Индийское брачно-семейное право в законах ману. Регулирование брачно-семейных отношений в древней индии – государство, право, экономика, история

Правовое регулирование имущественных и обязательственных отношений по Законам Ману. Брачно-семейное право Древней Индии.

Право собственности. В период создания ЗМ в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. В Древней Индии был известен и такой способ приобретения права собственности, как давность владения (10 лет). При этом подчеркивалось, что только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника. Приобретать вещь можно было только у собственника.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором. Вмешиваться в дела собственника запрещалось. Собственник земли решал вопрос о своей земле, которую он мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. ЗМ охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь.

В ЗМ упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они же имели право преимущ. приобретения земли. Таким образом, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение.

Обязательства. Обязательственные отношения получили в ЗМ довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров – договор займа. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем должник отдавало долг постепенно. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. После уплаты долга с процентами должник становился свободным. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману значительное внимание уделяют и этому виду договора (найма). Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве -1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Неисполнение договора влекло штраф и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получить жалованье даже спустя долгого времени.

Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Зм. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин.

Упоминается в Законах Ману договор дарения. Устанавливаются положения, регулирующие отдельные виды договоров. Законы формулируют и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым, рабом, неуполномоченным. Недействительной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением. Недействительным являлось соглашение, заключенное в нарушение дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливается также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключается.

ЗМ известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Читать еще:  Взаимоотношения мужчин и женщин в семье. Отношения между супругами

ЗМ определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти – под властью сыновей, ибо “женщина никогда не пригодна для самостоятельности”. ЗМ прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога, даже если он лишен добродетелей. И хотя ЗМ как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают “взаимную верность до смерти”, муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Также всесильной была власть отца над своими детьми. Все имущество семьи было общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 29 ; Нарушение авторских прав

Брачно-семейное и наследственное право по Законам Ману;

Брачно-семейные отношения в Древней Индии определялись существованием больших патриархальных семей. Они состояли из главы семьи — мужчины, в абсолютном подчинении у которого находились его жена, дети со своими семьями, ближайшие род-ственники, рабы. Положение в такой семейно-клановой группе зависело от пола и принадлежности к определенному поколению.

Брачно-семейные отношения преимущественно регулирова­лись нормами обычного права и религиозными нормами. Законы Ману упоминают 8 форм брака. Правильными формами брака признавались те, что заключались между представителями одной варны по взаимному согласию. В таких браках отец выдавал дочь замуж и наделял ее приданым. Браки, связанные с покупкой или похищением невесты, с насилием над ней, а также браки без со­гласия родителей хотя и признавались законами, но порицались. Межварновые браки считались крайне нежелательными и приво­дили к социальной деградации. Законы Ману допускали женить­бу мужчины из высшей варны на низкорожденной женщине, но такие браки заслуживали осуждение и низводили семьи до поло­жения шудры. В частности, брахман, женившийся на шудрянке, лишался брахманства.

Брак был моногамным, но мужчине дозволялось взять другую жену, если женщина была больна, расточительна, порочна, дурно­го нрава, не рожала детей или рожала одних девочек. В целом для мужчины не существовало понятия супружеской измены, что оп­ределялось различием представлений об обязанностях супругов в браке. Муж должен был обеспечивать средства для существования семьи, а жена — хранить верность, уважать семью мужа и рожать детей. Неверность жены наказывалась смертью.

Брак считался нерасторжимым, Законы Ману запрещали раз­воды. Жена считалась продолжением своего мужа, собственностью мужа и его семьи. Муж сохранял на нее права как при жизни (даже если он оставлял или продавал жену), так и после смерти. Поэто­му даже для вдов повторные браки запрещались. Второй брак для женщины считался позорным, а дети от таких браков не признавались. Вдову могли взять в жены братья мужа или свекор. Поэто­му в Индии распространился обычай самосожжения вдов. Мужчи­на после смерти жены имел право заключить новый брак.

Положение женщины определялось ее постоянной зависимос­тью от мужчины: в детстве — от власти отца, в молодости — от мужа, после смерти мужа — от сына. Замужняя женщина не име­ла имущественных прав: ее приданое переходило в полное распо­ряжение мужа. Муж мог продать жену в рабство или заложить ее за долги. Родители мужа могли за непослушание применять к не­вестке телесные наказания, которые нередко приводили к смерти женщин.

Читать еще:  Жена не ценит меня и моих стараний, критическое отношение. Жена не любит, не ценит, не уважает

Законы Ману закрепляли огромную патриархальную власть гла­вы семьи. По сути он выполнял внутри семьи административные функции: распоряжался семейным имуществом и личностью под­властных. Отец мог применять к подвластным телесные наказания, допускалась продажа или залог жены и детей, но такая практика осуждалась. Проданные сыновья не становились рабами, а полу­чали права родственников в новых семьях, т.к. потомство в Индии считалось главным богатством. Глава семьи отвечал за правонару­шения домочадцев и обязан был обеспечить их доставку в суд.

Наследственное право основывалось на представлении об об­щности семейного имущества. Допускалось только наследование по закону. Между сыновьями от «правильных» браков наследство делилось поровну, но старшему сыну выделялась дополнительная доля. Сын шудрянки и «дваждырожденного» прав на наследство не имел, он довольствовался тем имуществом, что ему выделил отец. Отец мог лишить наследства сына, неоднократно оказавшего не­повиновение. Из числа наследников исключались женщины, из­гои, слабоумные и калеки. Дочери получали приданое.

ТЕМА 3. ПРАВО И ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. (4 часа)

Семейно- брачные отношения по Законам Ману

Брачно-семейные отношения в Древней Индии определялись нормами обычного права. Законы Ману указывают на восемь форм брака. Правильными формами брака признавались те, которые заключались между представителями одной варны по взаимному согласию. В таких браках отец выдавал дочь замуж и наделял ее приданым. Браки, связанные с покупкой или похищением невесты, с насилием над ней, а также браки без согласия родителей хотя и признавались законами, но осуждались. Мижварнови браки считались крайне нежелательными. Законы Ману допускали брак мужчины с высшей варны на “низьконароджений” женщине, но такие браки заслуживали осуждения и возводили супругов к положению шудры. Брахман, который женился с шудрянкою, лишался брахманства.

Законы Ману закрепляли патриархальную власть отца. Глава семьи мог наказывать членов семьи, допускал продажу жены и детей (но такая практика осуждалась). Проданные дети не становились рабами получали права родственников в новых семьях, поскольку потомки считались главным богатством. Положение женщины определялось ее постоянной зависимостью от мужа: в детстве – от власти отца, в молодости – от мужа, после смерти мужа – от сына. Жена считалась продолжением своего мужа, его собственностью. Мужчина хранил на нее права как при жизни (даже если он бросал или продавал жену), так и после смерти. Поэтому повторные браки вдов запрещались. Второй брак для женщины считался позорным, а дети от таких браков не признавались. Мужчина после смерти жены вправе заключить новый брак. Законы Ману запрещали развод, однако мужчине разрешалось взять другую жену в следующих случаях: если женщина была больна, расточительной, порочной, дурного нрава, не рожавшая детей или рожали только девочек.

Права на наследство имели только сыновья. Не было прав на наследство женщины, изгои, слабоумные или калеки. Между сыновьями от “правильных” браков наследство делился поровну, но старшему сыну выделялась дополнительная часть. Сын шудрянкы и “дваждырожденных” прав на наследство не было, он довольствовался тем имуществом, ему выделил отец. Предполагалось лишения наследства.

В заключение следует отметить, что в Индии, как и в других странах и у народов, нередко случалось так, что к вершинам власти прорывались представители низов. Например, династия Нанда вела свою родословную от шудр.

Источни древнеиндийского права

При характеристике права Древней Индии особое внимание уделяется дхармашастрам и артхашастрам. Дхармашастры (Законы Ману, Дхармашастра Яджна-валькьи, Дхармашастра Нарады и др.) составлялись брахманами для своих учеников. Постепенно эта религиозно-философская литература приобретает значение источников права, устанавливающих общеобязательные правила поведения. Артхашастры (Артхашастра Каутильи и др.) – это сочинения царских чиновников (кшатриев) на политико-правовые темы.

