Роль полового воспитания детей и подростков. Как ты относишься к половой жизни до брака? Сексуальное воспитание детей дошкольников

Сексуальное воспитание детей

Содержание:

Когда родители впервые начинают задумываться о сексуальном воспитании своих подрастающих детей? Обычно ответ взрослых бывает примерно такой: «Когда сын (дочь) стал озадачивать меня «неудобными» вопросами» или «Когда стало заметно проявление ребёнком повышенного интереса к людям противоположного пола».
Современные сексологи и психологи считают подобный подход совершенно неправильным, и полагают, что о половом воспитании нужно задумываться сразу после рождения малыша. Иначе многие важные нюансы будут безвозвратно упущены. Пожалуй, стоит и правда разобраться, в каком же возрасте ребёнку нужно приоткрыть завесу над сферой отношения полов, чтобы он вырос полноценной личностью.

Половое воспитание малышей с момента их рождения

Половое воспитание в первые дни жизни малыша заключается в правильном уходе за ним. Здесь подразумевается как поддержание здорового режима (рацион питания, физические упражнения, закаливание), так и специфические действия, направленные на то, чтобы предупредить слишком раннее проявление полового инстинкта. Как ни странно, но всё это имеет отношение и к сексуальному воспитанию.
Не следует пренебрегать рекомендациями педиатра относительно лечения и профилактики рахита, ведь он вызывает неправильный рост тазовых костей, а с ними вместе и половых органов. Нужно следить, чтобы заигравшийся ребёнок не подавлял позывы к мочеиспусканию, переминаясь с ноги на ногу. Его сразу же нужно отвести в туалет. Ведь удерживание мочи может привести у девочек к неправильному расположению матки, да и мальчикам пользы не принесёт.
Нужно принять все меры, чтобы ребёнок не заразился глистами, особенно острицами. Они не только в целом пагубно сказываются на здоровье ребёнка, но также провоцируют воспаления в районе промежности. В результате там возникает сильный зуд, малыш начинает нервничать, плохо спать и склонен к повышенной половой возбудимости. Чтобы не допустить раздражений в области наружных половых органов и промежности, ребёнка нужно каждый день купать, и каждый раз тщательно его подмывать после того, как он покакал. Струя воды должна при подмывании направляться спереди назад, чтобы микроорганизмы из анального отверстия не попадали на половые органы. После купания или подмывания промежность нужно вытирать, не растирая кожу, а промакивая её мягким полотенцем.

Сексуальное воспитание дошкольников

К самым первым объяснениям психологи рекомендуют приступать уже тогда, когда малыш начинает обращать внимание, что его тело устроено не совсем так, как у противоположного пола. 3-4-летние детишки нередко видят друг друга голышом на пляже и задают родителям вопросы, почему они бывают разные. Не следует заминать поднятую тему со смущённой улыбкой. Ведь такой непосредственный вопрос даёт прекрасный шанс для начала доверительного рассказа ребёнку. На эту тему родителям придётся общаться с детьми ещё не один год, поэтому лучше сразу приучить малыша без ненужного стеснения, открыто обсуждать с собой любые вопросы.
То есть можно говорить о начале сексуального воспитания в семье, где ребёнку исполнилось 3-4 года. В таком возрасте сложную информацию он, конечно, не сможет воспринять, поэтому на классический вопрос о происхождении детей можно придумать историю о принце с принцессой. Рано вдаваться в подробности, однако, не стоит так же, как и рассказывать про аистов. Малыш должен раньше понять, что причиной его появления на свет была взаимная любовь родителей, которые решили создать семью и жить вместе. Сильное искажение действительности лишь отрицательно скажется на детском сознании, восприятии ребёнком интимной жизни и семейных отношений.
В возрасте от трёх до семи важно подвести ребёнка к осознанию им своей половой идентичности. В связи с этим на данном этапе детского развития важно, чтобы родители подавали своим детям положительный пример. Отец должен быть опорой семьи и обязательно помогать маме в быту, а сын должен перенять его уважение к женскому полу. Мама же должна привить дочери чувство природной стыдливости и т. д. Разумеется, в процессе полового воспитания нельзя обойтись без разговоров про секс, которые обычно начинаются с традиционных вопросов об источнике появления детей и всё в том же духе.
Чтобы вести с дошкольником подобные разговоры более непринуждённо, можно воспользоваться следующими советами. Стоит отметить только, что они применимы для детей разных возрастов и разной степени осведомлённости.

Для начала отбросьте мысль, что сексуальность – это качество, которое доступно только взрослым людям. На самом деле все дети сексуальны с момент .

  • Разговор на эту тему нужно вести как можно естественнее, к примеру, словно это обсуждается поездка на дачу. Не следует устраивать поучительного характера продолжительные лекции, напоминающие нотации. Обычно дети не могут подолгу концентрироваться на предмете разговора, хотя бы он и был им весьма интересен в данное время. Обычно ребёнок засыпает взрослого вопросами, ожидая получить от него краткие конкретные ответы.
  • Когда малыш подрастёт и захочет больше подробностей, то нужно сказать ему, что любящие друг друга мужчина и женщина, наконец, решают завести малыша. Поэтому мамина клеточка соединяется с папиной, чтобы ребёнок стал похож на них обоих. Сначала эта пара клеточек находится в животе у мамы, потом их становится всё больше – растёт ребёнок. Когда он вырастает достаточно большой, то он выходит из маминого живота. Очевидно, что в такой версии рассказа нет ничего сверхъестественного, но объяснение было дано, и какое-то время оно будет удовлетворять ребёнка.

Сексуальное воспитание школьников

Следующим важным моментом будет тот, когда ребёнок отправится в школу. Нынешние дети настолько непосредственны, что на любые темы могут говорить без стеснения. Поэтому у младшего школьника могут быстро появиться вопросы о сексуальной жизни. Здесь также важно не уклоняться от ответов, поскольку половое созревание у нынешних детей наступает несколько раньше. Оно подталкивает их прояснять те процессы и изменения, которые происходят с их организмом. Менструации у многих девочек сейчас приходят уже в 9-10 лет, а у мальчиков ещё раньше могут быть первые эрекции. Поэтому родители должны обязательно об этом разговаривать с детьми, даже просто потому, чтобы те не боялись своих новых ощущений и понимали, что они вполне естественные и нормальные.
Не стоит полагаться на школьное сексуальное воспитание. Учитель, конечно, рассказывает доходчиво, но никто не сделает это лучше собственных родителей. Ведь тема половой жизни слишком интимна, о ней говорить лучше и свободней можно в спокойной семейной обстановке. Мальчику проще обсудить свои ощущения с папой, а девочке, соответственно, с мамой.
Подрастающему мужчине также нужно рассказать и о менструациях, их природе и причинах, а девочка не должна остаться в неведении относительно явления эрекции. Следует также рассказать, какую роль играют эти явления при зачатии и деторождении, описать половые органы противоположного пола, отметив различия в их функционировании. Не следует уходить и от обсуждения понятий проституции, гомосексуальности и пр. К подобным явлениям у детей неминуемо проявляется интерес, ведь они получают информацию из интернета и телевидения.
Нужно рассказать ребёнку о ВИЧ-инфекции и венерических заболеваниях, передаваемых половым путём, но при этом нужно учесть реакцию ребёнка. Нет нужды запугивать 5-6-летнего ребёнка летальным исходом от СПИДа, но и не стоит держать его в полном неведении, ожидая, когда он превратится в подростка.
Разговор нужно вести так, чтобы ребёнок на его протяжении не смущался и, тем более, не начал испытывать к собственному телу отвращения. Если его что-то интересует, нельзя отделываться отговорками типа: «Ты ещё слишком мал, чтобы понять это!». Если ребёнок задал конкретный вопрос, то нужно подобрать для него чёткий и доступный его пониманию ответ.
Уже дошкольников необходимо учить, как эффективно и адекватно защищаться от потенциального сексуального насилия. То есть, научить их говорить твёрдое «Нет!» в некоторых ситуациях взрослым. Ребёнку нужно объяснить, что иногда и взрослые ведут себя неправильно, поэтому следует твёрдо отказаться идти с ними «погулять в парк». К тому же, ребёнку нужно объяснить, что о таких странных предложениях знакомых людей или незнакомцев он должен тотчас же сообщать родителям.
Ответив на заданные ребёнком вопросы на сексуальную тему, нужно убедиться, что слова до него дошли. Следует также убедиться, что ребёнок получил достаточное разъяснение интересующей его темы. После хорошего ответа обычно появляются новые уточняющие вопросы.

Читать еще:  Что нужно мужу в постели. Как сделать вашего мужчину сексуально счастливым - советы проституток. Поддерживай хорошую физическую форму

Школьные годы неизменно становятся серьёзным испытанием для детской психики. Это период, когда пока ещё живое и свободное детское мышление беззастенчи .

Половое воспитание, связанное с сексуальной жизнью подростков

В жизни каждого человека самым противоречивым является подростковый период, но сложен он также и для его родителей. Это время вхождения ребёнка во взрослую жизнь, принятие на себя ответственности за поступки. Поэтому неудивительно, что именно подросткам приходится чаще сталкиваться с непростыми ситуациями, которые не встречают одобрения родителей.
Больше всего традиционно родителей волнует сексуальная жизнь подростка. Именно в этом возрасте между юношами и девушками начинает впервые проявляться мощное половое влечение. Этот период опасен тем, что молодёжь легко может совершить роковую ошибку, которая способна оставить заметный шрам на всей последующей жизни. Сломать все планы на будущее может, например, очень ранняя беременность, а подцепив серьёзное венерическое заболевание, подросток может утратить здоровье, а то и жизнь. Эта ситуация опасна тем, что такие проблемы подростки находят «на свою и родительские головы» лишь в попытке испытать что-то новое, из любопытства. А функция любящих родителей сводится к ограждению подросшего чада от подобных «экспериментов».
Труднее всего так проводить сексуальное воспитание подростка, чтобы не превратиться для него во врага. Он должен понять важность и справедливость родительских нравоучений, а не пропускать их мимо ушей, делая вид, что всё понял, а мыслями находясь совсем в другом месте.
Родители сами должны понимать, что для подростков половое воспитание не ограничивается познавательными рассказами о человеческой анатомии, а также о тех процессах, которые протекают в момент совокупления и являются его следствием. Даже если родители оттягивали эти объяснения и не сделали их вовремя, то ребёнок уже давно почерпнул всю интересующую его информацию из других источников, благо, их сейчас масса. На этом этапе главной задачей родителей становится предотвращение возможных отрицательных последствий, которые подстерегают подростка в момент приобретения первого сексуального опыта (венерического заболевания или незапланированной беременности). Конечно, не стоит запугивать подростка до полусмерти, но его следует чётко предупредить. Важнее не запрещать какие-то действия, а доступно объяснить необходимость этих табу.
Помимо самих сексуальных отношений половое воспитание должно касаться и знаний, касающихся интимной гигиены. Неподготовленного подростка может поставить в тупик или даже напугать первая ночная поллюция или менструация. Поэтому родители со своей стороны должны его подготовить к этим физиологическим проявлениям его взрослости. Также необходимо в этом возрасте вернуться к первым темам сексуального воспитания, когда дело касалось дошкольников: напомнить подростку, что в интимных вопросах нужно быть скромным, о вечности понятий «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», о правильных взаимоотношениях разных полов.
В качестве завершения уместно напомнить о моральных принципах, которые должны быть положены в основу полового воспитания. Каждый 14-17-летний подросток должен непременно их усвоить:

Люди любят вешать собственные грехи и слабости на кого-то или что-то другое, вот и такой замечательный и ни в чём не повинный финансовый инструмент, к .

Половое воспитание подростков

Половое воспитание подростков — очень важный аспект, а порой и очень сложный для родителей. Которые порой думают, что это развратит их детей. Или считают, что ещё слишком рано. К тому же в нашем обществе принято умалчивать о сексуальных отношениях, так как возникает слишком много смущения и стыда. Порой непереносимого.

Важность полового воспитания

Половое воспитание детей и подростков включает в себя не только темы секса. Оно способствует гармоничному развитию ребёнка в личной и социальной сфере.

Рассмотрим подробнее, какие сферы затрагивает правильное половое воспитание:

  • Помогает присвоить идентичность. Дети уже с трёх лет обнаруживают свою половую принадлежность и могут отличать мальчиков и девочек по половому признаку. В старшем возрасте они задумываются о том, как это быть мужчиной или женщиной. В чём различия? Какие особенности? Как строятся отношения с противоположным полом? Какие сложности возникают? Понимают, что именно их привлекает в другом или, наоборот, отталкивает.
  • Формирует сексуальные предпочтения и ориентацию. Помогает осознать свою сексуальность. Благодаря чему происходит обогащение личности и повышается способность к любви. А также благодаря осознанности своей привлекательности уменьшается риск сексопатологических нарушений.
  • Подготавливает к ответственности в партнерских и брачных отношениях. Помогает понять свою роль и обязанности в семье.
  • Готовит к родительству путём формирования ролевого поведения. Быть отцом или матерью, как это? Что делает отец, а в чём проявляется роль матери?
  • И конечно же, формирует привычку здорового образа жизни. Влияние алкоголя, курения или наркотиков на здоровье и рождение детей. Правильная и ежедневная гигиена. Защищённый секс от незапланированной беременности и венерических заболеваний.

Особенности полового воспитания детей заключаются в том, что начинается оно сразу после рождения и совершенствуется с каждым периодом. Поэтому начинать разговоры о половом воспитании в подростковом периоде уже немного поздно. Процессы начались много лет назад.

Особенности полового воспитания в разных возрастах

Ранний возраст

Психосексуальное развитие происходит сразу после появления на свет. Малыш реагирует на прикосновения, поглаживания и укачивания. В возрасте 6 месяцев его начинают интересовать части своего тела. Он только обнаруживает свою отдельность от матери и исследует себя. Поэтому трогает все, к чему достаёт. Не нужно пугаться, если половые органы исследует намного чаще. Это нормально, не стоит ругать и убирать руки.

В два года знает как все части тела называются. А в три уже отличает мальчиков от девочек не только по розовому цвету и бантикам. Может начать интересоваться, как попал маме в животик. Расскажите доступно и без подробностей, как появляются дети (от любви папы и мамы…). И ни в коем случае не выдумывайте про аистов и капусту. Иначе малыш подрастёт и потеряет доверие к вашим словам.

В 4 года происходит идентификация себя с мальчиком или девочкой. Может начать повторно трогать себя за гениталии, осознавая, что это приятно. Не стоит опять-таки его ругать, это пройдёт скоро. А вот при резкой негативной ситуации могут со временем развиться сложности сексуального характера. Ведь отложится в сознании, что это стыдно, грязно и некрасиво. Чувствуете неловкость — выйдите на минуту из комнаты.

Дошкольный и младший школьный возраст

В пять лет проявляется стеснение. С этого момента душ принимать ребёнок должен только с родителем своего пола. Если нет такой возможности — научите правильной гигиене половых органов, будет мыться сам. Или заходит в ванну трусиках, и снимает после того, как ему помогут помыть спину и голову.

В школьном возрасте активно могут с одногодками обсуждать темы секса. Это важный период, когда вы можете сформировать доверительные отношения. Объясните малышу, что в случае каких-либо вопросов на тему секса он может обращаться к вам. С девочками до 7–8 лет важно поговорить о менструации, иначе она испугается, когда это с ней впервые не случится.

Подростковый возраст

В этот период у детей происходит перестройка гормонального фона. И активно начинает проявляться половое созревание. У мальчиков сексуальное влечение выражено более ярко, они стремятся именно к совершению полового контакта. Им важно нравиться, влюбляться и получать романтические признания от парней.

О чём нужно рассказывать

В первую очередь вы должны рассказать ребёнку о том, как защитить и сохранить своё здоровье. А также здоровье будущего партнёра. Выберите подходящее время и обязательно поговорите на такие темы, как:

  • Физиологическое строение их половых органов. Может возникать много смущения и напряжения, но все же старайтесь называть все органы соответствующими терминами. Не нужно придумывать ласкательные имена, ребёнок должен знать достоверную информацию о строении своего тела. Расскажите о функциях каждого органа, для чего он создан природой.
  • Половое созревание. Предоставьте информацию о процессах, которые происходят в их организме. Им будет намного легче сталкиваться с изменениями, когда они будут знать, что это нормально. Что это происходит со всеми, только у кого-то начинается раньше, у кого-то позже.
    Девочкам подробную информацию о менструациях, о том, что может изменяться грудь. Начнут расти волосы в интимных зонах. Мальчикам важно знать о возникновении ночных поллюций. О том, что порой будут испытывать возбуждение и эрекцию. Начнёт «ломаться» голос и также появится растительность как в интимной зоне, так и на лице.
  • Гигиена. Вроде и так понятно, дети давно приучены к гигиене. Но сейчас можно подробнее рассказать о заболеваниях, которые возникают при несоблюдении чистоты. Важно менять ежедневно белье и регулярно правильно подмываться. Порой даже злоупотребление мытьём может привести к воспалительному процессу у девочек. Редкое подмывание грозит мальчишкам инфицированием смазки, которая скапливается под крайней плотью. И со временем это может вызвать её сужение, которое называется фимоз.
  • Венерические заболевания. Какие признаки при возникновении инфицирования, последствия. Расскажите о том, какие врачи занимаются диагностикой. Какое может назначаться лечение. Им важно знать о последствиях необдуманного поступка. Что это может привести к колоссальным изменениям их организма. Что лечение может занимать очень длительный период. А такие заболевания, как ВИЧ и СПИД остаются на всю жизнь. И требуют постоянного поддержания иммунной системы с помощью медикаментов.
  • Методы контрацепции. Расскажите существующие способы контрацепции и защиты не только от заболеваний, но и от нежелательной беременности. Покажите, как правильно пользоваться презервативом. В какую сторону выворачивать и как правильно одевать. Что нельзя открывать зубами во избежание его повреждения. А также нежелательно носить в кармане, иначе может протереться. Все эти нюансы очень важны, иначе защитные функции теряются.
  • Вредные привычки. Подростки должны иметь представление о пагубном воздействии курения, алкоголя и наркотиков на их организм. Что это вызывает привыкание. Очень влияет на здоровье будущих детей. Может менять их сознание и разрушать здоровье.
Читать еще:  Эдипов комплекс, что это такое по фрейду. Что такое сексуальность? Психоанализ о сексуальности. Эдипов комплекс

Как общаться об интимном

  • Важно, чтобы разговор с подростком проводил родитель одного с ним пола. Иначе это может вызывать у ребёнка очень много смущения. Из-за которого он может отказываться от диалога. В случае когда нет такой возможности, пробуйте поэтапно что-либо рассказывать. Когда он привыкнет и возникнет доверие, сможете перейти к более открытому разговору.
  • По поводу темы о гормональной перестройке, предоставьте не только информацию, а научите, как правильно обходится с изменениями. Поддержите дочку, выберите необходимые средства гигиены во время месячных и научите ими пользоваться. Мальчишек, во избежание чувства стыда перед родителями, научите менять и стирать постель самостоятельно. Покажите, как безопасно бриться. Какой бюстгальтер выбирать, какое бельё необходимо для комфорта и здоровья.
  • Если обнаружили материал порнографического содержания – не нужно устраивать скандал. Это только отдалит подростка от вас. Их интерес носит экспериментальный характер. Подростки обычно обсуждают какие-либо моменты, связанные с сексом. Обмениваются знаниями. Поэтому не удивительно, что ваш ребёнок решил удовлетворить своё любопытство. Будьте спокойны, если сын или дочка видели порнографические моменты, это не означает, что они не понимают разницу между близкими отношениями и просто сексом.
    К тому же запретный плод сладок. Он всегда найдёт возможность раздобыть необходимый материал, в другой раз получше спрятав. Не запугивайте и также не рассказывайте об отвращении к такому процессу. Иначе он обесценит всю информацию, которую до этого получил от вас в целях защиты. Проявите терпение и уважение к личным границам подростка. И посвятите время на создание системы ценностей, в которой сексуальность не подавляет остальные интересы.
  • Посмотрите вместе фильмы о любви, обсудите их. При этом дайте возможность подростку высказать своё мнение. И ни в коем случае не критикуйте его. Он только учится, у него нет опыта, по сравнению с вами. Лучше поделитесь своей историей отношений, ошибками и их последствиями. Как вы справлялись с ними, проживали сложные моменты.
  • Научите заявлять о своих границах, о том, что им не нравится или не хочется. Пусть поймёт, что отказать и сказать «мне это неприемлемо» — нормально и правильно. Никто не имеет права заставлять их игнорировать себя ради того, чтобы угодить. Из-за страха отвержения они могут наделать много глупостей. Учите уважать себя и принимать такими, какие они есть.
  • Приучайте к тому, что влюблённость не должна заменять все в их жизни. Обучение в школе, обязанности дома и посещения кружков не должны игнорироваться. А в отношениях важно уметь уважать другого, заботиться о нём. Проявлять нежность, поддерживать и слушать.
  • Не реагируйте злостью или обидой, если при разговоре ребёнок смеётся и шутит. Он не обесценивает ваши попытки, а пытается справиться со своей неловкостью. Таким образом, происходит разрядка.

Половое воспитание детей и подростков требует порой колоссальных усилий. Но они оправданы. Благодаря своевременной информации ваш ребёнок научится строить гармоничные отношения с противоположным полом. По статистике, дети, с которыми родители говорили о сексе, меньше были подвержены венерическим заболеваниям и нежелательной беременности. Если вам удался разговор, со временем вы будете к нему возвращаться. Потому что ваш ребёнок будет чувствовать поддержку и обращаться за опытом с новыми вопросами.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Половое воспитание детей и подростков (стр. 4 из 9)

Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового возраста, центральным моментом которого является половое созревание. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек – к менструациям. Период полового созревания связан с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Для подростка характерно несовпадение влюбленности и эротических ощущений, страхи по поводу своей половой неполноценности. Половое воспитание в этот период решает задачи общего развития личности и подготовки к жизни в собственной семье, предусматривает половое просвещение. Замалчивание проблем пола по существу подрывает идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Подросток, безусловно, должен быть огражден от проявлений аморализма в сфере половых отношений (в частности, всех видов порнографии), но не столько с помощью запретов и наказаний, сколько доведением до его чувства и сознания, что плоха не сама сексуальность, а ее низведение до физиологических отправлений и их смакования. Гарантией против ранних и случайных половых связей выступает не запрет, а формирование социальной ответственности, которая предусматривает предвидение человеком последствий своих поступков и восприятие взаимоотношений полов прежде всего как личностных.

Важным аспектом полового воспитания является сексуальное просвещение. Опыт стран, где оно широко практикуется, показывает, что тактичное и своевременное информирование о проблемах взаимоотношения полов не влечет в принципе негативных изменений полового поведения подростков и юношей. Этим фактом опровергаются существующие опасения, что информированность в вопросах секса приводит к распущенности. Сексуальное просвещение, начатое на ранних этапах становления личности, предваряет возникающий у детей естественный интерес к данным проблемам, избавляет их от многих заблуждений и травм. Оно способствует предотвращению различных отклонений в психосексуальном развитии, чреватых последующими сексуальными нарушениями и дисгармонией семейных отношений.

1.4 Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков

По данным экспертов из Alan Guttmacher Institute, только 43 процента подростков до 18 лет, имеющих сексуальный опыт, пользуются презервативами, 57 процентов же считают, что они им ни к чему. По данным Urban Institute, половина юношей в возрасте от 15 до 19 лет занимались со своей партнершей оральным сексом.

Читать еще:  Маска для лица быстрого действия. Как освежить лицо перед праздниками. Экспресс-маска для проблемной кожи

В свете этих фактов понятна обеспокоенность родителей ранним сексуальным опытом своих детей. Беспокойство вызывает и источник получения информации «об этом». Увы, главным наставником в этом вопросе является не семья и не школа, а «улица».

Статистические данные различных организаций позволяют сделать следующие выводы:

– работа в школах по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании проводится недостаточно, несмотря на крайне неблагополучную эпидемиологическую ситуацию среди подростков и школьников в городе и области;

– многие преподаватели не готовы обсуждать проблемы ВИЧ-инфекции, наркомании и связанные с этим вопросы сексуального воспитания школьников;

– большинство родителей не осознают той опасности для подростков, которая существует в реальной действительности, создавшейся в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа, наркоманией и различными венерическими заболеваниями.

Следующая проблема кроется в характере изменений, происходящих в организме в пубертатный период и психологическом состоянии подростка в период взросления.

У мальчиков в это время происходит “ломка” голоса, начинаются первые поллюции, у девочек – менструации. Наступление их иногда застаёт подростков врасплох и вызывает ряд неприятных, а порой и трагических (если естественые физиологические процессы принимаются за заболевание) последствий.

Физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте, повышенная выработка половых гормонов приводят к изменениям отношений между полами, а это уже имеет социальную и нравственную окраску. Взрослые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими советами и рекомендациями (о безвредности поллюций и менструаций и мерах гигиены в связи с ними), а более широко оценивать наступившие в организме изменения. Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь. Наиболее частыми причинами их могут быть наступление беременности у подруги и различные проблемы, связанные с этим, заражение венерическими заболеваниями или хотя бы страх заражения и т. д. Известно множество семейных разладов, обусловленных перенесённой в юношеском возрасте психотравмой, вызванной именно этими и подобными причинами.

1.5 Содержание и принципы полового воспитания

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.

К этим знаниям можно отнести:

а) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми, на наш взгляд, являются цели и формы организации;

б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) знание принципов полового воспитания:

– принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

– принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

– принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

– принцип индивидуального подхода, проявляющийся в “адресном характере информации”, которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

– принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

Содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей.

Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.

А следующее направление работы может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности – единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение. Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с обще физическим. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола. Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение. На вопросы детей, интересующихся “тайной” их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, “как я тебя родила в роддоме” или “ты вырос у меня в животике”. В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более “осведомленных” старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям. В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой в этом периоде важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организуемые совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия.

Источники:

http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/seksualnoe-vospitanie-detey/
http://marypop.ru/psihologiya/vospitanie/polovoe-vospitanie-detej.html
http://mirznanii.com/a/175217-4/polovoe-vospitanie-detey-i-podrostkov-4

Ссылка на основную публикацию