Восклицания в оде на день восшествия

Анализ оды М.В.Ломоносва “На день вошествия”
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Анализ оды М.В.Ломоносва “На день вошествия”

Предварительный просмотр:

М. В. Ломоносова. Произведение, написанное методом «классицизм». Анализ текста

Тема: “Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г”.

1. Что описывается в оде?

То, что интересно абсолютной власти, одно из важнейших событий политической власти: восшествие на престол императрицы Елисаветы Петровны. Итоги первых лет правления.

2. Какая главная тема?

Россия, ее процветание. Главное условие – мир.

3. Кто главный герой?

Императрица Елисавета Петровна.

4. Что возможно сказать о жанре и стиле?

Сохраняется строгая классификация.

Ода, высокий стиль. Ода, т.к. восхваляется деятельность царей Петра I и Елисаветы Петровны.

Признаки высокого стиля:

ст./слав. слова и выражения + слова общеупотребительные русского литературного языка.

Например: “градов отрада”, “порфира”, Елисавета, “дух ее зефира”, “зрак”, “вышний”, “прияв облобызала”, “для коих крови”, “божественным устам”, “сей кроткий глас”, “твое богатство по земли” и другие.

Множество тропов литературного русского языка:

а) эпитеты: возлюбленная тишина, блаженство сел, градов отрада;

б) риторические вопросы, восклицания. (“Какая светлость окружает в толикой гордости Парнас?”)

в) метафоры (“щедроты ободряют”, “стоят глубокие леса”);

г) сравнение (“зрак приятнее рая”, “наука щедростью цветет”);

д) образы античной мифологии: Зефир, Понт, Марс, Нептун, Парнасс, Музы.

е) олицетворения (“молчите, пламенные звуки”, “Нева рекла”);

ж) гиперболы (“Я Россов счастьем не меняюсь

На целый Запад и Восток”

“До звезд плескание и клик!”.

5. Как изобра-жается герой?

Условно. У императрицы автор видит лишь положительные черты: “кроткий глас”, “доброт твоих прекрасный лик”, “твои щедроты ободряют”, “ангел мирных наших дней”.

6. Как изобра-жается природа.

Есть, но она дана с целью показать бескрайность, могущество России, которой правит императрица, т.е. это риторические условно – поэтические описания носят вспомогательную роль. Кроме этого, в основе классицизма лежит рационализм, который предполагает, что в мире людей нужно “подражать природе”, т.к. в природе все ясно, правильно, все подчинено правилам.

7.Какой основной конфликт?

Долг чувство. Автор говорит только об исполнении долга императрицы:

1) “войне поставила конец”

2) “в мире расширять науки изволила”

3) “Довольство Муз усугубляет”

4) “Тобой восставленных наук”

5) “С числом щедрот твоих сравнит!”

8. Какова роль автора.

Выражает мнение не свое, а общественное: “Мы не можем удержаться от пения твоих похвал”. Главное – выразить чувства, вызванные грандиозным событием. Государственные интересы совпадают с личными, поэтому от восхваления императрицы легко автор переходит к обращению к юношам (гимн науке ) – “науки юношей питают”. )

9. Что можно сказать о компо-зиции и пафосе оды?

Экспозиция: картины мирной жизни.

а) восхваление Елисаветы;

в) описание безграничных пространств России;

г) обращение к молодежи. Пафос патриотический восторг, призыв.

10. Каким раз-мером написана ода ?

Четырехстопный ямб, по мнению Ломоносова, усиливает возвышенность содержания, способствует выражению мысли.

Да, это произведение написано методом классицизма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаемый материал может послужить примером для учеников, как анализировать поэтический текст, на что можно и нужно обращать внимание.

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове.

В предложенном материале анализируются два известных произведения искусства с культурологической стороны.

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. .

Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав).

Подробный конспект урока по литературе в 9 классе на тему: «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день. ».

Разработка конспекта урока литературы для 11 класса.Тема урока: «Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Конспект открытого урока в .

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА»

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДЫ . Поэтическое творчество было для М. В. Ломоносова областью смелых теоретических открытий и одним из проявлений его много­сторонне одаренной натуры. Особенно ярко талант поэта проявился в одах. Именно Ломоносову принадлежит основная заслуга в окон­чательном формировании нового жанра литературы — жанра оды. Он же впервые предложил и широко использовал в своих произве­дениях десятистишную строфу с повторяющейся рифмовкой. Перу поэта принадлежит большое количество од, в основном хвалебных, посвященных русским правителям и Российскому государству. Но наиболее яркой, лучше всего отражающей своеобразие поэтическо­го стиля Ломоносова, является его «Ода на день восшествия на все­российский престол ее величества государыни императрицы Ели- саветы Петровны, 1747 года». Она была написана в связи с шестой годовщиной вступления Елизаветы Петровны на престол.

