Успешная лига. Дети и деньги. Воспитание у ребёнка отношения к деньгам

Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

О принципах правильного обращения с деньгами важно знать еще с детства. Не стоит лишать ребенка карманных средств, контролировать его расходы и оплачивать помощь по дому. Предлагаем детально ознакомиться с этими и прочими ошибками в финансовом воспитании ребенка.

1. Запрет разговоров о деньгах

Многие родители предпочитают не посвящать детей в финансовые дела семьи. Обычно разговор о планировании месячного бюджета проходит без их присутствия. В результате этого у подрастающего поколения может сложиться неправильное представление о назначении денег, а в более зрелом возрасте возникнут затруднения с распоряжением собственными средствами. Помните, что обсуждение семейного бюджета – вполне нормальный процесс, который не стоит скрывать от ребенка. Он помогает понять, каким образом нужно тратить деньги, тем самым формируя финансовую грамотность.

2. Отсутствие карманных денег

Наличие собственных денег позволяет детям чувствовать себя самостоятельными. Примерно с 6 лет попробуйте еженедельно или ежемесячно выделять ребенку небольшие суммы, которые ему можно будет использовать по собственному усмотрению. С возрастом он начнет тратить эти деньги с умом – оплачивать Интернет или приобретать подарки в честь какого-либо праздника.

Читаем по теме: Дети и карманные деньги. Как научить ребенка правильно относиться к деньгам — http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-pravilno-otnositsya-k-dengam.html

3. Постоянное контролирование

Не стоит запрещать ребенку покупать что-либо на карманные деньги или ругать его за очередную ненужную трату. Разумеется, вы хотите научить его правильно обращаться с финансами, руководствуясь лишь благими намерениями. Однако получается, что выделенные средства принадлежат вашим детям лишь формально. Столь жесткий подход порождает чувство неуверенности – ребенок постоянно боится совершить ошибку и прогневить родителей. Готовьтесь к тому, что изначально попытки самостоятельной траты денег будут ошибочными. Только так накапливается ценный опыт и постепенно начинают соизмеряться желания и возможности.

4. Полное отсутствие контроля

Важно не впадать в крайности, стараясь все же принимать участие в финансовом воспитании школьника. Он должен быть уверен в том, что у него есть надежная опора в лице родителей, которые дадут мудрый совет и поддержат. Обязательно озвучьте основные правила обращения с деньгами: брать с собой только мелкие суммы, не рассказывать друзьям о своем «богатстве», избегать азартных игр и споров. Дайте совет, как быстрее собрать необходимую сумму на приобретение вожделенной игрушки.

5. Денежное вознаграждение за достижения

Не рекомендуется использовать деньги в качестве стимула – это касается как хороших оценок, так и примерного поведения. Ребенок учится в школе не для того, чтобы заработать, а стремится обрести необходимые в дальнейшей жизни знания и опыт. Это является практически единственной серьезной задачей школьника на протяжении всего периода пребывания в среднем учебном заведении, поэтому научитесь прививать тягу к знаниям как-нибудь иначе. В крайнем случае пусть подарком за табель с отличными отметками будут полезные вещи – компьютер или экскурсионная поездка в другой город.

6. Оплата помощи по дому

Постоянное вручение денежных средств за тщательно убранную комнату или вовремя политые цветы – не лучшее решение. Дети быстро привыкнут к такому способу «заработка» и в дальнейшем откажутся делать что-то бесплатно. А ведь мать не получает доплату за приготовленный ужин, а отец ремонтирует сломавшийся пылесос совершенно бесплатно. Приучите ребенка к той мысли, что все члены семьи должны в равной степени заботиться о доме и создавать в нем уют. Лучше предоставить подростку нематериальные привилегии за покупку продуктов или помощь в воспитании младшего брата.

Психология богатства. Как привить детям разумное отношение к деньгам?

В чём отличие бедных людей от богатых? Только ли в количестве денег? Конечно, нет. Не секрет, что даже очень богатый человек в какой-то момент может потерять все свои капиталы, но при этом богатым он быть не перестанет. Ведь у него остаётся мышление богатого человека. Почему? Всё очень просто: богатый человек воспринимает жизнь иначе, чем бедный. Он по-другому мыслит, ведёт себя, принимает иные решения, и в целом у него иная жизненная позиция. Он – другой!

Как же этого добиться, спросите вы? Разумеется, отношение к себе, миру и деньгам закладывается в детстве, и именно оно определяет нашу дальнейшую жизнь! О том, как сформировать у детей разумное отношение к деньгам и будет рассказано в этой статье.

Читать еще:  Как не надоедать мужчине: психологические методы и правила, советы. Почему отношения могут надоесть Как не надоесть друг другу в отношениях

Помните, как говорят в самолете при инструктировании? Сначала оденьте кислородную маску на себя, а затем на ребёнка. Так и с вопросами финансовой грамотности.

Первое, с чего следует начать нам, взрослым, – разобраться в психологии богатства, чтобы сформировать у себя правильное отношение к деньгам. И уже потом научить этому наших детей. Никто не станет спорить с тем, что быть богатым лучше, чем бедным. И дело даже не в самих деньгах – ведь их можно не только заработать, но и потерять, а в том ощущении, которое испытывает состоятельный человек. Характерной чертой богатого человека является уверенность в себе. Причём это не то мимолётное ощущение уверенности, которое деньги дарят бедным людям. Богатый человек уверен в себе потому, что убеждён: он всегда сможет заработать достаточно денег за счёт своего ума, знаний и умений. Поэтому основным богатством для состоятельного человека являются не деньги, как таковые, а его ум, знания, характер и другие качества, которые помогают ему добиваться успеха в жизни.

С психологической точки зрения, получается, что богатство и бедность опираются на разные системы ценностей. Деньги приобретают для людей особую значимость в том случае, когда их нет или есть, но мало. Для богатых же людей деньги ценны не сами по себе, а в силу тех возможностей, которые они дают.

В основе разумного отношения к деньгам лежит ряд навыков, которые может сформировать у себя каждый взрослый, а затем научить этому своего ребёнка.

1. Правильная постановка целей. Цель должна быть сформулирована по так называемому методу SMART и быть реальной, конкретной, измеримой, достижимой и определённой по времени. Приучать ребёнка к разумному планированию и постановке целей нужно начинать как можно раньше. Основное правило: маленький ребёнок – маленькая по сроку достижения цель (5-10 дней) и, соответственно, небольшая по стоимости. Иначе ему в силу возраста станет скучно и неинтересно.

2. Способность замечать возможности, которые нам даёт жизнь. Перестаньте бояться совершить ошибки и идите к успеху с верой в себя и в свои силы. Наверняка вы сталкивались с таким, когда вы сами или ваши знакомые отказались от выгодного предложения только потому, что испугались «не смочь» и не поверили в себя. А потом кто-то другой, кто не побоялся и использовал предоставленную ему возможность, добился грандиозных результатов. Принимайте возможности, которые даёт вам жизнь, даже если боитесь совершить ошибку. И позвольте своим детям ошибаться. Не ругайте их за оплошности и старайтесь не отбить веру в себя.

3. Навык развиваться и самосовершенствоваться. А для этого необходимо непрерывно учиться и работать над развитием своих способностей. Покажите пример своему ребёнку – ведь учиться никогда не поздно, тем более сейчас, когда вокруг столько возможностей для самообразования. Учитесь сами, учите ребенка, учитесь вместе с ребёнком. Помните, как говорила Королева в книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».

4. Наличие силы воли и упорства в достижении своей цели, которые гармонично сочетаются с благотворительностью. В подавляющем большинстве случаев богатые достаточно легко расстаются с деньгами, не испытывая при этом никаких сожалений, так как уверены в том, что всё потраченное вернётся к ним сторицей.

Вы никогда не задумывались, почему сейчас для взрослых проводится столько тренингов по самодисциплине? Да потому что нет её. Не заложена в детстве, как один из основных навыков. И сейчас взрослым людям приходится «прокачивать» у себя эту «волевую мышцу» посредством специальных упражнений.

Формируя у своего ребёнка силу воли, вы тем самым развиваете и другие способности:

· Работу головного мозга

Учите детей преодолевать трудности, что в дальнейшем поможет им быстрее и увереннее достигать свои цели.

Сейчас как никогда много внимания отводится на благотворительность, которая положительно влияет на всесторонне и гармоничное развитие личности ребёнка. Помимо чувства социальной ответственности, собственной значимости и сопричастности у ребёнка появляется понимание и основ финансовой грамотности. Разные формы благотворительных программ подразумевают пожертвования в разных формах: деньги, продукты или одежда. Ребёнок, который с детства привык, что часть своих доходов/накоплений он отдаёт нуждающимся людям, имеет правильное представление о деньгах и во взрослой жизни умеет грамотно распоряжаться своими доходами.

Читать еще:  Не могу разобраться в отношениях с мужчиной. Что поможет придерживаться правила четырех «НЕ»? Как понять, продолжать отношения или нет

5. Желание равняться на богатых и успешных. Как идти к богатству, когда рядом нет мотивирующих примеров? При должном стремлении у вас и вашего ребёнка, конечно, всё получится, но займет много времени. Процесс пойдёт гораздо быстрее, если у вас будет наставник, который уже прошёл этот путь, и вы сможете перенимать его опыт, вдохновляться сами и вдохновлять своих детей. Пока нет возможности работать с наставником? Ничего страшного! Читайте статьи и книги про великих людей, смотрите фильмы, изучайте биографии и обязательно обсуждайте выдающихся личностей с вашим ребёнком. Найдите пример для подражания, на который захотите равняться, изучите его привычки и взгляды и развивайте мировоззрение успешного человека у себя и у своего ребёнка.

И, пожалуй, самое главное: богатые любят деньги, что проявляется в бережном к ним отношении.

Они умеют разумно тратить и разумно экономить. Культура потребления – не пустые слова для них. Учите своих детей бережно использовать ресурсы, объясняйте, что есть траты рациональные и бессмысленные, расскажите про принцип «необходимо и достаточно».

Или ещё лучше – сыграйте в игру. Нарисуйте на картонных квадратиках определённое количество денег, одежду, продукты питания и бытовую технику. Определите с ребёнком, что вам необходимо купить в дом и чего у вас достаточно. В следующий раз посчитайте, сколько вы потратите лишних денег, если будете покупать домой то, что у вас уже есть.

Последнее, о чем хотелось бы сказать: прививая детям разумное отношение к деньгам, можно обогатиться не только в материальном, но и в духовном смысле. Ведь уверенные в себе, позитивные, целеустремлённые, склонные к самосовершенствованию личности не только успешны и богаты, но и счастливы.

Если вы хотите позаботиться о финансовой безопасности своих детей, научить их считать деньги и копить, защищать свои интересы и заботиться о своём будущем, приходите на «Всероссийское родительское собрание по финансовой грамотности онлайн», которое состоится 11 апреля в рамках Недели финансовой грамотности для детей и молодежи 2018 – крупнейшего мероприятия Министерства финансов РФ.

Вас ждут подарки и приятные сюрпризы. Участие в мероприятии бесплатное. Количество мест ограничено, пожалуйста, регистрируйтесь заранее http://wellf-pro.ru/sobranie

Ирина Жигина, эксперт проекта «Финансовое здоровье», консультант проекта Министерства финансов РФ.

Александр Потапенко, практикующий психолог.

Успешная лига

Женщина в интернете:
саморазвитие, самопознание, самореализация.

Рубрики «Время перемен»

Новое на сайте

Последние комментарии

Рубрики «Копилка статей»

Вырабатываем правильное отношение детей к деньгам

Деньги – это неизбежная необходимость нашего времени. Умение правильно распоряжаться ими – ценный навык для взрослого человека. Но в данной статье речь пойдет о том, как научить детей правильно относится к деньгам.

Начинать нужно с детства, когда ребенок идет в школу и уже умеет считать. На данном этапе самое главное для родителей – не сделать из денег идола, ребенок должен воспринимать деньги лишь как средство взаиморасчетов.

Некоторые родители могут возмутиться – зачем же так рано, пускай подрастет, тогда и будем объяснять. Но, чем раньше подрастающие дети получат верное представление о деньгах, и научаться ими распоряжаться, тем меньше проблем будет в будущем у них в этой сфере жизни. От родителей зависит, как будет относиться к деньгам ребенок.

Вот некоторые вещи, которые ребенок должен знать о деньгах:

    • деньги – это не самое главное в жизни;
    • деньги не так легко достаются;
    • свои деньги нужно заработать.

Десятилетним детишкам уже можно давать карманные деньги на свои мелкие потребности, размер которых и определяет размер карманных денег. Такое денежное пособие формирует у ребенка отношение к деньгам.

Узнайте, сколько денег ему нужно, например, на школьный буфет. Деньги давайте каждую неделю, а не каждый день, так ребенок будет учиться контролировать свои расходы. Если он потратит все деньги сразу за 1-2 дня и останется до конца недели без них, он поймет, что деньги – ограниченный ресурс, с которым надо обращаться с умом. Скорее всего, так произойдет не один раз, ведь отношение ребенка к деньгам формируется постепенно.

Деньги можно использовать как меру поощрения. Вы можете давать ребенку немного денег за то, что он содержит свою комнату в чистоте или помогает мыть машину. Но тут очень важновсе делать правильно, иначе использование денег в качестве поощрения за проделанную работу может стать причиной многих негативных ситуаций. К примеру, ребенок будет делать домашние дела лишь для того, чтобы получить заветные сто рублей, или вообще перестанет что-либо делать без «оплаты».

Читать еще:  Мужское жилистое тело. Типы телосложения. Соотношение роста и веса

Денежно поощряйте ребенка только за полностью проделанную работу. Сразу скажите ему, что если он все будет делать абы как, то карманные деньги он не получит. Так ребенок поймет, что не получится ничего не делать и получать деньги, нужно прилагать усилия и время.

Также можно поощрять ребенка откладывать деньги на какие-нибудь большие траты, например, на подарки друзьям и родным на дни рождения или на праздники.

Дети, с раннего возраста научившиеся правильно распоряжаться деньгами, вырастают болееуспешными и грамотными в финансовом плане, чем их сверстники без родительских уроков на финансовую тему.

Учите своих детей правильному управлению деньгами, и впоследствии вы избежите многих проблем.
Автор Kristin

Поделитесь с друзьями:

Правильное отношение к деньгам нужно вырабатывать с детства

Очень все правильно.Дети с детства должны иметь карманные деньги правильно распоряжаться ими.

Прочла и поулыбалась.

Наш опыт
Первый этап “Я сам”. Возраст ребенка около 3-х лет. Молодой человек выбирал то, что считал необходимым для себя (экспериментировали исключительно в овощном) и самостоятельно оплачивал данными мамой/бабушкой деньгами
– Паячку бананчиков!
Основная цель – социализация и навыки выбора

Второй этап “А не посчитать ли нам…” Возраст 5-6 лет. Высокие навыки счета
Условия простые – озвучивалась сумма покупки и сумма, которая готовилась к оплате. Если сдача рассчитывалась правильно, то она (сдача) автоматически пополняла карманный фонд молодого человека
Цель – развить навыки устного счета. Эффективность метода аж зашкаливает. Проверено многократно

Этап три “Предпринимательство” Молодому человеку лет 6. До первого класса
Ужинаю после работы, звонок в дверь. На пороге сосед
– А у меня дело к твоему сыну
– . – я в шоке
Молодой человек с другом предложили жителям дома (шестнадцатиэтажка, свечка, 64 квартиры) свои услуги по сдаче бутылок.
На мой шок сосед справедливо заметил
– Чего ты? Пацаны все правильно делают! Пусть зарабатывают!
Объективно – с точки зрения маркетинга, сделано идеально. И выбор целевой аудитории, и продукт, и безопасность/риски.
Цель – ну не я ее ставила, чесслово. Не могу сказать, что была готова к этому.

Этап три “Бизнес-планирование” 3 класс. Учительница объявила игру внутри класса в духе монополии.
– Мама, помоги нашей команде с бизнес-планом
-.
Мне, конечно, объяснили потом что к чему. И, конечно, мы выиграли. Ну не у каждой команды в консультантах был директор по маркетингу.
Зато заработала очки на всю оставшуюся жизнь – до вляпаться во что-нибудь, со мной таки советуются. И сын, и его друзья.
Цель (учителя) – развить навыки командной работы и лидерские качества. Моя цель – помочь сыну выиграть

Этап пять “Я сам. Усовершенствованный” 14 лет
Магазин брендовой одежды. На мой взгляд джинсы стоят дороговато
– Ок, – говорит мой отпрыск, – скажи сколько ты готова потратить, остальное я доложу сам.
Упс! Вот тебе и деньги как элемент контроля))
Цель – самоутверждение, видимо. Опять-таки. Не моя цель. Уже))

Сыну 19. Могу доверить абсолютно любую сумму, не боюсь давать ему в долг (правда без%), знаю, что у него чутье на заработок.
Правда, воспитательный момент имени – Денег не получишь! или – Иди учись! не срабатывает. Он сам знает сколько времени на учебу тратить и сколько на бизнес. Искренне благодарна, что советуется. Пока еще.

Рада вас видеть, Лариса. Как всегда остроумно и интересно. Я своим девчонкам об устном счёте расскажу. Пусть в копилочку педопыта отложат. У меня сын тоже Остап Бендер был. Деньги начал зарабатывать с семи лет. Он, кстати, тоже бутылочным бизнесом занимался. Ему домой приносили и он принимал, потом “нанимал” отца отвезти и сдать. Но,он очень щедрый, любит делать нам всем подарки. Но волноваться за него в денежном плане не надо, Всё по полочкам. Я их учила: независимость измеряется возможностью самофинансирования, и он старался быть независимым

Источники:

http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/deti-i-dengi-10-oshibok-finansovogo-vospitaniya.html
http://gorabbit.ru/article/psikhologiya-bogatstva-kak-privit-detyam-razumnoe-otnoshenie-k-dengam
http://ligauspexa.ru/vyrabatyvaem-pravilnoe-otnoshenie-detej-k-dengam/

Ссылка на основную публикацию