Нуклеарная и расширенная семья. Психология семейных отношений

ГЛАВА 10. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Понятие и функции семьи

Большая часть населения современной России объе­динена в семьи; семья — наиболее древнее из соци­альных объединений людей. С уверенностью можно сказать, что, несмотря на изменения, произошедшие с семьей на протяжении всей ее истории и, особенно, в течение XX в., она остается самым важным институтом социализации и в наше время.

Семья — это основанная на браке или кровном род­стве малая группа, члены которой связаны отношени­ями взаимной заботы, помощи и ответственности, а также общностью быта (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990).

Функции семьи

Функции семьи— это способность семьи удовле­творять определенные потребности самих членов се­мьи, а также определенные потребности общества и государства(Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990). Выделяют следующие функции семьи:

1. Эмоциональная функция семьи— способность се­мьи удовлетворить потребности человека в принятии, признании, эмоциональной поддержке и психологи­ческой защите. От исполнения этой функции зависит психическое здоровье человек.

2. Функция обеспечения физического комфорта (быто­ове функция) — удовлетворение потребности человека в жилище, в собственной территории, качественном, привычном способе питания, полноценном отдыхе. Значимость этой семейной функции нельзя переоце­нить. Исследования психологических особенностей людей, лишенных крова (бездомных), свидетельству­ют о необратимых травматических последствиях тако­го опыта для личности.

3. Функция духовного общения обеспечивает потреб­ность человека в культурных и семейных корнях, в духовном обогащении, наследовании культурных тра­диций того слоя, к которому относится семья.

4. Функция создания и поддержания мира субъектив­ной реальности. Семья представляет собой малую группу, существующую в социуме и отделенную от него внешней границей. Принято считать, что грани­ца разделает два мира человеческого существования — социальный мир с жесткой структурой правил, жест­кими ролями, временными ограничениями и мир субъективной реальности, частный, приватный, в боль­шей мере принадлежащий индивиду. Одна из функ­ций семьи — создавать и поддерживать этот мир при­ватности и «защищать индивида от полного стирания, индивидуальности» под натиском «требований полной эмоциональной и интеллектуальной самоотдачи», (Тернквист Р., 1992).

5. Сексуально-эротическая функция обеспечивает удовлетворение сексуальных потребностей в супру­жеской подсистеме.

6. Функция воспроизводства удовлетворяет не только биологическую потребность человека в продолжении рода, но и потребность исполнять родительскую роль и самореализоваться в ней. Продолжение рода — это мощная потребность человека, значение которой ста­новится очевидным из наблюдений за развитием об­ластей медицины, связанных с репродукцией (искус­ственное оплодотворение, суррогатное материнство, банки репродуктивного материала и др.). Однако фун­кция воспроизводства удовлетворяет не только по­требности человека, но и потребности государства по поддержанию численности коренного населения.

7. Функция воспитания и первичного социального кон­такта обеспечивает удовлетворение социальной по­требности родителей в том, чтобы вырастить челове­о, привить ему нормы социального поведения, знания и ценности культуры общества, в котором он живет. Выполнение этой функции важно и для государства, так как оно заинтересовано в существовании законо­послушных граждан, усвоивших данные нормы, цен­ности и знания.

8. Функция приумножения и передачи по наследству частной собственности тоже важна для семьи и госу­дарства. Наличие капитала обеспечивает детям боль­шие стартовые возможности и более высокий уровень жизни, а стремление приумножить семейный капитал ведет к большей экономической активности населе­ния.

В зависимости от политической обстановки и ис­торического времени значение одних семейных фун­кций повышается, а значение других — снижается (на­пример, в тоталитарных государствах, где требования унификации людей и послушания высоки, воспита­тельной функции будет уделяться больше внимания). Неспособность семьи удовлетворить одну или не­сколько перечисленных потребностей ведет к напря­жению семейных отношений, их разрушению и, в ко­нечном счете, — к распаду семьи.

Типологии семьи

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи. Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.Однако, существует несколькотипологических подходов к се­мье:

1) на основе исторического анали­за развития семьи и преемственности ее форм (матри­архальная семья, групповая, парная, патриархальная, моногамная);

2) на основе анализа структуры семьи и представленных в ней типов родства (нуклеарная, рас­ширенная, неполная, смешанная).

3) типология С. И. Голода (1998), основанная на анализе приоритетной значимости полюсов двух се­мейных осей (муж-жена; родители-дети).

Рассмотрим первую типологию семьи, основанную на историческом анали­зе развития семьи и преемственности ее форм. Наиболее древней формой социальной организации человека был род, который объединял всех людей, происходивших от одной праматери: ее дочерей, детей ее дочерей итак далее до бесконечности. Род представлял собой матриархальную семью,включавшую всебя всех потом­ков по женской линии.

Групповая семьяопиралась на брак нескольких се­стер с группой мужчин. Мужья, в свою очередь, могли состоять в родстве, но могли быть и не родственника­ми. Родство считалось по женской линии, так как от­цовство не устанавливалось достоверно. Признаки матрилинейности,отсчета ибольшей значимости родства по материнской линии наблюдаются у неко­торых народов, живших вконце Х1Х-начале XX в. (Голод С. И., 1998).

Парная семьяосновывалась на браке отдельных пар, однако взаимоотношения не были стабильными и могли прерваться в любой момент по желанию лю­бой из сторон.

Патриархальная семьяосновывалась на браке од­ного мужчины с несколькими женщинами, она полигамна для мужчины, сопровождалась «затворничеством жен; сформировалась в период возникновения соб­ственности. Этот тип семьи определялся главенством мужчины в решении всех вопросов жизнедеятельности семьи и закреплял патрилинейность(отсчет по мужс­кой линии родства и мужское наследственное право).

Моногамная семья — семья, которую создают один мужчина и одна женщина; их супружество постоянно в течение всей их жизни (от древнегреч. Monos — один, единственный, gamos — брак). Этот тип семьи сложился примерно три тысячелетия назад (в первом тысячелетии до новой эры). Многие исследователи семьи в своих суждениях исходят из представлений, что патриархальная моногамная се­мья последних столетий в европейской жизни — это позитивный образец, а отклоне­ния от нее — это явления, достаточно негативно влияющие на социализацию человека.

Если говорить об изменениях в совре­менной семье, то наиболее очевидным можно считать изменение в социальном статусе женщины — выра­жающееся в стремление «состояться» профессионально и сделать карьеру. Из этого вытекают последующие из­менения, касающиеся непосредственно семьи. В силу экономической независимости, которую об­рела женщина в XX в., изменился ее статус в семье, и структура семьи стала двух либо одновершинной, но роль главы зани­мает женщина. Таким образом, мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения детей к социуму. Женщина все меньше времени уделяет семье и вос­питанию ребенка; репродукция ставится в подчинен­ное положение относительно карьеры. Отсюда следу­ет, что показатели детности современной семьи и численности населения индустриальных стран неуклонно снижаются. Функции воспитания постепенно передаются другим лицам — либо няне и гувернантке, либо государству. В случае передачи этих функций государству, как это было в советский период в России, вместо индивиду­альной опеки и непрестанной заботы близкого человека детей воспитывают в безликих отношениях государственные служащие. Эта замена опеки матери опекой государ­ства наиболее трагично влияет на психическое разви­тие ребенка, вызывая необратимые симптомы скры­той или явной материнской деривации.

Следующий подход описывает структуру семьи через численный со­став семьи, тип родства ироли, которые исполняют члены семьи. (Антонов А. И., Медков В. М., 1996; Антонов А. И., 1998).

Нуклеарная (ядерная) семья— состоит из представителей двух поколений — супругов и их де­тей, численный состав трое и более человек; представ­лена 8 типами семейных ролей: муж, жена (супруги друг для друга), отец, мать (родители для своих детей), сыновья, дочери (дети для своих родителей), братья, сестры (друг для друга). Из представленного набора ролей видно, что ролевой диапазон членов нуклеарной семьи достаточно обширный, что помогает членам та­кой семьи и, особенно, детям, осваивать значимые жиз­ненные навыки взаимоотношений с раннего возраста.

Расширенная семья— наиболее типичная в аграр­ных культурах семья. В настоящее время численность таких семей уменьшается, особенно в городах. Эта се­мья состоит из трех поколений — родителей одного из супругов, супругов и их детей. В ней представлены 12 типов семейных ролей (члены прародительской пары выполняют по 4 роли: дедушка, муж, отец, све­кор; члены родительской пары — по 3 роли: отец, муж, сын; дети — по 3 роли: сын, брат, внук), исполнение которых может создавать определенное напряжение и требует гибкости, так как некоторые члены семьи дол­жны исполнять одновременно и детские, и родитель­ские роли (например, когда мужчина является сыном для своих родителей и отцом для собственных детей).

Читать еще:  Хочу помириться с девушкой после расставания. Как восстановить отношения. Как помириться с девушкой

Неполная семья— семья, чаще всего состоящая из двух человек, в которой не представлена хотя бы одна из супружеских или детских ролей. В большинстве случаев речь идет об одиноком родителе и его ребенке или о бездетной паре. Ролевой диапазон в такой семье обеднен, а межперсональная зависимость чрезмерна, что также создает напряжение в отношениях. Одинокий родитель может испытывать деривацию потребности в поддержке, понимании, интимности. Личностное развитие ребенка из неполной семьи замедляется из-за сложностей процесса идентификации. Финансовые ресурсы такой семьи нередко также ограничены.

Смешанная семья— это семья, состоящая из «осколков» (частей) прежних семей (Сатир В., 1992), например, одинокая женщина и вдовец с ребенком, разведенные мужчина и женщина со своими детьми от прежних браков. Сложности такой семьи состоят в том, что члены новой семьи связаны множеством взаимоотношенческих нитей с другими людьми за пре­делами данной, их связывают с ними те семейные роли, которые они исполняли в прежних семьях.

Третью типологию семей описывает С.И.Голод, выделяя три типа моногамных семей, кото­рые представляют разные семейные уклады. В работах С. И. Голода основное внимание уделялось структуре семьи, под которой автор понимал отношения кровного родства и свойства. С. И. Голод выделил три идеальных типа семьи:

· традиционную патриархальную семью;

· современную детоцентрическую семью;

· супружескую (посредственную) семью.

Все три типа семьи относятся к западноевропейской культуре, но имеют различную распространенность и представленность в обществах, отличающихся особенностями и стадиями развития. Скрытым основанием типологии семьи, по С. И. Голоду, очевидно, было отношение власти (доминирования-подчинения). При доминировании отца семья считается традиционно-патриархальной, при доминировании капризов и/или интересов ребенка — детоцентрической, при равенстве супругов и подчиненном положении детей — супружеской или эгалитарной.

Патриархальная моногамная семья— семья, ос­нованная на доминировании старшего в роду мужчи­ны, зависимом положении жены — от мужа, детей — от родителей. В патриархальной семье сыновья не от­деляются от отцовской семьи, а приводят жен в семей­ный клан своего отца, дочери же уходят в семейные кланы мужей и теряют фамилию. Это семья, в которой наименование рода (фамилия), счет родства и право наследования ведутся по мужской линии, а виды ра­бот разделены между мужчинами и женщина­ми. Мужчины выполняют работы преимущественно по обеспечению семьи ресурсами, женщины — внут­ренние домашние работы.

Детоцентрическая моногамная семьявозникла на рубеже XIХ-ХХ в. В связи с процессами эмансипа­ции и установлением социальных прав ребенка. Пока­затель детности снижается, повышается ценность ре­бенка в семье. Наряду с карьерой ребенок становится средоточием интересов родителей, и значительная часть бюджета семьи расходуется на обеспечение потребнос­тей ребенка, на его воспитание и образование. В связи с новыми потребностями семьи развивается индустрия специального детского питания, детской одежды, дет­ских игр и игрушек, детских музеев, детской литерату­ры, кино. Появляется многообразие об­разовательных центров и обучающих программ, специально разрабатываются программы, облегчающие вхождение в профессиональную деятельность (профес­сиональное консультирование), увеличивается продол­жительность детства, а включение ребенка в систему труда отодвигается на более поздний срок. Ребенок привыкает быть главным, находиться в центре всей семьи, привыкает к тому, что все делается для него. Это приводит к возрастанию детского эгоцентризма.

Супружеская семья возниклав 60-е гг. XX в. Какрезультат совместного действия движений эмансипа­ции — женской и детской. Основная взаимоотношенческая линия, вокруг которой строится такая семья, — отношения между двумя людьми — мужем и женой. Эти отношения строятся на стремлении к максималь­ному раскрытию своей человеческой природы на ос­нове интимности и автономии.

Семья: нуклеарная и расширенная, патриархальная и партнёрская, функции семьи.

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.
Это классическое определение семьи, кочующее из учебника в учебник — лучше запоминать именно его, хотя знакомство с другими определениями и материалами (если есть свободное время) ничуть не помешает.

Расширенная и нуклеарная семья:
Расширенная семья традиционно определяется как социальная единица, включающая родителей и детей, а также других, более дальних родственников — возможно, бабушек и дедушек или дядей и тетей, живущих вместе под одной крышей. В настоящее время этот термин используется в более широком смысле для описания совокупности менее тесных отношений между родственниками, при которых нуклеарная семья различными средствами поддерживает контакты с более широкой родней, но не образует с ней единого домохозяйства. Типичной формой семьи в современных индустриальных обществах является, следовательно, не изолированная нуклеарная семья, а модифицированная расширенная семья. Связи между членами модифицированных расширенных семей в современной Британии поддерживаются по-разному. Например, в ходе недавних исследований (Social Trends, 1997) было установлено, что большинство людей живет в часе пути от родителей, родных братьев и сестер и других родственников и утверждает, что видит их по крайней мере раз в месяц. В случае более удаленного проживания контакты поддерживаются с помощью телефонной связи или каким-либо другим образом. Как показывают результаты одного из британских исследований (Finch and Mason, 1993), членов расширенных семей объединяют сеть обязанностей и обмен услугами от передачи денег в долг или безвозмездно до присмотра за детьми в отсутствие родителей. Наконец, как следует из Данных обследований установок (Social Trends, 1997), люди по-прежнему придерживаются позитивных взглядов относительно той роли, которую играют в их жизни члены этого более широкого семейного круга. Например, в ходе опроса только 7% людей заявили, что друзья для них важнее, чем семья.*

Нуклеарные семьи как социальные единицы, состоящие из мужчины и женщины, которые живут вместе со своими детьми, часто противопоставляются расширенным семьям. Один из теоретических подходов предполагает существование «функционального соответствия» между нуклеарной семьей и процессом индустриализации, поскольку нуклеарная семья, свободная от широких родственных связей, является более мобильной географически и социально, обеспечивает большую эмоциональную поддержку посредством неограниченного выбора партнера по браку и делает возможным заполнение профессиональных ролей на основании критериев достижения, что соответствует требованиям индустриального общества. Таким образом, утверждается, что семейная структура в современном обществе состоит из относительно изолированных нуклеарных семейных домохозяйств, хотя это не исключает существования значительных социальных вариаций. Исследования последнего времени свидетельствуют о следующем. (1) Не все семейные структуры в период до промышленной революции имели классическую форму расширенной семьи. На самом деле, из-за высокого уровня смертности преобладающей формой была нуклеарная семья. (2) Пpoцeсс индустриализации сопровождался более широким использованием расширенных родственных контактов, отчасти посредством обмена услугами и финансовой помощи. Такие системы взаимопомощи поддерживали людей, оказавшихся в шатком положении вследствие миграции из сельской местности в город. (3) В настоящее время существуют весомые доказательства того, что для семейных структур индустриальных обществ не характерны изолированные супружеские домохозяйства. Современные семьи правильнее рассматривать как модифицированные расширенные семьи, в которых между родственниками, не обязательно проживающими вместе, поддерживаются широкие контакты в форме визитов, телефонных звонков и обмена услугами. В этой системе взаимной поддержки важную роль могут играть и те, кто не состоит в родственной связи, образуя модифицированную первичную группу вокруг каждой семьи. Представление о семье как об унитарном феномене в известной степени является заблуждением. Кроме обычной нуклеарной семьи, состоящей из жены, мужа и детей, существует целый ряд структур домохозяйства. В Британии наблюдается тенденция к уменьшению размеров домохозяйств, увеличению числа людей, совместно проживающих до брака или вместо брака, увеличению числа разводов, повторных браков и количества детей, рожденных вне брака. Такие изменения в структуре домохозяйства в какой-то мере ставят под сомнение функционалистские теории семьи, распространенные сорок или пятьдесят лет назад. Авторы этих теорий считали, что семья является универсальным человеческим институтом, поскольку она выполняет определенные функции, имеющие решающее значение для общества, такие, как социализация, забота о детях и воспроизводство населения. Однако ситуация в современных обществах отличается не только тем, что число семей такого типа уменьшается. Вероятно также и то, что данная семейная структура создает определенные трудности для общества и для членов семьи. Семьи могут быть как функциональными, так и дисфункциональными (см.: Дисфункция). Например, некоторые современные авторы утверждали, что женщины угнетаются в семье, что постоянно наносит психологический ущерб тем, кто с этим соприкасается.*

Патриархальная и партнёрская (демократическая) семья:
Патриархальная семья — форма семьи, власть в которой безраздельно принадлежит старшему мужчине. Часто имеет расширенный состав, то есть включает несколько поколений родственников.** В истории и культуре, действительно, есть немало примеров расширенных патриархальных семей, для которых главенство старшего мужчины есть способ организации большого родственного коллектива. Однако не стоит упускать из виду и нуклеарную патриархальную семью, которая существует в условиях, благоприятных для выживания малого коллектива родственников, но всё равно предполагающих хозяйственное использование в основном грубой физической силы, что ведёт к жёсткой экономической специализации мужчины и женщины, повышенной роли насилия и, соответственно, иерархизации отношений между родственниками (главенство мужчины состоит в том, что в его руках сосредоточены экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения). В патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Смотри также Патриархат.
Итак, ключевые признаки патриархальной семьи:
– экономическая зависимость женщины от мужчины;
– четкое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей (функций);
– главенство мужчины в семье.

Читать еще:  Бывший муж следит в соц сетях. Психолог об отношениях с бывшими

Партнёрская семья предполагает равный статус супругов и более мягкое отношение к детям. В ней возможны совместное обсуждение семейных проблем, взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи. Демократическая семья возникла в странах европейской культуры в последние 150-200 лет в основном в связи с урбанизацией, развитием капитализма и распространением умственного труда, что вместе позволило женщинам обрести собственную экономическую роль, выйти из-под опеки мужей и отцов и добиться равных гражданских и политических прав. В этой ситуации восприятие женщины как зависимого члена семьи превратилось в анахронизм, хотя инерция сознания до 1960-х гг. (в Европе и США; до 1930-х гг. в Советской России) помогала доминировать образу женщины как человека, ведущего преимущественно домашний образ жизни, в противовес общественной активности мужчин, что влечёт за собой неравный доступ к принятию важных решений в семье. Смотри также Как в России меняются представления о семье.
Ключевые признаки партнёрской семьи:
– справедливое разделение домашних обязанностей;
– совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи;
– эмоциональная насыщенность отношений в семье.

Функции семьи:
Репродуктивная функция — рождение детей.

Воспитательная функция — т.е. последующее воспитание рождённых детей. Она же может быть обозначена как обучающая функция. Функции первичного социального контроля, социализации / семьи как агента социализации тесно связаны с воспитательной функцией. Их специфика состоит, однако в том, что первичный социальный контроль и социализация как бесконечный процесс интеграции и реинтеграции в общество обращены и к взрослым членам семьи.

Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья . Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

Функция первичного социального контроля. Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья — малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.

Хозяйственная (экономическая) функция. Удовлетворение членами семьи материальных потребностей (питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, формирование и расходование домашнего бюджета). Ведение членами семьи общего хозяйства. Общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов. Организация потребительской деятельности. Для описания семьи через призму хозяйственной функции существует экономический термин ‘домохозяйство’. В ранней капиталистической экономике аграрного типа семья представлялась базовой единицей как потребления, так и производства. Семейные фирмы были основой хозяйства. В современном обществе это часто не так, но семья во многих отраслях до сих пор может быть и производственной единицей.

Социально-статусная функция — передача или попытка передачи по наследству базовых характеристик социального статуса: образования, дохода, доступа к власти, места в культуре, этничности, места в социальной страте и др. Как правило, родители с высшим образованием добиваются от своих детей и для них получения аналогичного образовательного статуса, представители среднего и высшего класса стараются ещё на старте карьеры обеспечить своим детям такую позицию, которая позволила бы им не упасть в доходах ниже самих родителей и т.п.

Коммуникативная функция. Организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха, связанного с общением. Взаимное культурное и духовное обогащение.

Эмоционально-психологическая (психотерапевтическая) функция семьи — это удовлетворение её членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Рекреативная (рекреационная) функция. Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.

Сексуально-эротическая функция — есть и такая.

*Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
**Энциклопедический словарь. 2009.

Основные понятия психологии семьи

Определение семьи:
Семья – это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика.

Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.

Классификация потребностей по Маслоу – 6 уровней. Более простая – потребность в безопасности, привязанности и достижений.

Функции семьи по потребности:

1. Воспитательная функция

Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.

Функция семьи относится не только к индивидуальным потребностям человека, но она имеет отношение и к социуму. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества. Функция эта является достаточно длительной – от рождения до взрослости. Эта функция ещё и обеспечивает преемственность поколений. Чтобы себя продлить в детях, важно чтобы дети могли продлить себя. А для этого нужно им дать максимум психического, физического и социального здоровья.

2. Хозяйственно – бытовая

Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья – физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы.

3. Функция эмоционального обмена

Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Привязанность мы выражаем в форме эмоций. Их выражать – это для нас аксиома. Постепенно эта привязанность выражается в серьёзной психологической потребности. Это потребность в любви, симпатии, уважении, признании другому, эмоциональной поддержки другого и его психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен. Соответственно поскольку семья – это целостное образование, то не только члены семьи обмениваются эмоциями внутри, но и семья как целое выражает определённую эмоцию и направляет её в окружающую среду. Поэтому эмоциональный обмен выражается не только внутри семьи, но и по отношению к другим семьям и социальным группам. Часто внутри семьи эмоциональный обмен носит один характер, а между семьями совершенно другой. Есть тип семьи «семья – крепость». Внутри неё любовь и симпатия и ненависть к другим семьям. Эмоциональный обмен носит другой характер.

Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.

4. Коммуникативная функция

Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи.

5. Функция первичного социального контроля

Читать еще:  Второй брак. Отношения Ребенок-отчим. Почему отношения между отчимом и ребенком могут не сложиться

Цель общества – не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля – введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья – малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм – важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны)

6. Сексуально – эротическая функция

Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.

Также как и человек имеет дату рождения и смерти, также и семья существует во времени, на каком-то этапе возникает и затем исчезает. У неё также имеются свои фазы развития. Динамический компонент состоит в том, что с течением жизни семьи удельный вес каждой из функций может меняться. Какие-то функции могут выходить на 1-й план, а какие-то на 2-й или вообще исчезать. Появление детей в семье выдвигает на 1-й план функцию воспитания и быта. В молодой семье на 1-м месте может быть секс, в пожилой семье функция воспитания может исчезать. Функции меняются не только в самом цикле развития семьи но и в историческом цикле. В истории были этапы, когда семья из поколения в поколения передавала частную собственность (дворцы), социальное положение (палата Лордов в Британии).

Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется .дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному её члену.Все эти функции связаны друг с другом и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции. Восстанавливать приходится 2-3-4 и т.д.функции.

Нарушение функции семьи – это такие черты её жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций. Например, в семьях моряков нарушаются сексуально-эротические функции семьи.

Это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Она тесно связана с её функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции. Выделяют следующие формы семьи:

Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник – родители и один ребёнок. Она представлена представителями 2-х поколений – родители и дети. Существует 2 разновидности – полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей). Семья без детей это тоже неполная нуклеарная семья.

2-я форма – расширенная семья. Это семья, которая объединяет кровных родственников более чем 2-х поколений, которые объединены общим домашним хозяйством. Самый частый вариант – семьи с бабушкой, дедушкой и другими родственниками.

3-й вариант – большая семья. Это группа кровных родственников разных поколений, которая живёт в одном месте не обязательно ведут совместное домашнее хозяйство и возглавляется фигурой патриарха или матриарха. Эта форма характерна для сёл или маленьких городов или на окраинах больших городов. Есть дом родителей, рядом 2-4 дома, где живут семьи детей с определённым характером отношений. Родители выполняют роль патриарха, оказывая влияние на существование семей. Такая семья является иерархичной.

4-й вариант – семья – клан. Это группа, объединённая кровно родственными отношениями, которая не обязательно проживает в одном месте и не обязательно имеет одного лидера. Пример – сицилийская мафия.

5-й вариант – семья – двор. Характерна для России 17-19 вв. Сейчас редко. Она объединяет несколько поколений членов семьи, причем в семью включаются люди, не связанные кровным родством (гувернантки, слуги, горничные).

Нарушения структуры семьи также встречаются, как и нарушение функции. Это такие особенности структуры семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй основных её функций. Например, часто хозяйственно-бытовая функция разделена асимметрично, когда муж не принимает в этом участия, а всё делает жена. Основной формой, в которой проявляются нарушения структуры отношений становится семейный конфликт. Он препятствует выполнению семьёй её различных функций. Общество пытается восстанавливать структуру семьи. Здесь 2 линии:

  • Не психологическая линия, восстанавливает физическую структуру семьи (службы знакомств, гадалки, астрологи).
  • психологическая линия – позволяет восстанавливать структуру взаимоотношений в семье.

Изучение структуры семьи и отношений является чрезвычайно важной.

Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака, которая проходит через определённый жизненный этап, исчезая в 2-х вариантах:

  1. Развод
  2. Смерть одного из членов семьи

В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап. Это нормативное положение.

1 стадия – этап молодой семьи (0-5лет). Начинается от рождения семьи до появления 1-го ребёнка в семье. Грегори Бейтсон называл это стадией диады. Основные задачи развития на этой стадии – проблемы адаптации молодых супругов друг к другу. Адаптация включает взаимную сексуальную адаптацию, а также задача первоначального семейного накопления. На этом этапе складываются отношения семьи с другими семьями. Особенно травма, когда молодая семья не имеет собственного жилья. Психологи семьи считают, что брак заключается не между людьми, а между семьями. Формируются внутрисемейные привычки и ценности. Этот период адаптации вызывает сильное эмоциональное напряжение. Многие молодые семьи этого не выдерживают – пик разводов в этом возрасте.

Причины высокой частоты разводов:

  • неподготовленность к супружеству
  • плохие бытовые условия
  • отсутствие жилой площади
  • вмешательство родственников во взаимоотношения молодых

2-я стадия – семья с несовершеннолетними детьми. Это триада, квадрат, пентада и пр., в зависимости от количества детей. От рождения первого ребёнка и завершается, когда последний ребёнок покидает семью. Это центральный этап жизненного цикла, длительностью минимум 18 лет. В процессе семья становится зрелой. Это период наибольшей хозяйственно-бытовой активности. Здесь очень актуальной становится воспитательная функция. С одной стороны семья становится более стабильной, с другой стороны в триаде появляется 3 стороны и дистанция между людьми увеличивается. Появление 1-го ребёнка для отца очень травматично. Кто-то назвал это первичным разводом, когда любовь мамы переключается от отца на ребёнка. Пик разводов в возрасте ребёнка от 2-х до 5-ти лет.

Воспитательная функция – основная особенность стадии. Характерны перегрузки супругов, перенапряжения их сил и отсутствие возможности восстановиться. Дилема – что сохранять – себя или семью. Необходимость адаптации к постоянным изменениям структуры отношений и функций в семье. Можно выделить подстадии, зависящие от возраста детей:

  1. Семья с младенцем
  2. Семья с дошкольником
  3. Семья с школьником до 12 лет
  4. Семья с подростком – юношей (12-21год)

Затем синдром пустого гнезда.

Эту стадию сопровождает 2-й кризис в семье, который также знаменуется пиком разводов. Этот кризис происходит в возрасте 17-25 лет семейной жизни. Жил для детей, а теперь поживу для себя – начать новую семью. Этот кризис интересен тем, что с одной стороны это кризис семьи (седина в голову, а бес в ребро), с другой – это ситуация, когда внутри семьи её члены переживают свои кризисы (для детей – кризис эго идентичности – поиск себя; папе с мамой под 40 – у них кризис достижений). Получается очень травматическая ситуация. Трудно взрослым родителям принять своих взрослых детей, которые имеют право на существование. Добавить кризис обстоятельств (папа утратил карьеру, кто-то умер и пр.), получается чрезвычайное давление на семью при стечении 3-4-х кризисов. Очередной кризис может оказаться фатальным, семья распадается.

3-й этап – завершающий. Начинается с момента, когда последний из детей уходит из семьи и начинает трудовую деятельность – кризис пустого гнезда. Муж вдруг начинает видеть свою жену спустя 25 лет совместной жизни. Стадия начинается с утраты, нужна новая адаптация друг к другу в конце зрелого, начале пожилого возраста. Исчезает воспитательная функция. Интенсивное сопротивление повзрослевших детей, нарушение эмоционального взаимодействия. Проблема принятия пожилым родителем взрослого сына или дочери. Ослабляются физические силы, отдых приобретает важное значение, проблема здоровья. Освоение ролей бабушек и дедушек, проблема суррогатных мам. Основная проблема этого возраста – удовлетворение потребности в признании, уважении, особенно со стороны детей.

Источники:

http://studopedia.ru/18_35211_glava–psihologiya-semeynih-otnosheniy.html
http://moscow-repetitor.su/sociology/family.html
http://psylist.net/family/00001.htm

Ссылка на основную публикацию