Читать еще:  К чему снятся грязные волосы — толкование сна по сонникам. К чему снятся грязные волосы, как реализуется сон наяву

Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта, облеченный в стихотворную форму. Своеобразие нового поэтического жанра, ко­торым написано произведение, становится заметным уже с первой строфы. Автор обильно вводит в свою речь типично ораторские при­емы — восторженные фразы, восклицания:

Царей и царств земных отрада,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют.

«Возлюбленная тишина» — эпитет, использующийся поэтом во многих одах, — характеризует здесь не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, пресече­ние наступления реакции, сплоченность всех слоев населения в их стремлении добиться процветания России. По глубокому убежде­нию Ломоносова, наступление этого мира и сплоченности зависело непосредственно от характера государственного правления и, преж­де всего, от личности монарха. На Елизавету Петровну в этом отно­шении автором возлагались особенно большие надежды.

Для «Оды на день восшествия…», как и для многих других од поэта, характерно стремление выдавать желаемое за действительное, показывать события, которые еще не произошли, так, будто это уже свершившийся факт. Именно такой прием прослеживается в стро­ках, в которых говорится о вкладе императрицы в развитие наук:

Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет:

Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет.

Ломоносов не только восхваляет науки, он также призывает, указывая на пример Петра, крепить национальную мощь России, развивать промышленность, искусство, образование. Он воспевает также «вечную славу» героических предков, рисует развернутые картины величия, могущества, неисчерпаемых природных богатств страны, славит героический характер русского человека.

В своей оде автор пишет о прекращении войн с легкой руки Ели­заветы, о том, что новая императрица «довольство муз усу; убляет», «отверзая» двери к счастью. Ломоносов намеренно восхваляет дея­ния монархини в надежде на то, что, услышав «глас народа» и уже получив похвалу, государыня сделает все возможное для того, что­бы претворить мечты русских людей в жизнь.

Новаторство поэта проявляется также в том, что, посвящая свою оду императрице, он в то же время восхваляет просторы Русской земли, ее богатство и красоту, ее величие и славу:

Там Лена чистой быстриной,

Как Нил, народы напояет

И бреги наконец теряет.

Сравнившись морю шириной.

Характер патетически-взволнованной речи придают оде Ломоно­сова и многочисленные обращения к лире, к музам, к пламенным звукам, к «Невтонам» и «Платонам», которых в великом множестве может «Российская земля рождать». Важное место отводит автор и многочисленным олицетворениям, метафорам, аллегориям и гипер­болам. С помощью этих олицетворений и метафор явления и отвле­ченные понятия становятся у поэта участниками большого всеобщего торжества:

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки,

К сему монарху говоря…

С торжественным призывом обращается Ломоносов и к молодо­му поколению, пробуждая в нем стремление посвятить себя служе­нию науке, сменив чужеземных ученых.

При этом автор проникновенно заявляет о пользе науки для всех возрастов в самых различных обстоятельствах:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут…

По глубокому убеждению поэта, высокий слог служит единствен­ной и важнейшей цели: пробудить умы и души людей — не только государственных деятелей, но и простого народа, привлечь их вни­мание к наиглавнейшим вопросам и проблемам современности.

Для создания такого торжественного, высокого слога автор ши­роко использует славянизмы: «бряцает», «зиждитель», «паства», «лик», «зрак» и т. д. Он также вводит усеченные формы прилага­тельных: «божественны науки», «небесну дщерь». Мифологические образы, необычные рифмы, восклицания, риторические вопросы, различные виды тропов — все эти приемы призваны усилить эмо­циональное воздействие на читателя.

«Ода на день восшествия…» стала ярким примером использова­ния поэтом разработанной им же силлабо-тонической формы стиха, в которой, как и раньше, соблюдается равное количество слогов, но ударения расположены упорядоченно, то есть в соответствии с при­нятым автором размером.

Введенная М. В. Ломоносовым, эта форма впоследствии станет одной из самых распространенных в русской литературе, так же как и избранный им стихотворный размер. Большинство од поэта напи­сано ямбом, поскольку именно его Ломоносов считал самым звуч­ным и придающим стиху наибольшую силу и энергию.

Таким образом, художественное своеобразие «Оды на день вос­шествия на всероссийский престол ее величества грсударыни им­ператрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» очень велико. Оно зак­лючается в том, что, во-первых, с ее помощью автор превратил по­хвальную оду в средство просветительской пропаганды достижений научной мысли и общественно-политических идей, прославил свою родину, ее природу, ее народ, ее правителей.

Во-вторых, в своем произведении поэт мастерски использовал все существовавшие ранее и созданные вновь художественные формы языка, стихотворной речи, применил оригинальные образные кон­струкции, придавшие стихотворению совершенно новое, торжествен­ное звучание и усилившие воздействие на читателя. Приведенные в оде средства и формы Ломоносов продолжал совершенствовать и широко использовать в своем последующем творчестве, доведя жанр похвальной оды до наивысших вершин художественного мастерства.

Читать еще:  Розовые волосы на лобке. Почему ниже живота начинают расти волосы. Как восстановить волосы в интимной зоне

Навигация по записям

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»

Урок 7. Русская литература 9 класс ФГОС

Конспект урока “М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»”

Сегодня на уроке мы:

· обсудим «Оду на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны 1747 года»;

· поговорим об истории создания и основных темах оды.

Любимым жанром Михаила Васильевича Ломоносова была ода.

Всего поэт создал около 20 торжественных од.

Кроме того, он разработал и утвердил каноны оды русского классицизма.

Давайте вспомним, что такое ода. Ода – лирический жанр литературы, который восхваляет известную личность или значимое событие.

Отличительные черты оды в русском классицизме:

· использование образов из древнегреческой мифологии;

· обилие метафор и эпитетов.

«Оду на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов написал в честь 6 годовщины царствования императрицы Елизаветы.

День восшествия на престол считался главным придворным праздником и отмечался с большой пышностью. Чтение од было обязательной частью праздника, для этого поэтам заказывали оды, прославляющие монарха.

Полное название оды звучит так: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны ноября 25 дня 1747 года»

В этом же году произошло и ещё одно событие, очень важное для Ломоносова. Императрица утвердила новый устав, который отделил Академию наук от Университета.

Такое разделение учёный считал необходимым. Ломоносов верил, что это поможет развиваться науке и образованию ещё активнее.

Его воодушевление, надежды и жажда перемен повлияли на выбор главных тем торжественной оды.

Как и все торжественные оды Ломоносова, «Ода на день восшествия» написана четырёхстопным ямбом. Этот размер Ломоносов считал лучшим для этого жанра. По его мнению, ямб помогает ясно выразить мысли и усиливает торжественность содержания. Написанные им стихи звучат возвышеннее и благороднее.

Композиция оды трёхчастная. Она содержит вступление, основную часть и заключение. При этом в основной часть можно выделить ещё несколько частей, которые отличаются тематикой.

Первая строфа оды – это вступление. В соответствии с законами классицизма оно посвящено прославлению мира:

«Царей и царств земных отрада

Блаженство сёл, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Своё богатство по земли».

Поэт говорит о том, что процветает земля тогда, когда живёт мирной жизнью. Тишину он называет «возлюбленной» и отрадой «царей и царств земных».

Ломоносов рисует красочные картины благополучия: яркие цветы, полные зреющих колосьев поля, корабли с сокровищами.

Также он использует олицетворение: тишина сыплет щедрою рукой богатство.

Во второй строфе появляется образ императрицы. Поэт плавно переходит от прославления «тишины» к похвале императрице. Интересно, что образ Елизаветы и олицетворённой тишины здесь равной величины, но обращается поэт к тишине, а не к императрице.

«Во все страны свой взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебя».

Основная часть оды начинается с третьей строфы. Её Ломоносов начинает с восхваления императрицы. Главной заслугой Елизаветы Ломоносов называет прекращение всех войн:

«Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток».

Вторая заслуга молодой императрицы – это восстановление политики, которую вёл Пётр Первый:

«О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены

До звёзд плескание и клик!»

Действительно, сразу после коронации Елизавета восстановила Сенат и усилила его роль, упразднила кабинет министров. Императрица часто повторяла, что намерена продолжать политику Петра Великого.

Третья заслуга императрицы в покровительстве наукам:

«Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Любопытно, что сама императрица науками интересовалась мало. Все заслуги по развитию науки и образования принадлежат, скорее, её фавориту, графу Шувалову. Иван Иванович Шувалов был известным меценатом.

Он покровительствовал многим учёным и художникам, был первым куратором Московского университета и президентом Академии художеств.