Правовое положение населения. Индийское общество делилось на 4 группы (варны): брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр. Наилучшими среди людей считались брахманы. Они занимались изучением Веды (священных книг), приносили жертвоприношения; кшатрии – охраной подданных и управлением государства; вайшии – скотоводством, земледелием, ремеслом, торговлей; шудры служили высшим варнам. В Древней Индии существовало рабовладение. В некоторых случаях шудры отождествляются с рабами. Помимо варн общество дробилось на более мелкие группы – касты и подкасты. На низшей ступеньке социальной лестницы находились касты «неприкасаемых».

Читать еще:  Отношения с другом после смерти мужа. Построение отношений. Рекомендации психолога

Правовое регулирование имущественных отношений. Праву Древней Индии известны понятия владения и права собственности, движимого и недвижимого имущества, недействительность сделок. Земля могла находиться в государственной собственности, во владении общины или семьи. Преимущественным правом покупки земли, находящейся в частном владении, пользовались родственники, соседи и кредиторы продавца. Способами обеспечения исполнения обязательств являлись штраф, залог, заклад родственников и самозаклад за долги, поручительство.

Семья и наследование. Женщины вступали в брак с 12 лет, а мужчины с 16. Браки представителей разных варн не приветствовались, они допускались лишь в том случае, если жених обладал более высоким статусом, чем невеста. Древнеиндийская семья носила патриархальный характер, женщина в ней занимала подчиненное положение. Дхармашастры предусматривают множество случаев, когда мужчина мог оставить свою жену или взять в дом другую. Развод по инициативе женщины не допускался дхармашастрами, но упоминался в артхашастрах. Наследство скончавшегося отца делилось поровну между его сыновьями. Не имели права на долю в наследстве отца дочери, сыновья «дважды рожденного» и шудрянки, калеки и слабоумные. Жена, хранящая верность умершему мужу, могла пользоваться стридханой, которая состояла из средств к существованию и личных украшений женщины.

Преступления и наказания. Древнеиндийскому праву известны некоторые институты общей части уголовного права: необходимая оборона, как обстоятельство, исключающее преступность деяния; соучастие в преступлении; рецидив, как обстоятельство, отягчающее наказание. Преступникам из высших варн назначалось более мягкое наказание, чем представителям низших варн за те же преступления. Но из этого правила было исключение: наказание за кражу было более строгим для представителей высших варн. Кара, предусмотренная в дхрмашастрах за какое-либо деяние, зачастую отличалась от установленного в артх. наказания за то же преступление.

Серьезные преступления против государственной власти и религии (посягательство на государственную власть, проникновение в царский дворец, мятеж, похищение «имущества богов» и др.) наказывались смертной казнью. За убийство также назначалась смертная казнь. Наказывалось нанесение ран оружием, прикосновение нечистыми руками к нижней части тела другого человека, обливание другого человека нечистотами и т. д. При этом если потерпевший и преступник принадлежали к одной касте или статус потерпевшего был ниже положения преступника, то виновный присуждался к уплате штрафа. Если же шудра посягал на личность человека из высшей касты, то действовало следующее правило: «тот член, каким человек низший ударит высшего. у него должен быть отрезан». Мужчины при прелюбодеянии с женщиной той же варны наказывались высшим штрафом, в порядке расположения варн – средним, против порядка варн – смертной казнью; у женщины отрезался нос. Виновному в изнасиловании отрезали два пальца.

Судебный процесс. Процессуальные правила по гражданским и уголовным делам совпадали. Первой давала показания сторона, возбудившая дело. Ответчик (обвиняемый), как правило, не имел права выдвинуть встречный иск (обвинение). Участник спора, в показаниях которого выявлялись существенные противоречия, признавший собственную вину или совершивший побег из-под стражи, считался проигравшим дело. Стороны самостоятельно вызывали свидетелей в суд. По общему правилу не могли свидетельствовать лица, заинтересованные в исходе дела, родственники, калеки. «При отсутствии надлежащих свидетелей, – гласят дхармашастры, – показание должно быть дано ребенком, стариком, рабом или слугой». Доказательства могли быть получены с помощью ордалий, которые заключались в испытаниях участвующих в деле лиц «весами, огнем, водой, ядом».

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1031 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники:

http://lektsii.com/1-97503.html
http://studopedia.su/13_91873_brachno-semeynoe-i-nasledstvennoe-pravo-po-zakonam-manu.html
http://studopedia.net/5_28412_semeyno–brachnie-otnosheniya-po-zakonam-manu.html

Ссылка на основную публикацию