Мнемо таблицы. Мнемотехника — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста

Как используют мнемотаблицы для развития речи для дошкольников?

Развитие речи детей – один из важнейших этапов на пути их общего гармоничного развития. Для этого существует немало различных методик. Одна их самых популярных сегодня – использование мнемотаблиц для развития связной речи. Что это за метод?

Суть методики

У современных детей в силу их погружения в мир компьютерной техники и занятости родителей наблюдается немало речевых проблем:

  • неумение использовать в речи сложноподчиненные, длинные предложения;
  • отсутствие навыка формулировать мысли;
  • бедный словарный запас, использование в речи нелитературной лексики, сокращений;
  • неумение формулировать вопросы и ответы;
  • плохая дикция;
  • неумение строить утверждения и делать выводы.

Использование мнемотехники позволяет эффективно исправлять эти недостатки, делать речь малышей богатой и красивой. Кроме того, она помогает развитию:

  • слуховой и зрительной памяти;
  • воображения;
  • усидчивости;
  • интереса к учебе;
  • зрительного восприятия;
  • ассоциативного мышления;
  • логического мышления;
  • навыков анализа и синтеза.

В современной логопедии использование мнемотехники начинается уже с 4, иногда даже с 3 лет. При этом для устранения дефектов произношения используются также приемы артикуляционной гимнастики (о них можно прочитать здесь).

Мнемотехника, или техника запоминания, представляет собой цельную систему методов, которые направлены на максимальное запоминание и воспроизведение изучаемых материалов. Она основана на визуальном восприятии и дальнейшем воспроизведении информации при помощи определенных изображений (подробнее об этом – здесь).

При составлении мнемотаблиц для развития речи для конкретного слова используется соответствующая картинка. Изучая предложенные ему изображения, малыш может легко запомнить и воспроизвести нужный текст.

При этом информация привязывается не только к самой картинке, но и к ощущениям, которые с ней ассоциируются (цвет, размер, вкус, запах). Все эти ощущения объединяются в ассоциативный ряд, создавая сложные связи между нервными клетками, что способствует запоминанию и воспроизведению информации.

Другими словами, мнемотаблица – это определенная, конкретная схема, выступающая в роли наглядного пособия и передающая нужную информацию.

От карточки к таблице

Данная техника по развитию речи, как уже говорилось, используется с 3–4 лет. Это младшая группа в детском саду и начальная ступень работы.

  1. На этом этапе используются мнемоквадраты – яркие, красочные изображения конкретных предметов. Сначала педагог просто показывает карточку и называет предмет («Это дерево»), предлагая детям повторить слово. Через какое-то время слово получает определение в виде прилагательного («Дерево ветвистое»), затем – действия («Дерево шумит»).
  2. В 4–5 лет ребенка можно знакомить с мнемодорожками – цепочками из 3–4 мнемоквадратов, объединенных по смыслу. Это поможет развивать словарный запас, знакомить детей с разными частями речи, учить построению грамотных, связных предложений.
  3. При этом сначала изучают каждую картинку отдельно: кто это? Где живет? Что любит есть? Кого боится?
  4. После этого квадраты объединяют в последовательную дорожку, чтобы получился небольшой рассказ: «Это мышь, она живет в норе. Мышь любит есть сыр. Боится кошку».

Сначала текст произносит педагог, затем – дети.

По мере того как дети усваивают работу по картинкам, их можно постепенно заменять на условные, схематичные изображения, при помощи которых ребенок сможет рассказать о предмете, его размерах, цвете, форме, других отличительных чертах, опираясь на символы, а не на готовые картинки. Это сложнее, поэтому переходить на этот этап нужно только после того, как дошкольники будут свободно оперировать полноценными рисунками. Однако полностью на графику можно будет перейти к старшему дошкольному возрасту, а пока достаточно сделать это частично – оставив в таблицах и яркие картинки. Иначе в этом возрасте дети могут быстро потерять интерес к изучению схем.

Очень часто мнемодорожки используют для изучения признаков предметов. Поэтому основное внимание уделяется цвету, форме, текстуре, размеру, вкусу, пользе конкретных предметов. Также можно изучать отдельные части предметов (из чего состоит машина?), их предназначение (для чего нужна печка?).

Читать еще:  Зеленый цвет волос после окрашивания. Как убрать зелень с волос после окрашивания

Мнемотаблицы для развития речи начинают использовать в 5–6 лет (в старшей группе детского сада). Сейчас ребенок уже может выделять у предмета существенные признаки, анализировать, строить логические умозаключения. При этом для составления мнемотаблиц более широко используются условные обозначения и символы.

Состоит такая таблица из нескольких квадратов, расположенных не линейно, а уже в несколько рядов (оптимально – 2–3 квадрата в 3 ряда, то есть не более 9 квадратов в одной таблице).

Начинают с самых простых таблиц – 2 на 2 квадрата, – постепенно увеличивая число строк и столбцов. Это способствует овладению навыком составления последовательного рассказа-описания.

Работа с мнемотаблицами строится в несколько этапов.

  1. Для начала рассматривают каждую картинку отдельно. Взрослый задает наводящие вопросы о конкретных деталях изображения (цвет, размер, форма, вкус и т. д.).
  2. Расшифровывают информацию, скрытую в условных знаках и символах. Ребенок должен понимать, о чем речь.
  3. К каждому квадрату предлагают составить определяющую фразу (не просто назвать слово, как было в 3 года).
  4. Фразы объединяют в рассказ и произносят полученный текст вслух.
  5. Таблица убирается, а дети должны восстановить ее на бумаге по памяти.
  6. Теперь они сами составляют рассказ по таблице.

Картинки таких таблиц могут отвечать, например, на такие вопросы: что это, какого оно цвета, какой формы, какой вкус у этого предмета, где это растет, какое это на ощупь, что из этого можно приготовить, для чего использовать?

Мнемотаблицы для дошкольников могут иметь разные виды:

  • алгоритм какого-либо действия (мытье рук, чистка зубов, одевание куклы);
  • история, рассказ, пересказ (для детей помладше чаще всего используются сказки);
  • разгадывание головоломок, ребусов (затем – школьных задач);
  • быстрое запоминание стихотворений.

Составляя мнемотаблицы для своего ребенка, старайтесь охватывать максимально разнообразные тематики. Это позволит расширить кругозор малыша, лексический и понятийный запас, не даст ему скучать, «топчась» на одной и той же теме.

Главное – правильно организовать процесс

Проводить такие занятия по развитию речи дошкольников вполне можно и в домашних условиях. Первое, о чем нужно помнить, – работа должна строиться последовательно: сначала осваиваем отдельные карточки, затем объединяем их в дорожки и только после этого переходим к простейшим таблицам, постепенно увеличивая количество рядов и столбцов. Ведь сразу ребенку в любом возрасте довольно сложно сориентироваться в такой «мудреной» методике. А это может раз и навсегда оттолкнуть малыша от всех этих таблиц и от учебы вообще.

Чтобы заинтересовать своего ребенка работой по таким карточкам и получить нужный результат, важно знать следующее.

  • Лучше всего дошкольники воспринимают любую информацию в игровой форме. Поэтому занятие не должно выглядеть как урок. Сделайте из него увлекательное приключение, путешествие, сказку, даже детектив – то, что больше всего любит именно ваш ребенок.
  • Длительность занятия не может превышать 15 минут, поскольку в силу возрастных особенностей дошкольники не могут концентрироваться на чем-то дольше. Разбавьте урок физминуткой или переключитесь на что-то другое (полепите, спойте).
  • Опорные схемы и черно-белые символы могут преобладать только к старшему дошкольному возрасту. Для малышей наиболее понятны и привлекательны яркие, крупные, красочные рисунки.
  • Большой объем информации ребенку даже в старшем дошкольном возрасте «переварить» сложно. Поэтому самые объемные таблицы не должны содержать более 9 квадратов.
  • Чтобы от таких занятий у ребенка не осталась «каша» в голове, а информация отложилась в памяти «как по полочкам», не стоит предлагать за один урок больше 2 таблиц (или дорожек).
  • По мере усвоения определенной темы добавляйте все новые. Это полезно для памяти, лексикона, кругозора.
  • Не заставляйте, не принуждайте ребенка, если он расстроен или не хочет заниматься. Крики, оскорбления, применение силы обучению не способствуют.
Читать еще:  Темная помада для русых. Как правильно подобрать помаду под цвет волос и глаз

Сделать мнемотаблицу самостоятельно не так сложно. Для этого перечитайте текст, останавливая внимание на самых важных моментах, которые нужно будет отобразить с помощью картинок. Расчертите таблицу на квадраты в зависимости от сложности текста и возраста малыша. Нарисуйте (или подберите готовые) картинки, иллюстрирующие ключевые моменты. Определите, какие слова будут непонятны ребенку, чтобы объяснить их значение перед началом работы.

Систематические игровые занятия по такой системе обязательно дадут результат. Ребенок научится связно, красиво говорить, спрашивать, отвечать, делать выводы, поддерживать беседу. Он незаметно для себя разовьет память, обогатит словарный запас, научится мыслить и выражаться логически. Все это – хороший фундамент для последующей учебы.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Педагог – мастер: Проскурнева Екатерина Васильевна, учитель-логопед

Продолжительность мастер-класса: 1 час

Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

– дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: м ультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

Раздаточный материал: мнемотаблицы ; тексты заданий

Практическая значимость : данный мастер -класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

– получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц ;

– внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал : «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Читать еще:  Стричь ногти лунный календарь. Когда можно стричь ногти по Оракулу. Какой день недели выбрать для маникюра

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Проблемы в речевом развитии сегодня становятся все более актуальными. Это связано с тем, что в современном обществе живое общение заменяется компьютерным. Часто родители мало общаются со своими детьми, что приводит к речевым трудностям. Существует несколько способов и приемов, которые позволяют развить речь. Один из них — мнемотехника. Мнемотехника для развития речи в детском саду является наиболее распространенным способом.

Речь как средство общения и мышления

Язык имеет тесную взаимосвязь с мышлением. Он выполняет несколько функций:

  • выражение психологии человека;
  • носитель данных памяти и сознания;
  • средство мышления;
  • средство управления другими людьми.

Основная функция языка — инструмент мышления. Данная взаимосвязь доказана научными исследованиями участия голоса в решении мозговых заданий. В наиболее сложных ситуациях мышления у человека наблюдается высокая активность голосовых связок.

Речь как средство общения и мышления выполняет функцию коммуникации. Развитие речи развивают мышление и интеллект. Мышление проходит путь от мысли к предложениям, фразам и звукам. Для разговора должны быть присуще структурированность доступность и выразительность.

Основным средством между людьми является речь. Без слов невозможно было бы передавать информацию. Для речи, как средства общения, характерны такие качества как:

  • альтернативность;
  • конструктивность;
  • рефлексивность.

Развитие словарного запаса осуществляется на протяжении трех периодов:

  • фонетический до 2 лет: усваиваются звуки;
  • грамматический до 3 лет: усваиваются закономерности высказывания;
  • семантический до 17 лет: усваивается понятийная отнесенность.

Обратите внимание! Для педагогов детских садов в учебных классах проводятся различные выступления, мастер —классы, консультации и презентации на тему развития речи и мышления детей.

Связная речь — компонент речевой подготовленности к школе

Развитость словарного запаса ребенка является подготовительным этапом к обучению. Речь позволит ребенку усваивать знания. Делится на устную и письменную. До 6-7 лет дети осваивают устную речь. Успешное овладение чтение и письмом зависит от развития устной речи. До того, как ребенок поступит в школу необходимо обратить внимание:

  • верное произношение звуков;
  • способность различать звуки;
  • развитость словарного запаса;
  • развитость связанной речи и речевой коммуникации;
  • развитость памяти, внимания и мышления.

Обратите внимание! Наиболее важна связная речь компонент речевой готовности к школе.

К 6-7 годам ребенок должен овладеть следующими навыками:

  • умения пересказывать рассказы и сказки;
  • умение составлять рассказы по картинке и картинкам;
  • отвечать на вопросы по тексту.

Как одновременно развить память и связную речь, расширить лексический запас

Наиболее эффективным методом в развитии детей дошкольного возраста в мнемотехнике является игра. Также подойдут схемы. К способам развития можно отнести:

  • дать ребенку отдельные картинки. Малыш должен попробовать их сгруппировать и объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки;
  • изображение своих впечатлений. Этот способ позволяет развить лексический запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне. Затем малыш должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого;
  • заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку;
  • показать малышу картинку. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
  • разгадывание кроссвордов;
  • разложить перед ребенком картинки. Ребенок внимательно на них смотрит. Затем он закрывает глаза, и взрослый убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и говорит, какой картинки не хватает.

Схемы и таблицы для быстрого запоминания

Наиболее простым способом для запоминания цифр и букв являются схемы и таблицы. Например, чтобы ребенок запомнил цифры, можно начертить схемы. В них помещаются цифры и ассоциации к ним.

Источники:

http://razvivashka.online/metodiki/mnemotablitsy-dlya-razvitiya-rechi
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/master_klass_ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_191035.html
http://vospitanie.guru/rech/ispolzovanie-mnemotehniki-v-razvitii-detej-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию