Проблемы взаимоотношений в молодой семье. Готовность к семейной жизни. Несовпадение финансовых программ

Актуальные проблемы подготовки современной молодёжи к семейной жизни

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ

СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Иркутский государственный университет

Одной из острых проблем современного российского общества является проблема осознания значимости и важности института семьи. Сегодня «российская семья находится в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует тенденция к неустойчивости браков, ухудшению материального положения семьи, росту числа неполных семей и одиноких людей, снижению интереса к рождению детей, отчужденности детей от семьи, падению авторитета родителей» [1, с.7]. Поэтому необходима рефлексия проблем семейной социализации и воспитания личности в современных условиях.

Преподавание курса «Психология современной семьи» для студентов педагогического вуза имеет высокую социальную значимость и, несомненно, актуальность в плане просвещения будущих и настоящих молодых родителей, а также для профессиональной подготовки психологов и педагогов. Современные требования к уровню компетентности выпускников вуза предполагают как комплексную профессиональную подготовку специалиста, так и создание благоприятных условий для повышения потенциала личности.

Студенческий возраст является сензитивным для становления таких особенностей психики молодого человека, как развитие сознания, самосознания, рефлексии, осознания смысла и ценностей жизни, значимости и роли семьи для человека, для самореализации и формирования личности как родителя. Кроме того, в профессиональном плане современному педагогу-психологу необходимо знать проблемы, ценности, установки и особенности семьи своего будущего воспитанника, ученика.

Обращение к вопросам, волнующим современную молодежь, на наш взгляд, актуально еще и потому, что, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, приоритетными являются «укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений и семейного воспитания» [2].

Сегодня каждый имеет свое представление о том, какой должна быть семья. Никаких общепринятых стандартов или образцов не имеется, и такое положение говорит о том, что происходит реформация института семьи. Хотим мы этого или нет, но современная семья устроена несколько иначе, чем в прошлые времена. Правила в духе домостроя, жесткое распределение ролей в семейной иерархии потеряли свою целесообразность. Вместе с изменениями в общественной жизни изменилась и семья.

Название курса «Психология современной семьи» говорит само за себя. В данном курсе имеет место просветительская и профилактическая функция, а также коррекция «мифологического сознания» в области семейных отношений. Для полноценного родительства необходимо иметь глубокие знания, представления и желание взять на себя ответственность за детей, за брачного партнера. Молодые люди должны знать о специфике супружеских и детско-родительских отношений не из случайных обыденных суждений, а из научных источников.

Целью курса является формирование психологической готовности к семейной жизни, помощь в осознании грубых ошибок в семейном взаимодействии.

Содержание курса направлено на решение следующих задач:

— рассмотреть особенности семейных отношений во всех аспектах: супружеских, детско-родительских, родственных;

— познакомить студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брачных отношений, с возможностями определения причин и способов разрешения семейных конфликтов;

— обобщить и углубить знания о специфике деструктивной, дисфункциональной семьи, семьи с проблемами созависимости;

— охарактеризовать особенности поведения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В курсе «Психология современной семьи» рассматривается комплекс социальных и психолого-педагогических вопросов, знание которых необходимо для повышения качества семейной жизни, воспитательного процесса. Важной особенностью курса является ориентация студентов на создание семьи. Формы работы предусматривают интерактивные методы обучения, мини-лекции с элементами дискуссии, обращение к учебным пособиям, анализ статей из научных журналов, разборы конкретных случаев.

В процессе изучения курса предусматривается самообразование, самовыражение и самопознание будущих родителей и педагогов-психологов. Например, изучая тему «Семейные ценности современной семьи» студенты готовят презентации, самостоятельно определяя для себя «ценности семьи» – традиции, реликвии, семейные культурные ритуалы, правила.

Более десяти лет мной ведется этот курс у студентов педагогического вуза. Самый первый вопрос, который задается студентам вначале таков: «Все ли из вас хотят создать семью?». Ответ всегда однозначно положительный. Также на первой встрече проводится письменный опрос, чтобы определить, какие темы интересуют студентов, на какие вопросы им хочется найти ответы. По мере изучения дисциплины раскрываются закономерности и противоречия семейной жизни и находятся ответы на некоторые вопросы.

За период сроком более десяти лет накопились опросные листы с вопросами о проблемах семьи, волнующие молодежь. Для написания этой статьи все заявленные вопросы были обработаны методом контент-анализа. В результате получилось несколько обобщенных тем: супружеские, детско-родительские, взаимоотношения с семьей своей половины, неполные семьи, повторные браки, проблемы усыновления и институт приемных родителей. Раскроем более подробно каждую группу проблем.

Среди них на первом месте, безусловно, проблема супружеских отношений. Мир непростых связей между мужчиной и женщиной во все времена интересовали мыслителей, ученых – философов, психологов, социологов, сексологов, а также творческих людей – музыкантов, писателей, поэтов, режиссеров и др. Этот неисчерпаемый многообразный мир волнует и современную молодежь.

Студентов очного отделения (18-20 лет) волнуют проблемы добрачного периода и начала семейной жизни. Как вести себя на первом знакомстве и как произвести нужное впечатление? Как сделать выбор партнера и построить отношения до свадьбы? Как избежать разочарований в партнере и преодолеть неудачный личный опыт интимных отношений? Каковы плюсы и минусы гражданского брака? Какими должны быть взаимоотношения супругов на начальном этапе семейной жизни? По какому принципу создается семейная пара? Что есть любовь и имеет ли она отношение к семейной жизни? Как построить крепкую семью? Кто в семье главный и как распределить семейные обязанности? Как не устать друг от друга? Почему начинаются разногласия между супругами и в чем причина возникновения неблагополучных семей? Главное призвание женщины – семья, дети или профессия? Семейное счастье (секреты счастливого брака, семьи) – как этого достичь? Какие трудности могут возникнуть при создании семьи? Как избежать конфликтов в семье? Что делать, чтобы в семье была гармония? Как сделать так, чтобы муж не захотел обзавестись любовницей?

Студенты-заочники (от 25 лет и старше), имеющие стаж семейных отношений, обсуждают другие темы, например: супружеские конфликты и ссоры в семье; измены и предательство; проблема алкоголизма и ее решение. Они задают и другие вопросы. Как сохранить семью? Что делать, если остывают чувства? Как вдохновлять мужчин больше зарабатывать? Что делать, если тебя морально унижают в семье? Как влияют кризисы средних лет на семейные отношения? Как удержать мужа и как быть всегда интересной и любимой для мужа? Каковы плюсы и минусы одиночества? Бездетные пары может, это выход?

Вторая группа проблем, обозначаемых студентами, – это детско-родительские отношения. Всем родителям хочется согласия, единодушия, гармонии и дружественных отношений с детьми, но не всегда это получается. Именно в детстве закладывается фундамент доверительных отношений в будущем. Дети быстро растут и взрослеют, следуя ритму современной жизни; возникает масса вопросов, на которые не всегда есть готовые ответы.

Студенты очного отделения задают вопросы следующего содержания: гиперопека мамы и как с ней бороться? Как предотвратить конфликты с родителями? Как объяснить родителям, что их дочь/сын уже не ребенок? Как воспринять родительское программирование в выборе брачного партнера? Как сделать так, чтобы родители не ссорились?

Студентов-заочников волнуют другие вопросы: взаимоотношения между родственниками разного возраста; противоречия в выборе методов воспитания детей членами семьи разных поколений; особенности отцовского воспитания мальчиков и девочек; детская ревность к братьям и сестрам; единственный ребенок. Как улучшить отношения между детьми и родителями? Как вовлечь мужа в воспитание ребенка? Как сохранить эмоциональную связь с ребенком и как построить с ним доверительные отношения? Как вырастить самостоятельного и ответственного человека? Как быть, если мужчине начинают надоедать его собственные дети? Как уберечь детей от негативных явлений в обществе (ненормативная лексика, наркомания, алкоголизм)?

Третья группа проблем – неполные и распавшиеся семьи. Следует заметить, что число таких семей возрастает, увеличивается и количество вопросов на эту тему (проблема воспитания мальчиков и девочек в неполных семьях; развод и ребенок; особенности воспитания детей без отца; свидание с отцом и др.).

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из таких семей хотят иметь обоих родителей, испытывая острую потребность социального статуса полной семьи. На занятиях важно раскрыть распространенные ошибки, возникающие в процессе воспитания детей в неполной семье, а также рассмотреть условия, способствующие наиболее эффективному воспитательному воздействию неполной семьи на формирование личности ребенка.

Читать еще:  Кризис в семейных отношениях 5 лет. Периоды кризисов. Семейный кризис: виды и характерные черты

Следующая проблема – повторный брак и дети. В этой группе возникают следующие темы для обсуждения: взаимоотношения с детьми мужа от первого брака и между сводными братьями и сестрами; трудности воспитания неродного ребенка; отношения с отчимом; отношение родителей к приемному ребенку после того, как они смогли родить своего и др.

Довольно часто возникают вопросы о влиянии родственников на взаимоотношения супругов, о взаимоотношениях с семьей второй половины (свекор – свекровь, тесть – теща).В молодых семьях больше конфликтов происходит по причине непонимания, материальных затруднений и отношений с родительскими семьями (вмешивается свекровь, теща). Поскольку в педагогическом вузе среди студентов преобладают лица женского пола, то и вопросов больше на соответствующую тему: как уладить отношения со свекровью? Как найти общий язык с матерью мужа? Как быть с навязчивыми родственниками? Как быть, если тебя не любят родители и родственники мужа?

В последнее время возникают вопросы усыновления и проблемы приемных родителей/опекунов. Будущие усыновители и опекуны задумываются о своих родительских ролях, личностных и семейных ресурсах, осмысливают сложные жизненные задачи, с которыми неизбежно придется столкнуться: чувства и личностные особенности осиротевшего ребенка, его прошлое, адаптация ребенка в семье, социальное окружение.

Таким образом, к будущей супружеской и семейной жизни девушки-студентки относятся серьезно, вдумчиво, а брак у многих ассоциируется с тяжелым бременем. Студентки-заочницы, которые познали реалии семейной жизни, уже говорят о трудностях и желании исправить возникшие ситуации. У молодых семей много проблем, которые создают нервно-психическое напряжение, стрессовые расстройства, отражаясь на психическом и физическом здоровье. Многие трудности возникают из-за незнания, т.к. нет системы подготовки молодежи к семейной жизни, где бы учили быть грамотным супругом и родителем. Вот и получается парадокс: чтобы быть юристом, менеджером, врачом, человек получает образование и учится несколько лет, осваивая азы профессии, но родительскому и супружескому мастерству человек учится сам и часто – на собственных ошибках.

Подготовка молодежи к браку должна быть системной, непрерывной и охватывать все ступени образования, начиная с детского сада и школы с учетом нравственно-психологических особенностей возраста и пола. В детстве надо знакомить с правилами хорошего тона, психологическими и поведенческими аспектами общения, учить понимать свои чувства и управлять ими без моральных травм и стрессов, понимая мотивы человеческих поступков.

Работа в средних и высших образовательных учреждениях с молодежью и молодой семьей должна находиться в числе приоритетных направлений, быть включенной в практику профилактической программы, т.к. необходимо всячески просвещать молодых родителей. Их союз нуждается в социально-психолого-педагогической помощи и поддержке, особенно в периоды обостренных трудностей и критических моментов.

В настоящее время курс «Психология современной семьи» имеет статус «курса по выбору»; при этом он востребован студентами, а материал изучается всего лишь один семестр, и занятия проходят через неделю (16 ч. аудиторных и 20 ч. – на самостоятельную работу). При таком положении дел, конечно же, нельзя говорить о полноценной подготовке к семейной жизни. Во многих непедагогических вузах вообще отсутствуют курсы семейной направленности.

Учитывая реалии современного положения семьи, подготовка молодежи к семейной жизни должна происходить системно и охватывать все структурные компоненты культуры, образования, здравоохранения, психологических служб, гражданско-правовых органов и органов социальной защиты.

1.Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 27 ноября 2008 №1662-р http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

Примечание: статья опубликована.

Заиграева Н.В. Актуальные проблемы подготовки современной молодежи к семейной жизни // Современные проблемы высшего образования: материалы VІІ Международной научно-методической конференции. – Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск, 2015. – С.223-228.

Отношения между супругами в молодой семье

Дата публикации: 27.08.2016 2016-08-27

Статья просмотрена: 1436 раз

Библиографическое описание:

Бутузова Ю. С. Отношения между супругами в молодой семье // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 286-288. — URL https://moluch.ru/archive/121/33426/ (дата обращения: 13.10.2019).

В данной статье рассматриваются причины возникновения проблемных ситуаций в отношениях между молодыми супругами, а также возможные пути их преодоления.

Ключевые слова: супруги, молодая семья, брак, взаимоотношения, конфликт

This article discusses the causes of problem situations in the relations between the young husband and wife, as well as possible ways of overcoming them.

В жизни каждого человека — юноши или девушки — рано или поздно возникает потребность любить и быть любимыми, потребность создавать семью, воспитывать детей. Важно отметить, что без удовлетворения данной потребности люди, как показывает житейская практика, не чувствуют себя в полной мере счастливыми. Ведь человек — все равно, женщина или мужчина, как отмечается в одной древней притче, — это только половина какого-то более совершенного существа. Вторую половину следует искать, так как она затеряна в мире. Вместе с тем им свойственно всю жизнь тянуться друг к другу и стремиться к воссоединению.

Молодожены — это невеста и жених на свадьбе после церемонии объединения их в новый брачный союз и непродолжительное время после свадьбы.

Прежде всего, вступившим в брак придется осознать весьма простую и одновременно сложно поддающуюся истину: любовь добрачная или юношеская, внебрачная отдаленно схожа с любовью двух людей, стоящих в браке. В Древней Греции, как известно, было два начала (или обозначения) любви. «Эросом» они называли желание к обладанию любимым (понравившимся) существом. Соответственно «любовь в браке» именовалась, как «агапе», то есть стремление отдавать себя, свои мысли, энергию и силы для счастья любимого человека. Для первого чувства характерна эгоистичность и беспечность, заземленность, а для второго — самоотверженность и строгость, а также возвышенность [1, с. 5].

Супружеские отношения следует считать постепенным переходом от первого чувства ко второму. Данный переход на редкость происходит без каких-либо трудностей и усилий в отношениях новоиспеченных мужа и жены. Не редко им даже начинает казаться, что новое состояние не является любовью, о которой они так мечтали, поскольку в нем меньше удовольствий и как ни странно больше душевного труда. Доподлинно известно, что данное чувство весьма переменчиво [2, с. 4].

Давно известно, что для человеческой природы характерно чувственное избирательное влечение к лицу противоположного пола. Более того, для него свойственно стремление к преодолению одиночества через чувство любви к своему избраннику, к продолжению своего рода, к обретению своего более совершенного «Я» в детях. В целом это означает, что человек стремиться к обеспечению достойной смены поколений. Следовательно, потребность в создании семьи является одной из благородных и естественных потребностей человеческого существа.

Но вот создается семья, завершается самый первый год супружеской жизни, за ним начинается второй год. Если на первом году «новой» жизни молодоженов сопровождает целый комплекс эмоционально-телесных наслаждений, то на втором начинается затухание, за которым следует психологическая «стыковка», как правило, протекающая несколько болезненно. Часто все начинается с самого элементарного несогласия в простейших вопросах семейной жизни [3, с. 1].

Размолвки данного периода чаще всего не имеют какой-либо принципиальности. К тому же потеря в порыве гнева трезвости мышления не способствует основной цели спора, которая заключается в логическом убеждении спутника жизни в своей правоте. Даже если для высказываемых мыслей характерна справедливость, то форма их выражения в виде выкриков вызывает исключительно протест у второй половины. Как отмечается психологами- это естественный психофизиологический процесс (закон) передачи возбуждения от одного человека к другому. Личные амбиции усиливают разрыв между позициями мужчины и женщины в семье. Рано или поздно, резерв приведенных доводов, а в отдельных случаях и оскорбительных выражений исчерпывается. Накал в конфликте начинает постепенно гаснуть.

Подобная вспышка эмоционального характера оставляет у недавних «противников» семейного спора тяжелое чувство неудовлетворенности. Кроме того каждый ощущает свою вину в возникновении конфликта. Каждая подобная ссора оставляет пусть незначительный, но глубокий оттиск в душе каждого из них. Кроме того, нельзя не обратить внимание и на то, что стрессы оказывают отрицательное воздействие на организм «противоборствующих» сторон семейного конфликта. К тому же частые конфликты способствуют выработке такого негативного стереотипа в сознании человека, как «спускать все на тормоза» по любому незначительному поводу. Психиатрами объясняется это тем, что каждая подобная ситуация оставляет в центральной нервной системе человека довольно устойчивые связи. При этом, если возникает новое нервное возбуждение, то оно проходит по одному и тому же пути. Возникает так называемый автоматизм поведения [4, с. 2].

Читать еще:  Как освежить отношения в паре в любом возрасте, чтобы не переживать из-за ссор и разладов? Как освежить долгие отношения

Такие стрессовые состояния создают дисгармонию во взаимоотношениях, в том числе и интимных. Кроме того, они способствуют развитию неврастении и других функциональных заболеваний нервной системы, сосудов и сердца. Все вышеперечисленное в комплексе влечет за собой повышенную возбудимость, бессонницу, раздражительность и многое другое. Далее накал ссор только усиливается и наносит порой непоправимый ущерб гармонии, взаимопониманию, которые ранее обусловили брачный союз [5, с. 6].

Естественно, что полностью избежать подобных ситуаций в семейных отношениях трудно. Чем глубже учеными изучаются взаимоотношения между супругами, тем тверже они приходят к убеждению в невозможности существования семей вне конфликтов.

Под конфликтом с позиции психологии следует понимать столкновение противоположных по индексу интересов, идей, мотивов, мнений, позиций, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе непосредственного общения. Или же — обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более индивидуумов, которое характеризуется враждебностью, негативизмом, отчужденностью в отношениях, вызванное несовместимостью их интересов, взглядов или потребностей. Конфликтными брачными союзами следует называть такие, для которых характерны между постоянные ссоры между супругами, где их интересы, намерения, потребности и желания приходят в столкновение, Данные столкновения, как правило, порождают, наиболее сильные и продолжительные по времени эмоциональные состояния.

Причин таких столкновений великое множество: разное видение семейной жизни; несоответствие реалий ожиданиям и неудовлетворенные потребности, связанные с совместным проживанием в брачном союзе; злоупотребление алкоголем одного из супругов (существуют случаи наркомании и игромании); супружеская неверность; бытовые проблемы; неуважительное отношение супруга к родственникам жены и наоборот; различия в духовных потребностях и интересах, различия в ценностях и т. п.

Основные причины семейных конфликтов:

− измена или ревность одного из супругов;

− недопонимание во взаимоотношениях с окружающими их людьми (родственники, знакомые, друзья);

− расхождение в интересах и потребностях;

− неправильное воспитание ребенка;

− отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.

Как известно, очень часто любая ситуация конфликтного характера сопровождается ссорой между двумя полами. Возникновение подобных ссор, одно из самых губительных влияний процесса адаптации молодых и их чувств. В народе существует поговорка: милые бранятся, только тешатся. Но на самом деле это далеко не так. Всякая ссора носит необратимый характер. Более того, она накладывает тот или иной отпечаток на дальнейшие взаимоотношения молодых супругов. Ссора обычно раздувается резкими словами, несправедливыми обвинениями, глупыми упреками. Чаще всего неосознаваемой причиной подобного явления является психологическая установка с отрицательной составляющей. В состоянии эмоциональной усталости для людей свойственно становиться несдержанными и придирчивыми. Следует отметить, что лучше сразу понять ту или иную причину срыва и тут же данное понимание продемонстрировать [6, с. 3].

Определение характера конфликтной ситуации зависит от того, насколько оно способствует или нет сохранению и дальнейшему развитию отношений внутри семьи. По данному основанию все имеющиеся конфликты следует рассматривать в качестве конструктивных (по мнению ученых-психологов они даже необходимы для дальнейшего развития отношений внутри семьи) и деструктивные (которые препятствуют большинству адаптационных процессов). Следствием последнего является длительное сохранение напряженности в отношениях между супругами. Оба партнера в семьях с преобладанием таких конфликтов видят реальной угрозу развода. Конфликт конструктивного характера предполагает противоположное деструктивному, в частности способствует разрядке в отношениях между супругами. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают намного бережнее относиться друг к другу, они стремятся лучше понимать и угодить друг другу. Впоследствии такой конфликт воспринимается ими как недоразумение и вполне случайное явление [7, с. 4].

Следует обратить внимание на совместное проживание молодых супругов со старшим поколением, то есть с родителями. В данном случае существуют свои минусы и плюсы. Нам несвойственно мыслить о том, что родители осознанно желают зла молодой семье. Проблема кроется в другом. Родителям свойственно даже после заключения брака их детьми видеть в них своего ребенка, пытаться руководить им, навязывать им свою точку зрения. Как отмечается многими исследователями, к сожалению, нередки вмешательства во взаимоотношения молодой семьи. Безусловно, многие молодые пары вольготно ощущают себя под опекой своих родителей. Да и сами родители часто склонны на деле перестроить свои отношения с молодым сыном или дочерью. Очень часто молодые должны осознавать, что им предстоит привыкать к друг к другу, открывать и узнавать друг в друге порой «неожиданные» качества. Более того, когда речь идет о совместном проживании с родителями, они должны осознать, что придется адаптироваться и к чужим родителям. Искусство (именно, искусство) жить в браке предполагает занятие позиции независимости в сочетании с сохранением определенных эмоциональных связей с родственниками [8, с. 2].

Таким образом, вступление в брачные отношения, создание новой семьи, рождение и последующие воспитание детей — это, на мой взгляд, является самым ответственным шагом в жизни каждого человека. Выбор своего спутника жизни достаточно сложный процесс. Без реализации ряда усилий совместная жизнь будущих супругов будет весьма проблематичной. К числу усилий следует отнести: обоюдную любовь, взаимное признание и уважение равных прав женщины и мужчины в семье, осознание супругами высокого уровня ответственности друг перед другом, перед создаваемой ими семьей, наличие определенных материальных благ и др. Если выбор спутника тщательно продуман и взвешен, то следует вступать в брак.

Вступление в брак означает переход на новый этап собственной жизни, этап понимания и счастья, гармонии и покоя, уважения и любви. В данный период практически все зависит только от двух влюбленных. Только в их руках сосредоточены все механизмы для выстраивания дальнейшей супружеской жизни.

Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи

В последнее время внимание социологов, демографов, психологов все больше привлекает молодая семья. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. В первые годы брака формируется модель будущих семейных отношений — распределение власти и обязанностей, духовные связи между супругами, родителями и детьми, — происходит сложный процесс адаптации мужа и жены друг к другу, определяется характер основных конфликтов и способы их преодоления. Решение о числе детей в семье и интервалах между рождениями также зачастую принимается в начальный период семейной жизни, а значит, изучение молодой семьи имеет прямое отношение к проблемам рождаемости.

Данные статистики и выборочных исследований свидетельствуют, что около 20% всех разводов приходится на долю семей, просуществовавших менее двух лет. При этом с момента принятия супругами решения о разводе до подачи заявления в суд, а затем до формального расторжения брака проходит довольно много времени, т. е. фактически браки распадаются гораздо раньше.

Сложности во взаимоотношениях молодых супругов обусловлены, на наш взгляд, прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия: отношения в семье, способы ее организации зачастую определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей и способностей каждого члена этой общности. В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, ее кормильца и носителя социального статуса, а женщина — хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей. Сейчас в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений. В то же время в обществе функционируют представления о семейных ролях и обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей; с другой — бытует мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении большинства семейных функций.

Весьма остро стоит сейчас и вопрос о подготовке молодежи к семейной жизни. Прежде с этой задачей успешно справлялась родительская семья. Однако в настоящее время принятый в ней образец отношений нередко не может быть использован детьми без определенной корректировки. Кроме того, многие молодые люди проводят наиболее важный с этой точки зрения период жизни вне дома — в студенческих или рабочих общежитиях, усваивая совсем иные нормы, на основе которых формируются установки.

В советской социологической литературе наиболее подробно изучались причины и мотивы разводов. Как правило, они анализируются независимо от продолжительности брака. Между тем факторы дестабилизации семьи существенно различаются в зависимости от этапа ее жизнедеятельности. Пьянство одного из супругов, нарушение супружеской верности, наличие другой семьи более характерны, на наш взгляд, для распадающихся пар с продолжительным стажем. На стабильность же молодой семьи значительное влияние оказывают факторы, которые существуют, чаще в неявном виде, уже в момент заключения брака. Это прежде всего личностные характеристики молодоженов, условия заключения брака, различные типы добрачного поведения будущих супругов. Нередко распад непродолжительных союзов связан с идеальными ожиданиями молодых людей по поводу будущего супружества, легкомысленным отношением к нему, недостаточным знанием партнера. Важным «фактором риска» является также вынужденное заключение брака вследствие беременности невесты или под давлением родителей.

Читать еще:  Как намекнуть парню чтобы встретиться. Как намекнуть парню что хочешь его? Несколько эффективных способов намекнуть об интиме. Самые частые ошибки, которые совершают девушки

Таблица 1 Распределение вступающих в брак по продолжительности периода ухаживания, %

Невесты, видимо, из чисто моральных соображений несколько удлиняют этот период.

Таблица 2 Причины конфликтов между будущими супругами в добрачный период, %

Основная задача нашего исследования 1 состояла в выявит 1ии возможных факторов дестабилизации семейной жизни (идущих супругов. На основе анализа советских и зарубежных исследований семей разной степени благополучия и разводящихся пар выделялись характеристики вступающих в Ирак, которые могут оказать негативное влияние на стабильность молодой семьи.

Известно, что продолжительность знакомства следует рассматривать в качестве одного из важных показателей готовности к браку. Как выявлено в ходе обследования, среди разводящихся удельный вес пар с коротким периодом (менее 6 месяцев) добрачного знакомства намного выше, чем среди продолжающих жить в браке. Это обусловлено тем, что в современном обществе семейные роли гораздо менее регламентированы, чем в прошлом, и успешность брака в большей степени зависит от личностной совместимости партнеров. Поэтому период, в течение которого будущие супруги узнают друг друга, приобретает все более возрастающее значение. Между тем среди обследованных была велика доля вступающих в брак после непродолжительного периода ухаживания (см. табл. 1).

В качестве причины распада брака часто выступает отсутствие общих увлечений и интересов. Видимо, прямого влияния на принятие решения о разводе это обстоятельство не оказывает, но, ограничивая совместную досуговую деятельность супругов и сферу их общения между собой, оно ослабляет их духовную близость и таким образом сказывается на прочности супружеских уз. Среди опрошенных нами только 30% женихов и 40% невест при ответе на открытый вопрос могли назвать те увлечения и интересы, которые у них с партнерами совпадают. Большая же часть вступающих в брак не знает этой стороны личности своего будущего супруга, что впоследствии может отрицательно сказаться на развитии отношений молодоженов.

В исследовании также ставилась цель выявить частоту и причины конфликтов в период ухаживания. По нашим данным, женихи и невесты ссорятся довольно часто (см. табл. 2). В каком-то отношении эти разногласия могут иметь и положительное влияние на успешность будущего брака, так как впоследствии облегчают супружескую адаптацию. В то же время область неразрешенных проблем может стать в дальнейшем источником серьезных конфликтов. Зарубежные исследователи указывают, что разногласия в добрачный период коррелируют с ранним возникновением первых супружеских конфликтов, которые нередко ведут к разрыву.

Сейчас уже можно считать установленным тот факт, что добрачная беременность является фактором «высокого риска» с точки зрения успешности будущего брака, и прежде всего в тех случаях, когда супруги очень молоды. Сокращается необходимый период ухаживания и подготовки к свадьбе, молодые люди оказываются психологически не готовы к браку. Кроме того, они зачастую экономически несостоятельны и нуждаются в поддержке родителей либо вынуждены прерывать учебу. По данным нашего исследования, в момент заключения брака невеста была беременна в 9% пар по ответам невест и в 14% — по ответам женихов.

Существенное влияние на характер складывающихся отношений между будущими супругами оказывают их установки и ожидания по поводу семейной жизни. Несовпадение установок может вызывать серьезные конфликты, особенно на начальном этапе совместной жизни. Мы рассматривали установки в тех сферах семейной жизни, где, по данным ранее проведенных исследований, чаще всего встречаются разногласия между супругами. Прежде всего в связи с изменением положения женщины в обществе, необходимостью совмещения ею производственных и семейных ролей увеличивается значимость справедливого распределения домашних обязанностей между супругами. Семьи, в которых принята эгалитарная модель распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и установки мужа и жены в этом отношении совпадают, отличаются большей стабильностью.

У большинства обследованных нами пар установки на Распределение обязанностей в быту совпадают (76%), при этом в 59% случаев пары ориентированы на одинаковую домашнюю нагрузку мужчины и женщины. Однако довольно много пар (24%), в которых жених и невеста имеют разные мнения на этот счет. И если в тех случаях, когда на более традиционную модель ориентирована девушка (7%), разногласия могут быть легко разрешены, в случае подобной ориентации юноши (17%) возможны серьезные конфликты в молодой семье.

Важное значение с точки зрения успешности будущего брака имеют взгляды жениха и невесты по вопросу о власти в семье. Большинство женихов (78%) и невест (89%) ориентированы на эгалитарный стиль отношений. Как показал анализ пар, наибольшее расхождение во мнениях наблюдается в тех случаях, когда жених считает, что главой семьи должен быть мужчина, а его невеста ориентирована на разделение «семейной власти» (22% пар). В 27% случаев отмечается расхождение взглядов вступающих в брак в самой трактовке принципа эгалитарности: один из партнеров хотел бы совместно обсуждать все проблемы, другой считает необходимым разделить «сферы влияния».,Однако, на наш взгляд, подобные разногласия не могут явиться сильным дестабилизирующим фактором. Лишь 4% пар предпочитают авторитарный стиль отношений в современной семье.

В связи с вопросом о предпочитаемом типе семьи и соответствующей структуре власти особый интерес представляют взгляды будущих мужей и жен относительно профессиональной карьеры женщины. Как правило, если женщина активно участвует в профессиональной деятельности, она пользуется и большими правами в решении основных семейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами. По-видимому, мнения на этот счет должны быть согласованы еще до свадьбы. Большинство респондентов в нашем исследовании считают, что замужняя женщина должна работать, но не в ущерб интересам семьи (46% невест и 61% женихов). При этом в 52% случаев установки будущих супругов расходятся: например, в 41 % пар девушки ориентированы на профессиональную деятельность в большей степени, чем это хотелось бы женихам.

Одна из важных сфер жизнедеятельности семьи — организация досуга. Рациональное использование свободного времени, как известно, способствует стабилизации отношений между супругами. Изучение семей разной степени благополучия показало, что для успешных браков характерно совместное проведение досуга, причем на это ориентированы и муж и жена. Следовательно, расхождение во мнениях жениха и невесты относительно организаций свободного времени в будущем может повлечь за собой серьезные конфликты. Анализ соответствующих ориентации в нашем исследовании выявил несовпадение мнений: невесты гораздо чаще предпочитают проводить досуг вне дома, чем женихи (в 20% случаев); в то же время в 26% пар будущие мужья хотят иметь возможность отдыхать в свободное время отдельно от жены. В 19% случаев установки женихов и невест полностью расходятся, что не может не вызвать в будущем разногласий между ними.

Исследование также ставило целью выявить, в какой степени вступающие в брак информированы о проблемах брака и семьи из специальных источников. Со специальной научно-популярной литературой знакомы лишь 15% юношей и 11 % девушек, слушали лекции о семье и браке 5 и 3% соответственно. Это лишний раз свидетельствует о необходимости распространения мер по подготовке молодежи к браку; более доступной должна стать литература по вопросам семейной жизни, более активной пропаганда.

Таким образом, изучение вступающих в брак позволило выявить у них некоторые характеристики, которые могут повлиять на возникновение конфликтов в первые годы супружества и на его успешность. Проведенное исследование является лишь первым этапом реализации программы изучения молодой семьи. В дальнейшем предполагается выделять типы семей, отличающиеся по степени успешности брака, чтобы определить, какое влияние добрачное поведение и отношения, а также организация семейной жизни оказывают на успех супружества. Это позволит выявить наиболее дестабилизирующие факторы. Решение подобной задачи, помимо научного, имеет большое практическое значение с точки зрения разработки программы подготовки молодежи к семейной жизни.

Источники:

http://www.b17.ru/article/problemi_molodih_semei/
http://moluch.ru/archive/121/33426/
http://medn.ru/semiy/vzaimootnosheniya-v-seme-issledovaniya-opyit/vliyanie-dobrachnogo-povedeniya-na-stabilnost-molodoy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector