Что значит любить по гречески. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре

Рецензии на книгу « Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви »

Книга известного психолога и социолога И. С. Кона `Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви` посвящена некогда запретной теме однополого секса. Многие десятилетия гомосексуализм в России был уголовно наказуем. После перестройки на читателя обрушилась разнообразная, порой противоречивая информация, зачастую порнографического характера. Если добавить к этому общую сексологическую неграмотность – порождение ханжеской советской эпохи, – современный читатель очень нуждается в подобной книге. Работа И. С. Кона, признанного авторитета в области сексологии, – первое профессиональное исследование этой непростой проблемы. В книге проанализированы интересные исторические факты, касающиеся жизни многих известных и талантливых людей; без умолчаний, откровенно рассмотрены сегодняшние проблемы однополой любви в биологическом, психологическом, юридическом, гуманитарном аспектах.

Лучшая рецензия на книгу

Несмотря на то, что книга издана давно, это отличный ликбез. Терминология с тех пор усложнилась, но для начинающих очень доходчиво объясняется в чём разница, например, между трансгендером и трансвеститом. Кон внимательно относится ко всем сторонам гомосексуальности и смежных тем, и – что просто удивительно для советского учёного – не испытывает страха перед гендерной неконформностью и подвижной сексуальной ориентацией. Мне это кажется каким-то космическим чудом: респектабельный исследователь, доктор разных наук, учившийся и работавший в стране, где секса не было, не только не считает гомосексуальность заболеванием (и даже не называет её “гомосексуализм”), но и предлагает уравнять гомо- и гетеро- во всех правах, даже по части воспитания детей (среди моих знакомых даже самые сочувствующие ЛГБТ-сообществу считают, что их дети вырастут больными ублюдками). Впрочем, сам Кон шутил, что в Советском Союзе секс изучает только сексопатология (читай: секс – это патология, какие уж тут геи).

В-общем, для западного мира это уже вчерашний день, но у консервативного российского читателя всё те же вопросы: а это врождённое заболевание или детская травма? или плод развращённой западной цивилизации? если мы разрешим геям существовать, все станут геями, и человечество вымрет? если подростки экспериментируют со сверстниками своего пола – это гомосексуальность? и т.д., и т.п. То, что книга Кона так современна – скорее грустно, но спасибо, что есть такой вдумчивый, интеллигентный, фундаментальный труд о гомосексуальности, кстати, без идеализации тоже. Подход Кона напоминает “Второй пол” Симоны де Бовуар: там она утверждает, что главный ключ к решению проблемы неравенства полов – принять женщину как отличный от мужчины, но равный ему субъект. То же самое и с гомосексуалами. Такие же люди, не лучше не хуже, и провести чёткую границу между гомо-и гетеро- едва ли возможно.

Вот бы эту книгу могли прочитать мамы, папы, бабушки и педагоги. Уж дяденьке с докторской степенью они бы поверили?

Несмотря на то, что книга издана давно, это отличный ликбез. Терминология с тех пор усложнилась, но для начинающих очень доходчиво объясняется в чём разница, например, между трансгендером и трансвеститом. Кон внимательно относится ко всем сторонам гомосексуальности и смежных тем, и – что просто удивительно для советского учёного – не испытывает страха перед гендерной неконформностью и подвижной сексуальной ориентацией. Мне это кажется каким-то космическим чудом: респектабельный исследователь, доктор разных наук, учившийся и работавший в стране, где секса не было, не только не считает гомосексуальность заболеванием (и даже не называет её “гомосексуализм”), но и предлагает уравнять гомо- и гетеро- во всех правах, даже по части воспитания детей (среди моих знакомых даже самые сочувствующие… Развернуть

Возрастные ограничения: 18+

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

Рецензии читателей

Российское общество погрязло в гомофобии. Когда законодательство принимает законы, противоречащие природе человека, его суверенитету и праву на личную жизнь, такие книги, как эта, остро необходимы. Всегда считала и считаю, что в школах обязаны преподавать сексуальное воспитание, иначе все последующие поколения так и останутся зашоренными, стереотипными и узколобыми людьми, не признающими любой выпад из-под нормы.

Книга написана очень доступным языком с множеством ярчайших примеров из всемирной истории, литературы, медицины, биологии и генетики. Что такое гомосексуальность? Следует ли устанавливать жесткие рамки и ограничения для сексуальности? Обусловлена ли гомосексуальность генетикой? Что влияет на формирование сексуальной ориентации человека? На эти и многие другие вопросы книга если не дает точного ответа, то хотя бы представляет возможность читателю самому сформулировать мнение насчет этой темы. Особенно радует, что написан был этот труд нашим соотечественником. На фоне многочисленной западной литературы по изучению данного предмета, “Лунный свет на заре” выглядит настоящим самородком уже потому, что написан российским гражданином в стране, где на гомосексуальность законодательно установлено жесткое табу.

Книга состоит из нескольких разделов, в каждом из которых подробно объясняется всё, что касается сексуальной ориентации. Множество фактов, статистика (в большинстве своем западная), многочисленные ссылки на научные труды, интересные факты, биографические подробности известных людей – это малое из того, что содержит данный труд.

Прежде всего, книга пригодится тем, кто считает возмутительным любое отклонение от “нормы”. Искренне надеюсь, что гомофобы после прочтения данного труда изменят свой взгляд на многие вещи. Для тех же, кто знаком с гомосексуальностью либо на собственном опыте, либо из различных источников, данный труд может стать чем-то вроде учебника, который разложит по полочкам всё, что вы знали и не знали.

Российское общество погрязло в гомофобии. Когда законодательство принимает законы, противоречащие природе человека, его суверенитету и праву на личную жизнь, такие книги, как эта, остро необходимы. Всегда считала и считаю, что в школах обязаны преподавать сексуальное воспитание, иначе все последующие поколения так и останутся зашоренными, стереотипными и узколобыми людьми, не признающими любой выпад из-под нормы.

Книга написана очень доступным языком с множеством ярчайших примеров из всемирной истории, литературы, медицины, биологии и генетики. Что такое гомосексуальность? Следует ли устанавливать жесткие рамки и ограничения для сексуальности? Обусловлена ли гомосексуальность генетикой? Что влияет на формирование сексуальной ориентации человека? На эти и многие другие вопросы книга если… Развернуть

Все, что вы думали о гомосексуальности, но стеснялись спросить. Полномасштабное исследование, с огромным количеством фактов (практически безоценочных, что особенно ценно), затрагивающее все эпохи и культуры. Автор – русский, причем книга начала 90-х, что особенно радует. Для общего развития. Привет, мизулина :З

Замечательное исследование. Я заинтересовалась книгами на подобную тематику после просмотра “Горбатой горы”, и с тех пор прочитала довольно много как художественных книг, так и научных исследований, посвященных этому вопросу. Автор анализирует различные теории, касающиеся выяснения природы гомосексуальности, а также приводит историю однополых отношений, начиная с античности (золотой век мужской однополой любви) и вплоть до нашего времени, и по ходу повествования знакомит нас со многими интереснейшими фактами, касающихся нетрадиционной ориентации некоторых исторических личностей. Некоторые примеры поистине незабываемы (надеюсь, я никого не шокирую):

Читать еще:  Идеальный макияж для полного лица. Секреты макияжа для полных женщин

Слабостью к мужскому полу прославились английские короли Вильгельм II Рыжий, Ричард Львиное Сердце, Эдуард II, Яков I, короли Франции Филипп II, Иоанн II, Генрих III, Людовик XIII, германские императоры Фридрих II и Рудольф II, прусский король Фридрих П, Конрадин Сицилийский, римские папы Павел II, Сикст IX, Юлий П, Лев Х, который, по слухам, даже умер в объятиях мальчика, Адриан VI, Юлий III и несчетное множество князей, кардиналов, архиепископов и прочих знатных и могущественных людей.

Явными содомитами, причем некоторые – исключительно “пассивными”, были многие знаменитейшие полководцы XVII века: великий Конде, маршал Вандом, который подставлял свой зад буквально всем желающим, не различая чинов и званий, его брат приор Вандомский, маршал д’Юксель, маршал герцог де Вильяр, маршал Тюренн, принц Евгений Савойский.

Имя Леонардо да Винчи (1452-1519) фигурировало в списке клиентов 17-летнего проститута Сантарелли, против которого в 1476 во Флоренции было заведено уголовное дело, но сам художник, как и прочие клиенты Сантарелли, ни в чем не обвинялся. Один автор ХVI в. писал, что Леонардо любил исключительно мальчиков-подростков не старше 15 лет, но это не доказано.

Больше всего споров вызывает, разумеется, Шекспир. Биографы до сих пор спорят о характере взаимоотношений драматурга с его знатным покровителем, молодым красавцем графом Саутхэмтоном, которому предположительно посвящены многие шекспировские сонеты. Поскольку достоверных данных о жизни Шекспира нет, биографы стараются извлечь максимум возможного из его произведений. Если принять шекспировские сонеты, написанные от первого лица, за личную исповедь, то поэт явно бисексуален:
На радость и печаль, по воле рока,
Два друга, две любви владеют мной:
Мужчина светлокудрый, светлоокий
И женщина, в чьих взорах мрак ночной
(сонет 144, пер С. Маршака)
По мнению шекспироведов, первые 126 сонетов адресованы молодому, моложе автора, мужчине благородного происхождения, а последние 28 – черноволосой женщине, возлюбленной автора

Вот что происходило в закрытых аристократических школах для мальчиков:

Знаменитые английские мужские аристократические школы (Итон, Харроу и другие) были интернатами, мальчики не только учились, но и жили вместе. Раздельное обучение, тем более в разновозрастных интернатах, всегда благоприятствует однополым влюбленностям и сексуальным контактам. В этих, по определению одного историка, “сексуальных концлагерях”, гомоэротические традиции и нравы передавались из поколения в поколение.
Первый приказ, который получил от одного из своих соучеников в 1817 г. будущий писатель Уильям Теккерей, как только он появился в школе, был: “Приди и трахни меня”. Жалобы на “грубость и животность в спальнях” – общее место многих школьных воспоминаний. Писатель Робин Моэм (1916-1981) рассказывает, что едва он устроился в своей комнате в Итоне, как пришел одноклассник, спросил, мастурбирует ли он, ощупал его половые органы, объяснился в любви и мгновенно уговорил отдаться; связь эта продолжалась два года.

Наши любимые французские поэты-символисты:

Громким событием окололитературной жизни начала 1870-х годов был роман Поля Верлена (1844-1896) и Артюра Рембо (1954-1891). Любовь с первого взгляда возникла в 1871 г., когда женатому Верлену было 26, а Рембо – 16 лет, продолжалась два года и стала достоянием гласности из-за своей горячности и драматизма (неуравновешенный Верлен даже стрелял в Рембо, за что попал на два года в тюрьму). Ее поэтическим выражением стали несколько гомоэротических стихотворений обоих поэтов и совместно написанный ими порнографический “Сонет о заднем проходе”

В главе “Дым отечества” Кон анализирует историю гомосексуальности в России:

По-видимому, несмотря на свои неоднократные женитьбы, баловался с переодетыми в женское платье юношами и сам Иван Грозный; такие подозрения высказывались современниками по поводу его отношений с юным женоподобным Федором Басмановым, который услаждал царя пляской в женском платье. Как писал хорватский католический священник Юрий Крижанич, проживший в России с 1659 по 1677 год, “здесь, в России, таким отвратительным преступлением просто шутят, и ничего не бывает чаще, чем публично, в шутливых разговорах один хвастает грехом, иной упрекает другого, третий приглашает к греху; недостает только, чтобы при всем народе совершали это преступление”.

При Александре I гомосексуальными наклонностями славились министр просвещения и духовных дел князь А.Н. Голицын и министр иностранных дел, а затем канцлер Н.П. Румянцев. Влиятельный министр просвещения при Николае 1 граф Сергей Уваров (1786 – 1856) устроил своему любовнику князю Михаилу Дондукову-Корсакову почетное назначение вице-президентом Императорской Академии наук и ректором Санкт-Петербургского университета, что породило несколько ехидных эпиграмм, включая пушкинскую:
В академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что /- – -/ есть

В этой же главе есть весьма интересные сведения о предполагаемых гомосексуальных наклонностях Л.Н.Толстого и Гоголя.

Что касается того, как написана книга, смущает обилие глагола “трахать”, несмотря на то, что автор является уважаемым профессором. Довольно странно.
Вывод: Неплохая книга, стоит прочесть для общего развития. По сравнению с другой похожей книгой на данную тему, книгой Клейна “Другая любовь”, Кон достаточно корректен при выборе цитат. Клейн в своей книге привел массу поистине тошнотворных цитат, способных вызвать отвращение и отторжение даже у самого лояльно настроенного читателя, не говоря уже о гомофобах.

Замечательное исследование. Я заинтересовалась книгами на подобную тематику после просмотра “Горбатой горы”, и с тех пор прочитала довольно много как художественных книг, так и научных исследований, посвященных этому вопросу. Автор анализирует различные теории, касающиеся выяснения природы гомосексуальности, а также приводит историю однополых отношений, начиная с античности (золотой век мужской однополой любви) и вплоть до нашего времени, и по ходу повествования знакомит нас со многими интереснейшими фактами, касающихся нетрадиционной ориентации некоторых исторических личностей. Некоторые примеры поистине незабываемы (надеюсь, я никого не шокирую):

Слабостью к мужскому полу прославились английские короли Вильгельм II Рыжий, Ричард Львиное Сердце, Эдуард II, Яков I, короли Франции Филипп…

alexalexxx

И.С.Кон. “Лики и маски однополой любви” (содержание)

СОДЕРЖАНИЕ И.С.Кон. “Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре”. М., 2003.

* ( под звёздочками – тексты разделов) .

Часть 1
В ЛАБИРИНТАХ ПОЗНАНИЯ

1-1. От ответов к вопросам

Слова, слова, слова
От теологии к сексологии

1-2. Влечения и комплексы

Теория Фрейда
Эволюция психоанализа

1-3. От анамнеза к анкете

Альфред Кинзи
Современные массовые опросы
Вопросы теории и методологии. Проблема бисексуальности

1-4. Гены, гормоны и мозг

Гомосексуальное поведение у животных
Гомосексуальность в свете эволюционной биологии
Эндокринология и нейрофизиология
В поисках гена гомосексуальности
Пол, гендер и сексуальность

1-5. Диагноз судьбы и судьба диагноза

Лечить или не лечить?
Отмена диагноза
Гомосексуальность и психическое здоровье
Особое мнение российской психиатрии
От текста к контексту.

Читать еще:  Самостоятельное создание красивого макияжа для глаз. Варианты макияжа. Как красиво накраситься: советы и инструкции

От биологии к наукам о человеке
Социальный конструктивизм
Квир-теория

СКВОЗЬ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

2.1. Однополая любовь как феномен культуры

Этнография однополых отношений

Гомосоциальность и гомоэротизм

Гомосексуальность в мужских инициациях

Люди «третьего пола»

2-2. По странам и континентам

2-3. “Греческая любовь”

Происхождение древнегреческой педерастии

Мужская любовь в классической Греции

Гомоэротизм в изобразительном искусстве

Педагогический эрос или сексуальное использование?

Однополая любовь в Древнем Риме

Гомоэротизм в римской литературе

2-4. Христианская Европа *

Содомский грех *
Однополая любовь в среде рыцарей *

Монастыри *
Гонения на содомитов *
«Красивый порок» *
Короли и фавориты *

Гомоэротика в английской литературе. Шекспир. *

Молли и либертины *

2-5. Любовь, не смеющая назвать себя”

Однополая любовь и философия Просвещения *
От феодального права к буржуазному *
Байрон *
Равенство прав и гомофобия *

Любовь или дружба? *
Эллинизация однополой любви *
Привилегированные школы *
Джон Аддингтон Саймондс *

Эстетизм и проза жизни *

Медикализация однополой любви *
От Эмерсона до Уитмена *
Процесс Уайльда *

Гомосексуальные скандалы в Германии *
Кружок Блумсбери *
Однополая любовь во французской литературе *
Марсель Пруст *
Андре Жид *

Жан Кокто *
Гомосексуальная культура в Германии *
Томас Манн *
Фашистский геноцид *

2-6. Вдвойне невидимые

2-7. Все цвета радуги

Прекращение уголовного преследования

Гомофобия и гетеросексизм

Из подполья в культуру

Гомосексуальная тема в кино

Гомофильское движение в США

Стоунволл и радикализация гомофильского движения

Сексуальная революция и контркультура

СПИД и его социальные последствия

Борьба за гражданское равноправие

Обособление или интеграция?

2-8. В родных пенатах *

Церковное право и народная культура *

Великосветская жизнь и школьные приключения *

Гомоэротизм в русской литературе *

Криминализация и медикализация *

Михаил Кузмин и друзья Гафиза *

Отмена статьи 121 *
Состояние общественного сознания *

Общественно-политическая активность геев и лесби­ янок

Ч а с т ь 3
Я И ДРУГИЕ

3-1. В поисках себя

Как я стал таким?

Родители и сверстники

«Экзотическое становится эротическим»

Половое созревание и образы

Гомоэротические дружбы и влюбленности

Первый сексуальный опыт — совращение или осуществлен­ ная мечта?

Стать самим собой

Мужские и женские траектории развития

Кому мне открыться сегодня?

3-2. Групповой портрет без интерьера

3-3. «Голубая» эротика

Психологические особенности мужской однополой любви

Гомосексуальный взгляд и поэтика мужского тела

Художник и его произведение

Критерии сексуальной привлекательности

«Иконы» гомосексуального воображения

Андрогины и имперсонаторы

Андрофилы и бойлаверы

Мастурбация и партнерский секс

Оральный секс — фелляция

Связывание и дисциплина

3-4. Наследницы Сафо

Будущее однополой любви

  • 9 comments
  • Leave a comment

Саша, Ты собираешься И. С. Кона книжку всю выставить? – замечательно!
Наверно необходимо оповестить автора .

Жаль, что она такая редкость стала в стране, где знание этой информации кардинально определят качество жизни многих людей, возможно спасает их от гибели.

Спасибо за выложенные материалы. Оглавление впечатляет – есть тома, посвященные тому, что у Кона ограничивается главкой.

Меня несколько смутило отсутствие в главке Содомский грех какой-либо попытки описать, что же такое оный содомский грех. Джордан показал, достаточно, на мой взгляд, убедительно, что покрываемые этой формулой действия сильно варьировались в зависимости от изучаемого периода, равно как и то, что осуждение нерепродуктивного секса (одна из популярных интерпретаций понятия “содомия”) проблематично с учетом целибата духовенства, и что подобная проблематичность осознавалась, к примеру, Жаном де Мёном (1275).

Говоря о позиции Церкви Кон ориентируется, в первую очередь, на прескриптивные документы (постановления соборов, предписания основателей монастырей). Это понятно, так как именно подобные документы считаются современниками более важными и лучше сохраняются для потомков. Тем не менее, позволю себе напомнить тебе замечательную формулировку согласно которой “суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения”. Как пишет сам Кон: В X в. настоятель аббатства Сен-Жермен де Прэ А6бон горько жалуется на всеобщий разврат. В середине XI в. фанатичный Петр Дамиан тщетно призывал папу Льва IX усилить борьбу с содомией. В начале XII в. архиепископ Кентерберийский святой Ансельм, отвечая на подобные же требования, разъяснял, что «этот грех стал таким распространенным, что почти никто даже не краснеет из-за него, и поэтому многие погружаются в него, не осознавая его серьезности». Иными словами – такой точки зрения придерживался Джон Босвелл – в рассматриваемый период существовала определенная толерантость, готовность не видеть грех.

Еще раз спасибо.

Алекс, спасибо за обстоятельную реплику. 🙂 Я был уверен, что ты не пройдёшь мимо хорошо знакомого периода. Наверняка, есть масса специальной литературы (культурологического и исторического плана) о содомии в средневековой Европе, но давай сделаем скидку на то, что в России эта тема никак не разработана, ею просто некому научно интересоваться, да и переводить, поскольку нет никакого запроса (от гей-сообщества) на данные научные темы.

Кон, по-сути, идёт по целине, а его задача (как я понимаю) чисто-российского и просветительского плана. Нет самой научной среды, где бы “варились”, уточнялись и углублялись аспекты гей-медиевистики. И ещё соображение: я вырвал только два куска (иллюстративных), а книга в целом (понятно) имеет свою логику и свои приоритеты. Я предполагаю, что Кону важно было охватить материал по типу “энциклопедистов”, дав хоть какие-то базовые определения важнейшим сферам, совершенно неизвестным публике.

