LVII (Такт. Внимательное отношение к людям). Про Внимательное отношение к людям ()

И внимательное отношение к ней. LVII (Такт. Внимательное отношение к людям). Про Внимательное отношение к людям ()

(Такт. Внимательное отношение к людям)

‹…› Вот еще один мой настоятельный совет тебе: не только в Германии, но и вообще в любой стране, в которую тебе когда-либо случится поехать, ты должен быть не только внимателен ко всякому, кто с тобой говорит, но и сделать так, чтобы собеседник твой почувствовал это внимание. Самая грубая обида – это явное невнимание к человеку, который что-то тебе говорит, и простить эту обиду всего труднее. А мне ведь довелось знать людей, которые роняли себя в глазах других из-за какой-нибудь неловкой выходки, на мой взгляд, отнюдь не столь обидной, как то возмутительное невнимание, о котором я говорю. Я в жизни видел немало людей, которые, когда вы говорите с ними, вместо того чтобы глядеть на вас и внимательно вас слушать, вперяют взоры в потолок или куда-нибудь в угол, глядят в окно, играют с собакой, крутят в руках табакерку или ковыряют в носу. Это самый верный признак человека мелкого, несерьезного и пустого, да к тому же и невоспитанного; этим ты откровенно признаешься, что каждый самый ничтожный предмет более достоин твоего внимания, чем все то, что может быть сказано твоим собеседником. Суди сам, каким негодованием и даже ненавистью преисполнится при таком поведении сердце того, в ком есть хоть малая толика самолюбия. А я с уверенностью могу сказать, что не встречал еще человека, которому бы его недоставало. Еще и еще раз повторяю тебе (ибо тебе совершенно необходимо это запомнить) – такого рода тщеславие и самолюбие неотделимы от природы человека, каково бы ни было его положение или звание; даже твой собственный лакей, и тот скорее забудет и простит тебе тумаки, нежели явное пренебрежение и презрение. Поэтому, прошу тебя, не только будь внимателен, но и умей выказать всякому человеку, который с тобой говорит, внимание явное и заметное, больше того, умей подхватить его тон и настроить себя на его лад. Будь серьезен с человеком серьезным, весел с веселым и легкомыслен с ветрогоном. Принимая эти различные обличья, постарайся в каждом из них выглядеть непринужденно, вести себя так, как будто оно для тебя естественно. Это и есть та настоящая и полезная гибкость, которая приобретается доскональным знанием света, раскрывающим человеку глаза и на пользу ее, и на то, как эту гибкость приобрести.

Я уверен и, уж во всяком случае, надеюсь, что ты никогда не употребишь глупых слов, которые очень любят дураки и тупицы, нелепым образом стараясь ими себя оправдать: «Я не могу это сделать», когда речь идет о вещах, которые ни в силу физических, ни в силу моральных причин не являются невозможными. «Я не могу долго уделять внимание чему-то одному», – говорит один дурак: это значит только, что он такой дурак, что не может. Мне вспоминается увалень, который не знал, куда девать свою шпагу, и всякий раз имел обыкновение снимать ее перед обедом, говоря, что никак не может обедать, когда он при шпаге. Раз как-то я не удержался и сказал, ему, что это вполне можно сделать, не подвергая опасности ни себя, ни других. Стыдно и нелепо говорить, что ты не в состоянии делать то, что все люди вокруг тебя делают каждодневно.

Есть и еще один порок, против которого я должен тебя предостеречь, – это лень: ничто, пожалуй, не мешало так людям провести с пользой свои путешествия. Прошу тебя, всегда будь в движении. Утром подымайся рано и осматривай город, а во второй половине дня старайся увидеть побольше людей. Если тебе предстоит пробыть только неделю в каком-нибудь самом маленьком городке, все равно осматривай все, что там надо видеть, познакомься с возможно большим числом людей и посети все дома, которые сможешь.

Советую тебе также, хотя, может быть, ты уже подумал об этом сам, носить всегда в кармане карту Германии, на которой нанесены все почтовые дороги, а также какой-нибудь краткий путеводитель. Глядя на карту, ты будешь запоминать расположения отдельных мест и расстояния между ними, а из путеводителя узнаешь о множестве достопримечательностей, которые надлежит посмотреть и которые иначе могут ускользнуть от твоего внимания;

хоть сами по себе они, может быть, и не так уж много значат, ты потом будешь жалеть, что побывал в этих городах, а их не увидел.

Теперь ты подготовлен к путешествию и предупрежден обо всем, и да хранит тебя Бог. Felix faustumque sit! Прощай.

Из книги Похвала глупости автора

LVII. Правильностью — управляется государство. Исключительностью — ведутся войны. Не-воздействием — покоряется Поднебесная. Откуда мне ведомо, что это так? Вот откуда: в Поднебесной табу и запреты множатся — народ в нищете погрязает; народ умножает орудия — в

LVII Нет, нам будет не до смеха, если мы только представим себе этот ужас воочию.Вот она, юная жрица Мендесского бога, может быть, та самая девочка-подросток, лет тринадцати: «птица аравийская, миррой умащенная», тонкий стебель водяного цветка, янтарно-смуглое тело,

LVII Когда скорпион укусил младенца Гора, сына Озирисова, то мать Изида возопила к солнцу, и оно не взошло, и ночь была на земле, пока бог Тот не сошел с неба, не исцелил Гора и не отдал его матери. С той поры читается над больными детьми молитва-заклятие Изиды: «Остановилось

Глава VI Религиозный путь. Дуализм. Пессимизм в отношении к земной жизни. Религиозная философия. Филаретовское и хомяковское православие. Отношение к католичеству. Трансцендентная религия и мистика. Натурализм и Апокалипсис. Отношение к старчеству. Отношение к смерти.

Письмо LVII Сенека приветствует Луцилия! (1) Когда мне понадобилось вернуться из Бай в Неаполь, я легко поверил, что на море буря, — лишь бы снова не пытать судьбу на корабле. Однако по дороге оказалось столько грязи, что поездка эта была все равно как плаванье. В тот день я

XXXII (Рисунок Карло Маратти. Грации. Книга Локка «О воспитании». Житейский такт. Герцог Мальборо) Лондон, 18 ноября ст. ст. 1748 г.Милый мой мальчик!Что бы я ни увидел и ни услышал, я первым делом думаю, не может ли это так или иначе пригодиться тебе. На днях вот я случайно зашел в

LVII Государством управляй прямо, На войне применяй хитрость И посредством бездействия завладевай Поднебесной. Отчего мне известно, что это так? Вот отчего: Чем больше в мире запретов, тем люди беднее. Чем больше народ знает о выгоде, тем больше в царстве смуты. Чем больше

LVII Государством управляй прямо, На войне применяй хитрость И посредством бездействия завладевай Поднебесной. Отчего мне известно, что это так? Вот отчего: Чем больше в мире запретов, тем люди беднее. Чем больше народ знает о выгоде, тем больше в царстве смуты. Чем больше в

47. Такт Жизнь — искусство; а всякое искусство призвано создавать гармонию. Существует и социальная гармония; искусство подготовить ее, создать и сохранить называется «тактом».Но что такое такт, не знает никто. Ибо тот, кто им обладает, пользуется им почти бессознательно,

О доверии людям Лучше доверять многим, и разочароваться в некоторых, чем не доверять никому, сделав свою душу

Служение людям Как-то Юань-сы был назначен при Конфуции управляющим. Конфуций пожаловал ему 900 мер зерна, но тот отказался.Учитель сказал:– Не отказывайся, а возьми и раздай соседям, живущим с тобою в одном хуторе, деревне, селе или волости.Юань-сы – ученик Конфуция по

Глава LVII Глупость говорит: Папы, кардиналы и епископы не только соперничают с государями в пышности, но иногда и превосходят их. Вряд ли кто помышляет о том, что белоснежное льняное одеяние означает беспорочную жизнь. Кому приходит в голову, что двурогая митра с узлом,

Читать еще:  Как сделать чертовски сексуальное селфи. Сколько стоит интимная стрижка в косметическом салоне. Где делать: дома или в салоне

В школе, где я работаю, есть класс, в который учителя идут работать с не очень радостным настроением. В этом классе учится 30 ребят. А мы знаем, что сейчас много детей гиперактивных, очень шустрых, подвижных, а ещё.. не очень воспитанных. И среди этих 30-ти есть шесть-семь именно таких учащихся. И не удивительно, что часто на уроке они являются нарушителями дисциплины. Одни ребята их поддерживают, другие — стараются навести порядок в классе, успокаивая разгулявшихся. В итоге — общий шум, состоящий из тридцати голосов. И нужен большой запас знаний, терпения, понимания, чтобы подобрать ключики к каждому ребёнку. Ведь учителю важно, чтобы все тридцать знали, что такое существительное, как правильно раскрыть скобки или где находится Тихий океан.

Вот тут и помогает внимательное, уважительное отношение к ребёнку. Отношение не как к воспитуемому, а как к личности. К личности, которая в некоторых вопросах может предложить мудрое решение. Например, в школе при организации выборов президента один из кандидатов в президенты предложил выбрать «лидера, а не президента», потому что «всё равно все вместе работать будем, у кого время есть, тот и делает дело, а лидер координирует работу». Ведь верно мыслит человек. В школе основная работа — учеба. А навык общественной деятельности в школьные годы получают те, кто хочет помогать учителям в учебно-воспитательном процессе. И в этом процессе на разных этапах, в разных мероприятиях лидером может стать каждый.
Так и в этом классе: при внимательном знакомстве с ребятами обнаружились их слабые и сильные стороны. Одного нужно поддержать похвалой, другого простить за невыученный урок, третьему рассказать, что замечания делает учитель для его блага, что за замечание нужно говорить «спасибо», третий при работе над стихотворением быстро находил рифму, значит, ему дать задание — написать стихотворение, о маме, например. И тогда каждый ребёнок чувствует себя нужным учителю, он старается быть лучше, ему стыдно не выполнить задание. Одному из ребят (не очень дисциплинированному) было поручено каждый день перед занятиями проверять у группы детей наличие в тетрадях письменных домашних заданий. Однажды учитель выясняет, что проверяющий сам не выполнил дома работу. Учитель простил, с условием, что так больше не повторится. Окрылённый ребёнок снова занялся проверкой тетрадей одноклассников. Такая ситуация повторилась ещё дважды, но учитель терпеливо выслушивал причину, с пониманием разрешал работать дальше. Сейчас парень и сам выполняет все домашние задания и других держит под контролем.
Наши дети — это отражение своих родителей. Важно и родителям помогать наладить контакт со своим ребёнком. Когда пришла мама одной из девочек этого класса и сказала, что она в школе была «двоечницей», поэтому и у ребенка проблемы, учитель был удивлён. У девочки с обучением проблем не было — ребёнок смышленый, проблемы с дисциплиной. И когда мама стала приводить девочку в школу, чтобы не опаздывала, когда мама не стала лениться хотя бы просматривать наличие домашних заданий, девочка стала намного жизнерадостней, у неё стало меньше агрессии, к ней потянулись одноклассники.
Где-то я прочитала, что, если человек за компьютером проводит ежедневно 2.5 часа, то при средней продолжительности жизни в 70 лет, мы потратим на компьютер 6 лет жизни. А при соцопросе родителей на вопрос «Сколько времени вы уделяете общению со своим ребёнком?» был получен ответ: в среднем около 30-40 минут в день. Думаю, комментарии излишни.
Очень важно, чтобы наши дети чувствовали наше внимание, чувствовали заинтересованность взрослого человека в его жизни. Не только в обучении, а в жизни. Чтобы отношение к маленькому человеку было как отношение к личности, имеющей свои интересы, своё понимание текущего момента. Тогда каждая минута общения с ребёнком, и на уроке и вне урока, будет приносить только радость.

Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

К сожалению, стоит признать, что в наши дни очень большое количество людей страдают недостатком такого важного качества как внимательность. Человек может быть наделен в полной мере другими положительными качествами, но, если при этом он не внимателен, это может если не перечеркнуть, то в значительной степени уменьшить возможность человека реализоваться в полной мере. О необходимости развивать внимательность говорят психологи, преподаватели, различные бизнес тренеры. Из этого можно сделать вывод о том, что внимательность как качество необходимо нам практически в любой сфере жизни.

А насколько внимательным являетесь Вы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся в том, какого человека можно назвать внимательным. Внимательность может проявляться на двух уровнях. Первый это непосредственное восприятие получаемой информации и способность не пропускать ни одной детали. Внимательный человек никогда не пройдет мимо так называемых «мелочей», которые все остальные вполне могут посчитать «не существенными». Такая способность позволяет принимать правильные решения, поскольку учитывается максимальное число деталей. И это касается не только работы или учебы, но также вполне относится и к нашему быту. Те, кто внимательно изучают ценники в магазинах, в то время как остальные просто проходят мимо, точно знают, что и где нужно покупать и как при этом сэкономить. Ну, а то, что внимательность необходима для того, чтобы достигнуть значительных успехов в учебе или на работе, даже не стоит говорить.

Существует также еще один уровень взаимодействия с миром, где наличие внимательности с Вашей стороны, способно сослужить хорошую службу. Речь идет о взаимоотношении с окружающими. В этом смысле внимательным можно назвать человека, проявляющего внимание к окружающим, чуткого и отзывчивого. Внимательный мужчина всегда откроет дверь подъезда перед дамой, или поможет старушке перейти дорогу, заметив, что он не решается это сделать самостоятельно. Конечно, люди особенно ценят подобное к себе отношение, поэтому внимательный человек пользуется особенным признанием окружающих. Как видно, внимательность весьма полезное качество и его нужно развивать в себе. Мы можем дать несколько советов о том, как следует это делать.

Прежде всего, взявшись за какое-нибудь дело, старайтесь не отвлекаться . Сосредоточьтесь на том, чем Вы заняты. В этом случае Вы сможете заметить гораздо больше полезных деталей.

Не торопитесь. Как известно спешка нужна только при ловле блох. Любое дело нужно выполнять спокойно и не спеша. В этом состоянии Вы совершенно точно не пропустите какого-нибудь важного момента, а значит, учтете все детали.

Тренируйте наблюдательность . Старайтесь, например, по пути на работу, запоминать как можно больше разных мелочей вокруг. Как был одет прохожий, с каким номером проехала машина и т.п. Понятно, что Вам эти знания , возможно, совсем не нужны, но зато Вы научитесь обращать внимание на мелочи, которые в дальнейшем могут оказаться существенными.

Развивайте память . Для того, чтобы запомнить те самые «мелкие детали», нужно обладать хорошей памятью. Поэтому учите больше стихов наизусть, или выучите еще один иностранный язык. Это поможет развитию памяти.

Старайтесь давать своему мыслительному аппарату достаточный отдых. Отмечено, что если человек, например, недостаточно высыпается, это может привести к существенной потере внимательности из-за того, что пропадает способность концентрироваться . Поэтому, спите и отдыхайте столько, сколько того требует Ваш организм.

Что же касается развития внимательности к окружающим людям, то здесь нужно научиться в первую очередь проявлять к ним живой интерес. Если Вы видите, что можете помочь – сделайте это. Ваша способность самостоятельно замечать то, что человеку нужна помощь и будет расценена окружающими как внимательность. Кроме того, всегда можно поинтересоваться у человека, нужна ли ему Ваша помощь, это тоже проявление внимательности.

Насколько внимательным в быту и к окружающим являетесь Вы? Всегда ли Вы замечаете, что кому-то нужна помощь? Внимательны ли Вы к мелочам? Поделитесь с нами своим мнением, мы разместим его на нашем сайте.

Внимательное отношение к людям

Казалось бы, это вполне очевидная истина, что если хочешь, чтобы люди тебе в чем-то помогали или хотя бы не мешали, ты должен их знать и учитывать их интересы и желания. Но один из парадоксов нашей жизни состоит как раз в том, что подавляющее большинство людей не испытывают искреннего интереса к окружающим. Естественно, что и окружающие платят им той же монетой, т.е. безразличием и невниманием. Вспомните, например, своих прямых начальников. Многие ли из них действительно интересовались вами? Но вряд ли и вы очень интересовались ими. Вежливо здоровались, получали задания, выполняли свою работу, иногда выслушивали замечания или одобрения, возможно, беседовали на дежурные темы. Даже если совместно что-то праздновали или отмечали, то это проходило в принятых дежурных рамках. В итоге, ни вы не знали толком своих начальников, ни они вас. Но это многих вполне устраивает, считают, что так проще жить. Возможно это и так, только не для тех людей, кто стремится к успеху.

Читать еще:  Дизайн бороды как выбрать. Виды бороды у мужчин по типу лица

Чем к большему успеху стремится человек, в результате достижения большой цели, тем в большей степени он должен поддерживаться окружающей средой, ведь на преодоление ее сопротивления можно истратить много сил и времени, а это для любого человека ограниченные ресурсы.

Однако никакая окружающая среда сама по себе никого поддерживать не будет, без определенных усилий со стороны человека, заинтересованного в подобной поддержке. Следовательно, на окружающее нас человеческое общество и его социальные системы необходимо активно влиять. Рассмотрим, что, как минимум, для этого необходимо делать.

Во-первых, окружающими людьми надо искренне

интересоваться. Однако при этом должны соблюдаться определенные рамки, интерес в пределах которых признается обществом приличным. Например, не принято обращаться к начальникам и подчиненным с одними и теми же вопросами и предложениями. Знаки внимания должны быть объективно взвешенными. Делать это не всегда просто, но необходимо.

Во-вторых, необходимо давать людям объективную информацию о себе. Люди, которые мало знают о человеке, относятся к нему с повышенной настороженностью, а то и недоброжелательно. Но здесь тоже надо знать меру. Как правило, подобную информацию следует тщательно взвешивать, передавая ее необходимое количество и достаточное, но не излишнее. Болтунов иногда любят, но очень редко уважают. А человеку в его движении к успеху необходимо уважение окружающих людей.

В-третьих, следует не только действительно искренне интересоваться окружающими, но и накапливать о них систематизированную информацию. Нужно определить для себя, что следует держать в оперативной памяти, а что доверить своим персональным информационным носителям. Например, хорошо, если вы помните имена супругов и детей своих коллег по работе, а если вы помните такую информацию о своих деловых партнерах, то это уже отлично. Что бы люди ни говорили, но подавляющее большинство любит знаки внимания к себе и своей семье, как и людей их проявляющих.

В-четвертых, независимо от свойств своего характера, необходимо быть всегда вежливым, а в необходимых случаях также проявлять доброжелательность, но в должных рамках, чтобы не показаться назойливым.

В-пятых, надо быть внимательным в отношении различных подарков, как тех, которые делаете вы окружающим, так и тех, которые получаете от них. Здесь важно соблюдать чувство меры. И при дарении подарков и при их принятии. Не многие понимают, что именно на подарках можно изменить и даже резко ухудшить отношения.

В-шестых, можно привести еще немало различных как прописных истин, так и неписанных правил, которые полезно соблюдать в различных конкретных условиях.

Наши возможности в достижении успеха всегда связаны с людьми. Мы все зависим друг от друга. Даже самый большой начальник всегда сильно зависит от своих подчиненных, а значит и от их отношения к нему. Поэтому необходимо не только знать информацию об окружающих людях, но и понимать их. Понимать их слова, мотивы, действия, а также что от них можно ожидать и чего, вероятно, ожидать нельзя.

А чтобы понимать людей необходимо их знать. Представляется разумным знать для людей из своего ближайшего окружения ответы на следующие конкретные 7 вопросов.

  • 1. Характер данного человека и его особенности.
  • 2. Личные интересы.
  • 3. Цели, как стратегические, так и ближайшие.
  • 4. Сильные и слабые стороны, как специалиста.
  • 5. Отношение к делу и наличие внутренней мотивации.
  • 6. Отношение к вам.
  • 7. Проблемы и трудности данного человека.

Конечно, найти для себя правильные ответы в отношении людей, от которых человек зависит нелегко. Например, очень легко ошибиться с ответом на вопрос 6. И люди здесь ошибаются очень часто. Так что людей вокруг себя нужно добросовестно изучать.

В данном параграфе не рассматривается анализ поведения людей. Он очень интересный, но базируется на глубоком знании психики человека. Поэтому желающим в этом разобраться придется погрузиться в изучение специальной литературы. Например, все люди делают разные ошибки. А почему? В этом вполне можно разобраться, в частности, ошибочным действиям человека посвящены три первых лекции Зигмунда Фрейда в его классическом труде 1 . В этой работе 3. Фрейд убедительно показывает, что ошибочные действия людей носят неслучайный характер.

Изучение людей — это очень непростая работа, но у нее есть два хороших качества. Если изучением людей заниматься серьезно, то это оказывается интересным занятием. Кроме того, плоды от такой работы, если она добротно сделана, всегда приносят немалую пользу человеку, потратившему на нее свое время.

Письма к сыну (41 стр.)

Знание света учит нас, в частности, двум вещам, причем и та и другая необычайно важны, а природной склонности ни к той, ни к другой у нас нет: это владеть своим настроением и чувствами. Человек, у которого нет du monde, при каждом неприятном происшествии то приходит в ярость, то бывает совершенно уничтожен стыдом; в первом случае он говорит и ведет себя как сумасшедший, а во втором выглядит как дурак. Человек же, у которого есть du monde, как бы не воспринимает того, что не может или не должно его раздражать. Если он совершает какую-то неловкость, он легко заглаживает ее своим хладнокровием, вместо того чтобы, смутившись, еще больше ее усугубить и уподобиться споткнувшейся лошади. Он тверд, но вместе с тем деликатен и следует на деле прекраснейшему из максимов: suaviter in modo, fortiter in re[227], другая такая максима – это volto sciolto e pensieri stretti[228]. У людей, не привыкших к свету, бывают болтливые лица, и они настолько неловки, что видом своим выдают то, что им все же хватает ума не высказывать вслух. В светской жизни человеку часто приходится очень неприятные вещи встречать с непринужденным и веселым лицом; он должен казаться довольным, когда на самом деле очень далек от этого; должен уметь с улыбкой подходить к тем, к кому охотнее подошел бы со шпагой. Находясь при дворах, ему не пристало выворачивать себя наизнанку. Держать себя так человек может, больше того, должен, и тут нет никакой фальши, никакого предательства: ведь все это касается только вежливости и манер и не доходит до притворных излияний чувств и заверений в дружбе.

Хорошие манеры в отношениях с человеком, которого не любишь, не большая погрешность против правды, чем слова «ваш покорный слуга» под картелемХ …под картелем – вызовом на дуэль. Ъ. Никто не возражает против них, и все принимают их как нечто само собой разумеющееся. Это необходимые хранители пристойности и спокойствия общества; они должны служить только для защиты, и в руках у них не должно быть отравленного коварством оружия. Правда, но не вся правда – вот что должно быть неизменным принципом каждого, у кого есть вера, честь или благоразумие. Те, кто уклоняется от нее, возможно, и хитры, но ума у них не хватает. Вероломство и ложь – прибежище трусов и дураков. Прощай.

P. S. Еще раз советую тебе так расстаться со всеми твоими французскими знакомыми, чтобы они пожалели о том, что ты уезжаешь, и захотели вновь увидеть тебя в Париже, куда ты, может быть, и вернешься довольно скоро. Ты должен проститься со всеми не просто холодно и вежливо – прощание твое с парижанами должно оставить у них ощущение тепла, внимания и заботы. Скажи, как ты признателен им за радушие, которое они выказали тебе за время твоего пребывания в их городе; заверь их, что, где бы ты ни был, ты всюду сохранишь о них благодарную память; пожелай, чтобы тебе представился удобный случай доказать им, ton plus tendre et respectueux souvenir[229], попроси их далее, если судьба закинет тебя в такие края, где ты сможешь хоть чем-нибудь быть им полезен, чтобы они без всякого стеснения прибегли к твоей помощи. Скажи им все это и еще гораздо больше прочувствованно и горячо, ибо знаешь – si vis flere…[230] Если ты потом даже вовсе не вернешься в Париж, повредить это тебе ничем не может, но если вернешься, то, вполне вероятно, это окажется для тебя чрезвычайно полезным. Не забудь также зайти в каждый дом, где ты бывал, чтобы проститься и оставить по себе хорошую память. Доброе имя, которое ты оставляешь после себя в одном месте, будет распространяться дальше, и ты встретишься потом с ним в тех двадцати местах, в которых тебе предстоит побывать. Труд этот никогда не останется совершенно напрасным. ‹…›

Читать еще:  Что говорить чтобы вернуть жену. Как вернуть жену, если она не хочет отношений – советы психолога. Признания в любви

LVII (Такт. Внимательное отношение к людям)

Лондон, 11 мая ст. ст. 1752 г.

‹…› Вот еще один мой настоятельный совет тебе: не только в Германии, но и вообще в любой стране, в которую тебе когда-либо случится поехать, ты должен быть не только внимателен ко всякому, кто с тобой говорит, но и сделать так, чтобы собеседник твой почувствовал это внимание. Самая грубая обида – это явное невнимание к человеку, который что-то тебе говорит, и простить эту обиду всего труднее. А мне ведь довелось знать людей, которые роняли себя в глазах других из-за какой-нибудь неловкой выходки, на мой взгляд, отнюдь не столь обидной, как то возмутительное невнимание, о котором я говорю. Я в жизни видел немало людей, которые, когда вы говорите с ними, вместо того чтобы глядеть на вас и внимательно вас слушать, вперяют взоры в потолок или куда-нибудь в угол, глядят в окно, играют с собакой, крутят в руках табакерку или ковыряют в носу. Это самый верный признак человека мелкого, несерьезного и пустого, да к тому же и невоспитанного; этим ты откровенно признаешься, что каждый самый ничтожный предмет более достоин твоего внимания, чем все то, что может быть сказано твоим собеседником. Суди сам, каким негодованием и даже ненавистью преисполнится при таком поведении сердце того, в ком есть хоть малая толика самолюбия. А я с уверенностью могу сказать, что не встречал еще человека, которому бы его недоставало. Еще и еще раз повторяю тебе (ибо тебе совершенно необходимо это запомнить) – такого рода тщеславие и самолюбие неотделимы от природы человека, каково бы ни было его положение или звание; даже твой собственный лакей, и тот скорее забудет и простит тебе тумаки, нежели явное пренебрежение и презрение. Поэтому, прошу тебя, не только будь внимателен, но и умей выказать всякому человеку, который с тобой говорит, внимание явное и заметное, больше того, умей подхватить его тон и настроить себя на его лад. Будь серьезен с человеком серьезным, весел с веселым и легкомыслен с ветрогоном. Принимая эти различные обличья, постарайся в каждом из них выглядеть непринужденно, вести себя так, как будто оно для тебя естественно. Это и есть та настоящая и полезная гибкость, которая приобретается доскональным знанием света, раскрывающим человеку глаза и на пользу ее, и на то, как эту гибкость приобрести.

Я уверен и, уж во всяком случае, надеюсь, что ты никогда не употребишь глупых слов, которые очень любят дураки и тупицы, нелепым образом стараясь ими себя оправдать: «Я не могу это сделать», когда речь идет о вещах, которые ни в силу физических, ни в силу моральных причин не являются невозможными. «Я не могу долго уделять внимание чему-то одному», – говорит один дурак: это значит только, что он такой дурак, что не может. Мне вспоминается увалень, который не знал, куда девать свою шпагу, и всякий раз имел обыкновение снимать ее перед обедом, говоря, что никак не может обедать, когда он при шпаге. Раз как-то я не удержался и сказал, ему, что это вполне можно сделать, не подвергая опасности ни себя, ни других. Стыдно и нелепо говорить, что ты не в состоянии делать то, что все люди вокруг тебя делают каждодневно.

Есть и еще один порок, против которого я должен тебя предостеречь, – это лень: ничто, пожалуй, не мешало так людям провести с пользой свои путешествия. Прошу тебя, всегда будь в движении. Утром подымайся рано и осматривай город, а во второй половине дня старайся увидеть побольше людей. Если тебе предстоит пробыть только неделю в каком-нибудь самом маленьком городке, все равно осматривай все, что там надо видеть, познакомься с возможно большим числом людей и посети все дома, которые сможешь.

Советую тебе также, хотя, может быть, ты уже подумал об этом сам, носить всегда в кармане карту Германии, на которой нанесены все почтовые дороги, а также какой-нибудь краткий путеводитель. Глядя на карту, ты будешь запоминать расположения отдельных мест и расстояния между ними, а из путеводителя узнаешь о множестве достопримечательностей, которые надлежит посмотреть и которые иначе могут ускользнуть от твоего внимания;

хоть сами по себе они, может быть, и не так уж много значат, ты потом будешь жалеть, что побывал в этих городах, а их не увидел.

Теперь ты подготовлен к путешествию и предупрежден обо всем, и да хранит тебя Бог. Felix faustumque sit![231] Прощай.

LVIII (Как надо вести себя с соперником и с врагом)

Лондон, 29 сентября 1752 г.

Для молодого человека, такого, как ты, самое важное, но вместе с тем и самое трудное (знаю это по собственному опыту) – уметь вести себя благоразумно с теми, кто тебе неприятен. У вас горячие страсти и ветреные головы; вы ненавидите всех тех, кто не согласен с вашими взглядами, идет ли речь о честолюбии или о любви, а в том и другом соперник – это почти то же самое, что враг. Когда вы встречаетесь с таким человеком, вы в лучшем случае не можете скрыть свою холодность и бываете натянуты и неловки, а подчас даже резки, вам непременно хочется нанести ему какую-нибудь косвенную обиду. Все это неумно, ибо один человек имеет такое же право добиваться должности или женщины, как другой; в любви это крайне неосторожно: вы только портите этим себе все дело, и в то время как вы оспариваете друг у друга первенство, торжествует обычно третий. Согласен, что положение это весьма тягостно: человек не может думать и чувствовать иначе, чем привык, а ведь он всегда болезненно и мучительно переживает, когда кто-то становится ему поперек дороги и не дает добиться успеха при дворе или расположить к себе женщину. Между тем надо быть достаточно благоразумным и ловким, чтобы сдержать неприязнь, если причину ее устранить нельзя. Оба претендента, когда они дуются друг на друга и препираются между собой, этим только огорчают свою даму, тогда как, если у одного из них хватает самообладания (что бы он в это время ни чувствовал в душе), чтобы стать с другим приветливым, веселым и вежливым без всякой натянутости и аффектации, как будто между ними нет и не было никакого соперничества, – не приходится сомневаться, что он больше понравится даме, а другой будет чувствовать себя вдесятеро униженным и посрамленным: он решит, что соперник его спокоен, потому что твердо уверен в своей победе. И вот он начнет вести себя с дамой вызывающе, осыпать ее упреками, и между ними может даже возникнуть ссора. То же самое и в делах: тот, кто может лучше всего распоряжаться чувствами своими и лицом, будет всегда иметь безмерные преимущества над другим. Это то, что французы называют un procede honnete et galant[232] – быть подчеркнуто вежливым с человеком, с которым люди мелкие в подобном же случае обошлись бы неприязненно или, может быть, даже грубо. Приведу тебе один пример из моей собственной жизни, и, пожалуйста, вспомни о нем, если сам попадешь когда-нибудь в подобное положение, а я надеюсь, что когда-нибудь так оно и будет.

Источники:

http://planeta-intur.ru/conspiracies/i-vnimatelnoe-otnoshenie-k-nei-lvii-takt-vnimatelnoe-otnoshenie-k-lyudyam-pro/
http://studref.com/432030/psihologiya/vnimatelnoe_otnoshenie_lyudyam
http://dom-knig.com/read_357888-41

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector