От чего дети грызут ногти. Почему ребенок грызет ногти и что делать – советы психолога

Как отучить ребенка грызть ногти: причина нарушения, народные рецепты и рекомендации психологов

Обкусанные ногти, неприятные взгляду заусенцы – распространённая ситуация, поскольку привычка толкать пальцы в рот присуща как ребятишкам раннего возраста, так и подросткам.

Кажется, онихофагия – научное наименование этой проблемы – не так уж и страшна. И всё же бороться с ней нужно, несмотря на многочисленные мамины переживания «не могу», «ничего не получается».

Чтобы определиться, как отучить ребенка грызть ногти, необходимо поначалу обнаружить «спусковой механизм» привычки, а уже после принимать определённые меры.

Заболевание или дурная привычка?

Психиатры не зря ввели в медицинскую практику особое определение – онихофагию. Этот термин подразумевает психическое нарушение (!), которое выражается в неконтролируемом желании обкусывать ногтевую пластину.

Расстройство это формируется постепенно, переходя из безобидной, казалось бы, привычки.

Затем частота случаев лишь увеличивается, поскольку в подростковом возрасте почти половина детей кусают пальцы. Возможно, это связано с увеличивающейся психологической нагрузкой.

То есть вредную привычку никак нельзя оставлять наедине с ребёнком, надеясь, что тот её перерастёт. Напротив, существует риск, что проблема попросту перерастёт в психическое расстройство, которое без помощи врачей не преодолеть.

Поэтому нужно отыскать провоцирующий фактор и по возможности избавиться от него.

Почему ребёнок грызёт ногти?

Иногда крайне сложно точно понять, откуда возникла столь неприятная проблема. Специалисты говорят о возможных физиологических и психологических факторах, которые «включают» онихофагию.

1. Физиологические факторы:

  • Состояние кутикулы. У некоторых маленьких детишек кожа вокруг ногтей постоянно «топорщится». Не дожидаясь родительской помощи, они своими силами пытаются удалить раздражитель. Подобное поведение чем-то напоминает животный рефлекс ухода за собой (к примеру, коты моют себя языком).
  • Физическое удовлетворение. Ребёнок пытается добиться удовольствия всеми доступными и недоступными методами. Если ему запретить, например, есть конфеты или торт, он может переключиться на пальцы.
  • Витаминно-минеральный дефицит. Нервная система способна нормально функционировать лишь при хорошем питании, насыщенном витаминами и минералами. Особенно важны для ребёнка витамины E, B и магнийсодержащие продукты, в ином случае развивается высокая тревожность, нервозность и переутомление.
  • Глистные инвазии. Отечественные врачи считают, что одной из возможных причин грызения ногтей могут быть поселившиеся в детском организме паразиты. О наличии глистов свидетельствуют другие признаки: повышенное слюноотделение, зуд в области прямой кишки, резкое изменение поведения, беспричинный кашель.

2. Психогенные факторы:

  • Трудности с адаптацией. У многих деток вредная привычка возникает одновременно с началом социализации. Так, к трём годам ребёнок начинает посещать садик, но если он «тепличный» малыш, то даже кратковременные разлуки становятся стрессом. В семилетнем возрасте начинается следующая адаптация – он идёт в школу, что сказывается на его эмоциональном состоянии.
  • Семейный климат. Постоянные скандалы в семье, склоки между родителями, уход одного из них из дома, перекладывание процесса воспитанья на бабушек – всё это также стрессогенный фактор, приводящий к обкусыванию ногтевых пластин.
  • Аутоагрессия. При подобном поведении агрессивность в силу различных обстоятельств направляется на самого себя. Ребёнок, боясь гневиться на других, начинает вредить собственному здоровью – к примеру, грызть ногти.
  • Модель поведения. Детям свойственно «заражаться» поступками других малышей или взрослых. Если кто-то в садике, классе или дома грызёт ногтевые пластины и заусенцы, то ребёнок способен подсознательно повторять такие движения.
  • Генетически обусловленная тревожность. Грызть ногти ребёнок может и без очевидного стрессогена, только по причине чрезмерно возбудимой нервной системы и темперамента, которые обусловлены наследственным фактором. Любопытно, что позитивные и отрицательные события оказывают одинаково сильное возбуждающее воздействие.
  • Результат раннего отлучения от материнской груди. Продолжительное грудное вскармливание существенно успокаивает впечатлительного ребёнка. При резком или раннем отлучении от «тити» пальцы становятся своеобразной замены материнского соска или пустышки.
  • Перфекционизм. Желание быть лучше всех, которое разбивается о реальность, заставляет ребёнка воспринимать каждую свою неудачу «концом света». Обычно подобные ситуации встречаются у тех родителей, которые предъявляют завышенные требования к своим чадам. Ребёнок, не справившись со стрессом, грызёт ногти.
  • Замена вредных привычек. Многие дети отвлекают себя каким-либо определённым способом – теребят локоны, крутятся на месте, сосут пальцы, грызут ногтевые пластины. Подобным методом ребятишки успокаиваются, а если попробовать отучить от одной вредной привычки, начнётся другая.
  • Скука. Некоторые малыши грызут пальцы просто так, от нечего делать.
  • Высокие нагрузки. Перегруженность в школе, одновременное посещение нескольких студий, семинаров или курсов приводят к переутомлению, после чего ребёнок борется с неврозом грызением ногтей.
  • Увлечение телевизором или компьютером. Мельтешение кадров, высокая громкость, блики от экрана негативно воздействуют на детскую психику. Пытаясь успокоиться, ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти.

Таким образом, основной провоцирующий фактор – повышенная тревожность и склонность к стрессам.

Последствия привычки

Врачи предупреждают, что слова «могу или не могу отучить» никак не должны стоять перед родителями.

Подобная привычка – не просто досадная неприятность, а вполне серьёзное психологическое расстройство, которое чревато определёнными последствиями:

  • повреждённые ногтевые пластины и кутикулы, которые становятся эстетической проблемой;
  • замедление нормального роста ногтей;
  • заражение кожи, находящейся возле ногтей;
  • проблемы с зубами, дёснами из-за постоянного нахождения пальцев во рту;
  • поражение гельминтами (под ногтями часто скапливаются личинки глистов);
  • постоянные инфекционные заболевания из-за пониженного иммунитета;
  • насмешки ровесников;
  • сниженная самооценка.

Непросто поверить, что вроде бы незначительное нарушение чревато самыми серьёзными негативными эффектами в далёком будущем. Подросшие дети могут столкнуться с проблемами социального и психологического плана, которые могут сказаться и во взрослой жизни.

Народные рецепты

Не всегда устоявшиеся традиционные способы избавления от подобной вредной привычки считаются гуманными. Многие мамочки отказываются применять подобные методики, считая их чрезмерно жёсткими («не могу издеваться над крохой»). Однако перечислить их всё же следует.

  1. Пожалуй, наиболее распространённый и одновременно неоднозначный метод – мазать детские пальцы острым перчиком, горчицей и подобной натуральной горечью. Считается, что, попробовав единожды или несколько раз столь неприятную острую приправу, ребёнок после этого перестанет грызть ногтевые пластины.
  2. Старшее поколение часто советует обрабатывать ноготки зелёнкой, поскольку столь неприятный внешний вид способен оттолкнуть малыша настолько, что он прекратит обкусывать ногти. Если всё же пальчики окажутся во рту, собственные зелёные губы, увиденные после в зеркале, могут отвратить ребёнка от вредной привычки.

Подобные способы неоднозначны, однако, судя по отзывам, всё-таки могут сработать, особенно если подопечному от двух до четырёх лет. На более старших ребятишек такие методы точно не подействуют.

Рекомендации психологов

Самостоятельно обнаружить причину не всегда получается, поэтому родители могут обратиться к психологу, если к тому же многочисленные попытки отучения не привели к каким-либо положительным результатам. Многие психотерапевтические советы широко известны, однако повторить их всё же следует.

  1. Нельзя ругать и кричать на ребёнка, поскольку столь агрессивно выраженный интерес к детской проблеме, напротив, усугубят положение. Одни малыши ещё больше занервничают, другие назло станут грызть ноготки. Лучше поискать более позитивный способ помощи ребёнку.
  2. Обязательно следует пообщаться с ребёнком, чтобы установить «спусковой механизм». Иногда обнаружить причину помогают методы, раскрывающие подсознательные и скрытые проблемы. Например, можно предложить малышу нарисовать школьный урок, приятелей, домочадцев. Чёрные краски, явный негатив свидетельствуют о проблемной сфере жизни.
  3. Попробуйте больше времени проводить с маленьким «грызуном». Обязателен телесный контакт (поглаживания по головке, объятия, массаж пальцев), приятные слова, обсуждение насущных проблем. То есть проведённые с ребёнком часы и минуты обязаны быть наполненными позитивными эмоциями.
  4. Необходимо ухаживать за собой, чтобы продемонстрировать позитивный образец поведения. Глупо ожидать отказа ребёнка от откусывания ногтевых пластин или заусениц, если кто-то из близких родственников (особенно значимых для малыша) сам грызёт ногти и постоянно толкает пальцы в рот. Научите девочку ухаживать за ногтями!
  5. Если ребёнок подобным нежелательным способом вымещает агрессию, покажите ему социально одобряемые формы её проявления. Например, посещение спортивных кружков, разнообразных соревнований, контактных игр способствует выплёскиванию негативных эмоций, которые уже не направляются на свою личность.
  6. Займите ребёнка ручным трудом, к примеру, рисование, ваяние, работа с ножницами, выжигание не только займут ручки, но и принесут малышу массу позитивных моментов. Девочкам постарше подойдёт вышивание крестиком. Кроме того, снять перенапряжение помогают фактурные предметы – камни, детали конструкторов, пупырчатые мячи и прочие небольшие вещи.
  7. Рассказать о негативных последствиях нужно – неприятные истории часто производят должный эффект на ребятишек старшего возраста. Подростки могут самостоятельно найти в интернете различные «страшилки» в виде фотографий паразитов, заводящихся в желудочно-кишечном тракте. Маленькому ребёнку можно предложить рассмотреть через микроскоп грязь из-под ногтей, в которых могут находиться разные неприятные существа.
  8. К творческому ребёнку необходим неординарный подход. В частности можно сочинить сказочную историю, которая рассказывает о двух героях – один грызёт ноготки, а второй – не имеет подобную привычку. Вот почему с первым мало кто общается и играет из-за неприятно выглядящих рук, а у другого – множество приятелей. Сказочная терапия положительно и опосредованно воздействует на детское сознание.
  9. Необходимо пересмотреть дневной распорядок. Так, двухлетним ребятишкам и деткам постарше важно обеспечить комфортную психологическую атмосферу, частые прогулки на улице. Школьникам необходимо оставить больше свободного времени, не давить с оценками, успешностью и учебной нагрузкой.
  10. Если провоцирующим возникновение онихофагии фактором становится неожиданная разлука с любимой мамочкой после постоянного с ней нахождения, то подобное расставание способно стать серьёзным стрессом. Важно постепенно приучать ребёнка к самостоятельности и независимости, например, следует на короткое время отводить его к бабушке, в садик, чтобы он привыкал к нахождению без матери.
Читать еще:  Для чего нужна краска волос. Правила и особенности окрашивания волос. Окрашивание волос: технология и подбор цвета

Медикаментозная помощь

В тяжёлых ситуациях двумя профильными и самыми важными специалистами, с которыми в обязательном порядке стоит пообщаться, становятся невролог и гастроэнтеролог.

Первый поможет подобрать успокоительные медикаменты. Второй проверит состояние кишечника и выпишет, если нужно, лекарства – фитопрепараты, успокоительные или витаминно-минеральные комплексы.

Крайне важно не давать ребёнку любое, казалось бы, безвредное лекарственное средство по собственному желанию.

В аптечных сетях представлен целый ряд горьких лаков, действующих наподобие традиционной горчицы: «Некусайка», «Belweder».

Они прозрачные, поэтому подойдут не только девчонкам, но и мальчикам. Продаются в детских отделах и специальные горьковатые мази.

Опасность подобных средств заключается в возможности попадания химических компонентов в глаза. Кроме того, родители всё-таки воздействуют на внешнее проявление вредной привычки, не работая с истинной причиной онихофагии.

Грызение ногтевых пластин и заусениц – распространённая проблема в детском и подростковом возрасте. Некоторые родители не очень серьёзно относятся к возникшей ситуации, считая, что малыш скоро её перерастёт.

Специалисты же советуют обращаться за помощью, особенно если взрослые не представляют, как отучить ребенка грызть ногти. Ну а ещё важно окружить деток любовью и вниманием.

Как отучить своего ребенка от привычки грызть ногти?

Обгрызание ногтей – довольно распространенная проблема, с которой могут столкнуться даже родители двух-, трехлетних малышей. Но чаще все-таки она возникает в школьном возрасте (особенно старшем). При этом ребенок обычно даже не замечает своих действий и не отдает себе в них отчета. Как родители могут отучить своего ребенка от привычки грызть ногти? Что нужно об этом знать?

Почему дети грызут ногти?

Для этого существует немало причин. Большая часть из них связана с сильным психологическим дискомфортом. Хотя иногда эта привычка возникает «на ровном месте» — от скуки или из желания кому-то подражать. То есть существуют причины как непсихологического, так и психологического характера.

Среди первых можно выделить следующие.

  • Дефицит необходимых веществ. Для правильной работы нервной системы маленькому организму чрезвычайно важно получать в нужном количестве витамины и минералы. Прежде всего, магний, витамины А и Е. Их нехватка может вызвать повышенную тревожность, выливающуюся обгрызанием ногтевых пластин.
  • Обычная скука. Грызя ногтевые пластины, дошкольник (или уже школьник) просто пытается себя чем-то занять.
  • Кишечные паразиты. Считается, что иногда такая привычка иллюстрирует глистные инвазии.
  • Подражание. Если рядом с малышом кто-то постоянно грызет ногти (родные или знакомые), он может просто бессознательно перенять эту привычку.
  • Слабые ногти. Самая банальная причина: ногти и кутикулы постоянно сламываются, обрываются, цепляясь за все и мешая ребенку. Он пытается исправить это, обкусывая поврежденные участки.

В таких случаях от вредной привычки избавиться просто: нужно лишь устранить ее первоисточник.

А вот психологические проблемы требуют особого внимания и коррекции.

  • Сложности с адаптацией к новым условиям. Например, поход в детский сад, школу, переход из начальной ступени обучения на среднюю, когда полностью меняется структура урочной работы и увеличивается нагрузка, появляется множество новых преподавателей. Ребенок может начать «загрызать» появившиеся трудности.
  • Сильный стресс. Это может быть, скажем, страх наказания за плохую отметку, переживания по поводу развода родителей или переезда на новое место, постоянная боязнь отвечать у доски или писать контрольные. Возможно, в семье плохой психологический микроклимат – постоянные скандалы, ругань.
  • Дефицит внимания. Когда ребенок чувствует себя ненужным и заброшенным, он также может начать «загрызать» неприятные чувства.
  • Подмена привычки. Если малыша довольно поздно отучили от соски, он мог найти ей альтернативу в виде своего пальца. Постепенно сосание пальца переросло в обкусывание ногтей и кутикулы.
  • Зависимость от техники. Чрезмерное увлечение телевизором, компьютером, современными телефонами приводит к тому, что нежная психика маленького человека постоянно впитывает потоки негативной информации, с которыми не в состоянии справиться. Чтобы успокоиться, ребенок грызет ногти (или сосет палец).
  • Аутоагрессия. По какой-то причине (которую поможет установить психолог) малыш склонен направлять агрессию на себя, боясь навредить другим (или наказывая себя). Поэтому такие дети грызут ногти, как бы оберегая окружающих от своей агрессии.
  • Слишком завышенные требования. Если родители растят маленького перфекциониста, который непременно во всем должен быть лучше всех, любое несоответствие этой картинке вызывает сильный стресс, воспринимается как «конец света».
  • Постоянные запреты. Когда маленького человека постоянно лишают удовольствий (за малейшую провинность запрещают есть сладкое, брать любимые игрушки), он находит компенсацию утраченному удовольствию в кусании ногтей на руках.
Читать еще:  Поцелуй в губы без языка что значит. Виды и значение поцелуев. Поцелуй заряжает энергией

Часто такая проблема сопровождает серьезные неврологические нарушения (например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, повышенной возбудимости). Решить ее можно лишь в комплексной терапии, назначенной докторами после тщательного обследования.

Возможные последствия

Обгрызая свои ноготки, дети подсознательно словно «выгрызают» свои проблемы. Часто, чтобы выяснить их, требуется помощь компетентного психолога. Но если оставить ситуацию без изменений, привычка может перерасти в стойкий невроз – онихофагию. Тогда придется «воевать» с ней, подключая уже психиатров.

Кроме того, если вовремя не отучить ребенка грызть ногти, это может привести к появлению других серьезных проблем, таких как:

  • ротавирусная инфекция (из-за попадания в организм патогенных микробов с рук);
  • глистные инвазии – причина та же;
  • воспаления околоногтевых покровов;
  • пародонтит;
  • эстетическая проблема – поврежденные кожные покровы и ногтевые пластины;
  • деформация ногтей, нарушение их правильного роста;
  • заболевания зубов;
  • насмешки сверстников;
  • снижение самооценки, замкнутость.

Постарайтесь не ругать и не наказывать свое чадо за вредную привычку. Ведь она проявляется на бессознательном уровне. А значит, ее нельзя победить принуждением и наказанием. Так вы сделаете только хуже: усилите нервное напряжение и снизите самооценку ребенка. Либо спровоцируете делать вам назло. Чем меньше ваших негативных действий будет ассоциироваться у него с вредной привычкой, тем больше шансов решить проблему безболезненно.

Как победить привычку?

Чтобы избавиться от любой вредной привычки, сначала важно выяснить ее «спусковой механизм» — причину, которая ее вызвала. А затем уже принимать меры по устранению этих факторов и налаживанию психологического самочувствия человека.

Помочь в этом родителям могут следующие советы психологов.

  1. Попытайтесь выяснить у ребенка, что его волнует. С детьми постарше это будет сделать легче, а вот маленькие детки могут не отдавать себе отчета в своих переживаниях. Для них можно воспользоваться приемом терапевтического рисунка. Пусть малыш изобразит все сферы своей жизни: семью, одноклассников или одногруппников, друзей, знакомых, животных. Все, что будет нарисовано темными цветами, нервными штрихами, со злобным выражением – проблемные зоны. Можно проиграть несколько разных ситуаций в виде сказки. Малыш перенесет на главного героя свои переживания, и их можно будет уловить.
  2. Если выяснить первоисточник проблемы не получилось, можно договориться с дочкой или сыном, что вы обратите его внимание на то, что он тянет пальцы в рот, особым знаком (дотронетесь, например). В этот момент спросите его, что он чувствует, что его тревожит, что заставило грызть ноготь. Когда причина будет выяснена, нужно приложить все усилия, чтобы нейтрализовать ее (научить преодолевать страх школьной доски, реально оценивать свои возможности, наладить микроклимат в семье или отношения с друзьями).
  3. Что еще можно сделать, чтобы отучить чадо от привычки? Прежде всего, помнить, что это будет сложно, набраться терпения. Полезно вызвать у ребенка чувство собственной неудовлетворенности привычкой (демонстрировать, как красиво выглядят ухоженные ногти и как – его обгрызанные, акцентировать внимание на том, что он чувствует, когда окружающие дразнят его за этот недостаток).
  4. Если таким образом идет выплеск агрессии, научите свое чадо, как делать это более полезными способами (поможет спортивная секция с активным выплеском энергии, например контактная борьба или футбол).
  5. Расскажите ему, что такое вредные привычки, почему они возникают на нервной почве и как от них избавиться (хорошо при такой беседе вместе посмотреть и изучить специальные буклеты-руководства).
  6. Наглядно продемонстрируйте ребенку, к чему может привести его привычка (покажите картинки с пародонтозом, загноившимися пальцами, паразитами в кишечнике). Только делайте это не запугивая, а объясняя, что это плохо и может быть небезопасно.
  7. Научите его снимать напряжение во время стресса, когда вас нет рядом: глубоко и ровно дышать, слушая свое дыхание, крепко сжимать и разжимать кулаки.
  8. Сделайте так, чтобы руки ребенка почаще были заняты чем-то полезным (пусть научится вышивать, выжигать, плести из бисера, конструировать из картона, начнет рисовать, лепить, валять и т. д.). Это поможет повысить самооценку, избавит от праздности, принесет моральное удовлетворение, успокоит. Кроме того, всегда переключайте внимание ребенка, когда он тянет пальцы в рот: просите что-то принести, подать, помочь подержать.
  9. Проводите с малышом больше времени. При этом чаще обнимайте его, гладьте, делайте массаж. Хвалите, выказывайте свою любовь и гордость им, наполните такие минуты приятными воспоминаниями, положительными эмоциями.
  10. Пересмотрите распорядок дня своего чада. Возможно, благоразумным будет освободить его от каких-то кружков или секций, если их много, и добавить время на прогулки и сон.

Не используйте для отучения от обгрызания ногтевых пластинок разрекламированные горькие лаки. Ничего, кроме лишнего дискомфорта и ощущения, что его наказывают, вашему чаду это не принесет. К тому же, нельзя полностью быть уверенными в безопасности таких средств при проглатывании.

Если исключить все раздражающие факторы, отучить ребенка от пагубной привычки будет относительно просто, хотя и не всегда быстро. Если же все принятые меры не помогают даже по истечении длительного времени, стоит обратиться за помощью к врачам: неврологу, психиатру, гастроэнтерологу. Возможно, ребенок нуждается в медикаментозной коррекции.

Не назначайте никаких витаминных или успокоительных препаратов своему малышу (или школьнику) самостоятельно. Это может принести нежелательные плоды.

Борьба с любой вредной привычкой – дело сложное, требующее консолидации сил самого ребенка, родителей, а при необходимости – психологов и докторов. Но пускать процесс на самотек нельзя. Последствия бывают весьма серьезными. В худшем случае это может перерасти в психическое отклонение. Лишь родительская мудрость и своевременная помощь принесут должный результат. На него и нужно нацеливаться.

Почему ребенок грызет ногти и что делать – советы психолога

Обкусанные, неопрятные, неровные ногти – проблема, с которой рано или поздно встречается большинство родителей. Что делать, каковы причины этой вредной детской привычки и как с ней бороться – обо всем этом расскажет наша статья.

Что это – вредная привычка или серьезное заболевание?

Привычка грызть ногти имеет вполне определенное медицинское название – «онихофагия». Другой термин – «дерматофагия», означает непреодолимое желание или тягу к обгрызанию или отщипыванию кутикулы. Чаще всего такая привычка наблюдается у детей, начиная примерно с 6-летнего возраста. В возрасте до 10 лет ею страдает примерно каждый третий ребенок. Дети постарше «грызут ногти» еще чаще – примерно каждый второй.

Девочки страдают этим расстройством меньше мальчиков. Это вполне объяснимо: они по природе своей обладают более высокой стрессоустойчивостью.

Психологи полагают, что рассматривать такое явление надо не как вредную привычку, а как определенную проблему. И пускать ее на самотек не стоит. Необходимо определить причины ее появления, чтобы можно было легче и эффективнее с ней справиться.

Рекомендуем посмотреть видео, записанное для родителей Союзом педиатров России, в котором специалисты дают несколько практических советов для решения проблемы онихофагии:

Привычка обкусывать ногти никогда не возникает на пустом месте. Обычно ей предшествуют изменившиеся жизненные обстоятельства. Это может быть смена дошкольного учреждения или школы, класса, переезд на другую квартиру и любая серьезная перемена в жизни ребенка, с которой он не может справиться психологически.

Читать еще:  Жидкие тонкие волосы. Тонкие волосы - что делать? Объемные стрижки для тонких волос

Нервное напряжение накапливается внутри ребенка и оборачивается появлением вредной привычки. Другими словами, обкусанные ногти – это не что иное, как попытка «выгрызть» или избавиться от проблемы, гнетущей ребенка.

Причины, связанные с физиологией

  • Проблемы с центральной нервной системой. Это может быть склонность к неврозам, передающаяся по наследству, повышенная возбудимость и другие заболевания.
  • Недостаток витаминов в пищевом рационе ребенка, скудное питание.
  • Заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой.
  • Паразиты. Иногда обкусывание ногтей связано с наличием в организме ребенка гельминтов и других паразитических червей.
  • Проблемы, связанные с питанием. Ребенок не может удовлетворить свои пищевые потребности, отсюда и расстройство, связанное с обкусыванием ногтей. Чаще всего такие проблемы связаны с запретом на сладкое, диетой, элементарным недоеданием.
  • Раннее отлучение от груди либо соски.
  • Гигиена. Такая проблема может возникать из-за слишком длинных и грязных ногтей, нерегулярных гигиенических процедур и т.д.

Причины социально-психологического характера

  • Потеря родственника или близкого человека. Психологическая травма и стресс чаще всего приводят к появлению какой-либо вредной привычки.
  • Сильный испуг может легко способствовать возникновению такого явления. Громкий звук, резкое движение и другие причины особенно сильно могут повлиять на психику ребенка 2, 3 лет. Ребенок в 4 года может сильно испугаться крика или лая собаки.
  • Напряженная обстановка между родителями. Неблагоприятный психологический климат в семье, постоянная ругань, разговоры на повышенных тонах, направленная друг на друга агрессия, так или иначе, обязательно оставят свой след на неокрепшей детской психике. Особенно, если ребенок находится в такой атмосфере постоянное и длительное время.
  • Резкая смена обстановки. Чаще всего это связано со сменой детского сада, школы, места жительства. Такая проблема может возникнуть после долгого перерыва в посещении дошкольного учреждения или школы.
  • Серьезная психологическая нагрузка. Сегодня многие родители стремятся максимально загрузить свободное время детей репетиторами, кружками, спортивными секциями, развивающими занятиями. Это, конечно, неплохо, но каждый ребенок индивидуален и нагрузка для него должна быть своя. Кто-то легко выдержит и несколько дополнительных занятий, кому-то достаточно будет всего одного. Психологический перегруз ребенка ведет к повышенной утомляемости, рассеянности и неврозам.
  • Прямая противоположность предыдущему пункту – слабая занятость ребенка. Он не знает, чем себя занять и начинает грызть ногти от скуки.
  • Плохой пример. Если в семье или близком окружении ребенка кто-то грызет ногти, то и ребенок рано или поздно попробует сделать то же самое.
  • Неправильное питание. Неконтролируемое потребление, например, газированных напитков или сладостей, ведет к повышению возбудимости ребенка.
  • Нарушение режима сна. Чаще всего это связано с тем, что ребенок допоздна засиживается за телевизором, компьютером, планшетом. Регулярное недосыпание приводит к раздражительности, снять которое ребенок пытается через обкусывание ногтей.
  • Низкая самооценка. Чаще всего такие проблемы возникают с детьми 8, 9 лет и старше. Учеба в школе, посещение спортивных секций или кружков: родители начинают требовать с ребенка достижения определенных результатов, которых он, в силу разных причин, достичь не может. Отсюда раздражение родителей и снижение ощущения собственной значимости у ребенка. Он начинает бояться, что родители будут его ругать и начинает грызть ногти, выплескивая, таким образом, свою обиду.

Рекомендуем посмотреть видео, в котором практикующий психолог рассматривает причины того, почему дети начинают грызть ногти:

Побочные эффекты

Регулярное обкусывание ногтей может привести к целому ряду проблем, в числе которых:

  1. повреждение ногтей и кутикулы;
  2. нарушение роста ногтей;
  3. надрывы кутикулы;
  4. занесение инфекции в открытые ранки;
  5. регулярное обкусывание ногтей может привезти и к ряду стоматологических проблем, например, к повреждению десен с последующим их инфицированием;
  6. заболевания желудочно-кишечного тракта, а также болезни, вызванные вирусами и микробами;
  7. психологические проблемы (замкнутость, недостаток общения и т.д.).

Что делать: советы психологов

Естественно, что для того, чтобы устранить саму проблему, необходимо для начала выявить причины ее возникновения. И чем быстрее это произойдет, тем менее болезненно пройдет отучение от вредной привычки.

Вот что советуют по этому поводу психологи:

  • никогда не надо ругать ребенка за эту привычку, тем более бить по рукам или намазывать пальцы чем-то острым и горьким;
  • поговорить с ребенком по поводу потенциальных заболеваний и проблем, которые могут возникнуть при обкусывании ногтей;
  • соблюдать установленный по возрасту ребенка режим сна, бодрствования и питания;
  • развивать мелкую моторику (лепка, рисование, игра в конструктор, на музыкальных инструментах и т.д.);
  • регулярная гигиена рук;
  • обеспечить нормальную психологическую обстановку в окружении ребенка;
  • поощрять ребенка за выражение его эмоций, причем неважно – положительных или отрицательных;
  • беседовать с ребенком на предмет его беспокойств. Ребенок может выразить свои проблемы не только в разговоре, но и в рисунке, например.

Народные методы

Если советы психолога не приводят к желаемому результату и ребенок, скорее, по привычке продолжает обкусывать ногти, то можно воспользоваться одним из народных средств.

  1. Смазать ногти ребенка чем-то горьким. Многие родители используют для этой цели горчицу либо сок столетника. Способ малоэффективный и не очень приятный для ребенка. Лучше всего использовать специально созданный для этой цели лак, например, «Некусайка». Ногти ребенка покрываются лаком, и теперь каждый раз при поднесении пальцев ко рту, горьковатый вкус не даст малышу забыть о том, что так делать нельзя.
  2. Если появление этой привычки связано с постоянным психологическим напряжением, то надо научить ребенка его снимать при помощи простого упражнения или дыхательной гимнастики. Первый вариант заключается в частом сжимании и разжимании кулаков. Дыхательное упражнение: ребенок в течение 5 минут совершает вдохи и выдохи медленно и глубоко. Такой постоянный контроль над дыханием поможет существенно снизить уровень эмоциональной напряженности ребенка. Чтобы упражнение заинтересовало малыша, можно дать ему в руки любимую игрушку, например.
  3. Красивый маникюр. Мама, делая маникюр, может привлечь к этому процессу и свою дочку. Показать набор инструментов по уходу за ногтями, объяснить для чего нужен тот или иной предмет, сделать малышке маникюр и даже покрыть ноготки специальным детским лаком – прекрасный и очень наглядный способ показать, как здорово, когда ноготочки содержатся в идеальном порядке. Причем это касается не только девочек, но и мальчиков. Аккуратные, ровно подстриженные ногти – это всегда красиво, надо почаще напоминать детям об этом!
  4. Формирование рефлекса. Для этого на руку ребенка можно надеть, например, мягкий браслет на резинке. Как только пальцы тянутся ко рту, нужно мягко оттянуть резинку и «щелкнуть» ей по руке ребенка. Способ достаточно веселый и эффективный.

Начиная борьбу за отучение ребенка от вредной привычки, не следует забывать, что процесс этот требует настойчивости и терпения! Главное – не отступать от намеченной цели и тогда все получится!

О том, как отучить малыша грызть ногти, смотрите в передаче “Жить здорово”.

Источники:

http://adella.ru/family/child-develop/kak-otuchit-rebenka-gryzt-nogti.html
http://razvivashka.online/vospitanie/otuchit-gryzt-nogti
http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/pochemu-gryzet-nogti/

Ссылка на основную публикацию