Что делать если не можешь запомнить материал. Как запоминать прочитанное с первого раза: эффективные способы и рекомендации

Совет 1: Как читать чтобы прочитанное запоминалось

  • Как читать чтобы прочитанное запоминалось
  • Как научиться пересказывать
  • Как запомнить прочитанный текст

Совет 2 : Как запоминать что прочитал

Совет 3 : Как запомнить текст книги

  • Текст для заучивания, карандаш, лист бумаги/тетрадь/блокнот, толковый словарь.
  • upgradememory.ru

Совет 4 : Зачем нужно читать

Содержание статьи

Чтение – вот лучшее учение

Давно доказано, что систематическое чтение хорошо изданных, классических книг повышает грамотность. Ребенок, который постоянно видит перед собой правильно составленный текст, автоматически запоминает написание слов и принцип составления предложений. В дальнейшем он не сделает досадных ошибок в школьном диктанте, даже не задумываясь над орфограммой.

Кроме грамотности, чтение книг различных жанров улучшает и словарный запас. Некоторые термины или выражения не встречаются в повседневной речи, но иногда бывает достаточно общего контекста повествования, чтобы понять, что они означают. Новые слова и выражения органично вписываются в речь читающего человека, делая его интересным рассказчиком. Умение увлечь людей своей речью, правильно сформулировать мысль – все это приходит с чтением хороших и умных книг.

Для ребенка важно научится концентрироваться на одном предмете. Увлекательный сюжет книги способен заставить читателя невольно забыть обо всем на свете, кроме развития событий в вымышленном мире. Эта способность к концентрации понадобится и ученику, и взрослому человеку для того, чтобы усидеть за менее интересным делом.

Книга – лучший товарищ

Как правило, для развития эрудиции лучше и проще читать художественные книги, чем специальные энциклопедии и справочники. Простой набор фактов не так запомнится, как обстоятельства сложного сюжетного хода, где читатель вынужден разгадывать детективную интригу или переживать за попавшего в переплет героя. Так уж устроен человеческий мозг – в первую очередь там откладывается то, что человеку интересно.

Чтение развивает фантазию и образное мышление. При просмотре кинофильма зрителю уже ничего не надо воображать – он видит картинку, слышит голос и интонацию героев. Читателю же нужно вообразить самому – и иногда такое, чего он в жизни никогда не видел и не мог бы представить, если бы не живое описание в книге. Первый бал Наташи Ростовой или корабль, поднимающий все паруса, чтобы избежать нападения пиратов – разве это можно было бы представить, если бы не художественное мастерство писателя?

Необходимо отметить, что пользу можно получить только при чтении действительно хороших, качественных книг – тех, которые прошли проверку временем и множеством переизданий, тех, которые стали классикой в своем жанре. Тогда два человека, встретившись и обменявшись названиями любимых книг, смогут понять, что у них есть общие интересы, что они выросли на одних и тех же идеях.

Совет 5 : Как не забывать прочитанное?

1. Чтобы лучше запоминать прочитанное, читайте меньше

Люди сегодня потребляют больше информации, чем могут удержать в голове. Исследователи из США подсчитали, что в 2009 году средний американец сталкивался со 100 000 слов в день (вряд ли сегодня эта цифра уменьшилась). В основном словесный поток льётся на нас через телефон и компьютер. Сто тысяч слов – это объём двух приличных книг.

В прошлом году исследователи из Университета Мельбурна обнаружили, что те, кто смотрел телевизионные шоу еженедельно, забывали их гораздо быстрее, чем те, кто смотрел одну телепрограмму в неделю. Зрители отвечали на вопросы о шоу сразу после просмотра, а потом ещё раз – через 140 дней. Те, кто смотрят телевизор часто, через четыре с лишним месяца с трудом могли вспомнить, о чём была программа. В отличие от тех, кто смотрит ТВ раз в неделю – они гораздо точнее ответили на вопросы викторины. То же самое и с чтением.

Вывод: чтобы лучше запоминать прочитанное, читайте меньше. Попробуйте тщательнее выбирать книги и сократить количество чтения за счёт соцсетей и сайтов.

2. Пересказывайте текст

Немецкий психолог Герман Эббингауз открыл «кривую забвения». Она круто падает вниз в течение первых 24 часов после того, как мы узнали что-то новое. Без специальных усилий 80% новой информации вы забудете уже завтра.

Вывод: Перескажите всё важное и интересное в первые же сутки, и знания отложатся в голове.

3. Применяйте полученные знания немедленно

«Полезное» чтение станет ещё эффективнее, если применять полученные знания немедленно. Лучше не проглатывать такие книги целиком, а читать главами и тут же внедрять в жизнь новые идеи.

Вывод: Попробуйте прямо сейчас: перескажите кому-нибудь эту статью сегодня.

4. Читайте порциями и при различных обстоятельствах

Любимое кресло и мягкий плед – фетиш большинства книголюбов. Однако если всё время читать в одной и той же обстановке, запоминать прочитанное вы будете хуже. Информация, полученная при различных обстоятельствах и в разных местах, не перемешивается в голове и лучше усваивается.

Вы удивитесь, но для лучшего запоминания важно читать не «запоем», по несколько часов подряд, а порциями по полчаса-час. Паузы помогут лучше усвоить прочитанное.

Вывод:Читайте в разной обстановке.

5. Не храните книги

Когда мы уверены, что в любой момент можем вернуться к книге, мозг считает, что ему уже необязательно запоминать прочитанное – главное, что он помнит, «где это лежит». Учёные из Мельбурнского университета называют это «эффектом внешней памяти» и связывают плохое запоминание с развитием Интернета. То есть если убрать информацию из постоянного доступа, запоминать её мы будем лучше.

Вывод: Не храните книги. Раздавайте свои и читайте чужие, взятые напрокат. Если вы ещё до начала чтения пообещаете другу дать книгу почитать (даже если с возвратом), мозг поймёт, что эта книга не всегда будет под рукой, так что самое ценное лучше запомнить сразу и надолго. Точно так же лучше запоминаются книги, которые вы взяли почитать и обязаны вернуть.

Читать еще:  Какая кровь совместима для зачатия. Что делать и как предупредить несовместимость партнеров. Одинаковые группы крови: совместимость

6. Делайте пометки на полях, схемы и майнд-карты

Да, в школе нас учили, что «черкать на полях» нельзя. Однако психологи уверяют, что пометки, подчёркивания, вопросы на полях очень помогают запоминать прочитанное.

Вывод: Схемы, майнд-карты и зарисовки – тоже то что надо.

7. Заранее определите цель чтения

И самый главный совет, который даёт Питер Камп, автор книги «Скорочтение»: открывая книгу, заранее определите, а зачем, собственно, вы её читаете. Что из написанного для вас по-настоящему важно и ценно? Что именно вы хотите запомнить и на какой срок?

Вывод: Отвечайте максимально конкретно. С такой подсказкой мозг будет лучше понимать, в какие отделы хранения отправлять поступающую информацию.

Как запоминать прочитанное с первого раза: эффективные способы и рекомендации

Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы. Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.

Наука памяти

Прежде чем какая-то информация попадает на наш “винчестер”, она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Герман Эббингауз. Он выделил 4 основных процесса памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывания.

Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.

Запоминание – это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.

Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма. Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?

Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:

  • то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
  • необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
  • информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
  • ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).

На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.

Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся “записать” определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.

Сохранение – это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.

Сперва все сведения попадают в некий “буфер”, оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или “выкинуть” ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Чтобы понять, как читать, чтобы прочитанное запоминалось, нужно обязательно ставить перед собой чёткую цель — запомнить материал.

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать “крючки”, которые помогут запомнить нужную информацию.

Создаём комфортную обстановку

А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках “раздражителей”. В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.

Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.

Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.

Обсуждаем с друзьями

Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).

Читать еще:  Моральная атмосфера в семье бывает. «Атмосфера хорошей семьи — легкая и радостная

Ещё лучше, если у вас найдётся собеседник, готовый поддержать дискуссию. Во время обсуждения ключевые факты и аргументы будто “вбиваются” в память, оставаясь там надолго. В некоторых странах распространены клубы любителей чтения, участники которых собираются именно для того, чтобы обсудить прочитанное и поделиться впечатлениями.

Учимся правильно читать

Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно “фотографируете” страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?

  1. Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
  2. Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы “выхватывать” взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат читать по диагонали.
  3. Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие “скачки” мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем перечитать ещё раз полностью.
  4. Отучитесь от привычки мысленно проговаривать предложения или шевелить губами. Из-за этих детских привычек мозг не может сосредоточиться на тексте, а тратит часть ресурсов на поддержку вашего “внутреннего диктора”.

В первые 3-4 часа будет непривычно и трудно. Но как только вы перестроитесь, увеличится не только скорость чтения, но и количество информации, которую вы будете запоминать уже с первого раза.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка. Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План. Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация. Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации. Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает “воскресить” в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

5 лучших техник активного запоминания

А теперь перейдём к самому “вкусному” и поговорим о том, как запоминать прочитанное с первого раза даже без подготовки. Возможно, вы уже сталкивались с понятием мнемотехники — это разнообразные приёмы, позволяющие усвоить большой объём информации в сжатые сроки.

1. Визуализация

При чтении вы должны как можно ярче представить себе все события и явления, описанные в тексте. Чем более “живыми” и эмоциональными будут картинки, тем лучше.

2. Креативные ассоциации

Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 “золотых” правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:

  • Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
  • Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
  • Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте “съесть” его).
  • Добавьте абсурда.
  • Сделайте получившуюся “картинку” смешной.

Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.

3. Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

4. Метод Цицерона

Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую “базу” — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно “привязать” какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.

Читать еще:  Любовь всему верит всего надеется. Библия онлайн

Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно “нарисовать” сцены сражений на прикроватной тумбочке или “отправить” Колумба бороздить просторы ванной.

5. Метод пиктограмм

Приготовьте чистый лист и ручку. Сразу в процессе чтения нужно мысленно отмечать ключевые слова и моменты. Ваша задача — придумать для каждого небольшой рисунок-пиктограмму, которая напомнит, о чём шла речь. Не нужно делать схематичные или, наоборот, слишком подробные картинки, иначе не сможете сосредоточиться на тексте и нормально его запомнить. Когда дойдёте до конца параграфа или главы, попытайтесь, глядя лишь на пиктограммы, пересказать только что прочитанный текст.

5 способов запоминать прочитанное с первого раза

Несмотря на то что количество читающих художественную литературу людей в мире сократилось, чтение все еще остается популярным, а зачастую и необходимым. Особенно, это касается студентов и школьников, которым, помимо чтения, нужно еще и уметь запоминать то, что они прочитали. Как сделать так, чтобы прочитанное запоминалось легко и быстро? Существует ли возможность облегчить процесс запоминания? Давайте разбираться.

Создаем внешние условия

Для того чтобы прочитанное запоминалось легко, создайте определенные внешние условия – это спокойная обстановка и тишина. Когда чтение происходит в шумной обстановке, внимание рассеивается и как следствие, в прочитанное в голове не откладывается. Согласитесь, что, читая, например, в метро, сложно что-то запомнить. Иногда ты даже не осознаешь, что читаешь.

Итак, закройтесь в отдельной комнате, создайте тишину, и начинайте читать. Если есть возможность, найдите уединенный уголок на природе, это помогает расслабиться и сосредоточится. Нужно научиться полностью погружаться в книгу. Ничего не должно отвлекать!

Чтение по утрам является оптимальным. После сна голова чиста и свободна, она легко воспринимает информацию, которая быстро усваивается. Поэтому читайте по утрам, желательно даже до завтрака. Если чтение по утрам для вас не доступно, читайте днем.

Самое плохое время, чтобы запомнить информацию – вечер. В это время организм уже устал, и информация не усваивается. Не желательно читать информацию, требующую запоминания после обеда или ужина, поскольку в это время организм занят перевариванием пищи и ему, как говорится, не до запоминания.

Илучшайте скорость чтения

Чтобы понять, как лучше запоминать прочитанное, нужно понимать, что огромное значение в этом процессе играет зрительная память.

При чтении, постарайтесь охватывать глазами всю страницу, читать, как бы сверху вниз. Это помогает тренировать зрительную память, благодаря которой прочитанное запоминается легче. Зрительная память очень важна. В ситуации, когда вы никак не можете вспомнить что-то, часто достаточно просто представить страницу в книге, где была эта информация, как зрительная память сразу подсказывает, что же там было написано.

Существенное значение имеет и скорость чтения. Чем быстрее человек читает, тем лучше усваивается информация. Умение хорошо читать сверху вниз существенно ускоряет процесс чтения.

Для развития этого навыка можно походить на курсы скорочтения. На таких курсах учат читать по диагонали. При этом способе чтения, человек охватывает глазами всю страницу целиком. В результате он может усвоить и запомнить информацию быстро и четко.

В процессе чтения главы, не возвращайтесь к прочитанному, ни зрительно, ни для того, чтобы перечитать. Это мешает целостному восприятию информации. Лучше дочитав главу до конца перечитать ее еще раз целиком.

Не нужно в процессе чтения проговаривать про себя прочитанное. Также не желательно читать текст проговаривая его губами. Все это мешает восприятию и усваиванию информации.

Конспектируйте, фантазируйте, рассказывайте

Попробуете зрительно представить ситуацию, которую прочитываете. Это поможет запомнить текст. Соотнесите эту ситуацию с чем-то уже вам знакомым, создайте ассоциации. Тогда по ассоциации вспомнить прочитанное будет легко.

Если вы читаете учебную литературу, делайте конспект. Выписываете основные моменты, составляйте схемы, списки. Все это облегчает запоминание.

Обсуждайте прочитанное с друзьями, родителями. Попробуйте составить свое собственное мнение. Нужно научиться рассуждать, рассматривать ситуацию с разных сторон. Если вам не с кем обсудить прочитанное, просто напишите изложение, но именно напишите, потому что письмо приводит к дополнительному запоминанию, в том числе и зрительному.

Если вы что-то забыли, не стремитесь сразу открывать книгу и искать. Постарайтесь быстро вспомнить самостоятельно, без подглядывания. Если сможете – уже не забудете этот момент. Напрягайте и тренируйте память!

Тренируйте память

Если у вас серьезная проблема с запоминанием, развивайте свою память. Самым лучшим средством для развития памяти является изучение иностранных языков. Выберете интересный вам язык и учите его. Делать это можно самостоятельно или записаться на курсы. В любом случае знание иностранного языка не бывает лишним, но поможет развить память.

Для развития памяти учите наизусть стихи, а для развития зрительной памяти тренируйтесь с запоминанием изображения. Например, посмотреть на картинку с изображением животных или предметов в течение 30 секунд, закрыть ее и быстро перечислить, животных или предметы, которые удалось запомнить.

Отличным способом для тренировки памяти является запоминание последовательности слов. Попросите кого-нибудь из семьи написать вам список из 10-ти слов. Прочитайте его 2 раза и попробуйте воспроизвести, не меняя последовательности слов. Тренируетесь, пока не запомните все слова. Составляйте новые списки, постепенно увеличивая в них количество слов. Такая тренировка, поможет вам запоминать все с первого раза.

Запоминание прочитанной информации важно. Согласно утверждениям ученых, при прочитывании книги, уже через сутки человек помнит только лишь 20% прочитанной информации. Чем хуже обстановка, в которой происходит чтение, тем хуже усваивается полученная информация.

Чем старше мы становимся, тем хуже работает память. Следовательно, нельзя давать ей отдыхать. Память нужно постоянно тренировать. Тогда в любом возрасте запомнить прочитанное можно легко и быстро.

И еще один немаловажный фактор. Если вы читаете с удовольствием, то и процент запоминания выше!

Источники:

http://www.kakprosto.ru/kak-18582-kak-chitat-chtoby-prochitannoe-zapominalos
http://fb.ru/article/305492/kak-zapominat-prochitannoe-s-pervogo-raza-effektivnyie-sposobyi-i-rekomendatsii
http://yourspeech.ru/training/memory/kak-luchshe-zapominat-prochitannoe.html

Ссылка на основную публикацию