Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка. Эмоциональное отвержение нередко сочетается с условиями жестоких взаимоотношений. Характеристика эмоционального отвержения

Стили родительского воспитания (полезная информация для тех, у кого есть дети)

От автора: Как быть достаточно хорошим родителем? Как сделать своего ребёнка счастливым, гармоничным, самодостаточным? — это те вопросы, которые тревожат родителей всего мира.

Источник: всемирная сеть интернет

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям:
-адекватности
-гибкости
-прогностичности

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность, знать и учитывать его возможности и склонности.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая» позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность — ориентируется на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Выделяются 4 типа воспитания:
Авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля)
Авторитарный (холодные отношения, высокий уровень контроля)
Либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля)
Индифферентный (холодные отношения, низкий уровень контроля).

По параметру «интенсивность» эмоционального контакта родителей по отношению к детям, стили воспитания: гиперопека, опека, принятие, непринятие.
По параметру «контроль»: разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный
По последовательности воспитания: последовательность – непоследовательность
По параметру эмоциональной устойчивости: устойчивое воспитание — неустойчивость.

Различные сочетания этих параметров воспитания соотносятся г различными видами неврозов у детей. Например, «ограничительство», аффективная неустойчивость со стороны родителей может привести к развитию у ребенка фобий. Сверхпринятие, «разрешительство», непоследовательность – к развитию «истерического невроза». Выраженное «ограничительство» – к «неврозу навязчивых состояний».

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности каждого из них:
уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку;
полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных);
степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка;
степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения;
строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как приему воспитания;
устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

Типы негармоничного семейного воспитания:

потворствующая гиперпротекция;
доминирующая гиперпротекция;
повышенная моральная ответственность;
эмоциональное отвержение ребенка;
жестокое обращение;
гипопротекция

Причины использования родителями негармоничных стилей весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то проблема ( чаще всего неосознаваемая), неудовлетворенные потребности. Родитель пытается разрешить личностную проблему, используя свою роль в воспитании ребенка.

Признаки родительской гиперопеки

  • ребенок окружается избыточным вниманием;
  • стремление защищать свое чадо даже в отсутствие реальной опасности;
  • желание «привязать» ребенка к себе, сделать его зависимым от своих эмоций и чувств, обязать поступать так, как комфортно родителям;
  • ребенок избавлен от необходимости участия в разрешении проблемных ситуаций, следовательно, у него отсутствуют должные навыки и формируется неспособность к адекватной оценке ситуации;
  • развитие у ребенка так называемой выученной беспомощности – реакции на малейшее препятствие, как на непреодолимое.

    Выделяют два основных типа гиперпротекции: потворствующую и доминирующую.

    Потворствующая гиперпротекция проявляется в модели детско-родительских отношений «ребенок – центр семьи». Чаще всего такую гиперопеку проявляют матери-одиночки, выливая на чадо весь неизрасходованный потенциал любви. Такому ребенку с раннего детства все разрешается, его черты идеализируются, способности многократно преувеличиваются.

    У такого ребенка высокий уровень притязаний, стремление к лидерству, которое, однако, он чаще всего не может реализовать в детском коллективе. Все его потребности и амбиции с успехом удовлетворяются в рамках лишь отдельно взятой семьи, а невозможность построить аналогичную модель отношений с окружающими воспринимается очень болезненно. Таким образом формируется истероидный тип личности, требующий демонстрации и признания, в подростковом возрасте это может вылиться в попытки суицида, по большей части также показные.

    Такая модель детско-родительских отношений является результатом либерального, попустительского стиля воспитания, когда разрешается все, но при этом гиперопека и избыток заботы тяготит ребенка.

    При такой модели внутрисемейных отношений ребенок напрочь лишен воли. Ему запрещают проявлять инициативу, накладывая все новые запреты, ограничивают деятельность, самостоятельность, внушают мысли о полной несостоятельности. Ребенок постоянно находится в рамках жесткого контроля и под постоянным психологическим давлением. Его умения и возможности сознательно занижаются и нивелируются, якобы в целях безопасности. В результате ребенок действительно не в состоянии выполнять элементарную деятельность, характерную для его возраста, считая, что он «еще маленький» и все равно сделает все не так. Такой тип детско-родительских отношений развивается в семьях, где родители избрали для себя авторитарный стиль воспитания. Их слово – закон, они являются неоспоримым авторитетом.

    Читать еще:  Не могу разобраться в отношениях с мужчиной. Теория и практика отношений. Типичные мужские ошибки в отношении женщин

    Особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

    Такое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

    Повышенная моральная ответственность

    Как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

    Взаимоотношение родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание.

    И ещё, Вы можете самостоятельно, при помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье.

    Эмоциональное принятие и отвержение ребенка

    Эмоциональное принятие и отвержение ребенка

    «Безусловное принятие – это принцип,
    без соблюдения которого все попытки наладить отношения
    с ребенком оказываются безуспешными.»
    Ю.Б.Гиппенрейтер

    Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, ХХI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессорными факторами. Эти факторы непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственног о окружения, в том числе семьи, на здоровье ребёнка и его эмоциональное благополучие.

    Любовь к ребенку – эмоциональная близость и взаимопонимание – не является врожденной способностью матери и отца и не возникает по мановению волшебной палочки с рождением (усыновлением) ребенка, созданием приемной семьи или детского дома семейного типа. Способность его любить формируется в практике родительства, в процессе совместной деятельности и общения с ребенком, принося матери и отцу ощущения счастья, полноты самореализации и самозавершенност и. Напротив, переживание «нелюбви», отвержения ребенка вызывает у родителя (замещающего родителя) тяжелые эмоционально-лич ностные расстройства – чувство вины, депрессию, тревожность и страхи, нарушения Я-концепции в форме самоотвержения и низкой самооценки. Поэтому в таких случаях стратегия психологической помощи семье строится как последовательное решение следующих задач:

    • стабилизация эмоционального состояния родителя (замещающего родителя);
    • осознание отвержения ребенка и объективирование причин и механизма формирования нелюбви к нему;
    • преодоление чувства вины;
    • оптимизация общения и сотрудничества с ребенком;
    • повышение уровня эмпатии, эмоционального взаимопонимания и привязанности в диаде родитель –ребенок.

    В континууме значений эмоционального отношения родителя к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений, от безусловно положительного до открыто негативного полюса.

    Безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «несмотря ни на что»). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителем личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителем конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителя. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе и в аффилиации в отношениях с родителями. Аффилиация (аффиляция) (от англ. affiliation «соединение, связь») – это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, сосверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряжённых с тревогой инеуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. При этом общество других людей позволяет проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известной мере близость других приводит и к прямому снижениютревожности, смягчая последствия физиологического и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает такие чувства, как одиночество, отчуждённость, фрустрацию.

    Условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае любовь родителя ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.

    Амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви).

    Индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированнос ть материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самого родителя.

    Читать еще:  Кавказские истории про любовь читать. Пришвин М. М. Кавказские рассказы читать онлайн текст

    Скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-нег ативное отношение к ребенку). Поскольку неприязнь к детям — чувство, которое считается дурным и осуждается окружающими, оно принимает скрытые формы. Это не означает, что взрослые цинично и продуманно маскируются, — нет, они неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство, не признаются в нем даже себе. Силами разума и воли родители подавляют в себе эмоциональное отвержение к детям как недостойное и обычно даже обнаруживают гиперкомпенсацию в виде подчеркнутой заботы, утрированного внимания. Однако ребенок, и особенно подросток, чувствует искусственную вымученность таких забот и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

    Такое скрытое эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни. А вот как раз те родительские заботы (контроль, внимание, заинтересованнос ть), недостаток которых мог бы открыть окружающим такую нелюбовь, оказываются внешне преувеличенными, подчеркнутыми, прямо-таки демонстративным. Взрослые тщательно следят за тем, как подросток одет, пунктуально контролируют режим его дня и т. п. Но, несмотря на все ухищрения взрослого, ребенок безошибочно угадывает искусственность этой заботы. Такое показное, внешнее внимание действует на него даже хуже, чем откровенное безразличие.

    Открытое эмоциональное отвержение ребенка . ( «Было бы лучше, если бы тебя не было» ). Далеко не всегда родители любят ребенка. Он может быть нежеланным, случайно появившимся на свет. Его рождение может быть связано с желанием быть как все («У всех дети, ну пусть и у нас будет»), желанием получить какие-то жизненные выгоды, закрепить брак, претендовать на расширение жилплощади, получить наследство, получить социальные пособия. Такие родители не ощущают в своем сердце тепла и любви к ребенку. Ребенку в таких семьях дают понять, что он не самый желанный человек в семье. Ему не просто навязывают бесчисленные предписания, которые никто не в состоянии был бы выполнить, но и стараются при этом дать чувствовать, как он плох и как окружающие от него страдают («роль золушки»). Признаться, что все вызвано неприязнью к ребенку, родители, разумеется, не могут, поэтому такой холодности придается вид «педагогического принципа»: «Ласкать ни в коем случае нельзя они разбалтываются». Или: «Взыскательность никому еще не повредила». И еще «Раньше боялись взрослых, и дети 6ыли послушнее». При этом виде воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей, что без него им было бы лучше, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой — брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее. Положение менее любимого и нежеланного члена семьи неодинаково сказывается на подростках с разным типом характера. При гипертимной и эпилептоидной акцентуациях ярко выступает реакция эмансипации: первые из них борются за самостоятельност ь и свободу, вторые — за имущественные права. Истероиды в этих случаях в подростковом возрасте продолжают обнаруживать выраженную детскую реакцию оппозиции. И хотя формы ее выявления с возрастом меняются, но все поступки: и непонятные кражи, и показной интерес к алкоголю и другим дурманящим средствам, и суицидальные демонстрации, и самооговоры в распутстве — используются как сигналы родным, как требования внимания, любви и забот. Другие истероиды, отчаявшись в попытке привлечь любовь к себе, погружаются в мир фантазий или начинают искать внимание на стороне. Шизоиды на подобную ситуацию, как и на другие трудности в жизни, реагируют уходом в себя, возводя духовную стену между собой и нелюбящей их семьей. Неустойчивые не склонны тяжело переживать эмоциональное отвержение близких, они и без этого ищут отдушину в подростковых компаниях.

