Отношение к внешности. Формирование отношения к собственной внешности, телу и здоровью

Занятия 3, 4. Построение чувственно-телесных отношений со своей внешностью

В период взросления у каждого ребенка появляется высокая субъективная значимость образа своего физического «Я». Подросток еще не умеет анализировать отдельных элементов собственной внешности, он не знает, какой у него нос, глаза, фигура, но он уже догадывается, красивый он или нет. Он либо слышал это от окружающих, либо заключил это по отношению других к нему: свойства целого осознаются раньше, чем отдельные элементы, из которых складывается целостный образ.

Процесс формирования образа «Я» у подростка начинается с уяснения качеств своего наличного Я, т.е. тела, и в первую очередь, лица. Подростки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают дети. «Кто Я?», «Какой Я?», «Нравлюсь ли Я?» – постоянно задаваемые вопросы. Подросток внимательно рассматривает свое меняющееся лицо: волосы, брови, лоб, глаза, нос, губы, подбородок. Все подвергается критике, которой сопутствует тревога, неуверенность в себе и одновременно надежда на свою привлекательность. Углубленная рефлексия на свою внешность и тревога по ее поводу, наряду с другими возрастными проблемами, создают у подростка общее напряженное выражение лица, которое сопутствует возрасту.

Представление о себе становится не целостным, а искаженным, если не простроено отношение со своим лицом как первым и видимым каналом взаимодействия с окружающими людьми. Если подросток сильно фиксируется на каких-либо особенностях своего лица, неадекватно отвергая или «выставляя» их напоказ, то результатом этого становится потеря свободы в описании своего лица, тела, а затем и своей личности.

Как пишет Р.Бернс, повышение интереса к собственному Я и рост самосознания у подростка обусловлены несколькими не совсем синхронными, но взаимообусловленными процессами. Половое созревание и связанный с ним скачок в росте, нарастание физической силы, изменение внешних контуров тела, влияние половых гормонов на эмоции активизируют у подростка интерес к самому себе. Дело не в самих этих физиологических процессах. Ребенок менялся, рос, набирал силу и до начала периода взросления; тем не менее это не вызывало у него повышенного интереса к себе, в частности, к собственному телу. Если это происходит теперь, то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным символом, знаком взросления, возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Рост, сила, признаки половой зрелости меняют положение подростка среди сверстников и именно поэтому становятся предметом его собственного напряженного интереса и внимания.

Осознание ребенком свойств своего тела и внешности, формирование соответствующих самооценок начинается, конечно, задолго до полового созревания. Но в период взросления этот процесс резко активизируется и приобретает особенно важное психологическое значение.

Важнейшими источниками формирования представлений о себе являются особенности восприятия размеров тела, его формы, поскольку тело представляет собой наиболее открытую явную часть личности и легко становится предметом различных суждений. Суждения типа «тощий», «толстяк», «очкарик» и т.д., авторами которых являются как сверстники, так и взрослые, включаются в структуру образа Я и влияют на самооценку и поведение. В литературе существуют два основных понятия – схема тела и образ тела. Схема тела, определяющая его границы и расположение отдельных частей, возникает под действием сенсорных импульсов и удерживается в коре головного мозга. В отличие от этого образ тела содержит в первую очередь оценку своего физического Я.

На уровне организма как целого возникают и формируются особые интегральные образования, облегчающие организму интерпретацию сведений о себе. Схема тела формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве и состояния движущих органов и выступает как «субъективный образ взаимного положения и состояния движущих частей тела в пространстве», которое позволяет ему более адекватно и эффективно действовать. Получается, что «живет не схема тела, а тело, отразившее себя в своей схеме». П. Шильдер обозначил «схему тела» как картину, которую каждый складывает о сeбe. А. Меерович под «схемой тела» понимал отражение в сознании основных качеств и способов функционирования как отдельных частей нашего тела и его органов, так и тела в его совокупности». В период взросления происходит изменение «схемы тела», которое влияет на «образ тела».

Соединение психологических факторов, влияющих на структуру образа тела, Р. Бернс представил следующим образом:

1. Реальное субъективное внешнее восприятие тела с точки зрения функциональной способности в целом.

2. Интериоризованные психологические факторы, возникающие в связи с эмоциональными переживаниями и различными социальными ситуациями.

3. Социальные факторы: реакции окружающих на индивида и его интерпретация этих реакций.

4. Идеальный образ тела, суммирующий отношение индивида к своему телу, который возникает в результате конкретных наблюдений, сравнений и отождествлений с телесными качествами других людей.

Всякие реальные изменения, связанные с телом и внешностью человека, могут вносить существенные коррективы и его представления о себе в результате действия того или иного из этих факторов (Бернс).

Читать еще:  Гель-лубрикант для комфортных отношений. Отзыв. Лубриканты своими руками: быстро, безопасно, натурально

Дети быстро начинают понимать, что существуют различные типы человеческого тела и различные его идеалы, у них формируется довольно четкое представление о типе своего тела, его пропорциях и ловкости; затем подростки уделяют своему телу больше внимания. В современном обществе многие молодые люди, борясь за красивую фигуру, придерживаются строгих диет, другие изнуряют себя физическими упражнениями или занимаются силовыми видами спорта, тяжелой и легкой атлетикой или танцами, причем мальчики больше озабочены физической силой, в то время как девочек интересует вопрос привлекательности своего тела.

Для Э. Эриксона физические качества подростка выступают как важнейшая предпосылка формирования его идентичности и Я-концепции в целом, поскольку он рассматривает взросление как процесс взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов жизни индивида. Для установления между ними гармонических отношений представители каждого пола должны «использовать свое тело соответственно его биологической функции». Для женщин немаловажным фактором оценки тела становится физическая привлекательность, которая служит положительным подкреплением чувства своего Я как принимающего, привлекающего начала. В то же время для мужчин биологически оправданной функцией тела является активное действие, идет ли речь о взаимоотношении с женщиной или о преобразовании окружающего мира. Если активная деятельность мужчины оказывается успешной, у него развивается позитивное самоощущение. Поэтому для мужчин тело – это инструмент активного вмешательства в окружающую действительность.

Исследования взаимосвязи Я-концепции и оценок внешности показали, что юноши и девушки, давшие своей внешности высокие оценки, отличались более высоким показателем чувства собственной значимости. У тех же, кто оценивал свою внешность низко или ниже, чем внешность своих сверстников, этот показатель был гораздо ниже (Р.Бернс).

Сильное влияние на формирование Я-концепции оказывает темп физического развития. Мальчики, отстающие в физическом развитии и отличающиеся маленьким ростом и отсутствием ярко выраженных половых признаков, отличаются неадаптивностью, внушаемостью, чувствительностью. В то же время они способны к более глубоким переживаниям, рефлексии и способны принимать свой внутренний мир таким, каков он есть. У рано развивающихся девочек формируется более благоприятная Я-концепция и они являются менее зависимыми. Для акселератов период юности протекает в целом легче, чем для их сверстников. Во-первых, они выглядят старше своих лет, поэтому пользуются уважением сверстников и доверием взрослых. Во-вторых, раньше пройдя кризис пубертатного созревания, они получают возможность быстрее и более эффективно решать дальнейшие проблемы на пути своего развития.

Внешний облик – предмет исследования, заботы, поддержания и поиска индивидуальности. Подростку предстоит в сфере развития его самосознания приспособиться к своему телесному, физическому облику. От отрицания своей телесности через кризисные переживания и подвиги физического самосовершенствования он должен прийти к принятию уникальности своей телесной оболочки и принять ее как единственно возможное условие своего физического бытия. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит или к которой относит себя подросток. В сознании подростка могут быть «беспокоящие области», заставляющие его испытывать стыд, интерес, страх, тревогу и другие чувства. Ощущение развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств. Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формируют сложную гамму переживаний подростков. В то же время подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, ощущать то, что он– живое существо.

В период взросления важен момент осознания своей телесности, на уровне всего тела, способности переживать всем телом. Отсутствие в целостной структуре образа «Я» подструктуры «Мое тело» (в силу неосознавания или неприятия ее подростком) делает неполной и неадекватной картину собственной личности, что часто способствует развитию различных нарушений.

Овладение своим меняющимся телом, привыкание к нему – сложный психологический процесс. Взросление в большей степени касается психологического совладания с собственным телесным созреванием. Устойчивость образа Я, уверенность в себе тесно связаны с определенностью психосексуальной идентификации, с тем, насколько образ Я подростка соответствует стереотипным представлениям о «мужественности» и «женственности». Взрослеющий человек, проводящий долгие часы перед зеркалом или уделяющий непропорционально много внимания нарядам, делает это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги.

Чувство собственной непривлекательности, зафиксированное у подростка впоследствии, может привести к стойкому чувству неполноценности и ущербности, порождая такие черты как замкнутость, робость, эгоцентризм, враждебность к окружающим.

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

  • Главная
  • /
  • Красота – залог успеха?

Красота – залог успеха?

Из первых рук. Интервью психотерапевта Мартынова С.Е. для журнала “Женское здоровье”.

Для большинства женщин очень важно хорошо выглядеть. Но что происходит, когда забота о красоте становится главным смыслом жизни?

Об этом мы беседуем с директором Московского психологического центра «Просвет» психологом-психотерапевтом Сергеем Егоровичем Мартыновым.

– Как отличить нормальное отношение к своей внешности от патологического?

– Мы меняемся на протяжении всей жизни, меняется и наша внешность. И когда-то мы больше удовлетворены своей внешностью, когда-то меньше. О неврозе можно говорить тогда, когда человек постоянно не доволен своим обликом в целом или какой-то его частью. Бывает так, что все жизненные неудачи человек объясняет именно этим «дефектом». Например, женщина может считать, что у нее маленькая грудь и именно поэтому она не вышла замуж, не родила ребенка. И даже не сделала карьеру, потому что, с ее точки зрения, преуспевают только дамы с пышным бюстом.

Читать еще:  Долгие отношения 5 лет со взрослым мужчиной. Почему молодые девушки хотят мужчин постарше, что их привлекает

У человека, страдающего таким расстройством, все зависит от того, как он сегодня выглядит. Если, он оценивает свою внешность хорошо, то он весел, энергичен, доволен жизнью. Если считает, что плохо, то будет тревожен или раздражителен, может конфликтовать с близкими, не пойти на работу. В иерархии ценностей, где у большинства людей на вершину попадают: семья, работа, хобби – такой человек на первое место ставит внешнюю привлекательность.

– Но ведь вы не будете отрицать, что симпатичным людям многое в жизни дается легче.

– Да, есть исследования, в которых на больших группах испытуемых доказано, что внешность влияет на отношение окружающих. Так, например, привлекательные преступники получают меньший срок наказания. Симпатичным ученикам педагоги склонны завышать оценки. Но смещение это не очень значительное. Симпатичного убийцу не оправдают, а дадут, допустим, вместо 10 лет – 9. Обаятельному ученику пару раз натянут «тройку», но если он не будет заниматься, в дальнейшем красота не спасет его от плохих оценок.

Для создания семьи внешность имеет еще меньшее значение. Нет никаких статистических данных, которые подтвердили бы, что люди с привлекательной внешностью быстрее женятся, выходят замуж. Или что их браки более крепкие. Или что детей у них рождается больше.

– Да, но мужчины, прежде всего, обращают внимание на красоту женщины. А потом уже оценивают ее доброту, ум и прочие достоинства.

– Однако это не значит, что они женятся на красавицах. Дело в том, что внешне привлекательных людей мы склонны считать более общительными, более компетентными в общении, более жизнерадостными. Но при этом – и менее добрыми, менее внимательными, менее отзывчивыми. И с кем создавать семью – это еще большой вопрос. Тот, кто делает ставку на внешнюю привлекательность, часто попадает в нелепые ситуации. Один мой знакомый, собираясь жениться, выдвинул два критерия оценки будущей невесты: чтобы она была красивой и происходила из богатой семьи. Через полтора года он рассказал, в какой ад попал, выбрав такую девушку. Теперь он с ней разводится. Если бы для этого человека была важна доброта и ум будущей жены, результат, возможно, оказался бы другим.

– В подростковом возрасте мы часто кажемся себе некрасивыми и страдаем от этого. Но потом большинство перерастает эти проблемы. А кто застревает на них?

– Наиболее восприимчивые, сензитивные подростки, люди замкнутые и личности с демонстративным характером. Чувствительные дети постоянно тревожатся, сомневаются, все ли у них в порядке, не слишком ли они отличаются от других. Замкнутым подросткам вообще трудно общаться. А тут они видят, что кто-то легко завязывает контакты. В чем дело? Почему? Наверное, потому что эти ребята более красивы… Истероидам важно произвести эффект. Но если яркой внешностью они не отличаются, то потом могут зациклиться на красоте, считая, что это – главное в жизни. И посвятить большую часть жизни достижению или удержанию желаемой внешности.

Многое, конечно, зависит от поддержки подростка в семье. Если девочка знает, что папа ею восхищается, то отношение к своей внешности у нее будет положительным, кто бы потом что ни говорил. А если она растет только с мамой, и та постоянно сравнивает ее с другими: «Вот если бы ты была такой красивой, как Леночка, я бы купила тебе это платьице» – у ребенка, конечно, разовьется комплекс неполноценности. Трудно понять такое отношение родителей к своим детям. Уверен, что считать своего ребенка самым красивым, это нормально.

Как мы относимся к собственной внешности? Исследование GfK

Друзья, сегодня хочу поделиться с вами результатами одного любопытного исследования, которая провела известная компания GfK: как мы относимся к собственной внешности? С наступлением лета и пляжного сезона вопросы внешности выходят на первый план. GfK изучила, насколько люди во всем мире удовлетворены своим внешним видом.

Уверена, вам будет интересно, ведь мы тут говорим не только о косметике, но и красоте в общем и целом.

Итак, краткие основные выводы исследования:

  • Более половины людей в мире полностью или вполне довольны своей внешностью
  • Тинейджеры, как ни странно, не на много критичнее относятся к своей внешности, чем представители других возрастных групп
  • Наиболее самокритичной страной оказалась Япония: 1 из 10 респондентов недоволен своей внешностью
Читать еще:  Тактика выживания: помочь ребенку наладить отношения со сверстниками могут родители. Как подружиться в школе: простые советы для всех детей

Более половины (55 процентов) потребителей в возрасте 15 лет и старше из 22 стран, принявших участие в исследовании, довольны тем, как они выглядят. При этом полностью удовлетворены своей внешностью 12 процентов из них, — а это более чем каждый десятый респондент. Недостатки в своей внешности разглядели лишь 16 процентов опрошенных, включая три процента полностью неудовлетворенных своим внешним видом. 29 процентов заняли нейтральную позицию в опросе по поводу своего внешнего вида.

В латиноамериканских странах больше всего довольных своей внешностью

Больше остальных полностью удовлетворены своим внешним видом жители стран Латинской Америки: Мексика, Бразилия и Аргентина оказались в первой пятерке стран, жители которых довольны тем, как они выглядят. Если учесть еще и тех, кто «в целом» доволен своей внешностью, то первое место уверенно занимает Мексика (74 процента), на втором месте – Турция (71 процент), третье место делят между собой Бразилия и Украина (65 процентов). В Испании, Германии и Аргентине своей внешностью довольны 62 процента опрошенных. Самыми самокритичными оказались японцы, где 38 процентов «полностью» или «частично» не удовлетворены своей внешностью. В Великобритании, России и Южной Корее респонденты оказались менее самокритичны, в этих странах лишь по 20 процентов тех, кому не нравится их внешность. Наконец, в Швеции и Австралии недостатки в своем внешнем облике разглядели 19 процентов участников опроса.

Результаты опроса GfK актуальны для компаний, работающих в сфере моды, красоты и средств по уходу за собой. Используя результаты исследования, они смогут точнее скорректировать свою коммуникацию с потребителем, выбрав ее целевую аудиторию.

GfK Infographic Looks Countries

Так, базируясь на результатах этого опроса, можно предположить, что в таких странах как Япония, Великобритания и Россия коммуникацию с потребителями можно выстраивать, предлагая решения по улучшению или изменению внешнего вида, тогда как потребители в Турции или Мексике охотнее откликнутся на предложения и рекомендации по уходу за собой.

Подростки не на много критичнее к своей внешности по сравнению с другими возрастными группами

Вопреки существующему мнению, что среди всех возрастных групп своей внешностью больше всего недовольны подростки и юноши, результаты исследования показывают, что это не совсем верно. Так 16 процентов опрошенных в возрасте от 15 до 19 лет признались, что «не совсем» довольны своей внешностью; в группе 20-59 лет такой ответ был популярен у 12-13 процентов респондентов. Что касается тех, кто «абсолютно» не удовлетворен своим внешним видом, разница среди возрастных групп минимальна: в каждой группе подобный ответ выбрали 3 или 4 процента участников. Отметим также, что наименее критичными к своей внешности оказались люди старше 60 лет, лишь 9 процентов из них «не совсем» довольны своей внешностью и 3 процента – «абсолютно» не довольны.

Мужчины и женщины очень похожи в своем отношении к внешности

Сравнение ответов мужчин и женщин опровергает еще одно утверждение: о том, что женщины критичнее мужчин относятся к своей внешности. Среди обоих полов оказалось поровну тех, кто «в целом» и «полностью» доволен внешностью: 43 и 12 процентов соответственно. Тем не менее, мужчины более нейтрально и взвешенно оценивают свой внешний вид, чем женщины (31 и 27 процентов соответственно). Наконец, что касается отрицательного отношения к своей внешности, женщины действительно более самокритичны, но лишь буквально на несколько пунктов – «не совсем» довольны своей внешностью 14 процентов женщин и 11 процентов мужчин, а «абсолютно» не довольны собой 4 и 3 процента женщин и мужчин соответственно.

GfK Infographic Looks Total

Об исследовании

В исследовании GfK приняли участие более 27000 человек из 22 стран, включая Россию, в возрасте от 15 лет и старше. Метод — онлайн интервью, кроме Украины — где исследование проходило в формате личных интервью. Полевой этап исследования состоялся летом 2014 года. В странах, где проводились онлайн опросы, данные были взвешены для отображения демографического состава онлайн-населения в возрасте от 15 и старше на каждом рынке. В странах, где исследование проводилось путем личных интервью, выборка репрезентирует городское население верхнего социально-экономического уровня в возрасте от 15 и старше, не включая самые низкие социально-экономические уровни. Страны, принявшие участие в исследовании: Аргентина, Австралия, Бельгия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Гонконг, Италия, Япония, Мексика, Польша, Россия, Южная Корея, Испания, Швеция, Тайвань, Турция, Великобритания, Украина и США.

Что думаете по этому поводу? Согласны ли с результатами исследования?

Ну и самый коварный вопрос: как вы сами относитесь к собственной внешности? «Сойдет и так» или «нет предела совершенству»? 🙂

Источники:

http://studopedia.ru/7_117549_zanyatiya—postroenie-chuvstvenno-telesnih-otnosheniy-so-svoey-vneshnostyu.html
http://vprosvet.ru/otnoshenie-k-vneshnosti/
http://ananaska.com/kak-my-otnosimsya-k-sobstvennoy-vneshno/

Ссылка на основную публикацию