Главное (мне показалось), было дать поглубже социологию (его специальность) и первый (научно-медицинский) раздел. А исторический материал прилагался в виде “завлекательного” фона. Но в любом случае, могу повторить: на русском я не знаю ни одной такой цельной и системной книги об ориентации. И за это огромное автору спасибо (за гей-культуртрегерство;)

И третий аспект: медицинские работы мне недоступны (как и западные), поэтому книжка Кона – одинокий мостик между научными “верхами” и гомофобно-невежествнными “низами”, пытается увязать мировой опыт, медицину с катастрофическим УРОВНЕМ нашего невежества. Этот мостик висит в пустоте, как только не рухнет? 🙂 Поэтому, помня об этом, он, видимо, не мог позволить себе углубляться в детализацию – имея перед глазами среднего читателя. В общем, спасибо, что эта работа есть, и что она закладывает хоть какую-то базу для развития темы (именно в России). То же, что в Европе книга могла бы показаться слишком общего плана, то это другое дело. 🙂

Мне, кстати, ещё хочется дать российскую историческую часть и (в начале) научно-медицинскую.. Увидим. Эх, только времени в обрез.. 🙂

Что значит любить по гречески. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре

Метафора выхода “людей лунного света”, как называл В. Розанов гомосексуалов, на свет солнечный обрамляет и определяет книгу известного философа и сексолога с мировым именем, академика И. С. Кона, которому только что исполнилось 70 лет. Книга эта — первое в России профессиональное (как и любой выходящий из-под пера И. С. Кона текст) исследование однополой любви. Хотя она продолжает серию предыдущих прекрасно известных книг автора, читатель не найдет в ней повторов и перепевов однажды или многажды уже сказанного ранее, в том числе и в двух последних: Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. М., O.Г.И., 1997 и Вкус запретного плода: Сексология для всех. 2-е изд., М., Семья и школа, 1998.

Читать еще:  Избавиться от широких пор и прыщей. Домашние рецепты и методы. Причины расширенных пор на лице

Хотя однополая любовь, наконец, покинула психиатрические классификации, перестав считаться признаком сумасшествия, перверзией, психопатией и т. д., ей по-прежнему отводится большое место в разного рода ксенофобических и экстремистских проскрипционных списках как тому, чего не должно быть, что не имеет права на существование, равно как и те, кто эту любовь исповедуют. История этой ненависти стара, как и сама однополая любовь, а обе они стары, как мир. Ее сакрализация, апологетика, поэтизация теснейшим образом переплетаются с представлениями о ее греховности, недопустимости, грязности. Пускаться в плавание по этому всегда бурному океану отношений и взглядов всегда рискованно.

Будучи глубоким и широким междисциплинарным исследованием, книга представляет собой спокойное, неспешное, не бряцающее “учеными” терминами рассуждение, равно интересное и доступное не только профессионалам, но и любому, кто умеет и любит читать со вкусом — не по диагонали, не в поисках клубнички, а в поисках себя и размышлениях о себе и мире. За простотой (но не заигрывающей упрощенностью) текста — огромная и отвечающая самым высоким требованиям научного исследования работа со скрупулезным вниманием к обоснованности каждого утверждения. Однополой любви посвящена огромная литература, в которой разброс мнений, позиций, установок, теорий предельно широк. В работе с такими массивами чрезвычайно трудно избежать искуса разделения на “черное и белое”, “овнов и козлищ”. Но как раз от этого книга совершенно свободна, причем никоим образом не в ущерб собственным взглядам автора. Книга, безусловно, привлекает той научной и человеческой корректностью, которой в обсуждении этой окруженной ореолом скандальности темы недостает так многим пишущим.

Автор исходит из того, что понимание сексуальной ориентации и связанных с ней поведения, обычаев, культурных стереотипов, законов и т. д. остается проблемой необычайной трудности независимо от того, идет речь о любви разнополой или однополой. Слово любовь — отнюдь не просто слово ради красного словца, не эвфемизм “траханья” и не гуманитарный сбоку бантик. Это та рамка, в которой И. С. Кон рассматривает влечение друг к другу людей одного пола; конечно, не все, что встречается в жизни, умещается в этой рамке, но это никак не уменьшает ее значения и ценности.

Сегодня, когда психоанализ в России переживает свое второе рождение, мы редко вспоминаем, что далеко сии переживает свое второе рождение, мы редко вспоминаем, что далеко не все приверженцы 3. Фрейда разделяли его взгляды на формирование сексуальной ориентации и толерантность основателя психоанализа к разным ее проявлениям и формам. Если отвращение подвергшегося в детстве гомосексуальному покушению К. Юнга к гомосексуальности привело его просто к отказу от ее изучения как врожденного свойства, то В. Райх испытывал откровенную ненависть к гомосексуалам, а А. Адлер относился к гомосексуальности как к извращению и неврозу.

До сих пор, насколько мне известно, в отечественной литературе, где доминировала биомедицинская теория гомосексуальности, не приводились данные Э. Хукер, исследования которой стали в 50-60-х гг. сенсацией — она пришла к заключению, что “Гомосексуальность как клиническое явление не существует. Роль специфических форм сексуального желания и его проявлений в структуре и развитии личности, по-видимому, не столь велика, как принято считать”. Хукер исследовала гомосексуалов, не обращавшихся к врачам, и в этом смысле ее подход продолжил, хотя и иными средствами, линию на массовые, неклинические обследования, начатые А. Кинзи. Но толкование статистических данных такого рода едва ли возможно без ответа на вопрос о сущности гомосексуальности. Хотя и есть определенные биологические предпосылки гомосексуальности, показывает И. С. Кон, речь должна идти о многообразии гомосексуальностей, а не о едином для всех гомосексуализме.

Основная часть книги посвящена культурным и историческим контекстам однополой любви, сравнению ее в этих контекстах у мужчин и женщин, ее месту в литературе и искусстве. В завершающей части речь идет о психологических перипетиях гомосексуальности. Как она переживается самим человеком? Как он воспринимает отношение к ней и к себе других людей? Как строит свою жизнь, адаптируется в обществе, в котором живет, находит свое счастье, разрешает связанные с любовью проблемы и конфликты?

Плотность информационного потока всей книги столь велика, что ни пересказывать содержание, ни даже бегло перечислить основные блоки нет ни возможности, ни смысла — зачем совершать такое насилие над замечательным текстом? Да и дело, в конечном итоге, совсем в ином.

Неоценимо важно, что на столе у читателя оказалась первая и пока единственная в стране глубокая, научная, интеллигентная книга на эту тему, не отвергающая, а аргументирован-то опровергающая сказки и домыслы о гомосексуальности, разделяющие людей и увеличивающие количество вражды в мире, который и без того переполнен ею. Трудно переоценить и то, что гомосексуальность, наконец, рассматривается как много- и широко-плановый феномен человеческой жизни, значение которого определяется не тем — присуща она человеку и людям или нет, а тем, что человек и люди с ней делают, какую роль она играет в их жизни.

Не менее важно и то, что книга помогает осознать казалось бы простые, но по сию пору не понятые и не принимаемые многими людьми вещи. Среди них и то, что движения геев и лесбиянок (лесбигеев) это не “распространение заразы”, а лишь стремление освободиться от дискриминации и преследований. Да, порой эти движения выглядят достаточно эпатирую-де. Однако, говорит автор, “любое угнетенное меньшинство противопоставляет тезису о своей неполноценности антитезис о своем превосходстве. И то и другое одинаково ложно”. Но — добавлю — такое гиперкомпенсаторное cамоутверждение психологически вполне понятно и может оказаться ненужным лишь тогда, когда остракизм или унижающее сочувствие уступят место принятию и уважению права человека на индивидуальность и ее реализацию без сования носа в его постель.

Употребив несколько раз по когнитивной инерции понятие сексуальной ориентации, хочу подчеркнуть, что автор убедительно показал — нет единого для всех содержания этого понятия, которое на самом деле является лишь обобщающим названием для вполне самостоятельных, хотя и взаимосвязанных сторон человеческой жизни, которая на пороге третьего тысячелетия, наконец, начинает осознаваться как всевозможностное многообразие.

Пару лет назад, оказавшись в сибирской тайге, я вдруг увидел — как прозрел, что у каждого дерева — свое лицо, своя энергетика, свой голос. Но потом вдруг вспомнил, что ведь знаю это — знаю по громадным каштанам детства, по карликовым березам Заполярья. А одинаковыми только бревна бывают — и то, пока не приглядишься.

В.Е. Каган, доктор мед. наук, профессор, Санкт-Петербург

Источники:

http://www.livelib.ru/book/1000483500-lunnyj-svet-na-zare-liki-i-maski-odnopoloj-lyubvi-i-s-kon
http://alexalexxx.livejournal.com/154905.html
http://mognovse.ru/bud-lunnij-svet-na-zare-liki-i-maski-odnopoloj-lyubvi.html

Ссылка на основную публикацию