Жестокими дети рождаются или становятся? Откуда берется детская жестокость? Что такое жестокость? Откуда «берется» жестокость в близких отношениях

Детская жестокость

Проблема детской жестокости существовала всегда. Однако в ХХ в. по данным статистики волна детского насилия захлестнула благополучные страны Европы и Америку. В Польше девочка повесилась после того, как над ней издевались одноклассники и сняли на видео. В школах Великобритании зафиксирована настоящая эпидемия буллинга – систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. В Америке с 1960-х гг. подростковая преступность возросла в 5 раз.

И в нашей стране эти данные не утешительны. Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. преступлений в год – совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет согласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено. И так далее… Перечислять все эти факты нет особого желания.

Откуда же все-таки берется агрессия у «цветов жизни»? Попытаемся разобраться в этом сложном вопросе.

На протяжении всей жизни человечества люди всегда проявляли жестокость к себе подобным. Многие ученые пытались определить природу жестокости, причины ее возникновения, факторы, способствующие ее формированию и проявлению. Все существующие ныне теории агрессии, можно подразделить на четыре основные категории.

Первая рассматривает биологическую обусловленность агрессивности, как врожденную инстинктивную, генетически запрограммированную форму поведения. И исходя из чего, даже самые положительные, изменения в окружающей среде, не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И если человек имеет определенный ген, то он пойдет по криминальному пути. Кроме того, агрессию связывают с нарушением функционирования головного мозга. А. Рэйн и его коллеги с помощью сканирования измерили активность мозга убийц, жестокость которых нельзя было объяснить ни беспризорностью, ни насилием, пережитым ими в детском возрасте, и обнаружили аномалии головного мозга в мозге мужчин, склонных к антисоциальным поступкам.

Вторая группа теорий рассматривает агрессию как потребность и побуждение, которые возникают в ответ на происходящее с человеком в жизни. В эксперименте, проведенном С. Милгрэмом на добровольцах показано, что у 35% людей имеется сильная реакция против жесткости. А 65% испытуемых удалось поставить в такие условия, что они вели себя жестоко, но при этом в большинстве случаев они проявляли реакцию возмущения или неприятия садистского типа поведения. В другом тюремном эксперименте, проведенном Ф. Зимбардо, показано, что под влиянием обстоятельств человек может дойти до какого угодно состояния, вопреки всем своим представлением о нравственности, вопреки личной порядочности и всем социальным принципам, ценностям и нормам. К этой теории также можно отнести факты пыток и унижения человеческого достоинства в тюрьме «Дельта» в Гуантанамо американскими солдатами, которые являлись добропорядочными гражданами в обычной жизни. То есть большинство людей в определенных условиях (самозащита, роль «палача», приказ и т.п) могут проявлять жестокость, хотя в обычных условиях не склонны к насилию.

Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы, когда происходит оглупление массы, то есть снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное. А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности. Вспомните фильм «Чучело» Р. Быкова, где подростки, поддавшись влиянию неформальных лидеров класса, объявляют бойкот девочке, которая отличается от всех. Не секрет, что в каждой социальной группе есть свои «аутсайдеры» – дети, по разным причинам, ставшие изгоями (личностными, интеллектуальными, физическим – инвалидность, сниженное зрение, низкий материальный статус семьи и т.п.). И мало кто из подростков захочет заступиться за того, против кого ополчилось большинство, чтобы не быть также отверженным группой.

Третья группа теорий, учитывает такие аспекты человеческого опыта, как познавательная деятельность и эмоции. Вся информация, которую человек получает и любой жизненный опыт вызывает определенные эмоциональные реакции. В частности, с точки зрения Л. Берковица агрессия возникает постольку, поскольку формируется негативная реакция на агрессивные стимулы (боль, недомогания, неприятные запахи и т.д.). М.Зильман утверждал, что осмысление события может влиять на степень возбуждения. Сторонники этой теории утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.

Мы, взрослые люди, привыкли сдерживать свои эмоции, а дети – нет. У них они бьют ключом. Если обида, то смертельная, если счастье, то безграничное и если жестокость, то ярко выраженная. Понятно, что у детей нет жизненного опыта, поэтому подростки далеко не всегда могут предсказать последствия своих действий. Эмоции захлестывают разум и сознание, поэтому ребенок совершает действие, а потом уже думает, правильно ли оно. Если ваш ребенок кого-то ударил, это еще не означает, что он вырастет хулиганом. Проявление агрессивности и жестокости – это определенный этап взросления ребенка. Он должен осознать, пережить и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно. А вот если подросток сознательно причиняет другим боль и понимает, что это плохо, – это уже повод переживать и принимать меры.

С распространением социальных сетей в интернете возникло явление «опубличивания» частной жизни. Ради увеличения своего рейтинга подростки снимают на видео жестокие сцены (которые пользуются огромной популярностью, потому, что вызывают сильные чувства зрителей) и размещают их на своих страницах. Таким образом, участники избиения становятся героями фильмов, а это добавляет кураж и жестокость удваивается, подкрепленная этим драйвом, и помножается на подсмотренную с экрана жестокость.

Согласно четвертой теории социального научения, агрессия представляет собой приобретенную в жизни модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии (жестокость близких взрослых людей), а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений. В документальном фильме Иллариона Павлюка «Ген жестокости» проводят эксперимент, в котором исследуют шесть московских подростков. На детекторе лжи фиксируют их физиологические реакции, возникающие при просмотре подобранных сцен насилия. Результаты заставляют задуматься: только у одного появляются изменения состояния, которые связывают с сочувствием и сопереживанием, возникающим от увиденного в моменты, когда герои испытывают боль… У остальных реакции не изменяются, то есть они никак не реагируют на чужие страдания. Как выяснилось, авторами фильма, именно этот единственный, еще способный сочувствовать подросток меньше всего смотрит телевизор из-за ограничений, установленных родителями.

Читать еще:  Если ли у рыжих девушек дар. Факты о рыжеволосых людях

Возможно, это срабатывает механизм психологической защиты, который защищает маленького человека от беспрерывного потока негативной информации с экранов телевизора и печатных страниц, содержащего в себе кровавую криминальную хронику, изощренные сцены насилия, убийств, издевательств, которые представлены с особым смаком в художественных фильмах и даже в мультфильмах. Не только в кино, но и в повседневной жизни полно примеров безнаказанности жестокости и поощрения насилия. Если ребенок будет сочувствовать и испытывать сильные эмоциональные переживания при каждой увиденной жестокой сцене, то его сердце просто не выдержит. И появляется такой своего рода иммунитет на чужую боль, защищающий маленького человека от психотравмы. А человек, не способный переживать за другого может причинить ему вред. Получается, что дети ведут себя так, потому что в обществе насилие стало нормой.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?

· С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное – формировать способность к сочувствию и сопереживанию.

· Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.

· Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.

· В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости – ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!

· Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.

· Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание, но не давите авторитетом, объясните свое решение.

· Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми.

· Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.

· Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.

· Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

· Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.).

· Любому подростку требуется ваша убежденность: “Ты — сильный!” Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

· Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения.

Забота о подростке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а внимание к его проблемам (какими бы незначительными они вам ни казались), раскрытие и развитие его талантов (а ими обладает каждый ребёнок), общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей – научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.

Откуда берется жестокость в детях?

Недавно российские СМИ облетела новость о том, как трое второклассников закидали камнями 77-летнего ветерана, «посмеявшись» таким образом над его глухотой и прихрамыванием. Корреспондент ИА «В городе N» решил выяснить, что же толкает современных детей на жестокое обращение с окружающими — незрелость личности и неосознанность действий или скрытое пристрастие к насилию над другими?

Факты

За один только 2014 год в России несовершеннолетние стали виновниками более 49 тысяч преступлений, в основном краж (более 29 тысяч). И это цифры только по завершенным расследованиям. Статистика МВД, опубликованная на сайте Уполномоченного по правам ребенка в России, показывает, что каждый четвертый ребенок, причастный к этим правонарушениям, уже привлекался прежде к ответственности.

Несмотря на то, что в среднем по России показатели детской преступности снизились в полтора раза за последние пять лет, тревожит другое: детскими руками совершено более 4 тысяч деяний, повлекших вред чьему-либо здоровью или жизни. Почти 1,6 тысячи преступлений — умышленное нанесение телесных повреждений, которое привело к причинению тяжкого или среднего вреда здоровью, а 143 случая и вовсе квалифицируются по статье 105 УК РФ «Убийство».

Казалось бы, общая статистика далека от реальной жизни, но детская жестокость на грани «уголовщины» случается и в нашем регионе. Согласно данным областного ГУ МВД России, в Нижегородской области наблюдается та же картина, что и в большинстве других регионов страны: преступность снижается — 1789 случаев против 1113 в 2010-ом и 2014-ом годах (из числа раскрытых преступлений), но по-прежнему имеют место убийства, совершенные нижегородцами, которым еще не исполнилось 18 лет.

В качестве примера можно напомнить историю подростка, который в середине июля 2014 года избил 60-летнюю женщину около дома в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, а его 14-летний приятель снимал происходящее на телефон. На следствии парень сказал, что пенсионерка его оскорбила, но он раскаивается в содеянном и просит прощения у потерпевшей. В итоге он и его знакомый отделались лишь постановкой на учет в отделе полиции по делам несовершеннолетних.

В мае того же года 17-летний житель Нижегородской области, злоупотреблявший алкоголем и наркотиками, нанес ножом как минимум семь ударов в грудь своему 41-летнему спящему дяде. Родственники тогда признались следователям, что в одурманенном состоянии подросток становился крайне агрессивным. А в тот вечер накануне убийства он поссорился с бабушкой из-за разводного гаечного ключа.

Примерно в то же самое время еще один 17-летний студент техникума, приревновав свою 30-летнюю сожительницу, избил ее до смерти. И подобных историй, к сожалению, немало.

Для полноты картины отметим, что в прошлом году было раскрыто три таких убийства, 29 случаев причинения вреда здоровью, 21 факт побоев, одно истязание и четыре угрозы расправой.

Причины детской агрессии

Чтобы разобраться, откуда в детях столько жестокости и кто виноват в том, что несовершеннолетние допускают подобное в своей жизни и ставят на кон свое будущее благополучие, корреспондент ИА «В городе N» обратился к ведущему тренеру Нижегородского ресурсного центра «Детство без насилия и жестокости», кандидату психологических наук с 24-летним опытом педагогической работы, заведующей кафедрой социальной и организационной психологии НГПУ имени Минина Людмиле Борисовне Морозовой. По ее твердому убеждению, корни детской агрессии всегда нужно искать в семье.

Читать еще:  Факты о геях. Неугомонные российские пользователи ресурса "Двач" проделали большую работу по поиску "засекреченных" геев на российском ТВ. Люди становятся гомосексуалистами из-за сексуального насилия в детстве

По словам Людмилы Морозовой, причин возникновения жестокости детей по отношению к сверстникам может быть много. Наиболее значимая из них — ребенок сам в детстве переживал или переживает до сих пор насилие над собой или со стороны взрослых, или со стороны других детей. Как следствие он проецирует такое поведение на других.

«Насилие циклично: если к ребенку применено насилие, то через время он начинает применять его к другим — или на младших детях (пусть и не возрастом, а менее развитыми физически), к любому немощному человеку», — уверена специалист.

Как правило, это ребенок из неблагополучной в силу разных причин семьи, в которой оказывается давление на него, проявляющееся в эмоциональном, психологическом, физическом насилии и пренебрежении его нуждами.

В таких случаях виновниками агрессивности несовершеннолетнего являются сами родители, которые часто срываются на нем из-за собственной эмоциональной неуравновешенности. К таковым относятся родители с несформированной родительской функцией: молодые или матери- или отцы-одиночки, родители с повышенной агрессивностью или импульсивностью, которые не умеют сдерживать свои эмоции, или имеют психическое заболевание либо находятся на грани такого расстройства.

С психологом согласна и уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Надежда Отделкина. «Число преступлений в отношении несовершеннолетних сокращается на протяжении последних лет. В 2012 году в регионе было совершено 1350 преступлений в отношении детей. В 2013 году — 1308, в 2014 году — 1045, — рассказала детский омбудсмен. — Я радуюсь динамике, но само явление — преступления против детей — вызывает беспокойство, потому что всегда влечет за собой длительную реабилитацию ребенка».

По ее словам, непосредственно в аппарат уполномоченного поступило всего 10 обращений за 2 года по поводу жестокого обращения с детьми, но только один случай был подтвержден. «Был один факт нарушения прав ребенка, который произошел в начале этого года в одной из школ. Министерство образования провело проверку, которая подтвердила заявленное ребенком. Педагог был уволен», — резюмировала чиновница.

Но если с неблагополучными в общем понимании этого слова семьями, в которых, например, родители злоупотребляют спиртным, все понятно, то как объяснить проблемы во внешне благополучных семьях?

«Иногда специфика профессиональной деятельности родителей побуждает их относиться к детям жестоко, слишком авторитарно и властно — семьи военных, работников силовых структур и, к сожалению, педагогов. Это также может быть и многодетная семья, и семья, где воспитываются дети-близнецы», — утверждает собеседница агентства.

По мнению Людмилы Морозовой, нередко сами дети являются источником насилия из-за личностных характерологических особенностей. Например, гиперактивный, легковозбудимый или имеющий ограниченные физические или интеллектуальные возможности ребенок, вероятно, может пытаться компенсировать собственные недостатки, вымещая злость на других.

«Все эти причины могут порождать, но подчеркиваю — необязательно — насилие над ребенком, которое впоследствии транслируется им самим на других», — резюмирует специалист.

Агрессия — врожденное качество?

Любопытно, но некоторые американские ученые утверждают, что за агрессивное поведение отвечает определенный ген, а значит, закрепляет у еще несформировавшейся личности ребенка предрасположенность к асоциальному поведению. В целом они считают, что нельзя забывать о природном, «животном», начале человека, которое инстинктивно пробивается всякий раз, когда ослабевает социально-культурный самоконтроль — проще говоря, когда ребенок не различает, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Ситуация усугубляется, если ребенок ведомый по своему характеру и попал в общество, которое принято называть не иначе как плохой компанией. Помимо прочего, дети не в полной мере умеют контролировать свои эмоции и вдобавок ко всему склонны преувеличивать собственные переживания.

Американские ученые также считают, что взаимосвязи между детской агрессией и просмотром боевиков или жестокими видеоиграми нет.

Как пресечь детскую жестокость на корню – советы психолога

Чтобы распознать зарождающуюся агрессию в ребенке, стоит внимательно присмотреться к тому, как он себя ведет. Для трехлетнего ребенка нормально выказывать непослушание, это так называемый кризис трех лет. Но если это продолжается в 4–5 лет, например, ребенок намеренно ломает, бьет игрушки, терзает животных — это повод задуматься, что толкает его на такой поступок.

Как утверждают специалисты, зачастую «насильники» — дети с неадекватной, чаще всего, низкой самооценкой, применяющие меры физического или психологического насилия в качестве самоутверждения.

«Если в школе говорят, что ребенок ведет себя неадекватно, а родители уверены, что он идеальный, это и есть признак его агрессивности, — поясняет психолог Людмила Морозова. — Иногда ребенок боится показать себя таким дома, но во взаимодействии с одноклассниками, сверстниками, младшими и старшими, учителями, персоналом школы всегда видно, если ребенок проявляет свою агрессию».

Совет родителям, которые столкнулись с неконтролируемой жестокостью своих детей, может быть только один — обратиться в реабилитационные центры, где работают психологи. Специалист поможет разобраться, что провоцирует жестокость в ребенке.

«Жертва» должна уметь говорить «Нет!» такому ребенку и уметь себя защитить, даже если речь идет о противостоянии ребенка и взрослого. «Подставлять другую щеку» обидчику недопустимо, потому что ситуация повторится.

Остальные, менее кризисные явления помогут решить несколько всем известных прописных истин. Альтернатива всегда лучше, чем запрет — это стоит вспомнить при появлении острого желания заставить ребенка что-либо сделать вопреки его желанию, это касается и занятости ребенка в свободное время, и выбора друзей.
И самое, пожалуй, важное — мировоззрение подрастающего человека в исключительной степени зависит от родителей, недаром ведь говорят: «дурной пример заразителен». Поэтому ребенок должен расти в среде, где родители уважают друг друга и не допускают грубости по отношению к кому-либо. Если ребенок свыкнется с тем, что грубость — норма, порог его восприимчивости к чужой боли снизится, а чувство сострадания притупится.

«Группа риска»

По данным Управления по труду и работе с населением администрации Нижнего Новгорода, в прошлом году более 206 тысяч юных жителей Нижнего Новгорода состояли в «группе риска», то есть имели те или иные острые проблемы в семье. Для их поддержки в рамках комплексной межведомственной кампании «Подросток», которая проводится в Нижнем Новгороде с лета прошлого года, привлекались спортсмены, военные, казаки, православные служащие, железнодорожники, психологи, инспекторы по делам несовершеннолетних, экскурсоводы, студенты, библиотекари, краеведы и сотни общественных организаций и предприятий.

Читать еще:  Четыре мифа о гражданском браке. Понятие гражданский брак. Отношение молодежи к гражданскому браку

Участники программы нацелены на одно — поддержание здорового во всех смыслах климата среди детей «группы риска», включая профилактику безнадзорности и правонарушений.

Программа на практике показала, что проводя с детьми тотальную разъяснительную работу об алкогольной и наркотической зависимости, обеспечивая их работой и активным отдыхом, а также поддерживая детей, испытывающих явные проблемы в семье, можно рассчитывать на хорошие социальные результаты, в частности снижение преступности среди школьников и подростков.

В ближайшие три месяца в рамках операции «Подросток» удастся трудоустроить 1300 подростков. Около 89 тысяч детей пройдут лечение в оздоровительных лагерях, а 19 тысяч ребят смогут отдохнуть в лагерях дневного пребывания. Но надо понимать, что ресурсы любой организации исчерпаемы, поэтому профилактика любых случаев детской жестокости зависит от родителей в большей степени, чем от работников соцучреждений.

У современных детей есть все возможности реализовать себя в социальных и творческих сферах, тем самым воспитывая в себе потребность созидать и помогать, а не разрушать. Однако в этом нужно помочь, не закрывая глаза на сам факт существования такого явления, как детская жестокость.

Милосердие, сострадание, отзывчивость, нежность, доброта всегда будут сталкиваться с бесчеловечностью, жестокостью, грубостью и безразличием. Но эта война не должна идти в детских сердцах…

Жестокими дети рождаются или становятся? Откуда берется детская жестокость? Что такое жестокость? Откуда «берется» жестокость в близких отношениях

Очень часто можно услышать жалобы женщин о том, что ребенок вырастает “копией” отца, который отличается жестоким нравом характера. “Воспитывай не воспитывай, а гены берут свое!” – с горечью вздыхают они. Действительно, некоторые ученые утверждают, что жестокость представляет собой генетически запрограммированную форму поведения.

Согласно их исследованиям, если человек имеет в себе ген “жестокости” то никакие положительные примеры и хорошее воспитание не могут удержать его от криминальных поступков. Максимум, что могут сделать родители, это облегчить проявление жестокости. Обследовав мозг убийц с помощью сканирования, ученые пришли к выводу, что жестокость этих людей не вызвана насилием со стороны родителей, беспризорной жизнью или влиянием друзей, все дело в аномалии функционирования головного мозга.

Есть и другие мнения ученых, которые считают, что появление ребенка на свет путем кесарева сечения вызывает у него агрессию, что в дальнейшем сказывается на его характере и поступках. Прохождение ребенка через родовые пути позволяет малышу почувствовать, что для получения глотка воздуха и обозрения лучей солнца надо преодолевать препятствия.

Конечно же, у новорожденного ребенка нет никакой жестокости, он ее накапливает в течение жизни. Чаще всего жестокие дети – это результат неправильного воспитания родителей. Хамство, грубость и недостойное поведение родителей, физические наказания ребенка, словесные унижения его – самые распространенные причины проявления детской жестокости. Людям жестокость свойственна по природе, она заложена в нас за миллионы лет эволюции, в течение которых человек научился выживать, чтобы сохранить свой вид. В результате многолетнего воспитания и постоянного примера родителей люди научились контролировать свои первобытные инстинкты и эмоции.

Взрослым людям сдерживать свои эмоции удается легко, а дети этого делать не умеют. Поэтому они обижаются до слез и радуются от души, громко заражая своим смехом окружающих. Эмоции у детей захлестывают сознание и ум. Если маленький ребенок ударил родителей, то это еще не значит, что он вырастит отъявленным хулиганом. Такое проявление жестокости характерно всем детям, это определенный этап взросления ребенка. И если родители за такой поступок отшлепают ребенка, проявляя жестокость, то они неосознанно закрепляют в ребенке ее проявление.

Очень важно уже в таком возрасте дать ребенку понять, что он поступил нехорошо и своим действием причинил родителю боль. Неосознанная детская жестокость с годами проходит бесследно. А если подросток сознательно причиняет другому человеку боль, понимая, что делать это плохо, то это уже серьезный повод для переживания родителей и для принятия воспитательных мер.

Жестокие дети не обязательно вырастают в семьях, где родители показывают нехороший пример для подражания. Если воспитание родителей состоит из того, что на работе начальник испортил настроение отцу, тот дома сорвался на маму, мама накричала на сына, сын наподдал сестренке, то жестокого отношения сына к другим людям следует ожидать уже в подростковом возрасте. Иногда дети совершают жестокие поступки, чтобы обратить внимание родителей на себя, которые вечно заняты работой. Ребенок, которому никому объяснить, что такое плохо и что такое хорошо, вырастает неуправляемым подростком.

К сожалению, причиной детской жестокости может быть не только семья, но и детский сад, школа, компании друзей, мультфильмы, книги, интернет и кинофильмы. Под воздействием всех этих факторов чувство сострадания детей притупляется, а сила становится нормой решения проблем. Не допустить их влияние можно, только ограждая детей от источников вредной информации. Советовать поступить так родителям просто, а выполнить это часто невозможно.

Ведь редко кому удается постоянно контролировать ребенка и запрещать ему смотреть боевики, гулять на улице с плохими детьми, сидеть за компьютером и играть в агрессивные игры. Чтобы не пришлось постоянно следить за ребенком, с ранних лет воспитывайте в ребенке уважение к другим, умение отвечать за свои поступки и трезво оценивать их. Станьте ему другом и наставником. Окружите ребенка любовью и заботой, сами не проявляйте грубость и неуважение к другим людям.

Родителям жестоких детей следует обратиться к психологу, чтобы выбрать правильную тактику в воспитании. Ведь этих детей сложно перевоспитывать, а заставить слушаться родителей и уговорить что-то сделать невозможно. Обиду они никогда не забывают и считают, что все должно быть таким, как они желают. Во время драки они звереют и цепляются в обидчика смертельной хваткой, что разорвать их не удается даже взрослым.

Все же хочется верить, что причиной проявления такого поведения является только воспитание и что можно предотвратить жестокость, пока ребенок не вырос. Если ваш ребенок с детства задиристый и отличается от других детей неуемной энергией, то своевременно направляйте ее в мирное русло. Чрезмерную активность детей полезно реализовать в таких видах спорта, как карате, бокс, хоккей, волейбол и футбол. В этих видах спорта без правил никак нельзя, они учат ребенка понять значение слова “нельзя”.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Источники:

http://www.b17.ru/article/2399/
http://www.vgoroden.ru/zhizn/deti/otkuda-beretsya-zhestokost-v-detyah
http://meduniver.com/Medical/Psixology/otkuda_beretsia_detskaia_gestokost.html

Ссылка на основную публикацию