    В такой семье взрослые уверены: ребенок растет «не таким, как хотелось (не отвечает их ожиданиям, не оправдывает надежд). И к его реальным (преходящим возрастным) несовершенствам приписывается множество всяческих недостатков и изъянов, его слабости преувеличиваются . Сочинения «Мой ребенок», которые просьбе психолога пишут родители, испытывающие трудности в общении со своими детьми, беспощадностью тона и обилием перечисляемых провинностей иногда напоминают обвинительные заключения: «Патологическое отсутствие воли. », «Я не видела таких медлительных, как он. », «Феноменально ленив, растет бездельником, все делает из-под палки. »

    Ситуация в семьях, где налицо родительское отвержение, поистине драматическая. Родительская любовь там перестает быть чем-то надежным для ребенка, становиться зыбкой, условной: будешь «хорошим мальчиком» — будем тебя любить, не будешь – не будет и любви. И ребенку не на что опереться душевно, эмоционально.

    Наибольшую опасность эмоциональное отвержение представляет для чувствительных, способных на глубокую привязанность ребят. Они могут испытывать жестокие страдания — до глубокой угнетенности, депрессии, нежелании жить. У других подростков, настроенных на общение со сверстниками, связь с домом уже ослабевает, и холодность близких не столь их огорчает — они найдут признание в своих компаниях. Замкнутые же дети, не знающие сильной потребности в общении, отгораживают свой внутренний мир «стеной отчуждения».

    Столь же неблагополучны последствия эмоционального отвержения и для тех, кто привык быть в центре внимания близких и внезапно лишается его: умер отец, в семью пришел отчим, появился другой ребенок; перевели из одной школы в другую, где стал заметно хуже учиться, и т. д. В этих условиях «отверженные» будут искать случая показать себя; они могут совершать отчаянные, шокирующие поступки, подчас прибегают даже к выдумкам, наговаривают на себя, лишь бы снова добиться внимания окружающих.

    Читать еще:  Отношения после 30 лет совместной жизни. Как пережить развод после многих лет совместной жизни – советы психологов

    А.С. Спиваковская , основываясь на трехмерной модели любви, предлагает оригинальную типологию любви родительской. Тремя измерениями чувства любви в рамках данной модели выступают: симпатия/антипат ия; уважение/презрен ие и близость – дальность.

    Причины нарушений родительской любви изучены еще недостаточно, однако некоторые из них можно назвать:

    Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка

    Синицина Наталья
    Коррекция родительских отношений: работа с неприятием ребенка

    „Не принимать кого-либо (в том числе ребёнка) — это в каком-то смысле эмоционально убивать его; это не признавать за ним права на жизнь, которое ему положено” (Федерико Арвезу).

    Ошибочное воспитание в семье является одним из факторов ведущих к невротизации ребенка, и как следствие нарушению его личностного развития. Работа психолога с ребенком не принесет должных результатов без изучения и коррекции детско-родительских отношений. Маленькие дети особенно чутко реагируют на любые изменения во взаимоотношениях и воспитании, поэтому чем раньше будет проведена соответствующая работа, тем больших проблем можно будет избежать в будущем. По данным исследований А. И. Захарова, психологические нарушения у детей наблюдаются в семьях, представляющих собой иерархизированную группу с фиксированным доминированием матери. Из поколение в поколение передаются такие характеристики отношения к детям, как степень заботы (гиперопека, основанная на тревожности и страхе одиночества, аффективность (избыток родительского недовольства, раздражения или беспокойства, чрезмерное стимулирование, частые порицания.

    Наибольшие трудности возникают у психолога тогда, когда в семье наблюдается неприятие ребенка. Непринятие ребёнка родителями — это какое-то внутреннее несогласие родителей на ребёнка и его присутствие в их жизни. Это, пожалуй, самая трагичная аномалия взаимоотношений между родителями и ребенком. Неприятие в большей степени отражается на состоянии детей в первые годы жизни, именно тогда, когда требуется максимум эмоционального тепла матери. Причиной неприятия могут быть инфантильность, невротичность матери, нежелание иметь ребенка. Неприятие проявляется в бесконтрольности, попустительстве, безразличии к судьбе ребенка.

    Иногда мать испытывает сильные и противоречивые чувства по отношению к ребенку: злость, раздражение, обиду и вместе с тем вину, стыд, самоуничижение: «Я плохая мать, я не люблю своего ребенка». Последствия такого воспитания обязательно проявятся у ребенка в виде невротических состояний, тревожности, агрессивности, социально дезадаптации.

    Ребёнок, который чувствует себя ненужным своим родителям, легко теряет радость жизни: становится обособленным, замкнутым, грустным, апатичным. Иногда он может пытаться обратить на себя внимание путём «неучтивого» поведения, надеясь таким способом добиться любви и принятия. Если их не получает — очень страдает.

    Основная сложность в работе психолога заключается в том, чтобы от проблемы ребенка перейти к особенностям воспитания как основной причине неблагополучия и далее к проблеме матери.

    Не любить своего ребенка противоестественно. Осознание этого факта подавляется, а корни нелюбви находятся часто в области подсознания. Выбор методов работы с такими родителями индивидуален. Подход зависит от многих причин: прародительская семья, образование, личные трагедии, личностные особенности родителей (интеллект, темперамент, характер, их возраст, состояние психофизического здоровья.

    Примерная работа с родителем как с клиентом.

    1. Осознание неприятия, выявление причины. (Беседа, тестирование, обсуждение результатов опросников родительских отношений, при использовании проективных техник и т. д.)

    2. Анализ методов воспитания и поведения по отношению к ребенку. Здесь важно вместе с мамой выстроить связь между поведением ребенка и тактикой воспитания. В случае если неприятие как тип воспитания берет начало в прародительской семье, уместно использовать опыт оживления детских чувств матери.

    3. Выстраивание динамики отношений между матерью и ребенком через совместные занятия или параллельную работу. Нужно научить маму проявлять любовь к ребенку. Акцентировать внимание на сильных сторонах характера, способностях ребенка и т. д.

    4. Работа с внутренним ребенком матери. Метод требует высоких профессиональных умений психолога. В случае невозможности этого необходимо порекомендовать матери работу психотерапевта.

    Шансы на успешную психологическую коррекцию родительских отношений в случае неприятия ребенка не велики, но попытки использовать их должны быть обязательно. Остается надеяться, что время, может быть научит такую маму чувствовать, любить, заботиться.

    ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЕМ.

    Клиент (родитель)

    Изложение сути проблемы со своей точки зрения;

    эмоциональное реагирование на проблему. Активное слушание, создание безоценочной, безопасной среды. Формирование гипотезы. Работа по усилению чувств, сопереживания.

    Возможные чувства клиента:

    обида, злость, раздражение, растерянность, страх.

    Клиент:

    Осмысление ситуации, принятие ответственности, видение проблемы с точки зрения ребенка, готовность к изменению себя.

    Консультант

    Перевод проблемы с ребенка на мать; анализ чувств, мыслей, отношений. Проверка гипотезы. Моделирование ситуаций, способствующих пониманию внутренних мотивов.

    Возможные чувства клиента:

    Жалость к себе, вина, досада, сопереживание ребенку, стыд, опустошенность.

    Клиент:

    Нахождение выхода из проблемы, принятие решений.

    Консультант

    «Заземление», переход от работы с чувствами на работу по планированию действий. Усиление энергии созидания и любви.

    Возможные чувства клиента

    Желание действовать любовь к ребенку.

    Клиент

    Перспективы, планы на будущее.

    Консультант:

    Информирование, снятие эмоционального напряжения.

    Возможные чувства клиента

    Уверенность в поддержке и в собственных силах.

    Данный алгоритм этапов работы очень помогает в психологическом консультировании родителей испытывающих трудности во взаимоотношениях с детьми.

    1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада. — М. : Просвещение, 1986г.

    2. Швецова И. Неприятие: Школьный психолог//июнь 2000 №22.

    3. Материалы сайта «Духовность».

    Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

    Источники:

    http://www.b17.ru/blog/10952/
    http://loshany.schools.by/pages/emotsionalnoe-prinjatie-i-otverzhenie-rebenka
    http://www.maam.ru/detskijsad/neprijatie.html

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector