День судостроителя год когда отмечают. День корабела в морской столице. Кораблестроение у славян

29 июня Россия впервые отмечает День кораблестроителя

29 июня 2017 года в России впервые в истории отмечают День кораблестроителя. Совсем молодой профессиональный праздник был утвержден на основании постановления правительства №659 от 30 мая 2017 года, его подписал премьер-министр страны Дмитрий Медведев. Отмечать его планируется по всей России 29 июня — на месяц раньше празднования Дня Военно-морского флота.

Стоит отметить, что руководители российских верфей и проектно-конструкторских организаций, профсоюзные лидеры и представители ветеранских организаций достаточно давно стучались в различные двери с просьбой установления в Российской Федерации общего для всех представителей судостроительной отрасли профессионального праздника. Примерно год назад к ним присоединились и журналисты, в частности, в поддержку установления такого праздника выступала «Российская газета». В результате их призывы наконец-то были услышаны и у всех российских корабелов теперь есть свой профессиональный праздник.

Символично, что решение об учреждении профессионального праздника было принято в юбилейный год — год 350-летия с момент выхода указа царя Алексея Михайловича (отца Петра I) о постройке на государственные средства первого российского фрегата «Орёл». «Орёл» стал первым русским парусным кораблем западноевропейского типа, представлял собой разновидность голландского пинаса. Это было трехмачтовое судно водоизмещением порядка 250 тонн, вооруженное 22 пушками (пищалями). Корабль предназначался для охраны русских торговых судов в Каспийском море. Постройка данного корабля обошлась тогда казне в 2221 рубль. По заключению Российского исторического общества, именно «Орёл» стал первым российским военным кораблем, который был построен по государственному заказу.

Особым символизмом историю наполняет то, что с «Орлом» связано достаточно много событий. Первый отечественный крупный военный корабль был связан с Москвой (он был построен в селе Дединово Коломенского уезда) и с Санкт-Петербургом. По одной из версий, именно его очертания изобразил голландский мастер Герман ван Болес на знаменитом шпиле Адмиралтейства. Помимо всего прочего считается, что впервые российский трехцветный флаг (триколор) был поднят именно на корме первого в истории страны фрегата.

В дальнейшем на Дединовской верфи началось строительство боевых кораблей европейского типа. Благодаря дальнейшей активной реформаторской деятельности императора Петра I число верфей в России быстро перевалило за две сотни. В июне 1693 года он заложил в Архангельске первую казенную верфь для строительства военных кораблей, а после основания в 1703 году Санкт-Петербурга, самой большой судостроительной верфью на территории страны стало Адмиралтейство. Первым крупным военным судном, которое сошло со стапелей Адмиралтейской верфи, стал 54-пушечный корабль «Полтава». Уже к 1714 году Россия располагала собственным сильным парусным флотом, а к 1725 году в стране был создан регулярный флот. Корабелами было построено 111 линейных кораблей, 38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, а также существенное число скампавей (полугалер), брандеров, бомбардирских кораблей, прамов и шмаков и до 300 различных транспортных судов, не считая более мелких. С тех пор количество кораблей в России не только увеличивалось количественно, но и росло в качественном отношении, росла и география освоенных русскими моряками морских и речных маршрутов.

На протяжении трех с половиной веков в нашей стране был накоплен огромный опыт постройки кораблей и судов самых разных классов и типов, сегодня Россия по праву считается одним из лидеров судостроения в мире. К примеру, Российская Федерация до сих пор остается единственным государством, где успешно строятся и эксплуатируются атомные ледоколы. В настоящее время в российской судостроительной отрасли трудится более 200 тысяч человек, а включая все смежные производства — более 700 тысяч человек. Только в 2015 году в России было сдано 110, а в 2016 году — 112 единиц флота.

Читать еще:  Смягчающие маски для волос в домашних условиях. Домашняя маска для мягкости волос с медом. Маска из кокосового масла

По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, строительство кораблей — это одна из первых индустриальных профессий в России, и в целом в истории всего человечества. Российские корабелы по праву могут считаться наследниками всей славной российской истории судостроения, которая началась еще 350 лет назад.

«Решение правительства России об учреждении Дня кораблестроителя мы воспринимаем не только как отличный подарок для всей отрасли, но и как призыв соответствовать лучшим традициям отечественного судостроения как военного, так и гражданского», — отметил Алексей Рахманов, занимающий пост президента ОСК (Объединенной судостроительной корпорации). По его словам, это стимул для огромного количества людей, которые в России заняты сегодня корабельным делом, как можно больше своих сил отдавать во славу своей профессии.

На сегодняшний день в нашей стране действует более тысячи предприятий, которые заняты в судостроении, судоремонте, выпуске навигационного, двигательного, гидроакустического, палубного, вспомогательного и других видов оборудования, комплектующих и материалов для судов, а также занимающихся научно-исследовательской деятельностью в области морской техники и кораблестроения. Самые крупные центры российского судостроения расположены в настоящее время в Санкт-Петербурге, в Северодвинске, в Нижнем Новгороде, а также на территории Калининградской области.

При этом, начав с копирования иностранных боевых судов, спустя 350 лет российское кораблестроение прошло большой путь, и сегодня уже российские корабли востребованы на международном рынке. Так доля военно-морской техники в общем объеме выручки «Рособоронэкспорта» (входит в состав государственной корпорации «Ростех») составляет в последние несколько лет порядка 12%, рассказал журналистам Александр Михеев, занимающий пост директора «Рособоронэкспорта». По его словам, начиная с 2000 года, Россия поставила на экспорт порядка 50 боевых кораблей, треть из них приходится на подводные лодки. Суммарный объем поставок военно-морской техники за указанный временной отрезок составил порядка 24 миллиардов долларов.

Только за последние четыре года наша страна поставила на экспорт 12 военных кораблей, судов и плавсредств. Об этом в среду, 28 июня, рассказывал министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Помимо этого российские кораблестроители ежегодно выполняют разнообразные заказы на модернизацию, ремонт, переоборудование кораблей из состава иностранных военно-морских сил. Министр подчеркнул, что сегодня Росси занимает второе место после США в области военного кораблестроения, а ОСК находится на 7 месте в мире по объему выпуска продукции.

Не забывает Объединенная судостроительная корпорация и российский Военно-морской флот. ВМФ страны только до конца 2017 года должен получить порядка 40 кораблей и судов разного класса. Об этом главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев говорил 19 апреля 2017 года. По его словам, среди кораблей, которые получит до конца года российский флот, будут фрегаты «Адмирал Макаров» и «Адмирал Горшков», а также ракетные катера, суда обеспечения и иные единицы флота.

В этот радостный для всех российских корабелов день «Военное обозрение» поздравляет всех работников судостроительной отрасли России, коллективы многочисленных верфей и конструкторских бюро, профильных учебных заведений, а также членов их семей и ветеранов отечественного судостроения с таким долгожданным профессиональным праздником.

По материалам из открытых источников

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать еще:  Применение масла грейпфрута для лица. Аллергия на масло грейпфрута. Маска с лифтинг-эффектом

День корабела 2020

С древнейших времён, люди, ввиду хозяйственной необходимости, предпочитали селиться вблизи различных водоёмов: озёр, рек и морей. Постепенно человек перестал страшиться открытых водных просторов, научился рыбачить и начал осторожно осваивать мастерство корабела.

Для этого разрабатывались всё новые плавательные средства, начиная от примитивных речных лодок-долблёнок, заканчивая огромными современными меж океаническими судами. Чтобы отметить непростой и очень кропотливый труд судостроителя, а также привлечь внимание к профессии среди молодёжи, и был организован «День корабела» 29 июня.

Соответствующий указ был подписан премьер-министром страны Д.А.Медведевым за номером 659 от 30 мая 2017 года.

Историческая справка.

Первыми профессиональными корабелами принято считать древнеегипетских и финикийских купцов (16—4 вв. до н.э.). Египтяне первыми, в условиях тотального бездорожья и придумали спускать наиболее тяжёлые и объёмные грузы по течению Нила на специальных плотах с бортами, а финикийцы прикрепили к этим плотам крестообразную мачту с квадратным парусом и ходили на подобных «судах» по всей береговой линии восточной и африканской частей Средиземного моря.

Со временем суда всё более совершенствовались: менялась их форма и размер, борта приобрели обтекаемую форму, появились палубы, вёсла и корабельные надстройки. Такие корабли уже могли относительно спокойно путешествовать вглубь морей, а значит ещё более укреплять межгосударственную торговлю.

С 4 в. до н.э. в древней Элладе (Греция) начинают появляться первые специализированные галеры, которые не возили грузы, а перебрасывали солдат постоянно воюющих между собой греческих городов-полюсов на большие расстояния. Именно они и положили начало всему мировому военно-морскому флоту.

С этого момента начинается активный бум кораблестроения. Появляются закрытые гильдии, целые династии из потомственных купцов-корабелов, скрупулёзно хранящих тайны своего мастерства, благодаря которому их богатство и влияние часто затмевало славу местных правителей.

Начиная с эпохи раннего Средневековья (5-10 вв. н. э.) корабельное дело перестаёт быть уделом избранных и превращается в обычную мастеровую профессию, востребованную, но без особого влияния ни на политику, ни на торговлю.

Постепенно, у ведущих морских держав появляются настоящие военные армады и огромные купеческие флотилии, благодаря которым они начинают диктовать свою волю остальным малым странам и окончательно делят мир на колонии и митрополии, что мы можем наблюдать вплоть до середины 20 в.

Занимательные факты:

  • В разных странах, празднование, связанное с кораблями и кораблестроением, носит плавающую дату. Обычно она связана или с победой в крупном морском сражении, или началом активного строительства флота в той или иной стране;
  • В России «День корабела» принято отмечать 29 июня, так как именно в этот день в 1668 году при Петре Великом был спущен первый военный корабль российского флота под именем «Орёл»;
  • В среднем в мире ежегодно строиться от 5500 до 6000 новых гражданских судов разного класса (в этот перечень не входят моторные лодки, а также различные несамоходные плавучие платформы).

Сегодня День кораблестроителя в России отмечают потомки великих корабелов

В прошлом году Минпромторг РФ и акционерное общество АО «ОСК» («Объединённая судостроительная корпорация») инициировали введение нового профессионального праздника – Дня кораблестроителей. И в прошлом году он был отмечен в первый раз. Дата празднования – 29 июня.

29 июня 1667 года царь Алексей Михайлович издал указ построить первый русский корабль-фрегат «Орёл». Судно стало первым российским военным кораблём, построенным по указу государя и за государеву казну. Поэтому дата 29 июня выбрана не случайно.

Читать еще:  Как выглядят люди разных национальностей. Самые большие народы мира в лицах (39 фото). Восточно-балтийский расовый тип

Сегодня День кораблестроителя в России: кораблестроением на Руси стали заниматься с XII века

Учреждение Дня кораблестроителей как раз совпало с 350-летним юбилеем со дня выхода указа. Теперь этот день считается праздником тех, кто трудится на верфях, сидит над чертежами в проектных бюро, кто занят в строительстве теплоходов, ледоколов, буровых платформ, атомных субмарин, катеров…

Строительство первых палубных судов на Руси началось ещё в XII веке, а морские суда стали строить с XV века. Строительство первых государевых кораблей началось с 1667 года, когда вышел указ царя основать верфь на территории села Дединова (бывший Коломенский уезд). В этих местах издавна жили умельцы, славившиеся строительством судов из дерева.

Именно Дединовская верфь и стала в 1667-1669 гг. основой для строительства первенца в военно-морском флоте России – фрегата «Орёл». Его предназначением стало охранять русские торговые суда на Каспии. В наши дни о первом фрегате не забыли и установили ему в Дединово памятник. Кроме того, считается, что шпиль Адмиралтейства украшает именно корабль «Орёл», а впервые российский триколор был поднят тоже на первом фрегате.

При реформаторе Петре I началось строительство и других верфей, и в 1693-м была построена Архангельская казенная верфь под постройку кораблей военного назначения.

Когда в 1703 году был основан Санкт-Петербург, Адмиралтейство приобрело статус самой большой судостроительной верфи страны. Её первенцем стал крупный корабль на 54 пушки, который назвали «Полтавой».

Сегодня День кораблестроителя в России: наша страна – один из лидеров современного судостроения

В 1714 –м у России уже имелся собственный флот из парусников, а в 1725-м создаётся государственный флот на регулярной основе. Были выпущены:

  • линейные корабли – 11 единиц;
  • фрегаты – 38 единиц;
  • бригантины – 60 единиц;
  • шнявы – 8 единиц;
  • крупные галеры – 67 единиц;
  • достаточно много полугалер и кораблей-бомбардировщиков;
  • транспортные суда (не менее трёхсот) и мелкие суда в большом количестве.

Прошло время и сегодня российские суда увеличили не только своё количество и качество, а ещё и географию принадлежащих им маршрутов по рекам и морям.

Три века российское государство обогащалось опытом в кораблестроении, и теперь Россия – один из лидеров в мировом судостроении. Например, Россия – это единственная страна в мире, которая успешно строит и эксплуатирует более десятка атомных ледоколов. Наибольшая по размеру субмарина также построена на российской верфи. Кроме того, в СССР впервые в мире был создан флот Рыбной промышленности.

Сегодня День кораблестроителя в России: праздник отмечают все, кто причастен к славной истории судостроения

2007 год стал годом выхода президентского Указа РФ о создании «Объединённой судостроительной корпорации». Её задача – объединить все государственные судостроительные активы и развить гражданское судостроение. Сформировать корпорацию удалось к 2010-му, и теперь она является крупным государственным судостроительным холдингом.

Всего задачами судостроения, ремонта судов, производством различного оборудования для судов — в нашей стране занимается свыше тысячи производств и научных лабораторий. Самыми масштабными из них являются центры строительства судов в Санкт-Петербурге, в Северодвинске, в Нижнем Новгороде и в Калининградской области.

День кораблестроителей в России официально учреждён для российских корабелов – наследников тех, кто открыл славную историю российского судостроения.

Редакция сайта не несет ответственности за достоверность авторских статей. Верить или нет – решать вам!

Источники:

http://topwar.ru/119199-29-iyunya-rossiya-vpervye-otmechaet-den-korablestroitelya.html
http://calend.online/holiday/den-korabela/
http://rsute.ru/531056-segodnya-den-korablestroitelya-v-rossii-otmechayut-potomki-velikix-korabelov.html

Ссылка на основную публикацию