Художественная обработка кожи: мастер-классы

Художественная обработка кожи

Разделы: Технология

Кожа – это тот материал, который создала сама природа и самый древний материал, освоенный человеком. Она прочна, пластична, послушна, элегантна и долговечна.

Работа с кожей увлекательна и интересна. Каждый первый урок в начале учебного года я объясняю, что не стоит спешить выбрасывать старые вещи, особенно кожные, так как они могут найти свое неожиданное применение и стать новыми модными, современными, уникальными вещами, получив новое воплощение.

Кожа сейчас одно из самых востребованных экологически чистых и дорогих материалов, поэтому надо бережно относиться к ней. Благодаря своим чудесным свойствам кожа никогда не выходит из моды. Всегда красива и нарядна кожаная одежда, изящна бижутерия, модны и популярны аксессуары: пояса, заколки, кулоны.

Изделия из кожи хороши сами по себе и не нуждаются, в каких либо украшениях, но, конечно, драпировки, декор, тиснение и гравировка делают их ещё более изящными и выразительными. Художественные же изделия из этого материала – дело новое, необычное. В основном работа производиться с кожей, бывшей в употреблении или с мелкими обрезками, иначе говоря, отходами производства. Но и из них можно сделать высокохудожественные произведения: оригинальные настенные панно, пейзажи, композиции, вазы для цветов, украшения и картины.

Интерьер квартиры и офиса, украшенный необычной вазочкой или картиной из кожи в сочетании с тканью, металлом и пластмассой, становиться необычным и неповторимым.

Из истории кожевничества или Волшебный мир кожи

Обрабатывать кожу люди научились издавна. Первую одежду мастерили из шкур животных. Воинские доспехи. Колчаны для стрел, конская упряжь, жилища были сделаны из кожи. Первые книги писали на пергаменте из кожи.

Умельцев, работающих с кожей, народ ценил и воспевал в мифах и легендах.

Гамаши Орфея – мифологического героя – накладные голенища, идущие от ступни до колена, сделаны из кожи. Носили одну кожаную гамаши и гладиаторы Древнего Рима.

Странствия аббата Брендала к берегам Северной Америки в VI веке воспеты в ирландском эпосе. Он путешествовал на судне, сшитом из обычных шкур.

Воинам древней Ассирии надутые воздухом шкуры использовались как плоты.

Кожаная посуда, прочная, и легкая, украшенная аппликацией и тиснением, широко применялась у кочевых народов. Чабаны Казахстана и Калмыкии до сих пор пользуются такой посудой.

В России кочевничество – одно из старейших промыслов, свое начало оно берет с VI-VII века. В Новгороде и Москве, при археологических раскопках, были найдены остатки кожевных мастерских, предположительно датированные XI-XII веками.

В Пазырыкском кургане на Алтае археологи нашли изящные изделии из кожи и замши – сумки, чехлы, украшения. Они хорошо сохранились, хотя были созданы более 2500 лет назад.

В городе Тожаке с XIII века выделывали сафьян по восточным рецептам – с помощью кислых хлебов. Изделия из такой кожи скупались заморскими купцами и развозились по всему свету. Охотно покупались за границей в XV веке и воловья кожа.

В России славились мастера кожевенных дел .Во всем мире только русские мастера делали из конских шкур цветную шагреневую кожу, сафьян, хлебную сыромять, красную юфть (она была лучшей и мягких кож, производимых во Франции, Англии и Германии). В XIII – XVI веках русские мастера были непревзойденными мастерами Европы, и первый завод по выработке сафьяна был построен в Москве в 1666 году, т.е. почти на век раньше, чем во Франции. А к 1832 году, по указам Петра I в России уже работала 12939 заводов, производящих превосходную, не знающую себе равных, сафьяновую кожу.

Из поколения в поколение передавались секреты работы с кожей, вещи из которой берегли, зная какой труд в них вложен.

И в настоящее время изделия из кожи всегда красивы и актуальны. В народном творчестве выражается исконная тяга человека к красоте, желание видеть вокруг себя изделия народных мастеров, с их естественностью и поэтичностью.

Попробуйте и вы, проникнитесь желанием, и творческим настроением – и у вас непременно получиться. Постепенно осваивая приемы, любой начинающий, через какое-то время сможет изготовить искусные и трудоемкие изделия – и сам убедиться, что создать такую красоту ему вполне под силу.

Знакомство с видами кожи

Кожа натуральная – материал, который вырабатывается из шкур животных, имеет волокнистое строение.

Кожа искусственная – полимерный материал промышленного производства.

Велюр – разновидность хромовых кож с поврежденной лицевой поверхностью. Эту кожу с изнаночной стороны подворачивают под замшу.

Замша – кожа, сделанная жировым дублением из шкур оленей, лосей, диких коз. Это мягкая, тягучая, бархатистая кожа, с густым, низким, бархатистым ворсом на лицевой стороне.

Лайка – кожа, выделываемая из шкур овец и коз, обладающая большой тягучестью и мягкостью.

Опоек – мягкая, эластичная кожа, изготавливаемая из шкур новорожденных телят.
Пергамент – телячья кожа.

Читать еще:  Окрашивание волос амбре (омбре) — фото и технология. Омбре на русые волосы — как правильно подобрать цвет и получить восхитительный результат

Выросток – кожа из шкуры трехмесячного животного, она менее эластичная и мягкая, чем опоек, так как животное питается уже растительной пищей.

Сафьян – вырабатывается из слабопрожированной козьей кожи, она тонкая, мягкая, разных цветов.

Шеврет – красивая плотная эластичная кожа, выделанная из овечьих шкур хромовым дублением. Её толщина 0,6-1,2 мм.

Шевро – мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На коже имеется красивый своеобразный рисунок. Её толщина 0,4 – 1 мм.

Кожа рептилий – изящная, высококачественная и дорогая.

Некоторые способы художественной обработки кожи

История художественной обработки кожи отражает историю развития технических и технологических приемов в декоративно – прикладном искусстве.

С давних времен человек украшал изделия из кожи. Он золотил кожу, покрывал ее резьбой и гравировкой, печатью и штампами. Издавна известны такие приемы художественной обработки кожи, как серебрение, техника аппликации, интарсия, вышивка по коже, тиснение, плетение. В последние годы появились новые приемы художественной обработки кожи: роспись, батик, выжигание, термообработка, драпировка, ажурная орнаментация, нитяная графика. Рассмотрим некоторые из них.

Техника батика

Рисунок наноситься готовым резервом, приобретенным в магазине или расплавленным парафином. Затем выполняется рисунок цветом, места закрытые воском, сохраняют свой первоначальный цвет. После росписи воск удаляется при помощи сгибания или тупой стороной ножа. Отделке подлежит кожа натурального цвета.

Горячие тонирование

При выполнении этой работы применяется аппарат для выжигания. В начале, на кожу наноситься эскиз, затем иглой из аппарата оформляются основные линии и детали. При выжигании надо следить за температурой – чтобы она не была слишком высокой. В зависимости от температуры и степени нажатия на углу получаются разные оттенки рисунка. Нельзя пользоваться слишком горячими иглами и с силой давить на кожу, она может прогореть. Работать нужно быстро и плавно.

Обработка кожи на свече

Простой и в то же время оригинальный способ обработки толстой кожи. По трафаретам вырежьте детали из кожи. Скальпелем или сапожным ножом сделайте, с лицевой стороны, неглубокие надрезы. Чаще всего этот способ применяется при работе над листьями и цветами, т. к. надрезы напоминают прожилки натуральных листьев и лепестков. Затем «раскройте» прожилки. Для этого вдоль каждой прожилки сложите лист пополам, изнанкой к изнанке. Зажмите этот сгиб пинцетом и обработайте на зажженной свече, быстрым движением едва касаясь пламени.

На свече также удобно обрабатывать длинные шнуры для оплета, т.к. при многократном прохождении через отверстие они сильно лохматятся.

Сильно закопченные детали можно потереть тряпочкой, но иногда благодаря копоти изделие становиться по-настоящему оригинальным.

Прожаривание

При высокой температуре кожа имеет свойство скручиваться. Этого эффекта можно добиться, положив кожу изнанкой на горячую сковородку. Опытным путем подбирают температуру. Через некоторое время при прожаривании на коже вздуется кружок, т.е. изделие становится выпуклым. Этот способ используется при изготовлении листьев, цветов, пуговиц.

Драпировка

Это один из самых эффектных и простых способов обработки кожи, его используют для декорирования любых изделий. Выполняется драпировка из мягкой пластичной кожи. Кожу надо предварительно щедро смазать клеем и наклеить на основу, быстро формируя складки в произвольном направлении или по заданному рисунку. Однако прежде чем приступить к работе с кожей, бывшей в употреблении, ее нужно подготовить. Прежде всего загрязненные кусочки промывают в течение 3-5 минут в теплом пенном растворе из детского мыла (в нем меньше щелочи), а затем необходимо тщательно прополоскать (последний раз в воде с добавлением уксуса и соли – на 1 л теплой воды 1 стакан 9% уксуса и 50 г. соли). Высушить кожу при комнатной температуре, положив под пресс или растянув на доске и закрепив гвоздиками. Для восстановления эластичности кожу протирают кремом или глицерином. Можно использовать и проверенный жизненным опытом способ – промыть загрязненную кожу некипяченым молоком. Считается, что блеск и упругость темной кожи можно восстановить, натирая ее влажной кофейной гущей. Восстановить окраску можно специальными красками для кожи. На 100 г. Нитрокраски добавляют 1-2 капли касторового масла. Она становиться более стойкой. В качестве красителя можно использовать и чернила для авторучек или стержни шариковых ручек. Надо разрезать стержни на куски по 1 см длиной, высыпать в стеклянную банку и залить растворителем для нитрокрасок. Раствор в течении двух дней надо периодически встряхивать. Полученная краска наноситься с помощью тампона. Для получения полутоновых переходов кожу можно протравить растворами: серый оттенок дает железный купорос, коричневый – углекислый кальций. Натуральную замшу тоже можно мыть с мылом и даже стирать со стиральным порошком в теплой воде. При сильном загрязнении в моющий раствор добавляют нашатырный спирт, а жировые пятна выводят растворителями. Несложно окрасить в домашних условиях и замшу, для этого применяются анилиновые красители для шерсти. Красящий раствор готовиться в любой посуде, кроме железной, используя дождевую или дистиллированную воду. На пакетик такого красителя надо 1,5 л воды. Температура раствора не должна превышать 45 о C. Его щеткой наносят на замшу и втирают в нее. Так повторяют несколько раз. В конце окраски замшу протирают слабым раствором уксуса, промывают в проточной воде и сушат при комнатной температуре.

Читать еще:  Как вытащить занозу из пальца: самые действенные способы. Как вытащить занозу, если она глубоко вонзилась под кожу? Дельные советы

Работа с кожей помогает развить чувство прекрасного, проявить художественный вкус и творческие способности. Доступность материала, инструментов, легкость в обработке, дают возможность заняться изготовлением изделий из кожи буквально любому человеку, получить наслаждение от радости созидания.

“Художественная обработка кожи.Проведение мастер классов”

Информация

Описание: – сувенирные изделия из кожи,
– предметы интерьера из кожи,
– аксессуары из кожи,
– отделка головных уборов.
Показать полностью…
Курсы проводит
Валентина Васильевна
– Член правления Московского областного Союза Дизайнеров, член ассоциации русских художников Парижа. Руководитель студии “Дизайн кожи”. Преподавательский стаж более 15 лет. С 2003 года преподает в Московском Художественно-промышленном институте.

Время и место проведения занятий:

Занятия по средам в галерее Беляево ст.м Беляево, начало в 18:30
Схема проезда:
http://maps.yandex.ru/-/CNxBQjR

По субботам, занятия проводятся по адресу набережная Тараса Шевченко дом 25 в 16:00.
Схема проезда:
http://maps.yandex.ru/-/CNxy7fd

Поисковые теги:
курсы, мастер классы, hand made, украшения, брошь, заколка, галстук, кожа, творчество
Все вопросы по телефону 89035489056 Валентина Васильевна
при звонке можно сослаться на эту группу

41 запись Показать записи сообщества

Чтобы развеять сомнения в мошенничестве – есть ссылки и контакты.

Всем доброго времени суток
Сегодня по местному омскому каналу показали сюжет про мальчика, который не может ходить. Ему всего лишь 2 года 10 месяцев. Показать полностью… У него нет берцовых костей и коленных суставов.
У МАЛЕНЬКОГО ПАЦАНЕНКА НЕТ КОЛЕННЫХ СУСТАВОВ!
До сих пор не выходит из головы.
Не писал ранее подобных постов. Думал это прерогатива федеральных каналов и различных благотворительных организаций. И еще некоторых людей, которые с плакатами больных ребятишек ходят вдоль дорог или стоят в парках.
Куда уходят собранные деньги — это на их совести. Если это мошенничество — гореть им в аду!
У самого подрастает дочурка. Наверное это тоже влияет на реакцию на подобные сюжеты про больных детей.

Если завтра вы не купите себе запчасть на автомобиль, пачку сигарет, банку пива или просто заправите машину на четыре литра бензина меньше – вам не убудет. Согласитесь!
Пройти мимо просто. Помочь хотя бы небольшой суммой еще проще! С миру по нитке!

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Вкусняшки (256)
  • Детишкам (24)
  • Школа для мужчин (14)
  • Великая РОССИЯ (8)
  • Графический дизайн (6)
  • Мысли вслух (1)
  • Дизайн (9)
  • Жизнь без химии (20)
  • Здоровье (29)
  • Как это сделано? (8)
  • Кошатости (38)
  • Красивое рукоделие (52)
  • Красота и молодость своими руками (69)
  • Любимая дача (152)
  • Мастер Класс (319)
  • Мебель своими руками (33)
  • Мои работы (2)
  • Правильные слова (13)
  • Необычное в природе (15)
  • Полезные советы (42)
  • Приметы и гадания (9)
  • Улыбнёмся (61)
  • Это стоит посмотреть (152)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

7 способов художественной обработки кожи

В стародавние времена жил в Киеве богатырь Никита. Кожи мял да дубил, потому и прозвище дали ему Кожемяка. Никто с ним силой сравниться не мог. Одолел в честном бою Никита даже трехглавого змея, что повадился губить прекрасных киевлянок. За подвиг никаких наград не захотел, а попросился обратно к себе домой кожи мять, потому как работа всех даров милее. Совсем не случайно назвал народ славного богатыря именно кожевенных дел мастером, потому как уже в те далекие времена кожемяки были в особом почете. А из кожи, каких только изделий не делали.

Кожевничество в России процветало уже в 6–7-м веках ,а в 1872 году в России насчитывалось уже 12939 кожевенных предприятий

Мы знаем что первой одеждой древнего человека были шкуры диких животных, а значительно позже люди научились изготовлять себе одежду из других натуральных и искусственных материалов. Наверное их можно назвать кожзаменителями? Однако все эти материалы только эмитируют некоторые свойства кожи, и ни один из них не заменит ее полностью

Итак, Художественная обработка кожи – что это?

Сама по себе кожа – материал, который люди начали обрабатывать и использовать одним из первых. Изначально ни о какой «художественной» обработке не могло быть и речи, но человеку свойственно стремление украсить себя и свой быт, поэтому уже в эпоху неолита простейшие одежды из шкур заменяются (у народов не знавших ткачества) одеждами из кожи и меха. Тогда же появляются первые декоративные приёмы – гравировка и аппликация. Но даже открытие ткачества не вытеснило кожу из быта – ремни, сумки, обувь, доспехи (а с открытием бронзы – поддоспешные рубахи) кажется, что они были всегда и у всех народов.

Читать еще:  Чудесные свойства масла ромашки и его применение. Маски для волос с ромашкой — домашние рецепты

Существует три основных этапа превращения шкуры животного в кожу. В результате подготовительных операций – свежевания и очистки – дерма превращается в недубленый полуфабрикат – голье, обладающее микроструктурой и химическими свойствами необходимыми для производства конкретного вида кож. За тем, при дублении закрепляется структура голья. Отделочные операции проводятся для придания дубленому полуфабрикату необходимых свойств (гигиенических, технологических, физических и проч.) и заданного внешнего вида.

Приемы выделки кожи у разных народов отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись разные способы дубления. Один из самых древних – выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Кочевники смазывали шкуры жиром и мозгом животного, а индейцы втирали в кожу смесь из яиц и жира. Затем кожу отмывали в проточной воде и разминали гладкими камнями округлой формы. Это приемы жирового дубления. В Индии и у народов Севера, для дубления кожи использовали отвары и настои из веток и листьев растений – это пример растительного дубления. В Азии применялся способ квасцового дубления с использованием смеси муки, соли, яичного желтка и алюминиевых квасцов.

Что касается технических приёмов художественной обработки кожи, то их великое множество. Среди основных – тиснение, перфорация, плетение, пирография, гравировка, аппликация, интарсия.

1. ТИСНЕНИЕ

2. ПЕРФОРАЦИЯ

Перфорация или высечка – один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т.д.).

3. ПЛЕТЕНИЕ

4. ПИРОГРАФИЯ

Пирография (выжигание) – прием новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (известно в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

5. ГРАВИРОВКА

Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже – юфть). Делается это так – на лицевую поверхность размоченной кожи, с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою четкость, а линии – толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

6. АППЛИКАЦИЯ

В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлест».

7. ИНТАРСИЯ

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания, наполнения). Кожа стерпит всё, кроме одного – скуки…

Но из кожи можно делать ювелирные украшения в разных стилях от готики до хай-тека. И сочетать её можно почти с любыми материалами – деревом, керамикой, металлами, самоцветами, перламутром и т.д. Коже можно придать свойства других декоративных материалов – дерева, керамики, текстиля, или подчеркнуть ее собственные выразительные особенности в ювелирном изделии полностью выполненном из кожевенных материалов. Кожа многолика, и украшения из нее могут быть как предельно «светскими», так и абсолютно демократичными.

В старину из кожи делали сосуды для воды и вина, помещая внутрь кожаного мешка выделанный бычий пузырь или овечий желудок. Во Франции кожаные мешки для перевозки вина назывались «бутье» (отсюда, полагают, идет слово «бутыль»). Если верить фольклору и письменным источникам, сосуды для вина, тщательно сделанные из козьих и других шкур, в свое время не были чем-то из ряда вон выходящим. Такие сосуды известны у народов всего мира. С появлением стеклянных бутылей в Западной Европе, из кожи стали делать футляры для походных фляг. Кроме того, кожу, наряду с берестой, часто использовали для ремонта керамической утвари (подобная технология известна у славян, скандинавов и народов Севера).

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640119/
http://vk.com/club20128639
http://www.liveinternet.ru/users/niknikann/post359889615/

Ссылка на основную публикацию