Проблемы многодетных семей в современном обществе. Проблемы и возможности многодетной семьи. Анализ нормативно-правовой базы

2. Основные проблемы современной многодетной семьи

По мнению многих исследователей, семья в современ­ной России переживает не лучшие времена. Как отмечают Бодрова Т. А. и Рыбакова Н.А., семья во все меньшей степени выполняет роль буфера между ее членами—с одной стороны, и обществом и государством—с другой, перестает быть психоло­гическим убежищем от общественных потрясений. Многодетная семья сталкивается со всеми проблемами, свойственными любой семье, но для нее они становятся более тяжелыми, решаются труднее. Ведь в современных условиях больше материальный выигрыш, психологический комфорт и обеспеченность куль­турными ценностями получает семья, имеющая одного ребенка или бездетная. Следует согласиться с вышеназванными авто­рами, что проблемы многодетной семьи дополняются пробле­мами проживающих в них детей, что должны обязательно учи­тывать социальные работники.

Большинство авторов считают, что главная проблема много­детных семей—материальная. Многочисленные исследования показывают тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящимися на каждого члена семьи, а в более общем плане—степенью ее бедности. Ни для кого не секрет, что с рождением ребенка доход семьи резко уменьшается, особенно если это третий, четвертый ребенок. Другие проблемы являются следствием этой главной про­блемы, вытекают из нее. Самой, пожалуй, острой стала жилищ­ная проблема. Если в 80-е годы ее как-то пытались решать: строили дома и соединяли квартиры, чтобы создать более-менее сносные условия для детей в многодетной семье, то в настоящее время о ней просто не упоминают. Но от жилищных условий зависит очень многое в судьбе детей. В период, когда ребенок начинает осваивать жизненное пространство и должен прояв­лять активность, отсутствие необходимых жилищных условий делает его пассивным, робким, закладывает неблагоприят­ный жизненный сценарий на будущее. Стесненные жилищные условия в значительной мере влияют на здоровье детей в многодетной семье. Во-первых, из-за скученности в таких семьях дети болеют чаще, так, как заражают друг друга. Во-вторых, как показывают статистика и социологические исследования, существует прямая связь между жилищными условиями и смертностью детей на первом году жизни. 61% женщин, потерявших ребенка в возрасте до одного года, важнейшей причиной его смерти назвали плохие жилищные условия.

Жилищная проблема оказывает не только прямое, но и кос­венное влияние на здоровье ребенка в условиях многодетном семьи. Внутрисемейные отношения в стесненных жилищных условиях более конфликтны, что создает напряженную эмоцио­нальную атмосферу, вызывающую у детей тревогу, психологический дискомфорт, что препятствует их гармоничному развитию. Как улучшить жилищные условия многодетной семьи пока не ясно ни самим семьям, ни государственным органам. В Указе Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», принятом еще в мае 1992 г., предусматривались некоторые меры по содействию предоставления многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцент­ных ссуд на приобретение строительных материалов и строи­тельство жилья. Однако в свете вышесказанного немного най­дется семей, способных построить себе дом даже с помощью кредита или ссуды. Поэтому жилищная проблема так и оста­нется проблемой, по крайней мере, на ближайшее будущее.

Еще одной важной проблемой многодетных семей является проблема здоровья детей. Большинство авторов отмечает, что дети в многодетных семьях болеют значительно чаще по срав­нению с другими семьями по объективным причинам. Дети в таких семьях получают недостаточно полноценное питание, не имеют возможности для полноценного отдыха, а родители не всегда могут приобрести необходимые лекарства, значи­тельно меньше здесь и физических возможностей для ухода за заболевшим ребенком. В многодетных семьях доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее рациональна, чем в целом во всех семьях с детьми. Зав. лабо­раторией НИИ семьи Панкратова Н. В. приводит такие дан­ные: семьи с тремя детьми получают на 20% меньше фруктов и ягод, мяса—в 1,5 раза меньше, чем дети в семьях с одним ребенком. В семьях с четырьмя и более детьми потребляется яиц в 1,6 раза, рыбы—в 2,4 раза меньше, чем их сверстниками из однодетных семей. Это не может не отражаться на здоровье детей из многодетных семей, так как они недополучают наи­более ценного: белков и витаминов.

Большие проблемы у многодетной семьи в сфере образова­ния. Чтобы стать образованным, у детей из этих семей меньше условий, так как меньше возможностей для учебы. Дело не в том, что эти дети имеют меньшие способности, а в том, что они не имеют возможности получить такое же воспитание и образова­ние, как дети в семьях с высокими доходами. Если с ребенком с раннего детства занимаются родители, воспитатели, а позже учителя, если он может посещать различные кружки, секции, то он оказывается более развитым. В многодетных же семьях из-за загруженности родителей, особенно матери, от которой дети получают 50% воспитательного воздействия, ребенок недопо­лучает внимания. В «Российском журнале социальные работы» № 1 за 1996 г. приводятся такие данные: время, затрачиваемое семейными женщинами на домашний труд, составляет от 49 до 85% от общего годового фонда рабочего времени. Эти затраты напрямую зависят от числа детей в семье и их возраста. У мате­рей, имеющих грудного ребенка, они достигают 232 условных рабочих дней за год, у имеющих дошкольников—163, школь­ника—135; в то же время бездетные женщины затрачивают на домашнюю работу всего 88 условных рабочих дней.

Если раньше недостаток воспитания в семье компенсиро­вала система дошкольного воспитания, то в настоящее время число дошкольных учреждений сокращается, также как коли­чество мест в них, растет плата за пребывание детей, вноси­мая родителями. Все это ведет к тому, что уменьшается коли­чество детей, посещающих детские дошкольные учреждения. По этим же причинам сокращается число детей, которые посе­щают различные кружки, секции и художественные студии. Все это ведет к социальному неравенству в развитии детей из многодетных и малодетных семей.

Сложная проблема вообще, а для многих семей особенно, орга­низация отдыха детей в период каникул. Детский и юношеский досуг и отдых все более превращается в индустрию платных благ и услуг. Это делает их недоступными для детей из малообеспе­ченных семей, в первую очередь в многодетных. Большинство детей из-за отсутствия денег на отдыху родителей и государ­ства не могут провести каникулы с пользой для себя и обще­ства. В последние два года в этом вопросе наметились измене­ния. Правительство выделяет деньги на летний отдых, местные власти организуют лагеря труда и отдыха, детские площадки, устраивают старших школьников на работу по сбору фруктов и овощей. Все это помогает оздоровить значительную части детей из малообеспеченных семей, в том числе и многодетный

Мы уже писали о негативном отношении к многодетной семье. Это создает моральные проблемы для данной семьи, так как зачастую негативное отношение к неблагополучным мно­годетным семьям переносится на все семьи. Иногда многодетность вызывает раздражение, чаще непонимание со стороны окружающих. Вот почему, по данным социологов, каждая третья многодетная мать, исходя из собственного опыта, не советует другим женщинам иметь больше двух детей.

Следует отметить, что проблема многодетных семей зави­сит от места их проживания: города или деревни, регионы страны с низкой или высокой рождаемостью. Поэтому, соци­альная помощь должна оказываться с учетом местных особен­ностей. Многодетные семьи, как отмечает большинство авто­ров, не представляет однородную массу.

Таким образом, многодетная семья испытывает проблемы, связанные с материальным положением, жилищными условиями, меньшими возможностями для развития детей, воспитания их здоровыми, культурными, здоровыми нравственно и физически. С переходом страны к рыночной экономике особо остро встал вопрос о социальной защите многодетной семьи. Это обуслов­лено и демографической ситуацией в стране. Учитывая особен­ности типов многодетной семьи, социальные службы должны использовать различные технологии социальной работы, чтобы добиться большей эффективности.

Читать еще:  Как связать свитер. Советы для начинающих рукодельниц. Вяжем джемпер, свитер, пуловер. МК с описанием, схемы и видео

3. Социальная защита многодетной семьи

Очевидно, насколько важна помощь многодетным семьям со стороны государства и общества, предоставление ряда льгот, осо­бенно в сфере образования детей и оказания медицинских услуг, а также материальной поддержки. Однако не следует порождать и развивать иждивенческие настроения, следует создать такие условия, чтобы любая семья, в том числе и многодетная, могла достигнуть высокого уровня благосостояния и духовного разви­тия. Но пока это недостижимо, основная тяжесть работы с мно­годетными семьями ложится на социального работника. Вся работа с этой категорией семей строится на основе этих докумен­тов: Указ Президента Российской Федерации «О мерах по соци­альной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г., введен­ный в действие с 1 июля 1992 г. и разработанных на его основе постановлений областных и городских органов власти и мест­ного самоуправления. Принят и реализуется Закон «О государ­ственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г., в ноябре 1995 г. в него внесены изменения в соответствии с зако­ном «О внесении изменений» в Федеральный закон «О государ­ственных пособиях гражданам, имеющим детей». Получила президентский статус Федеральная Программа «Дети России». Действует национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации. Социальные службы на местах при­меняют Законы или Указы, напрямую не относящиеся к много­детным семьям. Так, например, в Новочеркасском управлении по труду и социальной защите населения на основании Закона Ростовской области, принятом 24 февраля 1999 г. «Об адресной социальной помощи малоимущим жителям Ростовской области», выплачиваются материальные пособия многодетным семьям как попавшим в экстремальные условия, 6 месяцев в году ока­зывается натуральная помощь. Такая практика позволяет ока­зать дополнительную помощь многодетным семьям.

Большинство исследователей, занимающихся проблемами многодетных семей, отмечают, что эти семьи нуждаются в ком­плексной системе мер социальной защиты. На нынешнем этапе развития, многодетным семьям необходима помощь, связан­ная не только с нехваткой средств на питание и одежду, но и на лекарство, на расходы, связанные с расширением плат­ного медицинского обслуживания в поликлиниках и стаци­онарах, санаториях и оздоровительных лагерях. Важнейшее место должны занимать меры, которые способствуют адапта­ции многодетной семьи в современных экономических усло­виях. Среди этих мер—организация собственного дела и само­занятости, переход на работу в коммерческие структуры, где оплата гораздо выше, использование вторичной занятости для получения вторичных денежных доходов, самообеспече­ние продуктами питания за счет выращивания их на приу­садебных участках, дачах, огородах и т.п. Возможности раз­ных типов многодетных семей зависят от многих условий: от возраста родителей, их образования и квалификации, числа детей, их обеспеченности жильем, предметами длительного» пользования, наличия приусадебного участка, сада, огорода, автомобиля, от состояния рынка и наличия рабочих мест по специальности родителей, развитости рыночных отношений в месте проживания.

Молодые семьи чаще выбирают дополнительные заработки, а также занятость в коммерческих структурах с более высокой оплатой труда. В большинстве многодетных семей главным кор­мильцем является отец, поэтому необходимо обеспечить муж­чинам возможность дополнительных заработков, что облегчит материальное положение семьи. Необходимо способствовать и самостоятельным, заработкам детей, желающих помочь семье Или удовлетворить свои нужды. Следует подумать и о частичной занятости женщин, создавая условия работы м неполным рабо­чим днем или надомной работы. Социальный работник так же может помочь многодетной семье получить кредиты на организа­цию фермерского хозяйства или его развитие, создание промыш­ленного или торгового предприятия, надомного производства. Доктор экономических наук Панкратьева Н. В. предлагает такую меру, как увеличение налогонеоблагаемой части дохода и считает, что это должно иметь достаточно весомое значение в определении располагаемого денежного дохода многодетных семей (денежного дохода за вычетом налогов, обязательных платежей и взносов). При прочих равных условиях значимость этой меры для семейного бюджета будет способствовать повы­шению экономической активности многодетных семей. В своей статье в журнале «Семья в России» она приводит формулу рас­чета общественно-нормативной величины дохода семьи с двумя родителями и различным числом детей:

где Д—доход семьи,

п. м.—величина прожиточного минимума,

d—число детей в семье.

Достигнуть достаточного уровня дохода во всех многодетных семьях можно путем повышения заработной платы или пособий, или одновременно того и другого. В связи с этим предлагается вве­сти двухступенчатую систему пособий на детей. Сохраняя действу­ющую систему пособий на детей, целесообразно ввести специаль­ные дополнительные пособия на детей из многодетных семей.

Для семей с тремя детьми в размере:

минимальный вариант—1,0 прожиточного минимума на семью;

максимальный вариант—1,25 прожиточного минимума на семью.

Для семей с четырьмя и более детей:

минимальный вариант—1,25 прожиточного минимума на семью;

максимальный вариант—1,5 прожиточного минимума на семью.

Величина пособий матери по уходу за ребенком до 1,5 года должна быть увеличена до размера:

минимальный вариант—1,0 прожиточного минимума;

максимальный вариант—1,25 прожиточного минимума.

Но даже такие, казалось бы, большие пособия позволяют решить материальные проблемы семьи с тремя детьми, при большем количестве детей возникает дефицит средств, так как не обеспечивается даже прожиточный минимум.

Помогают решить материальные проблемы многодетной семьи льготы, которые предоставляет Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»:

льгота по медицинскому обслуживанию;

льгота на проезд в общественном транспорте;

многодетным семьям, имеющих трех и более детей, предоставляется проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных линий для учащихся общеобразовательных школ (Указ Президента РФ от I 5.05.92 г. №431);

Проблемы многодетных семей

Современная семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей [6, с. 144].

Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные [6, с. 144].

Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность-поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети [6, с. 145].

Многодетная семья чаще всего в нашем сознании ассоциируется с малообеспеченностью, безнадзорностью детей, детскимнеблагополучием.

В числе главных проблем многодетной семьи называют: материальную, жилищную, проблему здоровья, проблемы в сфере образования, проблемы досуга и отдыха [2, с. 218].

Рис. 4 — Проблемы многодетных семей

Материальные проблемы. В России, во-первых, фиксированные величины оплаты труда, как то минимальный размер оплаты труда или прожиточный минимум имеют косвенное отношение к реальным потребностям индивидов и семей или реальным минимальным нормам выживания. Так, минимальный размер заработной платы покрывает не более четверти расходов [12, с. 41].

В многодетных семьях материальные проблемы стоят наиболее остро и связанны с усилением иждивенческой нагрузки на работающих членов семьи. Можно сказать, что рождение третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности [2, с. 218].

Таким образом, уровень жизни семей резко снижается. Меньше употребляется молока, яиц, мяса, фруктов. Возникают проблемы с обеспечением детей одеждой, товарами первой необходимости, учебниками игрушками и др. [12, с. 43].

Жилищная проблема. Семья обычно растет быстрее, чем возможности по её улучшению жилищных условий. В результате более половины многодетных семей имеют семь и менее квадратных метров жилья на человека. Как в городах, так и в сельской местности среднедушевая обеспеченность жильем в семьях из пяти человек и более существенно ниже, чем по России в целом. Особенно остро стоит жилищный вопрос у молодежи, выросшей в многодетной семье. Жилищные условия, являясь частью воспитательного потенциала семьи, оказывает прямое воздействие на развитие ребёнка [2, с. 218].

Читать еще:  Фразы о материнстве. Цитаты про маму

Проблема здоровья в многодетных семьях. Здоровье детей зависит от физического и генетического здоровья родителей, полноценности питания, ухода и содержания, состояния окружающей среды и социально-гигиенических показателей жизни. На ухудшение здоровья детей сегодня оказывает ухудшение здоровья родителей, белково-витаминный дефицит в питании беременных женщин, снижение возможностей здравоохранения, снижение уровня и качества жизни населения. В последние годы наблюдается устойчивый рост заболеваемости инфекционными заболеваниями, в том числе дифтерией, туберкулезом, заболеваниями передающимися половым путем, онкологическими заболеваниями [12, с. 75].

В многодетных семьях отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение.

Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от порядкового номера рождения ребенка — вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей заболеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рождения более длительный срок находятся на грудном вскармливании, но страдают режим, качество питания. В структуре заболеваемости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте — нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте — заболевания нервной системы, органов зрения. Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.

Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но в связи с большой загруженностью родителей на воспитание детей остается мало времени, и все же, в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений. Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации, как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

Проблемы в сфере образования. В многодетных семьях меньше возможностей для полноценной учебы, для разностороннего образования детей, снижены возможности духовного и культурного развития ребенка, несомненно, многодетная семья имеет и свои достоинства. Дети рано приобщаются к труду, к ведению домашнего хозяйства, привыкают быть ответственными. В такой семье создается атмосфера для трудового, нравственного, эмоционального воспитания. Проблемы и трудности, задачи по их преодолению могут сплотить семью [12, с. 218].

Проблема досуга и отдыха. Индустрия детского досуга и отдыха все в большей степени ориентируется на платные блага и услуги. Это сказывается на детях из семей с низким доходом, в первую очередь — многодетных. Платными услугами могут воспользоваться не более 4% семей с детьми [12, с. 218].

Таким образом, если проанализировать проблемы многодетной семьи в целом, то становится очевидным, что ни одна из них не может быть в полной мере решена при существующей системе социальной поддержки многодетных семей, каждая многодетная семья, не зависимо от степени ее благополучия, нуждается в помощи и внимании со стороны общества, государства.

Основную роль должны сыграть местные социальные службы. Поскольку в многодетных семьях возникают самые разные проблемы, предоставляется целесообразным создать для оказания им необходимой помощи различные службы.

Изучив проблемы многодетных семей, стоит рассмотреть, как же на практике применяются технологии социальной работы с многодетными семьями.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПРОБЛЕМЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: АНАЛИЗ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В современных условиях появление на свет первого ребенка несет в себе не только ответственность, но и определенные денежные расходы. Это определяется тем, что обеспечить ребенка даже самыми простыми вещами довольно не просто в настоящее время. А многодетность делает семью довольно бедной, потому что убытков становится еще больше. Прежде чем выявить проблемы, касающиеся многодетной семьи, уточним понятие «многодетная семья».

В России многодетность — явление редкое, если не сказать уникальное. Из всех семей с детьми 65,2% составляют однодетные (70% — в городах и 52,2% — в сельской местности), а многодетные лишь 6,6%. В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей (10,6% — в городах и 16,8% — в сельской местности). При этом в структуре российской многодетности — 75% составляют семьи с тремя детьми и только 7,7% — с пятью и более[5].

Многодетная семья – это семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 18 лет, постоянно или преимущественно проживающая на территории определенной области.

По утверждению Холостовой Е.И. все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

− семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В таких семьях дети являются ценностью для родителей. Они любят их и делают все зависящее чтобы их детям жилось хорошо;

− семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети;

— семьи, в которых родители не планировали иметь семью, а дети появились в результате невозможности прервать беременность по медицинским показателям, рождение близнецов или двойняшек;

− неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне низкого интеллектуально-психического уровня развития, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, так как семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 – 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно [8, с. 511].

Государство заинтересовано в развитии и жизнеобеспечении таких семей. Оно разрабатывает социальную политику, оказывающую определенную меру социальной помощи и поддержки. Например, в Указе Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» перечислены оказываемые меры поддержки многодетным семьям. К ним относятся:

  • Скидки в размере не менее 50% на оплату коммунальных услуг;
  • Льготы на медицинское обслуживание;

Посещение театров, музеев, выставок и парков культуры 1 раз в месяц – бесплатно;

  • Бесплатное питание для школьников и учащихся до 18 лет;
  • Бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус) и др[7].
  • Но, несмотря на эти меры социальной поддержки, в многодетных семьях все же имеются проблемы.

    Как показывает реальная практика, наиболее главной проблемой многодетной семьи является материальная проблема. Существует некая взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами на каждого члена семьи. Ни для кого не секрет, что с рождением ребенка доход в семье резко сокращается. В семьях, состоящих из шести человек, доход на каждого человека в семье в 2,2-2,8 раза ниже, чем в семьях из двух человек, и в 1,8-2,1 раза ниже, чем в семьях из трех человек.

    Читать еще:  Как правильно воспитывать мальчика в семье: советы психологов родителям. Воспитание мальчика. Роль папы и мамы

    По мнению Павленка П.Д.особого разрешения требует жилищная проблема. Она является довольно острой, так как обеспечение жильем каждую многодетную семью незначительно. В России практически совсем не строят квартиры специально для многодетных семей.

    Немаловажное внимание уделяется отношению многодетной семьи с социальной микросредой. Это проблема проявляется в дискомфорте общения с социумом. Многодетные семьи вынуждены создавать свой круг взаимодействия в виде общественных организаций, клубов, объединений. Дети таких семей имеют узкий круг общения и предпочитают оставаться дома, чем их сверстники из малодетных семей.

    Очевидно, что проблема здоровья играет важную роль. В многодетных семьях дети болеют довольно чаще, чем дети из других семей. Это проявляется из-за того, что:

    такая семья тратит значительно меньше материальных средств для ухода за детьми;

    довольно мало физических возможностей, потому что больному ребенку не получается уделять больше внимания из-за наличия других детей в семье;

    в большинстве случаев дети из многодетных семей находятся в худших жилищных условиях, что приводит к скученности, вследствие чего один ребенок может заразить другого;

    Отметим так же особенности данной проблемы в сфере образования. В многодетных семьях значительно меньше условий и возможностей для обучения, отсутствуют высокие доходы, которые давали бы возможность оплатить обучение детей в школах и университетах. Тем самым духовное и культурное развитие детей низкое, они плохо учатся, подвергаются влиянию улицы[6, с. 128].

    Казибекова З.М. выделяет проблему трудоустройства родителей. Это проявляется в том, что многодетных родителей, особенно матерей, не всегда берут на работу. Работодатели ссылаются на то, что женщина все время будет сидеть на больничном с детьми. Эта же проблема обуславливается низким образовательным потенциалом родителей и уровнем их активности.

    Руднева М.Я. акцентирует проблему взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, родителей между собой. Как правило, дети в многодетных семьях находятся под жестким контролем и присмотром со стороны взрослых. Они обладают меньшей свободой в принятии решений, в своих действиях, в конечном результате которого они становятся замкнутыми, скованными. Тем не менее, дети в многодетных семьях находятся в нервном положении, потому что старшие дети обязаны помогать родителям в быту и в воспитании младших детей. Что касается родителей, то им приходится работать не только на обычной работе, но и заниматься детьми, выполнять работу по дому. Это говорит о том, что супруги уделяют меньше времени друг другу, что может повлиять на внутрисемейные отношения.

    Как и в других семьях, проблема воспитания является ключевой. Здесь главный акцент ставится на моральную и психологическую атмосферу семьи, уровень культуры и образованности родителей, их социальный статус, круг интересов в семье. Данная проблема сложна тем, что не каждый родитель обладает определенными навыками воспитания и не может прочувствовать желания своего ребенка.

    Проблема правового и юридического характера. Существует факт, что некоторые многодетные семьи не знают о том, какие льготы, пособия, выплаты полагаются им по закону. А если и знают, то не представляют, какие документы им необходимо собрать и куда предоставить, чтобы получить различного рода выплаты.

    Культурно-досуговая проблема объясняется тем, что в России отсутствуют бюджетные дома отдыха для многодетных семей. Это все может предоставляться только за определенною плату[6, с. 129].

    Для преодоления трудной ситуации в семьях с более тремя детьми на основе анализа литературы и реально практики можно сформулировать ряд рекомендаций по улучшению благополучия этих семей.

    1. Требуется оптимальный подход по разработке государственной программы, которая включала бы предоставление таких видов услуг, как введение дополнительных налоговых льгот и пособий для оплаты дошкольных учреждений многодетных семей.

    2. Государственная программа, проводимая для многодетных семей должна формировать и реализовать стремление женщины на то, чтобы ей легче было совмещать работу и семейную жизнь. Это все должно сходиться к тому, чтобы у женщины не было сомнений, которые побуждали бы ее уходить с рынка труда[2, с. 114].

    3. Необходимо передать государственную поддержку многодетной семьи с регионального уровня на федеральный. Это необходимо из-за того, что нехватка средств в бюджете не влечет за собой финансовую помощь многодетным семьям, она будет ограничена.

    4. Создавать в средствах массовой информации некий положительный образ многодетной семьи. В этом имидже описать крепкие связи внутри многодетной семьи, рассказать о ценностях, обычаях и традициях в такой семье. Если это осуществить, то можно будет ассоциировать многодетную семью с жизненным успехом. Также объяснить населению, что многодетная семья – это семья в которой есть опора, сила, выдержка, а не только бедность обреченное положение.

    5. Включить в трудовой стаж матери время присмотра и ухода за детьми. Это нужно сделать для того, что стаж учитывался при расчете пенсии матери.

    6. Стимулировать работодателей, принимающих на работу многодетных матерей[4, с. 102].

    7. Совершенствовать систему кадрового обеспечения органов и учреждений, осуществляющих семейную политику. Кроме основных, выполняемых ими обязанностей, они также должны информировать многодетных семей о существующих социальных программах и оказывать помощь в подготовке необходимых документов.

    8. Необходимо снизить пенсионный возраст многодетных мам.

    Проблема заключается также в том, что нет единой базы данных по многодетным семьям. Именно это усложняет работу органов государственной власти по предоставлению различных видов помощи и мер социальной поддержки многодетным семьям[3, с. 155].

    На наш взгляд, следует создать центры по работе именно с многодетными семьями, деятельность которых будет направлена:

    1) повышение психологической компетентности работников социальных центров, работающих с многодетными семьями;

    2) проведение паспортизации многодетных семей;

    3) установление постоянных и непрерывных контактов со всеми членами многодетной семьи;

    4) разработку индивидуального план работы с каждой многодетной семьей, в котором будут учтены все особенности данной семьи и формы работы с ней[1. с.16].

    В заключение отметим, что современная политика системы социальной защиты многодетных и малообеспеченных семей должна быть выстроена таким образом, чтобы она способствовала социальной защищенности этих групп граждан, стимулировала их экономическую активность, занятость, обеспечивала материальное благополучие и стабильность таких семей.

    Библиографический список

    Алексеева Л. С.Работа с семьей в учреждениях соци­ального обслуживания: социально-психологический аспект / Л. С. Алексеева//Семья в России. 1998. №3—4. – С. 15-19.

    Бурибаев, Е.А. Проблемы социальной поддержки многодетной семьи / Е.А. Бурибаев, Ж.А. Хамзина, Ж.К. Орынтаев // Theoretical & Applied Science. 2015. № 3 (23). С. 109-114.

    Вако, А.А. Разработка органами государственной и муниципальной власти политики в области социальной защиты многодетных семей (на примере удмуртской республики) / А.А. Вако, Т.В. Замостьянова // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2010. № 1 (17). С. 154-155.

    Казибекова, Н. А. Анализ проблем многодетных семей в современный период / Н.А. Казибекова, З.М. Исмиева, М.Н. Агасиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 3 (32). С. 101-104.

    Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения. Электронный ресурс URL: [http://of-law.ru/stati/mnogodetnaya-semya-i-problemy-ee-sotsialnogo-obespecheniya.html] дата обращения: 21.12.2016

    Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М.: ИНФА-М, 2009. – 272с.

    Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с изменениями и дополнениями на 25 февраля 2003г.) Электронный ресурс URL: [http://base.garant.ru/10100845/#ixzz4OOk04fyx] дата обращения: 21.12.2016

    Холостова, Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К 0 », 2007. – 668с.

    Источники:

    http://studfiles.net/preview/2378907/page:30/
    http://studwood.ru/509968/sotsiologiya/problemy_mnogodetnyh_semey
    http://scienceforum.ru/2017/2451/32725

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector