«Не навредить» детям: возможно ли это? Какие отношения можно сохранить, а какие – нет. Принуждение как форма наказания

Содержание

8 правил наказания! Или как не навредить ребенку!

Можно ли применять насилие в воспитательных целях — мнения родителей здесь расходятся. Есть точка зрения, что даже безобидные шлепки могут непоправимо навредить психике ребенка. Но психолог Татьяна Шишова убеждена, что в шлепках нет ничего страшного. О том как правильно наказывать детей,чтобы не вредить им, сегодня тебе расскажут Женские секреты

В этой статье вы узнаете в чем отличие шлепков от побоев и каковы самые действенные и неоскорбительные методы в воспитании непослушных детей. Шлепок — это не побои. Для малышей шлепок по попе — это сигнал того, что так себя вести нельзя. Такой стоп-сигнал можно и порой нужно использовать. Ребенок в 2-3 года еще не понимает долгих объяснений и у него не развито причинно-следственное мышление.

Воспитывая ребенка, родители выстраивают ему рамки поведения: что можно, а что наоброт нельзя. Некоторых детей шлепать нет необходимости, а некоторые короткий шлепок понимают лучше, чем долгие объяснения и уговоры. Если родитель раз за разом шлепает ребенка за одну и ту же провинность, значит, воспитание зашло в тупик. А упорствуя, можно зайти далеко.

Вместо того чтобы остановиться и осознать, что именно не работает, родители могут сорваться и начать бить ребенка по разным частям тела. Это и есть побои. Не одиночный шлепок по попе или по губам, чувствительный, но не страшный, а настоящее избиение.

И безобидные шлепки не имеют смысла с определенного возраста. То есть, чем ребенок старше, тем лучше у него развито мышление. После 6-7 лет и наступает время для объяснений. Когда объяснения не помогают, тогда мы применяем какие-то дополнительные меры воздействия. Хотя физические методы уже только вредят родительскому авторитету.

Мать, которая гоняется за мальчишкой по всей квартире с ремнем, выглядит глупо. Еще хуже, когда ребенок пытается дать сдачи. Если ребенок воспринимает наказание как игру «а ну-ка догони», родителю не следует выставлять себя на посмешище, ввязываясь в борьбу. Надо искать другие методы воздействия.

Принуждение как форма наказания

Можно наказывать ребёнка, принуждая его к чему-то: мыть пол, писать лишнюю страницу текста, ставить в угол. Но реакция ребёнка зачастую ставит родителей в тупик. Многие родители теряются: мол, мы его поставили в угол, а он недоволен. Если бы ребёнок был доволен, это была бы странная реакция. Конечно, он будет недоволен, расстроен, может, будет бурчать и плакать, но это нормально.

Другое дело, если ребенок совсем отказывается выполнять то, к чему его принуждают. Вы ему: «Встань в угол!», а он: «Не встану!». Маме приходится его заталкивать в угол, он за нее цепляется или убегает.

Самое важное, послушается ли ребенок. Если наказание превращается в борьбу, если ребенок сопротивляется такому принуждению, тогда не надо к нему прибегать. Действеннее будет лишить ребенка чего-то очень желаемого.

Никакого планшета или мультиков

Ребенок еще полностью зависит от родителей, сам мало чего имеет и многое получает просто так — те же мультики и конфеты. Но если надо выровнять поведение ребенка, необходимо на время лишить его дорогих вещей и развлечений. Конечно же ребенок будет недоволен и будет требовать своего. Но если он не сможет физически противодействовать этому наказанию — самовольно включить телевизор или достать планшет, — оно будет работать на благо.

Как правило, достаточно быстро поведение детей улучшается с таким методом наказания. Ребенку легче, чем взрослому, громко и подолгу кричать так же, как ему легче много двигаться, бегать. А если он увидит, что крик, слезы, истерика — способ достижения цели, то он будет этим успешно пользоваться.

Тяжелая артиллерия наказаний

Мама может предупредить ребенка, что какое-то время перестает с ним разговаривать. Например, сказать по дороге из школы: «В наказание за твою грубость я не смогу с тобой разговаривать, пока мы не дойдем до дома». И ограничиться только самыми необходимыми словами.

Как правило, такое наказание очень действенно. Но и психологическая нагрузка от него велика, поскольку мир ребенка — это его родители и семья. Поэтому когда с ребенком перестают разговаривать, ощущение у него будет такое, как будто от него отвернулся весь мир. Этим методом допустимо пользоваться лишь в самых крайних случаях, когда другие методы наказаний не имели результатов.

Читать еще:  Как встречаться на расстоянии. Отношения на расстоянии: как сохранить

Не забывать хвалить

Чем младше ребёнок, тем больше воспитание должно строиться на поощрениях. Часто родители пытаются выставить рамки поведения только с помощью наказаний. А дети могут вести себя непослушно, потому что тревожатся, нервничают, не могут с собой справиться. Поэтому поощрение и похвала ребёнка успокаивают. Он приободряется, радуется, его поведение улучшается.

А если на ребенка вообще ничего не действует

Жалобы на то, что никакие средства не помогают, психологи слышат от родителей довольно часто. Но в процессе работы, как правило, выясняется, что пока еще родители не нашли к ребенку ключик или вели себя непоследовательно. Но бывает и так, что помощью только психолога не обойтись.

Тут грань тонкая и не всегда сразу понятная, действительно, может, у ребенка уже сильный невроз развился. Родители могут объяснять непослушание капризами. Хотя на самом деле уже идет болезненное проявление. И с ребенком нужно не только по-другому общаться, но оказать ему помощь в виде лечения.

Как же удержать себя в руках

Зачастую мама долго терпит выходки ребёнка, бесконечно повторяет одно и то же. Но она не железный человек и, в конце концов, может взорваться. Не надо доводить себя до белого каления, иначе всё закончится печально.

Родитель выходит из себя и в таком состоянии наказывает ребёнка. Потом начинает просить у него прощения, чувствуя себя виноватым. Ребёнок не понимает, прав родитель или нет. Если не прав, то почему чего-то требует? Это сильно невротизирует детей. Поэтому нельзя «длить ситуацию». Сказав пару раз, надо спокойно переходить к следующему этапу — исполнению обещанного наказания.

Каждая семья должна выбирать свои методы

Родителям важно понимать особенности ребёнка. Для кого-то отказ мамы от общения даже на полчаса — трагедия, а другой спокойно заснёт, оставшись без сказки на ночь.

Если ребенок очень чувствительный и совестливый, то с ним надо мягче обращаться, меньше наказывать, больше хвалить, поощрять, объяснять. У него самого есть понимание, что он поступил неправильно.

В каждой семье свой арсенал воздействия, куда входят и наказания, и поощрения. Как оценить, что помогает, а что нет? Важный признак, когда мы видим, что наказание или поощрение приводит к исправлению поведения ребёнка.

Цель воспитания — научить ребёнка, вырастить его сознательным гражданином, не нарушающим закон, и просто хорошим человеком. Никто из родителей не хочет выглядеть смешно в глазах детей, подрывать свой авторитет. Где-то самостоятельно, где-то обратившись к специалистам, мамы-папы могут выстроить систему поощрений и наказаний в своей семье.

Не обсуждайте вопросы воспитания при детях

Родителям не следует при детях обсуждать воспитательные методы. Но и сторонние наблюдатели должны от этого воздержаться.

Когда начинают вмешиваться, это всегда дезориентирует. Не дали конфету, поставили в угол, повысили голос — если второй взрослый при ребенке говорит, что это неправильно, он только мешает, усугубляя ситуацию. Ребенок видит, что кто-то за него заступается и делает вывод, что его родители не правы. Начинается манипулирование родителями и ухудшение поведения ребенка. Поэтому при ребенке вмешиваться в ситуацию нельзя. Можно обсуждать отдельно, находить общий язык и договариваться.

8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание

Как бы сильно родители ни любили своих детей, иногда им приходится прибегать к наказаниям. Ведь потакая ребенку, вы рискуете воспитать безответственного подростка, который будет считать, что ему все дозволено. Главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Как конструктивно наказывать ребенка?

10 правил для родителей

  1. Будьте последовательны. Применяйте одни и те же дисциплинарные воздействия на ребенка, когда он ведет себя неправильно. Не стоит произвольно изменять правила поведения или наказание без четкого на то основания. Не игнорируйте проступки детей, даже если вам трудно что-то с ними сделать.
  2. Определите четкие границы. Дайте ребенку представление о том, как можно себя вести, а как – нельзя, с самого раннего возраста путем установления четких границ дозволенного.
  3. Соотносите наказание с проступком. Маленькие шалости или впервые совершенный проступок заслуживают лишь предупреждения, а вот преднамеренное неуважение или агрессивное поведение потребуют уже серьезной реакции. Имейте в виду, что дети не идеальны и учатся на ошибках, однако они должны понимать, что их плохое поведение недопустимо.
  4. Не наказывайте долго. Ребенок потеряет связь между проступком и запретом на просмотр телевизора, если тот будет длиться две недели. Наказание должно быть кратковременным, но эффективным.
  5. Будьте спокойны. Если вы постоянно злитесь и поднимаете голос на детей так часто, что это уже стало обычным явлением, ваш гнев уже не будет на них действовать. Получается, что вам нужно будет кричать еще громче, чтобы они вас заметили.
  6. Выступите единым фронтом с супругом. Согласуйте с мужем/женой общие правила поведения и наказания для детей. Ребенок быстро понимает, что один из родителей может его простить, и начинает манипулировать им. Отсутствие согласия может вызвать проблемы не только с отпрыском, но и в ваших отношениях с супругом.
  7. Будьте положительным образцом для подражания. Никогда не забывайте, что дети учатся, глядя на вас. Сделайте усилие, чтобы быть вежливыми, трудолюбивыми, честными, и, возможно, причин для наказания станет меньше.
  8. Не забывайте поощрять за хорошее поведение. Дисциплинарное воздействие – лишь часть воспитательного процесса. Помимо наказания за проступки тратьте время на то, чтобы вознаградить такое хорошее поведение, как доброта, терпение, аккуратность, трудолюбие.
  9. Рассказывайте о своих ожиданиях. Важно, чтобы ребенок знал, что вы считаете хорошим и плохим поведением, а также понимал, какими будут последствия за нарушение правил. Если он уже достаточно взрослый, то может сам выбрать награду за хорошее поведение, если это уместно.
  10. Учитывайте возраст и темперамент ребенка. Нет двух совершенно одинаковых детей. Поэтому нельзя воздействовать одними и теми же дисциплинарными методами на трехлетнего и семилетнего ребенка. Если у вас подрастает маленький меланхолик, то угрозы могут нанести вред его психологическому здоровью.
Читать еще:  Как женщине подойти и познакомиться с мужчиной. Где и как познакомиться с мужчиной для серьезных отношений? Женский пикап: знакомство с мужчиной

Способы конструктивного и лояльного наказания

  1. Лишение приятного. Если ребенок получил плохую оценку за то, что не сделал домашнее задание, можно ограничить доступ к видеоиграм на выходные. Важно лишать именно привилегий, а не основных потребностей. Лишение телевизора или встречи с друзьями – это одно, но лишение сна или отказ кормить – это уже жестокое обращение.
  2. «Исправительные работы». Взрослые за нарушение правил расплачиваются штрафами или общественными работами. Почему бы вам не перенести подобную практику на ребенка? Если он сознательно рисует на столе, пусть отмоет его. Только не переусердствуйте. В идеале труд должен восприниматься как благо, а не как наказание.
  3. Тайм-аут (перерыв). Ребенку предлагают посидеть в отдельной комнате или на кресле в тихом уголке и подумать над своим проступком. Постарайтесь найти такое место, где нет телевизора, игрушек или компьютера. Нельзя запирать его в темной комнате, чтобы не нанести вред психике. Количество времени, проведенное в тайм-ауте, зависит от серьезности «правонарушения» и возраста ребенка. Общее правило: примерно одна минута на каждый год.
  4. Личное извинение. Просить прощение у того, кого он обидел, не просто конструктивное наказание для ребенка, но и подготовка к взрослой жизни. Если ребенок оборвал цветы на соседской клумбе, заставьте его принести извинения. Для дополнительного эффекта пусть ребенок в субботу поможет привести клумбу в порядок.
  5. Игнорирование. Дети часто балуются, чтобы привлечь внимание взрослых. Не следует поддаваться на провокацию. Объясните ребенку, что если он продолжит вредничать, то вы не будете с ним разговаривать. В случае затяжной истерики можно выйти из детской, перестав общаться с малышом до прекращения скандала. Будьте осторожны, ведь длительное лишение родительской любви превращается в пытку. Читаем также:как реагировать на капризы ребенка
  6. Проверка на собственном опыте. Позвольте ребенку убедиться в справедливости ваших требований на собственном опыте. Бегал по лужам – в результате хлюпающий нос и постельный режим. Но следует знать меру с последствиями негативных действий, чтобы ребенок не причинил себе настоящий вред.
  7. «Временный арест». Если подросток совершил серьезный проступок, можно ограничить его общение с приятелями: не пускать на день рождения или вечеринку. Нельзя применять этот вид конструктивного наказания постоянно, так как в подростковом возрасте очень важны доброжелательные отношения со сверстниками.
  8. Сказка вместо наказания. Чтобы освоить правила поведения, читайте ребенку сказки, которые позволят ему понять и почувствовать, что и у других встречаются такие переживания и проблемы. Через сказочные образы детям предлагаются выходы из сложных ситуаций, пути разрешения конфликтов. В конце каждой истории герой (а значит, и ребенок) понимает, что так поступать больше нельзя. Читаем статью:влияние сказок на развитие детей

Допустимо ли физическое наказание?

Пожалуй, ни одна тема в вопросах воспитания ребенка не вызывает столь бурного обсуждения, как физическое наказание. Против него в один голос выступают многие педагоги и психологи, считая, что порка только рождает в ребенке страх и обиду на взрослых. Чтобы избежать шлепков и тумаков, дети становятся изворотливыми и учатся лгать.

Правда, следует разграничивать планомерное избиение детей офицерским ремнем с пряжкой и реакцией взрослых на опасное поведение ребенка. Наверняка вы могли наблюдать, как насмерть перепуганная мама шлепает своего малыша, который выбежал на оживленную трассу и чуть не попал под колеса машины. В таких экстремальных случаях физическое воздействие обычно не вредит ребенку, так как не несет в себе унижение.

Как наказывать детей, решать только их родителям. Главное – сделать это правильно и конструктивно. Не перегибайте с дисциплинарными воздействиями, лучше объясните ребенку без криков и физического наказания, почему он вел себя неправильно, и тогда он вас поймет.

Читаем также:

Подборка видео консультаций: как правильно наказывать детей за непослушание




Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Возможно ли воспитание без наказания?
статья на тему

Разговор пойдет вовсе не о ремне и порке, а о наказаниях вообще. Как работает наказание? Основные принципы воспитания без наказания. Виды ответственности родителей (законнных представителей).

Предварительный просмотр:

Возможно ли воспитание без наказания?

Когда слово не бьет, то и палка не поможет

«Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное,

и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой.

Идеального ребенка не существует. Малыш-это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание. Как бы сильно родители не любили своих детей, им приходится прибегать к наказаниям. И здесь главное, не перегнуть палку и не навредить детской психике. Где находятся пределы допустимого воздействия и за какие провинности необходимо наказывать детей?

В Законе РФ «Об образовании» говорится:» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…».

В ст. 44 Закона № 273-ФЗ «Об образовании» сказано, «…. образовательные организации оказывают помощь родителям, (законным представителям) несовершеннолетних в воспитании детей, охране и укреплении их физического, психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Читать еще:  Как найти компромисс в отношениях? Как найти компромисс в семье и отношениях с мужчиной

Согласно ст. 63 СК РФ и ст. 64 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

Права ребенка установлены в:

-Декларации прав ребенка;

-Конвенции о Правах Ребенка (принятая ООН в 1989 году);

-Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

-Законе РФ «Об образовании»;

-Семейном, гражданском, административном и уголовном кодексе РФ»;

Согласно исследованиям в России родительская жестокость имеет место быть приблизительно в 45% семей.

Стоит разграничивать жестокость и легкое физическое воздействие на ребенка с целью прекратить нежелательное поведение.

Чтобы «возмездие» оказало положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребенка соблюдать некоторые правила:

1. Не прониматься за воспитание в плохом настроении.

2. Наказание не должно наносить вред здоровью ребёнка (ни физическому, ни психологическому).

3. Ребёнок должен чётко понимать, за что его наказывают.

4. Оценивать поступок, а не личность.

6. Не вымогать обещаний, для ребёнка они ничего не значат.

7. Сразу дать оценку поступку, ошибке и сделать паузу.

В реакции родителей на поступок ребенка не должно быть:

Ярости- ярость приводит к чрезмерности наказания.

Истеричности- на истерическую жестикуляцию и чрезмерность эмоций ребенок неизбежно ответит тем же.

Безнаказанности- если любовь родителей слепа и безответственна.

Наказание –один из методов воспитания, который применяется во многих семьях. В каких-то ситуациях наказание оправдано, однако наказывать нужно грамотно.

7 правил психотерапевта В.Леви

  1. Наказание не должно вредить здоровью
  2. Если сомневаетесь: наказывать или не наказывать- не наказывайте
  3. За один проступок одно наказание
  4. Недопустимо запоздалое наказание
  5. Ребенок не должен боятся наказания
  6. Не унижайте ребенка
  7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен.

Знание, как правильно наказывать ребенка, действительно важно. Однако необходимо понимать, что в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определенные табу, а именно:

  1. Если с ребенком подолгу не разговаривали;
  2. Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу;
  3. Если родители ограничивали свободу ребенка;
  4. Если ребенка лишали любимого занятия;
  5. Если родители подолгу читали нотации;
  6. Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью;
  7. Если ребенка ставили в угол;
  8. Нанесли вред здоровью. Речь идет не только о порке, но и о таких жестоких методах воспитания как приседания, обливания холодной водой, принуждение к голоданию.

Можно сказать, что подобные дисциплинарные методы, применяемые некоторыми родителями, нельзя отнести к воспитанию, по сути это обычная жестокость.

Что же подразумевается под жестоким обращением с детьми-

это действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка (физическое насилие, пренебрежение нуждами ребенка, сексуальное насилие, эмоциональное насилие (отсутствие любви и внимания к ребёнку)

Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность родителей ( законных представителей).

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 5.35 КРФобАП).

Предусмотрена за жестокое обращение с ребенком либо оставление его в опасности (ст. 156 УК РФ). За все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

В соответствии с семейным законодательством: лишение родительских прав( ст. 69 СК РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. (ст. 77 СК РФ).

Узнав о фактах угрозы жизни и здоровью ребенка, обычные граждане должны обратиться и поставить в известность :

-органы опеки и попечительства

-органы социальной защиты населения

-Уполномоченного по правам ребенка

Важно знать, что наказание бывает не только физическим. Наказание –это любой искусственный «кнут». Но более естественный. Полез слишком высоко-упал, ушибся. И все наши меры должны быть именно такими: логичными, естественными, безличными. Это касается и поощрения.

Не менее важна и атмосфера в семье. Без взаимоуважения и любви на этом пути ничего не получится. Поэтому осознанное родительство представляет собой не просто систему воспитания, а стиль жизни.

1. Рудольф Дрейкурс, Вики Золц «Манифест счастливого детства».

2. Федеральный закон «Об образовании в РФ»

3. К. Кволс «Радость воспитания.

4. Административный, семейный, уголовный кодекс

Как воспитывать детей без наказания».

5.http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_141_1.shtml — афаризмы и высказывания о воспитании

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье поднимаются вопросы сотрудничества педагогов дошкольного учреждения с родителями; как в процессе их музыкального просвещения и приобщения к совместной музыкальной дея.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.

Расширяя представление о природе на различных занятиях , в бытовой экологической деятельности мы воспитываем гуманное отношение к живому, побуждаю к эстетическим переживаниям, связанным с.

Особенность инновационной деятельности в образовании заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги, а также и необходимость системного охвата большего чи.

Данная презентация показывает формы работы по трудовому воспитанию детей. Трудовому воспитанию детей, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, о.

Вопросы для обсуждения:Как Вы наказываете своего ребёнка?В чём смысл наказания?В чем причины плохого поведения.

Научить ребёнка быть счастливым нельзя,но воспитать его так,чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко.

Источники:

http://womansecreti.ru/8-pravil-nakazaniya-ili-kak-ne-navredit-rebenku/
http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/8-loyalnyih-sposobov-nakazaniya-detey-kak-pravilno-nakazyivat-detey-za-neposlushanie.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/06/04/vozmozhno-li-vospitanie-bez-nakazaniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector