Эдипов комплекс, что это такое по фрейду. Эдипов комплекс определяет сексуальность и невротизм у мужчин

Стадии психосексуального развития личности по Фрейду

Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности:

  1. Оральная (0 – 18 мес.)
  2. Анальная (18 мес. – 3 года)
  3. Фаллическая (3 года – 6 лет)
  4. Латентная (6 – 12 лет)
  5. Генитальная (период полового созревания и до 22лет)

Оральная стадия

В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально – зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама.

Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

  • Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
  • Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными его чертами является:

  • ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе,
  • постоянно требует одобрения,
  • чрезмерно зависим и доверчив,
  • испытывает потребность в поддержке и принятии,
  • жизненная пассивность.

В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.

Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой – принуждающей, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия.

Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально – удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.

Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально – выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия. Эдипов комплекс. Комплекс Электры

Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.

Читать еще:  Намек что любишь. Sms секс намек, любовные sms, sms признания в любви, смс намеки на секс, намекни на секс smsкой, Лучшие sms для влюбленных, сборкник sms намеков

В норме эдипов комплекс развивается несколько по – разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков.

Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во – первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во – вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.

Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.

Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

Латентная стадия

В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго. Что это такое? Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:

  • Суперэго – это система норм, ценностей, иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.
  • Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
  • Ид – это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознаваемые стремления.

Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Генитальная стадия

Последняя стадия психосексуального развития – генитальная, которая формирует в человеке его отношение к партнеру, выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях.

После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза Генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.

Читать еще:  Быт, жизнь и секс в простом иранском городе. Россиянка изучила, как живет иран - без чадры, но под санкциями

Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт – в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен.

Обобщая информацию по всем уже рассмотренным стадия психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.

Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, не ограничивая его творческий потенциал.

Эдипов комплекс, что это такое по Фрейду

Если говорить о том, что такое Эдипов комплекс, то, согласно Фрейду, этот комплекс обязателен и универсален для всех в детстве. Эдипов комплекс, что это? Это одно из понятий, используемых Фрейдом в классическом психоанализе для того, чтобы обозначить противоречивое отношение ребенка к своим родителям. То есть таким образом объясняется проявление у ребенка неосознанных влечений, которые сопровождаются выражением чувств одновременно и любви, и ненависти к родителям.

Древнегреческая трагедия, легшая в основу комплекса Эдипа

Эдипов комплекс, что это, можно объяснить с помощью трагедии древнегреческого времени Софокла «Царь Эдип». В этой трагедии рассказывается о несчастной судьбе Эдипа. Бессознательно он сначала убивает своего отца Лая, чтобы потом стать мужем своей матери Иокасты. После того как он узнает от оракула о деяниях, совершенных им, он ослепляет себя.

Именно из этого мифа Фрейд почерпнул идею того, откуда появился Эдипов комплекс у мужчин. И, как считал Фрейд, этот комплекс присущ каждому человеку. Он утверждал, что наши сны доказывают, что все без исключения направляют свое первое сексуальное влечение на мать и свое первое желание причинить насилие – на отца.

Эдипов комплекс по Фрейду

Изучая воспоминания взрослых и наблюдая за детьми, Фрейд сделал вывод, что проявление Эдипова комплекса универсально. Мальчик в детстве эротически привязан к своей матери и хочет овладеть ею. В этом случае отец им воспринимается как помеха. Девочка же испытывает потребность в устранении матери, так как испытывает теплые чувства к своему отцу.

Эдипов комплекс, что это по Юнгу

В психоаналитической литературе, чтобы обозначить Эдипов комплекс у женщин, часто используют понятие, введенное Юнгом К.Г,– комплекс Электры. И это название также берет свои истоки у древнегреческого мифа о дочери Агамемнона. В этой трагедии Электра помогла убить свою мать, которая была виновна в смерти отца.

Но Фрейд, рассуждая на тему “Эдипов комплекс, что это?”, считал, что он в равной степени свойственен всем людям независимо от того, к какому полу они принадлежат. Фрейд обосновывал это тем, что человек имеет мужское и женское начало, и его бисексуальность приводит к тому, что ребенок может занимать позицию активную или пассивную.

Вытеснение Эдипова комплекса

Согласно Фрейду, Эдипов комплекс начинает проявляться у детей в возрасте от 3 до 5 лет. И задача каждого – его преодоление, так как этот процесс обязателен для развития ребенка, характеризующегося переходом от фазы детской сексуальности к нормальному пути развития человека. Если он сохранится в бессознательном ребенка, то это может стать причиной невротизации ребенка и скажется на его психологических расстройствах уже во взрослом возрасте.

Но, несмотря на универсальность комплекса, Фрейд все-таки считал, что у мальчиков и девочек он развивается и изживается по-разному. Страх мальчика перед кастрацией как наказанием за влечение к матери приводит к его отвращению от Эдипова комплекса. И мальчик сублимирует свои влечения на другие, социально допустимые цели.

Девочка же, по мнению Фрейда, нормально реагирует на то, что у нее отсутствует пенис, но при этом она испытывает зависть к тому органу, которого у нее нет, и желает получить его от отца. Желание это сохраняется достаточно длительный период, поэтому с Эдиповым комплексом девочки расстаются медленно. Но продолжительное сохранение у девочек этого комплекса способствует подготовке женщины к ее половому созреванию.

Как проявляется Эдипов комплекс

Эдип, пожалуй, самый известный в психологии мифологический персонаж. Ведь наверняка о том, что существует Эдипов комплекс и комплекс Электры, вспомнит даже самый далекий от этой науки человек. Вспомнит, но вот рассказать подробнее уже вряд ли сможет.

Итак, что такое Эдипов комплекс, из-за чего он возникает и как дает о себе знать?

Миф об Эдипе

Мы начали разговор с упоминания античных мифов. И действительно, прежде чем речь зайдет о психологических аспектах проблемы, нелишним будет остановиться на аспектах культурных. Вспомним трагедию Софокла «Царь Эдип», основанную на мифологическом сюжете.

Царь Лай, правитель Фив, получает страшное предсказание: он умрет от руки собственного сына. Напуганный Лай велит слуге избавиться от своего новорожденного наследника, однако тот жалеет мальчика и передает его пастуху из соседнего царства. Пастух относит младенца к своему правителю, ребенок получает имя Эдип и становится приемным сыном царя.

Читать еще:  Основные ошибки, которые совершают мать и дочь по отношению друг к другу. Почему дочь повторяет судьбу матери

Повзрослев, Эдип узнает о пророчестве. Считая своим отцом воспитавшего его человека, он решает покинуть царство, чтобы тем самым помешать пророчеству сбыться. В пути путешественник сталкивается со старцем. У них завязывается ссора, которая заканчивается тем, что Эдип убивает старика и его слуг.

Дорога приводит героя в Фивы. Город находится во власти Сфинкса, он загадывает прохожим загадку, которую никто не может отгадать, и безжалостно расправляется с людьми, дающими неверные ответы. Эдип отвечает правильно, и благодарные фиванцы предлагают ему стать их повелителем и взять в жены царицу: прежний царь Лай убит неизвестными.

Спустя несколько лет в Фивы снова приходит несчастье: неурожаи, голод, массовые смерти. Эдип просит оракула помочь справиться с бедами, и тот говорит, что во всем виноват убийца Лая. Если найти и наказать этого человека, город вновь будет процветать. Расследование открывает Эдипу горькую правду. Во всем виноват он сам. Старец, встретившийся ему в дороге, был Лаем.

Эдипов комплекс чаще всего рассматривается в связке с комплексом Электры — так называется его форма, возникающая у женщин. Эта античная героиня сталкивается с похожей ситуацией — становится соучастницей убийства собственной матери. Мать Электры с помощью своего любовника убила мужа и хотела избавиться и от детей, однако им, Оресту и Электре, удалось выжить, а впоследствии отомстить матери и ее сообщнику.

Трансформация определения

Автором понятия «Эдипов комплекс» стал Зигмунд Фрейд. Основатель психоанализа назвал таким образом влечение, которое ребенок испытывает к родителю противоположного пола одновременно с желанием избавиться от родителя одного с собой пола. Интересно, что на такие мысли Фрейда натолкнули его личные детские воспоминания.

Вообще, правильнее определять это явление не как однозначную враждебность к своему полу и тягу к противоположному, а как совокупность разнонаправленных чувств ребенка к родителям в целом. Дело в том, что, по Фрейду, комплекс может проявить себя в трех разных состояниях.

  • Позитивный Эдипов комплекс.
  • Негативный комплекс.
  • Полный комплекс.

Позитивная форма — это уже обозначенная и наиболее известная трактовка. Особенности негативной формы в том, что она представляет собой обратную ситуацию: девочка тянется к матери, мальчик – к отцу. У детей отмечаются признаки обеих разновидностей — это объясняется наличием и мужского, и женского начал, составляющих личность человека.

Таким образом, мальчик не только испытывает тягу к матери и стремится устранить отца, но и ощущает привязанность к отцу и неприятие матери, характерные для девочки. Аналогично распределяются чувства и в жизни девочки. Все это сложное сочетание противоречивых переживаний Фрейд именовал полным Эдиповым комплексом.

На современном этапе фрейдовские представления подверглись значительной корректировке. Оспаривается утверждение об универсальном характере комплекса, акцент сместился с биологической стороны на социальную. Все больше сомнений вызывает наличие комплекса у девочек. Наметилась тенденция к использованию понятия в более широком смысле — для обозначения всего спектра отношений, возникающих между детьми и родителями.

Значение для человека

Проявление комплекса становится заметно в возрасте 3-5 лет, когда, согласно периодизации Фрейда, личность находится в фаллической, крайне важной для дальнейшего состояния психики, стадии развития. Этот период ознаменован возникновением интереса к отношениям полов и формированием Сверх-Я, контролера и цензора личности. В конце этой стадии комплекс смягчается, однако вновь дает о себе знать в подростковом возрасте — лишь тогда происходит его окончательное разрешение (причем по-разному для детей разного пола).

Подсознательный страх кастрации и боязнь наказания за недозволенные влечения к матери становятся силой, подавляющей Эдипов комплекс у мальчиков. Девочки же, по мнению Фрейда, воспринимают кастрацию как уже произошедшее событие, ведь пениса у них нет. Девочки одновременно испытывают и зависть, и влечение к отцу; в конце концов зависть к пенису переходит в желание получить от отца собственного ребенка, а комплекс медленно угасает.

Несмотря на эту разницу, Фрейд рассматривал комплекс применительно к ребенку любого пола на одинаковых основаниях. Назвать Эдипов комплекс у девочек комплексом Электры предложил не он, а Карл Густав Юнг. Фрейд, кстати, термин не оценил.

Эдипов комплекс, а вернее, его благополучное преодоление, считал Фрейд, лежит в основе всего процесса психосексуального развития и мужчин, и женщин. Неразрешенный комплекс у взрослых становится истоком всех отклонений в сексуальной сфере и расстройств психики вообще.

В этом смысле примечательно любопытное совпадение. Трагедия «Царь Эдип» начинается с того, что народ Фив просит помощи у своего правителя, а затем, по мере расследования Эдипа, перед нами разворачивается вся история произошедшего. По такому же принципу строится сеанс психоанализа: клиент обращается с проблемой, а задача терапевта — внимательно слушая и анализируя слова обратившегося, докопаться до сути его внутреннего конфликта, причина которого, как правило, кроется в раннем детстве.

Более того, психоаналитик пошел дальше и сделал вывод, что в комплексе совпадают начала религии, нравственности, социальных и культурных институтов, утверждающих универсальный запрет на инцест. Отсюда следует, что эдипальные проявления — основа основ человеческой цивилизации!

В настоящее время последователи психоанализа по-прежнему подчеркивают исключительную значимость Эдипова комплекса, а вот сторонники других направлений склонны относиться к этому явлению скептически. Автор: Евгения Бессонова

Источники:

http://www.b17.ru/blog/57297/
http://fb.ru/article/119235/edipov-kompleks-chto-eto-takoe-po-freydu
http://www.grc-eka.ru/eto/edipov-kompleks.html

Ссылка на основную публикацию