Как научить ребенка не следовать мнению друзей. Четвёртое: развиваем навыки, необходимые для дружбы. Дружеские отношения в детском саду

Консультация “Воспитание дружеских отношений между детьми”.
консультация по теме

Консультация.

Тема: «Воспитание дружеских отношений между детьми».

Только то – в человеке прочно и надежно,

Что всосалась в природу его в первую

Пору жизни.

Я.А.Каменский.

Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений.

Чувство симпатии, дружелюбие проявляются у многих детей очень рано – уже на 2-ом, 3-ем году жизни. Характер детских взаимоотношений зависит в основном от условий воспитания в семье и детском саду. Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания дружеских отношений у своих детей, поэтому воспитателю надо уделять особое внимание работе с родителями. Воспитатели и родители должны работать сообща. Только в их взаимодействии возможны, какие либо результаты. Участие родителей в проводимых мероприятиях в детском саду очень значимы. Исходя, из этого одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями, родителями и детьми.

В детском саду для воспитания дружеских отношений между детьми немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже устанавливаются психологический климат. Формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателями и другими работниками дошкольного учреждения. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудится, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. Но далеко не все дети, придя в детский сад умеют общаться со сверстниками, проявляют дружеские отношения, делятся игрушками, некоторые ведут себя агрессивно.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно – помоги ему». « Если тебе трудно – обратись за помощью». Это правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Дети, осознав ценность правил, начинают активно ими пользоваться и постепенно следовать этим правилам, которые становятся для них нормой поведения.

В группе часто возникают « неожиданные случайности» из-за невнимания, неловкости. Например: «один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу» и как правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя: не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста». Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. Воспитатели, а также родители не только словами, но и своими действиями должны формировать умение играть, трудиться, заниматься сообща, умение договариваться, помогать друг другу.

Воспитатель при воспитании дружеских отношений между детьми широко использует: – чтение художественной литературы; – рассказывание русских народных сказок; – показ театрализованных представлений; – заучивание стихов, песен о дружбе. На занятиях по музыке дети поют песни о дружбе, любви, танцуют хороводы, коллективные танцы, где от одного зависит многое. – подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры; – беседы; – рассматривание картин, иллюстраций к книгам; – просмотр мультфильмов. Например: «Репка», «Теремок» – о дружбе; «Колобок» – как нехорошо быть хвастунишкой, что нельзя убегать от взрослых; На этих сказках выросло не одно поколение. «Три толстяка», «Буратино», «Чиполлино», «Волшебник изумрудного города» и многие другие. Все они о добре и о дружбе, они высмеивают человеческие пороки.

Воспитание дружеских отношений мы видим во всех видах деятельности: в коллективной строительной игре формируются представление о том, что значит работать дружно, вместе. Физическая культура – это участие в эстафетах (где один за всех и все за одного), это соревнования (дети болеют за своих друзей), коллективные работы по аппликации, лепки, рисованию. Дети, как правило, знают не только, что сделали они, но и что сделали их друзья. Большое значение надо уделять проведению детских утренников, праздников, развлечений, на которых дети учатся вместе радоваться.

Но основную роль в воспитании дружеских отношений отводится игре. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение. Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радости эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную направленность, способствуют их сплоченности.

Устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение для его подготовки к школе. Однако нередко наблюдаются и такие случаи, когда, например, шестилетний мальчик отбирает у одного из товарищей привлекательную игрушку, чтобы передать её своему другу. Девочка того же возраста в игре «Кошки-мышки» пропускает в круг «кошку» – свою подружку. Проявляя заботу о друге, дети совершенно не думают об остальных товарищах по группе, т.е. их дружба не имеет той моральной основы, которая предусматривается спецификой общественных отношений. Формирование именно такой основы и должно закладываться воспитателем в дошкольные годы.

Педагогическое руководство самой игрой детским и взаимоотношениями имеет свои особенности. Здесь неприемлемы учебные методы. Даже в таких случаях, когда воспитатель считает необходимым дать прямую рекомендацию, например, по поводу выбора игры, распределения ролей, соблюдения правил и т. п., он должен выступать не в качестве учителя, дающего указания, задания, а скорее в роли старшего товарища, участника игры, предоставляющего детям свободу выбора решения.

Читать еще:  Что делать у жены. Восстановление отношений после измены супруги. Что стоит учесть

Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных дружеских чувствах и отношениях.

Чтобы успешнее решать эти программные задачи, надо внимательно наблюдать за играми детей (поскольку в играх дети чаще всего объединяются самостоятельно и наиболее непосредственно себя проявляют) и другой их деятельностью; выяснять, у кого какие есть достижения, недостатки, в чем они испытывают затруднения.

Выявить уровень формирования у детей гуманных, дружеских чувств помогают также специально создаваемые игровые ситуации, когда в обычную игру включается нравственная задача: играющим нужно заметить трудное положение, в котором находится товарищ, подумать, как его выручить. Примером такой ситуации может быть игра «Не намочи ног». На полу определяется чертой «Болота» шириной 5 метров. Двум детям дают по две доски (40/25 см.), с помощью досок им надо перейти на другой « Берег» вместе. Каждый ребенок кладет одну доску на «Землю», осторожно переступает по ней, а другую держит в руке. Затем кладет вторую, идет дальше и т.д. Затем создаётся ситуация «Доска уплывает» (педагог длинной палкой подтягивает ее «К берегу»). Дети ведут себя по-разному. Ребенок может, перебравшись на «Берег», подтолкнуть обе доски другу или отдать ему свою вторую доску. Бывают случаи, когда ребенок продолжает свой путь в одиночку, т.е. основной сюжет подвижной игры затмевает другие задачи, «Спасти друга из болота». Детям не дается готовое решение задачи, они должны сами сделать свой выбор. Такого рода проверку лучше проводить во время игр на участке, играя с двумя детьми, не привлекая внимания других, чтобы дети не копировали поступки товарищей.

Чтобы выяснить, как дети понимают дружбу, можно предложить им ряд картинок, где отраженны дружная игра, взаимопомощь, выручка, детская сора и задать вопрос: что значит «Хорошо дружить», как поступают друзья, какую конкретную помощь можно оказать товарищу?

Конечно, детские высказывания и поведение дошкольников в игре, которую организует воспитатель, еще не главный показатель их нравственной воспитанности. Причина правильного поведения может быть догадливость ребенка, его полноценное умственное развитие.

Воспитание не столь простая вещь, что достаточно нам лишь направить наши усилия на воспитание дружеских отношений – и мы немедленно изменим личность ребенка. Все гораздо сложнее, особенно в старшем возрасте, но именно, поэтому развитие добрых чувств должно начинаться с первых лет жизни ребенка.

Воспитателю необходимы основательные знания детской психологии и педагогике, он должен уметь разбираться в детских проблемах и конфликтах, тактично регулировать взаимоотношения в группе, спокойно и уверенно управлять её жизнью.

Научите нас дружить!

Мирные игры детей всегда радуют родителей. “Какие у нас дружные малыши!” – умиляются мамы на детской площадке. Но вот дружные малыши уже что-то не поделили. Спорят, кто первый нашел эту палку. Шумят. Тянут. Кто-то падает. Крик, плач, жалобы родителям, растаскивание “друзей” в разные стороны. И далее по списку.

Без друзей меня чуть-чуть.

Человек по природе социален и с самого рождения нуждается в общении. Младенец рассматривает добрые глаза мамы, щупает папино лицо, хватает брата за нос. Самое интересное для малыша – наблюдать за живыми объектами, изучать лица, рассматривать сверстников. Кроха подрастает и уже к двум годам ждет от ровесников соучастия в шалостях и забавах. “Я могу с разбега прыгнуть в сугроб, а ты?” Беготня, веселые крики, раскованные движения – вот и все общение. До трех лет малыши способны только играть рядом или же драться, отбирая друг у друга “сокровища”, осознанно поделиться которыми еще, увы, не могут. 3-4 года – время, когда дети наконец начинают играть вместе. Каждому отводится своя роль. “Ты будешь Артемоном, я – Мальвиной”. – “Ну уж нет, не хочу быть пуделем”. Появляются конфликты (хотя они-то были всегда), и дети готовы их решать, чтобы продолжить игру, достигнуть своей цели: “Ладно, ты будешь Буратино”.

Ребенку необходимо общение со сверстниками – с этим фактом не поспоришь. Малыш, который не имеет друзей, вызывает опасение с точки зрения полноценного развития личности. Даже самые тесные отношения с родителями не могут заменить игру с другими детьми. Хотя случается, что мамы решают до школы “поберечь” малыша от друзей.

Чему может научить ссора?

К мелким конфликтам между детьми надо относиться спокойно. Ссоры, как известно, нет лишь там, где один человек. Гулять только с родителями для ребенка не лучший вариант. Ему нужно учиться выстраивать отношения, общаться, заводить друзей. Дошкольный период – возраст развития инстинкта жить в коллективе, приобретения коммуникативных навыков, умения отвечать не кулаком, а словом, заслуживать доверие и уважение. Конфликты – это часть человеческого общения; опасаться надо, если их никогда не бывает между детьми. Это противоестественно.

Вместо того чтобы убегать при малейшей проблеме, понаблюдайте за своим ребенком. Характер конфликта может много рассказать вам. Из-за чего возникает спор? Вашему малышу нужны только чужие игрушки? Он упорно утверждает, что птичка говорит “Чик-чирик”, а не “Пи-пи-пи”? А может, упрямый кроха ни за что не соглашается подвинуться на лавочке? Приглядитесь – вы лучше узнаете своего ребенка, а возможно, и проведете работу над ошибками.

Елена: “Мы выходили с Катей (ей 3 года) на детскую площадку, но, когда какой-то мальчик отобрал у нее игрушку, его мама даже слова не сказала, моя разревелась, я забрала ребенка, куклу и ушла. На другой день еще хуже: Катеньку девочка толкнула прямо в снег, дочка хотела взять у нее лопатку. Я отругала чужого ребенка и под недовольство ее мамы опять ушла. Зачем нужно такое общение? Чему могут научить ссоры? Теперь мы гуляем в парке вдвоем или с папой. Надеюсь, до школы Катя научится давать сдачи”.

Что делать с этим хулиганом?

В ситуации нездорового общения мы должны понять, что четырехлетний хулиган с неадекватным поведением – всего лишь малыш с проблемой, и его мама, которая не знает, как помочь непоседе, испытывает не меньшие трудности, чем весь вовлеченный в воспитание двор. Перед нами не преступник, перед нами ребенок. Не надо выступать в роли судей. Может, малышу просто нечем заняться? Его не научили играть, не научили дружить. Самое время отложить философские беседы на темы “купить или не купить” и “что приготовить на обед”, встать с лавочек и творчески подойти к ситуации. Поможем детям организовать совместную игру. Если уж это обстрел снежками – начнем строить снежную крепость, ни один мальчишка не откажется от “Ледового побоища”. Если на дворе лето, бросаться будем мячами, а крепь строить, например, из коробок бытовой техники. Придумаем любую общую игру, и вся компания опять будет “мирно проводить время”. Вот тогда спокойно вернемся на лавочки продолжать задушевные беседы.

Читать еще:  Повторные попытки завязать новые отношения в зрелом возрасте. О любви в зрелом возрасте

Простое правило: относись к так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе, диктует модель поведения. Не нужно кричать повышать голос, раздраженно высказывать свое мнение; и, конечно, никакого рукоприкладства. Выступая в роли надзирателя и арбитра, благоприятных результатов достичь невозможно.

Лучшей позицией, как ни странно, психологи считают невмешательство. И вот почему. Представьте ситуацию: вашего ребенка обидели, скажем, не дали игрушку. Он весь в слезах: так долго просил, что его просто оттолкнули. Вы подходите и, может, и мягко объясняя другому малышу, что нехорошо жадничать, надо делиться, уговариваете его сдаться. Итак, на стороне вашего ребенка двое, один из которых – взрослый. На стороне того “скряги” – только один малыш. У вас явный перевес. Вы думаете, как поступит бабушка, гуляющая с маленьким “жадиной”? Конечно, заступится. Ну, вот и дождались: в конфликт вовлечены уже четверо. Кого звать следующего? Папу?

Если бабушка уже заняла позицию невмешательства, то и тут дети не в выигрыше. Ваш испытывает мстительное удовлетворение, а его “друг” жажду мести. Вмешательство не дает возможности решить проблему самому, препятствует развитию умения находить компромисс. Бесспорно, случаются ситуации, где бездействовать, мягко говоря, сложно. Если вам не повезло и все же пришлось стать “разнимателем”, дайте высказаться всем участникам конфликта, а не только тому, кого вы уже посчитали правым. Не вставайте на сторону одного ребенка: выясните, кто чего хочет, и помогите договориться. Как правило, в конфликтах виноваты оба: они его начали, они в нем участвовали, а значит, упрекать кого-то одного не имеет смысла. Если мы делаем при детях вывод “виноват Вася”, то и в дальнейшем малыши будут трактовать поведение этого ребенка отрицательно, реагируя на любое его неверное движение, вплоть до перешагивания через песочный город.

Надежда: “К обычным конфликтам я отношусь легко, но поведение одного мальчика спокойно переносить не могу. Как только он выходит, мамы на лавочке тяжело и довольно громко вздыхают, а дети начинают прятать свои игрушки и подвигаться ближе к родителям. Никита (4 года) подбегает, начинает задираться, а потом в ответ на недовольство детей кидается снежками. Может, и безобидно, но летом-то это были камни и песок. Провоцирует драки, отбирает игрушки, в общем, разгоняет всех мирно проводящих время. Что делать с этим хулиганом? Его маме все равно, она не реагирует на наши постоянные упреки и замечания. И что остается нам? Нашлепать ребенка?”

Как не ругаться мамам?

Научить дружить наших малышей мы сможем только тогда, когда сами перестанем ссориться. Конфликты родителей на детских площадках не редкость. Интересно, что чаще всего они длятся гораздо дольше, чем “разборки” драчунов. Посмотрите, дети уже давно помирились и играют вместе, а мы все продолжаем выяснять, какой подход к воспитанию правильнее, чей ребенок лучше и кто же все-таки был виноват в их ссоре.

Разумеется, можно дать общие рекомендации предъявления претензий типа: говорите спокойно и дружелюбно, используйте объединяющее слово “мы”, посмотрите на ситуацию глазами собеседника. Но в порыве “праведного” гнева, в процессе обсуждения случившегося, во время выслушивания ответных обвинений так трудно следовать правилам. Да и, становясь “волком в овечьей шкуре”, можно вызвать даже более агрессивное поведение. “Конечно, и ребенок у нее правильный, и сама такая вся правильная, только мы плохие” – чувство матери, чей малыш не сумел вести себя хорошо, ничем не меньше обиды за расплакавшегося кроху. Если есть искреннее желание сдружить детей, найти общие пути решения, а не выплеснуть свою злость на собеседника – рекомендации не нужны: вы обязательно договоритесь.

Если так случилось, что разъяренная мама идет с недовольным лицом к вам, соберите волю в кулак и постарайтесь выйти с достоинством из разговора. Прежде всего, дайте даме накричаться, пусть выплеснет ту самую злость. Примите обвинения и спокойно извинитесь, сейчас не время отстаивать свои позиции и провоцировать конфликт при детях.

Лариса: “Максим (5 лет), мой сын, – спокойный, добрый мальчик, никогда не дерется и мухи не обидит. Однажды к нему подбежала девочка лет трех и стала яростно стягивать его с качелей. Максим увертывался, а Полина начала его колотить, а потом укусила. Сын заплакал. Я не стала ругать маленькую девочку, но решила обратиться к ее маме. Сказала только: “Смотрите за своим ребенком!” Слово за слово – и разразился настоящий скандал. Как не ругаться мамам, если их дети причиняют друг другу боль. Мой тоже не удержался и толкнул Полину. Он еще и оказался виновным: “старшие же должны уступать”.

Как помочь завести друзей?

Часто причины конфликтного поведения кроются в неуверенности, низкой самооценке одного из участников. Ребенок старается заслужить уважение и привлечь внимание любым способом: сильнее ударить, больнее укусить, напакостить, обсыпать, обкидать, ущипнуть, отобрать. Если кроха спровоцировал драку или обидел другого ребенка, подойдите к пострадавшему, пожалейте и извинитесь за своего. Подсознательно проказник ждет, что вы отругаете его, он начнет плакать и тут, наконец, получит свое: утешение и заботу. Обращайте внимание на малыша, когда он хорошо себя ведет, а не когда все жалуются на его проделки.

Читать еще:  Как помириться с мужчиной весы женщине львице. Как помириться с мужчиной — Весами. Женские хитрости в отношениях с мужчиной Весы

Бывает и другой вариант поведения: кроха пытается сдружиться с помощью подарков и приглашения к себе в гости. “Мама, дай конфеты, я отдам их Свете и Ксюше, а они будут со мной играть”. Такая хитрость будет, конечно, срабатывать, но недолго. Через несколько лет этот прием не пройдет, и ребенок опять окажется отвергнутым.

В обоих случаях относитесь к ребенку как к личности, цените его достижения, больше хвалите, не сравнивайте со сверстниками, подчеркивайте его возможности и способности. И тогда малышу не нужно будет “выбивать” авторитет. Дети всегда тянутся к тому, кто выступает в роли лидера и выделяется на общем фоне уверенностью в себе.

Михаил: “Мой сорванец часто обижает детей, дерется, плохо ладит со сверстниками. Постоянно приходится выслушивать претензии родителей, но меня волнует не это. Как наладить его отношения с другими малышами? Как помочь завести друзей? Игорь (5 лет) сам, кажется, переживает из-за ссор с детьми”.

Как помочь малышу приобрести друзей в детском саду: рекомендации родителям.

Почему родители отдают своего ребенка в детский сад? Ответ прост: чтобы ребенок правильно развивался и общался со своими сверстниками. Мамы и папы уверены, что как только их малыш придет в группу, он очень быстро сможет найти себе друзей, с которыми он будет играть и познавать окружающий мир.

Именно в детском садике дети получают первый опыт дележа игрушками, совместного просмотра мультиков, создания дружеских «союзов». Вспоминая свое детство, родители думают, что ребенок будет чувствовать себя в детском садике комфортно. Однако случается так, что ребенок не может подружиться, он чувствует одиночество. В этой ситуации очень важна помощь родителей.

Чем можно помочь ребенку?

Какие же умения и качества характера необходимо развить ребенку, чтобы он с легкостью приобретал друзей?

1. Уверенность в себе.

Это качество является залогом дружеских отношений. Ребенок, который уверен в себе, знает, что его любят, уважают и ценят, будет с легкостью сходиться со своими сверстниками. Чтобы развить это качество, родители должны воспринимать своего малыша, как взрослую личность, советоваться с ним, прислушиваться к его мнению, учить принимать самостоятельные решения и поддерживать его во всех начинаниях.

2. Умение знакомиться.

Вспомните, как в детстве вы знакомились. Всего одна фраза могла превратить незнакомого ребенка в вашего друга: «Привет. Давай дружить. Меня зовут Коля (Света)». Обучите своего ребенка самым простым и распространенным фразам, которые помогут ему найти друзей. Если ребенок стесняется, можете предложить ему потренироваться на своих игрушках. Пусть мишки и зайчики становятся друзьями, играют, общаются. Это без сомнения поможет ребенку стать более раскованным.

3. Понимание людей.

После прогулки на площадке обговорите с ребенком, как происходили игры, кто играл, а кто стоял в стороне и скучал. Расспросите малыша, что его порадовало, а что привело в замешательство. Конечно, ребенку тяжело понять каждого ребенка, который играет с ним в песочнице. Иногда он не знает, как поступить в той или иной ситуации. Вы можете помочь ему: воссоздайте ситуацию в игровой форме и расскажите ребенку, как лучше поступить, чтобы избежать конфликта и подкрепить дружеские отношения с каждым малышом.

4. Учим делиться.

Не каждый ребенок понимает, почему он должен давать свои игрушки кому-то еще. Разъясните малышу, что это поможет ему обрести друзей. Ребенок должен уметь делиться и меняться игрушками. Именно с этого и начинается развитие манеры общения, которое позволит карапузу спокойно реагировать на конкуренцию и учитывать мнение остальных членов группы.

5. Выход из конфликтных ситуаций.

Даже самый тихий ребенок может оказаться в конфликтной ситуации. Родители должны научить малыша говорить «нет», » я не буду отвечать на ваши обзывания» и так далее. Не следует обучать ребенка давать сдачи обидчику. Необходимо пытаться решить все при помощи разговора.

6. Друзей нельзя купить.

Зачастую дети, которые не могут найти себе друзей, начинают привлекать своих сверстников сладостями и игрушками. В некоторых случаях это помогает, однако бывает и так, что новые «друзья» общаются с ребенком только потому, что у него много конфет или игрушек. Чтобы этого не произошло, научите ребенка делать что-то интересное, что может привлечь остальных малышей, которые захотят тоже научиться делать попугая из бумаги или бусы из бисера, а может и домик из спичек.

7. Не забываем об улыбке.

Всем без исключения нравятся добрые люди, которые привлекают внимание своей открытой улыбкой. У веселых, улыбчивых людей и друзей больше, чем у угрюмых и плаксивых. Поэтому научите свое малыша на все смотреть только с оптимизмом, в каждой ситуации находить положительные моменты. Пусть ребенок запомнит основное правило и следует ему: » Хорошее настроение способствует общению, поэтому улыбайся, несмотря ни на что».

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/24/konsultatsiya-vospitanie-druzheskikh-otnosheniy-mezhdu-detmi
http://www.7ya.ru/article/Nauchite-nas-druzhit/
http://babyzzz.ru/3-6/4308.html

Ссылка на основную публикацию