Почему дети воруют: в чем причина, и как спасти ребенка. Ребенок ворует: что делать

Как отучить ребенка воровать

Содержание статьи:

  1. Почему начал воровать
  2. Разновидности
  3. Что делать
    • Дошкольник
    • Школьник

  4. Профилактика

Ребенок начал воровать — это сигнал тревоги, который игнорировать нельзя. Некоторые родители, боясь общественного осуждения, закрывают глаза на пагубную привычку своего чада. Они уверяют себя, что сами куда-то положили деньги и забыли об этом. Чужую же вещь, по мнению таких горе-воспитателей, их нечистый на руку отпрыск взял по ошибке. Если реагировать на случившееся подобным образом, то из милого малыша вырастет профессиональный вор. Необходимо со всей серьезностью отнестись к решению этой проблемы, которая способна разрушить счастливую жизнь целой семьи.

Почему ребенок начал воровать

В первую очередь, родителям нужно понять, что ребенок не рождается с данной пагубной привычкой. Следовательно, необходимо разобраться с причинами его воровства, которые могут заключаться в следующих факторах:

    Неправильная модель воспитания. Иногда родители настолько заняты собой, что не замечают негативных изменений в поведении своего потомства. Встречаются даже такие индивидуумы, которые не считают зазорным, если их чадо взяло чужую игрушку. Связана такая реакция или с педагогической неграмотностью родителей, или с элементарной их распущенностью.

Пример взрослых. Если папа и мама находились в местах не столь отдаленных за кражу, то не стоит удивляться тому, что их отпрыск полез в чужой карман. Особенно этот факт касается подростков, которые уже все осознают и копируют поведение своих родителей, если те пользуются у них авторитетом.

Плохая компания. Как показывает жизненная практика, дурной пример однозначно заразителен. Существует такое понятие, как стадный инстинкт. Именно он зачастую подталкивает детей даже из вполне благополучных и обеспеченных семей к воровству.

Деформация личности. Если ребенку с раннего детства не объяснили нормы морали, то последствия такой безответственности не заставят себя ждать. Дети — это глина, из которой взрослые способны вылепить самодостаточную личность. Упустив момент начала присвоения чужих вещей, можно потерять своего ребенка навсегда.

  • Вымогательство. Иногда более старшие дети требуют у своей жертвы удовлетворить их финансовые потребности. Ребенок боится хулиганов и вымогателей, поэтому ему легче украсть деньги у родителей, чем открыть им истину. В дальнейшем он начнет выносить из дома ценные вещи, если малолетние преступники войдут во вкус, чувствуя свою безнаказанность.
  • Родители и только они виноваты в том, что их ребенок признается со временем асоциальной особой и попадает в колонию для несовершеннолетних. Подобную склонность реально устранить при желании видеть в будущем свое чадо счастливым. 90% малолетних преступников-воришек попадают за решетку именно из-за безразличия к ним родителей.

    Разновидности вредной привычки у детей

    Исходя из причин возникновения патологической привычки, специалисты четко разграничили подобное асоциальное поведение у ребенка. Существует 6 разновидностей данной патологии, которые выглядят таким образом:

      Импульсивное воровство. При психической травме, повышенной возбудимости или олигофрении дети довольно часто посягают на чужое имущество. Именно за подобным контингентом детей необходимо внимательно следить во избежание совершения ими кражи.

    Воровство-протест. Обычно данная проблема возникает у заброшенного ребенка. Он может даже воровать деньги у своих обеспеченных родителей, чтобы затем раздать их нуждающимся людям. Любой ценой такие дети пытаются привлечь к себе внимание слишком занятых взрослых.

    Воровство-вседозволенность. Некоторые безответственные родители считают предприимчивость их чада отличной чертой характера. Их логические выводы заключаются в том, что все надо нести в дом. Сыну или дочке они внушают, что прощелыгам всегда везет по жизни и без куска хлеба с икрой они никогда не останутся.

    Воровство-зависть. Далеко не каждая семья может похвастаться стабильным материальным положением. Одаренные дети иногда попадают в элитное заведение, где учатся дети обеспеченных родителей. Соблазн позаимствовать у них какую-либо дорогую вещь бывает настолько велик, что ребенок осуществляет кражу.

    Воровство-бравада. Очень часто ребенок ворует деньги не потому, что они ему остро необходимы. Причина его девиантного поведения кроется в том, что в некоторых детских коллективах этот поступок считается проявлением храбрости. Если кто-либо из класса украл деньги или какой-либо товар в магазине, то его сразу объявляют героем и великим ловкачом. Подобная реакция сверстников подталкивает юного воришку к повторным противоправным действиям.

  • Клептомания. В данном случае речь идет о довольно редком психическом расстройстве. Следует сразу оговориться, что дети клептоманией практически не страдают. Некоторые маленькие хитрецы, когда их поймали на горячем, просто имитируют у себя данное заболевание. Их обычные оправдания при этом озвучиваются тем, что они вовсе не хотели, но неведомая сила потянула их руку украсть.
  • Что делать, если ребенок стал воровать

    При уже свершившемся факте необходимо вплотную заняться воспитанием своего потомства. Подходить к данному вопросу необходимо с учетом возраста ребенка.

    Коррекция асоциального поведения у дошкольника

    Родителям следует помнить о том, что уже с 3 лет их малыш прекрасно осознает факт присвоения себе чужой вещи. Однако при этом он не осознает аморальность своего поступка. Крики и обвинения в данном случае однозначно не помогут, поэтому действовать необходимо по-иному:

      Не ругать ребенка. Самой главной ошибкой родителей является попытка устроить суд Линча своему малышу. Этим можно только напугать детей, но не избавить их от желания присвоить то, что им не полагается. Исключительно беседа в спокойном тоне поможет донести до юного воришки, что так поступать нельзя. Если он решил присвоить себе чужую игрушку, то надо подвести его к той мысли, что ее нужно в срочном порядке вернуть владельцу. В виде примера рекомендуется попросить малыша описать свои эмоции при случае, если у него забрали его любимую вещь.

    Выявить причину проступка. Иногда родители изумляются, что кражу их ребенок совершил для того, чтобы сделать приятное близким. Следует объяснить провинившемуся, что подарки дорогим людям таким образом не преподносятся. Также рекомендуется показать малышу, как можно изготовить презент собственными руками. Он должен понять, что тот же рисунок или поделка будут приятны папе или маме, а не ворованная вещь. Если же причина кражи заключалась в желании обладать какой-либо игрушкой, то необходимо научить ребенка копить на ее приобретение.

    Проявлять больше заботы. От детей ни в коем случае нельзя откупаться деньгами или дорогими подарками. Ребенок даже в этом возрасте остро чувствует подмену понятий. Необходимо дать ему возможность почувствовать собственную значимость для родителей. Иногда детям важнее, чтобы их лишний раз похвалили, чем купили очередную безделушку.

    Узнать подробности происшедшего. Иногда ребенка обвиняют безосновательно, просто переложив всю ответственность на него. Прежде чем устраивать наказание подозреваемого, рекомендуется выяснить суть случившегося инцидента. Если вина доказана безоговорочно, то следует наблюдать за реакцией малыша. Хуже всего будет выглядеть тот факт, что он наотрез откажется признаться в воровстве. В данном случае придется поработать не только над главной проблемой, но и над тем, чтобы объяснить ребенку о недопустимости лжи по отношению к другим людям.

    Требовать просить разрешения на любые действия. В благополучной семье всегда и везде поведение малыша контролируется взрослыми. Эта непреклонная истина должна быть заложена в сознании ребенка с раннего детства. Вседозволенность приводит со временем к печальным последствиям, поэтому необходимо воспитывать у детей дисциплину.

  • Организовать просмотр мультфильма. В данном случае подойдет «Малыш и Карлсон», где в юмористическом стиле продемонстрировано разоблачение главным героем похитителей чужого белья. Психологи также рекомендуют организовать просмотр мультфильма «Бюро находок», где промышляла ловкая сорока-воровка. Обязательно после такого ознакомления необходимо сделать акцент на том, что главные герои являются положительными персонажами и борются с кражами.
  • В этом возрасте довольно легко корректировать поведение малыша. Если благоприятный момент упущен, то родителям придется бороться с осознанным желанием у своего потомства воровать.

    Что делать, если ворует ребенок-школьник

    В данном случае речь пойдет уже о ребенке, который четко понимает неправильность своего поведения. При вопросе, что делать, если ребенок ворует, стоит предпринять следующие меры воздействия на подрастающего отпрыска с девиантными наклонностями:

      Изучить круг общения своего чада. Вероятность того, дети начали присваивать себе чужие вещи из-за плохого влияния, довольна велика. Необходимо тщательно проанализировать поведение друзей своего ребенка, чтобы сделать окончательные выводы. Делать это нужно тактично и ненавязчиво, чтобы еще больше не усугубить возникшую ситуацию.

    Поддерживать тесную связь с классным руководителем (воспитателем). При проблеме, как отучить ребенка воровать, без помощи педагогов не обойтись. Именно они могут подсказать, кто может плохо влиять на их подопечного. Грамотный специалист сам обратится к родителям, если заметит какие-либо отклонения в поведении ребенка.

    Следить за появлением в доме чужих вещей. Дети любят обмениваться игрушками и сувенирами, но это не может быть постоянным явлением. Любого родителя должен насторожить тот факт, что их ребенок приносит из садика или школы довольно дорогие вещи. При этом он объясняет это тем, что нашел их совершенно случайно. Дороги не вымощены ценными предметами, о чем не стоит забывать папам и мамам.

    Учить ребенка копить на дорогую вещь. На многие торжественные события родственники детям преподносят презенты в виде денежного эквивалента. Следует объяснить своему чаду, что транжирство часто приводит к тому, что потом в кармане гуляет ветер. Для приобретения заветной вещи не нужно воровать, а стоит немного потерпеть и накопить нужную сумму.

    Устранить двойные стандарты воспитания в семье. Если один из родителей сквозь пальцы смотрит на кражи его ребенка, а второй активно с ними борется, то можно поставить крест на желании избавиться от существующей проблемы.

    Постоянно поощрять ребенка. Ему станет однозначно стыдно, если после плохого поступка родители предложат ему посетить какой-нибудь аттракцион, кино или кафе. Делать это нужно как можно чаще, чтобы малолетний воришка понял, что папа и мама любят и доверяют ему.

    Не замалчивать о факте кражи. Стыдно, обидно, но не смертельно огласить ее в случае, когда любимый отпрыск был пойман на горячем. В семьях, где не выносят сор из избы, затем происходят самые необратимые последствия.

    Пересмотреть запросы ребенка. Иногда родители ограничивают своего ребенка в самом необходимом. Именно эта причина заставляет детей похищать вещи и деньги у своих ровесников. Необходимо следить за тем, чтобы сын или дочь не стали белой вороной в коллективе, который бывает довольно жесток в своей оценке.

  • Объяснение последствий воровства. Незнание законов не освобождает от уголовной ответственности за правонарушения. Необходимо напоминать своему ребенку о том, что кража не является невинной шалостью, а считается серьезным проступком, который карается Законом. Подростку можно продемонстрировать кинофильм «Пацаны», где без лишних слов показана судьба детей с девиантным поведением.
  • Профилактика детского воровства

    Беду можно и нужно предотвращать, а не сетовать затем на судьбу. Детское воровство реально ликвидировать на корню, если вести себя следующим образом:

      Ликвидация соблазна украсть. Зачем тревожить лихо, пока оно тихо? Не стоит держать ценные вещи на видном месте, провоцируя таким образом несформировавшуюся личность. Деньги также следует припрятать подальше, чтобы полностью ограничить доступ к ним сына или дочки. Некоторые родители считают такие меры предостережения унижением достоинства ребенка. Однако потом очень удивляются тому факту, что в доме пропадают вещи и их приглашают к инспектору по делам несовершеннолетних.

    Четкое разграничение понятий «мое — чужое ». Во избежание воровства необходимо предельно ясно дать понять своему ребенку о неприкосновенности того, что ему не принадлежит лично. Говорить при этом необходимо спокойно, но довольно твердо и безапелляционно.

    Выделение карманных денег. Некоторые родители считают, что таким образом балуют своих детей. Придерживаясь этого мнения, они лишают ребенка даже мелочи на поход в кино или школьный завтрак. Они не думают о том, что их отпрыску будет гораздо приятнее подкрепиться в столовой вместе с друзьями, чем есть в одиночестве заготовленные мамой бутерброды. К тому же ребенок имеет право выбрать сок и булочку по своему усмотрению. Родителям главное при этом следить, чтобы их чадо карманные деньги не тратило на вредную для его подрастающего организма пищу в виде чипсов и кока-колы.

  • Использование личного примера. Ни в коем случае нельзя при ребенке показывать свою зависть к более обеспеченным людям. Именно такие гневные речи формируют у детей чувство социальной несправедливости и желание отнять дорогую вещь у ровесника с богатыми родителями. День изо дня необходимо рассуждать вслух о том, что воровство — это очень плохой поступок, на который способны только непорядочные люди. Ребенок словно губка впитывает то, что говорят его родители. При этом важно обращаться не к нему, а просто произносить данные истины во время любой беседы.
  • Что делать, если ребенок ворует — смотрите на видео:

    Ребенок ворует – как правильно реагировать на это?

    Нет ничего легче, чем воспитывать чужих детей. Зато когда проблемы подкидывает собственное чадо, все оказывается не так просто. Зачастую родители уверены, что уж они-то прекрасно знают своего ребенка, и сюрпризов – тем более неприятных! – быть не может.

    К сожалению, случается всякое, и одна из самых неприятных ситуаций – воровство. Что делать, если ребенок ворует у родителей – эту тему обсудим в статье.

    Детское воровство

    Эта тема актуальна не только для неблагополучных семей. Воруют и воспитанные дети, и дети из очень обеспеченных семей. Конечно, причины и мотивы у них разнятся.

    В любом случае, важно вовремя выявить проблему и правильно отреагировать на нее, чтобы навсегда отучить ребенка от привычки брать чужое.

    Для родителей подобная ситуация становится шоком. Но в большинстве случаев все не так страшно. Важно не пускать ситуацию на самотек, ведь детство – время, когда закладываются моральные основы для будущей жизни.

    Детское воровство – проблема трудная, но решаемая. Если после первой кражи доступно и корректно объяснить ребенку, почему воровство недопустимо, и затем помочь ему избегать соблазнов, можно надеяться на успех.

    Гораздо сложнее справиться с запущенным случаем, когда ребенок приобрел опыт многократного ненаказуемого воровства.

    Возможные причины

    Как отучить ребенка воровать?

    Прежде всего, необходимо понять, почему дети воруют. Возможных причин много, рассмотрим основные.

    Финансовые проблемы

    У ребенка нет денег, но есть потребности. Или есть карманные деньги, но их не хватает. Ребенок начинает искать способ увеличить их количество.

    Нехватка денег в семье увеличивает вероятность кражи, но не является определяющим фактором.

    При правильном воспитании детям в голову не придет воровать. Но в отсутствие четких моральных установок ребенок способен на кражу, даже если он растет в обеспеченной семье.

    Что делать, если ребенок ворует ?

    Психологи советуют выдавать ребенку хотя бы минимальную сумму карманных денег. Это избавит его от чувства неполноценности.

    Объясните ему невозможность получать все желаемое сразу, научите копить деньги на нужную вещь, формируйте финансовую грамотность.

    Проблемы в семье

    Воровство может стать протестом против недостатка любви. Родители слишком заняты, чтобы уделить внимание ребенку. Вполне возможно, он сыт, одет-обут и обеспечен игрушками, но лишен главного – уверенности в родительской любви.

    В такой ситуации ребенок ворует деньги или вещи родителей не с целью наживы, а чтобы обратить на себя внимание, пусть и негативное.

    Что делать?

    Главная опасность ситуации в том, что она развивается. Начав красть у родителей и не получив своевременной помощи, ребенок продолжит воровать за пределами семьи.

    Прежде всего – никакой агрессии. Задумайтесь над атмосферой в доме, найдите время для откровенного задушевного разговора. Дайте ребенку понять, как он вам дорог.

    Подобную реакцию иногда вызывает детская ревность, что связано с появлением в семье младенца. Постарайтесь заранее подготовить старших детей к этому событию. Объясните, что малыш требует много внимания, но родители любят всех одинаково.

    Подражание

    Эта причина возможна в маргинальных семьях. Например, отец-алкоголик, давно утративший какие-либо принципы, способен не только подать пример воровства, но и учить этому детей.

    Но и в относительно благополучных семьях родители, пусть и неосознанно, порой подают детям такой пример.

    Если взрослые члены семьи обманули продавца в магазине, вынесли какие-то ценности с работы, втихую присвоили вещи соседей по даче, а затем все это одобрительно обсуждается в семейных разговорах – ребенок сделает свои выводы.

    Что делать?

    Главное для ребенка – пример семьи. Если родители курят, бесполезно объяснять детям про никотин, убивающий лошадь.

    С воровством то же самое. Следите за своими поступками и словами, чтобы ребенок не пришел к выводу – красть можно, главное не попадаться.

    Этот мотив встречается часто. Если ребенка обидели, а он не в силах открыто ответить, то в отместку крадется дорогая для обидчика вещь.

    Для ребенка, достигшего школьного возраста, это опасный соблазн. Кража, оставшаяся безнаказанной, позволяет почувствовать удовлетворение – как же, он сумел отомстить. А дальше – по нарастающей.

    Еще один вариант – месть из зависти. Почему у него есть дорогая вещь, а у меня нет? Кража – попытка повысить собственную самооценку.

    Что делать?

    Как правило, к этому способу прибегают слабохарактерные, не очень популярные дети. Будьте внимательны к своему ребенку, следите за тем, как складываются его отношения в школе.

    Хвалите, подбадривайте, развивайте его уверенность в собственных силах. Объясняйте, что значимость человека не зависит от стоимости его вещей.

    Недостаток воспитания

    Если родители растят маленького эгоиста, он искренне не понимает, почему он не может взять то, что хочется. Если родители не сумели ему объяснить недопустимость краж, то ребенок может украсть просто из желания владеть вещью.

    При этом ему совершенно все равно, как чувствует себя тот, кого обокрали. Например, ребенок украл деньги у родителей, отложенные на важную покупку, и прогулял их с друзьями.

    Что делать?

    Объяснять разницу между своим и чужим нужно с раннего возраста. Разговаривайте с малышом, читайте тематические сказки, учите представлять себя на месте других людей.

    Если маленький ребенок взял чужую вещь, объясните ему, как это плохо, и помогите вернуть хозяину. Тогда он вырастет, зная, что воровать нельзя.

    Желание завоевать авторитет

    Эта причина возникает у детей постарше, особенно у подростков.

    Она может быть двоякой:

    1. Желание обладать статусной вещью – одеждой, планшетом и прочим. Для детей помладше – желание привлечь внимание с помощью красивой игрушки.
    2. Желание доказать свою «крутизну» друзьям.

    Что делать?

    Воспитывать в ребенке чувство уверенности в себе, чтобы ему не пришлось прибегать к подобным способам. Он должен чувствовать вашу любовь и поддержку.

    Объясняйте ему, что друзей нужно привлекать не дорогими вещами. И обязательно будьте в курсе того, с кем он дружит, позвольте ему приглашать друзей домой.

    Очень тревожная, но, к сожалению, реальная причина. У ребенка могут вымогать деньги под угрозой расправы старшеклассники или дворовая шпана.

    Что делать?

    Если из дома начали пропадать вещи и деньги, и других подозреваемых нет, поговорите с ребенком. Спокойно и откровенно, без угроз и агрессии.

    Если у вас доверительные отношения с детьми, вам удастся узнать правду. Ребенок может быть запуган и просто бояться обратиться к вам за помощью.

    Клептомания

    Эта болезнь, безусловно, существует, но у детей встречается редко. Если ребенок крадет без всякой цели, часто, ненужные вещи, можно подозревать заболевание.

    Что делать?

    Самим лечить бесполезно, необходима помощь квалифицированного детского психолога.

    Советы психолога

    Детское воровство становится шоком для родителей. Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей или окружающих? Очень важно правильно повести себя и не усугубить ситуацию еще больше.

    Несколько общих советов от профессиональных психологов, которые применимы в любом случае:

    1. Занимайтесь воспитанием ребенка. Понятие «свое» и «чужое» закладывается с раннего детства, как и уважение к чужим вещам. А доверительные отношения помогут ребенку довериться вам, даже если он оступился.
    2. Обязательно выделяйте карманные деньги. Пусть небольшие, но обращение с ними – это азы финансовой грамотности.
    3. Начните с себя. Ребенок не должен иметь оснований сказать родителям «А вы сами?!».
    4. Не пойман – не вор. Необоснованные обвинения способны нанести вред психике и навсегда испортить ваши отношения. Если нет твердой уверенности, не бросайтесь обвинениями «Ты вор!», поговорите и вместе разберитесь в ситуации.
    5. Спокойствие, только спокойствие. Даже если ребенок в разговоре с вами дерзит и огрызается, он наверняка напуган. Упреки, крики, угрозы родителей только усилят негативный отклик.
    6. Это и ваша вина, и ответственность. Дайте ребенку понять, что вы готовы выслушать и помочь все исправить. Не скрывайте своего огорчения, но он должен знать, что вы не бросите его одного. Например, вы вместе отнесете украденную вещь.
    7. Избегайте публичности. Не выясняйте проблему прилюдно, не заставляйте извиняться в присутствии толпы свидетелей. Такое унижение не воспитывает, а вот сломать и озлобить может. Не позволяйте другим оскорблять вашего ребенка, твердо пообещав разобраться в ситуации и при необходимости наказать.
    8. Обязательно постарайтесь выяснить, почему ребенок ворует. От причины зависит ваша реакция и помощь.
    9. Уберите соблазны. Не оставляйте на виду деньги, присматривайте за детьми в магазине и в гостях.
    10. Реагируйте на факт любой кражи. Если малыш без спроса вынес из магазина копеечную конфетку, к этому необходимо отнестись серьезно. Важен факт кражи, а не стоимость. Беззаботное отношение мамы к украденному малышом леденцу может обернуться кражей смартфона подростком.
    11. Исключите насилие. Побои, угрозы, предсказания тюремного будущего, заявления типа «ты нам не сын (дочь)» способны только озлобить ребенка. Он будет воровать уже назло, ведь на нем все равно клеймо. Разве что станет хитрее.

    Если факт кражи установлен, обговорен и последствия исправлены, не позволяйте ни себе, ни другим попрекать им ребенка в дальнейшем.

    Если вы чувствуете, что не в силах справиться, найдите хорошего детского психолога.

    Заключение

    Тема детского воровства сложна и неприятна.

    Будьте внимательны к детям, позаботьтесь о доверительной обстановке в семье, выделяйте карманные деньги и учите обращаться с ними – эти нехитрые правила помогут вам избежать подобных потрясений.

    А каково ваше мнение, дорогие читатели? Как всегда, ждем ваших комментариев! Здоровья и семейного лада вам и вашим близким!

    Мой ребенок – вор? 11 шагов родителей в случае детского воровства

    Ребенок ворует? 8 причин, по которым дети берут чужое

    Детское воровство — один из самых пугающих для родителей типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы один раз в жизни пробует взять не принадлежащую ему понравившуюся вещь. Во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация — новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения или представлением о себе как о преступнике.

    Обычно под воровством родители понимают фактически каждый случай, когда их ребенок (особенно приемный!) без спросу берет чужую вещь. Очень важно для взрослых помнить, что воровство как таковое имеет ряд принципиальных признаков, которые будут рассмотрены ниже, и не надо торопиться с «ярлыками» и с трагическими выводами.

    Почему ребенок берет чужое: 8 причин

    Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много. Назовем их.

    Неосведомленность. До определенного возраста дети не владеют понятиями «свое» и «чужое». Если никто из взрослых не ставил специально задачу научить ребенка следовать правилу «чужое без спроса брать нельзя», то вплоть до выхода в широкую социальную действительность (обычно это школьный возраст) ребенок может иметь весьма смутные представления о «собственности».

    Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего» и, соответственно, не понимают, что такое «чужое». При общественном укладе жизни все вокруг общее, поэтому взять без разрешения вовсе не значит «украсть». Наоборот, «кто первый взял, того и тапки». Кроме того, у детей из детского дома или из неблагополучной семьи иные представления о деньгах, их ценности и о том, откуда они берутся, чем у их приемных родителей. Разница в представлениях, опыте и моральных нормах приводит к тому, что с точки зрения ребенка будет непонятна сила переживаний приемной семьи в случае, если он «просто взял» то, что ему приглянулось.

    Клептомания, которой опасаются некоторые родители, слышавшие о таком психическом нарушении, — это не особенность детей из неблагополучных семей, а болезнь. Заболевание это достаточно редкое, генетически не наследуемое и от социального происхождения не зависящее. Диагностируют его психиатры. За многолетнюю практику работы с приемными детьми авторы данной книги не сталкивались с ней ни разу, хотя достаточно много имели дело с невротическим и прочими формами «детского воровства».

    Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, не уверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви в прошлом, обычно в раннем детстве.

    Удовольствие, связанное с чувством риска, азартом и присвоением желаемого временно заполняет внутреннюю пустоту. Но поскольку это лишь замещение реальной потребности, оно насыщает ненадолго. После пережитых эмоций наступает желанное успокоение, тревога на время отпускает. Однако позже она возникает вновь, усугубленная чувством вины и ощущением, что «я плохой».

    В некоторых случаях дети в семьях, в которых между родителями плохие отношения, бессознательно могут использовать «трудное поведение», в том числе и воровство, как способ объединить родителей.

    Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется — он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это так называемое «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что сделают взрослые? И одновременно бросает им вызов: «А ничего вы со мной не сделаете!». Это своего рода борьба за контроль, попытки померяться силами со взрослыми.

    Некоторые дети в период адаптации в приемной семье могут таким образом проверять границы и степень надежности отношений: не вернут ли его из семьи в детский дом. Тем более что у некоторых это подкреплено реальным опытом, когда от них отказывались за подобные проступки.

    Возможно также, что ребенок таким способом «выбивает» особое внимание к себе. Некоторые дети, лишенные любви и заботы, приходят к выводу, что единственный способ привлечь внимание взрослого — разозлить его. Наказание их меньше пугает, чем безразличие. Причем за безразличие они порой принимают обычную сдержанность, особенно если привыкли к крику и побоям.

    Повышение значимости. Порой дети связывают наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Зависть к вещам — проявление чувства собственной малоценности, которая часто бывает у детей, отвергнутых кровными родителями. В подростковой среде жесткие правила: если у тебя нет того, что есть «у всех наших», ты — «лох», изгой, «белая ворона». То есть для подростков обладание чем-то — еще и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. Если ребенок со счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной чаще способен справиться с такой ситуацией, то приемный ребенок пасует перед социальным отвержением.

    Шантаж. Воровать ребенка могут заставлять более сильные сверстники или старшие дети. Это может быть как условие принятия в группу («тебе слабо?!», «ты маленький мальчик, маменькин сынок?»), так и непосредственные угрозы физической расправы, откупиться от которой ребенок может деньгами или вещами.

    Научение. Дети, жившие в неблагополучных семьях, делают то же, что делают взрослые. Например, если взрослые промышляли воровством, то для ребенка это было обычной жизненной ситуацией.

    Кроме того, для детей повторение действий кровных родителей в некоторых случаях может быть способом сохранения семейной идентичности, привязанности к своей семье: «Я поступаю, как папа».

    Собственно воровством можно считать спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности, в случае, когда человек знает о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя. Важно также учитывать возраст человека и его способность понимать свои действия и контролировать их.

    Почему приемный ребенок ворует

    Получается, что во многих случаях, когда ребенок берет чужое, это не является воровством. Переживания взрослых могут быть вызваны не столько самим поступком ребенка, сколько их собственными страхами или особенностями социальной ситуации, например, когда окружающие осуждают семью и ребенка.

    Опасения, что воровство связано именно с тем, что ребенок приемный, имеют под собой основания. Только гены тут ни при чем. Моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «голоса совести» лежит не столько страх наказания, сколько боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям.

    Большинство детей, воспитывающихся в благополучных собственных семьях, к старшему дошкольному возрасту знают о том, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Однако сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже, примерно к 12 годам.

    Кроме того, способность контролировать себя, свои спонтанные побуждения, в том числе взять желаемое, формируется также примерно к этому возрасту. Это связано не только с социальным и интеллектуальным развитием ребенка, но и с развитием его нервной системы.

    Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, бывают задержки и в развитии совести: ему трудно сочувствовать другим и беречь их чувства, потому что у него не было такого опыта. У него не было отношений, которыми он бы дорожил больше всего на свете, поэтому сиюминутная ценность понравившейся вещи оказывается на первом плане.

    Задержки в интеллектуальном развитии, повышенная тревожность и нестабильность нервной системы — это и все вышеперечисленное означает, что для приемных детей может потребоваться, во-первых, значительно больше времени для того, чтобы научиться правильному поведению, а во-вторых, дольше требуется внешний контроль со стороны взрослых. Под «контролем» подразумевается не подозрительность в отношении ребенка и враждебное отношение к нему, а создание системы четких требований и поддержки ребенка в процессе усвоения новых правил жизни.

    Кроме того, если причиной присвоения чужого является не меркантильность, а иные описанные выше причины, нужно бороться не с внешним проявлением проблемы, а с ее источником. Решать проблемы невротизации, утраты, желания ребенка сохранить связь со своей кровной семьей и т.д. Тогда проблема «воровства» со временем исчезнет за ненадобностью, поскольку будет найден другой, более удачный способ решения реальных трудностей, существовавших в жизни ребенка.

    Ребенка поймали на воровстве. Что делать родителям?

    Осознавать реальный эффект своих действий. Сталкиваясь с трудным поведением ребенка, особенно изо дня в день, взрослые могут испытывать разные чувства, иной раз даже срываться. Но если речь идет об осознанном поведении взрослого человека, необходимо спросить себя: какова моя цель? Какую информацию получит от меня ребенок? Физическая расправа, безусловно, учит ребенка тому, что лучше не попадаться на своих проступках, а также тому, что когда родители в гневе, они кричат и дерутся. Но это не научит ребенка пониманию того, почему именно воровать нельзя. И уж тем более не научит его не делать этого. Скорее он научится более тщательно скрывать свои проступки от конкретных людей. Поэтому после любого эмоционального взрыва нужно начать планировать формирование изменений в поведении ребенка.

    Собрать полную и непредвзятую информацию о том, что произошло. К сожалению, к детям из детского дома существует предвзятое отношение, и ребенка могут обвинить несправедливо.

    Помнить, что ребенок, совершивший проступок, не преступник. Случившееся — шанс для него освоить некоторые важные правила человеческого общежития. Навешивание «ярлыков» приводит к «социальному гипнозу», лишая ребенка выбора в будущем: ведь он уже вор, чего тут думать-то?

    Искать подлинные причины. Постараться понять, какова эта ситуация с точки зрения ребенка, каковы были его намерения и как он понимает результат. Для этого нужно внимательно и спокойно его выслушать. Также важно знать жизненную историю ребенка, потому что кроме того, как ребенок сам объясняет свое поведение, имеют значение объективные проблемы и особенности развития.

    Учитывать возраст и особенности развития ребенка. Часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Ребенок, чей биологический возраст 12 лет, в моральном отношении может соответствовать 6 годам. И родителям, которые занимаются его воспитанием, придется исходить в своих действиях из этой реальности.

    Подробно и понятно объяснить ребенку, чем именно плох его поступок. Почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Рассказать напрямую или через сказки/игру, что чувствует тот, у кого украли что-то: унижение, обиду, как ему плохо. Что теряет в отношениях с людьми тот, кто берет чужое. Объяснить, что желание взять чужое посещает в детстве всех людей, и как люди это преодолевают, и т.д.

    Предложить выход из ситуации. Возмещение морального и материального ущерба (насколько это возможно) для пострадавших. Обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить публично и не бросать его одного в этой ситуации. Найти способ, как сам ребенок может возместить нанесенный ущерб: вернуть, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного и т.д.

    Выразить уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Очень важно, чтобы родители четко выразили свою позицию: «Ты наш ребенок. Мы плохо относимся к этому конкретному действию, но не к тебе. Ты нам дорог, поэтому мы будем добиваться того, чтобы ты научился поступать иначе».

    Своим собственным поведением выражать уважение к собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах. И не провоцировать ребенка, оставляя на видном месте деньги и ценности, пока не будет уверенности в том, что ребенок научился справляться с ситуацией.

    Решать подлинные проблемы ребенка, которые стоят за воровством. Если родители не могут понять, что движет ребенком, стоит обратиться к детскому психологу.

    Верить в своего ребенка. Быть на его стороне не означает отрицания проблемы, но свидетельствует о том, что сам ребенок и отношения с ним для родителей важнее, чем отдельные, даже серьезные проблемы в его поведении.

    Источники:

    http://tutknow.ru/psihologia/9801-kak-otuchit-rebenka-vorovat.html
    http://its-kids.ru/rebenok-voruet.html
    http://www.7ya.ru/article/Moj-rebenok-vor-11-shagov-roditelej-v-sluchae-detskogo-vorovstva/

    Читать еще:  Как проучить и наказать мужа. Как наказать мужа за измены: советы психолога
    Ссылка на основную публикацию