Детская неврология, психология и психиатрия. Что делать, если ребенок кривляется

«Неуправляемые» дети: психология или неврология?

Прозвучал вот такой вопрос.

Наверное, ответ в духе «срочно, срочно к неврологу» многих бы успокоил. Классная возможность переложить ответственность за состояние ребенка на дорогую медицину. К сожалению, в большинстве случаев все же «выстреливает» не неврология, а психология. Или вещи, с ней смежные.

И потом, что значит «неуправляемые»? «Он меня не слушается», «кричит «НЕТ!» по любому поводу», «топает ногами и валится на землю», просто «все время кричит и плачет», проявляет агрессию? Парадокс в том, что очень часто родители, которым бы хорошо было пересмотреть кое-какие свои воспитательные установки, легко принимают точку зрения, что у ребенка неврологические проблемы (капельки-таблеточки ведь не так энергозатратны, как смена собственных убеждений и моделей поведения), а родители, которым бы как раз именно невролог (ну, или гомеопат, или остеопат – для любителей аллопатических методов) мог очень помочь, безропотно переживают ненужные детские срывы.

Если уж стоит вопрос об «управляемости/неуправляемости», то давайте сразу проясним: психологически благополучный ребенок и не должен быть управляемым (извне). Он может быть сговорчивым и доброжелательным (и то не во всяком возрасте) и по большей части уметь выходить из своих негативных состояний, даже интенсивных. «Послушность» — отнюдь не показатель благополучия, как и «непослушность» — не есть четкий признак отклонений. В первый раз родители обычно сталкиваются с этим, когда ребенку исполняется годика полтора. И тот, кто еще вчера делал все, чего вы от него хотели, слушался папу и маму с полуслова, вдруг открывает для себя новую опцию – «нет»… Это – норма. И норма – что ребенок лет эдак с 3 до 5 с поразительным упорством стремится командовать родителями и насаждать вокруг свои порядки, а в случае неповиновения – по-разному папу-маму наказывает. И норма, что ребенок бурно реагирует на напряжение, нервозность родителей, особенно мамы, и щедро отреагирует мамины негативные эмоции – когда криком и слезами, а когда болезнью. Поэтому о неврологических проблемах у ребенка мы будем говорить (сперва чисто гипотетически) только в тех случаях, когда:

  • У родителей хорошие, благожелательные, лишенные напряжения отношения друг с другом и близкими родственниками, живущими рядом;
  • У матери (в первую очередь), а также у других людей, постоянно и непосредственно общающихся с ребенком, стабильное, позитивное, спокойное состояние, она (они) легко отреагирует возникающие негативные эмоции способами, неразрушительными для отношений, т.е. без скандалов и битья посуды;
  • У людей, воспитывающих ребенка, единая линия воспитания, нет двойных стандартов и противоречивых рамок;
  • У ребенка есть возможность легально «покомандовать» своим близким окружением и почувствовать себя главным. В тех случаях, когда это физически возможно, на его просьбы и требования поступает ответ «да» —

— а ребенок все равно эмоционально взрывается, регулярно, постоянно.

Если перечисленные условия не соблюдаются, то всякие неудобства, которые родители или другие воспитатели испытывают в общении с ребенком, связанные с агрессией или чрезмерным выражением негативных эмоций, непослушанием, прежде всего могут быть связаны с психологическими проблемами. И тогда и решать их нужно соответственно. И только при успешном решении собственно проблем и не-результате у ребенка ставить вопрос о медицинской подоплеке.

© Алексей и Мария Афанасьевы

Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов

Детская неврология, психология и психиатрия. Что делать, если ребенок кривляется

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Ведмеш Н.А к записи Эвтаназия
    • Нинель Павловна к записи Эвтаназия
    • Эльвира к записи Панические атаки
    • валерия к записи Как ласково называть девушку
    • Сергей к записи Что делать если муж изменяет
  • Пройдите наш опрос

    Психические расстройства у детей

    Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

    Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

    Читать еще:  Что делать если ребенок своровал деньги дома. Ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога, что делать

    Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

    Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

    Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

    Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

    • умственная отсталость;
    • задержки развития;
    • аутизм раннего детского возраста;
    • синдром дефицита внимания.

    Причины психических расстройств у детей

    Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

    Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

    Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

    Симптомы психических расстройств у детей

    Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

    • тревожные расстройства, страхи;
    • тики, синдром навязчивости;
    • игнорирование установленных правил, агрессивность;
    • без видимых причин часто меняющееся настроение;
    • снижение интереса к активным играм;
    • замедленные и необычные телодвижения;
    • отклонения, связанные с нарушением мышления;
    • детская шизофрения.

    Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

    Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

    Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

    Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

    Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к аутизму (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

    Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает фрустрацию.

    Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

    Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

    Читать еще:  Как брить пах мужчине – практические советы. Как брить пах мужчине – инструменты, советы и рекомендации

    Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

    Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

    Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

    — склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

    — чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

    — сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

    — отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

    — шизоидность и циклоидность;

    — стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

    — непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

    Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

    Признаки психического расстройства у детей

    Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

    Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

    — чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

    — попытки убить себя или навредить;

    — всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

    — участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

    — бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

    — отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

    — сильные тревоги, мешающие обычной активности;

    — трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

    — употребление алкоголя или наркотиков;

    — сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

    — перемены в поведении.

    На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

    Лечение психических проблем у детей

    За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

    Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет семейная психотерапия: родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

    При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

    Неуправляемые дети — проблема неврологии или воспитания?

    Ребенок не слушается, не реагирует на замечания или даже делает «назло», вредничает, капризничает, истерит, бросается с громким криком на пол, разбрасывает и ломает игрушки, вещи в чужой квартире, с громкими криками бегает по торговому центру, и не поддается никаким уговорам вести себя прилично. Родители таких детей обычно пребывают в полной растерянности: окружающие начинают делать замечания, родственники упрекают в плохом воспитании, а мама боится быть жестокой и не знает, что можно сделать.

    Одна из причин неуправляемости ребенка – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Такой диагноз могут поставить ребенку психиатр, невролог, а в младенческом возрасте СДВГ может заподозрить и педиатр. Так что, если ребенок хотя бы иногда посещал детскую поликлинику, то об этом родители, скорее всего, должны знать. В этом случае нужно строго следовать рекомендациям врачей, запастись любовью и терпением.

    Иногда от родители рассказывают психологу о резком изменении поведения ребенка, который, как будто еще вчера вел себя идеально, но вдруг стал строптивым, капризным, непослушным. Тогда можем предположить вторую причину детского непослушания – возрастной кризис. Симптомы кризиса детского развития могут (подчеркну — могут) проявиться в 1 год, ближе к трем, в 6,5-7 лет и при переходе в подростковый возраст. Внезапно испортившееся поведение ребенка – это сигнал «Я хочу быть взрослым! Я могу сам!» Ребенок таким поведением пытается освободиться от опеки, добиться другого к себе отношения, добиться личностной свободы (даже если этой личности 1 год!). Иногда достаточно и одной встречи с психологом чтобы перестроить свое отношение к взрослеющему чаду. Возрастной кризис не обязательно может проявиться в ухудшении поведения: если родители своевременно и постепенно дают возможность ребенку взрослеть, быть самостоятельным, принимать решения (соответственно возрасту, конечно), то негативных проявлений кризиса можно будет благополучно избежать.

    Читать еще:  Высказывания из фильма крестный отец. Цитаты из фильма «Крестный отец

    Наиболее распространенной причиной неуправляемости ребенка (если исключить, конечно, физиологический фактор) являются неправильно построенные детско-родительские отношения: родители своим собственным поведением и отношением к ребенку провоцируют его капризы, истерики или даже потакают им. Если в семье является нормой орать друг на друга и при любом конфликте бросаться друг в друга предметами, то и дети, копируя поведение родителей, будут делать то же самое. Часто родители даже не осознают, что они предъявляют ребенку противоречивые требования (мама/бабушка разрешает все, а папа не разрешает ничего), и тогда ребенок, не понимая, что же правильно, просто отказывается выполнять хоть какие-то правила. В некоторых семьях чрезмерная любовь или забота (гиперопека) сменяется равнодушием, и ребенок пытается любыми способами привлечь к себе внимание. Такие семьи очень нуждаются в помощи психолога, который смог бы проанализировать проблему и помочь перестроить отношения родителей к ребенку.

    Последней причиной неуправляемости можно назвать внутренний душевный дискомфорт у ребенка, наличие внутренней проблемы, когда своим поведением ребенок пытается привлечь внимание к своему неблагополучию, «кричит» о помощи. Нужно постараться понять, что же тревожит или выбивает из равновесия ребенка. Подростков в этих случаях спасает «горячая линия» психологической помощи, поскольку обращаться напрямую к психологу или учителям им неловко. А вот детям помладше, конечно, нужны встречи с психологом.

    Наверное, ответ в духе «срочно, срочно к неврологу» многих бы успокоил. Классная возможность переложить ответственность за состояние ребенка на дорогую медицину. К сожалению, в большинстве случаев все же «выстреливает» не неврология, а психология. Или вещи, с ней смежные.

    И потом, что значит «неуправляемые»? «Он меня не слушается», «кричит «НЕТ!» по любому поводу», «топает ногами и валится на землю», просто «все время кричит и плачет», проявляет агрессию? Парадокс в том, что очень часто родители, которым бы хорошо было пересмотреть кое-какие свои воспитательные установки, легко принимают точку зрения, что у ребенка неврологические проблемы (капельки-таблеточки ведь не так энергозатратны, как смена собственных убеждений и моделей поведения), а родители, которым бы как раз именно невролог (ну, или гомеопат, или остеопат – для любителей аллопатических методов) мог очень помочь, безропотно переживают ненужные детские срывы.

    Если уж стоит вопрос об «управляемости/неуправляемости», то давайте сразу проясним: психологически благополучный ребенок и не должен быть управляемым (извне). Он может быть сговорчивым и доброжелательным (и то не во всяком возрасте) и по большей части уметь выходить из своих негативных состояний, даже интенсивных. «Послушность» — отнюдь не показатель благополучия, как и «непослушность» — не есть четкий признак отклонений. В первый раз родители обычно сталкиваются с этим, когда ребенку исполняется годика полтора. И тот, кто еще вчера делал все,
    чего вы от него хотели, слушался папу и маму с полуслова, вдруг открывает для себя новую опцию – «нет»… Это – норма. И норма – что ребенок лет эдак с 3 до 5 с поразительным упорством стремится командовать родителями и насаждать вокруг свои порядки, а в случае неповиновения – по-разному папу-маму наказывает. И норма, что ребенок бурно реагирует на напряжение, нервозность родителей, особенно мамы, и щедро отреагирует мамины негативные эмоции – когда криком и слезами, а когда болезнью. Поэтому о неврологических проблемах у ребенка мы будем говорить (сперва чисто гипотетически) только в тех случаях, когда:

    1) У родителей хорошие, благожелательные, лишенные напряжения отношения друг с другом и близкими родственниками, живущими рядом;
    2) У матери (в первую очередь), а также у других людей, постоянно и непосредственно общающихся с ребенком, стабильное, позитивное, спокойное состояние, она (они) легко отреагирует возникающие негативные эмоции способами, неразрушительными для отношений, т.е. без скандалов и битья посуды;
    3) У людей, воспитывающих ребенка, единая линия воспитания, нет двойных стандартов и противоречивых рамок;
    4) У ребенка есть возможность легально «покомандовать» своим близким окружением и почувствовать себя главным. В тех случаях, когда это физически возможно, на его просьбы и требования поступает ответ «да» —

    А ребенок все равно эмоционально взрывается, регулярно, постоянно.

    Если перечисленные условия не соблюдаются, то всякие неудобства, которые родители или другие воспитатели испытывают в общении с ребенком, связанные с агрессией или чрезмерным выражением негативных эмоций, непослушанием, прежде всего могут быть связаны с психологическими проблемами. И тогда и решать их нужно соответственно.

    Источники:

    http://www.b17.ru/article/93064/
    http://psihomed.com/psihicheskie-rasstroystva-u-detey/
    http://www.the-answer.ru/questions/neupravlyaemye-deti-problema-nevrologii-ili-vospitaniya/

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector