Особенности эмоциональной сферы. Психология и практика. Взаимосвязь различных видов насилия в отношении женщин и особенностей их эмоциональной сферы

Изучение особенностей эмоциональной сферы у мужчин и женщин

Если обратиться к эмоциональности непосредственно, то в зарубежной психологии первоначально она чаще всего понималась как эмоциональная возбудимость (отзывчивость человека на

Изучение особенностей эмоциональной сферы у мужчин и женщин

Другие дипломы по предмету

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей эмоциональности у человека

1.1Понятие эмоций, их функции

1.2 Взгляды на эмоциональность как особенность человека в психологии

.3 Исследование половых различий в эмоциональной сфере

.4 Особенности выражения эмоций у мужчин и женщин

Выводы по главе I

Глава II. Экспериментальное исследование эмоциональности у мужчин и женщин (на примере юношеского возраста)

.1 Диагностические методы оценки эмоциональности у мужчин и женщин

2.2 Анализ полученных результатов

Выводы по главе II

Психология изучает особый мир явлений, находящийся в сознании человека и не похожих на те явления, которые человек видит невооруженным глазом в окружающем его мире. Эмоции играют большую роль в жизни человека.

Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. [12]

Согласно Юнгу, эмоция — это сила, стоящая за процессом индивидуализации. Любое реальное внутреннее изменение имеет эмоциональный компонент.

Актуальность нашего исследования очевидна, ведь любое событие в жизни человека окрашено теми или иными эмоциями.

Вспоминая свою прошедшую жизнь, мы прежде всего вспоминаем эмоции, которые испытывали в тот или иной момент жизни, а уже затем припоминаем последовательность событий, действия и так далее.

Можно с уверенностью сказать, что если бы человек не испытывал эмоции, жизнь его была бы тусклой, бесцветной, ничем не отличающейся от существования какого-то запрограммированного автомата, обладающего определенной степенью свободы — и не более того. Эмоции могут быть нашими союзниками в достижении целей, а могут быть противниками или помехой. [7]

Отрицательные эмоции могут оказать разрушающее воздействие на наше здоровье, снизить защитные свойства организма. Важно поэтому не допустить, чтобы они оказывали такое воздействие. Эмоциями можно и нужно управлять, для чего необходимо их изучать.

Выраженные эмоции являются показателем, характеризующим личность человека, но наверняка каждый хотя бы раз отметил, что эмоции мужчины и женщины абсолютно не похожи между собой, а вернее их проявления. Можно назвать множество еще причин, по которым необходимо изучать эмоциональную сферу человека. Таким образом, тема эмоций и чувств является актуальной для студента, изучающего психологию.

Изучением эмоций в психологии занимались В. Вундт, В. Джеймс, К.Н. Ланге, Г. Крейг, К. Джеклин, Е. Маккоби, П. Фресс, Алан Пиз, Б. М. Теплов, В.Д. Небылицын, А.Е. Ольшанникова, Е. П. Ильин, В. Г. Пинигин, П.В. Симонов и многие другие.

Наблюдения психологов свидетельствуют, что у мужчин чаще встречается преобладание холерических черт темперамента. Именно для них характерно отчетливое проявление волевых реакций, напористости, энергичности, нетерпеливости. Мужчина обычно характеризуется большей внешней агрессивностью, большей настойчивостью, способностью противостоять грубому напору.

Женской природе больше соответствует сангвинический и меланхолический темпераменты. Для женщин характерны подвижность, бурное проявление чувств, быстрая перемена настроения. Женщина бывает агрессивна, как правило, только если она несчастна. Женщины обычно намного эмоциональнее мужчин. У мужчин принято сдерживать свои эмоции, требовать этого от женщины бессмысленно, ведь они острее реагируют на поощрения и наказания, болезненнее реагируют на конфликты и неприятности на работе и дома. Женщина смеется, когда может, и плачет, когда хочет. В исследованиях П. А. Ковалева большая эмоциональная возбудимость лиц женского пола получила подтверждение: вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) выражена у них больше, чем у мужчин.