Уже в седьмой строфе образ Елизаветы плавно отступает на второй план. Внимание поэта приковано к заслугам отца нынешней императрицы.

Читать еще:  Свидания с осужденными в колонии строгого режима. Какова процедура и нормативы предоставления осужденным свиданий с родственниками и близкими лицами

Императора Петра Первого Ломоносов считал монархом, который воплотил в себе идеалы просвещения. Его реформы и достижения поэт воспевает даже в оде, посвящённой его дочери:

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознёс

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес».

Образ Петра грандиозен. Россию император возвысил до небес, даже древние боги Марс и Нептун трепещут перед его мощью:

«В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг».

Прославляя Петра, Ломоносов скорбит о его смерти. Но после выражения скорби, он снова возвращается к Елизавете:

«Великая Петрова дщерь

Щедроты отчи превышает,

Довольство муз усугубляет

И к счастью отверзает дверь».

Своими словами поэт невзначай побуждает молодую императрицу продолжать дела великого отца во имя блага Родины. Ломоносов надеется, что Елизавета станет просвещённым монархом, который развивает науки и заботится о процветании государства.

Тому, как прекрасна и изобильна страна, которой правит Елизавета, поэт посвящает несколько строф.

Они становятся настоящим гимном России.

В нём Ломоносов описывает необъятные просторы русской земли, её богатые недра, плодородные поля, величественные реки и густые леса.

Как истинный учёный Ломоносов замечает, что России необходимы науки и образование, чтобы извлечь пользу из всех этих богатств:

«Но требует к тому Россия

Искусством утверждённых рук.

Сие злату очистит жилу;

Почувствуют и камни силу

Тобой восставленных наук».

Поэт не жалеет красок, описывая картины будущего, в котором победила наука. Величие античных богов меркнет перед достижениями российской науки:

«Сребро и злато истекает

Во всём наследии твоём.

Плутон в расселинах мятётся,

Что россам в руки предаётся

Драгой его металл из пор,

Которой там натура скрыла».

Но чтобы превратить эту грандиозную картину в реальность, нужны умные и образованные люди. Ломоносов подчеркивает, что Россия богата не только природными ресурсами, но и талантами.

Главное сокровище Российской империи – люди. Учёный призывает молодое поколение учиться, развивать науку и этим послужить отчизне:

«О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать».

Продолжая свою мысль, поэт подкрепляет её воспеванием науки:

«Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде».

Последняя строфа – заключение. Здесь поэт возвращается к прославлению императрицы Елизаветы, ведь именно оно должно было стать главной темой оды в честь годовщины царствования.

Форма оды выдержана в духе классицизма. Здесь и патетические восклицания, и риторические вопросы, обращения к молодому поколению и императрице.

В оде упоминаются имена античных богов: Минерва, Плутон, Марс, Нептун.

Торжественность и возвышенность помогают создать слова церковнославянского языка.

Поэт говорит «класы» вместо «колосья», «раченье» вместо «усердия», «дщерь» вместо «дочери».

Широко используется усечённая форма прилагательных: «торжественны науки», «северна страна».

Ломоносов использует яркие эпитеты и метафоры, чтобы передать идею и эмоциональный заряд: «пламенные звуки», «наглы вихри», «лира восхищенна».

Необычно здесь содержание. В торжественной оде, которая создана в честь годовщины царствования, восхвалению императрицы отводится очень мало места. При этом поэт воспевает Петра I, чтобы показать императрице идеал просвещённого монарха, к которому ей следует стремиться.

Пожалуй, самая важная тема – это любовь к Родине.

Ломоносов восхищён красотой и богатствами родных просторов, но при этом сохраняет подход учёного-практика. Он подчёркивает, что овладеть этими несметными сокровища поможет только наука.

Также в оде мы можем увидеть личность автора, проследить его отношение к тому, что он изображает. Читая оду, легко представить себе автора – учёного, патриота, пламенного борца за развитие просвещения. Даже в его похвале больше побуждения и поучения.

Поэт считает себя вправе давать советы императрице. Этого же мнения придерживался и Г. Р. Державин, о творчестве которого мы поговорим на следующем уроке.

«Страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству», – сказал о Ломоносове Николай Гаврилович Чернышевский.

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/12/12/analiz-ody-m-v-lomonosva-na-den-voshestviya
http://prepodka.com/hudozhestvennoe-svoeobrazie-odyi-na-d/
http://videouroki.net/video/07-m-v-lomonosov-oda-na-den-vosshestviya-na-vserossijskij-prestol-elisavety-petrovny-1747-goda.html

Ссылка на основную публикацию