Методы приемы и средства семейного воспитания. Методы, средства и формы воспитания в семье. Средства, используемые в умственном воспитании

Методы, средства и формы воспитания в семье

ИЯ10 этнопед.doc

СРС «Методы, средства и формы воспитания в семье»

«Наша молодежь — это ни с чем не сравнимое мировое явление, величия и значительности которого мы, пожалуй, и постигнуть не способны. Кто ее родил, кто научил, воспитал, поставил к делу революции? Откуда взялись эти десятки миллионов мастеров, инженеров, летчиков, комбайнеров, командиров, ученых? Неужели это мы, старики, создали эту молодежь? Но когда же? Почему мы этого не заметили? Не мы ли сами ругали наши школы и вузы, походя ругали, скучая, привычно; не мы ли считали наши наркомпросы достойными только ворчанья? И семья как будто трещала по всем суставам, и любовь как будто не зефиром дышала у нас, а больше сквозняком прохватывала. И ведь некогда было: строились, боролись, снова строились, да и сейчас строимся, с лесов не слезаем.» Б.Л. Пастернак

Выдающаяся роль семьи в воспитании подрастающих поколений определяется незаменимостью ее воздействий на развитие детей, их интимностью, индивидуальностью, неповторимостью, глубоким учетом особенностей каждого ребенка, которого родители знают значительно лучше других воспитателей. Вот почему школа и общественность не могут не опираться на семью в своей работе по воспитанию подрастающего поколения.
Проблемы семейного воспитания весьма широко и разносторонне освещены в педагогической литературе, например в «Книге для родителей» А. С. Макаренко, в работе Н. К. Крупской «Вопросы семейного воспитания и быта», в ряде работ В. А. Сухомлинского и др.
С учетом требований комплексного подхода к воспитанию особое внимание в семье надо уделить решению задач идейно-политического, умственного, нравственного и трудового воспитания, эстетического и физического развития детей.

В семейном воспитании можно использовать беседы и рассказы (методы просвещения), методы организации деятельности детей, методы стимулирования положительного поведения детей (поощрение, порицание и др.), методы общения и др.
Доступные нравственные беседы исподволь формируют у детей представление о хорошем и плохом, добром и злом, сердечном и жестоком, гуманном и бесчеловечном, честном и бесчестном, правдивом и лживом. Начинаются эти беседы в ходе рассказывания сказок и переходят постепенно в целенаправленные ненавязчивые, но систематические беседы о важнейших идейных, нравственных качествах, об эстетическом и физическом совершенствовании и др.

Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.

Роль семейных традиций в жизни малышей

* Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь “каждый день – праздник”

* Дети гордятся своей семьёй

* Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято

* Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.

* Традиция повторяется всегда, ведь она – традиция

* Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным

* Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие

Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.

Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Средства воспитания – это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания). Некоторые считают, что средства – более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.
Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на “вы” с учеником, когда ему делают замечание.
Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. – это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее методы – одна из основных категорий воспитания, знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.
Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К. Бабанский). 1 гр. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок). 2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения.
Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как знание, совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение. Ниже охарактеризованы методы воспитания по данной и другим классификациям.

Читать еще:  Как наладить лактацию и должно ли молоко приходить сразу после родов? Что делать чтобы после родов появилось молоко: советы консультанта по ГВ

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Общие методы и средства воспитания.

Методы: убеждения, упражнения, поощрения, наказания.

Убеждение — это один из способов на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения способствует выработке у воспитанника уверенности в правильности того или иного знания, утверждения, мнения. Приемы убеждения: рассказ, беседа, диспут

Упражнение — многократное повторение какого-то действия для формирования устойчивого поведения. Различают упражнения прямые (открытая демонстрация той или иной поведенческой ситуации), косвенные («непрямая» природа упражнений), естественные (целесообразно, планомерно, толково организованная жизнедеятельность воспитанников) и искусственные (специально разработанные инсценировки, упражняющие человека).

Поощрение — способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим.

Виды наказания: моральное порицание, лишение, или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

Пример как метод воспитания — это способ предъявления образца как готовой программы поведения, способ самопознания.

Средства воспитания – педагогически независимый источник социального опыта.

Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления и др.). Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Бабанский Ю. К. “Педагогика”.

Кукушин В.С. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме. – Ростов н/Д :ГинГо, 2001

Макаренко А.С. Книга для родителей.– М.: Педагогика, 1983.

Методы и приемы семейного воспитания

Методы воспитания детей в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.

Они имеют свою специфику:

– влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлениях к личности;

– выбор методов зависит от педагогической культуры-родителей: понимания целей воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий.

1) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т.д.;

2) Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов;

3) Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы.

4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны.

Приемлемые методы воспитания следующие:

1) Убеждение. Это сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво, помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Родители, умудренные опытом семейного воспитания, отличаются именно тем, что без окрика и без паники умеют предъявлять требования к детям. Они обладают секретом всестороннего анализа обстоятельств, причин и следствий поступков детей, предугадывают возможные ответные реакции ребят на их действия. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент может оказаться более действенной, чем урок морали. Убеждение – метод, при котором воспитатель обращается к сознанию и чувствам детей. Беседы с ними, разъяснения – далеко не единственное средство убеждения. Убеждаю и книга, и кинофильм, и радио; по-своему убеждают живопись и музыка, которые, как и все виды искусства, действуя на чувства, учат жить «по законам красоты». Большую роль в убеждении играет хороший пример. И здесь огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Наконец, детей убеждает их собственный опыт.

Читать еще:  Развлекательные игры для всей семьи. Конкурсы на новый год в кругу семьи

2) Требование. Без требований нет воспитания. Уже к дошкольнику родители предъявляют совершенно определенные и категорические требования. У него есть трудовые обязанности, и к нему предъявляются требования по их выполнению, при этом осуществляйте следующие действия:

– постепенно усложняйте обязанности ребенка;

– осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его;

– когда ребенку нужна помощь, оказывайте ее, в этом надежная гарантия того, что у него не выработается опыта непослушания.

Главная форма предъявления требований к детям – распоряжение. Его следует отдавать категорическим, но, в то же время, спокойным, уравновешенным тоном. Родители при этом не должны нервничать, кричать, злиться. Если отец или мать чем-то взволнованы, то лучше пока воздержаться от предъявления требования.

Предъявляемое требование должно быть посильным для ребенка. Если отец поставил перед сыном непосильную задачу, то ясно, что она не будет выполнена. Если так случается не раз и не два, то образуется очень благоприятная почва для воспитания опыта непослушания. И еще: если отец дал распоряжение или запретил что-то, то мать не должна ни отменять, ни разрешать то, что он запретил. И, конечно, наоборот.

3) Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование). Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание – это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. Одобрение чаще применяется к детям младшего возраста, еще плохо разбирающимся в том, что – хорошо и что – плохо, и поэтому особенно нуждающимся в оценке. На одобрительные замечания и жесты не надо скупиться. Но и здесь старайтесь не переборщить. Часто приходится наблюдать прямой протест против одобрительных замечаний.

4) Похвала – это выражение воспитателем удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «Молодец!» все-таки недостаточно. Родителям следует опасаться того, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно. Доверять детям – значит проявлять к ним уважение. Доверие, кончено, нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Если родители говорят ребенку «Ты неисправим», «Тебе ничего нельзя доверить», то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.

Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения.

5) Наказание. Педагогические требования к применению наказаний следующие:

– Уважение к детям;

– Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания;

– Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и кто сделал это преднамеренно;

– Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям;

– Соответствие между отрицательным поступком и наказанием;

– Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость;

– Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.

Методы семейного воспитания

Методы воспитания в семье – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей.

В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальными положениями:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

Читать еще:  Как отомстить мужу за измену и не пожалеть об этом? Коктейль «женская месть» за измену («инструкции» и советы)

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия и др.

Вследствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что, сколько родителей – сколько и разновидностей методов.

Однако в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым отнесены:

– метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

– метод поощрения предполагает использование системы педагогически целесообразных средств (похвала, подарки, формирование перспективы) с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения;

– метод совместной практической деятельности подразумевает участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.);

– метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение его определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р.

Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае.

Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

– знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие домашние и общественные поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

– личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать детей личным примером;

– в случае предпочтения детьми общения с родителями приоритет отдается методу совместной практической деятельности;

– учет уровня педагогической культуры родителей.

Однако рациональные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки. Их взаимодействие может быть рассмотрено в моделях семейного воспитания.

Ошибки в семейном воспитании «Перечислите, пожалуйста, наиболее часто встречающиеся ошибки в семейном воспитании» — таким обращением к учащимся можно начать рассмотрение данного вопроса. Старшеклассники высказывают различные мнения: «Некоторые родители плохо знают душу ребенка», «Забывают, что мы уже взрослые», «Слишком много читают нотаций» и др.

Обобщая высказывания учащихся, целесообразно отметить, что влияние семьи на ребенка, как показано выше, не ограничивается воспитательной деятельностью взрослых. На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а и на уровне воспитанности личности в целом.

Ошибки родителей условно можно подразделить на две группы:

– неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера;

– неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

Наиболее серьезными и довольно часто встречающимися ошибками являются следующие: – На воспитание сына (дочери) обращалось мало внимания в первые годы его (ее) жизни (в дошкольный период). – Отсутствие единых требований и четкой линии в воспитании сына (дочери). – Слепая, неразумная любовь к сыну (дочери). – Единственный сын (дочь) является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи. – У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у сына (дочери) оно должно быть беззаботным, легким. – Нетребовательность родителей к сыну (дочери). И др.

Кроме указанных выше, в числе серьезных ошибок родители также отметили:

– перекладывание забот о воспитании детей на ясли, детсад, школу;

– отстранение детей от посильного домашнего труда;

– неумение пользоваться поощрениями и наказаниями, применение физических наказаний;

– отсутствие такта в отношениях с ребенком;

– ссоры родителей в присутствии детей;

– неправильное поведение отдельных родителей в быту (пьянство отцов);

Большинство перечисленных выше ошибок отрицательно воздействует на успеваемость и общественную активность школьников, на формирование у них трудолюбия, коллективизма, честности, самостоятельности и многих других качеств.

178.62.190.222 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://stud24.ru/pedagogy/metody-sredstva-i-formy-vospitaniya/118155-347660-page1.html
http://studbooks.net/1598895/psihologiya/metody_priemy_semeynogo_vospitaniya
http://studopedia.ru/11_54159_metodi-semeynogo-vospitaniya.html

Ссылка на основную публикацию