Объект исследования -эмоциональная сфера человека.

Предмет исследования — особенности выражения эмоций мужчинами и женщинами.

Цель работы: исследовать особенности выражения эмоций юношами и девушками.

1.Раскрыть понятия «эмоция», виды эмоций.

2.Описать основные особенности эмоциональной сферы у мужчин и женщин.

.Провести диагностику особенностей выражения эмоций у

юношей и девушек.

Гипотеза: мы предполагаем, что различие в выражении эмоций юношами и девушками будет просматриваться в следующих особенностях:

. девушки имеют более высокий уровень общей эмоциональности; а юноши более низкий уровень общей эмоциональности.

2. у девушек преобладают такие виды эмоциональности как психомоторная и коммуникативная, а у юношей преобладают такой вид эмоциональности как интеллектуальная.

. у девушек преобладают такие эмоциональные свойства как эмоциональная возбудимость, интенсивность эмоций и отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности, а у юношей преобладает такое свойство эмоциональности как длительность.

Глава I. Особенности эмоциональной сферы у человека

.1 Понятие эмоций, их функции

Объективные свойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человеком посредством познавательных процессов. Но каждый отражаемый объект, каждое событие вызывают к себе определенное отношение человека в зависимости от того, как они связаны с его потребностями. Одни события являются для человека индифферентными, другие — значимыми, т.е. могут удовлетворить некоторые его потребности или препятствуют этому.[9]

В эволюции сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие рождает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого из них свое, специфическое отношение к данному объекту.

Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. [12]

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия. [10]

Эмоции, проявляющиеся в виде удовольствия, называются положительными, а в виде неудовольствия — отрицательными. К первым относятся, например, радость, восторг, симпатия, ко вторым — страх, гнев, ненависть. Положительные эмоции человек испытывает, когда удовлетворяется какая-либо его потребность или он видит такую возможность. В этом случае его активность направляется на сохранение или достижение положительного воздействия. Если потребность не реализуется, человек переживает чувство неудовольствия, а его активность направляется на то, чтобы избежать вредных или нежелательных воздействий.

Читать еще:  Стричь ногти ножницами во сне. Остриженные ногти

П.В. Симонов показал, что существует связь между потребностью, информацией об объекте, который может ее удовлетворить, и эмоцией. При достаточной информации возникает положительная эмоция, при дефиците информации — отрицательная. [16]

Голодный человек, найдя в лесу хорошо известные ему ягоды, испытывает положительную эмоцию. Если ягоды неизвестные, чувство страха побуждает отказаться от них.

В. Вундт, кроме удовольствия или неудовольствия, выделил другие компоненты эмоций, определяющие их силу, продолжительность и динамику: возбуждение — успокоение и напряжение — разрешение.

Обычно эмоции развиваются по следующей схеме. На фоне спокойного состояния на человека действует значимый раздражитель, вызывая соответствующее переживание, повышение психического возбуждения и напряжения. Через некоторое время эти компоненты эмоции ослабевают и возвращается спокойное состояние. [13]

Возникшая эмоция охватывает весь организм, вызывая внутреннее переживание, многообразные внешние реакции, вегетативные и биохимические изменения. У человека изменяется поведение, движения, речь. Так, хорошее известие переполняет человека чувством удовольствия, радости. Он улыбается, а если полученная информация для него очень значима, может закричать, захлопать в ладоши, пуститься в пляс, громко засмеяться или заплакать. Каждой эмоции соответствуют специфическая мимика, пантомимика, жестикуляция, выразительные движения, голосовые реакции, лексические и экспрессивные средства речи. Происходит увеличение или уменьшение частоты пульса, расширение или сужение кожных сосудов, потоотделение, динамика кожно-гальванической реакции и др.

По внешним проявлениям можно судить о внутреннем состоянии и переживаниях других людей, хотя однозначной связи между внутренним переживанием и внешними проявлениями эмоций, конечно, нет. Не у всех людей внешние проявления достаточно интенсивны. В некоторых обстоятельствах человек намеренно их сдерживает, желая скрыть свои переживания. Сдерживание внешних проявлений эмоций не уменьшает интенсивности внутреннего переживания, а часто даже увеличивает ее. Субъективные переживания и внешние проявления эмоций возникают как бы одновременно. Это дало основание В. Джеймсу и К.Н. Ланге утверждать, что наличие эмоций обусловлено восприятием изменений в деятельности внутренних органов и двигательной сфере. [11]

Согласно их теории, называемой периферической, челов

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.

Ослабление эмоциональной сферы лишает новые впечатления красочности и яркости, отсюда – привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний. Следует отметить, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые: они думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием, боясь только, что процесс умирания будет длительным и болезненным.

Одним из наиболее распространенных переживаний является старческая озабоченность. Хроническая озабоченность играет роль своеобразной готовности к фрустрации, поэтому помогает избежать сильных эмоциональных всплесков в действительно критических ситуациях (Ермолаева, 2002).

Кроме того, переживание озабоченности придает остроту субъективной картине настоящего, помогает избежать скуки, является одним из способов структурирования времени. В связи с этим легко объяснить такое явление, как слишком сильные, казалось бы, неадекватные переживания пожилых людей: довольно слабые раздражители вызывают у них острые эмоциональные реакции. Это необходимо для преодоления социального или эмоционального голода в ситуации сенсорной изоляции.

В качестве защитного механизма можно рассматривать также эмоциональное отстранение, внешне проявляемое как безразличие. О таком человеке родные говорят: он слышит и видит только то, что хочет. Но эмоциональное отстранение помогает избежать глубоких страданий, которыми особенно насыщена старость, в том числе таких, как смерть близких людей.

Помимо активного использования тех или иных защитных механизмов, типичным для поздней взрослости является воз‑растно‑ситуационная депрессия – равномерное и стойкое понижение настроения. Субъективно оно переживается как чувство пустоты, ненужности, неинтересности всего происходящего, остро негативного восприятия собственного будущего. Человек все чаще пребывает в подавленном, грустном настроении без наличия для этого объективных оснований. Возрастают обидчивость и тревожная мнительность, а отрицательные эмоциональные реакции на те или иные неприятности становятся довольно затяжными (Хухлаева, 2002).

При этом самому пожилому человеку это состояние кажется нормальным, поэтому всякая помощь отвергается. Содержанием возрастно‑ситуационной депрессии является непринятие собственного старения, а основным травмирующим фактором – собственный возраст.

Н.Ф. Шахматов (1996) выделяет три основных варианта проявления возрастной депрессии:

Ипохондрическая фиксацияна болезненных ощущениях. Человек постоянно прислушивается к болезненным симптомам, живо обсуждает их с окружающими. Возможно сверхценное отношение к медицинским препаратам и способам лечения. При этом выбранному способу оздоровления может отводиться основное содержание психической жизни. В какой‑то степени это тоже является защитным механизмом, поскольку позволяет человеку, рассматривая болезнь, не видеть собственную старость. Действительно, описывая свое состояние, люди стремятся всячески подчеркнуть несхожесть своих симптомов со старческими проявлениями: ведь болезнь может иметь обратное течение, т. е. подразумевает выздоровление. Соответственно воспринимая признаки старости как симптомы болезни, человек отрицает собственное старение.

Идеи о притеснении.Отношение окружающих представляется несправедливым. Человеку кажется, что все вокруг его притесняют – морально и физически. Основное чувство – это обида, а мысль – «от меня все хотят избавиться». Как правило, доказать рациональным путем отсутствие притеснений невозможно из‑за сниженной критичности.

Тенденция к вымыслам,свидетельствующим о своей особой значимости. Здесь пожилой человек стремится рассказывать действительные эпизоды из своей жизни с преувеличением своего в них участия или целиком выдумывает их.

Если старческое беспокойство, эмоциональное отстранение и в какой‑то степени депрессия выполняют своеобразные защитные функции, то чувство ненужности способствует как психологическому, так и биологическому увяданию. Ему часто сопутствует чувство незащищенности. К сожалению, эти чувства типичны для пожилых людей, но часто они не соответствуют реальной жизненной ситуации человека. Он может иметь вполне заботливых родственников, жить вместе с ними, приносить им ту или иную реальную пользу, но все равно остро испытывать чувство ненужности.

Возможны два источника этого чувства. Первый – когда человек перестает быть нужным самому себе и проецирует это ощущение на окружающих. Второй – это слабость человека. Ему необходимо постоянное подтверждение своей нужности, чтобы ощущать свое существование: «Я нужен – значит, я существую». С выходом на пенсию уменьшается количество способов быть нужным из‑за снижения материального достатка, физических сил, и это может восприниматься как угроза целостности «Я» человека. Как можно заметить, оба источника взаимосвязаны.

По некоторым данным (Петровская, 1996), уровень страхов в поздней взрослости повышается потому, что, с одной стороны, они накапливаются в течение жизни, с другой – угрозу представляет приближение конца. Понятно, что основным является страх смерти, который может принимать различные формы: страха одиночества, болезни, будущего и даже ирреальных страхов (например, перед преследователями).

Читать еще:  Кармические отношения признаки. Обеты и клятвы. Если вас не покидает чувство, что вы — близкие люди

Страх смерти может проецироваться на окружение, которое в этом случае видится в негативном контексте. При этом вербальные указания на желание смерти типа «зажилась уже» свидетельствуют не об отсутствии страха, а как раз об обратном.

Проблема страха смерти достаточно трудна для обсуждения. Индивидуальные различия в отношении к смерти у пожилых людей обусловлены их жизненными ценностями, адаптирован‑ностью к жизни, состоянием здоровья. Смерти боятся люди, не принявшие старость как неизбежный этап жизни, не адаптированные к ней. Люди, мучимые тяжкими недугами, боятся умирания как периода усиления страданий и беспомощности. Некоторых пожилых людей, физически здоровых, имеющих планы на будущее и чувствующих себя хозяевами собственной жизни, смерть все же беспокоит. Однако большинство данных свидетельствует о том, что люди, психологически хорошо адаптированные и достигшие целостности личности (в понимании Э. Эриксона), сообщают о низком уровне страха перед смертью (Крайг, 2003).

В поздней взрослости, как и в других возрастах, люди отличаются по степени выраженности страхов, их истокам и способам преодоления.

Некоторые исследователи полагают, что многие формы поведения, традиционно приписываемые пожилым людям, – резкие реакции, склонность к размышлениям, замкнутость, критика окружения – можно трактовать как способы борьбы со страхами и беспокойством.

Следующая важная проблема, которая тесно взаимосвязана с эмоциональным состоянием человека, – проблема психосоматических заболеваний. Современная психосоматика основывается на экспериментальных доказательствах того, что эмоции могут решающим образом влиять на функции органов. Напряжения, возникающие между человеком и окружающим миром, являются патогенными факторами и вызывают те или иные заболевания (Хухлаева, 2002).

Помимо психосоматических проявлений, реакцией на непринятие собственной старости может стать суицид. Несмотря на то что люди старше 65 лет составляют только 11 % всего населения, на эту возрастную группу приходится 25 % всех самоубийств. По его мнению, истинная частота суицидов в этом возрасте значительно выше. «Пожилые люди маскируют свои суицидальные намерения тем, что могут буквально заморить себя голодом, передозировать, перепутать или не принять вовремя лекарство» (Бадхен, Каган, 1997). Ситуация осложняется и тем, что многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии, и тем, что для поздней взрослости свойственно понижение общего фона настроения и преобладание негативных эмоциональных состояний: тревоги, печали, страха, гнева, обиды. Теряется возможность получения удовольствия от того, что раньше приносило счастье. Человеком овладевают безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Люди ощущают свою нежеланность, бесполезность и приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла. Поэтому особенно важной является проблема распознания состояния депрессии у пожилых людей и оказания им своевременной поддержки.

Старость – это возраст потерь. По сравнению с молодыми людьми в поздней взрослости чаще приходится переживать тяжелые утраты и потери и становится меньше возможностей компенсировать их. Первой потерей может стать смерть одного из супругов, близких членов семьи или друзей. Для пожилых людей становится очевидным, что жизнь не беспредельна, ограниченна, времени остается мало. Пожилые люди вынуждены мириться с тем, что в их годы постоянно приходится иметь дело со смертью близких для них людей. Глубокое, всестороннее исследование переживания горя пожилыми людьми позволило сделать вывод о том, что, несмотря на увеличение числа потерь и источников горя, в поздней взрослости люди переживают горе не так тяжело, как молодые или люди среднего возраста (Калиш, 1997).

В связи с этим возникает проблема, осуществляется ли в этом случае в полной мере очищающая «работа горя». Для описания процесса скорби часто используется модель Кюблер‑Росс (цит. по: Кочюнас, 1999) – чередование стадий отрицания, озлобленности, компромисса, депрессии, адаптации. Считается, что нормальная реакция скорби продолжается до года. Сразу после смерти близкого человека возникает острая душевная боль. В процессе скорби наступает озлобленность. После первой реакции на смерть близкого человека – шока, отрицания, злобы – происходит осознание утраты и смирение с ней. Типичное проявление скорби – тоска по умершему.

Разумеется, паттерны переживания горя существенно различаются в зависимости от личности человека, его возраста, пола, культурных традиций и отношений с покойным. Переживания горя от потери супруга (супруги) старым человеком не всегда проявляются в острой внешней реакции, но погружаются в более глубокие слои души, где «работа скорби» обогащается обретением новых смыслов жизни – сохранения в памяти близкого человека для себя, сохранения памяти о нем для других и бессознательного обеспечения бессмертия покойного через его продолжение в других людях (Ермолаева, 2002).

Нельзя обойти вниманием переживание горя пожилым человеком, потерявшим своего ребенка. Здесь эмоциональный удар обычно очень велик. Потеря мечты, надежд, каких‑то ожиданий для пожилого человека несравнимы с потерей детей. Это как бы означает для него лишение права жить дальше. Хотя логическому объяснению такое мнение не поддается, оно всегда присутствует в сознании. Старики, потерявшие детей, под тяжестью безысходности и утраты чувствуют себя обманутыми временем.

В ряде случаев пожилые люди, проживающие отдельно от своих детей, ощущают эту потерю не так остро, особенно если им удается переключить внимание на других детей или внуков.

Одиночество в любом возрасте может стать причиной многообразных эмоциональных, поведенческих и социальных проблем. Широко распространено мнение, что одиночество более выражено в старости. Однако многие исследования отвергают это общее мнение и обнаруживают, что в юности переживания одиночества острее. Изучив большое количество исследований по проблеме одиночества, Д. Перлман и Л. Пепло (Пепло и др., 1989) отметили, что во всех них присутствовали три идеи.

Первая:по определению одиночество является результатом дефицитарности человеческих отношений. Вторая:одиночество является внутренним и субъективным психологическим переживанием и не может быть идентифицировано с фактической изоляцией. Третья:большинство теорий (за исключением экзистенциальной) определяют одиночество как неприятное переживание, состояние дистресса, от которого (по крайней мере поначалу) стремятся избавиться. Психодинамический и феноменологический подходы считают, что переживания одиночества патологичны. Напротив, интерактивный и когнитивный подходы считают это состояние нормальным.

Таким образом, одиночество – это неоднозначное понятие для поздней взрослости. Оно не связано с жизнью в затворничестве. По результатам американских исследователей (Santrock, 1995), пожилые люди, способные обходиться без посторонней помощи в обиходе, лучше, чем молодые, приспособлены жизни в одиночестве. Переживание одиночества связано с когнитивной оценкой качества и удовлетворенностью людьми своими социальными связями.

Пожилые люди, нашедшие для себя адекватный, интересующий их вид деятельности, оцененный ими как социально значимый, реже испытывают одиночество, поскольку через свое дело они общаются с семьей, группой людей и даже со всем человечеством (если речь идет о продолжении трудовой деятельности или написании мемуаров).

Неоднородность и сложность чувства одиночества в поздней взрослости находят выражение в его двойственном характере. С одной стороны, это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, с другой – это четкая тенденция отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность от вторжения посторонних. В этой тенденции можно видеть единственно возможный способ обеспечить себе независимость и душевный комфорт. Зачастую эти противоположные тенденции – тягостное переживание одиночества и стремление к изоляции – сочетаются, определяя сложные и противоречивые чувства пожилого человека. В геронтологической литературе многие авторы обращаются к одному известному примеру, когда старая женщина, огородив свое жилище высоким забором и заведя злую собаку, горько жаловалась на свое одиночество (Шахматов, 1996).

Читать еще:  Как восстановить отношения с мужчиной после ссоры. Как наладить отношения с парнем, мужчиной после ссоры, охлаждения, измены? Как наладить отношения после ссоры: почему милые бранятся

Особенности эмоциональной сферы мужчин и женщин при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Т. Н. Кондюхова

В статье выявлены отличия в структуре и характеристиках эмоциональной сферы, а также описаны эмоционально-поведенческие паттерны у мужчин и женщин при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Т. Н. Кондюхова,

Particularities of emotions of men and women, who suffer from duodenal ulcer

The article reveals differences in emotional sphere structure and characteristics and, besides, describes emotional and behavioral patterns of men and women having duodenal ulcer.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональной сферы мужчин и женщин при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки»

4. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн; Акад. мед. наук СССР. — М.: Медицина, 1966. — 349 с.

5. Веккер, Л. М. Психические процессы: [В 3 т.]. — Л.: Изд-во ЛГУ. — Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. — 1981. — 326 с.

6. Корель Л.В. Женщины на крутых виражах реформ // ЭКО. — 1995. — № 6. — С. 143-159.

7. Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — С.69-89.

8. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. — 1982. — № 3. — С. 3-14.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М.: АПН РСФСР, 1959. -С. 411.

10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. -374 с.

11. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. — СПб.: Питер Принт, 2003. — 582 с.

12. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во ЛГУ. — 1960. — 426 с.

13. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). — СПб.: Питер, 2004. — 380 с.

14. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / Российский открытый университет. — М., 1992. — 224 с.

15. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии; отв. ред. И.В. Шоро-хова. — М.: Педагогика, 1973. — 423 с.

16. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). — Казань: Центр инновационных технологий, 2001. — 180 с.

Особенности эмоциональной сферы мужчин и женщин при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки

В статье выявлены отличия в структуре и характеристиках эмоциональной сферы, а также описаны эмоционально-поведенческие паттерны у мужчин и женщин при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки.

The article reveals differences in emotional sphere structure and characteristics and, besides, describes emotional and behavioral patterns of men and women having duodenal ulcer.

Ключевые слова: эмоции, жалобы, психологические защиты, самоотношение, адаптация к болезни.

Key words: emotions, complaints, psychological defense, self-attitude, adaptation to disease.

Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (ЯБДК) — хроническое рецидивирующее заболевание, сопровождающееся тяжёлыми осложнениями и приводящее к высокому проценту нетрудоспособности больных [2].

Среди возможных этиологических и предрасполагающих факторов ЯБДК в 95,6% случаев упоминается психоэмоциональный стресс [13]. Ряд исследователей указывают на склонность язвенных больных к повышенной возбудимости, тревоге, страху и депрессии [4, 8, 11, 12]. Однако эти нарушения эмоциональной сферы, по данным разных авторов, имеют разные причины [1, 3, 13, 14]. В связи с этим возникает необходимость подробного изучения эмоциональной сферы больных.

Известно, что эмоции составляют «первичную мотивационную систему человека» [5], изучение которой позволяет приблизиться к пониманию механизмов социально-психологической адаптации.

Многие исследователи пишут о половых различиях в эмоциональной сфере, не учитывая при этом соматический статус обследованных [7,10], однако в эмоциональных нарушениях у мужчин и женщин есть принципиальные отличия [6]. Особенности эмоциональной сферы мужчин и женщин при ЯБДК мало изучены [9].

Цель настоящего исследования — изучение структуры эмоциональной сферы, основных характеристик эмоций и эмоционально-поведенческих паттернов у мужчин и женщин при ЯБДК.

Гипотеза исследования основывалась на том, что у мужчин и женщин с ЯБДК имеются различия в структуре и основных характеристиках эмоциональной сферы, что обусловлено процессом социализации и определяет особенности их поведения и способы адаптации к болезни.

Предмет исследования — эмоциональная сфера больных ЯБДК.

Объект исследования — мужчины и женщины с диагнозом рецидивирующая язва двенадцатиперстной кишки, со стажем заболевания более 2 лет. Средний возраст женщин — 34,2 + 1,8 года, мужчин — 31,9 + 1,4 год. Общее количество обследованных больных -60 человек.

В исследовании использовались следующие диагностические средства: методика определения типа отношения к болезни (Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова, А.Я. Вукс), методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева, биографический опросник Бётшер, Янгер, Лишер, методика «Индекс жизненного стиля» (адаптация Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой др.), методика диагностики УСК Дж. Роттера (адаптация Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.), методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация

В. В. Бойко), Гиссеновский перечень жалоб Е. Брюхлер, Дж. Снер, опросник Лазаруса, Торонтская алекситимическая шкала G.J.Taylor, Гиссенский личностный опросник (адаптация Голынкиной Е.А., Ису-риной Г.Л., Карвасарского Б.Д.), самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» Е.П. Ильина, «Четырёхмодальностный эмоциональный опросник» Л.А. Рабиновича, методика «Измерение чувства вины и стыда» Дж. П. Тангней (адаптация Белик И.А.), опросник Мини-мульт (адаптация Ф.Б. Березина, М.П. Мирошникова). Кроме выше перечисленных методик в протокол исследования были включены вопросы, касающиеся анкетных данных и особенностей анамнеза больных.

Результаты данного исследования позволили определить структуру эмоциональной сферы мужчин и женщин с ЯБДК, которая имеет принципиальные отличия. У женщин средние значения базовых эмоций свидетельствуют о наличии эмоционального состояния, характеризующегося общим сниженным фоном настроения, в котором преобладает эмоция страха.

По мнению C.E. Izard, «самой распространённой причиной страха является неуверенность, которая берёт своё начало в семье, не дающей чувства безопасности и уверенности в завтрашнем дне». J. Bowlby (1973) рассматривал эту эмоцию как функцию качества привязанности ребёнка к матери [5]. В данном случае женщины с ЯБДК оценивали отношения с родителями в детстве как неблагоприятные.

У мужчин структура эмоциональной сферы имеет чёткие очертания, в которой ведущей эмоцией является радость, значения гнева и страха близки, при этом страх и печаль переживаются ими реже (p

Источники:

http://www.studsell.com/view/50298/
http://studopedia.ru/17_4319_osobennosti-emotsionalnoy-sferi.html
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnoy-sfery-muzhchin-i-zhenschin-pri-yazvennoy-bolezni-dvenadtsatiperstnoy-kishki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector