Хорошие отношения с ребенком. Метод пирамидки: как наладить отношения с ребенком? Составьте свод правил воспитания

Хорошие отношения с ребенком. Метод пирамидки: как наладить отношения с ребенком? Составьте свод правил воспитания

МКДОУ детский сад №21 хутора Упорный
Павловского района Краснодарского края

    1. Главная
    2. Мероприяти.
    3. Новости
    4. Метод пирамидки: как.

Метод пирамидки: как наладить отношения с ребенком?

Отношения между родителями и детьми не могут сложиться сами по себе, как развивающая игрушка-пирамидка, которая была, пожалуй, в детстве у каждого взрослого. Чтобы построить пирамидку из колечек, нужно нанизать их в определенной последовательности – от самого большого – к маленькому.

Так и с отношениями. Над ними, как правило, нужно работать. С этим утверждением согласятся большинство мам и пап.

Психолог и педагог Татьяна Коростышевская предлагает представить отношения ребенка и взрослого как особую психологическую пирамидку, каждое кольцо которой символизирует определенный аспект во взаимоотношениях родителя и его чада.

Стержнем этой пирамиды будет процесс взаимодействия между ребенком и взрослым в любом его виде. Совместная игра, рисование или лепка, подготовка школьного домашнего задания, наведение чистоты в квартире, обычная прогулка – это может быть абсолютно любое действие, выполняемое с ребенком вместе.

Для того, чтобы построить пирамидку, необходимо нанизать на стержень колечки, от самого большого к маленькому. Только тогда мы получим «эффект пирамидки».

Давайте разберемся, что именно и как нужно делать, чтобы центральная ось вашего взаимодействия с ребенком превратилась в полноценную пирамиду.

В представлении Татьяны Коростышевской кольца пирамиды выглядят так: от большего – к меньшему:

  1. Осознание себя
  2. Осознание собственных чувств
  3. Понимание ребенка
  4. Понимание чувств ребенка
  5. Принятие ребенка
  6. Совместное проживание эмоций
  7. Удовлетворение от общения

Давайте разберем каждое «колечко» в отдельности.

1. Осознание себя

Базисом пирамидки, или основанием налаживания отношений является понимание своего собственного «Я». Осознайте свою роль. Поймите, что вы – не только родитель, вы – личность, а еще – в вас живет «внутренний ребенок».

Для встречи со своим «Я-ребенком» достаточно вспомнить свое детство. Что вас радовало, а что разочаровывало, когда вы были ребенком? Чем вам было интересно заниматься, а что вызывало скуку? Какие страхи вы испытывали?

Осознание себя – базис, на котором строятся добрые отношения с ребенком

Для того чтобы встретиться лицом к лицу со своим Я-ребенком, вспомните все установки во взаимоотношениях между родителями и детьми, которые были и есть в вашей семье. Чему учили вас родители? А какие установки вы сейчас стремитесь передать своим детям?

Осознайте свою личность. Задумайтесь:

  • что представляет собой ваше мировоззрение?
  • какие у вас отношения с людьми, с окружающим миром?
  • какие вы ставите перед собой цели?
  • что мешает вам в достижении этих целей?
  • что вас вдохновляет? Где вы берете силы?
  • что бы вы хотели сделать для других?

Понимание собственного «Я» имеет огромное значение, ведь все эти аспекты непосредственно влияют на процесс общения между нами и ребенком, и формируют определенную направленность ваших действий.

2. Осознание собственных чувств

Осознание собственных чувств не только поможет вам лучше понять себя и проанализировать свое отношение к собственному ребенку, но и научит контролировать эти чувства, переживать их, справляться с ними. Причем это касается не только вас, но и ребенка. Если вы в любой жизненной ситуации способны признаться себе в своих чувствах, ребенок, смотря на вас, научится делать то же самое.

Если вы считаете, что осознаете свои чувства и умеете их контролировать, считайте, что второе кольцо пирамидки успешно нанизано на стержень.

3. Понимание ребенка

Под этим «кольцом» имеется в виду все то, что связано с социальными и возрастными особенностями развития вашего ребенка, его потребностями, желаниями, интересами, способностями. Задайте себе вопросы и постарайтесь найти ответы на них:

  • что умеет делать ваш ребенок?
  • что не умеет, и по какой причине?
  • как он делает то, что умеет?
  • что удается ему легко, а что с трудом?
  • как он реагирует на успех и неудачи?
  • что он любит, а что терпеть не может?

Если вы смогли ответить на все вопросы, то и это колечко оказалось на оси, и мы можем двигаться дальше.

Читать еще:  Кто относится к федеральным льготникам из пенсионеров. Ежемесячная денежная выплата является результатом так называемой монетизации льгот. Почему этим занимается Пенсионный фонд, ведь эти льготы никакого отношения к пенсиям не имеют? Отличия региональных

4. Понимание чувств ребенка

Понимание чувств своего ребенка – важное условие для налаживания взаимоотношений с ним. Ведь контролировать его деятельность и стараться направлять ее в нужное русло можно, лишь полностью понимая, что чувствует ваше дитя в тот или иной момент.

Идеальных людей не бывает, и вас тоже, скорее всего, не назвать совершенством

Для того, чтобы нанизать на пирамиду четвертое колечко, научите ребенка не скрывать свои чувства, выражать их, проживать их в полной мере и направлять их энергию в необходимое русло для того, чтобы достигнуть поставленных целей, не причиняя при этом вреда себе.

5. Принятие ребенка

Надеть на стержень пирамиды взаимоотношений пятое кольцо очень легко и одновременно сложно. Родителям необходимо принять своего ребенка таким, какой он есть, вместе со всеми его достоинствами и – что сложнее – его недостатками. Всегда помните о том, что идеальных людей не бывает, и вас тоже, скорее всего, нельзя назвать совершенством.

6. Совместное проживание эмоций

Шестое колечко – одно из самых важных. Чтобы с ним справиться, осознайте, что в основе любой нашей деятельности всегда лежат эмоции. Именно под их влиянием мы совершаем те или иные поступки. Но самое важное – это возможность разделить свои эмоции с близким человеком, ведь только тогда, когда рядом есть тот, кто способен нас понять, выслушать, искренне порадоваться за наше счастье или, наоборот, посочувствовать, мы можем справиться с абсолютно любой ситуацией.

Не будьте равнодушными к ребенку – и тогда он научится сопереживанию

Проживайте вместе со своим ребенком все его эмоции, разделяйте его радости и переживания, не будьте равнодушными, и тогда он не только научится справляться со всеми своими чувствами, но и осознает, какое большое значение имеет сопереживание, как важна чуткость и понимание между близкими людьми, какую безопасность дарит ощущение того, что ты не одинок и у тебя есть, с кем разделить все счастливые и грустные моменты жизни. Этот бесценный опыт запомнится ему навсегда.

7. Удовлетворение от общения

Самое верхнее колечко пирамиды – это и есть то, к чему мы стремились, постепенно создавая ее, смысл самой задумки, тот результат, который мы хотели получить. Мотивация у нас есть лишь тогда, когда мы видим, к чему стремимся. Мозг запоминает моменты, приносящие нам удовольствия, и при появлении похожего стимула, позитивно реагирует. Поэтому если вы общаетесь с ребенком открыто и радостно, стараясь получить от этого общения удовольствие, ваши взаимоотношения будут приносить настоящее счастье и вам, и вашим детям. А это имеет важнейшее значение для формирования здоровой личности у ваших детей.

«Эффект пирамидки»: налаживаем взаимоотношения с ребенком

Всем известна старая добрая игрушка-пирамидка, которую нужно собирать от большого кольца к маленькому. По такому же типу психолог и педагог Татьяна Коростышевская предлагает проанализировать взаимоотношения детей и родителей чтобы понять, как наладить связь между ними.

«Стержнем этой пирамиды будет процесс взаимодействия между ребенком и взрослым в любом его виде. Совместная игра, рисование или лепка, подготовка школьного домашнего задания, наведение чистоты в квартире, обычная прогулка – это может быть абсолютно любое действие, выполняемое с ребенком вместе. Для того, чтобы построить пирамидку, необходимо нанизывать на стержень колечки, от самого большого к маленькому. Только тогда мы получим «эффект пирамидки.

Давайте разберемся, что именно и как нужно делать, чтобы центральная ось вашего взаимодействия с ребенком превратилась в полноценную пирамиду. Представим, что кольца пирамиды выглядят так: от большего – к меньшему:

Без слов и фотошопа: Юрий Горбунов показал реальную внешность Осадчей

После “развода” с Меладзе Альбину Джанабаеву перестали узнавать

«Уже глаза не открываются»: наколотая ботоксом Лорак напугала фанатов своим внешним видом

Были не на гастролях: «любовницу» Меладзе застукали в отеле со звездой

2.Осознание собственных чувств

4.Понимание чувств ребенка

6.Совместное проживание эмоций

7.Удовлетворение от общения

Давайте разберем каждое «колечко» в отдельности.

1.Осознание себя

Базисом пирамидки, или основанием налаживания отношений является понимание своего собственного «Я». Осознайте свою роль. Поймите, что вы – не только родитель, вы – личность, а еще – в вас живет «внутренний ребенок». Для встречи со своим «Я-ребенком» достаточно вспомнить свое детство. Что вас радовало, а что разочаровывало, когда вы были ребенком? Чем вам было интересно заниматься? Какие страхи вы испытывали? Чему учили вас родители? А какие установки вы сейчас стремитесь передать своим детям?

Читать еще:  Как заставить бывшего мужа скучать. Психология отношений: как заставить скучать мужчину по тебе

Осознайте свою личность. Задумайтесь:

1.Что представляет собой ваше мировоззрение?

2.Какие у вас отношения с людьми, с окружающим миром?

3.Какие вы ставите перед собой цели?

4.Что мешает вам в достижении этих целей?

5.Что вас вдохновляет? Где вы берете силы?

6.Что бы вы хотели сделать для других?

Понимание собственного «Я» имеет огромное значение, ведь все эти аспекты непосредственно влияют на процесс общения между нами и ребенком, и формируют определенную направленность ваших действий.

2.Осознание собственных чувств

Осознание собственных чувств не только поможет вам лучше понять себя и проанализировать свое отношение к собственному ребенку, но и научит контролировать эти чувства, переживать их, справляться с ними. Причем это касается не только вас, но и ребенка. Если вы в любой жизненной ситуации способны признаться себе в своих чувствах, ребенок, смотря на вас, научится делать то же самое.

3.Понимание ребенка

Под этим «кольцом» имеется в виду все то, что связано с социальными и возрастными особенностями развития вашего ребенка, его потребностями, желаниями, интересами, способностями. Задайте себе вопросы и постарайтесь найти ответы на них:

1.Что умеет делать ваш ребенок?

2.Что не умеет, и по какой причине?

3.Как он делает то, что умеет?

4.Что удается ему легко, а что с трудом?

5.Как он реагирует на успех и неудачи?

6.Что он любит, а что терпеть не может?

4.Понимание чувств ребенка

Понимание чувств своего ребенка – важное условие для налаживания взаимоотношений с ним. Для того, чтобы нанизать на пирамиду четвертое колечко, научите ребенка не скрывать свои чувства, выражать их, проживать их в полной мере и направлять их энергию в необходимое русло для того, чтобы достигнуть поставленных целей, не причиняя при этом вреда себе.

5.Принятие ребенка

Родителям необходимо принять своего ребенка таким, какой он есть, вместе со всеми его достоинствами и – что сложнее – его недостатками. Всегда помните о том, что идеальных людей не бывает, и вас тоже, скорее всего, нельзя назвать совершенством.

6.Совместное проживание эмоций

Осознайте, что в основе любой нашей деятельности всегда лежат эмоции. Но самое важное – это возможность разделить их с близким человеком, ведь только тогда, когда рядом есть тот, кто способен нас понять и выслушать, мы можем справиться с абсолютно любой ситуацией. Проживайте вместе со своим ребенком все его эмоции, разделяйте его радости и переживания, и тогда он не только научится справляться со всеми своими чувствами, но и осознает, какое большое значение имеет сопереживание, и какую безопасность дарит ощущение того, что ты не одинок.

7.Удовлетворение от общения

Самое верхнее колечко пирамиды – это и есть то, к чему мы стремились, постепенно создавая ее, смысл самой задумки, тот результат, который мы хотели получить. Если вы общаетесь с ребенком открыто и радостно, стараясь получить от этого общения удовольствие, ваши взаимоотношения будут приносить настоящее счастье и вам, и вашим детям. А это имеет важнейшее значение для формирования здоровой личности у ваших детей.

Популярные публикации

Последние комментарии

Как наладить отношения с ребенком: метод пирамиды

Психолог Татьяна Коростышевская дает советы по воспитанию детей и отвечает на вопросы читателей Пумбра

Рано или поздно это «открытие» делает каждый родитель: отношения с ребенком не складываются сами по себе, их нужно строить. В свое время я решила для себя эту проблему, собрав психологическую пирамидку ребенка и взрослого.

Стержнем этой пирамидки является собственно взаимодействие ребенка и взрослого. Это может быть игра, занятие, беседа, подготовка уроков, уборка в квартире, да, пожалуй, любая совместная деятельность. Но как центральная ось пирамидки не становится пирамидкой без колец, так и мы для полноценного общения с ребенком будем нанизывать кольца на палку своего взаимодействия с ребенком.

Читать еще:  Мужчина манипулирует женщиной. Управление женщиной: мужские манипуляции в отношениях

7. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ ОБЩЕНИЯ
6. ПРОЖИВАНИЕ ОДНОЙ ЭМОЦИИ
5. ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА
4. ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВ РЕБЕНКА
3. ПОНИМАНИЕ РЕБЕНКА
2. ПОНИМАНИЕ СВОИХ ЧУВСТВ
1. ПОНИМАНИЕ СЕБЯ

1. ПОНИМАНИЕ СЕБЯ

Самое нижнее и самое большое колечко пирамиды – это понимание своего внутреннего «Я». Это встреча со своим Я-ребенком (со всеми детскими страхами, мечтами, интересами, разочарованиями и т.д.), Я-родителем (установки, данные нам от родителей; установки, даваемые нами как родителями своим детям), Я-личностью (стремления, цели, мировоззрение и т.д.). Все это влияет на общение с ребенком, создавая ту или иную его направленность. Понимать ее происхождение мы должны всегда.

2. ПОНИМАНИЕ СВОИХ ЧУВСТВ

Нужно отдавать себе отчет в своих чувствах в любой момент жизни. Это помогает не только понять себя и свое отношение к ребенку, но и справляться с чувствами приемлемыми способами. А также учить ребенка делать это.

3. ПОНИМАНИЕ РЕБЕНКА

Это все, что связано с возрастными и социальными особенностями, потребностями, возможностями, интересами ребенка. Что ребенок умеет, что не умеет, почему не умеет и как делает, когда умеет. Как ребенок реагирует на удачи и неудачи. Что любит, что не любит и т.д. Если вы считаете, что можете ответить на эти вопросы, переходите к следующему колечку.

4. ПОНИМАНИЕ ЧУВСТВ РЕБЕНКА

Только при условии понимания чувств ребенка можно регулировать и видоизменять деятельность по намеченному алгоритму. Как чувства руководят нами, так и мы будет руководствоваться чувствами ребенка, направляя или оберегая его в ходе взаимодействия. Учим ребенка не прятать чувства, а говорить о них, проживать их, направлять их в нужную сторону для достижения цели любыми приемлемыми способами без вреда для себя.

5. ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА

Наша обязанность – принять ребенка таким, каков он есть. Помните, что вы тоже никогда не были идеальными.

6. ПРОЖИВАНИЕ ОДНОЙ ЭМОЦИИ

Это умение, пожалуй, самое важное. Если вы на это способны, можно давать гарантию, что ваше общение будет полезным для ребенка. В основе любой деятельности лежат эмоции. Они могут быть разными, но только когда мы способны с ними справиться, разделив их с теми, кто рядом, и ощутив, что мы не одиноки, мы чувствуем себя в безопасности. Так и ребенок, чувствуя это, способен не только справиться с эмоциями, понять их, но и прожить их в данный момент вместе с вами. Для него этот опыт будет неотъемлемой частью всей жизни.

7. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ ОБЩЕНИЯ

То, ради чего и была задумана эта пирамида. Наш мозг формирует мотив только тогда, когда деятельность желаема. Получив удовольствие однажды, мозг запоминает это, и когда вновь встречает подобный стимул, реагирует на него позитивно. Получайте наслаждение из общения с детьми!

Итак, самое важное, что лежит в основе любого взаимодействия (не только с ребенком) – понимание себя. Понимая себя (свои желания, чувства, мотивы поступков), мы способны понять другого. Необходимо отдавать себе отчет в том, что мы и сами когда-то были детьми, и те страхи, боль, мечты, радости, привычки живут с нами и сейчас. Возможно, многое стерлось из памяти, но след от переживаний непременно живет в нас. Это делает наше сегодняшнее «Я» ни на кого не похожим.

И, конечно же, старайтесь искренне разделять с ребенком те ощущения, которые вы испытываете в момент совместного общения. Это имеет колоссальное значение, как для развития будущей личности, так и для позитивного и эффективного общения, на которых будет строиться уже собственная пирамидка нашего ребенка.

Татьяна Коростышевская

Педагог и психолог, сертифицированный специалист по программе «Теория и практика песочной терапии» (Институт современных психологических технологий) и по программе «Индивидуальное консультирование» (МГГУ им.М.А. Шолохова), мама Даши, Маши и Киры

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источники:

http://ds21.uopavl.ru/item/22836
http://clutch.ua/deti/razvitie/jeffekt-piramidki-nalazhivaem-vzaimootnoshenija-s-rebenkom
http://rebenok.mirtesen.ru/blog/43469165286/prev

Ссылка на основную публикацию