли…

Источники:

http://lihhatsov-v-pr.livejournal.com/40614.html
http://www.proza.ru/2013/04/11/765
http://st-tatiana.ru/2016/12/04/vyshe-zakona-mozhet-byt-tolko-lyubov-vyshe-prava-lish-milost-vyshe-spravedlivosti-lish-proshhenie/

Ссылка на основную публикацию