Японская система развития детей. Японская система воспитания и развития детей в обществе. «Угроза отчуждения» по японским традициям

Воспитание детей в Японии

Содержание:

Поскольку дети определяют будущее человечества, то очень важным является вопрос их воспитания. Разумеется, в разных странах своя культура, традиции, накладывающие свой отпечаток на процесс воспитания. Часто случается так, что родители, стремясь дать своему чаду лучшее воспитание, используют для этого совсем на самые эффективные методы, поэтому многие родители стали искать другие методики, черпать кое-что из традиций других народов. Весьма необычен японский метод дошкольного воспитания детей, и он заслуживает внимания европейских родителей.

Традиции японской семьи

По традиции в японской семье кроме отца и матери должно быть двое детей. Семейные роли прежде были чётко разделены:

  • муж – добытчик;
  • супруга – хранительница семейного очага.

Мужчина был главой семьи, все прочие члены семьи обязаны были ему беспрекословно подчиняться.
С прошлого века, когда на Японию стала сильно влиять западная культура, многое поменялось. Сейчас женщины пытаются семейные обязанности совместить с работой. Но и сегодня о равноправии полов здесь говорить рано. Хозяйство и воспитание детей до сих пор остаются главным уделом японских женщин. Жизнь мужа поглощена компанией, где он работает. Разделение ролей супругов видно даже в терминах:

  • жену часто называют «канай», что в буквальном переводе означает «внутри дома»;
  • мужчина же называется «сюдзин» – «хозяин», «главный человек».

В отношении к детям также видна субординация, ведь там нет привычных слов «брат» или «сестра», но есть старший брат и сестра, младший брат и сестра. Поэтому в сознании ребёнка всегда присутствует понятие вышестоящего и нижестоящего. Среди всех детей особенно выделяется старший сын – наследник родительского дома.

Этапы развития и воспитания ребенка в Японии

Японцы отрезают у новорожденного кусочек пуповины, высушивают его и прячут в особую деревянную коробочку, сверху на которой позолотой указывается имя матери и дата рождения дитя. Так символизируется связь матери и ребёнка, ведь именно мама занимается в основном воспитанием, папа же присоединяется к этому лишь иногда. Японцы считают эгоистичным отдавать в ясли детей до трёх лет, считая, что в этот период он должен обязательно быть с матерью.
Пока ребёнку не исполнилось 5 лет, японская система воспитания не ограничивает его в поступках, поэтому он не боится неминуемого наказания за плохое поведение или непослушание. Родители только предостерегают малышей, но не чинят им запретов.
Для всех этапов воспитания японских детей можно применить яркие сравнения:

  • до 5 лет японцы относятся к ребенку, как к императору;
  • от 5 до 15 лет отношение, будто к рабу;
  • после 15 лет с ребенком обращаются на равных.

Пятнадцатилетний подросток считается уже взрослым человеком, безукоризненно подчиняющимся установленным правилам и чётко осознающим свои обязанности. Парадокс японского воспитания заключается именно в том, что ребёнок, не знавший запретов в «нежном» возрасте, вырастает законопослушным и дисциплинированным членом общества.
Однако не стоит торопиться транслировать японскую систему воспитания на российскую действительность, поскольку она неразрывно связана с образом жизни и мировоззрением японцев. Достаточно резок переход, когда после вседозволенности японский малыш в 5-6 лет оказывается в крайне жёсткой системе ограничений и правил, чётко предписывающих его поведение в той или иной ситуации. Неподчинение здесь немыслимо, поскольку так поступают все, а поступить иначе означает выпасть из группы, потерять лицо.

Детство – это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое .

Воспитание ребенка в первые годы его жизни

Плачущий малыш – редкость для Японии, поскольку мама старается лишить его поводов для плача. В первый год мать укладывает ребенка рядом с собой, носит его за спиной и по первому требованию кормит его грудью – они словно одно целое. Японцы даже стали выпускать специальные куртки со вставками, позволяющие легко носить ребёнка спереди. Когда малыш подрастает, вставка удаляется, а куртка становится обычной одеждой.
Крохе не запрещают ничего, его лишь предупреждают о том, что будет плохо, грязно, больно или опасно.
Если же младенец всё-таки обжёгся или ушибся, то мать винит в этом себя, прося у ребёнка прощения за недосмотр. Малыш, начинающий делать первые шаги, без присмотра не остаётся – мамы по пятам следуют за своими карапузами. Они устраивают для детей игры, в которых сами нередко участвуют. Японские отцы присоединяются к моциону лишь в выходной, когда вывозят свою семью на природу или в парк. В плохую же погоду можно неплохо провести досуг в торговом центре, в котором устроены игровые комнаты.

Наказание одиночеством

Японцы не читают детям нотаций, не повышают голоса и уж, конечно, не допускают телесных наказаний. Зато часто используется угроза отчуждения. Для ребёнка самым тяжёлым наказанием кажется противопоставление некой группе или отлучение от дома. Мама предупреждает непослушного сына: «Если будешь так поступать, то над тобой все будут смеяться». И малыш этого боится, поскольку не может представить себя вне коллектива, ведь всё японское общество состоит из групп.
Мать не стремится довлеть над детьми, поскольку считает, что это чревато отчуждением. С желанием ребёнка она не спорит, но косвенно покажет своё недовольство, давая понять, что недостойное поведение ребёнка её огорчает. В моменты конфликтов матери не отстраняются от отпрысков, а, напротив, усиливают эмоциональный контакт с ними. Дети же, боготворящие матерей, мгновенно проникаются раскаянием от доставленных неприятностей.

Разница в воспитании мальчиков и девочек

Воспитание малышей разных полов разное, поскольку им предназначены противоположные социальные роли. У японцев есть поговорка: «мужчина не должен появляться на кухне». В сыне семья видит свою будущую опору. В национальный праздник, посвящённый мальчикам, в небе пестрят изображения карпов – рыб, способных долго плыть навстречу течению. Это намёк на жизненный путь будущего мужчины, полный преодоления всяческих трудностей.
Для девочек же важнее работа по дому: кулинария, шитьё, стирка, и, конечно же, уход за детьми.
Разное воспитание поддерживается и в школе. После уроков девочки болтают о нарядах или сидят в кафе, в то время как мальчики продолжают обучение в различных кружках.

Читать еще:  Советские и российские композиторы. Самые известные в мире композиторов классический музыки

Раннее развитие японских детей

Японцы давно стремились к раннему развитию детей, поскольку они еще с Древних времен знали, что основы личности закладываются у малыша в первые 3 года жизни. Малыши всему обучаются быстрее взрослых, а родителям остаётся лишь создать условия, в которых те смогут полнее раскрыть свои способности. Среди важнейших принципов выделяют:

Труд – это один из важнейших факторов формирования личности. Именно поэтому трудовая деятельность должна стать основой воспитания дошкольн .

  • воспитание характера;
  • возбуждение интереса, стимулирование тяги к познанию;
  • развитие творческих и прочих навыков.

Задачей родителей является вовсе не выращивание гения, а человека здорового, умного, доброго и смышлёного.

Детский сад для японских детей

Чаще всего малыш идёт в детский сад после трёх лет. Хотя есть в Японии и ясли, но отдавать на воспитания туда крох японцы не любят, поскольку убеждены, что это задача матери. Женщину, выбравшую работу и сдавшую ребёнка в ясли, в Японии многие воспримут как эгоистку.
В Японии детские сады бывают частные и государственные.

  • Престижными университетами опекаются элитные детские сады. Будущее ребёнка, ходившего в такого детский сад, предопределено – далее он попадает в школу при университете, а затем без экзаменов и в сам университет. Диплом гарантирует высокооплачиваемую престижную работу. Попасть в элитный детсад очень сложно и чрезвычайно дорого. Самого же ребёнка предварительно подробно тестируют.
  • В государственный детский сад можно отдать малышей с 3-месячного возраста. В рабочие дни он действует с 8 до 18, а в субботу полдня. Чтобы здесь приняли ребёнка, потребуются веские обоснования, например, документы, подтверждающие, что оба родителя в день тратят на работу свыше 4 часов. Оплата связана с доходом семьи.
  • Детские сады «етиэн» могут быть и частными, и государственными. Здесь ребёнок находится не больше 7 часов, чего хватает для работающей меньше 4-х часов мамы.

Интерьер детсада

По нашим меркам он весьма скромный: в одной комнате дети обычно занимаются, спят и едят. В комнаты ведут раздвижные двери. На время сна из стенных шкафов воспитателями извлекаются толстые матрацы (футоны), которые укладываются прямо на полу. А вовремя обеда в помещение вносят детские столики и стульчики из коридора.

В детсадах оно тщательно подобрано, включает фрукты, овощи и молочные продукты. Если детсад отправляется на длительную прогулку, то мамы готовят своим чадам коробочку с обедом («обэнто»). Требования к нему весьма строгие:

  • 24 вида продуктов;
  • липкий, а не переваренный рис;
  • отсутствие свеклы.

Желательно не использовать магазинную еду, а самостоятельно сделанную и красиво разложенную по коробочке мамой, чтобы ребёнок получил и эстетическое удовлетворение.

Отношения в коллективе детсада

В японских детских садах группы состоят из 6-8 человек, причём каждые 6 месяцев состав их перетасовывается, что предполагает лучшую социализацию малышей. Если в группе у ребёнка не сложились взаимоотношения, то в другой он может обзавестись друзьями. Аналогично меняются и воспитатели, чтобы дети к ним не слишком привыкали. Считается, что подобные перемены развивают коммуникативные навыки благодаря постоянному общению с новыми детьми. Даже если с одним из воспитателей у ребёнка не сложились отношения, то с другими они вполне дружелюбные. Это избавит его от заблуждения, что его не любят все взрослые.
В детсаде малышей учат считать, писать и читать, подготавливая к школе. При воспитании дома эти обязанности ложатся на мать или специальные школы, напоминающие наши студии для дошкольников. Но главной задачей японского детсада является не образование, а воспитание и привитие чувства коллективизма.
Хоровое пение оказывается умело вплетённым в систему обучения. Японские представления считают непедагогичным выделение солиста, а вот вместе с пением хором крепнет и чувство единства с коллективом. Вслед за пением начинаются спортивные игры: догонялки, эстафеты и пр. Ежемесячно детский сад в полном составе отправляется в поход по близлежащим окрестностям: на соседнюю гору, в ботанический сад, зоопарк и т.д. В подобных походах дети узнают много нового, учась одновременно быть выносливыми. Много времени уделяется прикладному творчеству, например, оригами, рисованию, аппликации, оятиро.
Эти занятия хорошо тренируют тонкую моторику, которая школьникам потребуется для выведения иероглифов.
В Японии не принято сравнивать детей, поэтому воспитатель не станет ругать худших и выделять лучших перед родителями, ведь там не принято кого-либо выпячивать. Даже в спортивных состязаниях нет настоящей конкуренции, обычно побеждает дружба. Принцип «не выделяйся» в Японии – один из важнейших, хотя и не всегда приводит к лучшему.

Общение ребенка с Богом предполагает встречу с Всевышним. Совместные походы в храм должны войти в привычку. Такие посещения настраивают малышей на спо .

Обратная сторона японского воспитания

Японская педагогика направлена на воспитание человека, способного слаженно работать в коллективе. Это необходимо для существования групп в японском обществе. Но гипертрофированное групповое сознание оборачивается неумением мыслить самостоятельно. Идея стандартности так глубоко вбивается в головы маленьких японцев, что тот, кто рискнёт высказать собственное мнение, может стать объектом насмешек, а порой и ненависти. Это негативное явление широко распространилось в японских школах, получив название «идзиме» (подобие нашей «дедовщины»). Здесь «строптивого» ученика могут травить и даже бить.
Есть в Японии и проблемы, похожие на российские: подростки становятся инфантильными, не воспринимают критику взрослых, действуют по отношению к родителям и старшим агрессивно.
Менталитет у нас и у японцев сильно разнится, однако, у восточного народа можно поучиться заботливому и чуткому отношению к детям, ответственности за их судьбу.

Икудзи: особенности воспитания по-японски

Воспитание детей в Японии — не просто совокупность педагогических методик, а целая философия, направленная на образование и обучение будущих поколений. Называется она «икудзи» и отражает своеобразие культуры, в основе которой всегда лежат традиции. Рассказывает бьюти-блогер и эксперт в области красоты Юлия Энхель, уже несколько лет живущая на две страны.

Читать еще:  Самодельная ракета из бумаги. Ракета из бумаги и картона на палочке: схема с инструкцией и фото

Подход к воспитанию в Стране восходящего солнца зависит от возраста ребенка.

В этом возрасте малыш считается «императором»: ему все разрешается, все ему потакают. Максимум, что он слышит от родителей, — предосторожности вроде «грязно», «плохо», «горячо», «опасно». За падения и ушибы ребенка мать берет ответственность на себя и обязательно просит прощения, если тот ударился или обжегся. Она ходит за чадом по пятам, а отец появляется рядом лишь на прогулках по выходным. Как результат, в этом возрасте дети часто становятся настоящими диктаторами, считая мать и бабушек прислугой.

На ребенка не повышают голоса, не читают нотаций и ни в коем случае не применяют к нему физического насилия. Главное наказание — угроза отчуждения от родителей, семьи, коллектива. Чтобы он задумался о своем поведении, достаточно сказать: «Если ты будешь себя так вести, от тебя все отвернутся». Япония — страна групп, а не индивидуальностей.

С 5 до 15 лет

Ребенка в этом возрасте держат в ежовых рукавицах. Основа воспитания — дисциплина и еще раз дисциплина. Жесткой регламентации подвергается и поведение ребенка (почтение к старшим), и его внешний вид (строгая форма в школе, безукоризненная аккуратность).

Главный принцип воспитания детей в этом возрасте — равенство всех членов социума, независимо от их происхождения и финансового положения: «Не выделяйся, будь как все». Любимые развлечения школьников — командные спортивные игры, эстафеты и хоровое пение. Ребенок учится быть частью микрогрупп и слаженно работать в коллективе, так формируются его групповое сознание и социальная ответственность.

С подростками в Японии общаются на равных: считается, что с этого возраста молодой член социума уже способен нести ответственность за себя, семью и государство в целом. Молодой японец должен строго придерживаться правил, норм и традиций. При этом он может себе позволить как угодно одеваться, следовать западной моде и даже проявлять некоторое свойственное возрасту бунтарство. Однако этот этап самоидентификации никогда не подрывает основ, заложенных в более раннем возрасте.

Японцы и здоровье детей

Отношение к здоровью своеобразное: здесь считается нормальным выносить грудного ребенка зимой на улицу в легкой одежде, дети бегают босиком по холодному полу, сидят на нем дома и в учебных заведениях. Простуженным в Японии считается тот, у кого холодный живот: в этом случае мама надевает на малыша утепляющий пояс. Но не носки — их в последнюю очередь. На кашель и насморк здесь не обращают внимания, да и высокая температура не считается признаком болезни.

Япония — страна долгожителей. Японцы выглядят на 20 лет моложе своего биологического возраста

Диагноз врачи, как правило, ставят один и тот же — простуда, и лечится она всегда антибиотиками. Именно поэтому здесь так много аллергиков и тех, кто страдает атопическим дерматитом. Зато в Японии очень популярны прививки, в том числе противораковые.

Несмотря на такое спорное с западной точки зрения отношение к здоровью, Япония — страна долгожителей, здесь самый низкий среди развитых стран показатель ожирения, а японцы выглядят на 20 лет моложе своего биологического возраста. Все дело в особенностях питания: маленьких порциях, обилии в рационе рыбы и свежих овощей, расчете витаминно-минерального состава и калорийности, даже в детском саду. Кроме того, японцы пьют до 2 литров воды, обогащенной водородом, в день, и не пренебрегают физическими нагрузками.

Юлия Энхель — бьюти-блогер, специалист в области инноваций красоты, здоровья и молодости, президент компании Enhel Group, эксперта в очищении и обогащении воды водородом по японской технологии.

На Бали за счастьем: чему можно поучиться у жителей острова

Путешествуя, мы обращаем внимание не только на достопримечательности и климат, но и на людей. Удивительно, но часто жители экономически благополучных стран не выглядят счастливыми, и, напротив, в не самых процветающих уголках планеты люди приветливы и довольны жизнью.

Как родить троих и стать успешной: 10 правил

Можно ли совмещать семью, детей и карьеру? Этот вопрос сегодня интересует многих. Оказывается, можно. На личном примере это доказывает москвичка Екатерина Костина. Она вывела 10 универсальных правил, которые помогают ей успевать и дома, и на работе.

Всё о Японии

В последнее время в США, Европе и России весьма распространён интерес к восточной (в частности, японской) культуре, причём, в первую очередь, к восточному быту и особенностям взаимоотношений. Многие российские мамы стали обращать внимание на японские воспитательные методики и применять их в своих семьях. Японская система воспитания, безусловно имеющая, как достоинства, так и некоторые недостатки, довольно своеобразна и не всегда её принципы понятны людям с иной ментальностью.

Семейное воспитание

В Японии не принято отдавать детей в детские сады слишком рано, поэтому семейное воспитание играет там очень большую роль. Конечно, за последнее столетие жизненный уклад в стране Восходящего Солнца сильно изменился: современные японки добывают деньги для семьи наравне с мужем, путешествуют, занимаются собой, интересуются западной культурой. Однако общие принципы воспитания детей в Японии остаются такими же, как и много лет назад. Появление ребёнка в японской семье означает повышение социального статуса его родителей. Поэтому рождение детей для японцев двойне радостное событие и новый этап в жизни всей семьи.

Японская система воспитания детей называется «икудзи». Это целая философско-педагогическая концепция, основанная на следующих принципах:

  • В детях нужно воспитывать, в первую очередь, не индивидуализм, а коллективизм;
  • Связь матери и ребёнка нерушима и священна. По мнению японцев, мать в первые годы жизни малыша не могут заменить ни лучшие детские сады, ни бабушки и дедушки. Женщину, которая слишком рано отдала ребёнка в детский сад ради карьеры, общество будет осуждать. Роль отца на данном этапе не столь велика. Поскольку японцы, особенно мужчины, уделяют очень много времени работе, отцы обычно проводят с детьми только выходные дни;
  • Учить детей следует не словами, а собственным примером;
  • Нужно обучать ребёнка самостоятельно регулировать своё поведение, параллельно ослабляя родительский контроль;
  • Воспитание важнее образования. Те или иные научные факты всегда можно будет почерпнуть из книг или Интернета, а вот навыки совместной работы или построения отношений с близкими и рабочим коллективом надо воспитывать с детства;
  • В первые пять лет жизни малышу нельзя ничего запрещать. Считается, что только так ребёнок сможет научиться самостоятельно познавать мир. Кроме того, подобная вседозволенность, по мнению японцев, позволяет ребёнку понять, что в этой семье его любят и принимают таким, какой он есть. Для того чтобы научиться жить по правилам и соблюдать требования окружающих, у ребёнка будет десять последующих лет (с 6 до 15). Пока что же японские родители ограничиваются только предупреждением о возможных последствиях тех или иных действий. Когда ребёнок, совершив оплошность, попадает впросак, мать приносит ему извинения, но тут же замечает, что своим поведением он причинил кому-то боль или заставил кого-то понервничать.
Читать еще:  Идеи новогодних композиций своими руками. Новогодние композиции своими руками. Материал для создания настольных композиций

Многим иностранцам последний принцип кажется малопонятным и неправильным, однако, в японском обществе он даёт свои плоды. Во-первых, ребёнок начинает понимать, какие последствия влекут за собой его поступки. А, во-вторых, несмотря на кажущуюся вседозволенность, у японских родителей остаётся серьёзный рычаг воздействия на ребёнка: угроза отчуждения. В японцах с малолетства воспитывают чувство привязанности к своей группе и желание быть не хуже других. Поэтому малейшая угроза стать посмешищем заставляет японского малыша вспомнить о нормах поведения. Многовековая воспитательная традиция позволяет японским родителям: с одной стороны, давать ребёнку почти не ограниченную свободу, а с другой — оставаться для него незыблемыми авторитетами. Японские матери никогда не повышают на детей голос: ребёнок сам начинает отказываться от дурных поступков, увидев, что они расстраивают или разочаровывают маму.

Ещё одним важным моментом воспитания маленьких детей в Японии является гендерное разделение. Хотя появление на свет мальчика означает двойную радость (именно старшему сыну предстоит быть продолжателем рода и наследником своего отца), отношение к сыновьям в японской семье более строгое. Мальчиков с малолетства приучают быть ответственными и дисциплинированными, они занимаются спортом, боевыми искусствами и точными науками. Девочек же приучают вести домашнее хозяйством, параллельно они занимаются творчеством.

Методики раннего развития

В Японии многовековые воспитательные традиции гармонично сосуществуют с передовыми образовательными технологиями. Наиболее популярными среди японских родителей и педагогов являются следующие методики:

  • Методика Шичиды. Согласно идеям профессора Макато Шичиды, до трёх лет у детей лидирует правое полушарие мозга, отвечающее за долговременную память, а позже начинает доминировать левое. Поэтому до определённого возраста необходимо помочь ребёнку развить своё правое полушарие. Задания в методике Шичиды позволяют раскрыть творческие способности малыша, развить его интуицию и воображение.
  • Методика Ибука. Масару Ибука утверждал, что до трёх лет идёт наиболее активное формирование нейронов и связей между ними, поэтому родители должны воспитывать малыша с рождения: обучать его иностранным языкам, прививать интерес к классической музыке, совместно заниматься творчеством.
  • Методика Кумон. Тору Кумон предложил систему, благодаря которой ребёнок сможет, постепенно переходя от простых заданий к более сложным, самостоятельно справляться с любыми задачами.

Впрочем, какую бы из этих методик не выбрали японские родители, они всегда будут верить в силы своего ребёнка и поощрять его начинания.

Особенности японского дошкольного образования

В Японии существует два типа детских садов:

  • Хоикуэн. Подобные заведения создавались для детей, чьи родители сильно заняты на работе. Малышей в хоикуеэн принимают с двух месяцев, а учебный день длится с раннего утра до шести вечера. По сути, это просто место, где за детьми приглядывают и как-то их занимают. Какой-то конкретной учебной методики в хоикуэнах, как правило, нет. Малыши играют, поют песни, рисуют, но не более того.
  • Ётиэн. В ётиэн детей готовят к учёбе в школе. Уровень подготовки персонала и требования к детям тут выше, чем в хоукиэне. Детей в ётиэны принимают с трёх лет, а учебный день длится только до двух часов. Малыши учатся писать, считать, узнают что-то новое об окружающем их мире и стране, в которой они живут. Некоторые из ётиэнов создаются при ведущих университетах страны. Дети, принятые в такой сад, в будущем смогут попасть в элитную школу, а затем продолжить своё образование в университете без вступительных экзаменов.

Поскольку современные японки не всегда способны уделять всё своё время детям и дому, наибольшей популярностью среди родителей пользуются именно хоикуэны. К тому же стоимость обучения ребёнка в таком саду будет значительно ниже, чем в ётиэне. Из-за того, что мест в хоуикэнах остаётся всё меньше, а нагрузка на воспитателей — всё больше, значительно снижаются требования к работникам данных заведений. Получить должность воспитательницы может любая женщина с высшим образованием, закончившаяся специальные курсы. Многие считают это основным недостатком японского дошкольного образования. Впрочем, японские воспитательницы с лихвой компенсируют профессиональные пробелы своим искренним и тёплым отношением к детям. Каждый год воспитательницы в группе меняются, а группы переформировываются, это нужно для того, чтобы дети научились взаимодействовать с самыми разными людьми. Сами малыши обычно переживают такую смену очень тяжело.

Порядки в японских детских садах царят довольно демократические. Как и в семье, малышей не принято резко одёргивать. Однако за три месяца до выпускного дисциплина в старших группах становится очень строгой. Это нужно для того, чтобы подготовить детей к учёбе в школе.

Помимо обучения счёту и письму, в детских садах практикуется хоровое пение, спортивные игры, творческие занятия. Как минимум, раз в месяц воспитатели устраивают для своих подопечных походы и экскурсии. Основная задача воспитателя во время всех этих мероприятий: создание благожелательной атмосферы. Нельзя подчёркивать, что у одного ребёнка что-то получается лучше, а у другого – хуже.

Основная цель японского образования – создание сплочённого общества, где каждый ставит коллективные интересы выше личных. Поэтому граждан с детства приучают избегать соперничества и стремиться к компромиссам. Здесь кроется ещё один краеугольный камень японской педагогики. Для японского общества весьма актуальна проблема подростковой жестокости, когда дети, с младенчества усвоившие установку «главное — не выделяться», подвергают травле отличающегося от них одноклассника. С другой стороны, уравнительный принцип приводит к тому, что одарённые дети не получают должного поощрения, а их таланты – соответствующего развития. В итоге, японское общество теряет многих неординарных и нестандартно мыслящих сограждан, даже не успев познакомиться с их творчеством и идеями.

Источники:

http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/vospitanie-detey-v-yaponii/
http://www.psychologies.ru/story/ikudzi-osobennosti-vospitaniya-po-yaponski/
http://mirjapan.ru/vospitanie-detej-v-yaponii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector