Взаимоотношения между родителями и детьми. Психологические проблемы во взаимоотношениях между родителями и детьми. Гиперопека и игнорирование потребностей

Содержание

Взаимоотношения родителей и детей

Взаимоотношения родителей и детей – комплексная система взаимоотношений, предмет изучения психологии родительства, целью которой является определение механизмов развития связей между родителями и детьми, взаимного влияния поколений друг на друга, а также профилактика психологических проблем взаимопонимания родителей и детей. Сложности взаимоотношений родителей и детей являются наиболее частой причиной обращения семей к психологам. Современный институт семьи переживает кризис. Нестабильность семейных отношений, утрата умения и желания воспитывать ребенка должным образом определяется рядом внешних и внутренних факторов. Какие факторы влияют на взаимоотношения между родителями и детьми? Какие основные ошибки допускают современные родители, которые критично сказываются на формировании личности ребенка?

Взаимоотношения родителей и детей: общие теоретические понятия и взаимосвязи

Не существует ни единой психологической теории, позволяющей выстроить идеальные взаимоотношения родителей и детей в силу индивидуальности характеров каждого из участников системы, обстоятельств, внешних и внутренних факторов. Выстроить идеальные человеческие взаимоотношения по определенной модели невозможно, однако изучая психологию родительства, постигая теоретические основы взаимоотношений родителей и детей, можно избежать многих ошибок.

Родительство – проявление родительского инстинкта у человека поведенческого, эмоционального и социального характера. Осознанное родительство основывается на бессознательном инстинкте размножения, а также на социальных нормах, согласно которым семья является базовой ячейкой общества и характеризуется союзом мужчины и женщины, общностью быта, стремлением к рождению, воспитанию и социализации детей.

Для ребенка семья – основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье в период раннего детства ребенок постигает основные модели социальных взаимоотношений (в том числе взаимоотношений родителей и детей на примере отношений родителей и старшего поколения). Детство – основной период развития человека, когда он учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Психологи полагают, что именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни.

Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений.

На становление личности ребенка влияют не только отношения его родителей к самому ребенку, но также и отношения родителей между собой. Так, если ребенок получает достаточно внимания от отца и матери, оба родителя принимают одинаково активное участие в его воспитании, ребенок окружен заботой и любовью, однако между самими родителями возникают напряженные отношения, то такая ситуация найдет свое отражение в дальнейшей жизни ребенка.

Атмосфера семьи может оказать влияние на ребенка в двух плоскостях: его личностном становлении (психологические проблемы, внутренние противоречия, комплексы, страхи), становлении его отношений в социуме (тяготение к одиночеству во избежание проблем взаимоотношений). Это влияние может проявиться как в раннем детстве (дошкольный, школьный возраст), так и в более зрелом возрасте в момент создания своей семьи либо сознательного отказа от создания своей семьи. Невозможно точно спрогнозировать, на каком этапе развития ребенка проявится эффект нездоровой атмосферы семьи, в которой вырос и был воспитан ребенок. Однако однозначно можно утверждать, что нездоровая семейная атмосфера, сложные взаимоотношения родителей и детей найдут свое отражение в будущей жизни ребенка.

Ложно полагать, что ребенок не воспринимает отношения взрослых, что ему не дано понять большинства проблем взрослой жизни. Как правило, ребенок больше восприимчив не к ситуациям, конфликтам, предметам, обстоятельствам, а к эмоциональному фону, сопровождающему ту или иную ситуацию его жизни.

Читать еще:  У него ребенок от первого брака. Ребенок от первого брака мужа или жены: как строить отношения? Что чувствует ребенок в новой семье

Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях). В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с квинтэссенцией собственных черт характера, манер и стилей поведения.

Взаимоотношения между родителями и детьми: основные ошибки поколений

Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются внешними факторами, к которым относятся материальное благополучие, жилищные условия, социальный статус семьи. К внутренним факторам, определяющим взаимоотношения между родителями и детьми, относятся культура и воспитание родителей, духовность и нравственность, осознание духовной ценности семьи, брака, отношений между близкими. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются образом жизни семьи, благополучием и достатком, чувством спокойствия и уверенности, защищенности каждого члена семьи, его желанием поддерживать и развивать семью.

Во многом взаимоотношения поколений определяются взаимопониманием родителей и детей, которое должно базироваться на лояльности и толерантности к потребностям ближнего. Основные ошибки, допускаемые взрослыми во взаимоотношениях родителей и детей, сводятся к тому, что в большинстве случаев родители переносят обиды, противоречия, конфликты, которые они пережили в периоды своего детства, в плоскость новых семейных отношений. Применение опыта прошлых отношений и поколений не является противопоказанием к построению новых связей, но в большинстве ситуаций психологи сталкиваются с проблемой бессознательного копирования моделей поведения своих родителей, повторения их ошибок, что сказывается на свободе каждого участника взаимоотношений, ущемлении его интересов, формировании заведомо нездорового отношения к институту семьи у детей.

Родители и дети: психология взаимоотношений на практике

Как построить правильные отношения родителей и детей психология взаимоотношений не расскажет, однако данная наука позволит изучить основные ошибки поколений и избежать их на практике. Основное правило, которое необходимо осознать родителям, относится к индивидуальности каждой ситуации и каждого участника семейных взаимоотношений, что позволяет утверждать, что слепое следование общепринятым моделям поведения в становлении взаимоотношений и взаимопонимания родителей и детей может не только оказаться неэффективным в конкретном случае, но и существенно усугубить ситуацию. В вопросе родителей и детей психология взаимоотношений предлагает лишь индивидуальный подход, при котором учитываются интересы всех сторон.

Видео с YouTube по теме статьи:

Родители и взрослые дети, Взаимоотношения и взаимное влияние.

В психологической литературе можно найти массу материала о детско-родительских отношениях до достижения детьми 18-летнего возраста. А что происходит в отношениях этих близких людей тогда, когда дети становятся взрослыми людьми?

Для того, чтобы получить информацию по этому вопросу, несколько лет назад в МГУ было проведено пилотажное исследование, в котором 50 мужчин и женщин, русские, в возрасте 25-30 лет, жители Москвы и области рассказали автору о своих отношениях с родителями. Основываясь на полученном материале, все многообразие отношений взрослых детей и родителей можно разложить по 4 типам:

1. Взаимопонимание и сотрудничество.

Отношения с родителями характеризуются двухсторонней заботой и взаимопомощью. Это общение «на равных». И дети беспокоятся не из-за проблем и напряженности в отношениях, а из-за недостатка времени для общения.

Три другие типа, которые будут описаны ниже, объединяет отсутствие равенства в отношениях. Они представляют собой описание различных попыток руководить друг другом.

2. Насилие со стороны родителей, подавляющее стремление руководить детьми.

Сверхопека и сверхконтроль. В естественной опеке дети уже не нуждаются, и родители навязывают ее силой. Источники такого отношения могут быть разными – от полной уверенности, что дети все равно ни на что не способны, до «кричащей» жертвенности: «Я всю жизнь на тебя положила, теперь ты должен…»

В отношениях нет понимания и близости, родители подвергают своих детей унижающему контролю во всех областях жизни от хозяйственных мелочей до личной жизни, используя крик, приказы, нотации, взывания к чувству вины и стыда.

Подавленные таким отношением дети вряд ли обратятся за помощью к психологу, предпочитая жаловаться подругам, или начнут увлекаться спиртным и т. д. В консультацию скорее придут родители с жалобами на то, что их дети не слушаются.

Читать еще:  Средства после бритья в интимной зоне. Раздражение после бритья или эпиляции. Средство из эфирных масел

3. Недоверие или скрытое руководство.

Крайний вариант такого отношения – полный физический и эмоциональный разрыв, когда люди не общаются годами. В обычном варианте открытое насилие отсутствует, но со стороны родителей постоянно делаются попытки частичного контроля в различных аспектах жизни: в воспитании внуков, в отношениях между супругами, стремлении скорее выдать дочь замуж и т.д. Родителями часто используются замаскированные, завуалированные средства давления (взгляд, мимика, как бы невзначай сказанные слова…)

4. Зависимость детей от родителей.

Дети пытаются руководить родителями либо через зависимость, когда инфантильные взрослые дети ждут, просят, требуют заботы и помощи от родителей, и в своем поведении стремятся угодить, не обидеть, подчиниться, чтобы получить поддержку или совет. Либо осуществляют открытое руководство через команды и указания. Безусловно, данная типология не исчерпывает всего многообразия жизни, которое трудно поместить в какую-либо схему. Интересно отметить, что все 4 типа встречаются вне зависимости от того, есть ли у взрослых детей свои семьи или нет, живут дети вместе с родителями под одной крышей или нет. Эти факторы не являются определяющими в отношениях поколений.

Итак, описанные типы взаимоотношений позволяют лучше увидеть реальную жизнь, и, может быть, не стоило бы и волноваться, но давайте обратимся к мнениям по этому вопросу классиков семейной психотерапии.

М.Боуэн ввел в системную теорию семьи понятия отрыва и процесса трансляции в поколениях. Трансляция означает, что функционирование членов семьи в течение жизни трех поколений не очень различаются. Поведенческие и эмоциональные реакции передаются от одного поколения к другому через взаимоотношения. Отрыв – это утрата контакта между членами семьи. Отрыв от родителей в определенной мере необходим для возможности автономного сосуществования, для создания своей семьи. Однако, из-за внешних причин или из-за внутреннего дискомфорта от общения, может наступить полное отделение от семьи. Отделение может быть физическим, эмоциональным, психологическим или социальным. Особенно важную роль в жизни человека играет интенсивный эмоциональный отрыв. По мнению М. Боуэна интенсивный эмоциональный отрыв связан с неблагополучным существованием человека, наличием множества психологических, социальных и физиологических проблем. Сам по себе эмоциональный отрыв не является причиной неблагополучия, но на практике всегда можно проследить факт отрицательного влияния потери вертикальных семейных связей на жизнь последующих поколений.

В. Сатир пишет, что «…У взрослых возникает много проблем, если они сохраняют со своими родителями детско-родительские отношения. Такие отношения надо менять, Между двумя поколениями должны возникнуть отношения равенства, при которых каждый член семьи уважает в первую очередь личность другого человека и может прийти на помощь, если потребуется». Самостоятельность и равенство в общении возможно при достаточном самоуважении и уважении других.

Источник многих личностных и социальных проблем – низкая самооценка и усвоенные способы поведении, которые закладываются семьей в раннем возрасте (до 5-6 лет), далее самооценка закрепляется. Если эмоциональные потребности ребенка родителями игнорируются, успехи не оцениваются, он сам начинает плохо к себе относиться. Становясь взрослым, человек встречает в жизни массу проблем, в том числе и в отношениях со своими близкими. По словам В. Сатир «скрытые барьеры во взаимоотношениях, зажатые чувства, отделяющие нас от родственников, приводят к отвержению части себя». Итак, круг замыкается, и трудно что-нибудь изменить, ведь время назад не вернешь.

В. Сатир изобрела метод «семейной реконструкции», в которой группа проигрывает перед человеком его семейную историю, а у него есть возможность увидеть своих родителей иначе, вне их социальных ролей матери и отца, возможность глубже понять и простить их. Так расшатываются привычные стереотипы в отношении к себе, к семье, происходит восстановление связей со своими родственными корнями. Принимая свои корни, человек обогащает свое «Я», получает доступ к ресурсам семьи. Как пишет последователь В.Сатир Б. Нерлин «…в каком-то смысле человек больше, чем он сам, он также и его семья».

Обратимся еще к одному автору семейной психотерапии Б. Хеленгеру. Важной частью изобретенного им метода «Построение семьи» является восстановление в семейной системе всех забытых и исключенных членов семьи, которые в силу обстоятельств или отклоняющегося поведения были вытолкнуты из нее. И даже если человек уже ушел из жизни, то восстанавливается память о нем, и задача состоит в том, чтобы найти для него достойное место в своем сердце. По поводу взаимоотношений с родителями Б. Хеленгер пишет: «Только тогда ребенок может быть в ладу с самим собой и найти свою идентичность, когда он в ладу со своими родителями. Это значит, что он принимает их обоих такими, какие они есть. Принятие отца и матери – это процесс, который не зависит от их качеств. Невозможно, чтобы человек разделял: вот это я взять хочу, а вот это не возьму. Родителей принимают такими, какие они есть. Это принятие дает силу для отделения от родителей в самостоятельную жизнь, т.к. человек перестает предъявлять родителям претензии в том, что они ему что-то должны.

Читать еще:  Сожитель не хочет жениться. Ловушка для одинокой женщины:Чем грозит гражданский брак, и почему мужчина не хочет жениться. Гражданский брак: психология отношений

Драматичность ситуации в отношениях взрослых детей и родителей состоит в том, что и родители, и дети, встречаясь друг с другом, психологически чувствуют себя так же, будто детям все еще 5-7 лет, причем не важно, сколько им лет на самом деле. Итак, хотя часто наши естественные реакции на близких родственников кажутся нам единственно правильными, более глубокий взгляд на семейные отношения учит мудрости, гибкости, толерантности по отношению ко всем членам семьи, несмотря ни на что. автор статьи: Малимонова С.Н., психотерапевт

Видя на консультациях большое количество трудностей наших клиентов, мы решили создать психотерапевтическую группу «Все мы родом из детства», на встречах которой помогаем разобраться во взаимоотношениях с родителями.

Проблемы взаимоотношения детей и родителей

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Они, как никто другой, заинтересованы в результатах воспитания.

Для этого, в первую очередь, необходимо наладить доверительные взаимоотношения и сохранить их на протяжении всей жизни.

Как развиваются отношения?

Родители – первые и главные учителя в жизни человека. С появлением малыша, папа и мама становятся ещё и воспитателями. С маленькими детьми отношения складываются довольно просто. Взрослые устанавливают свои правила, а ребёнок послушно их выполняет. Характер отношений начинает меняться с достижением подросткового возраста. В этот период и начинаются проблемы. Возникает недопонимание, подростки пытаются противопоставить себя взрослым и отстоять свою независимость. Они не желают беспрекословно подчиняться воле родителей. Своё «Я» выходит на первый план, дети пытаются выйти из родительской опеки.

В чём кроются причины конфликта?

  • Одна из главных причин — личностная реализация. Свои несбыточные мечты родители пытаются возложить на своих детей. Отправляя их в кружки и секции, мамы и папы, зачастую, не спрашивают желания своих чад. Дети сопротивляются, возникает конфликт. Не нужно давить на ребёнка своим «авторитетом», а всё, что необходимо сделать – увидеть в нём самостоятельную личность.
  • Ещё одной причиной конфликтов является чрезмерная опека. Многие родители активно пытаются оградить своих детей от негативных явлений современного мира. Возлагая все проблемы подростков на себя, они лишают их самостоятельности. Становясь взрослыми, такие люди оказываются неприспособленными к жизни и вступают в конфликт с обществом. Лишняя опека может стать источником будущей несчастливой и тяжёлой судьбы, как ребёнка, так и родителей.

Как решать конфликты?

Самым главным условием для устранения конфликтов являются доверительные отношения между родителями и детьми. Здесь, взрослым, необходимо применить свой педагогический талант и жизненный опыт.

Некоторые принципы, которым должны придерживаться родители:

1. Необходимо совершать только такие поступки, которые заслуживают доверия. Уверенность в том, что родителям можно доверять, добавит им авторитет и станет основным фундаментом взаимоотношений.

2. Нельзя обещать то, что невыполнимо и обманывать ребёнка, иначе он вырастет обманщиком и хитрецом. Стараться вести честный и доверительный диалог.

3. Родители должны поощрять самостоятельность детей. Помнить, что каждый ребёнок – уникальная личность. Уметь находить компромисс между свободой действий и дозволенными рамками.

4. Необходимо поддерживать детей в сложных ситуациях. Проявление родительской любви – источник и гарантия его счастливой жизни. Но, чтобы не вырастить капризного и эгоистичного человека, следует отказаться от чрезмерной опеки.

Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть выстроены на основе любви, доверии и уважении. Только тогда человек вырастет счастливым и проживёт достойную жизнь!

Источники:

http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6314-vzaimootnoshenija-roditelej-i-detej.php
http://www.b17.ru/article/13356/
http://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/problemy-vzaimootnosheniya-detej-i-roditelej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector