Новый уровень взаимоотношений с отцом. Виды и уровни межличностных отношений

Что важно знать при построении межличностных отношений

Нет на свете такого человека, который бы не нуждался в общении с себе подобным.

И совсем не важно, будут ли это отношения между парой или группой. Являются ли эти отношения дружескими или деловыми. В любых отношениях есть свой алгоритм.

Для того, чтобы наиболее эффективно использовать как свои коммуникативные способности, так и способности других людей, необходимо понимать, как они формируются в психике человека начиная с рождения, а также при каких обстоятельствах они могут измениться и почему.

Для построения хорошей коммуникации важно уметь отслеживать, как мешают или помогают те или иные предрассудки и стереотипы, заложенные культурой, требованиями и потребностями того социума, в котором живет человек.

Межличностные отношения играют значимую роль в жизни каждого человека. Они служат связующим звеном, которое соединяет внутренний мир человека с его социальным окружением. Независимо от того, ведет человек активный образ жизни или является отшельником, межличностные отношения в любом случае возникают, и их невозможно просто игнорировать.

Важную роль в отношениях играет личный и социальный опыт человека. На установление и развитие отношений влияют политические, социальные, а также экономические факторы, но в каждом из этих факторов основополагающим является сам человек либо группа людей, к которой принадлежит человек, принимающих участие в формировании отношений. Четкого разграничения между межгрупповыми и межличностными отношениями нет.

Каждый человек одновременно является членом нескольких групп. Сюда входят социальные группы (формальные – рабочий коллектив, профессиональное сообщество, спортивные сообщества; неформальные – различные группировки, фанаты; субкультурные группировки – эмо, ска, готы и так далее) и семейные группы, которые в свою очередь подразделяются на малые семейные (муж, жена, дети, бабушки и дедушки) и на большие, куда входит большое число родственников.

Поэтому при взаимодействии с другими людьми хотя бы одна из групповых принадлежностей человека будет отличаться. В некоторых случаях это помогает формировать крепкие и поддерживающие межличностные отношения, но в других случаях наличие в жизни человека каких-то групп может сыграть не на пользу при построении необходимых коммуникаций.

Взаимодействовать могут люди разных полов, возрастов, профессий, национальностей, политических и культурных взглядов, вероисповеданий. Но в любом случае на их межличностные отношения будут оказывать большое влияние взаимоотношения, принятые в первичных группах, с которыми идентифицирует себя каждый из участников построения межличностных отношений.

Межличностные отношения должны постоянно развиваться, они не являются статичным образованием, причем меняются как сами отношения, так и участвующие в них индивиды. Отношения, которые со временем не меняются и не переходят на качественно новый уровень, со временем либо угасают сами по себе, либо при распаде несут разрушающий характер.

В межличностных отношениях присутствуют эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Эмоциональный компонент составляет основу межличностных отношений, он может быть как положительным, так и отрицательным. Эмоциональная основа межличностных отношений начинает формироваться в раннем детстве и проходит поэтапно.

Первичными являются взаимоотношения с матерью. Длятся они, как правило, от нуля до полутора лет. В этот период формируется базовое доверие или недоверие к миру, в зависимости от того, как протекали контакты с матерью.

Далее формируются социальные навыки и автономность, от полутора до трех лет. В этот период важной фигурой является отец, именно он «отделяет» ребенка от матери и вводит в мир социальных контактов. Соответственно то, как это сделал отец, будет основополагающим для развития коммуникативных навыков в социуме (человек либо будет легко устанавливать межличностные контакты, либо будет их бояться).

После трех лет у человека формируется понятие собственного «Я», отдельного от родительской пары, и первичные навыки взаимоотношений с группой как «Я сам», но за этим всегда будут стоять первые два этапа.

Без взаимодействия между людьми в индивидуальном и групповом порядке, эмоциональный компонент межличностных отношений не может сформироваться. Эмоции всегда формируются при наличии контакта.

В межличностных отношениях нужно учитывать, что отношения несут в себе субъективный и объективный аспекты. Под субъективным аспектом следует понимать личные навыки восприятия и способы коммуникации объектов общения, но они напрямую зависят от групповой оценки, от тех стереотипов, которые существуют в данном обществе в данное время. Следовательно, эти два аспекта постоянно взаимодействуют и дополняют друг друга.

Групповое восприятие оказывает большое влияние на формирование способов коммуникации индивида, опыт каждого индивида в отдельности вносит свои коррективы в групповое восприятие и способы коммуникации, как в самой группе, так и за ее пределами.

Трудности в межгрупповой – межкультурной коммуникациях

1) Первая трудность вызвана вербальными и невербальными способами общения. Для межличностных контактов на вербальном уровне в другой культуре или социальной среде, если у человека есть желание или необходимость взаимодействовать с таковой, необходимо знание языка той культуры, в которую человек пытается влиться.

Читать еще:  Что подарить парню на 1.5 года отношений. Что подарить парню на годовщину отношений

На невербальном уровне необходимо знать специфику поведения и паралингвистические особенности коммуникации, принятые в той среде, с которой у Вас есть желание или потребность коммуницировать.

Паралингвистические особенности в свою очередь делятся на

  • фонационные (темп, тембр, громкость речи);
  • кинетические (жесты, поза, мимика говорящего)
  • графические (особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв – &, § и другие).

Человек зачастую не может усвоить тонкости другого языка, адекватно воспринимать вербальную и невербальную специфику общения, что вызывает определенные трудности в установлении благоприятных межличностных отношений.

Речь и поведение людей, с которыми Вам приходится налаживать контакты, могут восприниматься как агрессивные так же, как и Ваше поведение может восприниматься другим человеком как агрессивное или недружелюбное. Это может быть связанно с этническими, социальными идругими традициями. При межкультурном общении человек должен учитывать и знать их. Например, социальная дистанция между людьми различается у разных народов, и разными культурами воспринимается неоднозначно.

2) Вторая трудность связана с этноцентризмом – способностью рассматривать весь мир сквозь призму собственной культуры. Для преодоления этноцентричного взгляда на мир человеку необходимо усвоить правила и техники межкультурного общения, это требует огромной психологической работы над собой.

3) Третья трудность – это стереотипы восприятия и поведения, ошибки в интерпретациях увиденного и услышанного при взаимодействии с совершенно новым человеком. Особенно это накладывается в тех случаях, когда контактирующие принадлежат к различным этническим группам. Уровень, занимаемый человеком в социуме, также очень влияет в подобных ситуациях.

4) Четвертая трудность – в неопределенности и двусмысленности основных правил, посредством которых будет осуществляться интеракция. Такая неопределенность присуща как вербальному, так и невербальному способам коммуникации.

5) Пятая трудность – неизбежность конфликта и непонимания, связанные с тем, что поведение людей не соответствует взаимным ожиданиям и, как следствие, интерпретируется как покушение на систему ценностей и мораль, существующую в конкретно взятом социуме.

Групповое членство и этническая принадлежность оказывают воздействие на разные по степени близости отношения. На стадии близкой дружбы человек стремятся к равному общению, он может общаться на общие и личные темы. Такое общение способствует разрушению культурных стереотипов, люди свободно обмениваются мыслями, эмоциями и чувствами. При таком общении стереотипы разрушаются и меньше будут оказывать влияние на отношения, сначала в индивидуальном порядке, а в дальнейшем интегрируются в ту группу, к которой принадлежат участники контакта.

Основные «правила» построения межличностных отношений

Тут важно понимать, что правил как таковых нет, но есть некий алгоритм, который поможет Вам выстраивать наиболее благоприятные межличностные отношения.

Формировать область позитивных эмоций:

  • попытайтесь не принимать другую точку зрения сразу в штыки;
  • будьте в чем-то солидарны с партнером, согласитесь в каких-то моментах, которые на сегодня Вам менее важны;
  • если почувствуете напряжение, не нагнетайте обстановку, дайте возможность партнеру остыть.

Область решения проблем:

  • делайте предложения, не бойтесь говорить о своих идеях и видении построения межличностных отношений;
  • указание на то, что именно и почему Вам не подходит сегодня и сейчас помогут найти решение возникших затруднений;
  • Ваше мнение должно быть высказано, хотя бы для того, чтобы о нем знали;
  • попытайтесь в процессе построения коммуникаций процентов на 60 ориентироваться на партнера/партнеров.

Область постановки проблем:

  • не стесняйтесь просить информацию, которая Вам необходима;
  • говорите о том, что Вам хотелось бы услышать мнение собеседника;
  • для того, чтобы установить область проблем, необходимы указания, иначе все будет трактоваться каждым из участников по-своему.

Область негативных эмоций:

  • без нее построение межличностных отношений невозможно, но ее не стоит бояться. Просто нужно помнить, что в любых коммуникациях у людей всегда возникают несогласие и желание отстоять именно свою позицию. Случаются моменты напряженности и агрессии, и тут важно научиться не бояться ее, а прояснять, почему она возникает, и что за эти стоит.

Удачи Вам! Общайтесь и расширяйте свои контакты!

Новый уровень взаимоотношений с отцом. Виды и уровни межличностных отношений

– вторичный коллектив – « промежуточный уровень – коллективы отделов» 13 ;

– первичный коллектив – « нижний уровень – секторы, подразделения» 14 .

Общие виды межличностных отношений: приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные 15 .

Межличностные отношения в первичном коллективе обычно носят общий характер. В такой группе людей общение проходит на обычном деловом, бытовом и эмоциональном уровне. В первичном коллективе близкий контакт и взаимодействие людей друг с другом не обязательны. Вторичный же коллектив, как правило, состоит из малых групп людей, более тесно и эмоционально связанных друг с другом. Поэтому анализ межличностных отношений в коллективе следует проводить именно на примере таких вторичных групп.

Читать еще:  Статусы о взаимоотношениях. Они не могут друг без друга: подборка статусов про отношения мужчин и женщин

Трудовой коллектив содержит в себе целую систему отношений, главная задача которых – добиться общих целей стоящих перед организацией. Помимо формальной группы лиц в коллективе всегда существует неформальная группа. Она возникает в процессе взаимодействия между коллегами, и не подчиняется администрации и руководству организации. Также неформальная группа основана на взаимной симпатии и антипатии между коллегами, и в ней всегда имеются лидеры и аутсайдеры. И поскольку одни члены группы имеют свойства подавлять других, то конфликты в трудовых коллективах неизбежны.

Проблемы межличностных отношений в коллективе начинаются с разногласий между сотрудниками. Это явление неизбежно и в некоторых случаях идет на пользу. Например, если в коллективе есть человек склонный к спорам, то некоторые члены организации не вступают с ним в перепалку, а наблюдают за ходом событий. Подобное поведение позволяет больше узнать о своих коллегах и их взглядах на определенные вещи. Такие разногласия в некоторых ситуациях помогают коллективу сплотиться воедино.

Конфликт как социальное явление делится на четыре вида 16 :

– конфликт между личностью и группой;

Дадим более широкое определение:

– внутриличностный – « конфликты противоположно направленных мотивов, ориентаций, интересов, потребностей личности» 17 .

– межличностный – « противоборство индивидов, имеющих разные потребности, стремления, обладающие различными ценностными подходами».

– конфликт между личностью и группой – « противостояние группы и отдельного индивида, а также группы и ее лидера, и связанными с нарушением ролевых ожиданий» 18 .

– межгрупповой конфликт – «столкновения между группами, затрагивающие интересы людей, объединенных на период начала конфликта в сплоченные группы» 19 . Наиболее часто это относится к борьбе между отделами компании за финансовые или трудовые блага. Трудовой коллектив содержит в себе целую систему отношений, главная задача которых – добиться общих целей стоящих перед организацией.

Существует семь типов личности в коллективе:

– дружелюбный, подчиняемый, зависимый, эгоистичный, подозрительный, агрессивный, авторитарный.

Рассмотрим каждое определение:

– дружелюбный – « старается для всех быть «хорошим»» 20 ;

– подчиняемый – « человек такого типа, как правило, склонен к самоунижению и постоянно идет на уступки»;

– зависимый – « послушный и беспомощный тип людей» 21 . Восхищается окружающими, и зависим от них;

– эгоистичный – « люди расчетливые и самовлюбленные. Они склонны к соперничеству и не стесняются перекладывать свои трудности и задачи на плечи других людей»;

– подозрительный – « тип людей, считающих окружающий мир враждебным по отношению к себе» 22 . Такие люди обычно злопамятны, постоянно всем недовольны и на все жалуются. Также они, как правило, разочарованны в людях, и критикуют все явления и объекты окружающего мира;

– агрессивный – « человек часто находится в раздраженном состоянии, относится к окружающим с иронией и склонен во всем их обвинять. В общении жесткий, настойчивый и непримиримый»;

– авторитарный – « в окружении является лидером и безусловным авторитетом. Имеет деспотичный и властный характер. Всем дает указания и не принимает советы от окружающих. Как правило, люди такого типа успешны в делах и требуют уважения к своей личности» 23 .

Таким образом, изучение межличностных отношений в коллективе следует начинать именно с определения ведущего вида взаимоотношений между коллегами. Но даже если коллектив окажется дружным и сплоченным, не стоит сразу заводить друзей и рассказывать о себе окружающим. Позже эта информация может сыграть против вас. Лучший способ влиться в трудовой коллектив, это изучить его корпоративную культуру и стараться её придерживаться. Хотя первое время трудности в притирке к новым коллегам все равно неизбежны и с этим стоит смириться.

Виды и уровни взаимоотношений

В древнеиндийском трактате о любви «Ветка персика» отмечалось, что каждый человек может любить на трех уровнях – тела, ума и души. Тогда было отмечено, что взаимоотношения неоднородны, в них присутствуют разные уровни. На сегодня существует немало исследований, посвященных обоснованию и описанию различных уровней взаимоотношений.

Функции межличностных отношений,-

1) помогают адаптироваться в новой среде;

2) познавательная функция (социальное познание, познание другого человека);

3) удовлетворяют потребности человека в контакте с другими людьми.

Основные феномены межличностных отношений: 1) симпатия – избирательная привлекательность. Вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик, эмоциональную привлекательность;

2) аттракция – привлечение, притяжение одного человека к другому, процесс предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии; 3)антипатия:

4) эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой). Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию. проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной;

Читать еще:  Как вести себя девушке в отношениях с парнем: советы психолога. Как вести себя девушке с парнем, который ей нравится - первое свидание, знакомство с его друзьями

5) совместимость (оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности) – несовместимость;

6) сработанность (удовлетворение от общения; согласованность действий).

Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

Виды межличностных отношений:

1) по модальности (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные, нейтральные);

2) по целям (деловые, личные);

3) по направленности (вертикальные (различные иерархические уровни), горизонтальные (один уровень

Межличностный отношения исторически возникли в условиях переживания необходимости в совместной дея-ти.Каждый человек вступает в отношения между собой и таким образом человек оказыается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Виды соц. отношений:

Общение, его функции и структура

Общение процесс и результат установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

♦ коммуникативная: состоит в обмене информацией между людьми;

♦ интерактивная: заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

♦ перцептивная: включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Функции общения:

информационная (коммуникативная)

связующая (сплочения, контактная, интерактивная)

эмоционального выражения (самовыражения, эмотивная, эмоциональная)

самопознания (самоосознания, самоопределения)

Содержание общения может быть различным:

§ восприятие друг друга

§ взаимооценка партнерами друг друга

§ управление деятельностью и т.д.

Средства и виды общения

Специфика человеческой коммуникации:

• это интерсубъектный процесс, предполагающий активный обмен информацией

• предполагает изменение поведения партнера по общению

• предполагает принятие единой системы значений, которая обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга

• предполагает существование специфических коммуникативных барьеров

Знаковые системы коммуникации:

Вербальная коммуникация (человеческая речь как универсальная знаковая система)

Невербальная коммуникация: оптико-кинетическая знаковая система(жесты, мимика, пантомимика, св-во общей моторики частей тела.) пара- и экстро- лингвистические знаковые системы(кач-во голоса, диапазон, тональность, вставление в голос покашливания, смеха.) проксемическая знаковая система(организация пространства и времени коммуникативного процесса).

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

· Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.

· Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.

· Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

· Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

· Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

· Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

· Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

· Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

· Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

· Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

· Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Источники:

http://www.b17.ru/article/44887/
http://studfiles.net/preview/2780700/page:2/
http://infopedia.su/14x8f57.html

Ссылка на основную публикацию