Мое отношение к катерине (а. н островский «гроза»). Сочинение: Мое отношение к героине драмы Островского «Гроза

Cочинение «Личность Катерины в оценке русских критиков и мое отношение к образу главной героини драмы»

Имя Островского хорошо знакомо и памятно всем, кому дорога национальная русская культура. “Пьесами жизни” называл пьесы Островского Добролюбов. Его современников и потомков поражала естественность произведений, их простота, необычная для того времени правдивость. Вдумчивый читатель или зритель видит в Островском не только описателя быта, но и острого сатирика, лирика, драматического поэта.

Большинство критиков ценили в А. Островском не столько талант писателя, сколько его дар выдающегося драматурга, многие его пьесы ставились при жизни писателя в московском Малом театре, или “Доме Островского”, как называли его жители столицы. Многие из них идут там и сейчас.

Островский глубоко понимал жизнь людей, умел ярко изображать ее наиболее характерные черты. Пьеса А. Островского “Гроза” является в этом смысле очередным проявлением его таланта.

“Гроза” вызвала массу различных мнений со стороны русской критики, многие из которых были прямо противоположны друг другу. Наибольшие споры вызвал образ главной героини пьесы – Катерины. Выдающийся русский критик Добролюбов считал ее “лучом света в темном царстве русской действительности” с характером “по преимуществу созидающим, любящим, идеальным”.

Добролюбов сравнивает Катерину с большой многоводной рекой. Катерина выдерживает все напасти, выдержит все, несмотря ни на какие препятствия; “а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”. По мнению Н. А. Добролюбова, Катерина осуждена на борьбу; покоряясь или идя на обман, она все равно “дойдет до своего конца”. Добролюбов высоко ценит способность Катерины к протесту против «кабановских» понятий о нравственности. Он видит в ней женщину, “не желающую мириться или пользоваться жалким прозябанием”.

Другая точка зрения на этот образ выражена в статье Д. И. Писарева “Мотивы русской драмы”. Писарев подчеркивает, что жизнь Катерины полна внутренних противоречий. В ее душе “постоянно сталкиваются как бы две разные женщины”. Катерина, по мысли критика,”сама путает свою жизнь”, а запутав узел до конца, разрубает его “самым простым и глупым способом – самоубийством”.

На мой взгляд, ближе всего к истине точка зрения Ф. М. Достоевского. Он считает личную драму Катерины вполне закономерной и отвергает, таким образом, доводы тех, кто пытается вывести из “Грозы” идею о “пагубности патриархального деспотизма”. Он утверждает, что “. лукавый, мучивший Катерину, любит такие натуры. Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита”. И это действительно так, стоит лишь внимательнее вчитаться в текст пьесы. Катерина до того искренна, честна, чиста душой, что, полюбив Бориса и тем самым приняв “тяжкий” грех на душу, она не может не испытывать мук совести. И, конечно же, не патриархальный уклад быта заставил ее пойти на самый страшный шаг – самоубийство, а просто правдивость, глубокая вера и чистота нравственных принципов не позволили Катерине продолжать свое “греховное” существование на земле.

Мы помним, что в родительском доме она “жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле”. Мать в ней “души не чаяла, работать не принуждала”. И хотя, в доме свекрови все “то же самое”, но чувствует Катерина какой-то гнет, все “как будто из-под неволи”. Члены семьи, в которую попала Катерина, относятся к обстановке, царящей в доме, по-разному. Тихон полностью покорился матери, он не хочет “жить своей волей”, хотя и рад иногда вырваться на свободу. Варвара приспособилась более удачно, потихоньку обманывая мать и преследуя, прежде всего, собственные интересы.

Катерина же твердо уверена, что, выйдя замуж, она “все равно что похоронена”. Однако это не мешает ей, полюбив Бориса, дать выход своим чувствам, нарушая таким образом вековые традиции. Но Катерина глубоко набожна. Изменив своему мужу, она не может жить с таким грехом на сердце, который ей кажется даже страшнее, чем самоубийство. В своем последнем монологе, после прощания с Борисом, Катерина говорит, что не может возвратиться домой, что “о жизни ей и думать не хочется. люди, дом, стены – все противно”, а кто любит, “тот все равно молиться будет”. Таким образом, все более трагичным становится разлад между тем, что творится в душе Катерины, между ее чувствами, желаниями и нормами калиновской действительности. Последнее же восклицание Тихона, в котором сквозит его зависть к умершей жене, подчеркивает, на мой взгляд, весь тот ужас повседневной жизни, при которой живые “завидуют” умершим.

Можно по-разному трактовать образ Катерины, можно видеть в ее поступках проявления человеческой слабости, но нельзя, как мне кажется, осуждать за них Катерину и нельзя не сострадать столь редкой по своей внутренней красоте героине.

Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине драмы А. Н. Островского “Гроза”

Тьмы горьких истин нам дороже Нас возвышающий обман. А. С. Пушкин

Глядя на одно и то же, мы все видим разное. По этому поводу есть анекдот:

-Чем отличается оптимист от пессимиста?

-Оптимист говорит, что зал наполовину полный, а пессимист, что наполовину пустой.

Вот посмотрите, что увидел Добролюбов в героине драмы “Гроза”: “Поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в ней внешнего, чуждого, а выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически.

Читать еще:  Также снимает воспаление и раздражение. Средства от раздражения кожи. Дезодоранты от раздражения после бритья

Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало… Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный”.

Когда я дочитал до этого места, мне захотелось потребовать от критика

Русская вариация на тему мадам Бовари. Интересно было бы посмотреть и на семью ее родителей, опозоренную супружеской изменой и самоубийством дочери. Добролюбов, правда, пишет что-то о поэтических видениях после рассказов странниц – не устрашающих, а ясных и добрых. Как я понимаю, здесь речь идет о паническом страхе женщины перед гневом Божьим и геенной огненной.

Вот именно, видим то, что хотим.

Что касается “любящего” характера… Трудно понять, почему человек любит этого, а не другого. “Любовь зла, полюбишь и козла”. Но из всех возможных “козлов” Катерина выбирает самого пошлого и ничтожного – Бориса. Она прошла мимо кроткого, но беззаветного Тихона, который, по-моему, проявил редкое великодушие, простив блудную жену.

Она прошла мимо буйного, отважного и по-своему благородного Кудряша. .. Избран ею Борис, который терпеливо выносит грубости Дикого, расстилая ему под ноги свое достоинство. Правда, у него есть неоспоримая “ценность”: он “упакован” на западный манер, в отличие от остальных персонажей, одетых по-русски. Извещенный заранее и не раз о том, что грозит Катерине в случае их свиданий, он действительно губит ее, лицемерно приговаривая: “Кто же знал, что так будет!”

Добролюбов заявляет, что “Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам…” Между тем, живя в доме, где ее не заставляли и не понуждали к тому, что ей было не по душе, она еще в детском возрасте кинулась к Волге, села в лодку и оттолкнулась от берега. Только наутро эту “смиренницу” нашли ниже по течению. А она теперь даже не помнит причину своей обиды, настолько та, по всей видимости, была ничтожна. Потом она выросла, вышла замуж и называет свекровь на “ты”, вопреки принятому в семье “Вы”.

И не хочет терпеть того, что ей так нравилось в отчем доме.

Возможно, ненавидя современную ему действительность, Добролюбов видел в молодой купчихе Катерине Кабановой ростки будущего, светлого и прекрасного. Из уважения к классику мы не очень ему перечим. Тем более, что “Гроза” кажется нам давно устаревшим произведением. Но Катерина действительно из будущего, которое реально состоялось.

Мы в нем как раз и живем.

Современные Дикие похлопывают современных городничих по плечу, чтобы власть знала, кто в доме хозяин. Без импортного прикида, хотя бы и second hand, современные Катерины на тебя и не поглядят. Но такого Добролюбов не хотел, я думаю, еще больше, чем “темного царства”.

И увидел во вздорной эгоистке луч света и надежду.

Похожие сочинения:

Почему Н. А. Добролюбов назвал Катерину, героиню драмы А. Н. Островского, “сильным русским характером”?В драме А. Н. Островского “Гроза” показан сложный, трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, ярко изображается и живучесть морали “темного царства”, и ее.

Как я понимаю идейный смысл названия драмы А. Н. Островского “Гроза”Где ты, гроза – символ свободы? А. Пушкин Знойный летний день… Кажется, над землей нависла какая-то страшная зловещая сила, готовая все погубить. Земля, деревья, птицы, небо – все ждет освежающей.

Анализ драмы А. Н. Островского “Гроза”Драма “Гроза” – вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала “Библиотека для чтения” за 1860 год. Основная тема пьесы – борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями.

Мое отношение к КатеринеА. Н. Островский – великий русский драматург XIX века. Сорок лет его плодотворной деятельности в области драматургии были ознаменованы созданием высокохудожественного репертуара русского национального театра. Он написал около пятидесяти пьес.

Основной конфликт драмы “Гроза” А. Н. ОстровскогоСтарине приходит конец! А. Островский В основе драмы “Гроза” лежит протест Катерины против вековых традиций и старозаветного уклада жизни “темного царства”. Автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв к.

Смысл названия драмы А. Островского “Гроза”После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза” современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”После выхода из печати и постановки драмы А. Н. Островского “Гроза” прогрессивно мыслящие современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе – ведь пьеса была написана в 1860.

Кто виноват в гибели Катерины героини драмы Островского “Гроза”Смерть Катерины – это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова.

Добролюбов Н. А. ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ. ГРОЗА. ДРАМА В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ. ГРОЗА. ДРАМА В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ А. Н. ОСТРОВСКОГО, СПБ, 1860г.) В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо.

Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского “Гроза”Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы “Гроза” написано: “Декорация первого действия. Сумерки”. Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором “гроза” не способна развеять мрак иначе.

Читать еще:  Если во сне подстригли волосы. Во сне стричь волосы

В чем причина драмы Катерины в пьесе Островского “Гроза”?“Гроза” Островского – произведение сложное и многогранное, допускающее различные трактовки и толкования. Даже жанр этой пьесы определяется по-разному: ее называют то драмой, то народной трагедией в зависимости от того, как.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В основе любого драматического произведения всегда лежит драматический конфликт – столкновение противоположных идей, взглядов, нравственных принципов, характеров. Существует такой конфликт и в драме.

Смысл названия драмы “Гроза” ОстровскогоТворчество А. Островского – русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы “дикого капитализма”, требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь.

Краткое содержание драмы А. Н. Островского “Гроза”Основные действующие лица: Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное в городе лицо. Борис Григорьевич – его племянник, образованный молодой человек. Марфа Игнатьевна Кабанова – вдова, богатая купчиха. Тихон Иваныч Кабанов.

В чем двойной смысл заглавия драмы А. Н. Островского “Гроза”?В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма “Гроза” показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы.

Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского “Гроза”А. Н. Островский ввел в русскую литературу новый жанр комедии – “очерковой” по композиции и “физиологической” по стилю. Основное внимание драматурга на протяжении всего творческого пути было сосредоточено на раскрытии.

Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”Только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными для других народов и для всего света. А. Н. Островский.

. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение;.

Почему Н. А. Добролюбов писал о пьесе “Гроза”, что ее “конец… кажется нам отрадным”?Почему Н. А. Добролюбов писал о пьесе “Гроза”, что ее “конец… кажется нам отрадным”? В качестве аргументов, подтверждающих мнение критика, приведите следующие: в пьесе происходит столкновение новых веяний и старого.

Критика пьесы “Гроза” А. Н. ОстровскогоПьеса Островского вызвала множество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова “Луч света в темном царстве”. Почему именно Катерина была названа “лучом света”? Потому, что инстинктивный.

Протест Катерины в драме “Гроза” ОстровскогоА. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателе репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа Малого театра, изваянный резцом скульптора.

Протест Катерины в драме А. Островского “Гроза”А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом.

ПРОТЕСТ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в.

Смысл названия драмы “Гроза”Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза – непосредственный участник действия пьесы, с.

Жанровое своеобразие драмы “Гроза”“Гроза” – народная социально-бытовая трагедия. Н. А. Добролюбов “Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по.

НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ ДРАМАТУРГ? (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве под общим названием “Ночи на Волге”.

Трагическая острота конфликта Катерины с темным царством в драме А. Н. Островского ГрозаТрагическая острота конфликта Катерины с “темным царством” в драме а. Н. Островского “Гроза” I. Соединение в пьесе Островского “Гроза” жанров драмы и трагедии. II. Хозяева и жертвы “темного царства”. 1.

Идейно-художественное своеобразие драмы “Гроза”Идейно-художественное своеобразие драмы “Гроза” Метод – реализм. А) “Гроза” как произведение 60-х гг. XIX века (см. ниже). Б) Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы (смотри пункт “Город Калинов и.

Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза”В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца. Н. А. Добролюбов Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс.

Сочинение на тему: “Самоубийство Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза” , показывает нам ее слабость или силу?”Героиня драмы Катерина романтичная и нежная натура, представляет собой русский сильный характер. Она самостоятельная, решительная натура, с правильно ложившимися нравами и убеждениями. В произведении происходит столкновение этой нежной натуры Катерины.

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К КАТЕРИНЕ (А. Н ОСТРОВСКИЙ «ГРОЗА»)

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К КАТЕРИНЕ. А. Н. Островский — великий русский драматург XIX века-. Сорок лет его плодотворной деятельности в области драматур­гии были ознаменованы созданием высокохудожественного репертуара русского национального театра. Он написал около пятидесяти пьес разных жанров. Преимущественно это были социально-бытовые пьесы, комедии из дворянской, чиновни­чьей и купеческой жизни, Добролюбов назвал эти пьесы «пье­сами жизни». Отмечая своеобразие драматического действия у Островского, он говорил: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни». Не случайно об Ост­ровском заговорили как о создателе новой русской комедии — «очерковой» по композиции и «физиологической» по стилю. В своих произведениях автор выступил продолжателем гума­нистических традиций русской литературы, считая вслед за Белинским высшими критериями художественности реализм и народность.

Читать еще:  Психология отношений между женатым мужчиной и замужней женщиной любовниками. Женатый мужчина и замужняя женщина. Как возникают отношения между ними

Вершиной творчества Островского конца 50-х — начала 60-х годов явилась драма «Гроза». Она поставила сложные вопросы современной жизни XIX в., появившись в печати и на сцене накануне так называемого «освобождения» крестьян.

В «Грозе» резко обличается общественный строй России, а гибель главной героини показана драматургом как следствие ее безвыходного положения в «темном царстве» лжи, приспо­собленчества, самодурства и насилия.

Катерина сталкивается со страшным миром кабановых и диких, с его звериными законами издевательства и унижения человеческой личности. Именно на этом столкновении пост­роен конфликт в пьесе. Героиня, вооруженная только силой своего чувства к любимому человеку, восстала против само­дурства и мракобесия, осознав право на лучшую жизнь, на счастье и любовь. Она, по словам Добролюбова, «…рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве». Та­кой мы видим в пьесе главную героиню — Катерину.

Она с детства воспитывалась в обстановке, которая выра­ботала в ней романтичность и религиозность, жажду свободы и мечтательность. Ее характер сложен и многогранен. Но глав­ное в ней, по-моему, ее любовь, которой она отдается со всей непосредственностью юной и сильной натуры. Да, Катерина совсем юна и неопытна в жизни. Она нуждается в сильном и умном руководителе, наставнике, спутнике жизни. Всего это­го Катерина не находит в своем муже, для которого вся ра­дость и услада в жизни состоит в том, чтобы вырваться хоть ненадолго из-под властной опеки собственной матери, найти разрядку в гульбе и хмеле, очутившись вдали от родительско­го ока. Таким предстает перед нами Тихон — муж Катерины. Он умеет приспособиться к ситуации и жить так, как дикту­ют моральные устои его общества, не выходя за рамки так называемого приличия.

Катерина же не умеет лицемерить и приспосабливаться, изворачиваться и лгать. Она прямо заявляет об этом Варваре: «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Ее характер показан в пьесе в движении, в развитии. Ей уже становится недостаточно одного созерцания природы или ти­хой благостной молитвы, обращенной к ней. Она ищет более действенную сферу приложения своих духовных сил, которой неожиданно для нее самой стало чувство к Борису. Именно эта любовь в конечном счете стала причиной ее трагедии.

Многие могут осуждать страстность и непосредственность натуры Катерины, воспринимая ее глубокую душевную борь­бу как проявление слабости. Но это не так. Героиня сильна именно своим чувством и своим трагическим выбором: или жить полнокровной жизнью с любимым, или не жить вообще. Она приходит к выводу, что жить так, как она жила раньше, нельзя, что это, быть может, еще больший грех, чем ее «неза­конная» любовь замужней женщины, которая долгое время была лишь послушной дочерью, женой, невесткой.

Ее выдали без любви в семью Кабановых, где все было не так, как в родительском тихом и уютном доме с его милыми сердцу радостями девичьей жизни. Катерина на всю жизнь оказалась связанной с тупым, нелюбимым, недалеким мужем, злой и сварливой свекровью. Она ищет выход своим романти­ческим порывам и находит его в любви.

Естественно, что страсть вызывает в душе героини бурю со­мнений, тяжелую борьбу чувства и долга замужней женщины.

Героиня в смятении. Ее религиозность диктует ей отступиться от своей любви, покаяться в грехе. Но порывы к свободе, стремле­ние хотя бы и ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы в ней сильнее сознания долга. Изменив мужу, Катерина кается перед ним, но, измученная домашней нравственной пыткой, не умея лицемерить и приспосабливаться, подобно Варваре, все же решается на побег. Однако Борис оказывается не готов связать свою жизнь с женщиной, поправшей моральные законы того об­щества, в котором он живет. Он отрекается от своей любви и оставляет Катерину. Брошенная любимым, Катерина предпочи­тает смерть возвращению к мужу и свекрови, в семейную кабалу.

Во все времена самоубийство считалось одним из самых страшных грехов. Катерина, будучи набожной, я думаю, тоже хорошо понимала это, но все же пошла на такой ужасный шаг. Я не могу оправдать этот ее поступок, даже делая скид­ку на невыносимые условия ее жизни, разочарование в люб­ви, невозможность вернуться в родительский дом или жизнь, полную унижений и оскорблений в доме ненавистной свекро­ви. Этот поступок недостоин столь сильной и цельной натуры, какой мы видим Катерину на протяжении всей пьесы. Отчая­ние толкнуло героиню на столь необдуманный шаг. В нем, мне кажется, слабость молодой и неопытной женщины, дове­денной до отчаяния, загнанной в угол. Ее можно попытаться понять, зная нравы и обычаи того общества, в котором жила Катерина, но оправдать ее поступок я не могу.

Источники:

http://mysoch.ru/sochineniya/ostrovsii/_story/groza/lichnost_katerini_v_ocenke_russkih_kritikov_i_moe_otnoshenie_k_obrazu_glavnoi_geroini_drami/
http://goldsoch.info/dobrolyubov-o-katerine-i-moe-otnoshenie-k-geroine-dramy-a-n-ostrovskogo-groza/
http://prepodka.com/moe-otnoshenie-k-katerine-a-n-ostrovskij-groza/

Ссылка на основную публикацию