Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан). Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика Выбери нужное лицо”. Проективная диагностика детей”

Песочная терапия на световом столе как метод коррекции детской тревожности (из опыта работы)

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Анализ результатов исследований данной проблемы, а также практический опыт автора статьи показывает, что возникновение и закрепление тревожности у детей в значительной степени связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

М. Прихожан указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [5].

Анализ литературных данных позволяет выделить несколько источников детской тревоги [3, 4]:

  1. Тревога из-за потенциального физического вреда.
  2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
  3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет.
  4. Тревога из-за не способности овладеть средой.
  5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации.
  6. В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.

Также специалисты называют критерии определения у детей тревожности, заметив которые взрослые наблюдатели (родители, воспитатели детского сада и др.) могут своевременно обратиться к детскому психологу.

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-то.
  3. Мышечное напряжение.
  4. Раздражительность.
  5. Нарушение сна [5].

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности у детей. Для этой работы специалистами накоплен и представлен в различных научных публикациях достаточный опыт. В доступных источниках можно найти достаточное количество диагностического материала для исследования детской тревожности. Наиболее используемыми методиками являются: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика “Выбери нужное лицо”, проективная диагностика детей, методика “Паровозик” [1].

Методы песочной терапии являются достаточно ценным инструментом коррекции детской тревожности. Особенно эффективны они при работе с детьми дошкольного возраста. Ведь часто даже взрослый человек не может найти слова для описания своих трудностей, а что же говорить о маленьком человеке … Он не понимает причин происходящего с ним и своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.

Практика показывает, что взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Игра на песке может служить тревожному ребенку жизненно важной поддержкой, а также средством выражения себя на доступном уровне [1].

Автором статьи в процессе практической деятельности было установлено, что хорошие результаты в снижении внутреннего напряжения, повышении психоэмоционального комфорта, даёт именно песочная терапия.

Ниже представлен обзор нескольких упражнений для рисования детьми песком на световом столе [3].

Упражнение «Мое настроение» позволяет ознакомить детей с основными эмоциями, обучить определению эмоционального состояния и отражению его вербально и невербально, помогает осознать испытываемые эмоции. Форма работы групповая. Дополнительные материалы: карточки – пиктограммы эмоциональных состояний. Детям раздаются карточки-пиктограммы эмоциональных состояний. Психолог просит выбрать карточку (с изображением эмоции), которая соответствует его настроению, пытается ее повторить, затем рисует песком на световом стекле. После рисования каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, отвечая на вопросы: какое настроение изобразил, в каких ситуациях он испытывает такое чувство, что можно ему посоветовать.

Упражнение «Я и мои чувства» способствует снятию напряжения, осознанию и отреагированию негативных переживаний, формированию адекватной самооценки. Форма проведения индивидуальная. Ребенку предлагается изобразить с помощью песка свое чувство, которое он сейчас испытывает в виде рисунка. Например, радостное утро, грустный дождик и т.д. Затем психолог обсуждает нарисованную картину: расскажи о своем рисунке, какое чувство ты испытывал, когда рисовал, что больше всего нравиться , что не нравиться и т.д.

Читать еще:  Уход за кожей. Очищаем кожу. Гладкая кожа. Как сделать кожу красивой. Рецепты и комплекс упражнений, помогающие сделать лицо гладким и чистым

Упражнение «Дорисуй картину» способствует развитию воображения, обучению навыкам доступными средствами отражать полученные впечатления. Форма проведения индивидуальная или групповая. Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники, и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).

Эти и другие упражнения и задания для песочной терапии иллюстрируют её главное достоинство – ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. И именно это ощущение будет способствовать постепенному формированию чувства уверенности в себе и, как следствие, снижению внутренней тревоги.

1. Войтик М.В., Поликша А.В. Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии [Электронный ресурс] //Справочник педагога-психолога. Детский сад. Изд-во: Актион-МЦФЭР. – 2016. -№ 4. – 25-30 с. URL: http://m.e.psihologsad.ru/415410

2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие/ Сост. Велиева С.В. – СПб: Речь, 2005.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.

4. Пономарев Р. И. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у детей семи-восьми лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95069.htm.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304с.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика “Выбери нужное лицо”. Проективная диагностика детей.

Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка.

Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет.

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика “Выбери нужное лицо”. Проективная диагностика детей:

В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания (см. в обработке к тесту)

Тестовый (стимульный) материал. Рисунки для девочек.

Тестовый (стимульный) материал. Рисунки для мальчиков.

Обработка.

Обработка.

Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Читать еще:  Рецепт маски для пересушенных волос. Как сделать маску в домашних условиях. Пересушенные волосы: лечение и восстановление. Домашние маски для пересушенных волос

Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».

Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

Песочная терапия на световом столе как метод коррекции детской тревожности (из опыта работы)

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Анализ результатов исследований данной проблемы, а также практический опыт автора статьи показывает, что возникновение и закрепление тревожности у детей в значительной степени связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

М. Прихожан указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [5].

Анализ литературных данных позволяет выделить несколько источников детской тревоги [3, 4]:

  1. Тревога из-за потенциального физического вреда.
  2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).
  3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет.
  4. Тревога из-за не способности овладеть средой.
  5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации.
  6. В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.

Также специалисты называют критерии определения у детей тревожности, заметив которые взрослые наблюдатели (родители, воспитатели детского сада и др.) могут своевременно обратиться к детскому психологу.

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-то.
  3. Мышечное напряжение.
  4. Раздражительность.
  5. Нарушение сна [5].

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности у детей. Для этой работы специалистами накоплен и представлен в различных научных публикациях достаточный опыт. В доступных источниках можно найти достаточное количество диагностического материала для исследования детской тревожности. Наиболее используемыми методиками являются: тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, методика “Выбери нужное лицо”, проективная диагностика детей, методика “Паровозик” [1].

Читать еще:  Можно ли сегодня стричься по оракулу. Вопрос года: когда можно стричь волосы по оракулу

Методы песочной терапии являются достаточно ценным инструментом коррекции детской тревожности. Особенно эффективны они при работе с детьми дошкольного возраста. Ведь часто даже взрослый человек не может найти слова для описания своих трудностей, а что же говорить о маленьком человеке … Он не понимает причин происходящего с ним и своеобразная песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.

Практика показывает, что взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Игра на песке может служить тревожному ребенку жизненно важной поддержкой, а также средством выражения себя на доступном уровне [1].

Автором статьи в процессе практической деятельности было установлено, что хорошие результаты в снижении внутреннего напряжения, повышении психоэмоционального комфорта, даёт именно песочная терапия.

Ниже представлен обзор нескольких упражнений для рисования детьми песком на световом столе [3].

Упражнение «Мое настроение» позволяет ознакомить детей с основными эмоциями, обучить определению эмоционального состояния и отражению его вербально и невербально, помогает осознать испытываемые эмоции. Форма работы групповая. Дополнительные материалы: карточки – пиктограммы эмоциональных состояний. Детям раздаются карточки-пиктограммы эмоциональных состояний. Психолог просит выбрать карточку (с изображением эмоции), которая соответствует его настроению, пытается ее повторить, затем рисует песком на световом стекле. После рисования каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, отвечая на вопросы: какое настроение изобразил, в каких ситуациях он испытывает такое чувство, что можно ему посоветовать.

Упражнение «Я и мои чувства» способствует снятию напряжения, осознанию и отреагированию негативных переживаний, формированию адекватной самооценки. Форма проведения индивидуальная. Ребенку предлагается изобразить с помощью песка свое чувство, которое он сейчас испытывает в виде рисунка. Например, радостное утро, грустный дождик и т.д. Затем психолог обсуждает нарисованную картину: расскажи о своем рисунке, какое чувство ты испытывал, когда рисовал, что больше всего нравиться , что не нравиться и т.д.

Упражнение «Дорисуй картину» способствует развитию воображения, обучению навыкам доступными средствами отражать полученные впечатления. Форма проведения индивидуальная или групповая. Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники, и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).

Эти и другие упражнения и задания для песочной терапии иллюстрируют её главное достоинство – ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира. И именно это ощущение будет способствовать постепенному формированию чувства уверенности в себе и, как следствие, снижению внутренней тревоги.

1. Войтик М.В., Поликша А.В. Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии [Электронный ресурс] //Справочник педагога-психолога. Детский сад. Изд-во: Актион-МЦФЭР. – 2016. -№ 4. – 25-30 с. URL: http://m.e.psihologsad.ru/415410

2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие/ Сост. Велиева С.В. – СПб: Речь, 2005.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.

4. Пономарев Р. И. Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности у детей семи-восьми лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95069.htm.

5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304с.

Источники:

http://e-koncept.ru/2016/76505.htm
http://psycabi.net/testy/645-test-trevozhnosti-r-temml-m-dorki-v-amen-metodika-vyberi-nuzhnoe-litso-proektivnaya-diagnostika-detej
http://e-koncept.ru/2016/76505.htm

Ссылка на основную публикацию