Семейные отношения как объект исследования в психологии. Семейные отношения это

ГЛАВА 10. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Понятие и функции семьи

Большая часть населения современной России объе­динена в семьи; семья — наиболее древнее из соци­альных объединений людей. С уверенностью можно сказать, что, несмотря на изменения, произошедшие с семьей на протяжении всей ее истории и, особенно, в течение XX в., она остается самым важным институтом социализации и в наше время.

Семья — это основанная на браке или кровном род­стве малая группа, члены которой связаны отношени­ями взаимной заботы, помощи и ответственности, а также общностью быта (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990).

Функции семьи

Функции семьи— это способность семьи удовле­творять определенные потребности самих членов се­мьи, а также определенные потребности общества и государства(Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990). Выделяют следующие функции семьи:

1. Эмоциональная функция семьи— способность се­мьи удовлетворить потребности человека в принятии, признании, эмоциональной поддержке и психологи­ческой защите. От исполнения этой функции зависит психическое здоровье человек.

2. Функция обеспечения физического комфорта (быто­ове функция) — удовлетворение потребности человека в жилище, в собственной территории, качественном, привычном способе питания, полноценном отдыхе. Значимость этой семейной функции нельзя переоце­нить. Исследования психологических особенностей людей, лишенных крова (бездомных), свидетельству­ют о необратимых травматических последствиях тако­го опыта для личности.

3. Функция духовного общения обеспечивает потреб­ность человека в культурных и семейных корнях, в духовном обогащении, наследовании культурных тра­диций того слоя, к которому относится семья.

4. Функция создания и поддержания мира субъектив­ной реальности. Семья представляет собой малую группу, существующую в социуме и отделенную от него внешней границей. Принято считать, что грани­ца разделает два мира человеческого существования — социальный мир с жесткой структурой правил, жест­кими ролями, временными ограничениями и мир субъективной реальности, частный, приватный, в боль­шей мере принадлежащий индивиду. Одна из функ­ций семьи — создавать и поддерживать этот мир при­ватности и «защищать индивида от полного стирания, индивидуальности» под натиском «требований полной эмоциональной и интеллектуальной самоотдачи», (Тернквист Р., 1992).

5. Сексуально-эротическая функция обеспечивает удовлетворение сексуальных потребностей в супру­жеской подсистеме.

6. Функция воспроизводства удовлетворяет не только биологическую потребность человека в продолжении рода, но и потребность исполнять родительскую роль и самореализоваться в ней. Продолжение рода — это мощная потребность человека, значение которой ста­новится очевидным из наблюдений за развитием об­ластей медицины, связанных с репродукцией (искус­ственное оплодотворение, суррогатное материнство, банки репродуктивного материала и др.). Однако фун­кция воспроизводства удовлетворяет не только по­требности человека, но и потребности государства по поддержанию численности коренного населения.

7. Функция воспитания и первичного социального кон­такта обеспечивает удовлетворение социальной по­требности родителей в том, чтобы вырастить челове­о, привить ему нормы социального поведения, знания и ценности культуры общества, в котором он живет. Выполнение этой функции важно и для государства, так как оно заинтересовано в существовании законо­послушных граждан, усвоивших данные нормы, цен­ности и знания.

8. Функция приумножения и передачи по наследству частной собственности тоже важна для семьи и госу­дарства. Наличие капитала обеспечивает детям боль­шие стартовые возможности и более высокий уровень жизни, а стремление приумножить семейный капитал ведет к большей экономической активности населе­ния.

В зависимости от политической обстановки и ис­торического времени значение одних семейных фун­кций повышается, а значение других — снижается (на­пример, в тоталитарных государствах, где требования унификации людей и послушания высоки, воспита­тельной функции будет уделяться больше внимания). Неспособность семьи удовлетворить одну или не­сколько перечисленных потребностей ведет к напря­жению семейных отношений, их разрушению и, в ко­нечном счете, — к распаду семьи.

Типологии семьи

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи. Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.Однако, существует несколькотипологических подходов к се­мье:

1) на основе исторического анали­за развития семьи и преемственности ее форм (матри­архальная семья, групповая, парная, патриархальная, моногамная);

2) на основе анализа структуры семьи и представленных в ней типов родства (нуклеарная, рас­ширенная, неполная, смешанная).

