Девичья коса. Символ девичьей красы. Девичьи косы в русских традициях

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Бурятия (16)
  • Вязание (78)
  • Вязание крючком (24)
  • тапочки-носочки (10)
  • для чайника))) (32)
  • здоровье (140)
  • зрение (13)
  • лекарственные травы (37)
  • массаж, биоточки (29)
  • о воде (3)
  • о питании (20)
  • о соли (4)
  • первая помощь (5)
  • упражнения, гимнастика (19)
  • интервью (50)
  • исторические портреты (277)
  • история руси (60)
  • история с иллюстрациями (867)
  • О городах-1 (2)
  • археология (29)
  • женщины в истории (50)
  • женщины в истории-1 (50)
  • женщины в истории-2 (52)
  • история дореволюционной России (137)
  • история религии и религиозные праздники (62)
  • история СССР (74)
  • история СССР-1 (75)
  • история СССР-2 (13)
  • музеи (64)
  • О городах (50)
  • О городах-1 (70)
  • О городах-2 (6)
  • Япония (41)
  • Кошки (102)
  • лекции по фольклору (60)
  • маленькие заметки (736)
  • даты, даты (263)
  • о детях и внуках (63)
  • погода (37)
  • Мир искусства (560)
  • живопись (358)
  • миниатюра (12)
  • рисунки (165)
  • скульптура (31)
  • статуэтки, малая скульптура,куклы (48)
  • ювелирное искусство (40)
  • Мир книг (332)
  • Ахматова (10)
  • Бродский (8)
  • Лермонтов (20)
  • Марина Цветаева (16)
  • Михаил Булгаков (7)
  • Поль Верлен, Артюр Рембо (6)
  • Пушкин (34)
  • Сергей Есенин (6)
  • стихи (159)
  • Тютчев (5)
  • Федерико Гарсиа Лорка (8)
  • Мир музыки (207)
  • Верди (9)
  • И.С.Бах (12)
  • Моцарт (7)
  • Перголези (2)
  • Чайковский (11)
  • Шопен (5)
  • Мир танца (61)
  • фламенко (14)
  • новости (149)
  • обучение (269)
  • Природа (467)
  • космос (25)
  • стихия (101)
  • фауна (190)
  • флора (109)
  • притчи, афоризмы (52)
  • пропавшие люди (431)
  • Родная сторона (53)
  • рукоделие (72)
  • джинсовые идеи (4)
  • Прически (4)
  • рукоделие (57)
  • шитье (12)
  • сатира в политике (21)
  • спектакли, кино (62)
  • украина (23)
  • Юмор, сатира, пародия (65)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Трансляции

Статистика

Коса и посейчас — девичья краса!

Учимся плести разные косы.

Самым характерным символом девичества, определяющий социальную принадлежность девушки и, главным образом, обуславливающим переход от девичьей жизни к замужней, является коса. Такая прическа характерна в русской культурной традиции в основном для девочек и девушек. Девичья коса — символ девичества, молодости, красоты, чистоты.

В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести. С древнейших времен длинные волосы считаются символом красоты и женственности. Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье.

Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе. На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Коса как одна из разновидностей женской прически наделялась особой брачной символикой. Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две — замужество.

По легенде, правая коса предназначалась Богу, левая — дьяволу, и от того, кто перетянет, зависело, попадет женщина в рай или в ад. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13—16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.

После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались». Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове.

Коса — символ готовности девушки к браку, лента в косе — знаком того, что девушка на выданье. Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов. Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг — под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике.

Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной. Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола. В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение — заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора — переход невесты в группу женщин. В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна — стало две, была девушка — стала женщина».

Читать еще:  Ребенку полтора года запор что делать. Когда необходима срочная помощь? Лучшие безопасные средства

Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» — это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье. Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко.

У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи. Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой. Поэтому женский головной убор на Руси всегда был не только важнейшей частью народного костюма, но и имел символическое значение. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением.

Девичью косу и лоб обычно обвивала лента или повязка. Часто на голову девушки надевали венец — обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец мог иметь зубцы — треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть назывался очельем. Но как только девица выходила замуж, ей надевали особый головной убор, который она не имела права снимать даже в собственном доме. Замужняя женщина носила головной убор, символически связанный с небом — об этом убедительно говорят «птичьи» названия: сорока, кокошник, кичка и украшения на уборе в виде солнца и птиц, а также рясны (ленты), символизирующие дождь.

Самым распространенным головным убором была сорока — ее носили женщины на юге России вплоть до начала ХХ в. Головные уборы украшались лентами на висках, гремящими украшениями из металла, махры и меха, которые (как и сам головной убор) служили оберегом, защитой от злых сил. С течением времени вышеперечисленные головные уборы становятся праздничными. В будни же волосы от «дурного глаза» и от позора прятали в маленькую шапочку повойник. Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус. Убрус был полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову и скалывали под подбородком. Особенной красотой отличались головные уборы севера: высокие, расшитые узорами, напоминающими морозные, они искрились, как снег. В центральных и южных губерниях носили уборы поменьше, богато расшитые яркими многоцветными узорами и украшенные у висков белыми пушками.

А сверху еще накидывался нарядный платок. Особой разновидностью головного убора является свадебный венок — один из основных атрибутов свадебного обряда, наряду со свадебным деревцем, хлебом и знаменем. Является символом брака, как и другие кольцевидные или круглые свадебные предметы: кольцо, калач, каравай. Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сватовства, в обрядовом использовании венков на свадьбе. Главное значение свадебного венка как символа девичества связано также с косой невесты. Эта символика отражена в фольклорном мотиве потерянного венка, доставшегося жениху, в выражении «загубить венок», означающем потерю невинности.


Девичий венец всегда был без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества. Замужние женщины венка как правило не носят, не надевает его выходящая замуж вдова и невеста, утратившая девственность до брака. У такой девушки в знак позора может быть половина свадебного венка, так как она его уже «пролежала», «перетерла». Венок известен и как девичий головной убор до свадьбы. Венок невесты тесно смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем» и т. п.), в том числе со специальными свадебными, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «коруной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.). Известны и пародийные, шутовские свадебные венки из колючек, зеленого лука, крапивы, соломы, гороховых стеблей, которые на свадьбе надевают подставной невесте. В православной традиции во время церковного венчания на голову новобрачным возлагают специальные венцы.

Для изготовления свадебного венка использовались различные растения: барвинок, самшит, рута, розмарин, калина, лавр, мирт, виноградная лоза, базилик и т.д. Для оберега, деторождения, любви, богатства или счастья в свадебный венок вплетают или вкладывают чеснок, лук, жгучий перец, красные нитки, хлеб, овес, любисток, монеты, сахар, изюм, кольцо. Надевание свадебного венка невесте нередко предварялось обрядовым расплетением косы и сопровождалось закрыванием ей лица покрывалом или фатой. У некоторых славян невеста имеет до трех свадебных венков на голове.

Часто свадебный венок невесты специально сохраняют для счастья в супружестве, вешают возле образов, зашивают невесте в подушку, оставляют матери, подруге или в церкви. После свадьбы свадебный венок используют в лечебных и магических целях: кладут в колыбель, чтобы ребенок рос здоровым; дают в порошке ребенку от испуга; подкуривают им при детской бессоннице и других болезнях; доят через него корову, когда от порчи у нее пропадает молоко; дают переступить через него корове, когда приведут от быка; отгоняют им градовые тучи; дают как амулет сыновьям при отправлении на войну.

Читать еще:  Шьем теплые пинетки выкройка из флиса меха. Выкройка пинеток для малыша с размерами, как сшить: мастер-класс

Все эти внешние особенности имели не только сакральное значение, но и социальное, то есть определяли положение женщины в обществе. Так, женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой, по нему можно было узнать, кто его владелица: из какой она местности, ее возраст, семейное положение (женщина, вдова или девушка), социальную принадлежность. Изменение характера плетения косы, либо перемена костюма также означало переход в новую фазу жизни женщины. Девичий костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.

Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей, символикой и эстетическими взглядами создателей. На протяжении развития русской культуры символика и символизм играли особую роль. Жизнь человека состояла из множества обрядов, в которых был выверен каждый шаг, любая мелочь имела символическое значение, на что-то указывала, могла предсказать будущее. Люди издревле вкладывали смысл в особые атрибуты, веря, что они помогут прожить долгую и счастливую жизнь, сделать ее полноценной, яркой, эмоциональной и плодовитой. Поэтому визуальная культура является неотъемлемой составляющей всего облика русского девичества.

Мастер-класс «Девичьи косы в русских традициях.»

Елена Рогозина
Мастер-класс «Девичьи косы в русских традициях.»

С незапамятных времён люди плели косы, причём эта причёска не носила строгой половой принадлежности. Помните библейского Самсона, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос. Неудивительно, ведь косы — самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.

(слайд2) С косами связано много традиций, особенно на Руси. В детстве девочкам заплетали волосы в одну трёхлучевую косу, что символизировало объединение жизненных сил и подготавливало к будущей священной миссии материнства. (слайд 3) До замужества девушка носила одну косу с вплетёнными в неё лентами. Чем длиннее и толще коса, тем крепче и здоровее считалась девушка. Соответственно и в жёны брали тех, у кого волосы длиннее и гуще. (слайд4) Когда же девушку выдавали замуж, косу распускали и заплетали две, ибо с этого времени она получала через волосы жизненные вселенские силы не только для себя, но и для будущего ребёнка. (слайд5) Коса навсегда пряталась под убором. В день свадьбы невесте на голову накидывали белое покрывало (фото): теперь она считалась достоянием только–мужа.

(слайд 6) На Руси две косы, обернутые вокруг головы и убранные под головной убор, служили показателем того, что женщина замужем. Считалось недопустимым обнажить голову в присутствии посторонних, а уж тем более – распустить волосы.

(слайд7) Обрядовые традиции (ситуации) с волосами.

Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола.

Сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться). Худшим оскорблением было разве что обрезание косы.

Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Дернуть за косу означало оскорбить девушку.

Во время беременности волосы не стригли, так как энергию женщина брала не только для себя, но и для ребенка. Остричь волосы во время беременности значило лишить своего новорожденного ребенка поддержки.

Маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижены. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня. А новорожденного ребёнка до года не рекомендуется даже причёсывать, не только стричь.

(слайд 8) Начало 20 века с его войнами и революционными потрясениями, не способствовало моде на длинные волосы, и косы перестали считаться «девичьей красой«. Дамы щеголяли с короткими стрижками, а заплетенные волосы презрительно относили к символам отсталой деревни. Однако косы не были окончательно забыты. Наверняка и вы в школьные годы носили косички с бантиками или заколочками.

(слайд 9 и 10) В последнее время плетения кос стало очень популярным. Ещё бы, ведь с их помощью можно создавать отличные прически, натуральную красоту. С детства мы привыкли к одному варианту – классической русской косе. Однако на самом деле техник плетения довольно много, и каждая по- своему красива. Сегодня мы рассмотрим самые популярные способы создания косичек.

А если у вас и по сей день прекрасные косы, знайте, что в 2014-2015 актуальны косы. По мнению дизайнеров, именно косички – плетенные прямо, по диагонали и на бок, африканские, французские и русские, простые, тугие и едва собранные — придадут образу ту неповторимую завершенность, которая и отличает высокий стил

1. Небольшая вступительная презентация для родителей и сотрудников салона «ОЛИВА» с. Бутка

2. Я совместно с парикмахерами и нашими клиентами.

3. Мой мастер-класс.

Конспект занятия «Ложка в традициях русской семьи». Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к семье и семейным традициям, процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом.

Читать еще:  Ребенка вырвало – что делать? Если тошнит ребенка, что делать? Причины рвоты у детей

Конспект НОД в подготовительной группе о традициях и обычаях на Руси с Рождества до Крещения Святки на Руси. Конспект НОД в подготовительной группе. Автор: Агапова Т. А., воспитатель МКДОУ БГО ЦРР д/с № 19 г. Борисоглебска. Программное.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Кукла из глубины веков» (девичьи посиделки) Задачи: 1. Познакомить детей с различными куклами, с их историей и с процессом изготовления кукол собственными руками. 2. Развивать у детей.

Консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях» Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей.

Мастер-класс «Косы заплетайки» Мастер-класс ‘Косы заплетайки’. Коса состоит из трех разноцветных полос-труб, наполненных ватой для создания объема. С одной стороны полосы-трубы.

«Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки». Оркестр русских народных шумовых инструментов. Мастер-класс Авторы: Конюшихина Надежда Викторовна, музыкальный руководитель Белова Анна Александровна, педагог дополнительного образования Цель: Создание.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание в культуре, традициях, праздниках россиян» Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников.

«Разноцветная осенняя ярмарка» — театрализованное представление в традициях русских ярморочных гуляний Разноцветная осенняя ярмарка. Театрализованное представление в традициях русских ярморочных гуляний. Для детей подготовительной группы.

Театрализованное представление о традициях народного быта «Где добро, там и тепло» Задачи: • Создание атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности. • Развитие у детей положительных эмоций. • Приобщение к народным.

Воспитание дошкольников в национальных традициях Дышекова Фатима Султановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21» Воспитание дошкольников в национальных традициях.

Символ девичьей красы

В древности по тому, каким образом была сплетена коса, судили о намерениях и нраве племени. На протяжении веков косы носили народы разных стран, чаще других — в Африке, в Египте, но в наши дни они вызывают ассоциацию именно с Древней Русью. У славян коса исконно считалась самой удобной и распространенной прической, но традиционной она стала не только поэтому. В языческие времена косе приписывали защитные функции и она играла роль оберега.

Таинство плетения косы начиналось после того, как руками делили волосы на равномерные прядки. В процессе заплетания приговаривали определенные заговоры на любовь, от порчи или от сглаза: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем не менее 40 раз.

Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан — важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.

В день проведения свадьбы подруги собирались вокруг новобрачной, пели протяжные песни и совершали обряд расплетания косы. Невеста частенько в этот момент причитала и плакала, прощаясь таким образом с девичеством. Подружки заплетали ее волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Новую прическу покрывали повойником (полотняной шапочкой, украшенной галуном); также замужние женщины носили волосник, кичку или сороку. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься».

Незамужние девушки любили вплетать в косы атласные ленты или прикреплять накосник — небольшую берестяную дощечку, украшенную бусинками. Если в косу вплетались две ленты с середины косы, это означало, что у девушки есть жених, на брак с которым благословили ее родители. Юные особы могли выходить из дома с непокрытыми волосами. Они повязывали на голову атласную ленту, надевали кокошник или сплетенный венок. У славян было не принято ходить с распущенными волосами. Девушкам позволялось распускать волосы только в бане или на некоторых языческих праздниках. По поверьям, ходить с распущенными волосами означало подвергать себя воздействию негативных сил.

Раньше считалось, что через состриженные волосы на человека можно навести любое колдовство. Поэтому их никогда не выкидывали, а обычно сразу сжигали или использовали при создании обрядовых кукол. Лишиться косы считалось настоящим позором. Такой девушке приходилось запираться дома и ждать, когда волосы вновь отрастут, ведь без косы и замуж никто не брал.

Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.

В древности русские воины выбривали голову, оставляя небольшой клок волос, из которого плели косу. Язычники верили, что за эту косу бог Сварог вытаскивает и спасает своих сыновей с поля брани, а в вирий, в мир иной, забирает павших героев.

В отличие от женщин в мирное время мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными бечевкой на лбу.

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/willynat/post363592335
http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-devichi-kosy-v-ruskih-tradicijah.html
http://www.culture.ru/materials/55855/simvol-devichei-krasy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector