Отношения мальчиков и девочек. Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста

Особенности общения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте

Гендерные (половые) различия в поведении детей проявляются уже на первомгоду жизни.

Пол – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

Сторонники гендерной типизации убеждены, что: следует придерживаться естественных и «подобающих» полу норм и образцов поведения. В раннем детстве эти стереотипы полового поведения утверждаются в сознании детей: родителями, воспитателями, средствами массовой информации, сверстниками.

Уже в 2 года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

К З годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола (половая идентификация). «Я – мальчик», «Я – девочка».

Осознание своего «Я» включается в осознание собственной половой принадлежности.

После 3-х лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится уже устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Взаимоотношения детей дошкольного возраста — это и отношения мальчиков и девочек.

Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни.

В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя и игровые роли. В играх дети отрабатывают роли соответствующие мужскому и женскому поведению.

Игра в магазин в средней группе детского сада, играют девочки.

Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину).

Игра в транспорт, играют мальчики.

В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку гендерной принадлежности.

Дети группируются по полу.

Возникает общность интересов.

Появляется специфическое чувство «МЫ» «Мы мальчики», «Мы девочки».

Возникает «солидарность» мальчиков (девочек). В однополых группах развивается способность видеть себя глазами товарищей.

Мальчики стараются быть – сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки — аккуратными, мягкими, кокетливыми. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек [5, 374].

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература.

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры.

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации [2, 56].

Таким образом, общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек.

Девочки-мальчики и их взаимодействие.

Василий решил, повинуясь судьбе,

Жениться на Вере из 1 “Б”.

Он ластик и ленточку ей подарил

И замуж идти ее уговорил.

Но мама, и папа, и наша собака

Решительно против этого брака!

Поскольку женитьба – вопрос не простой,

Походит Василий пока холостой! (Роман Сеф).

Итак, в этой статье я хотела бы затронуть тему взаимодействия мальчиков и девочек в разных периодах детства.

Младечество, ранний возраст ( от рождения до 3 лет).

Мама-папа счастливы! Ура! В их семье появился долгожданный малыш. Этот малыш – настолько малыш, что не только он сам, но и окружающие взрослые кроме как по цвету ленточки (или если подсмотрят подгузник)не поймут, кто это – мальчик или девочка.

Читать еще:  Заговор чтобы деньги были. Заговор для привлечения богатства и удачи

И только к концу раннего возраста ( к 3 годам) ребенок усваивает свою половую принадлежность, но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова “мальчик” и “девочка”. Например, в 3 года на вопрос “Кто ты?” девочка ответит, что она девочка. Но рассуждения о том, почему она так решила,ограничатся фразами “Потому что я ношу платья, играю в куклы” и т.п. То есть знания очень поверхностны, они основаны не на видении ребенком ситуации, а на том, что ему по тому поводу сказали взрослые.

Дошкольное детство (от 3 до 7лет).

Вот тут становится интереснее! В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок обнарживает внешние различия мужчин и женщин в одежде, манере поведения.

Все свои наблюдения ребенок переносит в игру.

Поэтому в этом возрасте мы можем наблюдать как мальчики берут на себя роли мужей, пап, водителей, строителей. Девочки же предпочитают становится на время игр мамами, женами, учителями.

Кроме того появляются чисто мужские или чисто женские игрушки.

В этом возрасте дети часто “влюбляются” и “собираются пожениться”. Так дочка часто рассказывает маме вечером после сада настоящую “Санта-Барбару” их взаимоотношений в группе: “Петя в меня влюбился,но я не хочу с ним играть, он дерется. Мне нравится Саша, он всегда делится со мной игрушками!”

Мам такое поведение детей умиляет, забавляет, но где-то может настораживать: “А не слишком ли рано мой ребенок о высоких чувствах рассуждает?!”.

На самом деле не рано, самое то. Нужно понимать, что в этом возрасте все чувства ребенка по отношению к противоположному полу во-первых, ситуативны, во-вторых, носят характер игры.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая,или основная деятельность этом возрасте. Ее задача – научить ребенка взаимоотношениям между людьми. Ребенок отыгрывает то, что видит, то, что его заинересовало. Увидел, как папа приобнял и поцеловал маму, вернувшись с работы, его эта ситуация заинтересовала – он воспроизвел ее в игре.

В дошкольном возрасте дети начинают объединяться в группы по признакам пола. Но группы эти – лишь на период игры. Да и в игре они очень расплывчаты. В начале игры все роли классифицируются как роли для мальчиков и для девочек. Но постоянно помнить о своей роли в соответствии с полом ребенок еще не может. Дети, зачастую, увлекшись игрой, продолжают играть как сверстники, а не как мальчики-девочки. А потом расхлебывают свои “заигрался” перед воспитателями. Особенно мальчишки. Ведь забывают, что перед ними – девочки, начинают играть как с мальчиками, а с мальчиками главное – соперничество, победа любой ценой – хоть в глаз кулаком, хоть толкнуть.

А девочки реагируют так, как свойственно чисто их женской природе – пытаются договориться, социальные контакты, взаимоотношения для них – в приоритете. Им бывают непонятны мальчишеские замашки и выходки.

Но в целом и общем можно сказать, что в этом возрасте дети между собой дружат и пытаются совместно через игру познавать сложный мир взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет).

Противостояние – вот девиз взаимоотношений полов в этом возрасте.

Одна из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста – образование однородных по полу групп – гомогенизация. Дети разбиваются на два противополжных лагеря – мальчиков и девочек- со своими правилами и ритуалами поведения.

В этом возрасте их взаимоотношения становятся глубже, переходят на качественно другой уровень.

Поэтому мальчики “не играют в девчачьи игры”, а девочки “терпеть не могут мальчишек”.

Нет-нет, безусловно, и поболтатать друг с другом, и из школы до дома вместе добежать – с удовольствием. Но это ситуативно, здесь и сейчас, в основной же массе проведенного совместного времени в школе или во дворе мальчишки играют с мальчишками, девчонки – с девчонками.

Происходит это потому что мотив совместных игр не только не изменился, но, напротив, расцвел: мальчики чаще в своих играх пытаются доказать свое “Я”, это игры на соперничество. Девочкам интересно человеческое общение, они направлены на познание тонкостей взаимодействия.

И эти детские потребности в игре четко оправданы их социальными ролями в будущем: мужчины – добытчики, женщины – хранительницы очага.

Детки учатся своим ролям, а это зачастую приводит к конфликтам. Ведь когда эти две группы оказываются вместе, происходит столкновение интересов. Мальчики пытаются доказать свое превосходство, зачастую не воспринимая того, что перед ними девочки. Неудивительно, что мальчиковые игры девочкам кажутся “дурацкими” и непонятными. При этом девочки ориентируются на общение, им важно общение с учительницей, с подружками. Важно как общение само по себе. Мальчики в свою очередь не принимают такую девичью позицию, считают игры девочек недостойными их внимания.

Кстати, часто именно в этом возрасте мальчишки начинают подтрунивать над девочками ( дернуть за косичку, выкинуть портфель и т.п). Мальчик так пытается привлечь внимание понравившейся девочки. Ему же завоевать ее надо, победить! Но она его стремлений не понимает, поэтому его “шутки” обижают ее, вызывают злость.

В этом же возрасте появляются дразнилки типа “Тили-тили тесто жених и невеста”. Или же стоит мальчику с девочкой несколько раз пройтись домой вместе, одноклассники не оставят это безнаказаным. Бросать фразы типа “Петя любит Машу” начнут незамедлительно.

Читать еще:  Какие отношения не являются общественными. Сферы общественных отношений

Родители, учителя могут тревожиться по этому поводу и стремиться к дисциплине, пытаются примирить два лагеря. Но не стоит грубо вмешиваться в отношения между полами, так как они могу помешать полному и закономерному развитию отношений между полами.

Подростковый возраст.

Этап “первой влюбленности”.

Итак, противостояние закончилось. Гормоны берут свое. Подросток начинает обращать серьезное внимание на противополжный пол. Но опыта нет. Он пока учится, пробует себя на любовном фронте.

Давайте разберемся как это происходит.

Ребенок начинает взрослеть. Из гадкого утенка (в нашем случае прыщавого подростка) за какие-то 3-5 лет ему предстоит превратиться в прекрасного лебедя (в нашем случае, уверенного в себе молодого человека).

Возникает стремление нравиться, происходит качественная идентификация “Я как мужчина”, “Я как женщина”. На первый план выходит осознание личной привлекательности/неривлекательности. Это имеет первостепенное значение глазах сверстников.

Взаимоотношения между полами, как и все остальное в подростковом возрасте, имеет скачкообразный характер.

Надо заметить, что первые чувства не отличаются постоянством. Подростковый максимализм захватыае и эту сферу жизни. Чем ярче, драматичнее происходят события – тем интереснее подростку их проживать, ведь такая драматичность дает огромный опыт. Опыт выстраивания отношений с противоположным полом.

Родители, как правило, оказываются не готовы к такой взрослости своего чада. “Как? Уже? Когда успел вырасти?” – читаешь в их глазах.

И тут очень важно родителям принять эту данность. А когда приняли, то поговорить с ребенком. От сердца поговорить. Не читая нотации о предохранении, о том,что этот мальчик плохой, а девочка супер самоуверенная.

Нет, разговаривать,безусловно, нужно об отношениях мужчин и женщинах, о сексе, конце концов, нужно. Но так, как разоваривают с самым дорогим человеком. Желая добра и показывая, что чувства ребенка ценны!

Иначе своим стремлением научить, показать, кто главный можно разрушить тот мостик, который связывал Вас с ребенком в предыдущие годы. Оно Вам надо?

Нужно помнить, что из каждого возраста ребенок должен вынести что-то полезное.

Вот так вот от количества к качеству идет развитие отношений между полами детском возрасте.

Каждый этап важен и необходим, кроме того, всему свое время. Дети без нас, родителей, чувствуют, что им необходимо на каждом ворастном этапе. Наша задача – не вмешиваться в их отношения,когда они не просят нас об этом. Но наблюдать! И помогать, когда это необходимо.

Особенности общения в дошкольном возрасте: популярные и не популярные дети у сверстников (стр. 1 из 8)

Кафедра психологии образования

«Особенности общения в дошкольном возрасте:

популярные и не популярные дети у сверстников»

Содержание

Глава 1. Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста

1.1 Общение мальчиков и девочек

1.2 Структура межличностных отношений

1.3 Становление и развитие межличностных отношений

Глава 2.Эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников

2.1 Эмоциональное благополучие ребёнка как необходимое условие его психического здоровья

2.2 Отношения к сверстникам у популярных и не популярных дошкольников

2.3 Проблемные формы межличностных отношений

Глава 3.Помощь ребёнку в расположении к себе сверстников

Библиографический список литературы

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях остаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе – индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.

Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью.[3]

Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы. Это, прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр.

Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый, прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям, статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней.

Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.

Читать еще:  Аппаратный педикюр: особенности и пошаговое проведение процедуры. Особенности проведения медицинского педикюра при различных заболеваниях стоп и ногтей

Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

Исходя из этого, актуальность данной темы курсовой работы определяется следующими аспектами:

– наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей данного возраста;

– необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него;

– следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоционального выбора в межличностных отношениях детей, что в свою очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе дошкольных учреждений, в связи с появлением новых воспитательных технологий.

Специальные исследования (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием.

Однако, среди типичных для детей эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.

Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений.

В связи с этим учет эмоционального состояния ребенка, является исходным пунктом осуществления любого педагогического воздействия. Формирование культурных эмоций, грамотная и бережная коррекция недостатков эмоциональной сферы должно по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания.

Объект исследования: межличностные отношения в группе сверстников.

Предмет исследования: эмоциональное благополучие ребёнка в зависимости от его статуса в данной группе сверстников.

Цель курсового исследования – выявить характерные особенности влияния межличностного общения на эмоциональное благополучие ребёнка.

В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста, рассмотрев их структуру, становление и развитие.

2. Охарактеризовать эмоциональное самочувствие ребёнка в группе сверстников.

3. Показать различные формы межличностных отношений.

Глава 1.Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей дошкольного возраста

1.1 Общение мальчиков и девочек

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности. [9]

В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, является вредной социальной привычкой (брань, курение и др.) так, мальчики, хотя и не используют эти «символы мужественности» в своей практике, но уже вносят их в сюжетные игры. [9]

Осознание своего «Я» непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек. [9]

1.2 Структура межличностных отношений в группах детей

Для дошкольника сверстники выступают как носители норм и форм поведения, задаваемых взрослыми. В этом возрасте закладываются основные стереотипы социального поведения личности. Мотивы межличностной привлекательности не осознаются дошкольниками. Контакты, возникающие либо спонтанно (когда дети сами выбирают себе партнера для совместной игры), либо как организуемые взрослыми, носят непродолжительный характер. Источником представлений о нормативном поведении при этом выступают взрослые. Усвоение же норм и правил межличностных отношений происходит во взаимодействии со сверстниками. В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может демонстрировать свои личные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. [12]

Нормы, регулирующие межличностные отношения дошкольников, находятся в стадии формирования. Отсутствие личного социального опыта побуждает детей в своих действиях ориентироваться на мнение большинства (быть таким, “как все”). Симпатии и антипатий дошкольника обусловлены тем, в какой степени сверстник соответствует социальному эталону, который формируется на основе оценок взрослых и взаимооценок сверстников. [15]

Источники:

http://studwood.ru/1745346/pedagogika/osobennosti_obscheniya_malchikov_devochek_doshkolnom_vozraste
http://www.b17.ru/article/devochki-malchiki/
http://mirznanii.com/a/198248/osobennosti-obshcheniya-v-doshkolnom-vozraste-populyarnye-i-ne-populyarnye-deti-u-sverstnikov

Ссылка на основную публикацию