3) типология С. И. Голода (1998), основанная на анализе приоритетной значимости полюсов двух се­мейных осей (муж-жена; родители-дети).

Рассмотрим первую типологию семьи, основанную на историческом анали­зе развития семьи и преемственности ее форм. Наиболее древней формой социальной организации человека был род, который объединял всех людей, происходивших от одной праматери: ее дочерей, детей ее дочерей итак далее до бесконечности. Род представлял собой матриархальную семью,включавшую всебя всех потом­ков по женской линии.

Групповая семьяопиралась на брак нескольких се­стер с группой мужчин. Мужья, в свою очередь, могли состоять в родстве, но могли быть и не родственника­ми. Родство считалось по женской линии, так как от­цовство не устанавливалось достоверно. Признаки матрилинейности,отсчета ибольшей значимости родства по материнской линии наблюдаются у неко­торых народов, живших вконце Х1Х-начале XX в. (Голод С. И., 1998).

Парная семьяосновывалась на браке отдельных пар, однако взаимоотношения не были стабильными и могли прерваться в любой момент по желанию лю­бой из сторон.

Патриархальная семьяосновывалась на браке од­ного мужчины с несколькими женщинами, она полигамна для мужчины, сопровождалась «затворничеством жен; сформировалась в период возникновения соб­ственности. Этот тип семьи определялся главенством мужчины в решении всех вопросов жизнедеятельности семьи и закреплял патрилинейность(отсчет по мужс­кой линии родства и мужское наследственное право).

Моногамная семья — семья, которую создают один мужчина и одна женщина; их супружество постоянно в течение всей их жизни (от древнегреч. Monos — один, единственный, gamos — брак). Этот тип семьи сложился примерно три тысячелетия назад (в первом тысячелетии до новой эры). Многие исследователи семьи в своих суждениях исходят из представлений, что патриархальная моногамная се­мья последних столетий в европейской жизни — это позитивный образец, а отклоне­ния от нее — это явления, достаточно негативно влияющие на социализацию человека.

Если говорить об изменениях в совре­менной семье, то наиболее очевидным можно считать изменение в социальном статусе женщины — выра­жающееся в стремление «состояться» профессионально и сделать карьеру. Из этого вытекают последующие из­менения, касающиеся непосредственно семьи. В силу экономической независимости, которую об­рела женщина в XX в., изменился ее статус в семье, и структура семьи стала двух либо одновершинной, но роль главы зани­мает женщина. Таким образом, мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения детей к социуму. Женщина все меньше времени уделяет семье и вос­питанию ребенка; репродукция ставится в подчинен­ное положение относительно карьеры. Отсюда следу­ет, что показатели детности современной семьи и численности населения индустриальных стран неуклонно снижаются. Функции воспитания постепенно передаются другим лицам — либо няне и гувернантке, либо государству. В случае передачи этих функций государству, как это было в советский период в России, вместо индивиду­альной опеки и непрестанной заботы близкого человека детей воспитывают в безликих отношениях государственные служащие. Эта замена опеки матери опекой государ­ства наиболее трагично влияет на психическое разви­тие ребенка, вызывая необратимые симптомы скры­той или явной материнской деривации.

Читать еще:  Отцы и дети. Отношения отца и дочери. Связь отца и дочери

Следующий подход описывает структуру семьи через численный со­став семьи, тип родства ироли, которые исполняют члены семьи. (Антонов А. И., Медков В. М., 1996; Антонов А. И., 1998).

Нуклеарная (ядерная) семья— состоит из представителей двух поколений — супругов и их де­тей, численный состав трое и более человек; представ­лена 8 типами семейных ролей: муж, жена (супруги друг для друга), отец, мать (родители для своих детей), сыновья, дочери (дети для своих родителей), братья, сестры (друг для друга). Из представленного набора ролей видно, что ролевой диапазон членов нуклеарной семьи достаточно обширный, что помогает членам та­кой семьи и, особенно, детям, осваивать значимые жиз­ненные навыки взаимоотношений с раннего возраста.

Расширенная семья— наиболее типичная в аграр­ных культурах семья. В настоящее время численность таких семей уменьшается, особенно в городах. Эта се­мья состоит из трех поколений — родителей одного из супругов, супругов и их детей. В ней представлены 12 типов семейных ролей (члены прародительской пары выполняют по 4 роли: дедушка, муж, отец, све­кор; члены родительской пары — по 3 роли: отец, муж, сын; дети — по 3 роли: сын, брат, внук), исполнение которых может создавать определенное напряжение и требует гибкости, так как некоторые члены семьи дол­жны исполнять одновременно и детские, и родитель­ские роли (например, когда мужчина является сыном для своих родителей и отцом для собственных детей).

Неполная семья— семья, чаще всего состоящая из двух человек, в которой не представлена хотя бы одна из супружеских или детских ролей. В большинстве случаев речь идет об одиноком родителе и его ребенке или о бездетной паре. Ролевой диапазон в такой семье обеднен, а межперсональная зависимость чрезмерна, что также создает напряжение в отношениях. Одинокий родитель может испытывать деривацию потребности в поддержке, понимании, интимности. Личностное развитие ребенка из неполной семьи замедляется из-за сложностей процесса идентификации. Финансовые ресурсы такой семьи нередко также ограничены.

Смешанная семья— это семья, состоящая из «осколков» (частей) прежних семей (Сатир В., 1992), например, одинокая женщина и вдовец с ребенком, разведенные мужчина и женщина со своими детьми от прежних браков. Сложности такой семьи состоят в том, что члены новой семьи связаны множеством взаимоотношенческих нитей с другими людьми за пре­делами данной, их связывают с ними те семейные роли, которые они исполняли в прежних семьях.

Третью типологию семей описывает С.И.Голод, выделяя три типа моногамных семей, кото­рые представляют разные семейные уклады. В работах С. И. Голода основное внимание уделялось структуре семьи, под которой автор понимал отношения кровного родства и свойства. С. И. Голод выделил три идеальных типа семьи:

· традиционную патриархальную семью;

· современную детоцентрическую семью;

· супружескую (посредственную) семью.

Все три типа семьи относятся к западноевропейской культуре, но имеют различную распространенность и представленность в обществах, отличающихся особенностями и стадиями развития. Скрытым основанием типологии семьи, по С. И. Голоду, очевидно, было отношение власти (доминирования-подчинения). При доминировании отца семья считается традиционно-патриархальной, при доминировании капризов и/или интересов ребенка — детоцентрической, при равенстве супругов и подчиненном положении детей — супружеской или эгалитарной.

Патриархальная моногамная семья— семья, ос­нованная на доминировании старшего в роду мужчи­ны, зависимом положении жены — от мужа, детей — от родителей. В патриархальной семье сыновья не от­деляются от отцовской семьи, а приводят жен в семей­ный клан своего отца, дочери же уходят в семейные кланы мужей и теряют фамилию. Это семья, в которой наименование рода (фамилия), счет родства и право наследования ведутся по мужской линии, а виды ра­бот разделены между мужчинами и женщина­ми. Мужчины выполняют работы преимущественно по обеспечению семьи ресурсами, женщины — внут­ренние домашние работы.

Детоцентрическая моногамная семьявозникла на рубеже XIХ-ХХ в. В связи с процессами эмансипа­ции и установлением социальных прав ребенка. Пока­затель детности снижается, повышается ценность ре­бенка в семье. Наряду с карьерой ребенок становится средоточием интересов родителей, и значительная часть бюджета семьи расходуется на обеспечение потребнос­тей ребенка, на его воспитание и образование. В связи с новыми потребностями семьи развивается индустрия специального детского питания, детской одежды, дет­ских игр и игрушек, детских музеев, детской литерату­ры, кино. Появляется многообразие об­разовательных центров и обучающих программ, специально разрабатываются программы, облегчающие вхождение в профессиональную деятельность (профес­сиональное консультирование), увеличивается продол­жительность детства, а включение ребенка в систему труда отодвигается на более поздний срок. Ребенок привыкает быть главным, находиться в центре всей семьи, привыкает к тому, что все делается для него. Это приводит к возрастанию детского эгоцентризма.

Супружеская семья возниклав 60-е гг. XX в. Какрезультат совместного действия движений эмансипа­ции — женской и детской. Основная взаимоотношенческая линия, вокруг которой строится такая семья, — отношения между двумя людьми — мужем и женой. Эти отношения строятся на стремлении к максималь­ному раскрытию своей человеческой природы на ос­нове интимности и автономии.

Семейные отношения как объект исследования в психологии

В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все больше внимания стали уделять исследованиям семьи. Изучаются самые разные ее характеристики

Семейные отношения как объект исследования в психологии

Другие дипломы по предмету

“Семейные отношения как объект исследования в психологии”

1. Понятие семьи как системы

2. Виды отношений в семье

2.1 Основы развития взаимоотношений в семье

2.3 Брачно-семейные отношения

Читать еще:  Возможна ли пауза в отношениях. Каким может быть расстояние? Над отношениями должны работать оба

3. Опыт исследования внутрисемейных отношений в отечественной и зарубежной психологии

3.1 Изучение внутрисемейных отношений отечественными и зарубежными исследователями

3.2 Изучение нарушения процесса коммуникации

Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

Изменения в сфере супружества влекут за собой трансформацию взаимоотношений старшего и младшего поколений в семье.

1. Понятие семьи как системы

Семья представляет собой очень древнее образование. Эта социальная единица существует сегодня во всех частях света. Глядя назад можно заметить признаки существования семьи во всех цивилизациях, сведения о которых до нас донесла история. С одной стороны, прошедшие тысячелетия – большой срок, чтобы свыкнуться с самим фактом существования семьи. Но с другой стороны, каждое новое поколение создает ее заново. Как пишет в своем исследовании Н. Аккерман: “Изначально понятие “семья” включало не только отца, мать и детей. Под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственной семьи, сюда включалась многочисленная родня, слуги, рабы и даже собаки” [1; 184] (Аккерман Н.). История свидетельствует о том, что состав семейной группы сильно зависит от социального строя, экономического уклада, образа жизни в целом, то есть, в конечном счете, от способности удовлетворять свои материальные потребности. В каждой последующей цивилизации структура и функции семьи, как единого целого, претерпевали существенные изменения. Выживание семьи зависит от успешности ее адаптации к меняющимся жизненным обстоятельствам. Меняющийся образ жизни неизбежно ведет к переменам в сущности семьи, но в то же время, несомненно, что семья переживет любой экономический уклад или социальный строй, другой вопрос, какова же будет динамика отношений и система взаимодействия в семье с меняющимися социальными влияниями.

Современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. С точкой зрения Н. Аккермана: “Неверно, что семья представляет собой опору общества, скорее общество моделирует форму и функции семьи в целях ее максимальной эффективности” [1; 184] (Аккерман Н.).

Таким образом, семья не есть нечто статичное, наоборот, семья представляет собой живую, развивающуюся, постоянно меняющуюся гибкую систему, чутко реагирующую адаптационными изменениями на внешние и внутренние воздействия.

Семейные узы существуют благодаря родственным связям, они опираются на комплекс основных факторов – биологических, социальных, экономических. С биологической точки зрения, семейные узы обусловлены общими для мужчины и женщины потребностями в любви, их стремлением к продолжению рода, а также продолжительным периодом зависимости ребенка от родителей. Однако, как считает Н. Аккерман: “С психологической точки зрения: члены семьи объединены взаимозависимостью для удовлетворения своих эмоциональных потребностей, экономически они связаны зависимостью друг от друга при удовлетворении материальных нужд” [1; 184] (Аккерман Н.).

Таким образом, единство семьи основано на общих потребностях и совместном их удовлетворении, как в физическом, так и в психическом аспектах.

Семейная система – это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой [2; 144] (Варга А. Я.). Исходя из этого, следует, что поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. При этом нельзя забывать, что семья выполняет ряд функций:

функция духовного (культурного) общения;

функция первичного социального контроля;

Если семья выполняет все выше вышеперечисленные функции – то она функциональна, если одна или несколько функций нарушены или отсутствуют, то семья дисфункциональна.

Системная семейная терапия рассматривает семью как систему, функционирующую по своим особым законам.

Теоретическим обоснованием подхода является теория систем, разработанная математиком и кибернетиком Людвигом фон Берталанфи (Bertalanffy, 1950), в основе которой лежат два основных положения – холистический взгляд на мир (аристотелевское положение о том, что целое больше суммы своих частей – для изучения системы недостаточно изучить ее части, необходимо составить представление о их взаимодействии) и взаимное влияние и взаимная обусловленность всех частей и процессов системы. Базовая идея системной терапии заключается в том, что семья является социальной системой, то есть семья – это комплекс элементов и их свойств, которые находятся в динамических связях и отношениях друг с другом.

В системном подходе считается, что происходящее в семье часто не зависит от намерений и желаний членов семьи, потому что жизнь в семье регулируется свойствами семейной СИСТЕМЫ как таковой. То есть, намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы.

Семья, как любая живая система, существует и развивается под действием двух основных законов: гомеостаза и развития.

Оба эти закона существуют и действуют одновременно.

семейное брачное отношение психология

Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранить status quo. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования [3] Джея Хейли, благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних. То есть, семейная система никуда не хочет двигаться и на уровне индивидуального сознания человека, члена семьи, перемены пугают больше, чем то, что есть. То есть закон гомеостаза требует от семьи в целом оставаться без перемен.

Читать еще:  Отношения в гражданском браке. Раздел имущества при расставании. Гражданский брак с юридической стороны

С другой стороны, жизнью семьи управляет закон развития, согласно которому каждая семья должна пройти свой жизненный цикл . Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Как было показано Эриком Эриксоном, каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и соответственно саму семью. Рождение ребенка, смерть старого человека – все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия членов семьи друг с другом.

Таким образом, с одной стороны семья, как система, стремится сохранить свое состояние неизменным, с другой стороны, смена жизненных этапов ее развития все время требует от нее перестройки взаимодействия и перераспределения ролей. Если семейная система не может эффективно подстроиться под новые требования жизни, то в ее развитии наступает период напряженных отношений, конфликтов, то есть семья переживает кризис.

Олсон предложил исследовать семейное взаимодействие по двум параметрам: гибкости (наличия в семье механизмов, которые позволяют семье реагировать на внутренние и внешние изменения) и сплоченности (степени эмоциональной вовлеченности в жизнь семьи, которая характеризуется тем, что для человека является важнее – время внутри семьи или время вне партнерства).

Это значит, что семья рассматривается как целостная единица. Она состоит из частей, которые в неё входят. Объектами влияния семьи считаются не те элементы из которых она состоит, а вся се

Статья “Семья как объект психологического исследования”

Описание разработки

Определений семьи в научной литературе достаточно много, причем некоторые из них настолько давно вошли в общественное сознание, что трудно установить авторство этих определений.

Приведем традиционное определение данного понятия, встречающееся во многих справочных изданиях. Семья – это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [8, с. 21].

Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А. Г. Харчевым: «семья – это исторически – конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [8, с. 22].

В рамках психологического подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями [8, с. 10].

Для человека семья – главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По мнению В. Н. Дружинина, специфической особенностью семьи является ее «несвобода» – в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта несвобода имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности.

В. Н. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:

«нормальная — аномальная семья»;

«идеальная — реальная семья».

Рассматривая первую шкалу, В. Н. Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, он считает аномальными.

В рамках второй шкалы понятие «идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной.

Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы [8, с. 12].

С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, семья – группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности наиболее успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Американский социальный психолог Д. Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа – это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы» [8, с. 26].

В науке принято рассматривать семью как систему. Семейная система – это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система – это самоорганизующаяся система, т. е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы.

С позиций семейной психотерапии выделяют три типа семьи:

Стабильные семьи – субъективно удовлетворенные своим браком и оцениваемые окружающими как благополучные.

Проблемные семьи – обратившиеся за консультацией к психологу в связи с неудовлетворенностью своими семейными отношениями и осознающие возможность распада семьи. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи. [1, с. 34].

Нестабильные семьи – семьи, не преодолевающие конфликт при наличии негативной семейной ситуации и принявшие решение о расторжении брака.

Важным отличием проблемных семей от нестабильных являются цели их прихода к психологу. Члены проблемных семей хотят улучшить семейные отношения, чтобы избежать расставания. А члены нестабильных семей обращаются к психологу с целью получить психологическую помощь и поддержку в процессе развода, осуществить развод как можно безболезненнее для всех членов семьи.

Источники:

http://studopedia.ru/18_35211_glava–psihologiya-semeynih-otnosheniy.html
http://www.studsell.com/view/157400/
http://videouroki.net/razrabotki/statya-semya-kak-obekt-psikhologicheskogo-issledovaniya.html

Ссылка на основную публикацию