Отношение современной молодежи к семье и браку. Отношение современной молодёжи к религии

Отношение современной молодежи к семье и браку. Отношение современной молодёжи к религии

Патриархальная семья (с верховенстовм старших, мужчины)

Биархатная, основанная на равенстве супругов

Чёткое разграничение семейных функций

Функции супругов «смазаны»

Семья сложная, расширенная, многопоколенная, с многочисленными родственниками

Семья нуклеарная, простая, состоит из родителей и детей, ещё не создавших семью

Семья как фактор производства

Семья как общность потребительско-бытовая, досуговая

Родительство и родство играют в семье ведущую роль

Супружество – ведущее отношение в семье

Семья – ячейка общества, семья существует для общества

Самоценность семьи, значимость межличностных отношений

Основные функции семьи – хозяйственная, досуговая, репродуктивная, воспитательная

Основные функции семьи – сексуальная, социально-психологическая, культурная

Следует отметить, что создание семьи осложняется для большинства молодых людей не только возможностью возникновения материальных трудностей и нерешенностью жилищных проблем, но и недостаточной социально-психологической подготовленностью молодых людей к семейной жизни. Особое значение в этом отношении играет готовность к браку и созданию семьи. Следует различать нравственную и психологическую готовность. Нравственная подготовка к браку – это формирование личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание характера, способствующего сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственности перед семьёй. Психологическая подготовка к браку предполагает знание психологии личности, супружеских взаимоотношений, методов разрешения супружеских и семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения.

Создание семьи начинается с выбора молодыми людьми спутника жизни. Чаще всего будущие супруги знакомятся там, где проводят больше всего времени – на работе и в процессе учёбы. Затем там, где молодые люди живут, отдыхают и развлекаются. Таким образом, будущих супругов сводит совместное дело, общие интересы и соседство.

Выбор будущего супруга, как правило, соотносится с определёнными идеализированными представлениями. Например, для юношей важно, чтобы будущая жена была красивой, модной и привлекательной девушкой; заботливой и любящей матерью; верной и преданной женой; добрым, отзывчивым другом; практичной, умелой хозяйкой. Девушки же предпочитают, чтобы будущий супруг умел хранить верность и преданность жене; был сильной, активной, волевой и предприимчивой личностью; добрым, отзывчивым и нежным другом. Для современных девушек не безразлична внешность будущего мужа, его умение модно одеваться. Вместе с тем, показатели личностного портрета «реального» и «желаемого» брачного партнёра как правило не совпадают, что может послужить причиной конфликтов при попытке «подогнать» партнёра под свои идеализированные представления [50, с. 80].

В этом отношении показательны те характеристики, которыми молодые люди наделяют своего будущего супруга (супругу), неосознанно идеализируя его (её) (табл. 13) [50, с. 80].

Качества, ценимые молодыми людьми в представителях

Отношение студенческой молодежи к браку (стр. 1 из 8)

1.1 Понятия «семья», «брак», «гражданский брак» и брачно-семейные отношения в научной литературе………………………………………………. 6

ГЛАВА II. ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ

2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений. …. …………………………………………………… 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..44

Тема курсовой работы «Отношение студенческой молодежи к браку» выбрана не случайно. Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме того, общая беда молодых – неосведомленность в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств.

Современный этап развития нашего общества, который характеризуется крупными преобразованиями в основных сферах его жизнедеятельности, трансформацией социокультурных норм и традиций, вносит существенные изменения в полученные ранее результаты.

Семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей. Каждый человек, так или иначе, стремится завести семью. В свете проблем современного общества, смены системы ценностей большое распространение получило такое явление как гражданский брак. Существование этой формы отношений вызывает противоречивые взгляды и мнения, что говорит об актуальности проблемы. Сейчас такое время, когда большинство молодёжи вступают в брак необдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак не достигнув совершеннолетия, но и делают это без согласия родителей. Прожив некоторое время, у многих из них это приводит к разводу. Поэтому необходим поиск подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов — ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса. Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии и др.

Читать еще:  Как сделать чтобы женатый мужчина. Как влюбить в себя женатого мужчину. Секреты и советы. Правила отношений на расстоянии

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях). Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Общеизвестны факты, свидетельствующие о росте количества разводов, глубоком кризисе института семьи и снижении рождаемости. Более того, семейные проблемы увеличивают риск возникновения душевных и физических недугов, как у взрослых, так и у детей. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей.

В психологии проводились фундаментальные исследования, направленные на изучение развития личности, даны ее основные характеристики, необходимые для формирования установок на репродуктивное здоровье учеными Л.И. Божовичем, Л.С. Выготским, А.Я. Леонтьевым; Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, Э.Г. Эйдемиллер – раскрыли психологические особенности семьи и психология семейных отношений. Важными для понимания сущности проблем подготовки молодежи к семейной жизни являются идеи Ж.–Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци о половом воспитании как важнейшей составляющей добрачного просвещения молодежи.

Цель исследования : Выявить и проанализировать факторы обуславливающие отношение молодежи к семье и браку.

Объектом исследования является семья и брак.

Предмет исследования : факторы, влияющие на отношение студенческой молодежи к семье и браку.

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1) Раскрыть сущность понятий «семья», «гражданский брак» и «предбрачные отношения».

2) Выявить отношение молодежи к гражданскому браку.

3) Раскрыть сущность понятия «готовность» и охарактеризовать составляющие готовности молодых людей к семейной жизни.

4) Выявить и охарактеризовать доминирующие факторы, влияющие на отношение молодежи к семье и браку.

5) Проанализировать ценностные ориентации молодежи в области брачно-семейных отношениях и охарактеризовать роль семьи во влиянии на молодежь.

В курсовой работе использовался комплекс методов, таких как: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы в аспекте темы исследования; обработка вторичной информации.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА I . СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятия «семья», «брак», «гражданский брак» и брачно-семейные отношения в научной литературе

Выявление содержательной стороны отношения студенческой молодежи к семейной жизни предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых понятий, как «семья», «брак», «функции семьи», а также рассмотрения феномена «гражданского брака».

Существует много подходов к интерпретации термина «семья». Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами»[1] . В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью»[2] .

В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Аристотель развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство. Английский философ Томас Гоббс опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…».

Читать еще:  Как понять что он ко мне чувствует. Тайны психологии: как узнать отношение мужчины. Как узнать, что чувствует к тебе мужчина

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака. Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

lib.kreatiffchik.ru

Каталог научных материалов

Об отношении к браку современной молодежи

Тема исследования представлений современной молодежи о любви и браке всегда является актуальной и поэтому выбрана не случайно. Отношение к любви каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность современных браков в значительной степени определяется тем, что у молодежи не воспитано истинное уважение к институту семьи, и, создавая семью, они полагаются лишь на силу чувств. А ведь от того, из каких семей состоит наше государство, зависит, насколько оно крепкое, и каково его будущее. Поэтому социологи, психологи, этнологи исследуют состояние современных семей, тем самым как бы прогнозируют завтрашний день.

Семья играет огромную роль в становлении гражданского общества. Семья — это основа государства. Семья — начало и продолжение этнокультурных традиций и формирования гражданственности. Семья продолжает традиции своих предков, тем самым формирует у последующих поколений память этнического самосознания.

В наше время семья переживает очередной виток изменений и трансформаций. Связано это с большим потоком информации и развитием новой культуры межличностных отношений. Во времена наших бабушек к образованию семьи подходили основательно, и разводы были редкостью. Гражданский брак государством не поддерживался и официально осуждался. Сегодня наиболее распространенной формой отношений мужчины и женщины является неофициальный и незарегистрированный брак. Он не защищен законом, как и его половинки.

Цель исследования: выявить отношение к браку современной молодежи. В связи с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. Дать характеристику трансформации семейных отношений в России
  2. Выяснить отношение к семейной жизни современной молодежи. (Провести анкетирование с целью выявления отношения к брачным узам среди молодежи)

Брак — это общественное установление, учреждение, особая форма общественного устройства, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к своему потомству — такое определение дают браку современные социологи.

Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию. Она обладает только ей присущими свойствами, закономерностями, особенностями, не характерными ни для одной ее составляющей в отдельности.

Основными признаками семьи являются:

  1. Брачные или кровородственные связи между всеми ее членами;
  2. Совместное проживание;
  3. Общий семейный бюджет.

Таким образом, юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием, тем более, что в современном обществе очень велика тенденция совместного проживания семейной пары без официального оформления.

Начало систематического изучения семьи положила работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где автором были сделаны выводы, что этот социальный институт менялся в прошлом и будет постоянно развиваться, в зависимости от уровня производства. Поэтому вплоть до начала XX века — развития индустриализации, промышленности, господствовала патриархальная модель семейных отношений, в рамках которых супружеские и родительские роли были строго регламентированы и ритуа- лизированы. Семьи были многочисленными — до 30 человек. Все подчинялись старшему с семье. Такая семья сообща вела хозяйство.

На фоне многообразных функций семьи, в первую очередь — экономической, эмоциональная сторона супругов отступала на второй план, а то и вовсе игнорировалась. Более того, считалось, что сильные чувства семье противопоказаны. Сильные чувства расценивались как отклонение от нормы, т.к. могли нарушить веками сложившуюся систему. Вопрос психологической совместимости супругов решался по стандартной формуле «стерпится — слюбится». Распад семьи не допускался. Однако с развитием промышленности и уходом многих на заработки в город, большие семьи стали дробиться — из больших семей отделялись молодые. На смену отжившим сословным предрассудкам, жесткой регламентации всей общественной жизни постепенно приходило признание многообразия человеческих индивидуальностей, права каждого человека на выбор собственной судьбы.

Читать еще:  Ее мама не любит. Моя мама меня не понимает, мы постоянно ругаемся. Как наладить отношения

Современная семья, по оценкам исследователей, принимает новую форму, где на первый план выходят межличностные отношения супругов, отсюда и название, данное этому типу семьи — супружеская. Роль взаимоотношений мужчины и женщины значительно возросла.

Сегодня современный мужчина, требуя от женщины самостоятельности, независимости, инициативности, силы, — одновременно ожидает от нее покорности, слабости, и признания его (мужчины) главой. То есть традиционные патриархальные модели вступают в конфликт с современными условиями, в которых женщины и мужчина становятся на один уровень.

Если ранее мужчина был главой семьи, патриархом своего минигосударства, а женщина находилась в подчиненном положении и материально зависела от мужчины, то сегодня женщина вышла на новый уровень. Она часто не зависит от мужчины, и сама зарабатывает себе на жизнь и на жизнь своих детей. Сегодня мужчина потерял свой авторитет кормильца семьи — т.е. его основной задачи на протяжении столетий (это не касается мусульманского мира). Следовательно, происходит утрата семейных ценностей, и её значения в судьбах людей.

Но существование двух полов и их соединение в паре, в семье, содержит в себе нечто большее, нежели простое материальное обеспечение. Парные отношения имеют метафизическое, психологическое, социальное и биологическое значения. Именно на этих четырех уровнях взаимоотношения между мужчиной и женщиной обретают смысл, который необходимо осознать современному человечеству. Доказано, что человек лучше чувствует себя, меньше подвергается стрессу, находясь внутри полноценной семьи. Семья является психологическим защитником во все, особенно кризисные, времена. Поэтому ценность семейных отношений труднозаменима необязательными гражданскими браками, так распространенными сегодня.

Необязательность в отношениях влюбленных пар, живущих без регистрации брака, сегодня очевидна и имеет свои последствия. Это:

  • свободное отношение к материальному обеспечению семьи, а часто живут за счет родителей;
  • частая смена партнеров;
  • аборты;
  • никто не несет ответственность за здоровье «второй половинки»;
  • отказ от рождения детей, снижение рождаемости;
  • нежелание нести ответственность перед законом, и возможность без проблемного ухода от партнера.

Именно поэтому отношение к семейной жизни современной молодежи — очень важно для изучения и прогнозирования будущего государства.

В рамках изучения данного вопроса было проведено анкетирование с целью выяснения, насколько же значимы семейные ценности сегодня. В анкетировании приняли участие 100 человек, в возрасте от 17 до 26 лет. Из них 39% юношей и 61% — девушек. В основном студенты факультета сервиса и рекламы ИГУ.

Результаты анкетирования выявили:

  • Место любви и брака в системе жизненных ценностей молодежи различается в зависимости от возраста. Так, если в качестве наиболее значимых ценностей подростками 17-19 лет были обозначены «родные и близкие», «здоровье», «карьеру», «образование», то среди респондентов возрастной группы от 21 до 26 лет первые позиции были отданы «любви» и «браку».
  • положительно относящиеся к браку — 85% от числа всех респондентов. Остальные 15% (мужчины) пока не задумывались об этом.
  • Хорошим результатом является то, что отрицательно относящихся к браку среди опрошенных не было.
  • Среди опрощенных 96,% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 23-27 лет, и всего лишь незначительная часть (4%) 18-22.
  • Для большинства опрошенных парней социальное положение девушки их не интересует, так ответили 80%, но вот девушки к этому вопросу относятся по-другому, социальное положение не интересует всего лишь 10% из числа опрошенных.
  • На вопрос, состоите ли вы в браке, лишь 5 человек ответили положительно. Три из них — ответили — по любви; 2 — по необходимости, из-за беременности. Респонденты, не состоящие в браке, основной причиной назвали отсутствие жилья и отсутствие «подходящей половинки».
  • На вопрос состоите ли вы в гражданском браке — 15 человек ответили положительно.
  • Но на вопрос: «считаете ли вы гражданский брак ненадежным» из 15 человек 9 ответили положительно (в основном девушки), 6 — ответили отрицательно (т.е. гражданский брак считают надежным 4 парня и 2 девушки).
  • Основной причиной вступления в брак 40% респондентов назвали сходство характеров и интересов, 50% — любовь. 3 % — решить материальные проблемы, 5% — приобрести независимость от родителей, 2% — решить сексуальные проблемы.

Таким образом, современное отношение молодежи к созданию семьи в основном позитивное. Однако возраст вступления в брак увеличился до 25-26 лет. В браке наши респонденты надеются обрести любовь, взаимопонимание и психологическое защиту.

Кицанова А., Пядушкина И.И.

Источники:

http://studfiles.net/preview/1197661/page:24/
http://mirznanii.com/a/202383/otnoshenie-studencheskoy-molodezhi-k-braku
http://lib.kreatiffchik.ru/ob-otnoshenii-k-braku-sovremennoy-molodezhi.html

Ссылка на основную публикацию