Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского «Гроза. Мое отношение к героине драмы Островского «Гроза

Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини по драме Островского Гроза

Драма «Гроза» —одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу «темного царства» с людьми «горячего сердца», среди которых и глазная героиня драмы — Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.

Катерина принадлежит к числу тех людей, которые не могут и не хотят жить в мире с дикими и кабановыми. Сначала Катерина пытается понять мораль Кабановой, старается приспособиться к ее жизни наперекор своим убеждениям. Но не по ее характеру подобный образ жизни. Жить так — значит прислушиваться к поучениям Кабановой, стараться везде и во всем ей угождать, быть смиренной и покорной.

«Такая уж я зародилась горячая», — говорит Катерина, и это значит вовсе не буйная, строптивая, несдержанная (иначе Кабанова тоже была бы «горячей»), а — решительная, своенравная, с непреклонным чувством собственного достоинства. «И хочу я себя переломить, да не могу». И это «не могу» явилось одной из причин, может быть, даже самой главной, в ее трагической судьбе. «Горячая» — всем существом своей неукротимой натуры жаждущая воли, простора, полета: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица» … В рассказах Екатерины мы часто встречаем слова «птичка на воле», «вольная птица» . И в народной поэзии птица — символ свободы. Катерина же стремится к свободе. Но, попав в страшные сети условностей и «порядка» Кабанихи, она невольна над собой, хоть и готова на все: «Коли мне здесь очень опостылет, так и не удержат меня никакой силой», — говорит она Варваре, и та вдруг умолкает, озадаченная этой решимостью.

С двумя героями связана Катерина: с одним — долгом, с другим — чувством. И ни один из них в страшную для Катерины минуту душевного смятения не поддержал ее, не помог уйти от трагической развязки, от страшного прыжка в пропасть (не Волгу, а в принародное покаяние в грехе, в котором виновна не только ведь она!).

Гибель Катерины — «страшный вызов самодурной силе», но и повод задуматься над вечной темой любви и ответственности за любимое существо. И все это можно найти в монологах героини, которые раскрывают ее душевный мир, ее отношение к людям и тем моральным принципам, по которым она вынуждена жить.

19984-1 (Мое отношение к героине драмы Островского «Гроза»)

Описание файла

Документ из архива «Мое отношение к героине драмы Островского «Гроза»», который расположен в категории «сочинения». Всё это находится в предмете «литература и русский язык» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «литература и русский язык» в общих файлах.

Читать еще:  Встреча любимого из прошлой жизни. Кармическая любовь: признаки. Кармические отношения. Кармический гороскоп. Таких прочных и крепких взаимоотношений у тебя никогда не было

Текст из документа «19984-1»

Мое отношение к героине драмы Островского «Гроза».

Театральный критик А. Купель хорошо сказал об Островском, что он «человек мирской, пишет своих героев, теснясь спинами и стукаясь затылками». Также как и внастоящей жизни не бывает только плохих или только хороших людей, так и в пьесе «Гроза» нет исключительно «черных» или «белых» персонажей. Каждый человек воспринимает их по-своему, и некоторые, быть может, одобрят даже Кабаниху. Неудивительны поэтому и споры, продолжающиеся до сих пор, относительно того, считать ли Катерину «лучом света в темном царстве» или падшей женщиной, ставшей жертвой обстоятельств. Однако, пытаясь высказать свое мнение, не следует забывать и об авторском замысле, наделившем свою героиню именно этими, а не иными чертами и вложимшим в ее слова свой, иногда скрытый смысл.

Мое отношение к Катерине тоже, наверное, неодназначно. С одной стороны, она действительно замученная бытом и свекровью женщина, не находящая в себе силы порвать с мужем и его семьей, и ищущая утешение в молитвах и плаче. Чего стоят хотя бы эти ее слова, произносимые после того, как она узнала, что Борис, которого она так любит, уезжает: «Ветры буйные, перенисите вы ему мою печаль-тоску. Батюшки, скучно мне, скучно».

Скука – это один из главных мотивов, проходящих через пьесу Островского. В городе Калинове скучно, событий там нет. Вот и Кабаниха, один из столпов «темного царства», поттверждает это: «Некуда нам торопиться-то, … мы и живем неспеша». Трудно в таких условиях слабой женщине выражать протест. Общество, живущее по законам скуки, ее осудит. Да и протестовать-то она не знает как. Может только мягко упрекнуть своего мужа — Тихона, или вежливо ответить свекрови на ее укоры. Но, читая пьесу, с каждой новой страницей понимаешь, что она должна протестовать, и также, с каждой новой страницей убеждаешься, что это не возможно…

Однако Катерина пытается. Ее протест – это ее любовь к Борису, которую он, наверное, не заслужил. И даже в своем протесте чистая душа Катерины не способна на обман: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Она честна и чиста, как дождь после грозы, и за это ее нельзя не уважать и не любить!

Но Катерина не только «забитое существо», она вполне способна принимать решения и имеет свое мнение относительно того, что происходит вокруг. Она не слушает ни Варвару, ни Тихона, когда те пытаются остановить ее, удержать ее признание в прелюбодеянии. И в первую очередь – это признание Кабанихе, а не Тихону или другим. Понимая, что она гибнет, Катерина не осознает, что она выбивает первый кирпич из фундамента «темного царства» диких и кабаних, однако это понимаем мы – читатели.

Жалость и любовь к Катерине в моем сознании тесно переплетены, иногда их даже трудно отличить, но в моем понимании в Катерине все же больше сильных черт, нежели покорности, хотя самоубийство, – тем не менее, удел слабых, не справившихся с обстоятельствами людей. Все же нельзя забывать и о времени, ведь это XIX век, и дух «Домостроя» еще витает над каждым домом и велит запирать двери на замок, а не держать калитку, через которую проходит та неминуемо опасная грань, открытой.

Читать еще:  «Семейная мягкая школа» как средство приобщения к ЗОЖ и формирования положительных взаимоотношений в семье. Семейная мягкая школа: тисканье, творчество, трудности

Пьеса «Гроза» появилась в 1859 г., когда на смену грозному царсвованию Николая I и Крымской войне пришло ожидание благотоворных перемен, пришли надежды на обновление. Но перемены не многое улучшили, — это тоже отражается в пьесе. Так и Катерина. Она любит и радуется, но не может освободиться от печальных предчувствий своей неприживаемости к обычной жизни. «Мне не жить»,- говорит она. «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было»,- еще и так говорит она. И чувства ее больше похожи на подвиг. Катерина любит Бориса, видимо, прежде всего, потому, что он — другой, не отсюда, не калиновский, и сказывается в этом именно потребность оторваться, поднятся, восстать, противостоять. Может быть, и самоубийство в ее случае – это тоже подвиг? Ведь подвиги совершают только герои, настоящие герои. Вот и для меня Катерина является настоящей героиней, способной на подвиги во имя любви и во имя себя.

Мое отношение к героине драмы Островского «Гроза»

Мое отношение к героине драмы Островского «Гроза». Театральный критик А. Купель хорошо сказал об Островском, что он «человек мирской, пишет своих героев, теснясь спинами и стукаясь затылками». Также как и внастоящей жизни не бывает только плохих или только хороших людей, так и в пьесе «Гроза» нет исключительно «черных» или «белых» персонажей. Каждый человек воспринимает их по-своему, и некоторые, быть может, одобрят даже Кабаниху. Неудивительны поэтому и споры, продолжающиеся до сих пор, относительно того, считать ли Катерину «лучом света в темном царстве» или падшей женщиной, ставшей жертвой обстоятельств. Однако, пытаясь высказать свое мнение, не следует забывать и об авторском замысле, наделившем свою героиню именно этими, а не иными чертами и вложимшим в ее слова свой, иногда скрытый смысл. Мое отношение к Катерине тоже, наверное, неодназначно. С одной стороны, она действительно замученная бытом и свекровью женщина, не находящая в себе силы порвать с мужем и его семьей, и ищущая утешение в молитвах и плаче. Чего стоят хотя бы эти ее слова, произносимые после того, как она узнала, что Борис, которого она так любит, уезжает: «Ветры буйные, перенисите вы ему мою печаль-тоску. Батюшки, скучно мне, скучно». Скука – это один из главных мотивов, проходящих через пьесу Островского. В городе Калинове скучно, событий там нет. Вот и Кабаниха, один из столпов «темного царства», поттверждает это: «Некуда нам торопиться-то, мы и живем неспеша». Трудно в таких условиях слабой женщине выражать протест. Общество, живущее по законам скуки, ее осудит. Да и протестовать-то она не знает как. Может только мягко упрекнуть своего мужа — Тихона, или вежливо ответить свекрови на ее укоры. Но, читая пьесу, с каждой новой страницей понимаешь, что она должна протестовать, и также, с каждой новой страницей убеждаешься, что это не возможно Однако Катерина пытается. Ее протест – это ее любовь к Борису, которую он, наверное, не заслужил. И даже в своем протесте чистая душа Катерины не способна на обман: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Она честна и чиста, как дождь после грозы, и за это ее нельзя не уважать и не любить! Но Катерина не только «забитое существо», она вполне способна принимать решения и имеет свое мнение относительно того, что происходит вокруг. Она не слушает ни Варвару, ни Тихона, когда те пытаются остановить ее, удержать ее признание в прелюбодеянии. И в первую очередь – это признание Кабанихе, а не Тихону или другим. Понимая, что она гибнет, Катерина не осознает, что она выбивает первый кирпич из фундамента «темного царства» диких и кабаних, однако это понимаем мы – читатели. Жалость и любовь к Катерине в моем сознании тесно переплетены, иногда их даже трудно отличить, но в моем понимании в Катерине все же больше сильных черт, нежели покорности, хотя самоубийство, – тем не менее, удел слабых, не справившихся с обстоятельствами людей. Все же нельзя забывать и о времени, ведь это XIX век, и дух «Домостроя» еще витает над каждым домом и велит запирать двери на замок, а не держать калитку, через которую проходит та неминуемо опасная грань, открытой.

Читать еще:  Как поддерживать дружеские отношения с бывшим парнем. Правильные отношения с бывшим

Пьеса «Гроза» появилась в 1859 г., когда на смену грозному царсвованию Николая I и Крымской войне пришло ожидание благотоворных перемен, пришли надежды на обновление. Но перемены не многое улучшили, — это тоже отражается в пьесе. Так и Катерина. Она любит и радуется, но не может освободиться от печальных предчувствий своей неприживаемости к обычной жизни. «Мне не жить»,- говорит она. «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было»,- еще и так говорит она. И чувства ее больше похожи на подвиг. Катерина любит Бориса, видимо, прежде всего, потому, что он — другой, не отсюда, не калиновский, и сказывается в этом именно потребность оторваться, поднятся, восстать, противостоять. Может быть, и самоубийство в ее случае – это тоже подвиг? Ведь подвиги совершают только герои, настоящие герои. Вот и для меня Катерина является настоящей героиней, способной на подвиги во имя любви и во имя себя. Список литературы

Для того чтобы этот «химический» переход совершался быстрее и эффективнее, Писарев предложил русской демократии руководствоваться «принципом экономии сил». «Умственный пролетариат» должен сосредоточить всю энергию на разрушении духовных основ существующего ныне общества путем пропаганды в народе естественных наук. Во имя так понимаемого «духовного освобождения» Писарев, подобно тургеневскому герою Евгению Базарову, предлагал отказаться от искусства. Он действительно считал, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», и признавал искусство лишь в той мере, в какой оно участвует в пропаганде естественнонаучных знаний и разрушает основы существующего строя. В статье «Базаров» он восславил торжествующего нигилиста, а в статье «Мотивы русской драмы» «сокрушил» возведенную на пьедестал Добролюбовым героиню драмы А. Н. Островского «Гроза» Катерину Кабанову. Разрушая кумиры «старого» общества, Писарев опубликовал скандально знаменитые антипушкинские статьи и работу «Разрушение эстетики». Принципиальные разногласия, определившиеся в ходе полемики между «Современником» и «Русским словом», ослабляли революционный лагерь и являлись симптомом спада общественного движения

Источники:

http://twidler.ru/referat/literatura-i-russkiy-yazyk/monologi-kateriny-i-ih-rol-v-199799
http://studizba.com/files/show/doc/78278-1-19984-1.html
http://za4et.net.ru/referat/mqmss

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector