Родительство как социально культурный феномен. Теоретические исследования детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте. Психология семьи и семейного воспитания

Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили семейного воспитания.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развитии. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: – демократический – авторитарный – попустительский (либеральный).

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Родительские установки, или позиции, – один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий – формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.

Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности к взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д.Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности – неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» – с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка.

Читать еще:  Проект тема формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания. Формирование у школьников ценностного отношения к собственному здоровью как психолого-педагогическая проблема современности

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 278 ; Нарушение авторских прав

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 23.10.2017 2017-10-23

Статья просмотрена: 1084 раза

Библиографическое описание:

Жамалетдинова Г. Р. Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 111-113. — URL https://moluch.ru/archive/176/46030/ (дата обращения: 13.10.2019).

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме детско-родительских отношений. На основе проведенного исследования установлено, что на детско-родительские отношения сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. В статье анализируются стили воспитания дошкольников в семье с целью определения взаимосвязи стилей воспитания и становления или личностных качеств дошкольника. В статье показано, что стили семейного воспитания способствуют формированию или блокированию социально-значимых качеств личности.

Ключевые слова: стили воспитания, социально значимые качества, детско-родительские отношения, конструктивное общение, самосознание, самооценка, личностное развитие

Особенная роль в формировании личности ребенка обычно отводится фактору взаимодействия родителей с детьми. С первых дней жизни ребенка социальная среда передана ему как система семейного взаимодействия (А. В. Иванов) [3]. На первых порах родители ребенка являются единственными носителями общественных отношений и единственным звеном, опосредующим все другие связи ребенка с миром [5]. Являя собой сложное переплетение социальных взаимоотношений, выражающееся в системе семейного взаимодействия и коммуникации, семья именно в этом качестве предстает наиболее значимым фактором повседневного существования и развития личности ребенка [6].

Семья — это социокультурный феномен, выполняющий особую функцию в социальном сопровождении и поддержке растущего человека. Семья является той начальной «социальной матрицей», тем необходимым условием формирования личности, где определяется социальный статус ребенка, закладывается почва для становления ее мировоззрения и убеждений, установок, морально-этических идеалов, вкусов, социального поведения [9]. Значимость и важность семьи в становлении ребенка как личности, по мнению Е. П. Арнаутовой, обусловлена тем, что семейная микросреда является главным «транслятором» социальных норм и культурных ценностей, которые имеют тенденцию к непосредственному усвоению ребенком [1].

Исследуя различные аспекты социальной ситуации развития дошкольника, А. В. Мудрик акцентирует внимание на социализирующих функциях семьи:

– семья обеспечивает безопасное физическое и эмоциональное развитие ребенка;

– семья существенно влияет на формирование психического статуса ребенка, набор личных характеристик, особенности эмоциональных реакций, самооценку, ролевые установки;

– семья имеет важное значение в овладении человеком социо-культурными нормами и поведенческими образцами;

– в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека: стиль жизни, уровень притязаний, жизненные устремления и мировоззренческие установки [4].

– Анализ научных текстов по проблеме детско-родительских отношений позволяет заключить, что стили семейного воспитания способствуют формированию или блокированию выявленных нами социально-значимых качеств личности: проницательность; социальная смелость, общение, самодостаточность; индивидуальность, самостоятельность, ответственность; импульсивность, сопереживание, сочувствие, содействие.

– Нами было проведено эмпирическое исследование, включавшее в себя анализ детско-родительских отношений в семьях старших дошкольников, оценка особенностей личности дошкольников и сопоставление полученных результатов.

Цель нашего исследования: провести исследования специфики взаимодействия взаимосвязи детско-родительских отношений с целью формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста

Исследование осуществлялось с использованием следующих методик:

1) Для диагностики родительского отношения мы воспользовались тестом-опросником родительского отношения (ОРО). (А. Я. Варга)

2) Авторская анкета, составленная Щекиной Е. А. (исходя из компонентов психолого — педагогической компетентности родителей) «Взаимодействие родителей с детьми».

3) Для исследования компетентности родителей -«Анкета для родителей № 3», Автор педагог-психолог Жолобова Л. П.. Для определения социальной направленности мотивов и потребностей родителей в воспитании, т. е. определения мотивационно — потребностного компонента.

4) Для выявления сформированности личности ребенка использовался диагностический комплекс методик, предложенный кандидатом педагогических наук, Шепелевой Н. В. Данный комплекс, состоящий из различных заданий для детей дошкольного возраста, мы адаптировали для нашего исследования.

База исследования — ГБОУ Школа № 1579, Южного округа, г. Москвы, подготовительная группа. В эмпирическом исследовании принимало участие 47 семей (все семьи полные): 25 семей, имеющих одного ребенка дошкольного возраста, 22 многодетных семьи, в которых есть дети дошкольного и младшего школьного возраста (в тестировании участвовали 35 детей из многодетных семей).

Данные проведённого эмпирического исследования, свидетельствующие о высоком проценте родителей с низким уровнем психолого-педагогической и социокультурной компетентности, еще раз подтвердили актуальность изучаемой проблемы, убедили нас в необходимости активного вовлечения семьи в педагогический процесс социального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Результаты тестирования формирования личностного развития детей старшего дошкольного возраста, показали, что большинство детей демонстрируют высокий уровень сформированности социальных навыков, они осознают нормы и правила поведения в социуме, умеют эффективно сотрудничать как со сверстниками, так и с взрослыми, имеют богатый словарный запас и активно реализуют его в общении с окружающими.

Распределение уровней социализированности детей, показал, что только 56 % детей из благополучных многодетных семей имеют высокий уровень сформированности социальных навыков, что говорит о благоприятном влиянии стиля семейного воспитания на социализацию детей, при условии, что семья благополучная.

Рисунки детей помогли нам выявить отношение ребёнка к членам семьи и семейные отношения, которые вызывают тревогу ребенка, и какое место в семье отводит ребенок сам себе. По результатам методики делались выводы о психоэмоциональном состоянии всех детей, оценивались особенности рисунков, их расположение, то, как были сделаны рисунки (выбранный цвет, яркость и др.), оценивалось наличие/отсутствие деталей на рисунках и т. д. Далее, на основании изучения рисунков были определены основные психические и эмоциональные характерные черты: состояние тревожности, агрессивности, конфликтности.

Результаты анкетирование детей с использованием анкеты Р. В. Овчаровой «Я и моя семья», показали, что большинство детей показали в равных долях высокий и низкий уровни сформированности семейных ценностей. Низкий уровень свидетельствует о том, что дети чувствуют себя некомфортно в семье, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность, направленную на получение удовольствия, испытывают серьезные затруднения в установлении контактов между членами семьи.

Средний уровень сформированности основ семейных ценностей был диагностирован у 25 % детей. У этих детей существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности не принимаются полностью, есть моменты, которые не устраивают дошкольников, семья привлекает больше отдыхом, досуговыми сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов.

Очевидно, что воспитание способствует формированию высокого уровня семейных ценностей.

Читать еще:  Стоит ли начать новые отношения с бывшим мужем? Как наладить отношения с бывшим мужем: важные советы

Таким образом, анализ исследования показал взаимосвязь детско-родительских отношений на формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста. В семьях с авторитарным и либеральным стилем воспитания дети характеризуются завышенной самооценкой, средним уровнем сформированности социальных навыков и семейных ценностей. В семьях с партнерским стилем воспитания и авторитарным конфликтность, тревожность и агрессивность находится на среднем либо низком уровне. Также у детей наблюдается средний уровень сформированности нравственных ценностей.

Дети характеризуются высоким уровнем сформированности социальных навыков, а также семейных и нравственных ценностей. Уровень конфликтности, тревожности и агрессивности в таких семьях, как правило, низкий. В многодетных благополучных семьях у детей формируется адекватная самооценка — эти дети активны, любознательны, доброжелательны со сверстниками.

Ощущение внешней нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей — фактор, очень неблагоприятно сказывающийся на формировании деткой психики. Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях и реагируют на ссоры между родителями.

Общие результаты исследования, свидетельствующие о высоком проценте родителей с низким уровнем психолого-педагогической и социокультурной компетентности, еще раз подтвердили актуальность изучаемой проблемы, убедили нас в необходимости активного вовлечения семьи в педагогический процесс социального развития и воспитания детей дошкольного возраста для эффективного формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Данные выводы значимы для педагогического просвещения родителей, для своевременной диагностики и коррекции детско-родительских отношений в процессе социально-педагогического сопровождения дошкольников.

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2002–215с.

2. Бурменская Г. В. Методики диагностики привязанности к матери ребенка дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая диагностика. М., 2005. № 4. С. 37–41.

3. Иванов А. В. Культурная среда семьи как условие продуктивного воспитания личности // Вестник МГОУ. — 2014. — № 4. — С. 103–11

4. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Воспитательная работа в школе. 2003. № 5. С. 15–19.

5. Николаева Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка// Известия Саратовского Университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013–56с.

6. Романова Е. С., Бершедова Л. И., Рычихина Э. Н., Набатникова Л. П. Психологические грани семьи: учебное пособие для студентов и преподавателей. — М.: ОнтоПринт, 2015. — 398 с.

7. Радостева А. Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование// Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013-С.8–17

8. Халикова В. В. Проблемы детско-родительских отношений в системе «ребенок-взрослый»// Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2010-С.54–58

Влияние детско-родительских отношений в неполных семьях на социальное развитие детей младшего школьного возраста

Информация о готовой работе

Тип: Дипломная работа | Возможен только новый заказ | Страниц: 123 | Формат: doc | Год: 2008 |

Содержание

Глава 1. Теоретическое обоснование формирования детско-родительских отношений особого типа в неполных семьях и их отличительные особенности………………………………………………………………………6

1.1 Культурно-историческая природа семьи. Современные типологии семей и их функций. Понятие “семейная дисфункция” и “дисфункциональная семья”.…………………….………………………………………………………6

1.1.1 Понятия “брак” и “семья” с точки зрения психологической науки………………………………………………………………………………6

1.1.2 Основные функции семьи…………………………………………………8

1.1.3 Современные типологии семьи. Понятие о функциональных и дисфункциональных семьях. Основные типы семейных дисфункций……………………………………………………………………. 10

1.2 Неполные семьи и их основные психологические особенности. 12

1.2.1 Понятие “неполная семья”. Основные причины возникновения неполных семей. Развод как психологический феномен…………………….12

1.2.2 Особенности функционирования неполных семей………. 14

1.3 Взаимоотношения поколений в полных и неполных семьях.……………17

1.3.1 Психологические модели детско-родительских отношений

1.3.2 Родительское отношение к ребёнку: определение, типы, влияние на психическое развитие…………………………………………………………. 19

1.3.3 Дисгармоничные стили воспитания как фактор риска в развитии личности ребенка ……………………………………………………………….21

1.3.4 Особенности межпоколенческих взаимодействий в неполных семьях. Неполная семья как возможный фактор формирования дисгармоничной личности………………………………………………………………………. 23

Глава 2. Выявление эмпирическим путём основных отличительных особенностей ДРО в неполных семьях с помощью различных психодиагностических методик…..……………………………………………29

2.1 План и структура исследования, методы исследования…………………29

2.2 Диагностика внутрисемейных отношений………………………………..46

2.3 Проявление видов агрессивных реакций. 51

2.4 Особенности развития самоотношения личности в младшем школьном возрасте…………………. 56

2.5 Изучение доминирования стилей воспитания……………………………63

2.6 Доминирование стилей воспитания у современных родителей………. 76

2.7 Измерение родительских установок и реакций (PARY)…………………81

Семейные отношения как одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась многими исследователями. Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, П.А. Сорокин объясняли семью как социальную структуру, являющуюся первоосновой общества. Все они, как и большинство других исследователей семьи из различных научных областей, признавали, что воспитательная функция является одним из главных ее предназначений.

Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности. Этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет – отмечается, что в настоящее время в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Очевидно, что в неполной семье достигнуть этой цели намного труднее, так как все ложится на плечи одного из родителей, матери или отца.

Таким образом, проблема детско-родительских отношений (ДРО) в условиях неполной семьи требует более подробного рассмотрения. Весьма важным, на наш взгляд, представляется и изучение способов диагностики ДРО в неполных семьях для нахождения оптимальных психодиагностических методик, позволяющих выявлять “проблемные зоны” в ДРО, характерные для неполных семей.

Исходя вышеизложенного, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, выдвинута гипотеза и обозначены задачи работы.

Целью данной работы является изучение, описание и доказательное выявление особенностей детско-родительских отношений в неполной семье.

1. Изучить и теоретически обосновать предпосылки формирования особенностей ДРО в неполных семьях и их отличий от ДРО в семьях полных.

2. Подобрать различные психодиагностические методики для выявления особенностей ДРО с последующей их оценкой в отношении выявления особенностей ДРО в неполных семьях.

3. Выявить особенности ДРО в неполных семьях с помощью подобранных психодиагностических методик.

4. Выявить различия во внутрисемейных отношениях у детей в полых и неполных семьях.

5. Выявить различия в проявлениях агрессивных реакций у детей в полых и неполных семьях.

6. Выявить различия в самоотношении у детей в полых и неполных семьях.

7. Выявить различия в стилях воспитания у родителей в полных и неполных семьях.

8. Выявить различия в родительских установках и реакциях у родителей в полных и неполных семьях.

Объектом исследования родители и дети из неполных семей.

Предметом исследования данной работы влияние детско-родительских отношений в неполных семьях на социальное развитие детей младшего школьного возраста.

Исходя из имеющихся на сегодняшний день теоретических данных, в исследовании мы исходили из гипотезы о том, что отсутствие одного из родителей накладывает отпечаток на взаимоотношения в системе “ребенок-родитель” и приводит к формированию ДРО особого типа, характерных для неполных семей: гиперопека со стороны родителя и несамостоятельность со стороны ребенка.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 1987.№ 2, с 24-26.

2. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1989. № 2, с 31-33.

3. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. И. Социалъно-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: МГУ, 1987.

Читать еще:  Этика поведения на рабочем месте. Отношение к работе. Воплощаются эти функции в таких конкретных формах

4. Андреева Т.В. Семейная психология. Издательство: Речь, 2005.

5. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений: Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГУ, 1998.

6. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. – СПб.: Речь, 2005.

7. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М., Изд. центр “Академия”, 2005.

8. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореферат. дис. . канд. психол. наук. – М., 1990.

9. Балл Г.А., Бургин М.С. Анализ психологического воздействия и его педагогическое значение // Вопросы психологии. 1994. №4, с 56-66.

10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1980.

11. Бэрон Роберт, Деборта Ричардсон Агрессия. Питер 2001

12. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореферат дис. . канд. психол.наук. – М., 1987.

13. Варга А.Я.. Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.

14. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М., “Владос-пресс” 2006.

15. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2001.

16. Голод С.И. Стабильность семьи. – Л.: Наука, 1984.

17. Гребенников И.Ф.Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.

18. Гребенникова И.В. Этика и психология семейной жизни: Учебное пособие для учителя, М., 1988.

19. Дак С. Начало, развитие и сохранение межличностных отношений // хр. Межличностное общение / Под ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. – СПб: Питер, 2001.

20. Дружинин В. И. Психология семьи. М.: Издательство “КСП”, 1996.

21. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование: Учебное пособие. М.: “Ось-89”, 2004.

22. Изард К. Эмоции человека. – М., 1980.

23. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – Л.: Медицина, 1980.

24. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., “Гардарики” 2006.

25. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Мн.: Нар. Образование, 1980.

26. Козлов Н. А. “Лучшие психологические игры и упражнения”, Екатеринбург, 1998 – 136 с.

27. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

28. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

29. Куницина В.Н., Казарова Н,В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001.

30. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты семейного воспитания // Прикладные проблемы социальной психологии. – М.: Наука, 1983.

31. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.

32. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.

33. Люблинская А. А. “Учителю о психологии младшего школьника”, М., 1977 – 278 с.

34. Майерс Д. Социальная психология. – 6-е изд., перераб. и доп., – СПб.: Питер, 2003.

35. Макаренко А.С. Методы воспитания. Соч. – М., 1958, т.5.

36. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. – М., 1958, т. 5.

37. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003.

38. Мухина В. С. “Детская психология”, М. 1985 – 315 с.

39. Нравственность, агрессия, справедливость. //Вопросы психологии. 1992, №1-2, стр. 84-97.

40. Обзоров Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979.

41. Обозов Н.Н.. Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. – 1981. – № 6, с. 98-101.

42. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

43. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., “Азбуковник” 1999.

44. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. //Вопросы психологии, 1994, №3, стр. 61-68.

45. “Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста” под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.

46. Петровский А. В., Шпалинский В. В. “Социальная психология коллектива”, М. 1978 – 291 с.

47. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. Речь. С-П, 2004.

48. Плоткинс И.Э. Психология в семье: П 39 Пер. с латыш. – М.: Педагогика, 1991.

49. “Практикум по возрастной и педагогической психологии”, под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998 – 225 с.

50. Психология личности. Тесты, опросники, методики. / Авторы-сост. к.п.н. доц. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.

51. Райгородский Д.Я. Диагностика семьи. Методики и тесты. М., “Изд. дом БАХРАХ” 2004.

52. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987.

53. Ребер Артур Большой толковый психологический словарь. М., “Изд. АСТ”, “Изд. Вече”, 2001.

54. Роберт С. Бернс, С. Харвард Кауфман Кинетический рисунок семьи. М., “Изд. Дом Смысл” 2006.

55. Рогов Н. И. “Настольная книга практического психолога”, М. 1999 – кн. 1, 214 с.

56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Питер , 2003.

57. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. // Вопросы психологии, 1991, №1, стр. 81-87.

58. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль. // Вопросы психологии, 1992, №5-6, стр. 35-40.

59. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург 2001.

60. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М., “Академия”1, 2005.

61. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.

62. Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: изд-во “Речь”, 2000.

63. Субботский Е.В. Как рождается личность. – М., 1975.

64. Суходольский Г.В. Основы математической статистики. – Л.: Изд-во, Ленингр. ун-та, 1972.

65. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., “Педагогика” 1987.

66. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. – М.: Изд-во М. Ун-та. 1989.

67. “Учимся общаться с ребенком”, под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М., М. 1999 – 178 с.

68. Фалькович Т.А., Толстоухова Н. С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М., 2005.

69. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., Наука, 1989.

70. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы М.,1997.

71. Холмс Т.Х., Раэ Р. Журнал психосоматических исследований. М., 1967. Т.2.

72. Хоментаускас Г. Семья глазами ребёнка: Дети и психологические проблемы в семье. Екат-г. У-Фактория, 2006.

73. “Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология”, Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999 – 253 с.

74. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., “Валдос” 2003.

75. Чечет В.В., Сермяжко Е.И. Настольная книга родителей. Минск, “Народная освита”, 1987.

76. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. Ростов н/Д., Феникс, 2006.

77. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. Воронеж “МОДЭК” 2005.

78. Эльконин Д. Б. “Психологические игры”, М., 1978 – 301 с.

79. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

80. Эйдемиллер Э. Г. Системная семейная психотерапия. – СПб.: Питер, 2002.

81. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1989.

Источники:

http://lektsii.com/2-14943.html
http://moluch.ru/archive/176/46030/
http://5rik.ru/proffi/psihologiia_vliianie_detsko-roditelskih_otnoshenij_v_nepolnyh_semiah_na_socialnoe_razvitie_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta_2008_123_643468_72208.php

Ссылка на основную публикацию